меры социальной поддержки в ростовской области что это за выплаты
Социальная поддержка
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ закреплены льготные категории граждан за уровнями власти и определены источники финансирования.
Федеральный бюджет обеспечивает расходы по социальной поддержке: инвалидов и участников войны; участников боевых действий; жителей блокадного Ленинграда; членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны, ветеранов боевых действий; инвалидов; военнослужащих; доноров, чернобыльцев и приравненных к ним категорий; бывших узников фашистских лагерей. Их численность в Ростовской области превышает 278 тысяч человек.
На Дону более 348 тысяч региональных льготников. Это ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, граждане, пострадавшие от политических репрессий, сельские специалисты, многодетные семьи.
Субсидии
Статьей 159 Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 определен единый для всех субъектов Российской Федерации порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Адресные социальные пособия
С 1999 года в Ростовской области действует закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», которым законодательно закреплены заявительный характер помощи, адресный подход в предоставлении и зависимость помощи от размера прожиточного минимума и доходов получателя.
Наиболее многочисленной категорией получателей адресных социальных пособий являются семьи с инвалидами, неполные и многодетные семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Социальное обслуживание населения
Стационарные учреждения социального обслуживания
В области для престарелых и инвалидов действуют государственные стационарные учреждения: дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты. В учреждения направляются граждане, оставшиеся без опеки родственников, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Здесь для них созданы необходимые условия для проживания, получения необходимых социальных и медицинских услуг, общения и самореализации. Порядок предоставления социальных услуг утвержден постановлением Правительства области от 27.11.2014 № 785.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей
С 1993 года в области развивается сеть учреждений социального обслуживания семей и детей. Их деятельность направлена на профилактику безнадзорности и беспризорности, оказание помощи семьям с детьми.
Нестационарные учреждения социального обслуживания
В каждом городском округе и муниципальном районе действуют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с сетью различных отделений. Это социально-реабилитационные отделения, отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания.
Учреждения социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Обратившимся в данные учреждения предоставляется место временного пребывания или ночлега, оказываются социально-медицинские, социально-правовые услуги, а также содействие в проведении мероприятий по социальной адаптации к условиям жизни в обществе.
О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области
О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Законодательным Собранием
14 января 2005 года
Настоящий Областной закон принят в целях установления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих на территории Ростовской области.
С т а т ь я 1. Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки
1. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится следующим категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее – работающим и проживающим в сельской местности:
1) врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, государственных областных и муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организациях социального обслуживания.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 года, при условии дальнейшего совместного проживания;
2) педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям государственных областных и муниципальных образовательных организаций и их заместителям, руководителям структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместителям), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания, культуры;
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей лиц, указанных в настоящем пункте;
3) социальным работникам организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания, оказывающих отдельные социальные услуги населению в пределах переданных муниципальным образованиям в Ростовской области государственных полномочий;
4) руководителям и специалистам, в том числе киномеханикам, государственных областных и муниципальных учреждений культуры, включая музеи, библиотекарям государственных областных и муниципальных образовательных организаций;
5) специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации;
6) лицам из числа указанных в пунктах 1, 3–5 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а в случае установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста – после установления (назначения) им пенсии, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет. В случае переезда гражданина в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются;
7) лицам из числа указанных в абзаце первом пункта 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а в случае установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста – после установления (назначения) им пенсии, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет. В случае переезда гражданина в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.
2. Гражданам из числа лиц, указанных в пунктах 1-5 части 1 настоящей статьи, работавшим и проживавшим в сельской местности в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности, выплачивается денежная компенсация за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии:
1) работающим гражданам – за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2004 годах;
2) пенсионерам – за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2005 годах.
Данная мера социальной поддержки предоставляется за период фактического проживания в указанные годы в Ростовской области.
3. Работникам государственных областных и муниципальных учреждений выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с их санаторно-курортным обслуживанием в санаториях, профилакториях, базах отдыха, пансионатах, находящихся в государственной собственности Ростовской области, или доля в уставном капитале которых находится в государственной собственности Ростовской области.
Государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности (далее – государственные полномочия) передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области (далее – органы местного самоуправления).
1. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления вправе:
1) получать в органах государственной власти Ростовской области консультативную и методическую помощь;
2) распоряжаться финансовыми средствами и использовать материальные ресурсы, предоставленные в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий;
3) направлять в органы государственной власти Ростовской области предложения по вопросам осуществления государственных полномочий;
4) обжаловать в судебном порядке письменные предписания органов государственной власти Ростовской области, уполномоченных в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
2. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Ростовской области, областные законы по вопросам осуществления государственных полномочий, нормативные правовые акты Правительства Ростовской области, принятые в соответствии с настоящим Областным законом;
1 1 ) определять должностных лиц, ответственных за организацию осуществления и за осуществление государственных полномочий;
2) обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий;
3) предоставлять органам государственной власти Ростовской области, уполномоченным в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, а также направлять копии муниципальных правовых актов, принятых по вопросам организации осуществления государственных полномочий;
4) исполнять письменные предписания органов государственной власти Ростовской области, уполномоченных в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
5) представлять в органы государственной власти Ростовской области, уполномоченные в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, сведения об уровне профессионализма (образовании, стаже службы или работы) кандидатов для назначения на должности, определенные в соответствии с пунктом 1 1 настоящей части, а также по их запросам в соответствии с федеральным законом персональные данные лиц, назначенных на соответствующие должности.
1. Органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
1) давать в порядке, установленном статьей 1 4 настоящего Областного закона, письменные предписания об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) запрашивать информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
3) оказывать консультативную и методическую помощь.
2. Органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны:
1) контролировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;
2) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
3) обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами;
4) рассматривать предложения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
5) предоставлять органам местного самоуправления по их запросам информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
1. Органы местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий обязаны предоставлять в органы государственной власти Ростовской области, уполномоченные в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты в сроки и по форме, установленные нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
2. Контроль за исполнением государственных полномочий осуществляют:
1) Правительство Ростовской области – в части участия многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в исполнении государственных полномочий;
2) министерство труда и социального развития Ростовской области – в части исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий.
3. Органы государственной власти Ростовской области, уполномоченные в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, вправе:
1) запрашивать у органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
2) получать устную или письменную информацию от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий;
2 1 ) рассматривать в порядке, установленном Правительством Ростовской области, сведения и материалы, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 12 настоящего Областного закона, и при необходимости давать по ним заключения;
2 2 ) заслушивать отчеты о ходе осуществления государственных полномочий;
2 3 ) назначать уполномоченных должностных лиц для наблюдения за осуществлением государственных полномочий;
2 4 ) проводить правовую экспертизу муниципальных правовых актов, принятых по вопросам организации осуществления государственных полномочий;
3) проводить плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления по исполнению государственных полномочий;
4) давать письменные предписания об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
4. Контроль за использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на цели осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, осуществляется в порядке, установленном федеральным и областным законодательством для государственного финансового контроля и контроля за использованием государственного имущества Ростовской области.
Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий может быть прекращено:
1) путем принятия областного закона с одновременным изъятием предоставленных субвенций и материальных ресурсов в случаях:
а) существенного изменения условий, влияющих на осуществление государственных полномочий;
б) нецелевого использования органами местного самоуправления бюджетных средств;
в) нарушения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов, установленного судом;
г) выявления фактов ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;
2) по решению представительного органа муниципального образования в случае признания в судебном порядке несоответствия настоящего Областного закона требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С т а т ь я 2. Размеры компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и на санаторно-курортное обслуживание
1. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 1 и 3-6 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов:
1) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), но не более размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области;
2) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), но не более размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и составляет не более 100 процентов указанного взноса;
3) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
4) платы за коммунальные услуги. Компенсация рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области. При отсутствии приборов учета компенсация рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете компенсации не учитываются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, применяемые в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
5) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
2. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов:
1) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади);
2) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) и составляет не более 100 процентов указанного взноса;
3) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
4) платы за коммунальные услуги. Компенсация рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета компенсация рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете компенсации не учитываются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, применяемые в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
5) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
3. Компенсации, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, производятся гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.
4. Денежная компенсация расходов, связанных с санаторно-курортным обслуживанием в санаториях, профилакториях, базах отдыха, пансионатах, находящихся в государственной собственности Ростовской области, или доля в уставном капитале которых находится в государственной собственности Ростовской области, выплачивается гражданам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Областного закона, в размере 50 процентов стоимости санаторно-курортной путевки.
1. Финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета.
2. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления.
3. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
4. В случае необходимости использования при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий материальных средств, находящихся в государственной собственности Ростовской области, перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для материально-технического обеспечения государственных полномочий, определяется Правительством Ростовской области в соответствии с Областным законом «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области».
5. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
С т а т ь я 3. Предоставление мер социальной поддержки
1. Гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
2. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
3. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации.
Для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, степени родства.
Для граждан, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о периодах работы на соответствующих должностях.
5. Гражданам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки по выплате денежной компенсации расходов, связанных с санаторно-курортным обслуживанием в санаториях, профилакториях, базах отдыха, пансионатах, находящихся в государственной собственности Ростовской области, или доля в уставном капитале которых находится в государственной собственности Ростовской области, предоставляются в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
С т а т ь я 4. Вступление в силу настоящего Областного закона
1. Настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Областного закона признать утратившими силу:
Областной закон от 29 декабря 2003 года № 75-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности»;
Областной закон от 10 июня 2004 года № 119-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности».
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области В.Ф.Чуб
г.Ростов-на-Дону
17 января 2005 года
№ 176-ЗС