место для шага вперед о чем песня
Место для шага вперед – Виктор Цой, Кино
Обсуждаемая в статье песня – это один из треков альбома «Звезда по имени Солнце» рок-группы КИНО. Он стал седьмым в дискографии легендарного музыкального коллектива и последним, выпущенным при жизни Виктора Цоя.
О том, как была написана популярная композиция, также известная под названием “Белые дни”, рассказывается далее.
История песни «Место для шага вперёд» КИНО
Бытует мнение, что Виктор Цой сочинил “Белые дни”, находясь под впечатлением от Алма-Аты.
Когда Рашида Нугманова спросили, так ли это, режиссер фильма «Игла» ответил:
Про воздействие лучше всего он сам бы ответил. Если бы ответил вообще. Но могу совершенно точно сказать, что и «Звезду», и «Белые дни» (т.е. «Место для шага вперёд») написал в Алма-Ате. Знаю, потому что придумывал он их на моих глазах, на моей гитаре.
Читатели сайта «Йя-Хха» спросили Нугманова, мог ли Цой иметь в виду ледник Туюксу в строках о белых горах и белом льде. Отвечая на вопрос, Рашид Мусаевич поделился мнением о смысле песни «Место для шага вперёд»:
Насколько я знаю, на Туюксу он не был. Все время, когда он бывал в Алма-Ате, мы проводили вместе, за редкими исключениями, например, когда ходил в местный ресторанчик к корейцам. Но в сторону Туюксу мы действительно ездили.
Это было во время озвучения «Иглы», где-то в марте 1988 года, наверное. Тогда приехал Петр Мамонов на озвучку, и откуда-то возникла идея съездить на Туюксу и Чимбулак (который мы называли «Шамбалой» – якобы там эта мифическая страна расположена). И вот вчетвером: Виктор, Петр, я и мой брат за рулем «Газика» отправились в поход. Заехали высоко, стало очень холодно, пасмурно, продрогли как цуцики, все одеты кое-как. Остановились, вышли облегчиться.
Потом Виктор говорит, ну что, посмотрели, можно и домой. Все захохотали. Петя сказал: «Отличная поездочка». И мы двинули назад. По пути по настоянию Петра заехали к какому-то подвернувшемуся лесному обитателю в избушку. Он нас чаем напоил, и Петя долго и вдумчиво с ним о чем-то беседовал. Эта избушка и старичок ему страшно понравились.
А Виктор, вполне возможно, тогда и песню придумал. Он потом впервые спел её у нас дома. Все сразу поняли, что она про Алма-Ату, а строка: «У меня есть братья, но нет родных» – это о нас с братом.
Юрий Каспарян тоже рассказывал об истории создания песни «Место для шага вперёд» Виктора Цоя:
«Место для шага вперёд»… Виктор по-моему в Алма-Ате написал песню, или по-крайней мере под впечатлением… Ну, Виктор же где бы не был, он привозил багаж песен, потому что у него всё время появлялись песни, мне кажется… Ну да, получилась диско-песня такая.
Летопись, Наше радио
Запись и релиз
Бас-гитарист группы «Кино» Игорь Тихомиров вспоминал, что студийная работа над треком «Место для шага вперед» не вызвала затруднений:
По-моему, она — одна из песен, которая далась наиболее легко, потому что достаточно прозрачный материал сам по себе, и она у нас не вызывала трудностей аранжировочных и так далее… То есть, она шла достаточно быстро, легко…
Композиция стала пятым треком альбома «Звезда по имени Солнце», выпущенного летом 1989 года.
Видеоклип «Место для шага вперед» КИНО
Посмотрим музыкальное видео, составленное из фрагментов фильма «Игла».
Кавер-версии
Интересную версию песни «Место для шага вперед» представили Юрий Каспарян и Игорь Вдовин в рамках проекта «Симфоническое КИНО».
Интересные факты
Текст песни «Место для шага вперёд» КИНО
У меня есть дом, только нет ключей,
У меня есть солнце, но оно среди туч,
Есть голова, только нет плечей,
Но я вижу, как тучи режут солнечный луч.
У меня есть слова, но в нем нет букв,
У меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать,
И есть еще ночь, но в ней нет снов.
Есть еще белые, белые дни,
Белые горы и белый лед,
Но все, что мне нужно, – это несколько слов и место для шага вперед.
У меня река, только нет моста,
У меня есть мыши, но нет кота,
У меня есть парус, но ветра нет,
Есть еще краски, но нет холста.
У меня на кухне из крана вода,
У меня есть рана, но нет бинта,
У меня есть братья, но нет родных,
Есть рука, и она пуста.
Есть еще белые, белые дни,
Белые горы и белый лед,
Но все, что мне нужно, – это несколько слов и место для шага вперед.
Есть еще белые, белые дни,
Белые горы и белый лед,
Но все, что мне нужно, – это несколько слов и место для шага вперед.
Цитата о песне «Место для шага вперед»
Музыкальный стиль пускай определяют критики. По-моему, светлая, достаточно жизнерадостная, с большой иронией в песне, легкой для восприятия.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
КИНО — «Место для шага вперед (Белые дни)» (В. Цой)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
Из интервью с Р. Нугмановым, режиссером к/ф «Игла»,
еженедельник «Эпоха» № 11, 11.10.2002:
— Недавно слышал, что «Звезда по имени Солнце» и «Место для шага вперёд» написаны Цоем под воздействием Алма-Аты. Как вы думаете, правда ли это и как вообще воздействовала Алма-Ата на творчество Цоя?
— Про воздействие лучше всего он сам бы ответил. Если бы ответил вообще. Но могу совершенно точно сказать, что и «Звезду», и «Белые дни» (т.е. «Место для шага вперёд») написал в Алма-Ате. Знаю, потому что придумывал он их на моих глазах, на моей гитаре.
.
***
Ответы Рашида Нугманова на вопросы посетителей сайта «Йя-Хха»:
— В песне «Место для шага вперед» поэтический образ: «белые горы и белый лед». Мне кажется, что это память Виктора об Алма-Ате (ведь после Питера это был второй его любимый город), а именно о леднике Туюксу. Я могу ошибаться. Был ли Виктор на Туюксу?
— Насколько я знаю, на Туюксу он не был. Все время, когда он бывал в Алма-Ате, мы проводили вместе, за редкими исключениями, например, когда ходил в местный ресторанчик к корейцам. Но в сторону Туюксу мы действительно ездили. Это было во время озвучения «Иглы», где-то в марте 1988 года, наверное. Тогда приехал Петр Мамонов на озвучку, и откуда-то возникла идея съездить на Туюксу и Чимбулак (который мы называли «Шамбалой» – якобы там эта мифическая страна расположена). И вот вчетвером: Виктор, Петр, я и мой брат за рулем «Газика» отправились в поход. Заехали высоко, стало очень холодно, пасмурно, продрогли как цуцики, все одеты кое-как. Остановились, вышли облегчиться. Потом Виктор говорит, ну что, посмотрели, можно и домой. Все захохотали. Петя сказал: «Отличная поездочка». И мы двинули назад. По пути по настоянию Петра заехали к какому-то подвернувшемуся лесному обитателю в избушку, он нас чаем напоил, и Петя долго и вдумчиво с ним о чем-то беседовал. Эта избушка и старичок ему страшно понравились. А Виктор, вполне возможно, тогда и песню придумал. Он потом впервые спел её у нас дома. Все сразу поняли, что она про Алма-Ату, а строка: «У меня есть братья, но нет родных» – это о нас с братом. У Пети же алма-атинские переживания вылились в строчку «Врачи из Алма-Аты» в песне «Пробковый пояс».
***
Из передачи «Летопись», «Наше радио»:
Ю. Каспарян:
«Место для шага вперёд»… Виктор по-моему в Алма-Ате написал песню, или по-крайней мере под впечатлением… Ну, Виктор же где бы не был, он привозил багаж песен, потому что у него всё время появлялись песни, мне кажется… Ну да, получилась диско-песня такая.
Как ни странно, «Место для шага вперёд» очень редко игралась на концертах, хотя всем четверым «киношникам» эта песня очень нравилась.
И. Тихомиров:
По-моему, она — одна из песен, которая далась наиболее легко, потому что достаточно прозрачный материал сам по себе, и она у нас не вызывала трудностей аранжировочных и так далее… То есть, она шла достаточно быстро, легко… Музыкальный стиль пускай определяют критики. По-моему, светлая, достаточно жизнерадостная, с большой иронией в песне, легкой для восприятия.
Симфоническое КИНО «Место для шага вперед» (СПб, БКЗ «Октябрьский», 25.11.2015)
Карелия — Место для шага вперёд
_______________________________________________________________________
Текст песни «Место для шага вперед»:
F#m
У меня есть дом, только нет ключей,
E
У меня есть солнце, но оно среди туч,
Hm
Есть голова, только нет плечей,
C#7 D
Но я вижу, как тучи режет солнечный луч.
У меня есть слово, но в нем нет букв,
У меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать,
И есть еще ночь, но в ней нет снов.
A
И есть еще белые, белые дни,
Hm F#m
Белые горы и белый лед.
D
Но все, что мне нужно —
E
Это несколько слов
D E F#m
И место для шага вперед.
У меня река, только нет моста,
У меня есть мыши, но нет кота,
У меня есть парус, но ветра нет
И есть еще краски, но нет холста.
У меня на кухне из крана вода,
У меня есть рана, но нет бинта,
У меня есть братья, но нет родных
И есть рука, и она пуста.
И есть еще белые, белые дни,
Белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно —
Это несколько слов
И место для шага вперед.
_______________________________________________________________________
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий
Место для шага вперед – Кино
«Место для шага вперед» – песня группы «Кино» из альбома «Звезда по имени Солнце». Автор текста и музыки – Виктор Цой. Композиция никогда не исполнялась на концертах коллектива. Песня также известна под названием «Белые дни».
Кино – Место для шага вперед – слушать
Интересные факты
Песню группы «Кино» «Место для шага вперед» Виктор Цой написал в Алма-Ате, во время съёмок художественного фильма «Игла». Согласно воспоминаниям режиссёра Рашида Нугманова, опубликованным на его сайте «Йах-ха», Виктор написал композицию, подыгрывая себе на его гитаре. Также Рашид полагает, что строчка «у меня есть братья, но нет родных» посвящена ему и его брату, с которыми Цой был близок.
Существует также оркестровая версия исполнения этой песни. Она была сделана для проекта «Симфоническое Кино». Композиция исполняется оркестром совместно с Георгием Каспаряном.
Версия с симфоническим оркестром
Кино – Место для шага вперед – текст
У меня есть дом, только нет ключей,
У меня есть солнце, но оно среди туч,
Есть голова, только нет плечей,
Но я вижу, как тучи режут солнечный луч.
У меня есть слово, но в нем нет букв,
У меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать,
И есть еще ночь, но в ней нет снов.
И есть еще белые-белые дни,
Белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно –
Это несколько слов
И место для шага вперед.
У меня река, только нет моста,
У меня есть мыши, но нет кота,
У меня есть парус, но ветра нет
И есть еще краски, но нет холста.
У меня на кухне из крана вода,
У меня есть рана, но нет бинта,
У меня есть братья, но нет родных
И есть рука, и она пуста.
Место для шага вперед о чем песня
«Место для шага вперед (Белые дни)»
(В. Цой)
***
Из интервью с Р. Нугмановым, режиссером к/ф «Игла», еженедельник «Эпоха» № 11, 11.10.2002:
— Недавно слышал, что «Звезда по имени Солнце» и «Место для шага вперёд» написаны Цоем под воздействием Алма-Аты. Как вы думаете, правда ли это и как вообще воздействовала Алма-Ата на творчество Цоя?
— Про воздействие лучше всего он сам бы ответил. Если бы ответил вообще. Но могу совершенно точно сказать, что и «Звезду», и «Белые дни» (т.е. «Место для шага вперёд») написал в Алма-Ате. Знаю, потому что придумывал он их на моих глазах, на моей гитаре.
***
Ответы Рашида Нугманова на вопросы посетителей сайта «Йя-Хха»:
— В песне «Место для шага вперед» поэтический образ: «белые горы и белый лед». Мне кажется, что это память Виктора об Алма-Ате (ведь после Питера это был второй его любимый город), а именно о леднике Туюксу. Я могу ошибаться. Был ли Виктор на Туюксу?
— Насколько я знаю, на Туюксу он не был. Все время, когда он бывал в Алма-Ате, мы проводили вместе, за редкими исключениями, например, когда ходил в местный ресторанчик к корейцам. Но в сторону Туюксу мы действительно ездили. Это было во время озвучения «Иглы», где-то в марте 1988 года, наверное. Тогда приехал Петр Мамонов на озвучку, и откуда-то возникла идея съездить на Туюксу и Чимбулак (который мы называли «Шамбалой» – якобы там эта мифическая страна расположена). И вот вчетвером: Виктор, Петр, я и мой брат за рулем «Газика» отправились в поход. Заехали высоко, стало очень холодно, пасмурно, продрогли как цуцики, все одеты кое-как. Остановились, вышли облегчиться. Потом Виктор говорит, ну что, посмотрели, можно и домой. Все захохотали. Петя сказал: «Отличная поездочка». И мы двинули назад. По пути по настоянию Петра заехали к какому-то подвернувшемуся лесному обитателю в избушку, он нас чаем напоил, и Петя долго и вдумчиво с ним о чем-то беседовал. Эта избушка и старичок ему страшно понравились. А Виктор, вполне возможно, тогда и песню придумал. Он потом впервые спел её у нас дома. Все сразу поняли, что она про Алма-Ату, а строка: «У меня есть братья, но нет родных» – это о нас с братом. У Пети же алма-атинские переживания вылились в строчку «Врачи из Алма-Аты» в песне «Пробковый пояс».
***
Из передачи «Летопись», «Наше радио»:
Ю. Каспарян:
«Место для шага вперёд». Виктор по-моему в Алма-Ате написал песню, или по-крайней мере под впечатлением. Ну, Виктор же где бы не был, он привозил багаж песен, потому что у него всё время появлялись песни, мне кажется. Ну да, получилась диско-песня такая.
Как ни странно, «Место для шага вперёд» очень редко игралась на концертах, хотя всем четверым «киношникам» эта песня очень нравилась.
Текст песни «Место для шага вперед»:
У меня есть дом, только нет ключей,
У меня есть солнце, но оно среди туч,
Есть голова, только нет плечей,
Но я вижу, как тучи режут солнечный луч.
У меня есть слово, но в нем нет букв,
У меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать,
И есть еще ночь, но в ней нет снов.
У меня река, только нет моста,
У меня есть мыши, но нет кота,
У меня есть парус, но ветра нет
И есть еще краски, но нет холста.
У меня на кухне из крана вода,
У меня есть рана, но нет бинта,
У меня есть братья, но нет родных
И есть рука, и она пуста.
Скачать отличную и небольшую программку
с аккордами и текстами группы КИНО
можно на сайте allkino.narod.ru >>>
«Замёрзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры»: о чем пел Виктор Цой
Группа «Кино» и её лидер Виктор Цой в русском роке хронологически далеко не первые, но по заслугам самые главные представители русского рока. Смысл песен Цоя, ни много, ни мало, стал полноценной частью философской мысли конца двадцатого века и запал глубоко в душу миллионам русскоязычных (и не только) поклонников по всему миру.
Человек-легенда
С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.
Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.
Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.
Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.
О чём пел Цой
Прежде всего, стоит повторить то, что о своём творчестве говорил в интервью сам Цой. На частые вопросы о том, имеют ли его тексты отношение к политике, он отвечал отрицательно. Музыкант подчёркивал, что подразумевает отсутствие в его песнях отсылок к каким-то конкретным общественным событиям. С другой стороны, говорил, что социальные мотивы, имеющие общечеловеческий характер, там безусловно есть — невозможно жить среди людей и быть полностью изолированным от их влияния в творческом плане.
Цой говорил, что никакого особого скрытого смысла в его песнях нет, что чаще всего их значение лежит на поверхности — специальной расшифровки не требуется. Его знаменитая фраза о том, что давать объяснение песни всё равно что объяснять анекдот, как раз об этом: интерес рассказчика (поэта-музыканта) заключается не в раскладывании смысла по полочкам. Скорее наоборот, так теряется вся «магия» произведения. А то, что каждый находит в нём то, что дорого ему, придаёт сочинению ещё большую ценность.
Однако журналисты и поклонники не оставляли попыток получить детальный разбор или хотя бы чёткое разъяснение идей той или иной песни. Кто-то начинал сопоставлять общественно-политические события или же события в жизни самого музыканта со строчками его стихов и делал далеко идущие выводы. Ничего, кроме насмешек, такие попытки препарировать творчество у самого Цоя не вызывали.
Важный момент: музыкант в интервью не раз намекал, что «окончательный» смысл некоторых песен и для него остаётся тайной. Точнее, никакого итогового, «правильного» объяснения нет. Цой говорил, что сам процесс сочинения для него сплошная загадка, что у него почти никогда нет плана, по которому он пишет, результат каждый раз получается неожиданным для самого автора.
Правда, есть песня, которая изначально была задумана как бессмыслица, как игра в метафизику. Это «Алюминиевые огурцы». Сам Цой в 1987 году объяснял пришедшим на выступление в Дубне зрителям: «Эта фраза полностью лишена смысла… Эта песня… просто дарит настроение, и в этом её великолепие». Тот редкий случай, когда музыкант нарушил собственное правило: не разъяснять значение песен.
«Гарин и Гиперболоиды»
У большинства людей фигура Цоя ассоциируется с его монументальными произведениями, такими как: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Перемен», «Кукушка». Все эти песни — часть позднего этапа творчества (насколько это понятие применимо к поэту, чья жизнь окончилась в 28 лет). При этом забывают о первых записях легенды русского рока — в том числе коллектива «Гарин и Гиперболоиды» (предтеча группы «Кино»).
А там было много почти бытовых зарисовок с щепоткой психоделики: «Мне не нравится город Москва», «Скоро будет зима», «Словно тень бегу куда-то я», «Возле дороги», «Серая тень», «Моё настроение», «Дождь». В этих песнях нет претензий на смысловую глубину — это, скорее, лёгкие поэтические очерки, передающие картинку и настроение небольшого отрезка жизни.
Но в них уже можно увидеть штрихи реализма, который в дальнейшем станет фундаментом для более серьёзных размышлений. Это то, что дальше превратится в «Сигареты в руках, чай на столе …» и «Белый снег, серый лёд…». И здесь уже присутствуют в полной мере образы дождя, дороги, города, ночи, солнца. Образы войны и крови добавятся к ним существенно позже.
В дебютном альбоме «45» продолжается романтизация бытовых ситуаций и легкого, даже легкомысленного существования, что явно отражало образ жизни самого Цоя в тот период: «Время есть, а денег нет», «Просто хочешь ты знать», «Солнечные дни», «Бездельник», «Бездельник — 2», «Электричка», «Мои друзья», «На кухне».
Слушайте 45 — КИНО на Яндекс.Музыке
«46» и «Начальник Камчатки»
Это линия продолжилась и в альбомах «46» и «Начальник камчатки» в песнях: «Транквилизатор», «Я иду по улице», «Дождь для нас», «Без десяти», «Я хочу быть кочегаром», «Гость», «Растопите снег», «Прогулка романтика». Но здесь уже появляется «Троллейбус» с чётким социальным подтекстом, «Пора» с призывом уходить прочь от повседневности, тревожная «Каждую ночь».
Слушайте 46 — КИНО на Яндекс.Музыке
«Это не любовь»
Следующий альбом был разбавлен любовной лирикой: «Это не любовь», «Уходи», «Проснись», «Рядом со мной». Эти песни вкупе с прежними зарисовками в духе «что вижу, то пою» давали основания многим считать группу «Кино» не рок-, а поп-группой. Особенно в те годы, когда звучание и тексты других коллективов становились всё тяжелее и острее.
Можно сказать, что всё это время истинный талант Виктора Цоя только проклёвывался, его мастерство как автора постепенно оттачивалось. В альбоме «Ночь» помимо очередной лёгкой «Видели ночь», любовных «Твой номер», «Звёзды останутся здесь», художественно-зарисовочных «Танец», «Ночь», «Жизнь в стёклах», «Игра», панковской «Мама анархия» в конце появляются категоричные и протестные «Мы хотим танцевать» и «Дальше действовать будем мы», призывная «Попробуй спеть вместе со мной» и отрешённо-провидческая «Спокойная ночь».
Слушайте Ночь — КИНО на Яндекс.Музыке
Поздние альбомы
В полную силу категоричная тяга к свободе, нежелание мириться с серой обыденностью и мнением большинства, мотивы войны, борьбы, одиночества проявились в следующих альбомах: «Группа крови», «Последний герой», «Звезда по имени Солнце» и в заключительном «Чёрном альбоме». В них — наиболее часто цитируемые песни Цоя.
Слушайте Группа крови — КИНО на Яндекс.Музыке
В последние четыре года своей жизни Виктор словно набрался смелости и решимости, почувствовал свою избранность. Возможно, этому способствовала возросшая популярность. Пришло понимание, что его творчество действительно нужно, что песни могут не только отражать жизнь, но и рождать что-то новое и прекрасное, что они могут вдохновлять и делать людей лучше.
Образы в песнях Цоя
Лирический герой поздних песен Цоя — одиночка, бросающий вызов унылой действительности, не боящийся променять уют на тяготы и лишения, готовый ради света преодолевать тьму.
Источники этого света, тепла – звёзды и Солнце. Они греют, дают надежду, помогают в трудную минуту. Поэтому и ночь для Цоя — не концентрация всего тёмного. Наоборот, она притягивает к себе, даёт спокойствие, укрывает. Даже пожелание «спокойного сна, спокойная ночь» – это, скорее, нейтральное напутствие тем, с чьим жизненным выбором автор не согласен.
Источником тьмы, скорее, является война, точнее прагматичные люди, которые затевают её для достижение своих меркантильных целей — «люди, для которых теорема верна» (из песни «Война»). А воевать и умирать вынуждены молодые, которым власть имущие прописали «лекарство против морщин» (песня «Звезда по имени Солнце»). Они проливают «красную, красную кровь», получают клеймо («порядковый номер на рукаве»).
Пожалуй, главный лейтмотив в песнях Цоя — борьба. К войне она не имеет никакого отношения. Это именно борьба за свою свободу — за «место для шага вперёд», борьба против чёрствости окружающего мира. Лирический герой позднего творчества Цоя боится быть поглощённым обыденностью, он сомневается в своих силах, просит помощи у Солнца как у божества, но всё же выбирает идти вперёд, действовать: «Вот так!» («Кукушка»).
Призыв к революции
Этот призыв к борьбе может истолкован превратно. Яркий тому пример — то, как люди восприняли песню «Перемен». Её считают чуть ли не гимном протеста против государственной власти. Она исполняется и сейчас в регионах постсоветского пространства, где зреет недовольство правителями, где готовится переворот, революция.
Но сам Цой подчёркивал (и это второй и, пожалуй, последний раз, когда музыкант вынужден был объяснять смысл песни, которая неверно трактовалась поклонниками): «Перемен» не об этом. Речь в песне идёт о переменах внутренних, если угодно, о революции в собственном сознании. И призывы, звучащие в других песнях, тоже, скорее адресованы себе: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть» («Мама, мы все сошли с ума»), а также близким по духу людям: «Вставай рядом со мной» («Попробуй спеть вместе со мной»).
Альтернативные трактовки
Попытки выявить скрытый смысл в произведениях легенды русского рока продолжаются и по сей день. Только в «Алюминиевых огурцах» фанаты видят и противостояние хэви-метала с попсой, и завуалированное описание войны в Афганистане, и картины из колхозной жизни.
Поскольку во многих поздних произведения Цоя присутствуют мотивы смерти, многие уверены, что музыкант предвидел собственную гибель и прямо о ней писал. Ну, и, разумеется, конспирологи стремятся найти чуть ли не в каждой второй песне легенды политический смысл и даже считают, что автокатастрофа, случившаяся с Виктором — не случайность, а заказное убийство.
Библейские сюжеты и мораль
Также велик соблазн превратить цоевский образ борца за свободу в образ пророка. И земная любовь, и спасительная Любовь превращаются в некоторых трактовках в Любовь божественную, а свет звёзд и Солнце — в самого Бога.
Война между землёй и небом (в песне «Война») толкуется как война между богом и дьяволом (хотя, скорее всего, Цой под пространством между землёй и небом имел ввиду место действия — весь наш мир). «Небесный пастух», который «пасёт облака» («Спокойная ночь») считают не художественным образом, а прямым указанием на пастыря душ человеческих.
Метафизика и пророчества о грядущем конце света
Те же люди, предпочитающие видеть религиозный подтекст, считают песню «Спокойная ночь» предсказанием библейского апокалипсиса, когда люди поделятся на «тех, кто спасён» и обречённых. Сюжеты песен «Троллейбус» и «Электричка» также часто трактуются как варианты конца света, когда судьба каждого в руках Бога и люди уже не могут ничего контролировать.
Смысл песен Виктора Цоя достаточно широк, чтобы его можно было охватить в небольшом очерке. И всё же основные моменты лежат на поверхности — на это указывал сам автор. Слишком тщательные поиски могут быть следствием синдрома поиска глубинного смысла и пойти в неверном направлении. Вряд ли стоит, задаваясь вопросом «О чём песни Цоя?» отходить от текста слишком далеко. В реальности темы поэта вполне себе общечеловеческие: он пел о жизни, любви и свободе.