ментальная арифметика что означает
Что такое ментальная арифметика и как ей научиться
Об эксперте: Анастасия Кузнецова, методист онлайн-школы «Фоксфорд», автор и преподаватель курсов повышения квалификации по ментальной арифметике.
Что такое ментальная арифметика
Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:
Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.
Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности [1].
Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.
Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.
Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.
История возникновения ментальной арифметики
Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.
Со временем счеты доработали до калькулятора, в 1993 году сформулировали понятие «ментальной арифметики». Сегодня ментальную арифметику используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.
Польза ментальной арифметики
Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.
Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.
Что ученые думают о ментальной арифметике
Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года [2]. Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.
В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет [3]. Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.
Когда и где учиться ментальной арифметике
Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.
Сейчас набирают популярность занятия ментальной арифметикой с пожилыми людьми. Такая тренировка мозга — отличный метод профилактики болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.
Самостоятельное обучение может стать непростой задачей. Учеба требует усидчивости, внимательности и разнообразные форматы занятий. Чтобы правильно обучить ребенка ментальной арифметике, лучше обратиться к квалифицированному педагогу.
Как выбрать школу или курс ментальной арифметики
Чтобы выбрать подходящую школу ментальной арифметики для ребенка, проверьте:
Ментальная арифметика: что это и как это работает
Многие родители отмечают, что дети совсем не похожи на них в детском возрасте. Они быстро разбираются с новой техникой, много времени проводят в сети, используют смартфоны и планшеты. При этом учителя в школе бьют тревогу по нескольким причинам:
Такие особенности мышления вызваны образом жизни и гигантским информационным потоком, с которым приходится справляться человеку. Чем опасно такое положение? В первую очередь – сильным снижением успеваемости. Больше всего страдает математика уже с первых классов. В предмете нужно долго разбираться, обладать усидчивостью. Это сложно для ребенка, в результате весь образовательный фундамент рушится.
Важно понимать, что без математики становится практически невозможно изучение физики, химии, геометрии, тригонометрии. В будущем это закроет человеку путь во множество востребованных, высокооплачиваемых профессий.
Для многих выходом становится запись на занятия по ментальной арифметике. Это позволяет значительно повысить успеваемость, помочь ребенку быстрее адаптироваться к урокам математики.
Рассмотрим, что такое ментальная арифметика для детей, что она дает, как можно описать такое явление простым языком. Также обратим внимание на историю явления и развенчаем несколько распространенных мифов о предмете.
Как появилась ментальная арифметика
В России говорить о предмете стали сравнительно недавно. Но его история включает более 5 тысяч лет активного развития. Первые занятия проводились в разных странах – Риме, Индии, Греции.
Ученые быстро поняли, что любому человеку важно умение быстрого базового счета в повседневной жизни. Потому детей учили считать с использованием специальных абакусов.
В нынешнем виде ментальная арифметика сформировалась только в 1993 году. Именно с этим временем связан взрывной рост явления и его активное распространение во многих странах мира.
Сегодня занятия проводятся по всей планете. Исследователи говорят, что не менее 50 государств делают значительный упор на это направление. Китай и Япония уже успели включить предмет в школьную программу, потому что на своем опыте убедились в его результативности и положительном влиянии на учеников
Что такое ментальная арифметика простыми словами
Ментальная арифметика – это один из методов развития интеллекта. В ее основе лежит использование абакуса или соробана – специальных счетов, которые помогают быстрее проводить математические вычисления в уме.
Программа подготовки составлена таким образом, чтобы сочетать сразу несколько действий:
Также тренируется и тестируется умение долго концентрировать внимание на конкретной задаче.
Когда программа составлена правильно, а преподавание ведет специалист с большим опытом, наблюдаются выраженные позитивные результаты – от улучшения успеваемости до развития
склонности к творческим занятиям.
Исследования показывают, что лучшее время для занятий ментальной математикой – возраст от 4 до 16 лет. В силу биологических особенностей организма именно в это время эффективность восприятия информации находится на самом высоком уровне. Но и для других возрастов занятия приносят ощутимые положительные результаты.
Особенности прохождения обучения
Описав, что такое ментальная арифметика простыми словами, подробнее рассмотрим главные особенности процесса обучения и использующиеся подходы. В основе предмета лежат два главных метода:
Когда обучение проводится профессионалами, результаты становятся заметными очень быстро.
Во время занятия формируются новые нейронные связи, ребенок начинает лучше успевать в школе, осваивает даже очень сложные задачи, требующие постоянной концентрации.
Главные полезные свойства ментальной арифметики
Несмотря на то, что многим сам процесс обучения может показаться достаточно простым по своей смысловой сути, он дает реальные и заметные результаты. Перечислим только наиболее
значимые и заметные из них.
Выраженное развитие способностей к творчеству
Многие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что школьные предметы направлены в своей основной массе на развитие левого полушария. Правое остается без нагрузки, а для
формирования гармоничной личности этого недостаточно. Когда начинают проводиться занятия по ментальной арифметике, в работу втягиваются оба полушария. Более того, они начинают работать в синергии – это наиболее значимое требование для развития способности работать в режиме многозадачности. Это позволяет дать заметный толчок развитию интеллекта человека.
Улучшение понимания математики
С каждым годом количество людей, которые относят себя к «гуманитариям», растет. Но во многих
случаях такое положение оказывается связано с плохим преподаванием школьной программы математики или неспособностью ребенка быстро ее освоить. Понимать цифры с ментальной арифметикой становится значительно проще. Одна из важных особенностей преподавания – уход от скучного зубрения в область геймификации, работы с логикой. Важно, что человек начинает понимать доступность математики, больше не смотрит на нее как на что-то за гранью его понимания.
Повышение концентрации внимания
Это именно то, чего не хватает многим детям в мире, заполненном гигантским потоком информации. Ментальный счет заставляет постоянно концентрироваться и постепенно прививает привычку делать это. Без умения сосредотачиваться, не обойтись и при использовании абакуса. Большой вклад также вносят различные упражнения с использованием флеш-карт и других типов инструментов.
Развитие визуально-пространственного мышления
Программа обучения ментальному счету построена на спользовании, как умственных вычислений, так и общих правил, многочисленных образов. При этом использование абакуса спасает от сильного усложнения процесса, делает его действительно интересным для ребенка. Параллельно активно улучшается и способность к пространственному мышлению. В будущем, умение моделировать различные параметры в уме сильно пригодится человеку для того, чтобы справляться с геометрией, черчением и даже диктантами. У ребенка возникает уверенность в своих силах, а уровень стресса становится меньше.
Тренировка памяти
Еще один положительный результат – активная тренировка памяти. Тренируется не только кратковременная, но и долговременная память, значительно улучшается процесс зрительного
запоминания. Это дает ребенку больше преимуществ, как в школьных занятиях, так и в жизни.
Развитие способности быстро ориентироваться
Многие люди в резюме заявляют о своей устойчивости и умении работать в режиме многозадачности. Но мало кто, в действительности, на это способен. Умение выполнять сразу
несколько действий без потери качества – залог успешности. Ребенку будет намного проще ориентироваться, он сможет реализовать весь свой скрытый потенциал. Также уменьшается и уровень стресса, который часто приводит к проблемам с успеваемостью.
Пробуждение интереса к обучению
Для многих детей школа становится настоящим бременем, потому что они с детства приучаются думать о ней как о чем-то скучном, постоянно связанном исключительно с процессом зубрения, повторения одних и тех же цикличных действий. Но использование дополнительной подготовки
на занятиях по ментальной арифметике заметно меняет ситуацию. Ребенок начинает понимать, что обучение действительно может быть интересным, если его построить правильно. При этом многие начинают сами понимать методы, при помощи которых учебу можно сделать значительно более интересной и насыщенной.
Формирование набора нематематических навыков
Рассматривать ментальную арифметику исключительно как процесс тренировки математики – неправильно. На самом деле, происходит развитие целого списка других способностей:
У ребенка появляется уверенность в своих силах, уменьшается уровень стресса. При этом стоит обратить внимание на то, что умение использовать оба полушария мозга значительно помогает в создании гармонично развитой личности.
Занятия подойдут как для «технарей», так и для «гуманитариев». Каждый ребенок вынесет для себя что-то важное и нужное из процесса обучения.
Преимущества использования ментальной арифметики
Важно понимать, что все преимущества ментальной арифметики доказаны на практике и реальны. Именно они заставляют людей со всего мира интересоваться этим направлением.
Среди важных достоинств подхода:
Очень важно и то, что ребенок приобретает веру в себя. Он понимает, что достаточно вложить усилия, чтобы получать реальный заметный результат.
Есть ли у процесса минусы? Во многом они связаны с низким уровнем подготовки педагога или использованием неверно подобранных методик обучения. Очень важно, чтобы занятия проводились по программам, которые были хорошо протестированы и уже показали себя с лучшей стороны. Сами педагоги должны проходить обучение именно по ментальной арифметике и хорошо представлять себе тонкости предмета.
Популярные мифы и заблуждения
Мы уже ответили на вопрос о том, что такое ментальная арифметика. Теперь осталось только затронуть распространенные заблуждения, которые по каким-то причинам укоренились в создании. Среди них есть такие, как:
Ментальная арифметика: что это такое
Все мы в той или иной степени уже успели столкнуться с понятием ментальной арифметики. Кто-то знает об этой науке больше и даже уже успел записать ребенка в кружки по ее изучению. Кто-то просто слышал название, но точного определения этому не знает. Что же это за учение, для кого оно подходит, как проходят занятия и где потом можно будет применить полученные знания? Это далеко не все вопросы, которыми интересуются родители детей, желающих осваивать ментальную арифметику. Мы тоже заинтересовались и решили узнать, что же такое ментальная арифметика.
Что такое и откуда взялась ментальная арифметика
Ментальная арифметика пришла к нам из древнейших времен, точнее из Китая и была изобретена пять тысячелетий назад. Но в нынешнюю жизнь нам ее внес турок Шеном. Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. В данной методике используется старейший способ подсчетов — это абакус. В нашем мире мы пользуемся усовершенствованным абакусом из Японии — это калькулятор. Но, как считают эксперты, первоначальный вариант абакуса — наилучший вариант многостороннего развития ребенка.
Сами счеты абакус поспособствовали появлению новой программы «менар» или как мы успели привыкнуть «ментальная арифметика» или проще — «менталка». В первый раз программа появилась в Азии, около 1993 году. Вот дошла она до нашего времени в наилучшем своем виде. Обучение устному счету идет в 50 развитых странах нашей планеты. Одними из самых первых переняли методику школы в Соединенных Штатах Америки, Таиланда и Австралии, Австрии, Ближнего востока и Китая. А в Японии, стране восходящего солнца, ментальная арифметика входит в обязательную учебную программу.
Очень активно появляются специальные учебные заведения в России, Казахстане, Киргизии. Наивысших баллов достала ментальная арифметика в столице — Москве.
Зачем ребенку осваивать ментальную арифметику?
Ментальная арифметика создана для ускоренного умственного счета без бумаги и калькулятора, таким образом, развивая интеллект ребенка. Изучая программу, любой человек стимулирует логическое мышление и соображение, сосредоточенность и наблюдательность. Может научиться «щелкать как семечки» любые арифметические примеры, да и с задачами по математике проблем не будет, тренирует память, так же умение быстро считать отражается на мышлении ребенка, приходит уверенность в своих действиях.
Как все знают, у каждого человека в правом полушарии сконцентрированы механизмы, отвечающие за творчество, а в левом за логическое мышление. Когда пишет левая рука, функционирует правое полушарие мозга, когда пишет правая, то включается левое. Таким образом, тренируя два полушария можно добиться грандиозных высот развития потенциала малыша. Самая большая задача ментальной арифметики состоит из развития двух полушарий мозга. Тренируя навыки быстрого счета, родитель делает огромный вклад в успешное будущее ребенка.
Кому подойдет методика обучения ментальной арифметике?
Методика обучения ментальной арифметике подразумевает под собой стремительное увеличение нейронных взаимосвязей в мозгу с помощью активного мыслительного процесса. В связи с этим данный учебный процесс более подходит для ребят от четырех лет и до шестнадцати, т.е. в промежуток времени наиболее стремительного увеличения клеток мозгового вещества. После шестнадцати лет обучение может занять несколько больше времени, нежели до этого возраста.
Ментальная арифметика принесет больше пользы ребятам, не интересующимся точными науками, им будет не сложно найти творческие действия в уроках ментальной арифметики, что, безусловно, послужит помощью для усвоения программ других наук. Нестандартное умение считать столь интересным способом, будет вернее всего еще и стимулом для самореализации, т.к. придет уверенность в собственных силах и смелость. Специалисты так же отмечают, что регулярные уроки ментальной арифметики увеличивают общую успеваемость в школе и усидчивость.
Чем полезна ментальная арифметика?
Как сказано выше ценность уроков ментальной арифметики состоит в том, что она стимулирует два полушария мозга. На уроках воспитанники совершенствуют использование своего воображения. А особенно детское воображение помогает решать вопросы вне здания школы, а не только на уроках, это творческое мышление, нестандартное решение задач по жизни. Безусловно как многие говорят «побочный эффект» ментальной арифметики- быстрый счет, трудно не согласиться, т.к. большую часть времени на занятиях человек считает. Вообще ментальная арифметика помогает разработать моторику рук, полушарные связи, скорость мозговой деятельности, концентрацию внимания.
Плюсы и минусы обучения ментальной арифметике
У любого учения существуют преимущества и недостатки. Есть они и у ментальной арифметики. Рассмотрим подробнее.
Плюсы ментальной арифметики
Продуктивность обучения можно пояснить самим методом, его отличительными чертами:
Минусы ментальной арифметики
Как проходит обучение ментальной арифметике?
Первоначальные часы занятий отданы знакомству со счетами как с вещью. Ребята осваивают функциональность, учатся выставлять правильно числа, считать на них. У детей создается образ счетов в воображении, далее счеты понемногу убираются, и ребенок старается делать арифметические операции уже в уме.
Как канон, первоначальные плоды изучения ментальной математики видны спустя 2–3 месяца уже после введения понедельных уроков и исполнения каждодневных кратких домашних задач. Для того чтобы в полном объеме усвоить технику, ребятам будет нужно приблизительно 2 года стабильных занятий.
В первый год ребенок освоит операции суммирование и вычитание чисел, а вторая большая стадия — способность перемножать и дробить. Поскольку, как правило, у ребят, приступающих к обучению с раннего возраста, процесс изучения ментальной арифметики построен в форме игры. Преподаватели стараются завлечь детей и предоставить ему мотивацию к тренировкам.
Вместо заключения
Изучение ментальной арифметики – это не просто умение складывать в уме числа. Это огромный труд. Если ребенок не очень рад математическим формулам и не обладает соответствующим складом ума, не нужно его насильно тащить на уроки по этой науке. Вряд ли это принесет какую-то пользу самому ребенку. С другой стороны, даже если ребенку хочется изучать эту науку, не стоит оказывать давление со стороны родителей на этот процесс, заставлять заниматься через силу. Это может спровоцировать переутомление детского мозга и потерю интереса к самой менталке. Если же вы – родители, дети которых с удовольствием постигают вершины этой точной науки, то можно только по-доброму завидовать вам. Ничего плохого в изучении ментальной арифметики точно не будет. Главное, относиться к этому с умом.
Что такое ментальная арифметика для детей. Плюсы и минусы методики
Содержание:
В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.
Что такое ментальная арифметика
Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора. Часто занятия по ментальной арифметике называет ментальной математикой.
Когда лучше изучать
Наибольший результат дает изучение ментальной арифметикой в возрасте от 4 до 16 лет. Это обусловлено биологическими возможностями организма воспринимать новую информацию. Но изучение ментальной арифметике в старшем возрасте дает еще больший эффект! За счет упражнений восстанавливается моторика рук и повышается нейропластичность мозга.
Как происходит обучение
Программа занятий включает в себя несколько этапов:
После правильного выполнения упражнений видимым результатом станет поразительно быстрое вычисление примеров. Хотя развитие интеллекта благодаря занятиям ментальной арифметикой происходит гораздо глубже и эффективнее. Нейронные связи, сформированные благодаря упражнениям на занятиях, остаются с ребенком на всю жизнь. А это значит, что ребенок научился быстро концентрироваться, визуализировать информацию и быстро оперировать данными.
Польза ментальной математики для детей
Улучшает понимание математики.
Ментальная арифметика помогает подружить ребенка с цифрами. Вместо того, чтобы зубрить скучные правила, ребенок начинает играть. Настольные игры, логические упражнения и элементы квеста на занятиях делают обучение полноценным. Благодаря разработанным возрастным программам обучения в Абакус центре дети с радостью приходят на занятия.
Убирает рассеянность и невнимательность.
Ментальный счет требует высокой степени концентрации. Сначала дети развивают усидчивость и концентрацию на счетах абакус, при помощи флеш-карт, а затем при выполнении операций в уме. Освоив технику один раз, дети используют ее не только при решении математических заданий, но и в других школьных предметах.
Кроме того, вычисления в уме не становятся для ребенка проблемой. Особенно это если ребенок не справлялся со школьными математическими диктантами и испытывал постоянный стресс.
Умение быстро ориентироваться.
Выполняя упражнения, ребенок учится быстро ориентироваться и выполнять несколько действий одновременно, сохраняя при этом концентрацию и внимание. Такая согласованность действий поможет на контрольных и экзаменах, где часто ребенок теряется из-за стрессового состояния.
Доказывает, что учеба может быть веселой.
Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!
Плюсы и минусы ментальной арифметики для детей
А теперь подытожим всё, о чем было рассказано и выделим основные достоинства и нюансы методики.
Плюсы ментальной арифметики
Минусы методики
Главное дать возможность ребенку раскрыть свой потенциал, привить любовь к процессу обучения, усидчивость, разработать мышление, укрепить его память и убрать страх перед любыми уроками и познанием нового!
Некоторые дети и их родители слишком спешат с выполнением заданий и допускают ошибки. Этого можно избежать, если процесс обучения будет под руководством опытного педагога. Кроме того, ошибок становится гораздо меньше с повышением уровня знаний ребенка.
Мифы о ментальной арифметике
Миф: Неглавный предмет. Математике не научат.
Многим из нас после школы сложно быстро умножать или делить огромные числа в уме. Так? Ментальная арифметика дополняет и корректирует этот момент. И не только. Ребенок учится пространственно мыслить и по-другому смотреть на привычные операции с числами. Поэтому это такой же важный дополнительный предмет.
Миф: После будет скучно на уроках математики.
Развитому ребенку будет скучно везде. Задача учителя увлечь малыша, найти к нему подход.
Миф: Платно. Подозрительно.
Это отголоски советского мышления. Сегодня частные центры открываются преподавателями-энтузиастами, которые хотят изменить систему образования, разнообразить ее, занимаются развитием своего дела. Кроме того, плата за образование — дополнительный стимул учиться. Самое важное условие для успешного освоения ментальной арифметики — квалифицированные специалисты и проверенные методики.
Можно ли научить ментальной арифметике ребенка дома
Центр «Абакус» предлагает все необходимое для домашнего обучения ментальной математике – самостоятельно, в удобном режиме, без существенных затрат.
От вас потребуется лишь желание заниматься и 10-20 минут времени, все остальное предоставляем мы, и это:
Мы также предлагаем самоучитель по ментальной арифметике, учебники и другие книги, методические пособия, которые помогут корректно построить домашнее обучение. Все они доступны для бесплатного скачивания.
Отзывы родителей о ментальной арифметике
Мы по скорости очень медленны, и ментальная арифметика помогает нам быстро думать. Дети которые занимаются ментальной арифметикой очень сильно отличаются от других детей в своих способностях.
Волынкина Татьяна
Ментальную арифметику выбрали с целью улучшить отношения ребенка с цифрами, устным счетом.
Марина Шимякина
У нас была проблема счета. Устного. Перечитав много информации, остановились на ментальной арифметике, так как она учит быстрому счету.
Веселова Альбина
В ментальной арифметике нравится то, что ребёнку интересно и не скучно, и приносит результат.
Любовь Шалаганова
Хотела привить ребёнку ответственность к занятиям, развить память, усидчивость. Читать он не хотел, значит считать будет) плюс всегда завораживали дети считающие в секунду.
Мерзлова Эвелина
Выбрали курсы по ментальной арифметике для развития навыка счёта и мозга).
Светлана Иванова
Я считаю, что арифметика очень важна, чтобы дети могли считать и думать иначе, чтобы мозги хорошо работали. Сейчас особенно с короной дети много сидят за играми и совсем тупеют, арифметика не дает им совсем открыть от компа, а заставляет думать, размышлять и узнавать что-то новое. А это очень важно.
Железкина Ольга