менеджмент непроизводственной сферы что это
Социально-экономические аспекты управления непроизводственной сферой.
План:
1. Особенности непроизводственной сферы, ее функция, сравнение с сферой мат.производства
2. История изучения сферы услуг (Фурастье, Белл, Гартнер, Ризман, Баумоль, Гершини)
3. Три модели сферы услуг: америк., шведская и немецкая.
4. Варианты управления НС
Полный ответ:
Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода. Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию и т д. Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.
Функция непроизводственной сферы – обеспечение распространения, обмена, потребления, производство дух продукта и особый аспект в воспроизводстве самого человека (здравоохранение, образование, соц.обеспечение, транспорт, искусство, наука, управление и т.п.). Как видно, непроизводственную сферу можно связать и с развитием сферы производства, так как прогресс (в виде теории) обеспечивается не в рабочее время (в процессе производства мат.продукта), а в свободное время (общественный фонд свободного времени).
Можно сравнить материальное и нематериальное производство по ряду параметров:
Критерий | Мат.производство | Немат.производство |
цель произ-ва | экономное произ-во | удовлетворение индив. запросов |
тип производства | серийное | индивидуальное |
вид продукта | материальный (вещи) | вещный и не вещный |
характер труда | производительный | производительный и обслуживающий |
Специфика непроизводственной сферы состоит в том, что занятые в ней работники оказывают населению услуги. По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.
Однако не все исследователи разделяют оптимистичные взгляды. Ряд ученых, например В. Баумоль и Дж. Гершини, выражает серьезное опасение по поводу перспектив развития общества. Так, поводом для пессимизма Баумоля является мысль о повышенных издержках в сфере услуг, равно как и о том, что рост заработной платы здесь отстает от темпов потребления услуг. Тезис об опасности нарастания издержек производства получил название в мировой науке “Kostenkrankheit” или “болезнь издержками”.
Описанные выше работы можно отнести к классическим теориям.
Исследователи 90-х годов углубляют изучение услуг сбором структурной и страноведческой статистической информации. В качестве обобщающей работы, характеризующей исследования 90-х годов, можно привести монографию Х.Хоуссермана и В.Зибеля. В ней, помимо других вопросов, предлагаются три модели функционирования сферы услуг в обществе: американская, шведская и немецкая. По мнению авторов, особенности развития сферы услуг по странам можно свести к типовым моделям.
Немецкая модель характеризуется:
1. Высоким уровнем заработной платы, в том числе и в сфере услуг, что обусловливает их относительную дороговизну.
2. Склонностью населения к самообслуживанию, вследствие и традиционной привлекательности для населения домашнего труда, большой доли неработающих женщин, дороговизны услуг.
3. Большой долей производственных услуг, которые включаются статистикой в сферу производства, уменьшая этим количество занятых в сфере “чистых” потребительных услуг
Шведская модель отличается:
1. Высокой долей государственных услуг (финансы, социальная политика).
2. Преобладанием бесплатных услуг над частными: бесплатное образование, здравоохранение.
3. Большими налогами, сокращающими семейные доходы и создающими этим дополнительную потребность в труде женщин и относительно высокую занятость.
Американская модель имеет следующие особенности:
1. Высокую склонность населения к услугам, объясняемую большой загруженностью на работе, необходимостью экономить время, психологической предрасположенностью к потреблению.
2. Развитость и чрезвычайное многообразие сферы услуг.
3. Индивидуальный характер производства услуг.
СУ сложна и многообразна, соответственно методы управления ею также сложны и многообразны. Их можно условно объединить в три группы:
· свободный рынок (рынок как регулятор): торговля, бытовое обслуживание туризм; закон спроса и предложения действует и на услуги, как на товары, цена устанавливатся рынком
· жесткий гос.контроль (финансы — институциональные инвесторы, банки, страховые компании, пенсионные фонды): регулируются государством, большинство параметров (типа размера уставного капитала для банка) устанавливаются государством и жестко им контролируются на всех этапах,
· прямое гос. управление (общественный сектор): необходимо контролировать кач-во услуг (гос стандарты)
Закономерностью развития СУ является усиление значения и увеличение в ней доли предприятий общественного сектора. Их деятельность в отличие от предприятий государственного и частного секторов строится на принципах добровольности, неприбыльности и самоуправления. Что касается предприятий общественного сектора, то их деятельность, также как и частного, не является непосредственным объектом гос. планирования. Вместе с тем они могут включаться в процесс разработки и реализации государственного плана. Государство регулирует деятельность этого сектора на плановой основе в той мере, в какой оно осуществляет его финансовую поддержку.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 807 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Менеджмент непроизводственной сферы
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:23, реферат
Краткое описание
Непроизводственная сфера представляет собой условное название отраслей и видов деятельности не составляющих материальное производство. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» является устаревшим и он постепенно изымается из научного потребления и заменяется понятием «сфера услуг».
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………. 2
Тема 1. Непроизводственная сфера как объект управления. 2
Тема 2. Классификация сферы услуг.6
Тема 3. Эволюция сфер услуг.8
Тема 4. Основные типы производственных систем12
Тема 5. Отличительные особенности услуг14
Тема 6. Этапы жизненного цикла услуг. 16
Тема 7. Маркетинг в сфере услуг. 22
Тема 8. Установление цен на услуги. 29
Тест для самоподготовки к сдаче зачетов и экзаменов
по курсу «Менеджмент непроизводственной сферы»…………………………………………….24
Тематика курсовых работ………………………………………………26
Требования к написанию курсовых работ…………………………………………28
Литератур………………………. …30
Файлы: 1 файл
Менеджмент непроизводственной сферы.doc
Существует много объяснений роста услуг. Какие-то из них вписываются в приведенные выше теории. Другие получены в результате независимых исследований. Вот некоторые из них:
Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызывает необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и определения особенностей менеджмента в этой специфической сфере.
Менеджмент в сфере услуг только выделяется в самостоятельную дисциплину и область деятельности. Это связано с тем, что отрасли сферы услуг чрезвычайно многообразны и их специфика оказывает определенное влияние на особенности применения менеджмента.
Непроизводственная сфера, как составная часть общественного производства, эволюционировала вместе с ним и за последние полтора столетия существенно изменилась. За это время произошли глубокие изменения в производстве и социальной структуре общества.
На смену индустриальной эре, начало которой было положено промышленной революцией первой половины прошлого века, пришла информационная эра, переход к которой ведущие страны Запада, а также Япония начали в 50-60 гг. по мере развертывания и углубления научно-технической революции. Некоторые исследователи (Хруцкий В.Е, Корнеева И.В, Автухова Е.Э.)полагают, что этот переход в наиболее экономически развитых странах мира к середине 80-х гг. завершился
Повышение эффективности производства идет преимущественно по линии экономии затрат прошлого труда, издержек по реализации продукции и снижения накладных расходов в целом. Это обусловлено резким изменением стоимостной структуры издержек производства.
Существенные различия имеются и в социальной области.
В индустриальную эру наиболее возрастала численность производственных рабочих, а также их доля в составе занятых.
В информационную эру наиболее быстрыми темпами возрастает в составе экономически активного населения высокоразвитых стран «доля мелких и средних предпринимателей, работников управления и преимущественно умственного труда. Даже в отраслях сферы материального производства темпы роста численности работников умственного труда намного выше, чем производственного персонала. Мало того, в большинстве отраслей промышленности доля и численность рабочих неуклонно снижается. Так, в промышленности США доля инженерно-технического и административно- управленческого персонала за 1978-1987 гг. возросла в общей численности занятых с 16 до 34 %, а в фонде оплаты труда за 1954 – 1987 гг. – с 25 до 47%.
Промышленная революция, завершившаяся «зеленой» революцией в сельском хозяйстве 40-х гг., свела до минимума роль наемного труда в аграрном секторе экономики. Наемных крестьян сменили сельскохозяйственные предприниматели и кооператоры, в труде которых доминирующее место занимают функции организации и управления.
Подавляющая часть американских или канадских ферм, не / применяющих наемный труд, имеет активы в несколько миллионов / долларов и товарооборота на сотни тысяч долларов. Более 90,% американских фермеров имеют высшее образование. Им нужен теперь не наемный труд, а услуги консультантов, других посредников по вопросам, представляющих для них интерес, то есть хорошо развитая сфера услуг или сфера обслуживания.
Немецкий исследователь экономических проблем будущего Вольфган Штайнле из исследовательского института «Эмпирика» в Бонне считает, что уже в скором времени Европа превратится в «Эльдорадо мирового рынка». Этому будут способствовать низкая стоимость производства в странах Восточной Европы, высокий на Западе и растущий на Востоке континента покупательский спрос, лучшие в мире биржи и ярмарки, мощные и экологические чистые транспортно-распределительные системы и квалифицированные кадры, которые благодаря ультра-системам обучения будут в обязательном порядке владеть наряду с тремя обязательными европейскими языками еще и десятью другими.
При этом утверждают специалисты, больше шансов будет у того, кто прошел обучение возможно большему числу профессий. Такое понятие, как «узкая специализация» в университетах, может негативно отразиться на шансах будущего претендента на рабочее место: кто знает, сколько, скажем, экономистов в области спорта или исследователей космоса потребуется уже через два – три года.
Тема 4. Основные типы производственных систем
Прежде всего, необходимо дать определение термина система. Система – совокупность обособленных взаимно связанных между собой и взаимозависимых элементов, образующих определенную целостность и единство. Производственная система — это такая система, которая добавляет стоимость экономическую или иную, при превращении затрат в конечные продукты. Общее представление о производственной системе можно получить из табл. 2.
Производственная система состоит из физических элементов, связанных друг с другом. Существуют пять типов производственных систем:
Услуги если исходить из их обычного определения, попадают в одну из последних двух групп. Например, считается, что ресторан, хотя его выходные продукты состоят и: осязаемых и неосязаемых компонентов, в основном представляет собой определенную услугу, так как, несмотря на то, что пища, потребляемая покупателем, является осязаемым продуктом, приятно проведенный вечер является неосязаемым результатом услуги. Производственные организации также попадают в две группы –третью и пятую. И только продукция производственной организации не может быть неосязаемой (четвертая группа). Однако большинство производственны) фирм представляют собой сочетание осязаемой и неосязаемой выпускаемой продукции. Например, производитель автомобилей на заказ, работающий в контакте с покупателем на протяжении всего процесса. Является ли такая фирма «чистым» производителем или она изначально относится к «сервисной» сфере?
Таблица 2. Общая производственная система
Менеджмент непроизводственной сферы
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:23, реферат
Краткое описание
Непроизводственная сфера представляет собой условное название отраслей и видов деятельности не составляющих материальное производство. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» является устаревшим и он постепенно изымается из научного потребления и заменяется понятием «сфера услуг».
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………. 2
Тема 1. Непроизводственная сфера как объект управления. 2
Тема 2. Классификация сферы услуг.6
Тема 3. Эволюция сфер услуг.8
Тема 4. Основные типы производственных систем12
Тема 5. Отличительные особенности услуг14
Тема 6. Этапы жизненного цикла услуг. 16
Тема 7. Маркетинг в сфере услуг. 22
Тема 8. Установление цен на услуги. 29
Тест для самоподготовки к сдаче зачетов и экзаменов
по курсу «Менеджмент непроизводственной сферы»…………………………………………….24
Тематика курсовых работ………………………………………………26
Требования к написанию курсовых работ…………………………………………28
Литератур………………………. …30
Файлы: 1 файл
Менеджмент непроизводственной сферы.doc
Составитель: к.э.н., доц. В.Ф. Пуртов Рецензент:
Рекомендовано к печати ученым советом экономического факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (Протокол № 7 от 30 июня 2006 г.).
В учебном пособии в форме конспекта лекций изложены особенности управления организациями разны х сфер предоставления услуг.
Рассмотрены организационные структуры управления организациями и предприятиями непроизводственной сферы хозяйственного комплекса Украины разных форм собственности и отраслевой принадлежности.
Пособие предназначено для студентов экономических факультетов всех специальностей и форм обучения, бакалавров, магистров, слушателей курсов последипломного образования, работников предприятий и организаций.
Содержание
Введение Тема 1. Непроизводственная сфера как объект управления
Определение понятий услуга и сфера услуг.
Непроизводственная сфера представляет собой условное название отраслей и видов деятельности не составляющих материальное производство. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» является устаревшим и он постепенно изымается из научного потребления и заменяется понятием «сфера услуг».
Сфера услуг – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.
Сфера оказания услуг и организация ее работы привлекает все большее внимания. С конца 70-х годов в США начались исследования ведущих теоретиков и практиков в области изучения специфики товаров и услуг и создания условий для формирования самостоятельного рынка услуг. Вскоре исследования разделились по отдельным направлениям: изучение качества предоставляемых услуг, построение долгосрочных отношений с клиентами, изучение потребностей заказчика. В результате были выработаны принципы организации управления и продажи потребительских услуг, которые включают вопросы основных требований к рынку услуг, создания спроса на услуги и условий организации такого рынка. При переходе к развитой экономике будущее рынка потребительских услуг является составной частью деятельности компаний любых типов.
Услуга – это действия или исполнение работы. Она неосязаема, несохраняема. Услуга создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). В то время как товар – это осязаемый объект, который может быть создан и использован позднее. Таким образом, традиционно считалось, что товары и услуги – совершенно разные категории. Сейчас эта граница стала условной. В действительности почти всегда приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами. Для того, чтобы понимать в чем различие между товарами и услугами необходимо осознать, что эти понятия не являются антиподами, а скорее представляют собой две области одного континуума (рис.1.1).
В соответствие с рис.1.1 первые три предмета, возможно, могли бы быть классифицированы как «товары» из-за их высокого материального содержания. Существует небольшая у3слуга при приобретении бензина в форме обслуживания; автомобиль в большой степени является физическим предметом, и пока его сдача в наем не требует некоторой услуги, арендованная машина является товаром. Запрашиваемое продовольствие может считаться наполовину товаром и наполовину услугой. Остальные предметы, вероятно, будут классифицированы как «услуги», хотя при этом могут быть обозначены некоторые физические составляющие. Например, рестораны предлагают клиенту не только продукты как физическую пищу, но и услуги поваров, которые готовят еду, официантов, которые ее подают, а также столик, за которым ее можно есть и уютное помещение. Аудит является почти чистой, получаемой покупателем услугой с весьма небольшим перечнем получаемых товаров (возможно, готовая налоговая ведомость).
На современном этапе развития наблюдается резкое увеличение доли услуг в экономике развитых и развивающихся стран. Так, в США доля работ в сфере услуг составляет около 80%. На рис 1.2. представлена динамика роста рабочих мест в сфере услуг.
Рис. 1.2. Как стремительно выросло количество рабочих мест в секторе услуг
Как видно из графика, начиная с 70-х годов происходит резкий рост занятости в сфере услуг, в то время, как занятость в сфере производства оставалась практически неизменной. Такая тенденция связана с переходом США на более высокий уровень развития, от индустриального общества к информационному.
На рис.1.3. представлена доля услуг в ВВП США, она составляет 17%, причем, в 1980г. услуги в составе ВВП уже составляли 67%. Таким образом, сектор услуг создает большую часть стоимости в экономике США.
В Украине, к сожалению, сфера услуг, пока не занимает такого важного места. Так, доля услуг в ВВП в 2002 году составила 38%, а в занятости населения – 46%. Тем не менее, за последние годы наблюдается тенденция развития сферы услуг.
Таким образом, трудно переоценить истинное влияние сферы услуг на экономику. Некоторые компании сферу услуг используют в борьбе против своих конкурентов за обеспечение для себя надежных конкурентных преимуществ. Их получают компания, оказывая дополнительные услуги. Эти преимущества часто являются неотъемлемой частью культурного облика фирмы, и конкурентам трудно скопировать именно эту сторону деятельности.
Рис. 1.З. Валовой внутренний продукт по промышленности
Кроме того, сферу услуг люди считают основным источником повышения качества их жизненного уровня. Люди и компании все чаще отказываются от функций, которые они раньше выполняли сами, доверяя их другим. Фактически многие фирмы считают, что лучшая стратегия в их работе – это сфокусировать внимание на их основной деятельности.
Важнейшим условием выживания в сфере бизнеса – качество оказываемых услуг. Многие компании добились успехов благодаря тому, что сосредоточили внимание на оказании услуг высокого качества.
Тема 2. Классификация сферы услуг
Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с только ей присущими особенностями. А вся сфера услуг – непроизводственная сфера – представлялась как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению, в чем мы и убедились, просмотрев словари.
А если попробовать классифицировать услуги?
Классификация – это процесс разделения явления и разнесения его частей в определенные классы и категории в соответствии с выбранными принципами. Основные цели классификации:
Таблица 1. Возможные виды услуг
В мировой практике наиболее полный перечень услуг включает традиционно:
транспорт, туризм, страхование, банковские и другие финансовые операции, строительство и инжиринг, связь, информационно-вычислительные услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по найму рабочей силы, прокат фильмов и телепрограмм, рекламу, бухгалтерское дело, образование, консультирование по вопросам управления, юридические, технические и прочие профессиональные (деловые) услуги.
Тема 3. Эволюция сфер услуг
Многие годы экономисты изучают причины роста услуг. Первый вклад в этом направуги сделал А. Г. Б. Фишер, который предоставил концепцию первичных, вторичных и третичных отраслей экономики. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включили и горную промышленность. Наконец, третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. Фишер предложил характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах. Он также аргументировал такую мысль: по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.
Социолог Дэниел Бэлл описал развитие человеческого общества тремя основными стадиями.
Доиндустриалыгое общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (т. е. сельское хозяйство, рыболовство, лесничество и горная промышленность). Изначально жизнь — это игра против природы. Уровень технологии низкий или вообще никакой; продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва и физической силы человека. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней работы. Следствием низкой продуктивности и большой численности населения является высокий уровень безработицы и в сельскохозяйственном секторе, и в секторе местного обслуживания. Таким образом, возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг.
Индустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров. Жизнь становится игрой с природой. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, доминируют в производстве: они заменили мускульную силу. Производительность невероятно возросла; ценится искусство делать больше при меньших усилиях. Экономическими призывами являются максимизация и оптимизация. Разделение труда распространяется все дальше. Технологическое развитие ведет к новым, более быстрым и более специализированным машинам, которые постоянно повышают производительность и заменяют все большее число рабочих. Рабочим местом является то место, где люди, материалы, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров.
Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Жизнь теперь можно назвать игрой между людьми. Значение имеют не мускулы или мощность машины, а информация и знание. Центром экономической жизни является профессионал. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование необходимой предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и хорошую жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на большее количество услуг и неадекватность рыночного механизма в выполнении этих требований ведет к расширению правительственных структур для координации предоставления этих услуг, особенно на уровне штата и на местном уровне.