медитация випассана что это такое
Випассана — путь к познанию сути
Медитации уделяют внимание все религии. Йогины утверждают, что медитативное состояние ума — наивысшее состояние, в котором ум может находиться. Когда он исследует внешний объект, он идентифицирует себя с ним и теряет себя. Используя сравнение древнего индийского философа: душа человека — чиста, как кристалл, но она принимает цвет того, что рядом. Всё, к чему прикасается душа, окрашивает её в свой цвет. В этом и состоит сложность. И в этом зависимость». Свами Вивеканда
С лово медитация происходит от латинских слов meditari — «размышлять», «упражнять разум» и mederi — «исцелять». Санскритское происхождение этого слова medha — означает «мудрость». В основе медитации лежит концентрация ума на определённом объекте, звуке, образе или дыхании, также это может быть динамическая медитация, когда выполняются, например, свободные движения под музыку. В медитативном состоянии практик всецело присутствует в объекте медитации за счёт отстранения от происходящего, то есть всё его внимание сконцентрировано на чём-то одном, оно уже не распыляется и не пытается ухватить и тут и там, а полностью обращено в одном единственном направлении.
В данной статье мы рассмотрим наиболее распространённый в буддийской традиции вид медитации — випашьяна или випассана.
Випашьяна дословно означает «видеть реальность как она есть», иными словами, цель данной медитации — пробудить в себе изначальную мудрость. Данная практика позволяет, во-первых, проникать в суть вещей и событий, развить так называемое ясное видение происходящего, во-вторых, на более глубинном уровне, увидеть свои прошлые жизни (воплощения) и приблизиться к пониманию своего предназначения на данное воплощение. Звучит заманчиво, как же добиться таких результатов?
Внешне практика медитации выглядит довольно просто: скрестил ноги, выпрямил спину, сложил руки, закрыл глаза. На самом же деле, когда осуществляешь первую попытку медитации, сталкиваешься с некоторыми проблемами: ноги не особо-то и сгибаются, спина не выпрямляется, а глаза то и дело бегают, разглядывая непомерный поток мыслей. И даже если всё не так плохо и вроде уселся, то остаться в таком положении неподвижно в течение хотя бы получаса, крайне трудно. Ввиду чего возникает резонный вопрос — нужно ли себя так мучить, ведь можно сесть на стул или лечь на диван, и медитируй себе? Ответ однозначный — нужно!
А суть в следующем. За счёт прикладываемых к себе усилий у практика происходит так называемое очищение. Через преодоление себя рассеиваются иллюзии и о себе, и о мире. Казалось бы, ну что тут такого сесть и посидеть пару часов со скрещенными ногами, по сравнению с целой жизнью — ерунда. Мы ежедневно выбрасываем гораздо больше времени, сидя в социальных сетях, перед телевизором, в метро или в пробке. Однако приближает ли нас комфорт к пониманию себя и мира вокруг? Мы даже и не помним, что мы делали всё это время. То есть мы можем вспомнить: «Я смотрел такой-то фильм». Но что мы реально делали в это время: как сидели, с кем говорили, дышали или нет, грызли ногти, чесались, о чём думали — ничего… Однако, если, например, что-то нам доставляло дискомфорт: было тесно, дурно пахло и т. п., то мы более детально запомним свои действия. Когда человек выполняет аскезу, он наиболее осознан, сконцентрирован, его ум не блуждает. Помимо прочего выполняя аскезу, происходит очистка кармы. На сайте oum.ru довольно много различной информации на эту тему, например, можно обратиться к одной из моих предыдущих статей «О природе событий. Карма и кармические связи». И, как ни странно, именно наличие трудностей указывает на ценность плода, получаемого в результате. Как показывает жизненный опыт, чем больше мы вкладываем усилий, времени, денег, тем больше мы ценим полученное.
Однако не достаточно лишь перевести внимание на себя, необходимо развернуть сознание глубже, внутрь, отвлечься от внешних раздражителей. В йога-сутрах Патанджали данный этап именуется пратьяхарой — пятая ступень аштанга-йоги (восьмиступенчатой йоги), в буддийских практиках данное отвлечение с последующим обузданием ума носит название «шаматха». В буддийской традиции шаматха представляется изображением, где монах сначала гонится за чёрным слоном, увлечённым обезьяной, но по мере продвижения на пути слон и обезьяна светлеют, и в завершении слону нет дела до обезьяны, на нём восседает монах, и они летят по радуге. Слон здесь символизирует ум, обезьяна — неугомонные мысли, монах — практика, полёт по радуге — переход от Шаматхи к Випашьяне. Шаматха — это работа по постепенному уменьшению количества мыслей, отвлечению внимания и сознания от внешних раздражителей, например, звуков, запахов, дискомфорта в теле, то есть путь достижения спокойствия ума. И затем происходит произвольный плавный переход к випашьяне.
Если Шаматха — практика покоя ума, то Випашьяна — практика ясности ума.
Випашьяна не означает отсутствие мыслей, ум хитёр и постоянно ищет пути обратить на себя внимание, но находясь в этой медитации, практик не вовлекается в мысли, а видит, где они начинаются, откуда произрастают и каково их место назначения. Именно поэтому випассана помогает осознать глубинные причины и истинную мотивацию тех или иных действий. Мы как бы распутываем клубок с целью увидеть, что стоит за тем, как мы живём и существуем. Благодаря этой практике мы можем утвердиться в правильном и разочароваться в неправильном, можем научиться отличать зёрна от плевел.
Випассана предназначена для встречи с самим собой. В итоге практик понимает, что нет смысла ничего выдумывать, что необходимо перестать врать самому себе. Как результат он сознаётся во всех допущенных ошибках, во всех моментах, где руководствовался эгоизмом. Всё это постепенно слой за слоем всплывает на поверхность, что порой весьма неприятно и горько. Однако помимо неприятных ощущений и колющей правды, начинает пробуждаться ясность. Здесь важно не зацикливаться на неприятном, а констатировать и отпускать. Таким образом и будет происходить то самое очищение от загрязнений ума.
Нужно сказать, что начать выполнять подобную практику лучше под руководством преподавателя или мастера, того, кто имеет опыт в этом деле и если что сможет пояснить какие-то моменты, ответить на возникающие вопросы. В настоящее время наибольшую популярность имеют два ретрита, направленных на ясное осознавание: Випассана по Гоенка и Випассана медитация-ретрит «Погружение в тишину» клуба oum.ru.
Главное условие данных мероприятий соблюдение обета молчания, участие в медитациях, соблюдение установленного режима, а также отказ от вредных привычек, насилия (включая употребление в пищу животных) и какой-либо деятельности, не связанной с практикой, на протяжении всего ретрита (курс длится около 10 дней).
Основное отличие данных ретритов состоит в том, что випассана по Гоенка не включает иных практик, кроме медитаций и делают упор на то, чтобы практик не получал никакой входящей информации, поэтому здесь забирают гаджеты, тетради, книги. В oum.ru помимо четырёх часов непосредственной медитации ежедневно проводятся двух часовое занятие хатха-йоги, час концентрации на образе и час совместной мантры «Ом». Также рекомендуется выполнять пранаямы и читать развивающую литературу (желательно древние писания), на что отведено ещё два часа ежедневно, по часу на каждую практику. Связь с внешним миром также желательно не поддерживать, поэтому рекомендуется отключить мобильные телефоны.
Немаловажно не выходить из ретрита раньше времени. Дело в том, что программа выстроена определённым образом, и установлена оптимальная продолжительность ретрита. За это время человеку удаётся не только увидеть определённые результаты, но и закрепить их.
Я дважды принимала участие в ретрите «Погружение в тишину» в oum.ru, могу сказать, что благодаря этому моя жизнь очень сильно преобразилась, я нашла ответы на многие вопросы, приблизилась к пониманию своего места в этом мире в этом воплощении, встретила людей, с которыми действительно много общего. Если спросить меня, советую ли я другим участвовать в подобном мероприятии и для кого оно, то мой ответ будет следующим. Конечно, я советую хотя бы раз каждому пройти курс випассаны, такие ретриты открывают глаза на себя и мир, убирают толстый слой иллюзий, которым большинство людей окутано, позволяют по-новому взглянуть абсолютно на всё, пересмотреть своё отношение к жизни, пробудить внутреннюю глубинную мудрость, переходящую из жизни в жизнь.
И ещё, может показаться, что медитация это что-то «не наше», что-то тибетское или индийское, на самом деле это не совсем так, практически во всех религиях встречаются медитативные практики. Поэтому випассана проводится для людей любых религиозных взглядов и убеждений.
Искренне советую попробовать свои силы в випассане. 10 дней — ничто по сравнению с целой жизнью, а результаты останутся на несколько воплощений вперёд.
Випассана. Что такое медитация випассана? В чем суть, цель, техники выполнения.
Випассана. Что это такое?
Випассана – это техника медитации осознавания настоящего момента и того, что происходит внутри него. Это техника наблюдения за ощущениями, за восприятиями, чувствами, эмоциями, движениями.
Випассана делает человека наблюдателем за действиями его собственного ума. Хотя ум как раз и не является частью самого человека. Это скорее проявления, всплески, откуда-то из глубины, которые, как можно заметить в процессе практики, никак не связаны непосредственно с человеком.
Цель медитации випассана – раскрытие взору человека истинной природы вещей и его самого.
Випассана развивает способность смотреть без реакций, без «хорошо и плохо», без оценок и суждений, без влияния знаний и опыта, которые ограничивают наше восприятия.
Практикуя випассану, человек приходит к глубокому пониманию изменчивости и непостоянства всего, что его окружает и его самого. Страдания и боль возникают и проходят, также как счастье и восторг.
Все переменчиво. Все. Привязанности опасны и лишь добавляют страданий.
Випассана помогает обычному человеку выстроить баланс между внешним и внутренним. Как?
Во-первых, открывая истину, что все одно, а во-вторых, что все лишь такое, какое есть.
Медитация випассана медленно перепрограммирует нас изнутри, открывая новый взгляд на мир, на самого себя и на себя в этом мире.
Границы восприятия размываются. Мы впускаем внутрь себя больше, чем могли раньше, принимаем то, чего раньше боялись, спокойнее и легче переносим проблемы, тяготы и боль, которых сегодня хватает на всех.
Давайте посмотрим поближе на эту технику медитации, разберемся в ее сути, целях и принципах. Дальше я предложу несколько техник для выполнения випассаны и расскажу, какую лучше выбрать для выполнения дома, как лучше всего освоить випассану и погрузиться в нее.
Випассана. Суть, цели, основные принципы этой техники медитации.
Два слова я уже успел сказать. Да и на страницах сайта я не раз говорил о силе настоящего момента, о важности проживания мгновения здесь и сейчас.
Это на самом деле преображает человека, рождает в нем энергию, вдохновение, чувство легкости, радости и счастья. Просто лишь осознание мгновения жизни.
Говоря простым языком, медитация випассана – это техника направления внимания как раз на то что происходит здесь и сейчас.
Випассана есть прозрение, ясное видение. «Пассана» означает вглядывание. Мы всей своей внимательностью вглядываемся в ощущение, в процесс, не соединяясь с ним, а лишь принимая его как таковой.
Если я сижу, например, то думаю не «я сижу», а «сидение», то есть происходит процесс сидения. Для того, чтобы даже мысленно не ограничивать и не отождествлять себя и процесс, себя и ум.
Випассана – это медитация внимательности и сосредоточенной осознанности, вглядывание в саму суть, в природу чувств, мыслей и эмоций.
Випассане научиться просто, но при этом очень сложно. Почему?
Потому что к ней нет четких инструкций, как и что надо делать. Вы постепенно распознаете свои собственные ощущения и чувства, свои реакции. Нужно быть очень внимательным.
Вы просто погружаетесь внутрь себя и внимательно наблюдаете, вглядываясь внутренним взором. Никто не может вам сказать, как точно нужно вглядываться, как нужно наблюдать.
Невозможно сказать, что вот вы неправильно как-то чувствуете, это эмоция должна быть не такой. Все, что есть – все правильно, но при этом у кого-то могут быть совсем иные реакции и ощущения. Он видит и понимает все по-своему.
Все, что можно получить, это лишь направляющие, некие маячки, ключевые элементы и возможные ошибки и ловушки ума, о которых я расскажу немного ниже.
Медитация випассана открывает вам себя и мир заново.
Это процесс. Непростой, но очень интересный и волнующий. И что нужно понимать под словом процесс? Что випассану рекомендуется переносить на свою повседневную жизнь. Тогда и внутренние изменения не заставят себя ждать.
Это сложно описать словами. Эти изменения прошивают вас изнутри, вы начинаете видеть вещи по-другому, это видение становится частью вас.
Випассана – это практика наблюдения за умом.
И что важно понять, вы не должны взять ум под контроль – это, во-первых, невозможно, а во-вторых, совсем не нужно.
Вы должны просто наблюдать.
Что бы он ни делал, чем бы ни занимался, какие бы мысли ни генерировал, не нагнетал страх, не накручивал чувства и эмоции, это все не важно, вы просто наблюдаете за его проявлениями. Это не хорошо и не плохо, это реалистично, вот оно так есть, это реальность в чистом виде.
Кстати именно отсутствие намеренного контроля за умом, берет его под контроль. Именно наблюдение за действиями ума обычно успокаивают его. Когда вы не цепляетесь за это, а просто смотрите беспристрастно, эти действия со стороны ума прекращаются.
Цели випассаны.
Цель випассаны — постижение функционирования ума путем наблюдения за ним.
Но при этом новичку, взять и с первых занятий начать наблюдать действия ума, это неправильно. Тогда не получится ничего, поэтому рекомендуется начинать с того, что легче всего отследить своим вниманием и ощутить. Это ощущения в теле.
Я чуть ниже опишу несколько простых техник випассаны, но могу сразу сказать, что популярной и подходящей для новичков техникой является отслеживание ощущений и движения живота при дыхании.
Начинающему на первых порах намного легче учиться на физических ощущениях, нежели пытаться вникать и разбираться в тонких.
И здесь мы, наблюдая за ощущениями в теле, тем самым все равно так или иначе касаемся работы ума.
Если нам неудобно сидеть, затекает шея, болит спина — мы не меняем положение тела, мы находимся с этими ощущениями и наблюдаем их, не пытаемся избавиться от них. Исследуем их и наши на них реакции.
Также можно обратить внимание и на желание избавиться от неприятных ощущений.
Можно попытаться увидеть, как оно возникло, откуда оно появилось, как влияет на нас и пытается управлять.
Ни на что не влияем, вообще ни на что. Випассана – это видение того, что есть.
Цель випассаны – развитие способности увидеть вещи и явления такими, какие они есть на самом деле.
Это то, что невозможно понять в теории. Все это можно лишь пережить.
Для того, чтобы успешно практиковать випассану, необходимо поработать над способностью концентрации и сосредоточения.
Для этого также существуют специальные техники медитации, которые называются «саматхи». Считается, что для начала нужно овладеть «саматхи», а потом приступать к випассане, потому что:
Цель практики випассана – раскрыть понимание смысла жизни, проникнуть в его суть.
Многие спрашивают, а зачем это нужно?
Пониманием сути и видение вещей и явлений такими, какие они есть, мы освобождаем себя от своих автоматических реакций, тревожных чувств и сомнений.
Випассана – это техника медитации, которая дает возможность освободиться от слепых реакций. Как?
Допустим, вы узнали какую-то радостную новость, вы наблюдаете за тем, какую автоматическую реакцию оно вызывает. Да, это приятная реакция.
Но вы также замечаете, что спустя небольшой промежуток времени, эта реакция исчезает, как будто и не было никогда. Она оказалась непостоянной и проходящей. Нет ее.
Так стоило ли придавать значение этой реакции? Нет.
Но не стоит думать, что если вы отслеживаете приятные реакции, то вы лишаете себя удовольствия и радостей жизни. Нет! Вы лишаете себя автоматических реакций.
Вы не избегаете отрицательных эмоций. Вы приобретаете способность не проявлять их, а просто наблюдать и самому решать, что с ними делать.
И все это в позитивном внутреннем спокойствии.
Випассана. Принципы.
Отсутствие ожиданий и поиска.
Не стоит с помощью медитации випассаны стремиться к какому-то возвышенному состоянию либо стремиться чего-то достичь. В таком случае ваши ожидания могут не оправдаться, и вы разочаруетесь. Мы просто внимательно и сосредоточенно наблюдаем.
Упорство.
В долгих медитациях, на курсах и ретритах, это главный принцип. Что бы ни было, просто наблюдаем. Любые боли, сильные неприятные ощущения — просто наблюдаем.
Также важно быть упорным в плане регулярности практик, последовательном продвижении и развитии.
Постоянная внимательность и бдительность ко всему.
Ясность и чистота.
Предполагает чистое наблюдение, без знаний и опыта.
Краткая история возникновения випассаны. Легенда.
Считается, что медитацию випассаны открыл Будда.
Будда, как известно покинул дворец и стал странником в поисках Истины.
В этих поисках Будда достиг совершенства в технике медитации джхана, технике самоистязания. Испытывал и пробовал другие техники медитации, но не мог закрыть то внутреннее пространство, которое и побудило его уйти из дворца.
Будда был аскет и практиковал пост. В один из дней после длительного поста Будда лежал под деревом в тяжелом истощенном состоянии, пока его не нашел мальчик, пасший неподалеку скот. Мальчик дал Будде молока и спас его от истощения.
Будда остался сидеть под деревом и услышал, как в лесу пели девушки. И он подумал о струнах, которые не смогут создать музыку, если натянуты слишком слабо и лопнут, если натянуты слишком сильно.
Нужно найти золотую середину.
Так и практике медитации. Тот же крайний путь самоистязания не способен открыть истину.
Будда спустился к реке и сел в медитации, чтобы отыскать срединный путь.
Сначала к Будде подошла женщина, которая поднесла ему самые разные угощения, потому что считала, что сам Бог послал ей этого святого человека. Будда поел и продолжил медитацию.
Потом Мара, символ сил сопротивления, и его три дочери, Желание, Вожделение и Отвращение, пришли убедить Будду вернуться во дворец. Но Будда был непоколебим.
Мара, разозленный этим, послал всю свою армию, чтобы Будда испугался и поддался убеждению.
Будда открыл глаза, чтобы ответить на нападение и понял, что все это лишь иллюзия, игра ума.
Так Будда открыл медитацию випассана.
Техники выполнения медитации випассана, советы.
1. Осознавание дыхания в области живота.
А точнее осознавание движения живота при вдохе и выдохе. Подъем или напряжение при вдохе и опускание либо расслабление при выдохе.
Нужно просто осознавать движения живота при дыхании. Считается, что со вдохом и подъемом живота, поднимается и жизненная энергия, и опускается с выдохом.
Во время этой техники медитации ум замолкает, эмоции успокаиваются и растворяются.
Это лучшая техника медитации для начинающего. Обучаться випассане лучше всего как раз с наблюдения тела, как грубого элемента материи, который легко отследить своим вниманием.
Движение живота как раз то, что нужно.
Дыхание должно быть абсолютно естественным, чтобы не отвлекать от наблюдения за движениями живота.
2. Осознавание дыхание в точке входа и выхода воздуха из тела – на кончике носа, в ноздрях.
Ощущать, как прохладный воздух входит через ноздри при вдохе и как он выходит наружу, уже более теплый, согретый.
В этой статье есть пример полной медитации на дыхание.
Осознавание действий своего тела, ума, своих ощущений и мыслей.
Это можно делать как во время медитации, так и во время прогулок, отдыха – в процессе жизни.
Если вы сидите – осознавать процесс сидения, касание телом подушки, вес тела.
Прогуливаясь, ощущать касание стопами ног земли, осознавать движение каждой ноги, движения рук вперед и назад.
Стоя в душе, ощущайте температуру воды, как она растекается по всему телу и какие это вызывает ощущения. Осознанное внимание.
Также и с мыслями. Есть техники медитации по наблюдению за мыслями – это тоже випассана.
Будьте открыты и восприимчивы. Разрешайте всему, что появляется в вашем поле осознанности, прийти и уйти.
Советы и ошибки.
Ум любит уводить за собой.
Вы медитируете и вдруг замечаете, что уже улетели очень далеко за мыслью и даже не осознали этого. Не нужно расстраиваться и злиться. Абсолютно ничего страшного – просто вернитесь снова к объекту медитации.
Не стоит пытаться насильно сдерживать ум, контролировать и останавливать мысли.
Это приведет к противоположному эффекту – ум начнет «атаковать» еще сильнее. Все внимание на объект медитации – и ум станет спокойнее.
Курсы и ретриты.
Наверное, лучшим вариантом для познания медитации випассана являются многочисленные курсы и ретриты, которые проводятся по всему миру.
Там вы сможете погрузиться на несколько дней, недель и даже месяцев в практику. Для вас будут созданы подходящие условия, будут работать учителя.
Есть ретриты бесплатные, которые существуют за счет благотворительных взносов тех, кто их прошел. Есть более комфортные ретриты — таких больше в Европе. В Индии, например, условия более, скажем так, аскетичные, но и они более доступные. Вы сами выбираете, что вам больше подходит.
Но если вы не можете полностью вырвать себя из жизни на несколько недель, тогда воспользуйтесь техниками выше и практикуйте дома и в повседневной жизни.
Еще несколько слов.
Неправильно думать, что практикуя випассану, мы отказываемся от собственного «я» и отвергаем свою личность.
Но все это не должно вести к тому, что мы начнем отказываться от себя и своего «я» — так мы вырываем себя из привычного мира, из общества и с таким взглядом вряд ли сможем нормально жить среди людей.
Випассана помогает совершенствовать, развивать восприятие себя и своей личности.
В первую очередь понять, кто мы, понять себя, осознать наконец, кто я такой. А дальше постепенно открывать новые грани своей сути и скрытые ранее стороны природы жизни.
Випассана, как и многие другие техники медитации позволяет нам ощутить невероятное чудо жизни, коснуться ее сути, тонких нитей, из которых соткано все. И мы с вами.
Медитация усиливает наши способности непосредственного переживания момента жизни, кроме которого у нас ничего и нет.
Все остальное приходит и уходит, все непостоянно, иллюзорно, момент жизни вечен и только он и есть жизнь. Медитация учит нас жить, поэтому я ее так бесконечно люблю.
Вспомните моменты, когда время будто останавливало ход, а вы просто замирали от восхищения и восторга.
Закат на морском берегу…
Либо ночное звездное небо, а вы лежите на теплой траве и кажется время остановилось.
В этот момент вы касаетесь жизни. Медитация випассана развивает способность делать это всегда.
Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте
Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!
Рекомендую! Практики по саморазвитию
Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей
Что такое Випассана: простая техника выполнения дома
Медитация Випассана – это простой практичный способ достичь настоящего душевного спокойствия. Слово «випассана» означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Это рациональный метод очищения ума.
Время от времени мы все чувствуем разочарование и внутреннюю дисгармонию. Ощущая страдание, мы не ограничиваемся собой, а распространяем его на окружающих, хотя понимаем, что это не очень хороший способ вести себя. Мы все хотим жить в гармонии с собой и с окружающими. В конце концов, люди – это социальные существа, нам необходимо взаимодействовать с другими людьми. Как же научиться жить в мире? Как оставаться гармоничными и поддерживать мир и гармонию вокруг нас?
Випассана позволяет испытать и понять, что такое внутренняя гармония. Она очищает ум, освобождает его от страданий и убирает глубоко укоренившиеся причины страданий. Практика ведет шаг за шагом к высшей духовной цели – полному освобождению от негативного влияния ума.
Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно
Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.
Содержание:
История Випассаны
Випассана – это один из самых древних видов медитации. Ее вновь открыл для большого количества людей 2500 лет назад Гаутама Будда. Будда обнаружил, что причину страдания можно фактически стереть, узнав свою истинную природу. Это радикальное понимание. Это означает, что наше счастье не зависит от внешнего мира. Медитация Випассана – это суть того, что практиковал и преподавал Будда во время своего 45-летнего служения. Во времена Будды большое количество людей на севере Индии освободились от уз страдания, практикуя Випассану. Со временем техника, благодаря простоте и эффективности, распространилась на соседние страны: Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд.
В течение следующих 500 лет Випассана постепенно исчезла в Индии. Чистое учение Випассаны было потеряно и в других странах. Однако в Мьянме практика Випассаны сохранилась цепью преданных учителей. Из поколения в поколение, в течение двух с половиной тысяч лет, эта посвященная линия передала технику в первозданной чистоте до наших дней.
Сегодня медитация Випассана вновь популярна в Индии и больше чем в 80 странах благодаря С. Н. Гоенке. Он был уполномочен преподавать Випассану известным бирманским учителем Саяджи У Ба Кхином. До своей смерти в 1971 году Саяджи смог увидеть воплощение своей мечты. Он хотел, чтобы Випассана вновь вернулась в Индию, в страну происхождения этой практики, чтобы помочь индийскому народу выбраться из многочисленных проблем.
С.Н. Гоенка начал проводить курсы Випассаны в Индии в 1969 году. Через десять лет он начал преподавать медитацию и в других странах. За 35 лет преподавания Гоенка провел большое количество десятидневных курсов Випассаны и обучил больше 800 преподавателей во всем мире. Также во всем мире созданы центры для проведения ретритов и курсов. Бесценный алмаз Випассаны, который долго время хранился в маленькой стране Мьянме, теперь можно найти во многих местах по всей Земле. Сегодня все большое количество людей имеют возможность изучить это искусство жизни, которое приносит несокрушимый покой и счастье.
Техника выполнения Випассаны дома
В этой медитации нет ничего сложного, на самом деле суть Випассаны очень проста. Практиковать Випассану значит наблюдать и осознавать, что происходит в настоящий момент.
Практикуя технику Випассаны, вы просто сидите удобно и дышите нормально несколько минут, без каких-то дополнительных усилий. Затем вы сосредотачиваете внимание на движениях живота туда-сюда в процессе дыхания. Это все, что находится в вашем внимании. Больше ничего не происходит в настоящем моменте. Мысли должны быть полностью сосредоточены на подъеме и падении живота, как будто вы про себя повторяете мантру «вдооох — выыыдох».
Когда ум блуждает, а это непременно будет происходить, вы называете про себя объект, на которой ум отвлекся, простым словом. Например, если вы отвлеклись на звук, вы обозначаете про себя: «звук». Если мысли ушли в прошлое или в будущее, отмечаете: «воспоминание» или «планирование». Идея не в том, чтобы наказать себя за это отвлечение, а в том, чтобы просто осознать его и вернуться к наблюдению за поднимающимся и падающим животом.
Можно практиковать Випассану самостоятельно, например, по часу в день. Но такую осознанность желательно принести во все свои действия в течение дня, как это делается на обучающем десятидневном ретрите. Осознавайте и обозначайте каждое действие. «Открываю дверь», «Мою посуду» — внимание всегда присутствует.
Суть техники в полном присутствии во всем, что вы делаете. Мы часто отвлекаемся и настолько отключены от настоящего момента, что не видим вещи такими, какие они есть на самом деле.
Например, мы обычно видим мытье посуды как раздражающую бытовую задачу. Таким образом, мы навешиваем на грязную посуду негативный ярлык и раздражаемся при этом. Вместо этого, медитация Випассаны побуждает нас думать, что эта задача не плохая и не хорошая, это просто «мытье посуды».
Никакие вещи и события, по сути, не плохие и не хорошие. Только наши мысли о них делают их плохими или хорошими для нас. Осознавая эти мысли, вы можете изменить свое настроение и отношение в сторону счастья и удовлетворенности.
Что дает Випассана: осознаность
Чтобы осознавать настоящий момент, нужно в высшей степени находиться здесь и сейчас, быть в курсе того, что происходит в теле и разуме в настоящий момент. В такой момент вы не помните о прошлом и не ждете будущего. Предыдущее дыхание осталось в прошлом, следующее дыхание еще не произошло, только настоящее дыхание (звук, движение) реально.
Но как мы можем выжить в мире, пребывая в настоящем до такой степени? Чтобы функционировать в повседневной жизни, конечно, мы должны помнить и планировать. Мы должны оценивать, анализировать информацию. Нам нужно использовать язык и воображение. В этом случае, мы не можем полностью осознавать настоящий момент, но можем все равно повысить внимательность к действиям и мыслям.
Но каждый день мы можем выделять особый час для развития осознанности. На это время мы можем отпустить все умственные процессы любого рода. В этот период нет необходимости думать о вчерашнем происшествии или о будущем деле, даже о следующем дыхании.
То, что часто неправильно понимается — это степень внимательности во время практики Випассаны. Это намного более экстремально и точно, чем думают многие. И это сильно отличается от осознанности, на которую мы способны в повседневной жизни.
Люди обозначают разные вещи словами «сейчас» или «настоящий момент». В практическом смысле мы можем думать, что у «сейчас» есть степени.
Представьте, что вы смотрите в телеобъектив на лес вдалеке. Когда вы приближаете картинку, вы видите каждый листочек на деревьях, когда отдаляете, деревья становятся менее отчетливыми.
Здесь мы используем расстояние, как метафору для времени. Для тех, кто находится вдалеке от деревьев, жить в настоящем может означать жить сегодняшним днем, не заботясь о пенсии. Для человека, который находится ближе к деревьям, жить в настоящем означает осознавать каждое действие в настоящем моменте, не думая даже о следующем вдохе. Но предел ли это? На самом деле нет.
Это нам кажется пределом, потому что мы не тренировали осознанность систематически. С развитым вниманием мы можем приблизиться гораздо ближе и обнаружить, что «сейчас» открывается на многие другие уровни.
Постепенно нам становится понятно, что раньше отсутствие внимания искажало наше восприятие внешнего и внутреннего мира. По мере того, как осознанность становится более резкой, мы можем воспринимать намного больше деталей и тонкостей, которые не замечались раньше. До тех пор пока не сможем четко осознать момент, когда ум вступает в первоначальный контакт с реальностью.
Випассана: как правильно практиковать
Чтобы научиться Випассане, нужно пройти десятидневный курс обучения под руководством квалифицированного преподавателя. Такой курс часто называют ретритом. Курсы проводятся в специальных центрах Випассаны и в других местах. На протяжении всего ретрита ученики должны оставаться на территории центра без всякой связи с внешним миром. Они воздерживаются от чтения и письма и от любых других религиозных и духовных практик. Также обязательное условие ретрита – сохранение полного молчания в течение всех десяти дней. Нельзя общаться с другими участниками курса ни жестами, ни взглядами. Можно только задавать вопросы преподавателю или обсуждать материальные проблемы с администраторами. Весь период обучения ученики живут по жесткому графику, включающему до 10 часов сидячей медитации в день.
Обучение состоит из трех шагов. Во-первых, студенты практикуют воздержание от действий, которые причиняют вред. Они следуют пяти моральным предписаниям, воздерживаясь от убийства, воровства, лжи, потери сексуальной энергии и употребления интоксикантов. Соблюдение этих заповедей позволяет уму достаточно успокоиться, чтобы приступить к выполнению поставленной задачи.
Во-вторых, в течение первых трех с половиной дней, ученики практикуют Анапану — медитацию на дыхании. Эта практика позволяет развить контроль над непослушным умом.
Эти первые два этапа здоровой морали и развития контроля над разумом необходимы и полезны. Но они недостаточны, если не сделан третий шаг: очищение ума от негативных факторов. Третий этап длится оставшиеся шесть с половиной дней и представляет практику Випассаны – каждый ученик проникает в свою физическую и психическую структуру со всей ясностью осознавания.
Студенты получают систематические инструкции по медитации несколько раз в день, и каждый вечер объясняется прогресс прошедшего дня. Полное молчание соблюдается в течение девяти дней. На десятый день ученики начинают разговаривать, чтобы постепенно вернуться в обычную жизнь. Курс завершается утром одиннадцатого дня. Закрывается ретрит практикой доброжелательности. Это медитационная техника, в которой чистота, развитая во время курса дарится всем живым существам.
Курсы Випассаны
Курсы Випассаны постоянно проводятся в специально созданных для этого центрах или других арендованных местах.
В дополнение к регулярным десятидневным курсам опытным практикующим иногда предлагаются также и более длительные ретриты 20, 30, 45 и 60 дней.
Все ретриты по всему миру проводятся бесплатно. Плата не взимается: ретриты полностью финансируются за счет пожертвований от студентов, окончивших предыдущий курс, и желающих поделиться той пользой, которую они сами получили, предоставив пожертвование для студентов, которые приходят после них.
Согласно этикету Випассаны, эта практика должна преподаваться свободно для всех желающих, без каких-либо финансовых ограничений.
Несектантский подход
Хотя Випассана – это часть учения Будды, она не содержит никакого религиозного или сектантского окраса, и может практиковаться людьми любого происхождения. Эта простая техника не призывает к помощи бога, духа или любой другой внешней силы, но опирается на наши собственные усилия. Сам Будда учил следовать дхарме, то есть идти своим собственным путем, он не называл своих последователей «буддистами».
Курсы Випассаны открыты для всех, кто искренне хочет научиться технике, независимо от расы, национальности, веры или касты. Индусы, джайны, мусульмане, сикхи, буддисты, евреи, христиане успешно практиковали Випассану. Болезнь универсальна, поэтому средство от нее тоже должно быть универсальным. Например, когда мы испытываем гнев, это не индуистский или христианский гнев, не китайский или американский гнев. Точно также любовь и сострадание не привилегия какого-то одного народа, это универсальные человеческие качества, являющиеся результатом чистоты разума.
Современная мировая среда
Открытия в области науки и техники, медицины, транспорта, коммуникаций и сельского хозяйства коренным образом изменили жизнь человека на материальном уровне. Но на самом деле этот прогресс носит лишь поверхностный характер. Современные люди живут в условиях сильного эмоционального и психического стресса даже в развитых странах.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Однозначно, да. Во всем мире сегодня очевидны перемены. Люди во всем мире стараются найти метод, который может принести мир и гармонию, восстановить уверенность в эффективности моральных человеческих качеств и создать свободу от религиозных, социальных и экономических ограничений. Медитация может стать таким методом.
Випассана и социальные изменения
Техника Випассаны – это путь, ведущий к свободе от всех страданий. Он искореняет невежество, которое лежит в основе страданий. Те, кто практикует технику Випассаны, постепенно уменьшает коренные причины своих страданий и неуклонно выходит из темноты прежней напряженности, чтобы вести счастливую, здоровую, продуктивную жизнь. Есть много примеров, свидетельствующих об этом.
Проводимые исследования подчеркивают, что социальные изменения должны начинаться с индивида. Социальные изменения не могут быть вызваны простыми проповедями. Дисциплина и добродетельное поведение не могут быть привиты просто через учебники. Преступники не станут хорошими гражданами из страха наказания. Ни религиозные, ни этнические разногласия не могут быть устранены карательными мерами. История изобилует такими неудачными попытками.
Ключ к решению социальных проблем – каждый отдельный человек. К нему нужно относиться с любовью и состраданием. Человек должен быть обучен улучшать себя посредством подлинного желания измениться, а не пропагандой и увещеваниями о необходимости следовать моральным принципам. Его нужно научить исследовать самого себя, инициировать процесс, который может привести к внутренним изменениям и очищению ума. Это единственное изменение, которое будет устойчивым.
Випассана способна трансформировать человеческий ум и характер. Это возможность, ожидающая всех, кто искренне желает приложить усилия.
Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно
Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.