мещанин что это значит
Значение слова «мещанин»
2. перен. Человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором; обыватель. Лишь мещанин придумать мог Мир без страстей и без тревог. Симонов, Мурманские дневники. Это только мещанам, людям с примитивными идеалами, квартира может заслонить большую жизнь. Ф. Овчаренко, В сантиметре от сердца.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МЕЩАНИ’Н, а, мн. а́не, а́н, м. (устар.). 1. Человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения, а с 1775 г. официальное название лиц, гл. обр. из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого. Поэт Кольцов происходил из мещан. 2. перен. Человек с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором. Театр, обнажая перед зрителем гнуснейшую сущность мещанина, должен возбуждать презрение и отвращение к нему. М. Грькй.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мещани́н
1. истор. лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев и т. п. ◆ В другой телеге ехали мужья этих женщин: дьячок, приказчик и мещанин. Гончаров, «Уха», 1891 г.
2. разг. человек с мелкими, ограниченными интересами, узким кругозором ◆ Есть мещане с дачами и без дач, и не надо с ними встречаться, противно. Василий Гроссман
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: капитальность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
МЕЩАНИН
Смотреть что такое «МЕЩАНИН» в других словарях:
Мещанин — (из польск. miasto «город»): Мещанин городской обыватель. В России до 1917 года человек, входящий в мещанское сословие, состоявшее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников. В переносном смысле человек, для… … Википедия
МЕЩАНИН — МЕЩАНИН, а, мн. ане, ан, муж. 1. В царской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников. Городской м. Служащий из мещан. 2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и… … Толковый словарь Ожегова
МЕЩАНИН — муж. горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество. Мещанка жен. жена мещанина, или женщина этого сословья. Мещанинов, мещанкин, ему, ей… … Толковый словарь Даля
МЕЩАНИН — во дворянстве. Книжн. Шутл. ирон. О человеке, занявшем высокое положение не по заслугам. БТС, 540 … Большой словарь русских поговорок
мещанин — мещанин, мн. мещане, род. мещан … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
МЕЩАНИН — В Российской империи в XVIII начале XX в. представитель сословия, включавшего различные категории городских жителей: ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.д. Слово мещанин пришло в русский язык в XIV в. из польского языка и по XVII… … Лингвострановедческий словарь
мещанин — МЕЩАНИН1, а, мн мещане, щан,м Разг. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом, безразличный к интересам общества. // ж мещанка, и, мн род. нок, дат. нкам. Он мещанин, жадный до предметов, накопитель… … Толковый словарь русских существительных
Мещане: сословие Российской империи
Мещане – городские жители или обыватели, занимающиеся ремеслом или мелкой торговлей.
История понятия «мещане»
С 16 века до конца 18 века такие горожане назвались горожанами или посадскими людьми, проживая «на посаде» города. Они несли тягло в пользу государства, занимались торговлей. Некоторые из них записывались в крестьяне. Беглых посадских людей излавливали и возвращали на посад.
В 1785 году Екатерина Вторая закрепила название этого сословия в Жалованной Грамоте городам.
Само слово мещанин польского происхождения, от слова «место, местечко», так обычно назвали населенный пункт.
Кто мог стать мещанином
Мещанином мог стать любой городской житель, имеющий в собственности участок земли или дом в городе. Занятия ремеслом или торговлей были основным источником доходов у мещан.
Место в сословной иерархии
Сословная иерархия строилась следующим образом:
Несколько раз происходило законодательное изменение в сословной иерархии. Например, были отменены купцы 3 гильдии. Автоматически их причислили к мещанам в 1863 году.
Купечество и мещанство на протяжении всей истории 17-20 века были тесно связаны, поскольку люди могли переходить туда и обратно, в зависимости от своих доходов. Если дела в работе шли хорошо, то мещанин переходил в купечество. Разорившийся купец причислялся в мещане.
Кстати, французский писатель Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве» высмеивал желание разбогатевшего мещанства перейти в привилегированное сословие, «чтобы полностью чувствовать себя аристократами».
Мастеровые тоже относились к мещанам – ремесленникам. Подмастерье, проработав три года, становился мастером. В основном такая ситуация была на заводах (например, Уральских).
Сельские обыватели (крестьяне) могли попасть в мещанство, если официально покидали сельскую общину (общество). О чем делалась запись в обывательской книге.
Удостоверение мещанина ремесленника Беньямина Аронова Циммера. Он является переплетным мастерством.
У крестьян, особенно возрос интерес к мещанскому сословию в 1866 году, когда для мещан были отменены подати. Крестьяне, заинтересованные в нулевых налогах, часто шли на обман, покупая в городе недвижимость или арендуя участок, но ремеслом не занимались, продолжая жить по-прежнему земледелием.
Мои предки мещане
Мои предки Пащенко (Пащенковы), проживавшие в 19 веке в местечке Ейское-укрепление (Екатринославская губерния, ныне Краснодарский край), были потомственными мещанами, получив это звание в 18 веке. При этом, они занимались и ремеслом, и хлебопашеством.
А пра(3)дед Николай Мазурин, солдатский сын, самостоятельно приписался в мещане, став первым в своем роду мещанином. (Исповедная роспись Ейских мещан 1880 год)
В Екатеринбурге мещане Морозовы трудились на Верх-Исетском и Нижне-Исетском заводах.
Учет мещан
Про мещан велись учетные книги, куда вносились сведения о человеке и его семье, описывалось имущество, место проживания, профессиональное занятие, общественные обязанности. Сведения о детях были обязательными, поскольку мещанство, как звание, было наследственным.
Такая книга являлась свидетельством, подтверждающим реальную принадлежность человека к мещанскому сословию.
Ревизские сказки на мещан могли вести отдельно, как, например, в городе Екатеринбурге:
В исповедных росписях мещанское сословие писалось сразу за купечеством, согласно сословной иерархии. (Подробнее об исповедных росписях)
В метрической книге при регистрации рождения, брака или смерти указывалось сословие: мещанин. В записи о бракосочетании могло быть отмечено: «Мещанская дочь (сын)», после6 бракосочетания они писались уже полноценно мещанами.
Налоговые обязанности мещан
Как и любое другое непривилегированное сословие, мещане, несли рекрутскую повинность, уплачивали подушный налог, городские сборы, установленные в каждом населенном пункте.
В 1722 году была установлена подушная подать с городских жителей в размере 1 рубля 20 копеек с души.
Затем налог увеличивался, в некоторых местностях достигнув 2 рублей 50 копеек.
В 1866 году подушный налог для мещан был отменен, а вместо него введен налог на городскую недвижимость, тоже самое в посадах и местечках.
Функция мещанского общества
По примеру сельских у мещан были мещанские общества. Их можно сравнить с современные профсоюзом.
Мещанские общества вели учет и бумажные документы членов общества: причисляли, исключали, выдавали временные паспорта на переезд или временный выезд,
Мещанская управа собирала налоги с мещан. Контроль за взиманием налогов осуществлялся с помощью «круговой поруки».
На полученные налоги мещане строили самостоятельно школы, приюты, больницы, занимались оформлением документов для оплаты больницы, где лечились члены мещанского общества. Выплачивали содержание инвалидам, убогим, сиротам. Оказывали материальную поддержку на похороны, приданное сиротам, бедным семьям.
Несмотря на широкую социальную деятельность мещанского общества, такая функция являлась лишь поверхностной. Фактически, для государства мещанские общества были бесплатным органом контроля, в том числе полицейского, работавшего на местные власти.
В том числе, мещанская управа могла представить список людей, которых нужно сослать в Сибирь «за недостойное поведение» или исключить из мещан.
Решение об исключении из мещанства принималось мещанским обществом, а затем закреплялось судебным постановлением.
Управление мещанского общества
Главой мещанского общества являлись староста или управа, которые определялись с помощью выборов. Участвовать в выборах, так называемом мещанском сходе, могли все мужчины мещане от 21 года, имеющие имущество в городе (независимо от размера имущества).
Приписанные в мещане (солдаты и солдатские дети) в деятельности мещанского общества активного участия не принимали.
Справка мещанина города Мариуполя Абрама Тихеев Остановский для предоставления в Александровскую Городскую Управу. В том, что он проживает в поселке Полом безвыездно с 1911 года, что подписываю приложенной Казенной печатью удостоверяю.
Интересно, что существовало правило кворума. На первом собрании мещанского общества обязательно должно было собраться нужное для кворума количество человек. Если такого не случилось, то заседание откладывалось. Второе собрание принимало окончательные решения уже не зависимо от кворума.
Порядок на мещанских сходах был редкостью, часто приходилось вызывать полицейских, чтобы утихомиривать участников.
В зависимости от размера населенного пункта мещанская община имела свои особенности. В больших городах (помимо собственного городского старосты и управления) существовала мещанская управа (несколько человек и мещанский староста). В населенных пунктах поменьше действовал мещанский староста, возможно с 1 помощником. В мелких городах и местечках обязанности мещанского нес на себе городской староста.
Упразднение мещанства
Все сословия были упразднены после Революции, в ноябре 1917 года. С этого момента все мещане стали российскими гражданами, городскими жителями. Все звания и чины были полностью ликвидированы.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?
ограниченными собственническими интересами
и узким идейным и общественным кругозором.
(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)
ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный
человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску
слово приобрело после революции 1917 года.
Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.
Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».
Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.
Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».
В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.
Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?
Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.
Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.
В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.
В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Словари
МЕЩАНИ́Н, мещанина, мн. мещане, мещан, муж. (устар.).
1. Человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения, а с 1775 г. официальное название лиц, гл. обр. из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого. Поэт Кольцов происходил из мещан.
2. перен. Человек с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором. «Театр, обнажая перед зрителем гнуснейшую сущность мещанина, должен возбуждать презрение и отвращение к нему.» Максим Горький.
1. В царской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников. Городской м. Служащий из мещан.
2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.
Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом, безразличный к интересам общества.
Он мещанин, жадный до предметов, накопитель-фанатик материального интереса. … Человек, человечество всегда выступает для него в качестве средства при его охоте за предметами (В. Гроссман).
Лицо податного сословия, состоящее из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, низших служащих в царской России.
Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич (Ч.).
1. Ист. Лицо, принадлежащее к мещанству, к мещанскому сословию. Быть по происхождению мещанином.
2. Разг. Человек с мелкими, ограниченными интересами, узким кругозором; обыватель (2 зн.). Потребности мещанина. Примитивный м.
◊ Мещани́н во дворянстве. О человеке, занявшем высокое положение не по заслугам; выскочка. ● По названию комедии Мольера (1670).
1. Лицо, принадлежащее к мещанству, к мещанскому сословию.
Всех их здесь пять человек. Только один благородного звания, остальные же все мещане. Чехов, Палата № 6.
Человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором; обыватель.
Лишь мещанин придумать мог Мир без страстей и без тревог. Симонов, Мурманские дневники.
Это только мещанам, людям с примитивными идеалами, квартира может заслонить большую жизнь. Ф. Овчаренко, В сантиметре от сердца.
Мещанин, а, м. неодобр.
Человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором, обыватель.
Мещанин, а, м.; МЕЩАНКА, и, ж.
1. Лицо городского сословия, состоявшее из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих.
► И диво ли, когда жить хочет мещанин, как именитый гражданин? // Крылов. Басни //
2. Человек с мелкими интересами и узким кругозором.
► Когда умерла первая его жена, то он вздумал жениться на мещанке. // Достоевский. Бедные люди //*
Мещанин во дворянстве. Книжн. Шутл.-ирон. О человеке, занявшем высокое положение не по заслугам. БТС, 540.
И в этом смысле демократ.
А. С. Пушкин, Родословная моего героя
мещани́н, мн. меща́не, род. меща́н.
мещани́н, мещане́, мещани́на, мещан, мещани́ну, мещана́м, мещани́ном, мещана́ми, мещани́не, мещана́х
сущ., кол-во синонимов: 6
человек с ограниченным кругозором)
Syn: обыватель, филистер (кн.)
Горожанин, городской обыватель (житель), гражданин; буржуа (буржуй).
мн. меща́не, уже у Головина, 1700 г.: мещане ризские; см. Христиани 17. Из польск. mieszczanin «горожанин» от miasto «город», отсюда меща́нский, первонач. «городской» (Репнин, 1704 г.), из польск. mieszczański; см. Бернекер 2, 52; Унбегаун 179; Христиани, там же.
— Комедия французского писателя Мольера «. во дворянстве».
— Изначально это слово не несло отрицательного оттенка, а просто обозначало некую, довольно крупную прослойку населения, но положение изменилось после комедии Мольера.
— Переведите на польский язык «горожанин».
— Представитель податного сословия в царской России.
— Эта первая пьеса Максима Горького имела подзаголовок: «Сцены в доме Бессеменова. Драматический эскиз».
крыл. сл. Так озаглавлен русский перевод комедии Мольера «Le Bourgeois gentilhomme» (1670), в которой осмеян буржуа Журден, стремящийся во что бы то ни стало проникнуть в дворянское общество, для чего он прибегает к помощи множества лиц, от портного до учителя философии включительно. В своем рабском подражании дворянам он, однако, неизменно попадает в смешное положение. Выражением «мещанин во дворянстве» обозначают выскочку.
Так озаглавлен русский перевод комедии Мольера «Le Bourgeois gentilhomme» (1670), в которой осмеян буржуа Журден, стремящийся во что бы то ни стало проникнуть в дворянское общество, для чего он прибегает к помощи множества лиц, от портного до учителя философии включительно. В своем рабском подражании дворянам он, однако, неизменно попадает в смешное положение. Выражением «мещанин во дворянстве» обозначают выскочку.
С французского: Le Bourgeois gentilhomme. Буквально: Буржуа-дворянин.
Иронически: о тщеславном человеке, который прилагает усилия к тому, чтобы попасть в «высшее общество»; о выскочке, который пытается быть тем, кем стать никогда не сможет.
Книжн. Шутл.-ирон. О человеке, занявшем высокое положение не по заслугам. БТС, 540.
Ср. Решил Фиглярин вдохновенный,
Я во дворянстве мещанин;
Кто ж он в семье своей почтенной?
сущ., кол-во синонимов: 1
Соч.: Граммат. строй урарт. языка. М.; Л., 1958-62. Т. 1-2; Проблемы развития языка. Л., 1975; Члены предложения и части речи. Л., 1978; Глагол. Л., 1980.
Мещани́нов Иван Иванович (1883-1967), языковед, археолог, академик АН СССР (1932), Герой Социалистического Труда (1945). Исследовал мёртвые языки Кавказа и Малой Азии, лезгинские языки. Труды по проблемам общего языкознания: основные этапы развития языков, теория понятийных категорий, синтаксическая типология языков, теория членов предложения. Один из организаторов изучения бесписьменных языков народов Севера и Кавказа. Государственная премия СССР (1943, 1946).
В 1932 Мещанинов был избран в АН СССР за исторические работы. В 1934 стал секретарем Отделения литературы и языка АН СССР, с 1933 по 1937 являлся директором института антропологии, археологии и этнографии АН СССР, а с 1935 был директором института языка и мышления имени Марра (ныне петербургский Институт лингвистических исследований РАН). Он не имел лингвистического образования (как, впрочем, и исторического), и основные языковедческие труды написал, будучи академиком. Ранние работы («Введение в яфетидологию» и др.) представляют собой некритичное изложение теорий Марра. Однако в дальнейшем, по мере сосредоточения его деятельности на лингвистике (и особенно после смерти Марра), научная добросовестность мешала ему разрабатывать и пропагандировать откровенно фантастические положения «нового учения»; он стремился примирить его идеи «стадий» развития языка, «яфетических языков» с реальным сравнительно-историческим и типологическим материалом. Не выдерживающие критики положения марризма им были отброшены, а идеологически-философские декларации использовались лишь в «ритуальных» целях.
Мещанинову принадлежит теория соотношения частей речи с членами предложения, работы по инкорпорирующим языкам, идея т. н. «понятийных категорий», лежащих в основе языковых (подобный аппарат предлагался, ранее Мещанинова, еще О. Есперсеном (см. ЕСПЕРСЕН Отто)). Специально занимался древними мертвыми языками (в частности, урартским). Дискредитация И.В.Сталиным (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) марризма в 1950 привела к тому, что Мещанинов лишился директорства в Институте языка и мышления и перестал быть секретарем ОЛЯ АН СССР. Однако он продолжал работать, не был лишен ни звания академика, ни премий, ни орденов. После смерти Сталина Мещанинов вернул себе место в институте (хотя с самой первой позиции был уже бесповоротно потеснен В. В. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович)); его труды неоднократно переиздавались.
Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. Л., 1975 Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Л., 1978