мерзость запустения на святом месте что это

Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне’, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах’, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.

И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.

Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.

Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.

Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.

Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.

Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.

Источник

Самые загадочные пророчества Библии: Мерзость запустения и разрушение храма

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Это слова из книги Даниила — пророка, большая часть жизни которого прошла в Вавилоне, куда его увел из Иудеи вместе с другими знатными людьми вавилонский царь Навуходоносор в 597 году до Р. Х. Одно из самых удивительных пророчеств книги Даниила касается сроков прихода в мир давно обещанного Спасителя, или Мессии. Еще на заре человеческой истории Господь возвестил, что от семени Девы родится Тот, кто сокрушит главу змия (сатаны), хотя и Сам по-человечески пострадает от него. Из последующих пророчеств стало известно, что Мессия будет отдаленным потомком Иуды, одного из 12 сыновей ветхозаветного праведника Иакова, и что родится Он в знатном роде — роде царя Давида.

Даниилу же архангел Гавриил называет точное время, когда всё это случится:

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан* был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Книга пророка Даниила, глава 9, стихи 24–27

*В древнем Израиле цари и первосвященники помазывались на царство специальным благовонным составом — святым миром: это символизировало собой благословение Божие. Христос, о Котором идет речь в пророчестве, тоже должен быть помазан на царство и священство, но не миром, а Духом Святым, так как Он не земной царь и первосвященник, а небесный.— Прим. ред.

С седминами всё просто: седмина — это семь лет, на таких семилетних периодах был основан праздничный цикл древнего Израиля. Семьдесят седмин — это 490 лет. И даже с какого времени вести отсчет, более или менее ясно — с того момента, как выйдет указ о восстановлении Иерусалима. Такое повеление Неемия получил от своего царя Артаксеркса в седьмой год его правления — это 458–453 годы до Р. Х. (в зависимости от хронологии, которую мы примем). Итак, время, когда будут заглажены беззакония Израильского народа, — это 30-е годы н. э., то есть как раз время распятия Христа!

Но далее архангел уточняет, что Христос будет предан смерти по истечении семи и шестидесяти двух седмин, то есть 483 лет от указанной «точки отсчета». Это примерно 25-30 годы н. э., то есть более раннее время, чем мы привыкли думать… Непонятен и оборот будет предан смерти Христос, и не будет.

И уж совсем неясно, что значат дальнейшие слова о десятине, которая утвердит завет для многих, и что за мерзость запустения установится на крыле святилища в половине седмины.

Как это объяснить:

На самом деле время предания Христа смерти в этом пророчестве указано просто с поразительной точностью. Мы привыкли считать временем распятия 33 год только потому, что исходим из общепринятого летоисчисления «от Рождества Христова». Но достоверно известно, что римский монах Дионисий Малый, взявшийся в начале VI века связать события земной жизни Спасителя с земным же календарем, допустил ошибку в расчетах. Реальное Рождество Господа Иисуса Христа произошло не в начале периода, который мы сегодня называем «нашей эрой», а примерно в 5 или 6 г. до н. э. — во всяком случае, еще точно при жизни иудейского царя Ирода, который скончался в 4 г. до н. э.

Если мы учтем эту погрешность в расчетах и вспомним евангельские указания о том, что Христос крестился около пятнадцатого года правления Тиверия кесаря (который стал соправителем Августа в 13 году), и что после Крещения Христос проповедовал три с половиной года, то получается, что распят Он был около 30 года н. э. Кстати, именно в 30 году 15-е число месяца нисана, — день, в который евреи вкушали пасху и в который был распят Христос, — выпало на пятницу…

Будет предан смерти Христос, и не будет — так Синодальный перевод Библии передает еврейскую фразу, которая точнее выражалась бы так: «…и не будет ему». «Ему» — это иудейскому народу, который в большинстве своем отверг Мессию, объясняет профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин: этот народ не признал Христа своим Спасителем и больше не является Его народом.

Ну, а половина седмины, в течение которой прекратится жертва и приношение, — это, очевидно, время земного служения Спасителя, три с половиной года после Его Крещения в Иордане. С тех пор как Христос принес Себя в Жертву за грехи всего человечества, все остальные жертвы уже бессмысленны.

Что касается выражения мерзость запустения, его трактуют по-разному, но большинство святых отцов склоняются к мысли, что это пророчество о внесении в Иерусалимский храм языческого идола. Библия вообще часто называет «мерзостью» языческие «святыни». А в 130 году, когда Римской империей правил Адриан, римляне в самом деле установили на месте разрушенного к тому времени Иерусалимского храма языческий храм Юпитера Капитолийского, а само название «Иерусалим» почти на 200 лет заменили на Элия Капитолина. «Элий» было составной частью имени самого императора, а «Капитолина» указывало на языческое божество, которому был посвящен отныне город. Словом, вполне можно сказать, что на крыле бывшего святилища (от разрушенного храма, как известно, осталась только одна стена) воцарились запустение и языческая мерзость.

Чем это пророчество важно:

Это самое ясное и точное из предсказаний о времени прихода в мир Мессии и о Его распятии.

Где еще можно встретить слова пророчества:

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки. Незадолго до Своего распятия Господь Иисус Христос предупреждает учеников о неминуемой кончине мира и ссылается на пророчество Даниила: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… (Мф 24:15–16).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 24:15

Свт. Иоанн Златоуст

Прп. Максим Исповедник

От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы, соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе. Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9:27). Об этом и апостол говорит (2 Фес. 2:3-8), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. Мерзостию же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет

Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. И действительно, такие изображения закон называл мерзостью. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма. Или потому, что была изображением того, кто произвел опустошение это. Слова: егда узрите, казалось бы, сказаны к апостолам, но они относятся к иудеям, которые должны были знать, что не в далеком будущем, но при их жизни поставится мерзость. Притом многие из апостолов умерли прежде этого времени, а другие, оставшиеся в живых, находились тогда в других странах вселенной. Отослал их к Даниилу, который пророчествовал об этой мерзости и гибели. Тогда, говорит, читающий книгу Даниила (9:27) должен понять, что наступила погибель. Лука (21:20) указывает другой признак: егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему. Очевидно, что Христос сказал и то, и другое.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

(Мк. 13:14; Лк. 21:20). Цан говорит, что слова Лк. 21:20-24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Мф. ст. 15 и Мк. 13:14, выражением όταν δε ϊδητε. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея — Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклониться в другую сторону, и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иерусалиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом, здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.

Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.

“Читающий да разумеет” — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была “церковная заметка,” которая, подобно славословию в 6:13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово άναγιγώσκω, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном — читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

Источник

Мерзость запустения, стоящая на святом месте

В речи Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и о последних временах мира очень многие изречения, по свойству библейских пророчеств зараз указывать на разновременные, но сходные в каком-либо отношении события, содержат предсказание как о времени разрушения Иерусалима Римлянами, так и о последних временах. К таким изречениям относятся и слова о мерзости запустения.

Что мерзость запустения, стоящая на святом месте, означает прежде всего опустошение Иерусалимского храма, произведенное Римлянами в 70-м году по Рождестве Христовом, это обнаруживается из сравнения предсказаний Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и о злосчастном состоянии всей Иудеи в то время, когда будет стоять мерзость запустения на святом месте, с рассказом о так называемой Иудейской войне иудейского историка Иосифа Флавия.

В чем же согласно его описание Иудейской войны с пророчествами Иисуса Христа, и оправдались ли последние самыми событиям этой войны?

Предсказания Иисуса Христа вполне подтвердились рассказом Иосифа Флавия об Иудейской войне и оправдались событиями во время войны и в последующее время.

Не оправдались ли на них во всей точности слова Иисуса Христа, что из Иудеи нужно было бежать с величайшей поспешностью, чтобы спастись? Спасение этих благоразумных беглецов не указывает ли на то, что именно в это время совершились те ужасные бедствия, одним из которых было и осквернение святыни, поставление мерзости запустения на святом месте?

Но пророчество о мерзости запустения, предрекая разрушение Иерусалима и осквернение величайшей святыни его – храма, указывает еще на другую эпоху, когда будут осквернены все храмы на земле и вместе с тем произойдет опустошение и осквернение Нового Сиона, Церкви Христовой, и совершится не в какой-нибудь маленькой стране, подобной Иудее, а распространится по всей земле. Это будет пред кончиной мира, при антихристе. Мерзостью запустения и называется сам антихрист и его разрушительная, безбожная и кощунственная деятельность.

Прежде всего, в самом грамматическом складе евангельского речения о мерзости запустения, мерзость запустения определяется и как безличное состояние и как действие какого-то лица, указывается зараз лицо действующее и само действие. По-гречески это изречение читается так: τὸ βδέλυγμα τῆς ἐρμηώσεως, τὸ ῥηθίν διὰ Δανιὴλ τοῦ προφήτου ἑστὼς ἐν τόπω αγίω. Грамматическая особенность этого изречения в том, что причастие ἑστὼς, не смотря на то, что оно относится к существительному среднего рода, к βδέλυγμα, поставлено в мужском роде, а не в среднем, не ἑστὸς, а ἑστὼς. Ἑστὼς указывает на лицо, в котором сосредоточится и из которого будет исходить мерзость запустения, так что для обозначения ее можно ссылаться на главного виновника ее. Хотя пока еще и не видно, кто этот «стоящий» на святом месте и воплощающий в себе мерзость запустения; но невольно припоминаешь подобный рассмотренному грамматический оборот речи из Апокалипсиса, где к наименованию «зверя» прилагаются определения в мужском роде: αὐτὸς ὄγδοος, он восьмой, не смотря на средний род названия зверя в греческом языке – τὸ θιρίον ( Апок.17:11 ) А этот апокалипсический зверь есть антихрист ( Апок.13,17,8–12 ).

Далее Иисус Христос в своих словах о мерзости запустения ссылается на предсказание о ней Даниила. В книге пророка Даниила предсказание о мерзости запустения повторено три раза: в пророчестве о седьминах ( Дан.9:27 ), в предсказании о действии некоего «презренного» царя ( Дан.11:31 ) и в конце пророчества о последних временах ( Дан.12:11 ). Сопоставляя изречение о мерзости запустения, которое содержится в пророчестве о седьминах и на которое преимущественно и указал Иисус Христос, с описанием видения Даниила, изложенным в 11 и 12-й ггл. его книги и заключающим в себе двукратное упоминание о мерзости запустения, мы получаем твердые доказательства, что Данииловы пророчества о мерзости запустения относятся к антихристу и что мерзость запустения, поставленная или стоящая на святом месте, есть или сам антихрист или какой-то определенный предмет, который антихрист поставит в святилище, или какое-то его действие, которым святилище будет ужасно опустошено и отвратительно осквернено. Для подтверждения нашей мысли выпишем буквально из 11 и 12 ггл. изречения, наиболее относящиеся к делу.

В 11-й гл., с 21 стиха до конца, изображается некто презренный ( Дан.11:21 ). Он лестью овладеет царством, и всепотоплящие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета ( Дан.11:21,22 ); он озлобится на святой завет ( Дан.11:30 ); и поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения ( Дан.11:30 ); поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью ( Дан.11:32 ); пострадают некоторые из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени, ибо еще есть время до срока ( Дан.11:35 ); и будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется, и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев ( Дан.11:36 ); и о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит, ибо возвеличит себя выше всех ( Дан.11:37 ); но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом, и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями ( Дан.11:38 ); и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими и землю раздаст в награду ( Дан.11:39 ); но придет к своему концу, и никто не поможет ему ( Дан.11:45 ).

Некоторые черты из двенадцатой главы показывают, что этот презренный, этот льстивый, коварный, лживый, могущественный, покровительствующий нечестивым и угнетающий благочестивых, надменный, своевольный, безбожный, богохульный и самого себя обоготворяющий царь будет действовать в последние времена. И восстанет в то время Михаил, князь великий, сказано было Даниилу в видении, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге ( Дан.12:1 ). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). На вопрос: «когда будет конец этих чудных происшествий»? ( Дан.12:6 ) муж в льняной одежде сказал, что к концу времени, и времен, и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится ( Дан.12:7 ). Когда же Даниил не понял этих слов, то ему, кроме прочего, было сказано: сокрыты и запечатлены слова сии до последнего времени ( Дан.12:9 ). Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней ( Дан.12:11 ). Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней ( Дан.12:12 ).

Даже и без сравнения этих пророчеств с параллельными местами Нового Завета ясно обнаруживается, что указываемое у Даниила поставление мерзости запустения вместе с прекращением ежедневной жертвы есть не та мерзость запустения, которая была в Иерусалимском храме после завоевания Иерусалима Титом в 70 г. по Р.Х.: пророчество Даниила, указывая как бы мимоходом на годину мерзости запустения в Иерусалиме после завоевания Иерусалима римлянами при Тите, изображает другую, более страшную годину мерзости запустения. Это видно из того, что многие черты пророчества Даниила осуществились только отчасти, или и совсем не исполнились при Иудейской войне и в ближайшее после нее время.

Так, ни Тит, который вел Иудейскую войну со всеми ее страшными последствиями для Иудейского царства и народа, для Иерусалима и храма, ни отец его Веспасиан, бывший в это время императором, по характеру совершенно не походят на царя, изображенного в 11 гл. Даниила, с 21 по 45 ст., и в 12 гл. Как Веспасиан, так и царствовавший после него Тит были императоры не воинственные, а миролюбивые, просвещенные, добрые и попечительные о благе подданных. В особенности Тит столько любил своих подданных и был так добр сердцем, что считал тот день потерянным, когда не находил случая оказать добро подданным; римляне прозвали его «отрадой человечества». Жестокости во время Иудейской войны были вызваны упорством самих иудеев, которых Тит раньше осады Иерусалима убеждал добровольно покориться и не бунтовать. Ни Веспасиан, ни Тит безбожниками не были, богов отцов своих не покидали, не воздавали чести богу, которого не знали отцы их. Не возносились выше всякого божества. Веспасиан не был «презренным» и, бывши полководцем, сделался императором не через лесть и обман, а был избран войсками; сын же его Тит стал императором по праву престолонаследия. Кроме того, после прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения в Иерусалимском храме при Тите, через 1290 дней «последнего времени» не наступило и вообще ничего особенного не случилось. Равным образом нет никакой причины называть блаженными тех, которые дождались 1335-го дня после завоевания Иерусалима. Хотя в царствование Тита в Риме был страшный пожар, в Италии – моровая язва, и четыре города погибли от извержения Везувия, но это были частные бедствия, подобные которым, или даже и более тяжкие, бывали на земле и прежде, и после. Частным же, хотя и ужасным бедствием была Иудейская война, когда, по свидетельству Иосифа Флавия, погибло иудеев больше миллиона. Все эти бедствия не могут идти в сравнение с тем тяжким временем, какого не было с тех пор, как существуют люди. А предсказание о пробуждении святых в прахе земли и совсем не может быть отнесено к годам, следовавшим за разрушением Иерусалима Титом.

Эта страшная картина безрассудного кровопролития, беспощадного гонения за веру и богохульного осквернения святыни дополняется подробностями из Второй Маккавейской книги. По свидетельству этой книги Антиох повелел наименовать Иерусалимский храм храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине – храмом Юпитера Странноприимного. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах, и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными запрещенными законом вещами. Нельзя было даже называться иудеем. С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, и на праздник Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса. Такое повеление вышло и соседним еллинским городам, чтобы они так же действовали против иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы, а не соглашавшихся переходить к еллинским обычаям убивали ( 2Мак.6:1–9 и дал.). Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие 23 . Тогда-то мужественно претерпели смертные муки девяностолетний старец Елеазар и семь братьев Маккавеев с матерою своей Саломией ( 2Мак.6:18–31 и 2Мак.7 ).

Не довольствуясь ни тем, что Иерусалим стал необитаем, как пустыня – не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отъято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры ( 1Мак.3:45 ); ни тем, что многие из Израиля приняли идолослужение ( 1Мак.1:43 ), не насытившись кровью убитых и сожженных, Антиох замыслил произвести поголовное истребление иудеев и довершить разрушение Иерусалима. Он повелел своему соправителю и военачальнику Лисию, чтобы он послал против них войско – сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того, и поселить во всех пределах их сынов иноплеменных, и раздать по жребию землю их ( 1Мак.3:32–36 ). Но этот безумный план не удался: сорокасемитысячное войско посланных Лисием военачальников Птоломея, Никанора и Горгия было разбито малочисленным, но положившимся на помощь Божию войском иудеев, предводительствуемых мужественным Иудой Маккавеем, а в следующем году Иуда разбил шестидесятитысячное войско самого Лисия ( 1Мак.3,4 ).

Когда после этого Иуда и его сподвижники взошли на гору Сион, то они увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И раздрали они одежды свои, плакали горьким плачем, и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю, и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу ( 1Мак.3:32 и сл.; 1Мак.4:28–40 ). Как иные чувства и могло вызвать в поклонниках истинного Бога и чтителях отеческого закона и сынах отечества это поистине ужасающее зрелище мерзости запустения, стоящей на святом месте! Очистивши святилище, они вынуждены были разрушить оскверненный жертвенник, чтобы он не послужил им в поношение, камни его сложили на горе храма в приличном месте, построили новый жертвенник, устроили по-прежнему и прочие части и принадлежности храма, обновили и освятили жертвенник жертвой, праздновали обновление с веселием восемь дней и установили ежегодно праздновать обновление жертвенника в течении восьми дней ( 1Мак.4:42–59 ).

Доказательства того, что пророчество во второй половине 11 и в 12 гл. книги Даниила относится не исключительно и даже не главным образом к Антиоху Епифану, а относится к антихристу, есть самые твердые и даже бесспорные.

Во 1-ых, если бы это пророчество относилось только к Антиоху, то в таком случае Иисус Христос о мерзости запустения, реченной чрез пророка Даниила, не мог бы говорить как о событии, имеющем совершиться, так как для Его времени времена Антиоха Епифана уже давно миновали.

Во 2-ых, многие святые отцы и учители Церкви пророчество второй половины 11-й и всей 12-й гл. книги Даниила относили к антихристу, хотя находили в нем также указания и на Антиоха Епифана.

Учение двух знаменитых древне-христианских представителей экзегетической учености и таланта христианского Востока и христианского Запада, без сомнения, и само в себе имеет для нас большое значение. Но их толкование Даниилова пророчества «о мерзости запустения» имеет тем более силы, что оно и тогда было и доселе остается общепринятым в православной Церкви. Блаженный Иероним не раз выражает мысль, что Порфирий относит к Антиоху, то наши толкуют об антихристе и об Антиохе, как образе антихриста. Действительно, многие отцы Церкви пророчество Даниила «о мерзости запустения» относили именно к антихристу.

Мы приведем свидетельства некоторых из них для полноты и для подкрепления учения Феодорита и Иеронима, авторитет которых, как только учителей Церкви, иным может показаться и не достаточным.

Хотя Ириней и Ипполит относят к антихристу собственно то изречение о мерзости запустения, которое находится в пророчестве о седьминах, в 9-й гл., а не в 11 и 12-й ггл., но Ипполит ссылается и на изречение о мерзости запустения в 12-й гл., очевидно, не полагая различия между ним и изречением в 9-й гл., а вообще для нас важно то, что отцы Церкви применяют к антихристу изречение о мерзости запустения из книги Даниила.

В 3-их, многие места рассматриваемого пророчества, сообщенного Даниилу в видении, решительно не применимы к Антиоху Епифану, но вполне применимы к антихристу. Например, по пророчеству изображаемый в нем «презренный» о богах отцов своих не помыслит ( Дан.11:37 ). Но Антиох был хотя и суеверным, но ревностным поклонником своих отеческих, т.е. греческих, богов, к вере в них насильственно и коварством обращал иудеев и по всей Иудее распространил служение им.

Воскресения мертвых ( Дан.12:2 ) при Антиохе не было. Но оно совершится при втором пришествии Иисуса Христа на землю, которое последует непосредственно после антихриста.

Говоривший Даниилу в видении возвестил ему, что слова пророчества сокрыты и запечатаны до последнего времени ( Дан.12:4,9 ) и что предсказанные события исполнятся по совершенном низложении силы народа святого ( Дан.12,7 ). Но времена Антиоха ни в каком смысле нельзя назвать последними, и при нем не произошло окончательного низложения силы святого народа.

Хотя при Антиохе Епифане иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и во всяком случае о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12,1 ). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф.24:21,22 ).

В 4-х, сравнение нескольких мест из 11-й и 12-й ггл. книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем «презренного» означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения.

Так, презренный царь, по книге Даниила, вознесется и возвысится выше всякого божества ( Дан.11:36 ): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Фес.2:4 ). «Презренный», по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное ( Дан.11:36 ): и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Апок.13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени ( Дан.11:35 ): по предсказанию Иисуса Христа претерпевший до конца спасется ( Мф.24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его («презренного» царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду ( Дан.11:39 ); напротив, чтущие Бога будут страдать ( Дан.11:30–35 ): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:17 ), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ).

Всего приведенного более чем достаточно для обоснования положения, что пророчественное видение, изложенное во второй половине 11-й и во всей 12-й гл. книги Даниила, относится к последним временам мира, именно – ко времени антихриста, что описываемый здесь «презренный» есть антихрист и что «мерзость запустения», о которой здесь двукратно упоминается, есть сам антихрист, т.е. его богохульные и богопротивные учения и действия, его самообоготворение и отрицание Бога, опустошение им и уничтожение всего святого на земле, его, частью льстивая, частью насильственно-кровавая брань против религий и поклонников их; видимым знаком «мерзости запустения» будут, можно думать, статуи, изображения антихриста, или же начертания его имени и его числа, которые будут помещены не только во всех и всяких храмах, но будут отпечатлены и на живых храмах, на храмах Божиих, т.е. на людях ( 1Кор.3:16 ). Поставивши трон свой в Иерусалимском храме и распространивши повсюду изображения свои и знаки своего имени, он потребует себе божеского поклонения, под угрозою смерти не соглашающимся на это. Это и есть «мерзость запустения». Кроме антихриста и его времени, пророчество Даниила относится также и к другим эпохам и лицам, но исполняется в них только частью, в малой мере, прообразовательно, насколько такие лица являются прообразами антихриста и такие эпохи отчасти подобны эпохе антихриста. Таким прообразом антихриста был в особенности Антиох Епифан, и прообразом страшной борьбы, которую антихрист будет вести по всей земле против поклонников Бога и против всякой религии и святыни, была ожесточенная борьба Антиоха Епифана против веры в Иегову в Иудее.

Flavii Iosephi vita per ipsum conseripta. Opera omnia Ed. Weidmanni 1691 an I’ 998.

Иудея была покорена римлянами, их полководцем Помпеем, в 64 г. до нашей эры. Но иго римское в Иудее отнюдь не было тяжким. Римляне оставили в полной неприкосновенности веру иудеев и вообще не вмешивались во внутренние дела Иудеи. Иудея была слишком ничтожна в политическом отношении страна, чтобы всемирный город мог много заниматься ею. Рим только назначал в Иудею своих правителей или прокураторов и взимал дань. Эти правители, хотя они были чужеземцы и язычники, и хотя большею частью были корыстолюбивы и жестоки, едва ли были хуже туземных владык, в роде Каиафы. Некоторые тяжести чужеземного ига уравновешивались той выгодой, что Иудея, вошедшая в состав всемирной монархии, тем самым была обезопашена от нападений внешних врагов. Для маленькой страны – это очень важная выгода.

Правда, Иосиф Флавий признает то время благоприятным для свержения Римского владычества, так как будто бы в Римской империи тогда были беспорядки, Иудея же была сильна и богата, и другие народы будто тоже думали в это время, что настанет конец могуществу и власти римлян (De bello judaico. Prologus). Но такой взгляд Иосифа Флавия именно и есть выражение узко-национальной точки зрения и национального самомнения, не имеет политической прозорливости: неверность его доказана событиями.

Церковная история, кн. 3, гл. 5.

Разумеем то, что полководец римских войск и сын императора Тит, подступивши к Иерусалиму, предлагал иудеям добровольно сдаться. Если бы они приняли это предложение, то, конечно, победители обошлись бы с побежденными несравненно мягче, нежели как они поступили с ними.

Ibid. Lib. XVII, cap. 17.

Ibid. Lib. VII, cap. 7, 8, ср. Lib. VI, cap. 14.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *