материал запоминается тем лучше чем он больше
Мозг запоминает всё?
Студенты по-разному усваивают информацию, которую доносит до них преподаватель. Причина тому — разница в способностях. Чтобы понимать, почему после лекции студенты ничего не запомнили, необходимо иметь представление о работе головного мозга, о его особенностях и возможностях. На этих моментах и остановимся в статье.
Особенности головного мозга
Прежде всего, стоит понимать, что мозг является самым энергозатратным органом в организме. При сравнительно небольшой массе он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии и 25%, когда человек активно начинает думать.
Мозг очень избирателен. Любой энергозатратный процесс невыгоден всему организму, поэтому мозг будет любыми способами экономить ресурсы и стараться не «включаться» без крайней необходимости.
Мозг стирает информацию, которой не пользуются. Например, так бывает у студентов, когда они в самый последний момент решают выучить много билетов за раз. На экзамене они еще все помнят, а вот после него все знания уходят практически безвозвратно, потому что их больше не задействуют в жизни. Но в некоторых случаях стереть что-то из памяти бывает неплохо. Это может быть неудачный опыт знакомства или выступления. Все это впоследствии заменяются успешным вариантом события.
Мозг нередко обманывает нас: меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Он влияет на восприятие информации и окружающего мира. А память — одна из его функций — позволяет либо удерживать нужную информацию, либо избавиться от нее.
Структура памяти
Память — вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Считается, что существует 3 уровня памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.
Следы в сенсорной памяти сохраняются на очень короткое время. За доли секунды решается вопрос о том, нужно ли привлекать обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да, информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет, информация стирается, замещается новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами.
Если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, то есть способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Джордж Миллер в 1956 году показал, что память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов. В зависимости от сложности этих элементов число может колебаться от 5 до 9. Если вам нужно в сжатые сроки сохранить в памяти информацию, включающую более семи элементов, мозг группирует все таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Например, длинный номер банковской карты мы запоминаем так: 1234 5678 1011 1213.
Долговременная память напоминает архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся длительное время. Длительность долговременной памяти зависит от важности запоминаемой информации, а также способа ее систематизации и воспроизведения.
Роль ряда факторов, влияющих на способность запоминать информацию
Важно принимать во внимание факторы, которые оказывают влияние на память. Это привычность материала, контекст, мотивация и углубление в изучаемый предмет. Более подробно остановимся на каждом.
Привычность материала. Когда какое-то событие повторяется, оно гораздо легче запоминается и на более длительный срок, в отличие от случайного явления. Пример: таблица умножения. Наверно, вы сталкивались с тем, что пожилые люди вспоминали прошлые события жизни во всех деталях. Это может быть связано с тем, что об этих событиях они рассказывали или слышали много раз. Кроме того, многие из событий, о которых рассказывают наши дедушки и бабушки, содержат глубокий эмоциональный подтекст. Такие события многократно пересказываются близким, поэтому навсегда врезаются в память.
Контекст, в котором происходит событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, котором произошло запоминание. Так, один и тот же материал, будь то математика или психология, легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.
Мотивация. Очевидно, что лучше запоминается то, что человек по-настоящему хочет выучить. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.
Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с другими фактами в различных контекстах. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.
Как происходит забывание
Забывание может быть связано с различными факторами. Их мы и рассмотрим дальше.
Возраст. Пожилые люди могут прекрасно помнить событие, имеющее эмоциональную окраску, но при этом забывать, что им предстоит сделать. Им бывает сложно освоить новые технологии и навыки, в то время как молодым людям гораздо проще разобраться с новым продуктом.
Неиспользование информации. Когда мы используем информацию, полученную в школе, она забывается с годами. Лучший способ сохранить что-то в памяти — не просто повторять определенную информацию, но и быть искренне увлеченным предметом.
Интерференция. Если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний будет страдать (пример проактивной интерференции).
Еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен.
Подавление. С помощью мотивированного забывания люди пытаются «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. Так, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет или явиться на важную, но чреватую неприятными последствиями встречу.
Какие продукты улучшают работу мозга
Как мы уже отметили, с возрастом память может ухудшаться. Это касается не только студента, но и преподавателя. Для поддержания и улучшения работы мозга включайте в свой рацион следующие продукты.
Грецкие орехи — источник Омега-3 жирных кислот, белка, витаминов А, B и Е, а также лецитина, вещества, которое улучшает работу мозга и активизирует память. В день достаточно съедать по 5–6 орехов.
Рыба тоже насыщена Омега-3 кислотами. Они оказывают влияние на все, что происходит в нашей голове: мыслительные процессы, управление телом, состояние памяти. Регулярное употребление жирных кислот предотвращает многие болезни. В идеале надо съедать хотя бы 100 грамм рыбы каждый день, но если это проблематично, постарайтесь включить любой сорт жирной морской рыбы в свой рацион 2–3 раза в неделю.
В авокадо много фолиевой кислоты и Омега-3 жирных кислот. Они стимулируют работу сосудов. Если не любите сам фрукт, добавляйте в еду масло — оно содержит все полезные свойства авокадо в концентрированном виде.
Черника способна улучшить память и обучаемость. Это подтвердил эксперимент с участием детей школьного возраста. В те дни, когда дети получали черничные напитки, они лучше выполняли тесты на запоминание слов и концентрацию внимания. В итоге такой результат связали с флавоноидами — эти элементы улучшают приток крови к мозгу и облегчают передачу информации между нервными клетками.
Тыквенные семечки. Цинк, жирные кислоты, магний, витамины А и Е в составе тыквенных семечек положительно влияют на активность нейронов, память и общую выносливость организма. Оптимальная порция семечек тыквы — 80–100 грамм в день. Лучше всего добавлять в салаты, выпечку или утренние мюсли.
Сбалансированное питание и упражнения способны тренировать мозг и улучшить память. Мы собрали несколько тренажеров, которые помогут повысить эффективность работы мозга.
Подведем итог
Наш мозг потребляет достаточно много энергии всего организма: 25% при активных умственных нагрузках. Такая функция мозга, как память, может быть сенсорной, кратковременной и долговременной. На память могут оказывать влияние различные факторы. Например, возраст, неиспользование информации, подавление. Для повышения эффективности работы мозга рекомендуется добавить в свой рацион орехи, рыбу, авокадо, чернику и тыквенные семечки. И, конечно, пользуйтесь специальными тренажерами для улучшения памяти.
Как быстро запомнить большие объёмы информации
Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.
Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.
Интервальное повторение
Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.
На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.
Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.
Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:
Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:
Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.
Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.
После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.
Мнемотехники
Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.
Метод Цицерона
Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.
Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.
Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:
Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.
Метод пиктограмм
Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.
Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.
Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:
Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб
Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.
Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх
Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.
Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.
Использование рифм
Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.
Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»
Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.
Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.
Сочинение аббревиатур
Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.
Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.
А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.
Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!
Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как человек запоминает информацию.
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
1. Сенсорная память.
Как следует из ее названия, сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время – порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.
Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.
2. Кратковременная память.
В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Было установлено что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации – например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Представим себе, например, что мы нашли в списке абонентов какой-то телефонный номер, набрали его, а линия оказалась занятой. Если при этом мы мысленно не повторяем этот номер, то спустя несколько минут нам придется искать его снова.
С 1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
3. Долговременная память.
Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.
Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.
Что способствует запоминанию.
Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено в детстве или в течение жизни. Пожилые люди поражают нас способностью вспоминать прошлые события. Однако на самом деле это может быть связано лишь с тем, что о таких событиях они рассказывали или слышали много раз. Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что они рассказывают, – это, как правило, какие-то достопримечательные события, часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом.
Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология, легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.
Мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведения многих композиторов, но не могут воспроизвести мотив последней модной песенки и даже вспомнить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатов мы легче запоминаем аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Как показала Зейгарник мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца.
Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров – как в лекциях, так и в учебниках. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.
Соберись тряпка, перестань думать о своем инсулине. Большое депрессивное расстройство. Эндогенная депрессия
Сегодня речь пойдет о депрессии. Нет не о плохом настроении, а о настоящей эндогенной депрессии. В большинстве своем люди представляют депрессию, как сугубо плохое настроение и сниженную работоспособность. Отчасти это верно, но лишь от части. Дело тут в том, что для депрессии плохое настроение, это вовсе не обязательный компонент, но об этом речь пойдет дальше.
Хорошо, вот я вам тут рассказываю, как вы все заблуждаетесь, но без аргументов это все будет оставаться лишь болтовней. Так что, думаю стоит дать определение того, что же такое депрессия.
Начнем с того, что все “депрессии” делятся на 2 большие ветки:
Данное заболевание возникает при дисбалансе выработки серотонина и катехоламинов. Тут существует 2 варианта:
Нейроны не способны создавать в синаптической щели достаточную концентрацию серотонина и катехоламинов. В таком случае сигнал получается попросту слишком слабым. И нейрон “приемник” не реагирует на входящий сигнал.
Теперь рассмотрим, а как же все таки диагностируется депрессия.
Диагностика начинается с того, что нужно исключить другие расстройства. Такие как мания, гипомания, смешанные состояния, симптомы дефекта личности, апатико-абулический синдром при шизофрении. Также важно убедится в отсутствии тяжелых органических нарушений. Таких как инсульт, рак, и.т.д. Последствия черепно-мозговой травмы. Реакция на острую стрессовую ситуацию, а также хроническую усталость / астению, невротические расстройства, патологии развития и старения. Все вышеперечисленные болезни могут проявиться как депрессия, но это не будет большое депрессивное расстройство.
Теперь рассмотрим симптоматику.
Изменения аппетита и веса. Тут существует 3 варианта:
нет апспетита, человек ничего не ест, и теряет вес.
нет аппетита, человек ничего не ест, но вес остается прежним.
обратная ситуация, человек малоподвижен, много ест и набирает вес.
Полное отсутствие либидо. Человек в депрессии, за исключением легких форм, не испытывает сесуального желания. аналогично сексу, у человека полностью отсутствуют любые другие влечения, даже к любимым занятиям.
Изменение физической активности. Человек с этим расстройством будет чувствовать катастрофическую усталость, нежелание и неспособность вообще что либо делать. При тяжелой депрессии человек целыми днями может лежать и ему даже перевернуться на другой бок будет сложно. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию. Исключением является атипическая депрессия или маскированная депрессия, когда у человека на первый взгляд все нормально, но на деле оказывается что у него полный пакет симптомов.
Постоянное чувство вины.
Нарушения в когнитивной сфере. Трудность мышления, трудность концентрации, трудность или даже невозможность принятия решений.
Постоянные навязчивые мысли о смерти и суициде.
Благодарю за внимание. Всем добра!
Такс… Похоже у вашего покорного слуги окончательно крыша поехала. Сегодня речь пойдет о различных видах психологической зависимости. В этой статье я объединил на первый взгляд несовместимые вещи. Без исключения, каждый из этих пунктов имеет непосредственное отношение к радости, даже когда мы говорим об абьюзе и депрессии. Далее будет яснее.
Дело в том что наш мозг весьма прожорлив к ресурсам нашего организма и в пике своей активности потребляет до 60% всей энергии организма. Конечно обычно потребление не столь велико, но даже 20% в «крейсерском» режиме у взрослого человека тоже весьма внушительно. Проблема такого аппарата заключается в том что если его активность не ограничивать, то остальному организму попросту не хватит энергии. По этому заботливая природа придумала лень, которая призвана оградить наш организм от прожорливого мозга.
Но не кажется ли вам что природа как то излишни заботится о нас, и мы начинаем порой начинаем жить в дороге от холодильника до телевизора и обратно. Так себе экономия, не правда ли? По моему, перебор.
Для объяснения этого явления, предлагаю ввести термин, который я не встречал в литературе, но однажды слышал его в переводе выступления на tedx. Если очень упрощенно рассмотреть наш нейрон, то у него есть «порты» для входа и выхода сигналов. Тут все как в транзисторе, когда мы на базу подадим ток, то через транзистор откроется. Но если наш транзистор будет слишком чувствительным, то в нем попросту не останется места для логики и наш нейрон попросту реагировал бы на малейший раздражитель. Поэтому в нем предусмотрен механизм, за счет которого он игнорирует лишние (слишком слабые) сигналы. Для каждого нейрона есть так называемый уровень пороговой стимуляции. Это тот порог, который сигналу необходимо преодолеть, для того чтобы нейрон отреагировал на входящий сигнал.
Сразу внесу чуть ясности между понятиями привыкания и зависимости, ведь это кардинально разные вещи. Привыкание это процесс при котором мозг адаптируется к раздражителю и перестает на него реагировать или не реагирует так ярко как раньше. Зависимость же, это явление, при котором у мозга возникает необходимость получать стимул вновь и вновь. Нередко зависимость приходит вместе с привыканием, и в таком случае, нам постоянно приходится повышать «дозу» стимула.
Для более полного понимания картины, нам придется разобраться с механизмом получения того самого удовольствия.
Исходя из описанных выше свойств дофаминовой системы, можем сделать вывод, что события и явления связанные с дофамином, потенциально уже могут вызывать психологическую зависимость.
Вот такой вот экскурс в мир нейротрансмиттеров, эндорфинов и зависимостей. Надеюсь, нашлись люди, которые дочитали до этого момента ибо статью переписывал 3 раза и потратил немало времени и сил. Для тех, кому интересен подобный контент, у меня есть канал в телеграмме, на котором много подобных постов на тему мозга и кофеина. https://t.me/caffeine_club_channel
Спасибо за уделенное мне время, всем добра!