ментальная практика с чего начать
Ментальная практика с чего начать
Надо сказать, что работа над собой, практика самосовершенствования также требует определенного психоэнергетического уровня. Само по себе систематическое самосовершенствование — это наиболее сложная форма человеческой деятельности, доступная далеко не многим. Она требует осмысленного и упорядоченного поведения, соответствующего сознательно оставленным целям. Эти высокие цели — цели, придающие смысл всему существованию человека и каждому его движению, должны быть единственным руководством в жизни. Человек должен быть свободным и независимым и подчиняться только своим собственным решениям. Он должен быть неуязвим для внешних влияний и воздействий. Для этого необходимы, с одной стороны, уверенность в себе, с другой — развитое и относительно самостоятельное мышление.
Это сочетание (уверенность и развитое мышление) является достаточно редким явлением. Специфика нашего общества заключается в том, что чем человек глупее, тем увереннее он себя чувствует. Ограниченный психоэнергетический потенциал таких людей проявляется в форме бессмысленной активности, наиболее соответствующей структуре нашей социальной среды. Однако они существуют за счет энергии более развитых людей и не могут долгое время оставаться в одиночестве. Это грозит им серьезными психическими расстройствами. Общество перемалывает духовную энергию наиболее развитых своих членов и полученное сырье использует для своих примитивных нужд. Дураки при этом оказываются в более выгодном психоэнергетическом положении. Вместе с тем, им сложнее стать независимыми от общества, свободными от внешних влияний. Поэтому практика самостоятельного совершенствования (самосовершенствования) оказывается для них недоступной. Для нормальной жизни и для духовного развития им нужна помощь духовных наставников.
Большинство религий спекулирует на несамостоятельности, духовной беспомощности людей. Эти религии сознательно (на уровне группового сознания) задерживают и нарушают развитие общества, культивируя глупость и господство примитивных эмоций, выдаваемые за высший уровень духовности.
Вместе с тем, даже в нашем обществе можно встретить настоящих духовных мастеров. Имена некоторых из них широко известны: Гурджиев, Кришнамурти, Вивекананда. Однако эти имена — скорее исключение. В нашем больном обществе большинство духовных мастеров остаются безымянными и неизвестными. Для людей с ограниченным мышлением и духовным потенциалом главный путь развития — помощь со стороны духовного мастера. За счет безграничного доверия и полной открытости своему Учителю даже умственно отсталый человек может в считанные дни раскрыть свои психоэнергетические возможности, интуитивно познать сокровенные тайны бытия и подняться к вершинам духовности. Однако в обществе, построенном на алчности и лжи, в обществе шарлатанов и жуликов человек с ограниченными способностями оказывается практически не в состоянии найти подлинного духовного наставника. Поэтому в наших условиях самосовершенствование является, пожалуй, единственной доступной формой развития как для людей подготовленных, так и для людей, неспособных к систематической работе над собой.
Возникает вопрос: как же могут заниматься самосовершенствованием люди, неспособные к этому? Как уже было сказано, главным препятствием для самосовершенствования является зависимость от внешних влияний и неспособность следовать своим собственным решениям.
Миллионы людей время от времени принимают решение начать с понедельника новую жизнь. Новая жизнь почему-то не начинается. Но для нас сейчас в этих строках главное — само решение, сама мысль людей о необходимости начать новую жизнь, о необходимости стать в чем-то лучше.
Не все люди готовы к систематической работе над собой, к самосовершенствованию, однако мысль о необходимости самосовершенствования рано или поздно приходит в голову каждого человека. Эта мысль — главное сокровище, которым мы обладаем, главная драгоценность нашей жизни. Обстоятельства и нездоровые влияния могут быстро погасить эту мысль, но в лучах энергоинформационных потоков мироздания наше сознание вновь и вновь начинает светиться этой мыслью.
Неподготовленные люди не могут сделать эту мысль постоянной и доминирующей. Они не могут постоянно в течение сколько-нибудь длительного времени (хотя бы трех-четырех недель) руководствоваться целями и решениями, вытекающими из этой мысли. Поэтому для них специальные практики духовного самосовершенствования помогают сосредоточиваться вокруг момента появления, вспышки этой мысли. С помощью специальных упражнений они должны максимально использовать энергию таких вспышек и за счет этого развить свой психоэнергетический потенциал до уровня, необходимого для перехода к постоянной практике самосовершенствования.
По сути дела, мысль о самосовершенствовании является мыслью, направленной на внутренний мир человека. Если, используя информацию этих строк, человек попробует осознать значение этой мысли, ее влияние на психику, возможности, которые она открывает, то это уже будет представлять вспышку ментального мышления или, для краткости, — ментальную вспышку.
Первое и главное, что дает ментальная вспышка, — это время. В момент ментальной вспышки, когда мы осознаем, что главное в жизни — это духовное развитие, мы поднимаемся над повседневной суетой и на какое-то время становимся свободными и независимыми от обстоятельств. Это драгоценное время нашего духовного роста. Однако повседневная суета атакует нас всеми способами, начиная от физиологических потребностей и заканчивая нашими мирскими планами и замыслами, и в результате этого ментальная вспышка быстро гаснет. Чтобы продлить ее время, неподготовленному человеку нужно переместиться в место, защищенное от внешних психоэнергетических воздействий.
Многие стараются использовать для духовной практики собственное жилище, особенно когда там нет других людей. Для неподготовленных людей это является грубой ошибкой. Именно в своей собственной квартире мы испытываем наиболее сильное воздействие отвлекающих факторов. Гораздо лучше пойти в библиотеку или в тихую церковь. Еще лучше — уединиться вдали от людей на лоне природы, О том, какое значение может иметь правильный выбор места для духовной практики, можно сулить по описанию Карлоса Кастанеды: «Он указал на то, что я очень устал, сидя на полу, и что следует правильно найти «пятно» на полу, где я мог бы сидеть, не уставая. и ясно подчеркнул, что пятно означает место, где человек может чувствовать себя естественно счастливым и сильным. Он похлопал по месту, где сидел, и сказал, что это было его собственным местом, добавив, что он поставил передо мной задачу, которую я должен решить самостоятельно и немедленно. Когда я достиг центра, то. понял, что произошло еще одно изменение в окраске, опять на краю поля моего зрения. Однообразный зеленовато-желтый оттенок, который я видел повсюду, превратился в одном месте, справа от меня, в яркий серо-зеленый. Какой-то момент этот оттенок держался, а потом внезапно изменился в другой постоянный оттенок, отличный от виденного ранее. Я снял ботинок и отметил им эту точку. Рядом с ней был большой камень. Некоторое время я посидел рядом, пытаясь найти отгадку, приглядываясь к каждой детали, но не почувствовал никакой разницы.
Я услышал, как дон Хуан разговаривает и смеется над моей головой, и проснулся. — Ты нашел точку, — сказал он. Я спросил его, имеет ли каждое из этих двух мест свое название. Он сказал, что хорошее место называется «сиденьем», а плохое зовут «врагом». Он сказал, что эти два места являются ключом к самочувствию человека, особенно такого человека, который ищет знания. Простой акт сидения на своем месте создает высшую силу. ».
Для тех, кто достиг духовного равновесия, можно привести слова индийского духовного мастера Шивананды: «Настоящая, уютная, хорошо меблированная, вызывающая благоговейное настроение пещера находится в нашем сердце. И теперь современные мудрецы и Риши обитают там, не позволяя уму и чувствам вырываться наружу. Они пьют там нектар бессмертия и остаются вечно блаженными.
Так обитайте же и вы в этой пещере, таинственной, величественной пещере сердца, наедине со своим внутренним Я, целью жизни и единственным убежищем для всех!».
Итак, практика № 1 — это поиск места для размышлений. Выше даны наиболее общие рекомендации, но возможны самые различные варианты. Некоторые приверженцы (адепты) самосовершенствования чувствуют себя совершенно уединенно, даже находясь в общественном транспорте. Это, конечно, исключение, которому нет смысла следовать. Уже на этапе этой первой практики необходима помощь духовного наставника, так как именно он может подсказать наиболее подходящее для ваших индивидуальных особенностей место уединения.
Однако парадокс заключается в том, что в условиях европейской цивилизации подавляющее большинство людей не способны к нормальному общению вообще и, тем более, к нормальному общению с духовным мастером. Они просто не в состоянии иметь наставника. Общение с наставником требует очень высокого уровня подготовки по сравнению с тем. что мы имеем. Поэтому, как гласит древняя мудрость; «Когда ученик готов — учитель появляется».
Что же в таком случае можно порекомендовать людям неподготовленным? Единственный совет, который здесь можно дать: пробуйте, действуйте, прокладывайте свой собственный путь в этой неизвестной стране, лежащей за гранью общепринятого и общеизвестного. Будьте внимательны и осторожны, но не останавливайте своего движения вперед. Любые остановки — бессмысленны. Без поиска нет находок. Пробуйте, двигайтесь, продвигайтесь. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, вперед и вперед. Другого способа достичь цели нет.
Практика № 2 — самонаблюдение. Глубины и сфокусированности внимания большинству людей едва хватает для понимания друг друга и своих действий на уровне обыденного сознания. Но даже такое слабое внимание люди могут сосредоточивать па одном объекте в среднем не более пятнадцати минут. Затем внимание начинает отвлекаться, и человек время от времени забывает, где он находится и о чем должен думать. Когда человек не способен осознавать свои действия и свое состояние, серьезно говорить о какой-либо работе над собой не приходится. Поэтому первое, чем должен заняться человек во время ментальных вспышек — это развитие способности к самонаблюдению. В этих целях можно использовать одно древнее упражнение, которое может быть названо состоянием полного внимания.
Для освоения состояния внутреннего равновесия необходимо отвести достаточное количество времени (при самостоятельных занятиях не менее часа). Сядьте прямо, так, чтобы позвоночник и голова составляли прямую линию, перпендикулярную поверхности земли. Предварительно выполняется следующее дыхательное упражнение;
1. Глубоко выдохнуть и задержать дыхание как можно дольше.
2. С удовольствием сделать свободный и глубокий вдох полной грудью.
3. Сразу после вдоха с облегчением выдохнуть, сбрасывая закрепощенность с тела и напряжение с психики.
Повторить это упражнение еще три раза подряд.
1. Сохраняем прямое положение тела,
2. Начинаем вхождение в состояние полного внимания с осознания тишины и покоя в выбранном для занятий месте. Любые звуки, которые мы слышим, раздаются на фоне тишины. Осознаем эту всеобъемлющую тишину.
3. Представим себе, что все беспокойство осталось в других местах, все наши проблемы — там, а здесь — вы полностью свободны и спокойны.
4. Осознаем пространство нашего места для занятий, тишину и покой самого этого пространства.
5. Ощущаем себя спокойно, свободно и уютно. Покой, уверенность и блаженство постепенно наполняют нас. Сосредоточиваемся на этом 5—10 минут.
В течение последующих 30—40 минут полностью расслабляем тело и раскрепощаем мысли, сохраняя позвоночник прямым и вертикальным. Глаза закрыты. Спокойно наблюдайте за всем, что происходит вокруг вас и внутри вас: вы сможете осознавать какие-то звуки, близкие и далекие, какие-то ощущения, эмоции и мысли. В сознании могут появляться самые разные мысли. Не следует сливаться с ними, отождествляться. Не следует улетать вместе с мыслями в прошлое или в будущее, или в другие места, иначе мы перестанем их осознавать. В этом заключается главная задача упражнения: сохранять дистанцию между нашим внутренним «Я» и ощущениями, эмоциями, мыслями. Наблюдать за ними как бы со стороны.
Чтобы ни происходило внутри или вокруг нас, мы только наблюдаем. Ощущения и мысли могут быть приятными или неприятными. Это не имеет значения. Мы просто наблюдаем за их движением, за их появлением и исчезновением. Все более пристально наблюдаем и осознаем, постепенно замечая все больше вещей вокруг себя и внутри себя.
При работе с наставником ученик получает ряд дополнительных указаний, но все они носят индивидуальный характер. Обычно наставник корректирует дыхание ученика, состояние различных частей тела, помогает снять внутренние напряжения и навязчивые мысли. Раскрывается эзотерический и психоэнергетический смысл всех составных частей упражнения. Те, кто занимается на наших курсах, может получить подготовку, необходимую для освоения третьей фазы состояния полного внимания.
Для пояснения значения этого упражнения можно привести следующую историю. Несколько европейских профессоров, специалистов по психологии, приехали в Японию для изучения психофизических способностей японских духовных мастеров. Была назначена встреча с одним из мастеров в ресторане высотной гостиницы. Ресторан находился высоко над землей, и из окон открывалась великолепная панорама. Однако в самый разгар беседы стены покачнулись и пол стал уходить из-под ног. С потолка посыпалась штукатурка. Началось землетрясение.
Раздались крики ужаса. Каждый толчок наполнял сердца людей диким страхом. Казалось, рушилось само мироздание. Каждое мгновение могло оказаться последним в жизни людей. Охваченные безумной паникой, люди бросились к выходу, опрокидывая столики, падая и давя друг друга. У выходов и у лифтов образовались пробки,
Один из профессоров, вскочив при. первых толчках, случайно бросил взгляд на лицо мастера. Мастер сидел неподвижно. Глаза его были закрыты, а лицо выражало такое спокойствие и безмятежность, что это подействовало на профессора. Он сумел на мгновение остановиться и осмотреться. Бежать к выходу было бесполезно. Нечего было и думать, чтобы пробиться через толпу обезумевших людей.
Профессор вновь посмотрел на мастера. Спокойствие такого удивительного человека стало для него единственной опорой в этом кромешном аду. Он собрался с духом и величайшим усилием воли заставил себя сесть. Через некоторое время толчки прекратились. Ошеломленные люди начали приходить в себя. Некоторые ощупывали самих себя и пол, на котором лежали, словно заново осознавая реальность происходящего.
Мастер открыл глаза и улыбнулся. Профессор, пораженный его духовной силой и спокойствием не меньше, чем самим землетрясением, набросился на него с вопросами: «Как вам удалось? Неужели вы ни капельки не испугались? Не взволновались?».
По мере развития способности к самонаблюдению можно переходить к третьей практике — самоконтролю. На предварительном этапе самосовершенствования, когда еще не сложилась ежедневная систематическая работа над собой, проводимая из месяца в месяц, практика самоконтроля также возможна, но только в периоды ментальных вспышек. При этом лучшим методом самоконтроля является ведение дневника самонаблюдений.
Часто слушатели наших курсов спрашивают, как вести дневник, что следует записывать? В период ментальной вспышки, когда просыпается желание что-то изменить в себе, человек сам видит, как нужно вести дневник. Когда же ментальная вспышка проходит, человек перестает видеть смысл не только ведения дневника, но и вообще — работы над собой.
В периоды отсутствия стремления к самосовершенствованию отношение к предыдущим дневниковым записям может изменяться. Они могут даже уничтожаться. Это, конечно, является определенной потерей. Вместе с тем, однажды записанные вами слова приобретает особую силу и впоследствии могут быть так или иначе воспроизведены.
Все знания в этом мире человек получает через свой личный опыт. Какой-то опыт дан человеку уже от рождения в виде естественных реакций его организма, включая и ориентировочный инстинкт, остальной опыт человек приобретает в течение жизни. Так, чтобы получать знания с помощью слов, человек должен овладеть речью, приобрести опыт речевой деятельности, Чтобы получать знания с помощью зрения, человек должен приобрести опыт использования своих глаз.
Ведение дневника является созданием и сосредоточиванием самого главного жизненного опыта человека — опыта самосовершенствования. Поэтому дневник самонаблюдений и самоконтроля по существу является личной библией человека, его главной священной книгой. Это орган его духовного зрения, через который он получает возможность видеть подлинную реальность.
Систематическая работа с дневником открывает человеку глаза на внутренний смысл и подсознательные причины своих собственных поступков. Появляется возможность увидеть и отбросить все бесполезное и бессмысленное в своих действиях, в различных видах своей деятельности. Человек начинает осознавать, что ежедневно большую часть своего времени он тратит впустую. Он тратит впустую большую и лучшую часть своей жизни, а чаше — всю свою жизнь. По-настоящему осознать это нелегко, а без работы с дневником — почти невозможно. Но «во многих знаниях — много печали. Когда это осознание приходит, появляются новые проблемы.
Человек, увидевший ненужность многих своих поступков и большие потери времени, естественно, хочет избежать этого. Здесь идет речь не о тех людях, которые с бессмысленным упорством изо дня в день «бьются головой о стену» и сожалеют, что им не хватает времени для столь увлекательного занятия. Речь идет о человеке, который видит разницу между бессмысленными, хаотическими действиями и целенаправленным продвижением к новым горизонтам своей жизни. И вот, хотя перед таким человеком стоит ясная цель, хотя он хорошо видит направление своего пути, во время ментальных вспышек он с удивлением обнаруживает, что по совершенно непонятным причинам он вновь и вновь сворачивает с прямого пути, вновь и вновь что-то заставляет его заниматься разными глупостями и пустой суетой.
Иногда уходит много месяцев на работу с дневником прежде, чем человек увидит причины этих отклонений. Легко сказать, что причиной являются негативные психоэмоциональные стереотипы. Однако, чтобы воочию увидеть, как эти стереотипы ежедневно и ежечасно создают все новые и новые отклонения в жизни человека, необходимы большие внутренние исследования.
Чтобы работа над собой стала систематической и начала давать конкретные результаты, необходимо обнаружить и взять под контроль действие негативных стереотипов и отрицательных эмоциональных состояний.
Ментальные и телесные практики
Прошло тысячи лет, а эти базовые принципы остались практически неизменны в наше время. Все спортсмены готовятся именно в соответсвии с этими правилами.
Поэтому и бодибилдинг, и айкидо, и каратэ, и пилатес, и индийская гимнастика неверно именуемая йогой, относятся к телесным практикам и не подразумевают никакой другой подоплеки.
Особого различия в подготовке тоже никакого нет. Более того, навязанное маркетингом мнение о том, что гибкость человека зависит от того ешь ты мясо или нет, не имеет под собой никакого биологического основания.
Пластика пантеры или гепарда неизмеримо выше пластики косули или антилопы. Гибкость гимнастов и балерин ничем не хуже гибкости людей занимающихся индийской гимнастикой, неверно именуемой йогой.
Часто происходит путаница. Люди пытаются смешивать практики в кучу обзывая их каким-нибудь значим словом, например, «духовные практики». Часто этим грешат инструктора по индийской гимнастике обозначая так свои, мягко скажем, странные упражнения.
Но это примерно то же самое, что назвать духовной практикой езду на велосипеде.
Искатели истины очень падки на слова, потому что многим кажется, что с помощью слов которыми говорят ртом псевдогуру, путь к Нирване будет легким и приятным.
на снимке: быть гуру всегда легко и приятно
Однако финансистам давно уже известно, что непонятные фразы вроде «сакральное знание», «эзотерические упражнение», «записано в ведах», «выбито в скрижалях» служит точно такой же цели, что текст мелким шрифтом в кредитном договоре, который обычно никто не читает.
Словосочетание «ментальная практика» гораздо шире и включает в себя три составляющих ум, душу и дух, при этом оно вполне понятно для европейца.
Жизненная энергия сконцентрирована в районе половых органов человека (чакра муладхара) и пребывает там в полусонном состоянии. Среднестатистический человек использует часть этой энергии для удовлетворения своих физиологических потребностей. Эта энергия вращается как бы по кругу затрагивая только три нижние чакры не поднимаясь выше манипуры. Её называют низкой или грубой энергией и она служит для удовлетворения инстинктов и выживания.
Движение энергии в теле человека хорошо демонстрирует движение воды во время процедуры шанк-пракшаланы. Это очистка кишечника при помощи подсоленной воды, которой нужно выпить не менее трех литров. Благодаря специальным упражнениям последовательно открываются четыре клапана (сфинктера) расположенных в желудочно-кишечном тракте и вода выходит наружу из прямой кишки.
на снимке: расположение клапанов (сфинктеров) в ЖКТ
Точно так же работают ментальные практики, но для того, чтобы поднимать энергию к верхним энергетическим центрам, которые мы уже привыкли называть чакрами.
Для наглядности, мы можем совместить понятия тела, души, разума и духа совместим с индуистским учением о чакрах.
Где муладхара, свадхистхана и манипура отвечают за инстинктивно-двигательный центр, то есть за физическое тело.
Анахата и вишудха есть прибежище души.
Аджна хранилище ума, а сахасрара имеет связь с высшими мирами, то есть с духом.
Когда достаточное количество жизненной энергии скапливается в нижних чакрах она поднимается выше, но только при условии её утончении и очищении. Здесь она будет называться тонкой энергией.
Историки не объясняют почему учение Христа почти одновременно во всей Европе начало своё победное шествие. Некоторые указывают на косвенные причины, к примеру, подчеркивая универсальность христианства, как элемента государственного управления массами.
На самом деле христианство получило распространение среди диких, воинственных народов в тот момент, когда те начали вести оседлую жизнь и вполне удовлетворили свои потребности соответсвующие нижней ступени пирамиды Маслоу.
на снимке: крещение Хлодвига, короля франков, 496 год.
Человеку всегда хочется чего-то большего.
Библия ставила перед ним совсем другие вопросы и самое главное давала на них ответы.
Так через веру (сердце) и молитву (горло) христианин обрёл душу и любовь к ближнему. В индуизме, служение Богу с любовью и преданностью называется бхакти-йогой и считается самым лёгким и действенным видом йоги.
Таким образом, первой задачей ментальных практик является раскрытие сердечной чакры. На этой стадии человек должен обнаружить в себе сострадание, альтруизм, готовность к самопожертвованию, любовь к ближнему. Если говорить языком философии, то он находит внутри себя категорический императив, который становится мерилом его жизненных деяний и стремлений.
В любой религии или эзотерическом учении достигается это при помощи молитв, обрядов, пения, чтения священных книг и деятельном служении богу и людям.
Достигается это исключительно сосредоточением внимания. Ум требуется вернуть в спокойное состояние, как бы если водопад постепенно заканчивался тихим горным озером с кристально чистой водой.
Свойство жизненной энергии таково, что она всегда находится там, где мы концентрируем своё внимание. Мысль следует за глазами, энергия следует за мыслью, мысль исчезает, появляется новая мысль, но часть энергии уже испарилось, словно ты стреляешь по уткам холостыми патронами. И так все сутки напролет. К вечеру усталость и пустота, как будто ты был в тылу армии энергетических вампиров.
Обнаженное тело, как образец притяжения внимания, хорошо всем известно. Этим беспардонно пользуются все рекламные компании продвигая любые товары от пылесосов до пены для бритья.
Итак, чтобы остановить ум, нужно практиковать концентрацию. Это предполагает неподвижность тела при удобной позе, закрытые глаза или обращение глаз на какой-то символ, явление или предмет. И длительное пребывание в таком состоянии пока ум окончательно не успокоится.
Полное успокоение ума приводит нас к состоянию медитации, той практике, которая стирает различие между человеком и окружающем миром.
Успокоение ума открывает сахасрару, и Атман сливается с Брахманом, а Бэтмен с Аполло.
Это похоже на устье реки, которая впадает в море. Река здесь становится морем, а море становится рекой. И как записано в трактате «Хатха-Йога-прадипика»:
«Йогин, который медитирует на высшем Я, или на атме, принимает в умеренном количестве чистую пищу и практикует сиддхасану в течение двенадцати лет, достигает совершенства».
Занимаетесь ли вы по три часа медитации в день на протяжении двенадцати лет? Вот первый вопрос, который вы должны задать своему инструктору по индийской гимнастике неверно именуемой йогой. Готовы ли вы сами потратить столько времени, чтобы прорваться в высшие миры о которых все говорят, но никто не видел?
Это всё, что вам нужно знать о ментальных практиках.
Весь ликбез о Йоге находится здесь.