медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем

«Медведь на воеводстве» — сатирическая сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ней рассказывается, как царь зверей Лев назначает воеводами в лес трех медведей. Все трое в итоге плохо заканчивают. Сказка высмеивает отношения власти и народа в России.

Впервые «Медведь на воеводстве» был опубликован в 1884 году за границей без подписи автора. В России сказку издали лишь в 1906 году.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Краткое содержание сказки

I. Топтыгин 1-й

Топтыгин Первый, старый служака, очень хотел попасть в историю. Он считал, что это можно сделать только с помощью великих злодейств. «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!» — всегда говорил он. За это царь зверей Лев дал ему звание майора и отправил воеводой в далекий лес, наводить порядок.

Лесные жители ждали медведя-майора с трепетом: уж он нам покажет! Действительно, новый начальник по приезду сразу объявил, что назавтра же устроит обещанные кровопролития.

Вот только накануне в честь именин медведь выпил ведро водки. А наутро, когда он отсыпался на полянке, на него сел Чижик и стал петь песни. Топтыгин спросонок схватил и съел птичку.

К несчастью для медведя, это видел скворец. И скоро уже весь лес ругал воеводу: «Вот так скотина! Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!». Пытался Топтыгин изловить хулителей, да не смог. Куда ни пойди, везде слышно: «Чижика съел!». Сначала об этом говорили с негодованием, потом — со смехом. Майор совсем растерял авторитет.

Бросился Топтыгин спасать репутацию: перебил целую отару баранов, отобрал у крестьянки лукошко с малиной, разгромил типографию. Но Лев уже не поверил, что майор, съевший Чижика, способен на настоящие злодейства, и отправил медведя в отставку.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чемИллюстрация М. Таранова

II. Топтыгин 2-й

В другой лес Лев отправил еще одного воеводу-медведя. Топтыгин Второй был поумнее и догадывался, что важно сразу произвести нужное впечатление. Для этого первым делом он решил разорить типографию. Вот только никакой типографии в его лесу не оказалось. Даже школы и университета, чтобы их спалить, не было.

Тогда Топтыгин залез во двор к крестьянскому мужику, задрал лошадь, корову и прочий скот, а после решил раскатать избу по бревнам. Полез он на крышу, да только гнилая балка под ним подломилась, и повис медведь-воевода в воздухе.

Сбежались на его рев мужики, подняли медведя на рогатину, а потом спустили с Топтыгина шкуру. Так «блестящие злодейства» воеводы сгубили его еще вернее, чем глупые злодейства — Топтыгина Первого.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чемИллюстрация М. Таранова

III. Топтыгин 3-й

Следующий медведь-воевода был еще умнее прежних и крепко задумался: маленькие злодейства совершать нельзя, большие — тоже нельзя. Как же быть? Начальство с тебя спрашивает, а ты даже с зайца шкуру спустить не смей! Теперь и у белки, оказывается, права есть.

Долго медведь сосал лапу в берлоге. Однажды вылез и рявкнул на весь лес с высокой сосны, но только жителей это не впечатлило.

Тогда он понял, как надо действовать. Задача воеводства не в том, чтобы улучшить жизнь лесных обитателей, и не в том, чтобы чинить злодейства. Нужно, чтобы все шло заведенным порядком, даже если он плох: «Перед умственным взором Топтыгина 3-го вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия».

Так и сидел медведь в берлоге многие годы, выходя только за жалованием: мужики носили ему еду прямо ко входу. Благополучие в лесу не нарушалось: звери ели друг друга, кричали страшным криком, но воеводе не было до этого дела. Со временем медведь из майора стал подполковником, потом полковником. Но вот в генералы ему выйти не удалось, потому что однажды в лес пришли охотники и убили его ради шкуры.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чемИллюстрация М. Таранова

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Жанр, тема и проблематика

«Медведь на воеводстве» — произведение сатирическое, то есть резко высмеивающее пороки общества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сам был чиновником, вице-губернатором, и не понаслышке знал все недостатки российской бюрократии.

Тема произведения — отношения власти с народом. Автор ставит проблему, не имеющую однозначного решения: кто виноват, что жизнь не становится лучше, если ни у правителей, ни у подданных нет ни ума, ни чувства собственного достоинства?

Художественные приемы

Разоблачая действительность, автор использует эзопов язык: рассуждает о глупости чиновников и дикости народа не прямо, а с помощью аллегорий. Медведи в сказке олицетворяют ограниченных правителей, лесные жители — русский народ, лукавый и привыкший к жестокостям.

В своих сказках Салтыков-Щедрин использовал особый ёрнический язык, сильно отличающий их, например, от поучительных басен Крылова. С помощью беспощадного сарказма и едкой иронии, гротеска и гиперболы Щедрин подвергал порядки в стране жестокому осмеянию.

Смысл произведения

В «Медведе на воеводстве» высмеиваются царь в образе Льва, его ближайшее окружение в образе Осла, а губернаторы, чиновники и все прочие начальники — в виде трех Топтыгиных. Некоторые видят в произведении сатиру на царя Александра III, но вряд ли это уместно: писателя возмущает положение дел в России в целом, а не конкретные личности.

Все три воеводы отличаются по характеру, но никто в итоге не добивается успеха. Один оказывается бестолковым пьяницей, другой хочет сразу устроить жестокие кровопролития и попадает на рогатину, третий предпочитает не вмешиваться в жизнь лесной трущобы, но тоже погибает. Итог же во всех трех случаях одинаков: «злодеяния “заведенного порядка” продолжали совершаться своим чередом», отмечает Алексей Бушмин в работе «Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры».

Салтыков-Щедрин подводит читателей к выводу, что причина народных бедствий скрыта не в глупости отдельных Топтыгиных и не в их злоупотреблениях. Она кроется в самом принципе бесконтрольной власти, в необразованности и забитости народа. И решить эту проблему при сохранении самодержавных порядков не под силу ни одному Льву, Ослу или Топтыгину.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чемМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Сам Салтыков-Щедрин считал, что его произведения со временем будут забыты, потому что посвящены проблемам современности. Однако и спустя 150 лет афоризмы из его сказок прекрасно описывают российскую действительность и принципы работы любой бюрократической системы:

«Задача воеводства совсем не в том состоит, чтобы достигать какого-то мечтательного благополучия, а в том, чтобы исстари заведенный порядок (хотя бы и неблагополучный) от повреждений оберегать и ограждать».

Источник

Краткое содержание «Медведь на воеводстве»

Всего получено оценок: 709.

О произведении

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Основная тема сказки — взаимодействие власти и народа. С помощью иносказания автор высказывает резкую критику административной системы Российской империи.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем

Место и время действия

События сказки происходят в лесу, который является аллегорией Российской империи.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1. Топтыгин 1-й

Лесной народ принялся дразнить медведя, и вскоре слухи о смерти Чижика достигли Льва. В ярости Топтыгин 1-й принялся все крушить и ломать, но это его не спасло – могущественный Лев так и не повысил его, оставив в звании майора.

Глава 2. Топтыгин 2-й

Глава 3. Топтыгин 3-й

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем

Заключение

В произведении Салтыкова-Щедрина главная мысль заключается в том, что удачная карьера зависит не от личных качеств самого человека, а от самой системы власти.

После ознакомления с кратким пересказом «Медведя на воеводстве» рекомендуем прочитать сказку в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем

Всего получено оценок: 81.

Всего получено оценок: 81.

М. Е. Салтыков-Щедрин – автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя – «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медведь на воеводстве.

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и власти.

Композиция – Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. Перевороты, отмена крепостного права и невыполнение властями обещаний подорвали доверие народа к власти. Это подтолкнуло М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказки «Медведь на воеводстве».

Писатель знал, что русская цензура не допустит его произведение к печати, поэтому впервые оно было опубликовано за границей в Женеве в 1886 г. Сказка вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста». В России она стала известна уже после смерти автора в 1906 г.

Анализ «Медведя на воеводстве» следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы, касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и власти.

Для создания аллегорий автор использует образы зверей. Главные герои – медведи Топтыгины. Вспомогательную роль играет образ Льва. Каждому медведю посвящена определенная глава сказки.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причём крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шёл далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения: карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

Композиция

Композиция сказки оригинальная. В начале произведения автор подает тезис, который можно считать вступлением. Он служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных. Основное содержание сказки делится на 3 части, что соответствует количеству героев. В каждой части можно выделить сюжетные элементы. Понять смысл произведения можно только учитывая содержание всех частей.

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами зверей. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения системы современной ему власти. Он высмеивает медведей посредством описания их характеров и поведения.

Источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Медведь на воеводстве

М. Е. Салтыков-Щедрин – автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя – «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.

медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Смотреть картинку медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Картинка про медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем. Фото медведь на воеводстве салтыков щедрин о чем

Кратко о преамбуле

Анализ «Медведя на воеводстве» следует начать со вступления. Эта сказка состоит из трех небольших рассказов. Их объединяет преамбула, в которой говорится о таком явлении, как история.

Автор с иронией пишет, что на ее страницы попадают только совершившие страшные злодеяния. А более мелкие недостойны упоминания. Если проанализировать историю, можно заметить, что больше всего ее страниц посвящено тем деятелям, в период правления которых происходили события, носившие массовый характер. К ним можно отнести восстания, войны, радикальные реформы. Над этим и иронизирует писатель: если правитель и его министры хотят попасть на скрижали истории, им нужно провести как можно больше суровых реформ.

Главные действующие лица

Далее в анализе «Медведя на воеводстве» нужно кратко рассказать о персонажах сказки. Главными героями выступают образы не людей, а животных. Царем там был Лев, его ближайший советник — Осел, а воеводы — это Топтыгины. В качестве подданных выступают лесные жители и мужики.

Почему же писатель сделал героями зверей, а не людей? Выбранные образы животных лучше всего показывают читателю особенности характера персонажей. Царь выступает как самодовольный человек, который беспокоится о том, как бы занять в истории больше страниц.

Осел, его советник, — упрямая личность, которая, несмотря ни на что, будет упорно стоять на своем. Даже если его решение не приносит никакой пользы. В сказке он показан как недальновидный советник, который не может дать разумного ответа, падкий на всякие подарки. О Топтыгиных и лесных жителях будет подробнее рассказано в дальнейшем анализе «Медведя на воеводстве».

Правление Топтыгина Первого

Анализ сказки «Медведь на воеводстве» следует продолжить кратким содержанием рассказов. В первой истории говорится о том, как Лев решил усмирить своих подданных. С этой целью он отправляет туда майора, Топтыгина Первого.

Писатель описывает его как достойного представителя власти. Топтыгин был большим любителем кровопролитий. Вроде и в инженерии что-то понимал, и построить мог. Но о чем бы разговор ни зашел, он заканчивался разговорами о кровопролитии. Поэтому этот майор был идеальной кандидатурой для наведения порядка.

С таким характером его ждала блестящая карьера. Даже народ ждал от него великих злодеяний. Но из-за своей глупости Топтыгин стал посмешищем. Съев маленького, но сообразительного Чижика, медведь вызвал недовольство не только у лесных жителей, но и у Льва. Все были им разочарованы: от него ждали знатного кровопролития, а воевода съел Чижика! Поэтому медведь так и остался простым майором.

Зверский Топтыгин Второй

В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», анализ которой представлен, не менее запоминающимся получился и образ второго медведя. Если про Топтыгина Первого было сказано, что был не злым, а просто порядочной скотиной, то другой воевода был более решительным и жестоким.

Он оказался умнее своего собрата, поэтому сразу же начал свое правление со знатного злодеяния. Но на вверенной ему территории проживали не такие вялые и безынициативные жители. Увидев, что Топтыгин разорил дом одного мужика, они разозлились и пришли за ним с топорами, вилами и рогатиной. Они содрали с него шкуру, и на этом закончилось воеводство медведя.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина М.Е.

Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве». Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведения — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит намеком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркивается и в дальнейшем рассказе о Топтыгине 1-м, когда автор подчеркивает, что герой желает попасть «на скрижали Истории» и всему прочему предполагает блеск кровопролитий.

Осторожно, будто бы просто к слову пришлось, автор спешит обмолвиться, что у Льва, который теперь уже становится прообразом главы государства, в советниках состоит Осел: мудрее никого в сказочном государстве не нашлось.

В то же время на арене событий появляется новый персонаж — чижик. Его и считают все птицы, то есть народ, общественность, настоящим мудрецом. Возмущенный тем, что чижик сел петь прямо на него, воевода сгреб его в лапу и съел с похмелья. А потом только и спохватился, понимает, что глупое дело сделал. Поговорки («Первый блин всегда комом») и крылатые фразы («Делай знатные дела, от бездельных же стерегись») привносят с атмосферу произведения необходимое для жанра сказки дидактическое начало.

М.Е. Салтыков-Щедрин продолжает использовать как средство сатирического обличения лексическую игру: от традиционных для сказки синтаксических конструкций («сидит себе да дивится», «Топтыгин уж тут как тут»), придающих повествованию разговорный оттенок, он переходит к сниженной лексике («Думал-думал, но ничего, скотина, не выдумал», «…Ежели даже самую невинную птицу сожрать, то и она точно так же в майорском брюхе сгниет, как и самая преступная»), то к официально-деловой («Увы! не знал, видно, Топтыгин, что в сфере административной деятельности первая-то ошибка и есть самая фатальная, что, давши с самого начала административному бегу направление вкось, оно впоследствии все больше и больше будет отдалять его от прямой линии…». Данный контраст подчеркивает, что на ответственных государственных постах находятся люди бездеятельные, безответственные, не способные проводить правильную политику.

Топтыгин утешает себя лишь одной мыслью: мыслью о том, что его никто не видел. Однако нашелся скворушка, который и закричал на весь лес о том, что медведь наделал. В отдельно прописанных репликах персонажей-птиц также содержится искрометная сатира на правящие круги. «Дурак! его прислали нас к одному знаменателю приводить, а он чижика съел!» — восклицает скворец. Глядя на него, осмеливается поддерживать его и ворона.

Скворец, в отличие от доверчивого чижика не стал для медведя легкой добычей. Информация распространилась с огромной скоростью: через час уже весь лес знал о том, что натворил Топтыгин: «Всякий куст, всякое дерево, всякая кочка, словно живые, дразнятся. А он слушай!» Чтобы подчеркнуть, как ползут слухи и расширяется информационное поле для сплетен, М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в текст повествования все новых и новых героев. Эго и филин, и воробьи, и еж, и лягушки, комары, мухи. Постепенно о глупости Топтыгина узнает все болото, весь лес.

Возникает парадоксальная ситуация: стремясь попасть в историю, Топтыгин не учел, что «история только отменней-шие кровопролития ценит, а о малых упоминает с оплевани-ем». В контексте повествования чижик становится символом расправы над свободомыслящей интеллигенцией. Не случайно образ его ассоциируется с образом безвременно ушедшего из жизни в результате навязанной ему дуэли поэта А.С. Пушкина. это сопоставление напрашивается после прочтения фразы: «И дикий тунгуз, и сын степей калмык — все будут говорить: «Майора Топтыгина послали супостата покорить, а он, вместо того, чижика съел!» В ней содержится прямая отсылка к тексту знаменитого пушкинского стихотворения «51 памятник себе воздвиг нерукотворный…»: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».

Параллельно с этим М.Е. Салтыков-Щедрин рисует гневно обличающую картину того, что, собственно, ожидает простой народ от царского наместника. Идеи стадо коров перерезать, целую деревню воровством обездолить, избу у полесовщика по бревну раскатать — все это выступает в произведении как типичные шаги и методы тех, кто наделен государственной властью. Кульминацией нарастающего чувства авторского возмущения сложившейся политической ситуацией в стране является основанное на гиперболе восклицание: «Сколько потребуется генеральных кровопролитий учинить, чтоб экую пакость загладить! Сколько народу ограбить, разорить, загубить!» Здесь вновь вспоминается ключевая для произведения фраза о том, что история только «отменнейшие» кровопролития ценит.

Тонкой иронией пронизано в сказке упоминание о том, что вместе с рапортом отослал Медведь Ослу кадочку с медом в презент. За эту услугу получил он особый ценный совет: загладить ту мелкую пакость, которую учинил, крупным злодеянием.

В перечне дальнейших подвигов Михаила Иваныча перемежаются события, достойные традиционных сказочных сюжетов (стадо баранов перерезал, бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял, и жестокие реалии эпохи, рисующие типичную картину расправы над российской демократической печатью («забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»). Таким образом, Топтыгин 1-й проходит путь от единичной расправы над свободолюбивым поэтом (чижом) до масштабной реакционной политики (борьбы с демократической печатью). Едко звучат финальные строки первой части сказки: «Так и остался Топтыгин 1-й майором навек. А если б он прямо с типографий начал — быть бы ему теперь генералом».

Во второй главе рисуется параллельный сюжет: в другую трущобу посылает Лев Топтыгина 2-го с тем же заданием. В этом фрагменте сказки М.Е. Салтыков-Щедрин критикует политику правительства по отношению к учебным заведениям и науке. Оказалось, что в этой трущобе все пребывают окутанные мраком времен, «не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». Топтыгин 2-й приезжает с желанием начать с какого-либо масштабного злодеяния. Однако тут выясняется, что уже при М.Л. Магницком (М.Л. Магницкий (1778-1855) — попечитель Казанского университета в последние годы царствования Александра I) был сожжен печатный станок, университет в полном составе поверстан в линейные батальоны, а академиков в дупла заточили, где они в летаргическом сне пребывают. Сатирически звучит наукообразная афористичная фраза по латыни в контексте следующего высказывания: «Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать («similia similibus curantur») [клин клином вышибают (лат.)], но получил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре». Во второй главе произведения возникает образ стихийного народного протеста, итогом которого становится расправа над воеводой: «сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с …, а кто и с рогатиной. Куда ни обернутся — кругом, везде погром. Загородки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А посреди двора и сам ворог висит». Эта сцена служит своеобразным предупреждением властям о грядущей эпохе народных революций. По отношению к будущему она звучит провидчески.

Как известно, для русской сказки характерен в композиционном отношении троекратный повтор. В этой связи в произведении закономерным представляется появление Топтыгина 3-го. Этот герой выбирает средние злодеяния: его правление не привносит в общественную жизнь особых перемен, а сам он напоминает «пустое место». Во вверенном ему сказочном пространстве в это время процветает обычная, устоявшаяся в обществе социальная иерархия: «Ежели исстари повелось, что волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают, то, хотя в таком «порядке» ничего благополучного нет, но так как это все-таки «порядок» — стало быть, и следует признать его за таковой. А ежели при этом ни зайцы, ни вороны не только не ропщут, но продолжают плодиться и населять землю, то это значит, что «порядок» не выходит из определенных ему искони границ».

Политика социальных контрастов воплощена у М.Е. Салтыкова-Щедрина в полярных образах: крик одних представляет собой агонизирующий вопль, а крик других — победный клик. Эта реалистическая ситуация оформляется у Топтыгина в теорию неблагополучного благополучия. Здесь М.Е. Салтыков-Щедрин вновь прибегает к стилистическому контрасту как обличительному средству: «Главное в нашем ремесле — это: laisser passer, laisser faire! (позволять, не мешать! (фр.), предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству!)]. Или, по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоняет)». Однако в финале Топтыгина 3-го постигает та же участь, что и Топтыгина 2-го. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина является ярким воплощением стихийного социального протеста передовой части русской интеллигенции против гнета и порабощения народа и свободомыслия в России.

Либеральный воевода

Следующий пункт анализа «Медведя на воеводстве» Салтыкова-Щедрина М. Е. — это краткое содержание третьего рассказа. За время правления двух Топтыгиных произошли небольшие изменения. Теперь злодеяния не были главным требованием для попадания на страницы истории. Уже стало неважно, большое ли, мелкое ли — теперь его совершать было неприлично.

И эта новость привела Топтыгина Третьего в недоумение. Он решительно не знал, что же теперь ему делать, как управлять-то народом. Осел никаких прямых ответов ему не мог дать, только уклончивый совет держаться на уровне приличий. Медведь и вовсе отказался бы от этой затеи, если бы не щедрое вознаграждение.

Тогда новоявленный воевода не придумал ничего умнее, чем залечь в свою берлогу. Лежа в своем уютном доме, он размышлял о том, как лучше управлять вверенной ему территорией. И вспомнился ему разговор с Ослом, в котором тот говорил, что не нужно мешать народу делать то, что он делает. Ведь основная задача воеводства — это поддержание ранее установленного порядка.

И ведь правда, Топтыгину Третьему достались жители, которые не были такими апатичными, как у Первого, или такими распоясавшимися, как у Второго. Они жили по давно заведенным порядкам. И ничего страшного, что они не всегда отличались справедливостью! Главное, чтобы никаких волнений не было. И эти размышления окончательно успокоили медведя.

Выходил он из своей берлоги только для того, чтобы забрать дань, которую ему приносили мужики. И правил медведь достаточно долго. Но однажды пришли другие мужики и содрали с него шкуру. И это был конец воеводства либерального медведя.

Заметка об истории публикации «Медведя…»

Первый раз читатели увидели произведение в книге «Новых сказок для детей изрядного возраста» – собрании текстов самого автора. Щедрин пишет свою сказку в 1884-м, впечатлившись событиями, которые тогда происходили в России. Публикация текста состоялась в Женеве: Щедрин понимал, что произведение с такими смыслами не пропустят на родине. Шел 1886 год. Российская империя же еще долгое время не видела текстов Щедрина. Лишь в 1906-м, когда литератора уже не было в живых, сказки попали в руки русских читателей.

Гротескный шедевр – плод вдохновения общественно-политическим положением в России в конце XIX столетия. Общественная ситуация отличалась нестабильностью. 1861 год ознаменовался крепостной реформой. Щедрин наблюдал народные волнения, страна находилась на грани переворота. Крестьяне не адаптировались к новым условиям. Люди не верили властям. Реформа не оказала желательного влияния. Чиновники и сам монарх подорвали доверие жителей страны вереницей громких слов и пустых действий.

О композиции произведения

Писатель оригинально выстраивает свое произведение. Анализируемое в этой статье творение Салтыкова-Щедрина включает вступление и три части. Автор сопроводил каждую часть посвящением – одному из лесных воевод.

Соответственно, в честь этих воевод и получили свое название фрагменты текста. Писатель стилизует свое произведение под историческую хронику или летопись. Правда, в тексте нет заключения. Этот прием литератор применил, чтобы придать сказке незавершенность: убитого лесного лидера сменит на троне следующий лидер. Читатель заметит, как близка лесная ситуация к событиям, происходящим в обществе людей. Автор намекает на бесконечность смены властей, и в этой цепочке не важна даже личность верховного правителя, царя.

Фраза, которую писатель предлагает с первых строк повествования, делает композицию еще уникальнее. Именно вокруг начального тезиса разворачивается линия размышлений автора. Ключевая мысль писателя состоит в том, что личные качества не гарантируют человеку карьерный рост. Социальный успех зависит лишь от властной системы и нивелирует отдельного человека. В этой логике кроется ключевой аспект критики Салтыкова-Щедрина. Автор высказывал открытое недовольство бесчувственным механизмом административной машины.

Жанровое своеобразие «Медведя…»

Как мы обозначили выше, по жанру произведение русского писателя является сатирической сказкой. Автор умело высмеивает и критикует на страницах своей сатиры исторические реалии. Щедрин соединяет реальность и фантастику, использует иносказание для изображения актуальных для него общественных проблем. Это позволяет сделать форма сказки. Простота речи, лаконичность и разговорный характер фраз делает текст доступным для широких масс.

С другой стороны, сатира – это идеальный способ разоблачить недостатки власти, административной системы. Писатель изобличает характеры чиновников и их поведение, критикует императора и порядки при дворе.

Образ народа

В анализе сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» нужно раскрыть и образ народа. В рассказах это лесные жители и мужики. И на протяжении всей сказки читатель может заметить, как народ постепенно меняется.

В первой истории народ показан как апатичная безвольная масса, которая не ждет ничего от воеводы, кроме зверства. И тем самым они надеются, что своей жестокой лапой он сможет их объединить. Народ настолько привык к жестокости и равнодушию к их трудностям от правительства, что ничего хорошего от их реформ и не ждет. Поэтому такое негодование вызвал поступок воеводы, ведь он не смог оправдать народных ожиданий, вот и стал посмешищем.

В следующем рассказе люди уже настроены решительно. Их терпение лопнуло, и народ больше не желает мириться с произволом властей. И на жестокость воеводы они отвечают неменьшей жестокостью. Здесь уже показан революционно настроенный народ.

И в третьей истории говорится о том, что и либеральное отношение не сделает жизнь простых людей лучше. Это не проявление заботы правительства, а наоборот, поощрение самопровозглашенных порядков. Народ ждет, что наделенные властью будут выступать на стороне справедливости. Поэтому, не видя со стороны воеводы никаких шагов для улучшения жизни, народ свергает его.

Таким образом, писатель хотел сказать общественности, что когда-нибудь наступит предел терпению простых людей. И если правительство не изменит свою политику, то наступит революция.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медведь на воеводстве.
Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Композиция – Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

Основная мысль произведения

В кратком анализе «Медведя на воеводстве» следует в отдельном пункте рассказать о главной теме сказки. Это то, что простому народу не нужны ни жестокие, ни либеральные правители. Страной должен управлять справедливый и мудрый человек, который бы понял необходимость полной отмены крепостного права.

Писателю не нравилось то, какие изменения происходили с обществом. Во внутренней политике не учитывались интересы простого населения. Люди стремились занять пост повыше, не понимая, что для этого у них нет особых талантов. Сторонники старых порядков никак не хотели признавать необходимость перемен, поэтому всеми силами старались вернуть свои позиции.

Но в этой борьбе за власть никто не обращал внимания на народ. А ведь терпение у него не бесконечное. Недовольных и революционно настроенных становилось все больше. И такое недовольство могло перерасти в революцию. Именно об этом и говорится в сказке.

Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».

Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведе­ния — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит на­меком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркива­ется и в дальнейшем рассказе о Топтыгине 1-м, когда автор подчеркивает, что герой желает попасть «на скрижали Исто­рии» и всему прочему предполагает блеск кровопролитий.

Однако уже во втором абзаце, видимо, из-за стремления пройти цензурные препоны М.Е. Салтыков-Щедрин о. Социальный аспект повествования подчеркнут лексическим строем: «майорский чин», «торгов­ля», «промышленность», «челядь», «вольница». Насущные общественные проблемы также выражены в сказке иносказа­тельно. «Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел». Назначенный воеводой Топтыгин, однако же, стоит всего своего хозяйства. Вместо того, чтобы навести в лесу порядок, он напился пья­ным и лег спать на полянку.

Осторожно, будто бы просто к слову пришлось, автор спешит обмолвиться, что у Льва, который теперь уже стано­вится прообразом главы государства, в советниках состоит Осел: мудрее никого в сказочном государстве не нашлось.

В то же время на арене событий появляется новый персо­наж — чижик. Его и считают все птицы, то есть народ, обще­ственность, настоящим мудрецом. Возмущенный тем, что чи­жик сел петь прямо на него, воевода сгреб его в лапу и съел с похмелья. А потом только и спохватился, понимает, что глу­пое дело сделал. Поговорки («Первый блин всегда комом») и крылатые фразы («Делай знатные дела, от бездельных же сте­регись») привносят с атмосферу произведения необходимое для жанра сказки дидактическое начало.

М.Е. Салтыков-Щедрин продолжает использовать как сред­ство сатирическою обличения лексическую игру: от традици­онных для сказки синтаксических конструкций («сидит себе да дивится», «Топтыгин уж тут как тут»), придающих повествова­нию разговорный оттенок, он переходит к сниженной лексике («Думал-думал, но ничего, скотина, не выдумал». «…Ежели даже самую невинную птицу сожрать, то и она точно так же в майорском брюхе сгниет, как и самая преступная»), то к офи­циально-деловой («Увы! не знал, видно, Топтыгин, что в сфере административной деятельности первая-то ошибка и есть самая фатальная, что, давши с самого начала административному бегу направление вкось, оно впоследствии все больше и больше бу­дет отдалять его от прямой линии…». Данный контраст под­черкивает, что на ответственных государственных постах нахо­дятся люди бездеятельные, безответственные, не способные проводить правильную политику.

Топтыгин утешает себя лишь одной мыслью: мыслью о том, что его никто не видел. Однако нашелся скворушка, ко­торый и закричал на весь лес о том, что медведь наделал. В отдельно прописанных репликах персонажей-птиц также со­держится искрометная сатира на правящие круги. «Дурак! его прислали нас к одному знаменателю приводить, а он чижика съел!» — восклицает скворец. Глядя на него, осмеливается поддерживать его и ворона.

Скворец, в отличие от доверчивого чижика не стал для медведя легкой добычей. Информация распространилась с ог­ромной скоростью: через час уже весь лес знал о том, что на­творил Топтыгин: «Всякий куст, всякое дерево, всякая кочка, словно живые, дразнятся. А он слушай!» Чтобы подчеркнуть, как ползут слухи и расширяется информационное поле для сплетен, М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в текст повествова­ния все новых и новых героев. Это и филин, и воробьи, и еж, и лягушки, комары, мухи. Постепенно о глупости Топтыгина узнает все болото, весь лес.

Возникает парадоксальная ситуация: стремясь попасть в историю, Топтыгин не учел, что «история только отменнейшие кровопролития ценит, а о малых упоминает с оплеванием». В контексте повествования чижик становится символом расправы над свободомыслящей интеллигенцией. Не случайно образ его ассоциируется с образом безвременно ушедшего из жизни в результате навязанной ему дуэли поэта A.C. Пушки­на. Это сопоставление напрашивается после прочтения фразы: «И дикий тунгуз, и сын степей калмык — все будут говорить: «Майора Топтыгина послали супостата покорить, а он, вместо того, чижика съел!» В ней содержится прямая отсылка к тек­сту знаменитого пушкинского стихотворения «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный…»: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гор­дый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».

Параллельно с этим М.Е. Салтыков-Щедрин рисует гневно обличающую картину того, что, собственно, ожидает простой народ от царского наместника. Идеи стадо коров перерезать, целую деревню воровством обездолить, избу у полесовщика по бревну раскатать — все это выступает в произведении как типичные шаги и методы тех, кто наделен государственной властью. Кульминацией нарастающего чувства авторского возмущения сложившейся политической ситуацией в стране является основанное на гиперболе восклицание: «Сколько по­требуется генеральных кровопролитий учинить, чтоб экую па­кость загладить! Сколько народу ограбить, разорить, загу­бить!» Здесь вновь вспоминается ключевая для произведения фраза о том, что история только «отменнейшие» кровопроли­тия ценит.

Тонкой иронией пронизано в сказке упоминание о том, что вместе с рапортом отослал Медведь Ослу кадочку с медом в презент. За эту услугу получил он особый ценный совет: за­гладить ту мелкую пакость, которую учинил, крупным зло­деянием.

В перечне дальнейших подвигов Михаила Иваныча пере­межаются события, достойные традиционных сказочных сю­жетов (стадо баранов перерезал, бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял, и жестокие реалии эпохи, рисую­щие типичную картину расправы над российской демократи­ческой печатью («забрался ночью в типографию, станки раз­бил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»). Таким образом, Топтыгин 1-й прохо­дит путь от единичной расправы над свободолюбивым поэтом (чижом) до масштабной реакционной политики (борьбы с де­мократической печатью). Едко звучат финальные строки пер­вой части сказки: « Гак и остался Топтыгин 1-й майором навек. А если б он прямо с типографий начал — быть бы ему теперь генералом».

Во второй главе рисуется параллельный сюжет: в другую трущобу посылает Лев Топтыгина 2-го с тем же заданием. В этом фрагменте сказки М.Е. Салтыков-Щедрин критикует по­литику правительства по отношению к учебным заведениям и науке. Оказалось, что в этой трущобе все пребывают окутан­ные мраком времен, «не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». Топтыгин 2-й приезжает с желани­ем начать с какого-либо масштабного злодеяния. Однако гут выясняется, что уже при М.Л. Магницком (М.Л. Магницкий (1778-1855) — попечитель Казанского университета в по­следние годы царствования Александра I) был сожжен печат­ный станок, университет в полном составе поверстан в линей­ные батальоны, а академиков в дупла заточили, где они в летаргическом сне пребывают. Сатирически звучит наукооб­разная афористичная фраза по латыни в контексте следующе­го высказывания: «Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать [клин клином вышибают (лат.)], но полу­чил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре». Во второй главе произведения возникает образ стихийного народного протеста, итогом которого становится расправа над воеводой: «сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с …, а кто и с ро­гатиной. Куда ни обернутся — кругом, везде погром. Загород­ки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А по­среди двора и сам ворог висит». Эта сцена служит своеобразным предупреждением властям о грядущей эпохе народных революций. По отношению к будущему она звучит провидчески.

Как известно, для русской сказки характерен в компози­ционном отношении троекратный повтор. В этой связи в про­изведении закономерным представляется появление Топтыги­на 3-го. Этот герой выбирает средние злодеяния: его правление не привносит в общественную жизнь особых пере­мен, а сам он напоминает «пустое место». Во вверенном ему сказочном пространстве в это время процветает обычная, ус­тоявшаяся в обществе социальная иерархия: «Ежели исстари повелось, что волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают, то, хотя в таком «порядке» ничего благо­получного нет, но так как это все-таки «порядок» — стало быть, и следует признать его за таковой. А ежели при этом ни зайцы, ни вороны не только не ропщут, но продолжают пло­диться и населять землю, то это значит, что «порядок» не вы­ходит из определенных ему искони границ».

Политика социальных контрастов воплощена у М.Е. Салтыкова-Щедрина в полярных образах: крик одних представляет собой агонизирующий вопль, а крик других — победный клик. Эта реалистическая ситуация оформляется у Топтыгина в теорию неблагополучного благополучия. Здесь М.Е. Салтыков-Щедрин вновь прибегает к стилистическому контрасту как обличительному средству: «Главное в нашем ремесле — это: laisser passer, laisser faire! (позволять, не ме­шать! (фр.). предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству!)]. Или, по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоня­ет)». Однако в финале Топтыгина 3-го постигает та же участь, что и Топтыгина 2-го. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина явля­ется ярким воплощением стихийного социального протеста передовой части русской интеллигенции против гнета и пора­бощения народа и свободомыслия в России.

Почему именно эзопов язык

Сам М. Е. Салтыков-Щедрин называл манеру письма «рабьим». Это произошло от того, что в его произведениях пороки общества высмеиваются иносказательно. Когда-то в своих произведениях раб Эзоп не мог прямо говорить об отрицательных качествах своих господ, поэтому для этого он пользовался иносказательными приемами.

Эзоповым языком пользовался и Салтыков-Щедрин. Писатель понимал, что только в этом случае есть вероятность того, что сказки будут пропущены цензурой. И такая манера письма позволяла ему свободнее говорить о недостатках высокопоставленных людей. И от этого его произведения были еще ближе к народу.

Это был анализ «Медведя на воеводстве» по плану.

«Медведь на воеводстве» в сокращении

М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» краткое содержание для читательского дневника:

Трёх медведей по очереди отправляют управлять целым лесом. Каждый это делает по своему, и в итоге все получают своё.

Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и современники отзываются без похвалы.

Топтыгин 1‑й

Первый Топтыгин неглуп, но всему предпочитает блеск кровопролитий. В любом разговоре он утверждает:

Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!

За это лев производит его в майорский чин и временно отправляет в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.

Распустившиеся обитатели леса заранее начинают его боятся, но план медведя не срабатывает. Он прибывает в лес и сразу напивается. Проснувшись утром, он случайно съедает умного Чижа, любимчика лесного народа.

Лесной народ дразнит медведя. Слухи о таком поступке доходят до льва. Медведь начинает всё крушить, ломать и бесчинствовать, но это не поправляет его дел. По приказу льва медведь разжалован в майоры. Так заканчивается карьера первого Топтыгина.

Топтыгин 2‑й

Топтыгин второй также послан в лес, правда в другой. Он решает совершить крупное злодеяние — уничтожить университет либо типографию… но ничего подобного в лесу не находится — всё уничтожено и разорено до него.

Тогда Топтыгин забирается на двор к мужику и разоряет его хозяйство, но попадается. Лесные мужики недовольны таким положением дел.

Ишь, анафема! Перед начальством выслужиться захотел, а мы через это пропадать должны!

Мужики убивают набедокурившего медведя. После этого случая все злодеяния считаются срамными.

Топтыгин 3‑й

Этот медведь — самый умный и рассудительный. Он понимает, что за все злодеяния придётся отвечать, и решает ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

В лесу тем временем всё идёт своим чередом, совершаются натуральные злодейства. Довольный лев производит медведя в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но приходят мужики с рогатиной, и медведя постигает участь всех пушных зверей.

Чему учит детей? Тому, что за любое совершённое зло мы получаем неизбежное наказание.

Это интересно: Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *