масштабировать проект что значит

Основы масштабирования

Прочитав в этом блоге о балансировке на стороне клиента, решил опубликовать свою статью, в которой описаны основные принципы масштабирования для web-проектов. Надеюсь, хабралюдям будет интересно почитать.

Основы масштабирования

Масштабируемость — способность устройства увеличивать свои
возможности
путем наращивания числа функциональных блоков,
выполняющих одни и
те же задачи.
Глоссарий.ru

Обычно о масштабировании начинают думать тогда, когда один
сервер не справляется с возложенной на него работой. С чем именно он не
справляется? Работа любого web-сервера по большому счету сводится к основному
занятию компьютеров — обработке данных. Ответ на HTTP (или любой другой) запрос
подразумевает проведение некоторых операций над некими данными. Соответственно,
у нас есть две основные сущности — это данные (характеризуемые своим объемом) и
вычисления (характеризуемые сложностью). Сервер может не справляться со своей
работой по причине большого объема данных (они могут физически не помещаться на
сервере), либо по причине большой вычислительной нагрузки. Речь здесь идет,
конечно, о суммарной нагрузке — сложность обработки одного запроса может быть
невелика, но большое их количество может «завалить» сервер.

В основном мы будем говорить о масштабировании на примере
типичного растущего web-проекта, однако описанные здесь принципы подходят и для
других областей применения. Сначала мы рассмотрим архитектуру проекта и простое
распределение ее составных частей на несколько серверов, а затем поговорим о
масштабировании вычислений и данных.

Типичная архитектура сайта

Жизнь типичного сайта начинается с очень простой архитектуры
— это один web-сервер (обычно в его роли выступает Apache),
который занимается всей работой по обслуживанию HTTP-запросов,
поступающих от посетителей. Он отдает клиентам так называемую «статику», то
есть файлы, лежащие на диске сервера и не требующие обработки: картинки (gif,
jpg, png), листы стилей (css), клиентские скрипты (js, swf). Тот же сервер
отвечает на запросы, требующие вычислений — обычно это формирование
html-страниц, хотя иногда «на лету» создаются и изображения и другие документы.
Чаще всего ответы на такие запросы формируются скриптами, написанными на php,
perl или других языках.

Минус такой простой схемы работы в том, что разные по
характеру запросы (отдача файлов с диска и вычислительная работа скриптов)
обрабатываются одним и тем же web-сервером. Вычислительные запросы требуют
держать в памяти сервера много информации (интерпретатор скриптового языка,
сами скрипты, данные, с которыми они работают) и могут занимать много
вычислительных ресурсов. Выдача статики, наоборот, требует мало ресурсов
процессора, но может занимать продолжительное время, если у клиента низкая
скорость связи. Внутреннее устройство сервера Apache предполагает, что каждое
соединение обрабатывается отдельным процессом. Это удобно для работы скриптов,
однако неоптимально для обработки простых запросов. Получается, что тяжелые (от
скриптов и прочих данных) процессы Apache много времени проводят в ожидании (сначала при получении
запроса, затем при отправке ответа), впустую занимая память сервера.

Решение этой проблемы — распределение работы по обработке
запросов между двумя разными программами — т.е. разделение на frontend и
backend. Легкий frontend-сервер выполняет задачи по отдаче статики, а остальные
запросы перенаправляет (проксирует) на backend, где выполняется формирование
страниц. Ожидание медленных клиентов также берет на себя frontend, и если он использует
мультиплексирование (когда один процесс обслуживает нескольких клиентов — так
работают, например, nginx или lighttpd), то ожидание практически ничего не
стоит.

Из других компонент сайта следует отметить базу данных, в
которой обычно хранятся основные данные системы — тут наиболее популярны
бесплатные СУБД MySQL и PostgreSQL. Часто отдельно выделяется хранилище
бинарных файлов, где содержатся картинки (например, иллюстрации к статьям
сайта, аватары и фотографии пользователей) или другие файлы.

Таким образом, мы получили схему архитектуры, состоящую из
нескольких компонент.

масштабировать проект что значит. Смотреть фото масштабировать проект что значит. Смотреть картинку масштабировать проект что значит. Картинка про масштабировать проект что значит. Фото масштабировать проект что значит

Обычно в начале жизни сайта все компоненты архитектуры
располагаются на одном сервере. Если он перестает справляться с нагрузкой, то
есть простое решение — вынести наиболее легко отделяемые части на другой
сервер. Проще всего начать с базы данных — перенести ее на отдельный сервер и
изменить реквизиты доступа в скриптах. Кстати, в этот момент мы сталкиваемся с
важностью правильной архитектуры программного кода. Если работа с базой данных
вынесена в отдельный модуль, общий для всего сайта — то исправить параметры
соединения будет просто.

Пути дальнейшего разделения компонент тоже понятны — например, можно вынести frontend на отдельный сервер. Но обычно frontend
требует мало системных ресурсов и на этом этапе его вынос не даст существенного
прироста производительности. Чаще всего сайт упирается в производительность
скриптов — формирование ответа (html-страницы) занимает слишком долгое время.
Поэтому следующим шагом обычно является масштабирование backend-сервера.

Распределение вычислений

Типичная ситуация для растущего сайта — база данных уже
вынесена на отдельную машину, разделение на frontend и backend выполнено,
однако посещаемость продолжает увеличиваться и backend не успевает обрабатывать
запросы. Это значит, что нам необходимо распределить вычисления на несколько
серверов. Сделать это просто — достаточно купить второй сервер и поставить на
него программы и скрипты, необходимые для работы backend.
После этого надо сделать так, чтобы запросы пользователей распределялись
(балансировались) между полученными серверами. О разных способах балансировки
будет сказано ниже, пока же отметим, что обычно этим занимается frontend,
который настраивают так, чтобы он равномерно распределял запросы между
серверами.

Важно, чтобы все backend-серверы были способны правильно
отвечать на запросы. Обычно для этого необходимо, чтобы каждый из них работал с
одним и тем же актуальным набором данных. Если мы храним всю информацию в единой
базе данных, то СУБД сама обеспечит совместный доступ и согласованность данных.
Если же некоторые данные хранятся локально на сервере (например, php-сессии
клиента), то стоит подумать о переносе их в общее хранилище, либо о более
сложном алгоритме распределения запросов.

Распределить по нескольким серверам можно не только работу
скриптов, но и вычисления, производимые базой данных. Если СУБД выполняет много
сложных запросов, занимая процессорное время сервера, можно создать несколько
копий базы данных на разных серверах. При этом возникает вопрос синхронизации
данных при изменениях, и здесь применимы несколько подходов.

Возможны разные варианты распределения системы по серверам.
Например, у нас может быть один сервер базы данных и несколько backend (весьма
типичная схема), или наоборот — один backend и несколько БД. А если мы масштабируем
и backend-сервера, и базу данных, то можно объединить backend и копию базы на
одной машине. В любом случае, как только у нас появляется несколько экземпляров
какого-либо сервера, возникает вопрос, как правильно распределить между ними
нагрузку.

Методы балансировки

Пусть мы создали несколько серверов (любого назначения — http, база данных и т.п.), каждый из которых может обрабатывать запросы. Перед
нами встает задача — как распределить между ними работу, как узнать, на какой
сервер отправлять запрос? Возможны два основных способа распределения запросов.

масштабировать проект что значит. Смотреть фото масштабировать проект что значит. Смотреть картинку масштабировать проект что значит. Картинка про масштабировать проект что значит. Фото масштабировать проект что значит
масштабировать проект что значит. Смотреть фото масштабировать проект что значит. Смотреть картинку масштабировать проект что значит. Картинка про масштабировать проект что значит. Фото масштабировать проект что значит

Разумеется, существуют и комбинации этих подходов. Например,
такой известный способ распределения нагрузки, как DNS-балансировка, основан на
том, что при определении IP-адреса сайта клиенту выдается
адрес одного из нескольких одинаковых серверов. Таким образом, DNS выступает в
роли балансирующего узла, от которого клиент получает «распределение». Однако
сама структура DNS-серверов предполагает отсутствие точки отказа за счет
дублирования — то есть сочетаются достоинства двух подходов. Конечно, у такого
способа балансировки есть и минусы — например, такую систему сложно динамически
перестраивать.

Работа с сайтом обычно не ограничивается одним запросом.
Поэтому при проектировании важно понять, могут ли последовательные запросы
клиента быть корректно обработаны разными серверами, или клиент должен быть
привязан к одному серверу на время работы с сайтом. Это особенно важно, если на
сайте сохраняется временная информация о сессии работы пользователя (в этом
случае тоже возможно свободное распределение — однако тогда необходимо хранить
сессии в общем для всех серверов хранилище). «Привязать» посетителя к
конкретному серверу можно по его IP-адресу (который, однако, может меняться),
или по cookie (в которую заранее записан идентификатор сервера), или даже
просто перенаправив его на нужный домен.

С другой стороны, вычислительные сервера могут быть и не равноправными.
В некоторых случаях выгодно поступить наоборот, выделить отдельный сервер для
обработки запросов какого-то одного типа — и получить вертикальное разделение
функций. Тогда клиент или балансирующий узел будут выбирать сервер в
зависимости от типа поступившего запроса. Такой подход позволяет отделить
важные (или наоборот, не критичные, но тяжелые) запросы от остальных.

Распределение данных

Мы научились распределять вычисления, поэтому большая
посещаемость для нас не проблема. Однако объемы данных продолжают расти,
хранить и обрабатывать их становится все сложнее — а значит, пора строить
распределенное хранилище данных. В этом случае у нас уже не будет одного или
нескольких серверов, содержащих полную копию базы данных. Вместо этого, данные
будут распределены по разным серверам. Какие возможны схемы распределения?

Источник

Каталог статей

масштабировать проект что значит. Смотреть фото масштабировать проект что значит. Смотреть картинку масштабировать проект что значит. Картинка про масштабировать проект что значит. Фото масштабировать проект что значит

Безусловно, любая организация задумывается о росте. Сначала компания думает о росте своей выручки, доли рынка, прибыли, вовлеченности людей. После этого у нее может возникать необходимость в распространении своей бизнес-модели в другие регионы и даже за рубеж через продажу франшизы, создание копий, обучение других организаций. Рост в пределах небольшого объема, компании дается, как правило, легко. Но если объем нужно увеличить в несколько раз, выйти на новые рынки, к новым потребителям, занять новые ниши и распространить идею в другие регионы, это уже сложная задача масштабирования проекта.

Планирование масштабирования

Этот процесс необходимо всерьез планировать. В первую очередь необходимо определить видение такого масштабирования, то есть, как это должно выглядеть в результате. При этом нельзя, чтобы взятые ранее на себя обязательства не были исполнены, а изначальные идеи и ценности организации были преданы. При планировании процесса масштабирования очень важно заранее предусмотреть следующие вещи: бизнес-модель, операции и процессы организации, маркетинг, обучение персонала.

Операционную модель необходимо строить из соображений эффективности, экономии, скорости и пошаговой автоматизации процессов без снижения качества. В крупных масштабах вам очень важен динамизм и инновации, чтобы не упустить аудиторию. В бизнес-модели необходимо предусмотреть и финансовый план инвестирования в новое оборудование, крупные приобретения, исследования. При росте масштаба часть прибыли может быть использована на эти цели. Персонал нужно не только обучить новым определенным навыкам, необходимым в работе. Людей нужно готовить к изменениям в организации, чтобы это не вызвало стресса и сбоя операционной деятельности. Цикл обучения должен быть максимально быстрым.

Маркетинг

Конечно, самое главное в этой ситуации это видение вашей будущей организации и ваше лидерство в этом процессе: донесите свое видение до масс, расскажите им, каким вы видите свой проект после масштабирования, какими будут ваши ценности, ключевые идеи. Возможно, при масштабировании вам придется столкнуться с новыми и более крупными аудиториями, тогда их нужно сегментировать. При этом выход к новым сегментам аудитории непременно должен сопровождаться хорошо налаженными коммуникациями с местным сообществом: именно они знают проблематику своего региона и помогут найти локальные решения, вдохновляющие людей.

Типы масштабирования организаций

Существует три ключевых типа масштабирования организаций:

Пути масштабирования

Существует два основных пути масштабирования через рынок или через государство. В первом случае вам необходимо отработать эффективную бизнес-модель и выстроить цепочку создания стоимости. Во втором — получить субсидии или оплату за свои услуги, предоставив государству свою компетентность взамен. Рыночные компании растут лучше, однако не в секторе создания товаров и услуг для малообеспеченных слоев населения. У государства меньший уровень компетентности. Конечно, и в том и в другом случае можно привлечь донора, но этого недостаточно.

На любом пути вы столкнетесь с трудностями планирования, перераспределения ресурсов и расчетов. Вам будет необходимо предусмотреть дизайн-модель вашей будущей организации, пути дистрибуции, цепочку поставок, финансирование, ценовую политику, систему платежей и продаж.

Барьеры на пути масштабирования

В этом нелегком процессе вас ждут барьеры трех типов:

Рыночные барьеры происходят, в том числе, от асимметрии доступа к информации. Это порождает финансовые риски и требует соответствующего риск-менеджмента. Если вы работаете в сегменте общественных благ, то вступаете в конкуренцию за рынок с государством, имеющим доступ к созданию законов и распространению информации. Рынок порождает различные условия финансирования для проектов на ранних стадиях и более долгосрочных. Рынок также подтвержден внешним эффектам, таким как социальные расходы и социальные гарантии.

Государство, в свою очередь, порождает коррупцию, нехватку общественных благ, инфраструктуры, неадекватную регуляцию. Государство затрудняет путь от производителя услуг и товаров до его потребителя. Кроме того, необходимо понимать, что на решения отдельных чиновников влияет длительность политического цикла, которая в любой стране гораздо короче долгосрочного плана развития проекта.

Внутри организации также могут возникать проблемы. Например, они могут исходить от основателя, который не хочет пересмотреть видение проекта, даже когда он неэффективен. Их причиной может быть нехватка данных или их неправильная оценка. Проблема эвалюации данных и оценки отдельных клиентских историй актуальна для любой организации. Масштабирование может приводить к краху неформальных систем управления и требовать построения более формальных. Ценности организации в новых масштабах тоже могут быть подвергнуты риску.

Этапы масштабирования

На стадии зарождения идеи проекта организация открывает для себя своего потребителя. На эмбрионной стадии организация впервые с ним сталкивается и проверяет его потребности и основные свойства. Только после этого наступает ранняя стадия, на которой компания формирует свою аудиторию. Что характерно, как правило, в этот момент у собственников заканчиваются деньги и у проекта существует высокий риск умереть. Если же этого не происходит, то компания переходит в стадию развития и строит свою аудиторию самостоятельно.

Итак, с чего же нужно начать при масштабирования проекта? В первую очередь ответьте на вопрос: какую проблему он решает, какой барьер преодолевает? Что его породило: рынок или государство? Какие барьеры стоят на вашем пути?

Далее необходимо сформировать видение. На этом этапе у вас возникнет три вопроса:

После ответа на них у вас сформируется модель. Вам необходимо выбрать тип масштабирования, понять, почему именно этот тип вам подходит, каковы его сильные и слабые стороны. Какова стратегия пошагового запуска новой модели? Как убедить лиц, принимающих решения, что именно она нам нужна?

На следующем этапе вы создаете первоначальные условия для масштабирования. Какие новые навыки и ресурсы вам нужны? Какие перемены внутри организации необходимо осуществить? Как мобилизовать необходимую поддержку?

И в процессе запуска проекта вам необходимо осуществлять мониторинг, анализ и оценку. Как убедиться, что новая модель работает? Достаточно ли вы отслеживаете процесс? Как вы используете информацию? Существует множество проектов, которые не получают с первого раза положительные ответы на вопросы о работе и эффективности проекта. Случается так, что предложенное решение не работает. Либо работает, но не пригодно для масштабирования. Вы протестировали это, и этот отрицательный опыт тоже опыт. Это не повод для закрытия проекта. Если проблема действительно существует, придумайте для нее другое решение и протестируйте его. Это цикл может повторяться много раз, но при наличии спроса, вы обязательно сможете рано или поздно создать работающее решение.

Финансирование процесса

Пожалуй, процессы масштабирования проектов — самые сложные для поиска финансирования. В мире существует масса программ помощи микробизнесу, малым некоммерческим проектам. Существуют также крупные гранты, которые могут предоставить государство, доноры и частный сектор. Как раз середина, к сожалению, испытывает нехватку ресурсов.

Как правило, организация проходит следующую иерархию финансирования на своем пути в зависимости от ее масштаба:

Собственных средств и первоначальных исследовательских грантов, как правило, хватает на проведение исследования, анализ аудитории и бизнес-план. Далее проект очень рискует погибнуть, если не найдет финансирование. Бизнес-ангелы могут помочь с созданием команды и первого прототипа. Далее на помощь может прийти венчурное финансирование. Оно поможет создать работающую модель, оплатить поставки и дистрибуцию. Частное прямое финансирование приходит на стадии вывода продукта на рынок. И уже после этого компания начинает возвращать деньги.

Масштабирование социальных проектов

Особенно тяжело приходится социальным предпринимателям и проектам. От них инвесторы ожидают и получения прибыли и социального эффекта, что накладывает двойную ответственность. Кроме того, инвесторы требуют от них расходовать средства в первую очередь на социальные эффекты, и не приходят в восторг от финансирования текущей и административной деятельности, которая все же нужна. Чаще всего они работают как раз с малообеспеченным слоями населения, при этом являются малыми организациями, работающими за пределами уровня принятия со стороны государства. Они больше всех испытывают нехватку ресурсов, при этом от них ожидают, что их прибыли не будут распределяться, а будут рефинансироваться вновь. Они не могут предоставить столько же возможностей для выхода из инвестиций, как и бизнес-структуры. Стадия проверки рынком для них длится куда дольше. И, конечно, они создают риски для инвесторов, особенно на начальных стадиях.

Однако, у них есть и сильные стороны. Им легче получить обратную связь от своих потребителей, они к ним ближе. Они достаточно мобильны, могут меняться и приспосабливаться, и даже легко могут получать оплату в натуральной форме, что делает их более гибкими. Наиболее доступными для них вариантами помощи являются филантропические частные проекты, микрофинансирование, программы государственной поддержки и ресурсы самих социальных предпринимателей.

Финансирование социальных проектов

Стандартно, инвесторы стремятся увидеть прибыль у финансируемых проектов. Однако, существуют социально-ответственные инвестиции, которые будут чуть больше сосредоточены на социальных эффектах вашей работы. На первом уровне они благосклонно относятся к рискам вашего социального проекта по сравнению с другими проектами, по-прежнему ожидая от вас прибыль. На втором уровне они включают социальные метрики в показатели эффективности проекта. Более высокий уровень — инвестиции в социальные изменения. Для них на первый план выходит возможность получения социального эффекта, используя рыночные возможности. Еще на более высоком уровне они даже готовы понести потери ради этих эффектов. Наиболее высокий уровень — филантропы. Они готовы полностью вложить средства в социальные эффекты, не ожидая их возврата совсем.

Таким образом, социальный проект постепенно переходит от собственных средств к возвратным, невозвратным или конвертируемым грантам. Затем он начинает привлекать инвестиции в социальные изменения. Это могут быть долги, ценные бумаги, сочетающие долевые и долговые характеристики (квазикапитал), имущество, привлеченное на нерыночных условиях. Они могут входит в портфели инвестиций как наиболее рисковые части капитала. И уже после этого они могут перейти к рыночным моделям финансирования, таким как займы, финансирование ангелами или венчурными фондами, краудфандинг и прямое финансирование. Кроме того, для них доступны финансирование за счет привлечения волонтеров или проведения стажировок.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Источник

Масштабирование бизнеса как способ выйти на новый уровень

В бизнесе развитие является залогом успешной деятельности. Если компания стоит на месте, более крупные конкуренты быстро переманят всех её клиентов. Чтобы этого не случилось, предприятие расширяют, то есть проводят масштабирование бизнеса. О том, что представляет собой масштабирование, и какие его разновидности существуют, вы узнаете из данной статьи.

Что такое масштабирование бизнеса и зачем оно нужно

О масштабировании бизнеса слышал каждый, кто интересуется предпринимательской деятельностью. Под этим термином понимают расширение предприятия, причём в первую очередь физическое. Есть два основных варианта: или вы расширяете уже имеющуюся единицу бизнеса, или создаёте новые по тому же принципу.

К примеру, вы приобрели небольшой продуктовый магазин. Когда он начал приносить прибыль, стоит задуматься о том, чтобы увеличить площадь этой торговой точки. Другой вариант – открыть ещё одну.

Важно понимать, что расширению подвергается система, но не люди. То есть бизнес в виде кондитерской, где владелец сам готовит выпечку по авторским рецептам, расширить невозможно. А вот если речь идёт, например, о туристическом агентстве, в котором руководитель занимается лишь организационными вопросами и управлением, то масштабирование будет вполне уместным. Владелец может создать целую сеть агентств, работающих по единой схеме и под одним брендом, и тем самым существенно увеличить свой доход.

В этом и заключается смысл масштабирования: поскольку капитализация сети выше, чем отдельно взятого офиса или точки продаж, расширение делает бизнес более прибыльным.

Если грамотно масштабировать компанию, можно захватить существенную долю рынка и начать больше зарабатывать. Если же говорить о масштабировании бизнеса с невысоким коэффициентом окупаемости, то в этом есть определённый риск. С другой стороны, результаты зачастую оказываются положительными.

Как понять, что бизнесу требуется масштабирование

Стоит задуматься о масштабировании, если вы замечаете стабильное увеличение количества клиентов. Критичным считается показатель роста от 5 и более процентов в неделю.

Если в такой ситуации не расширить бизнес, то в скором времени вы столкнётесь с рядом проблем:

Что нужно, чтобы масштабирование бизнеса стало возможным

Выделяют несколько точек роста, работа над которыми позволяет из небольшой компании сделать крупный бизнес:

Нужно серьёзно подумать над тем, можете ли вы принципиально изменить свой проект. Если существуют возможности для модернизации, то можно заняться масштабированием бизнеса. Хотя во многих случаях предварительно стоит провести мероприятия по оптимизации. Сюда входят:

Методы масштабирования, способные заставить ваш бизнес расти

С каждым годом специалисты разрабатывают новые способы масштабирования организации. Однако есть множество путей, которые уже неоднократно проверены на практике:

Масштабирование бизнеса с помощью улучшения системы продаж

Для улучшения продаж существует множество путей:

Работать можно не только над самими продажами, но и над общей стратегией предприятия. Есть две концепции: первая основывается на увеличении цены, а вторая — на снижении себестоимости.

В первом случае ключевую роль играет имидж бренда и правильная маркетинговая деятельность. Они одновременно создают добавленную стоимость и обеспечивают стабильный поток покупателей. Затем хорошо обученные специалисты отдела продаж доводят максимально возможное количество потенциальных клиентов до покупки. Благодаря серьёзной наценке предприятие получает высокую прибыль. Однако при этом повышаются и издержки на обеспечение качества продукции и продаж.

Во втором случае прибыль возрастает за счёт того, что компания закупает сырьё по более низкой цене, самостоятельно производит комплектующие, выходит на крупные объёмы производства при одновременном сокращении издержек. В результате на изготовление аналогичного товара тратится меньше средств.

Масштабирование бизнеса с помощью франчайзинга

Франчайзинг как способ масштабирования бизнеса подразумевает, что вы создаёте эффективную модель работы предприятия, а затем продаёте её другим организациям. Когда партнёры-франчайзи открывают точки под вашим брендом в разных уголках страны, бизнес выходит на совершенно новый уровень.

Популярность франчайзинга вполне объяснима: с его помощью человек может за определённую плату получить готовую схему развития предприятия, эффективность которой неоднократно подтверждена на практике. Не нужно будет бояться, что в силу неопытности или недостаточного понимания рынка он потеряет все свои вложения. Реализуя проверенную бизнес-модель и пользуясь поддержкой франчайзера, начинающий предприниматель может быстро организовать работу нового офиса или торговой точки и выйти на стабильный уровень прибыли.

Франчайзинг выгоден для обеих сторон. Хотя владелец бренда и получает лишь процент от прибыли, продажа франшиз позволяет ему с невероятной скоростью расширять свой бизнес. Тот, кто приобретает бизнес-модель, тоже остаётся в плюсе: он получает готовый план развития, поддержку, снабжение и возможность за короткий срок и без особых рисков начать своё дело.

Продажа франшизы помогает не только увеличить площадь распространения бизнеса, но и укрепить положительный имидж бренда. За счёт открытия новых точек о вас будут узнавать, говорить и писать, а это для любой компании большой плюс.

Можно перечислить множество преимуществ франчайзинга как метода масштабирования. Вот наиболее значительные из них:

Так называют плату за использование бизнес-модели, которая производится разово или регулярно (раз в месяц, квартал или год). По сути это финансовое вознаграждение за право пользоваться плодами вашего интеллектуального труда и тем имиджем, который уже успела наработать организация.

Помимо того, что франчайзи отдаёт партнёру небольшую часть прибыли, он ещё и выполняет функции рекламного агента. Присутствие вашей компании в разных городах при условии качественной работы коллег помогает раскрутить бренд.

Условия работы по франшизе можно устанавливать согласно своим желаниям и возможностям. К примеру, многие компании лично поставляют партнёрам товары, изготавливают для них рекламные материалы и так далее. Таким образом франчайзер может со временем выйти на новый рынок, получить достаточно опыта и начать продавать франшизы в других направлениях.

Масштабирование бизнеса за счет открытия филиалов

Процесс подготовки к открытию филиала аналогичен тому, как компания разрабатывает бизнес-модель для продажи франшизы. В этом случае также необходимо регламентировать все происходящие в организации процессы — такие как закупка сырья, производство и распределение продукции, проведение маркетинговых мероприятий, поиск сотрудников, контроль выполнения текущих задач и составление отчётности. Отличие лишь в том, что управлять новым офисом и получать прибыль от его работы будете
вы, а не другой предприниматель.

Если вы недостаточно чётко понимаете принципы функционирования вашего предприятия и при этом большая часть направлений деятельности требует ручного управления, то с масштабированием бизнеса лучше повременить. Открывать филиалы в такой ситуации опасно.

К примеру, для открытия нового офиса необходимо автоматизированное управление и отслеживание продаж в рамках увеличения или уменьшения клиентской базы, анализ оборота и прибыли в разрезе товарных категорий, каналов продаж и так далее. Без этого контроль продаж на удалённой территории не представляется возможным.

Не так важно, какими инструментами компания пользуется, главное, чтобы система финансового контроля была выстроена максимально чётко. Некоторые фирмы имеют не один десяток филиалов и всю отчётность ведут в Excel-таблицах. Естественно, что для обработки отчётов такого формата необходимы специальные сотрудники, а это дополнительная статья расходов. Но при грамотной регламентации подобная фирма может многие годы успешно развиваться на рынке. Иными словами, автоматизация существенно ускоряет и упрощает контроль, но без налаженной бизнес-модели она бесполезна.

Кроме того, чтобы иметь возможность управлять продажами и расходами, необходимо ввести бюджетирование во всех структурных подразделениях. При отсутствии бюджетирования владелец бизнеса
вынужден львиную долю рабочего времени тратить на то, чтобы самостоятельно анализировать расходы каждого филиала и подтверждать все покупки, вплоть до канцтоваров. Другой вариант – передать ответственность за финансы руководителям на местах. Но в таком случае высока вероятность неоправданных расходов и даже воровства, что напрямую скажется на себестоимости реализуемых товаров.

При масштабировании бизнеса с помощью филиалов в структуре компании создаётся специальное подразделение. Его сотрудники контролируют соблюдение бюджета в каждом из офисов, анализируют все важные показатели и решают мелкие управленческие вопросы. Помимо этого, данное подразделение отвечает за составление плана развития филиалов и его реализацию. Данные об эффективности работы структуры и предложения по её модернизации регулярно направляются руководству. В итоге владелец бизнеса лишь изучает готовую аналитику и только изредка занимается решением каких-либо вопросов напрямую.

Вообще, открыть филиал немногим легче, чем начать новый бизнес. Необходимо будет найти подходящее помещение, нанять сотрудников, составить максимально чёткий план всех этапов развития новой точки. Чтобы каждый объект запускался в срок и с соблюдением всех правил, необходимо назначить ответственных сотрудников, которые будут контролировать процесс подготовки.

При создании филиала нужно решить множество разноплановых задач. Для начала проводится исследование территориального рынка, позволяющее подтвердить целесообразность развития бизнеса в этом городе или регионе. Затем осуществляется поиск помещения, закупка техники и мебели, запуск маркетинговой кампании. Для будущих руководителей филиалов организуется обучение существующим корпоративным стандартам.

Когда филиал уже открылся, его работу необходимо регулярно контролировать. Этим занимаются специальные сотрудники, вооружённые чёткой инструкцией относительно того, каким нормативам должны соответствовать ключевые показатели. Руководитель вмешивается в процесс только в том случае, если данные говорят о низкой окупаемости новой точки. При этом важно оценивать деятельность каждого филиала, а не бизнеса в целом. Только так можно понять, насколько выгодно для организации существование того или иного подразделения.

Основные сложности при развитии сети можно описать так:

Однако у создания новых подразделений как метода масштабирования бизнеса есть и свои плюсы:

Компании, расположенные в Москве, постоянно пополняют свой штат квалифицированными кадрами из регионов. Это выгодно, поскольку для такого сотрудника возможность работать в крупном городе сама по себе является наградой. Столичные специалисты более избирательны, и привлечь их в компанию не так-то просто.

Агрессивный маркетинг как способ масштабирования бизнеса

Франчайзинг и консалтинг популярные, но не единственные способы расширения бизнеса. Помимо этого, современные предприниматели используют ряд маркетинговых стратегий, в том числе агрессивный маркетинг. С его помощью можно также подготовить молодую организацию к заключению франчайзингового договора.

Если при масштабировании бизнеса компания делает ставку на агрессивный маркетинг, это значит, что значительная часть бюджета тратится на рекламу и различные методы привлечения внимания. Суть метода в том, что в медиа-среде должно присутствовать большое количество прямой рекламы данного бренда, способствующей его узнаваемости и побуждающей людей покупать определённую продукцию. Здесь действует принцип, что из нескольких товаров человек скорее выберет тот, который ему знаком. При этом важно, чтобы рекламные материалы были интересными и необычными. Эффект от применения данной стратегии хотя и заметный, но недолговечный.

Последствия агрессивного маркетинга могут быть и положительными, и отрицательными. Иногда фирмы перегибают палку в плане количества и навязчивости рекламы, в результате чего у многих клиентов формируется неприязнь к бренду.

Масштабирование бизнеса: последовательность шагов

Масштабирование бизнеса с лёгкостью можно осуществить только в том случае, когда участие владельца в ключевых процессах компании минимально. Именно поэтому перед расширением предприятия необходимо научиться делегировать полномочия. Пока остальные сотрудники занимаются текущими задачами, у руководителя появляется достаточно времени, чтобы обдумать сложные стратегические вопросы, поработать над планом развития производства, маркетинговым планом и так далее.

Предпринимателю, который планирует масштабирование своего бизнеса, нужно на какое-то время отойти от дел. Если при этом все отделы будут работать стабильно, а темпы увеличения прибыли не замедлятся, расширение возможно.

Данный процесс состоит из нескольких этапов:

Если всё было сделано правильно, компания довольно быстро начнёт развиваться. В этот период нужно быть готовым к тому, что всю систему менеджмента и маркетинга в организации нужно будет пересмотреть. В некоторых случаях приходится не только нанимать новых сотрудников, но и увольнять
тех, кто неэффективно работает в новой структуре. Это связано с тем, что масштабирование бизнеса не только увеличивает объёмы компании, но и создаёт абсолютно новую философию предпринимательской деятельности.

Одним из важнейших этапов масштабирования является брендирование. Этот процесс связан сопределением миссии и ключевых ценностей компании, а также формированием фирменного
стиля. Это необходимо как для открытия новых филиалов, так и для работы по схеме франчайзинга. В ходе брендирования компания получает новые ориентиры: помимо привлечения прибыли важно по максимуму понимать желания, интересы и мировоззрение клиентов и соответствовать им. Если раньше вы
производили товар, который приобретается для удовлетворения определённых потребностей, то теперь ваш продукт должен стать чем-то гораздо большим, неким атрибутом определённого стиля жизни.

В условиях жесткой конкуренции масштабирование бизнеса является едва ли не единственным способом удержаться на плаву. Когда вы расширяете свою сеть, даже если речь идёт о продаже франшиз, вы укрепляете свои позиции на рынке. Тем фирмам, которые этого не делают, со временем всё сложнее и сложнее будет соперничать с другими крупными организациями.

Имея представление о том, в чём сущность масштабирования, какие выгоды оно приносит и с какими сложностями может быть связано, вы можете предусмотреть такую возможность заранее. Для этого нужно ещё на этапе планирования и формирования общей стратегии бизнеса учитывать перспективу его дальнейшего расширения.

5 неверных представлений о масштабировании бизнес-процесса

Способность предприятия расти, накапливая всё больше и больше ресурсов – одно из непременных условий его успешной деятельности. При этом многие начинающие бизнесмены не совсем правильно понимают сущность масштабирования, полагая, что расширять бизнес очень трудно и опасно. Есть несколько распространённых мифов, окоторых необходимо знать, чтобы не погубить свой стартап.

1. В некоторых сферах взрывной рост невозможен.

Огромное количество начинающих предпринимателей по всему миру создают компании самой разной направленности и обеспечивают их устойчивый и быстрый рост. Верить, что именно в вашей отрасли это невозможно, – значит зря ограничивать собственный потенциал.

Каждая фирма, которая сейчас на пике популярности, когда-то была стартапом. Каких-то пару десятков лет назад никто бы не поверил, что такая компания как Google добьётся мировой известности. Теперь же подавляющее большинство пользователей интернета используют этот поисковик каждый день. А Facebook, популярнейшая социальная сеть с миллионами участников, когда-то создавался лишь для учащихся одного колледжа.

Специалисты по рекламе и PR утверждают, что возможность масштабирования бизнеса не зависит от того, к какой отрасли он относится. Однако для этого необходима не только свежая идея и востребованный продукт, но и правильная стратегия развития и грамотный подбор сотрудников, каждый из которых смог бы максимально вложиться в общее дело.

2. Для расширения бизнеса нужны огромные вложения.

Этот миф объясняется тем, что не все предприниматели понимают разницу между обычным развитием компании и масштабированием. В первом случае вы получаете больше прибыли за счёт того, что вкладываете больше ресурсов. Во втором случае серьёзных дополнительных вложений не требуется. Вся суть масштабирования бизнеса в том, чтобы продать разработанный организацией продукт или услугу большему количеству клиентов без особых затрат.

Допустим, ваша фирма предлагает услуги по веб-дизайну. В вашем штате есть определённое количество специалистов, которые могут выполнять ограниченное количество заказов одновременно. Если вы нанимаете ещё несколько сотрудников, чтобы брать больше проектов, это – развитие бизнеса. Чтобы масштабировать бизнес, можно, к примеру, создать онлайн-курс по веб-дизайну. В производство этого товара нужно вложиться лишь один раз, но прибыль вы будете получать от каждой покупки.

Среди продуктов, которые легко масштабируются – различные программы, плагины, приложения для телефона. Как вариант можно рассматривать также площадку по типу eBay, на которой встречаются продавцы и покупатели. Также довольно часто предприниматели делают ставку на выпуск высокомаржинального продукта, доход от реализации которого покрывал бы расходы на заработную плату специалистов.

Иными словами, масштабирование бизнеса предполагает поиск путей увеличения прибыли без значительных временных и финансовых затрат.

3. Быстрый рост компании – решение всех финансовых проблем.

Если предприятие не является прибыльным, то есть фактически работает в убыток, рано или поздно это приведёт к финансовым проблемам. Но если в этой ситуации начать расширение компании, эти проблемы только усугубятся.

Обычно причиной проблем в финансовой сфере является неверное планирование, а также нечёткое понимание того, как быстро тот или иной продукт окупается.

Например, если предполагается масштабировать бизнес путём разработки приложения, нужно учитывать, что сначала вам придётся вложиться в его разработку. Эти расходы нужно рассчитать, чтобы не разориться ещё до запуска нового продукта.

Грамотная аналитика и финансовое планирование помогает решить проблемы с финансовыми потоками гораздо эффективнее, чем расширение компании.

4. Для масштабирования необходимо будет увеличить штат.

Найм новых сотрудников – один из естественных этапов развития организации. Но когда речь идёт о масштабировании, здесь выбор всегда делается в пользу качества, а не количества. Да, содержать высококлассного специалиста дорого, но именно такие сотрудники помогают бизнесу подняться на новый уровень.

Интересное мнение на этот счёт высказал эксперт по развитию бизнеса и основатель проекта Break the Web Джейсон Берковиц. Он считает, что новый сотрудник может не только оказать значительную помощь компании, но и навредить. Поэтому очень важно нанимать только тех специалистов, которые действительно разделяют идеи предпринимателя и его видение дальнейшего развития фирмы. При этом собеседование стоит проводить из расчета как минимум из трёх человек на каждую свободную должность, и обращать особое внимание на коммуникативные навыки кандидатов.

Работа персонала – это то, что позволяет компании развиваться. Поэтому для успешной деятельности бизнеса необходимо нанимать только профессиональных сотрудников.

5. Масштабирование бизнеса – сложнейшая задача.

Стратегия развития действительно может быть сложной, но это скорее минус, чем плюс. Куда проще придерживаться простого плана, в котором чётко расписаны все этапы достижения конечной цели. Такие схемы гораздо лучше показывают себя на практике.

Для того, чтобы разработать простую, но эффективную бизнес-стратегию, необходимо взглянуть на свою деятельность глазами клиентов и ответить на вопросы: в чём её смысл, зачем она нужна аудитории.

Сформулируйте в нескольких словах миссию компании, то, ради чего она существует.

Упростить стратегию масштабирования бизнеса может помочь автоматизация. Об этом неоднократно говорил основатель Inflow, маркетингового агентства Inc 5000 и одной из самых быстрорастущих компаний в Денвере Майк Беласко. Он акцентирует внимание на том, что в некоторых случаях хорошо отлаженная система способна в считанные минуты выполнить задачу, на которую у человека уходят часы. Специалист убеждён, что автоматизация позволяет не только сэкономить время сотрудников, но и улучшить общую эффективность работы компании.

В масштабировании простота — это залог успеха. Вероятность ошибиться гораздо выше у тех руководителей, которые берутся за всё и сразу, чем у тех, кто трудится над разработкой одного продукта. Согласитесь, если одновременно разрабатывать онлайн-курс и писать книгу, вы не сможете максимально
погрузиться ни в один из проектов. Если же все ресурсы сосредоточить на чём-то одном, можно добиться удивительных результатов.

Многие компании достигают успеха, используя современные инструменты масштабирования. Они довольно быстро расширяются, не испытывая при этом финансовых проблем. Вы тоже можете этого добиться, если не будете забывать о тщательном планировании. Важно разработать простую стратегию, учитывающую особенности рынка и ресурсы организации, и найти специалистов, которые смогли бы её реализовать. Так вы сможете увеличить свою прибыль при минимальном уровне дополнительных вложений.

5 лучших книг про масштабирование бизнеса

Заниматься бизнесом может не каждый, но, если вы выбрали этот путь, скучать вам точно не придётся. Открытие своего дела может быть связано со множеством эмоций, как положительных, так и отрицательных. А чтобы не наделать ошибок и не разочароваться раньше времени, изучите советы опытных предпринимателей и маркетологов, которыми они делятся в своих книгах.

Надежда Смирнова, Николай Мрочковский, Андрей Парабеллум “Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле“. Исследования говорят о том, что 60 % отечественного розничного рынка составляют франшизы. Цель данной книги — обучение масштабированию бизнеса через франчайзинг.
В ней содержится пошаговая инструкция, как разработать собственный бренд и начать зарабатывать на его распространении в регионах. Также издание будет полезно для тех, кто хочет создать сеть монобрендовых магазинов или обновить концепцию своей компании.

Простые практические советы помогут вам разобраться, как организовать процесс розничной торговли и эффективно контролировать деятельность компании. Они будут весьма полезны предпринимателям, которые производят товары массового потребления, занимаются оптовой торговлей, развивают собственный розничный магазин, создают торговую марку, начинают свой путь в качестве продавца или покупателя франшизы.

Роберт Саттон, Хагги Рэо “Хороший рост — плохой рост. Масштабируйте возможности, а не проблемы“.
Эта книга рассказывает об основных организационных проблемах, возникающих в ходе масштабирования бизнеса, и о наиболее эффективных методах их решения. Авторы предоставляют читателям семь инструментов развития бизнеса. Здесь собраны самые важные принципы, из которых формируются различные рекомендации, способы и методы развития предприятий. При этом многие рекомендации являются универсальными и рассматриваются несколько раз в контексте того или иного инструмента.

Евгений Ойстачер “Масштабирование, или Как заставить ваш бизнес расти”. О масштабировании бизнеса Ойстачер знает не понаслышке, ведь он создал В2В-компанию, которая сейчас работает в 12 странах, а её объём продаж составляет 5 млрд в год.

В своей книге опытный предприниматель описывает путь превращения небольшого стартапа в крупную компанию. Вы узнаете о типичных ошибках, которые совершают 90 % руководителей при попытке расширить свой бизнес, о правилах, соблюдение которых поможет разработать действенную стратегию и собрать эффективную команду.

Владимир Довгань “Франчайзинг. Путь к расширению бизнеса“. В этой книге систематизирован опыт многих зарубежных организаций. Для подготовки издания было изучено множество англоязычных публикаций, где глубоко анализируются все этапы становления рассматриваемых фирм. Издание особенно ценно, поскольку ни один из использованных источников не переведён на русский язык.

Автор надеется, что его труд поможет отечественным предпринимателям восполнить пробелы в профессиональных знаниях и решиться на использование новых методов развития своего дела.

“Франчайзинг от А до Я” — ценное практическое руководство, основанное на многолетнем опыте семи практикующих экспертов в области франчайзинга. Авторы предлагают читателям готовый план, как создать и оформить франшизу, а затем зарабатывать на её продаже. Отдельная глава посвящена тому, на что следует обращать внимание при выборе франшизы для приобретения.

Эту книгу можно назвать универсальным гидом по миру франчайзинга, поскольку она будет полезна и тем, кто задумывается о масштабировании существующего бизнеса, и тем, кто собирается начать предпринимательскую карьеру с покупки прав на использование готового бренда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *