место под соснами что значит
Место под соснами / The Place Beyond the Pines
Режиссер — Дерек Сиенфранс
В ролях: Райан Гослинг, Брэдли Купер, Дэйн ДеХаан, Ева Мендес, Роуз Бирн, Бен Мендельсон, Эмори Коэн, Рэй Лиотта, Брюс Гринвуд
Продолжительность — 140 мин
Каждому порой хочется взять и кардинально изменить свою судьбу — и «Место под соснами», новая драма Дерека Сиенфранса, как раз об этом. Вернее, о том, что сделать это бывает практически невозможно.
Сиенфрансу, режиссеру ещё довольно молодому, судя по всему, в первую очередь интересна материя судьбоносных решений. В фильме, который вывел его на орбиту серьёзных молодых талантов, «Валентинке» с тем же Гослингом в главной роли, он внимательно наблюдал за тем, как одно неподъёмное решение в конечном итоге раздавило семью из трёх человек. Здесь он тоже ведёт разговор о семье, только уже в более широком понимании — семья не как пара, но как род, как некоторый сформировавшийся уклад, передающийся из поколения в поколение. И такую вещь перебороть одним решением уже не так просто.
«Место под соснами» (как выяснилось, это дословный перевод индейского названия городка Скенектеди, в котором и происходит действие; впрочем, в фильме есть и другое объяснение такому названию, отчасти схожее по смыслу с тем, почему Коэны называли свой фильм «Перевалом Миллера») держится на ряде чрезвычайно смелых и довольно неочевидных авторских решений. Чтобы поведать нам большую, эпическую историю о людях, судьбах и предопределении, Сиенфранс бесстрашно идёт не только против зрительских ожиданий (комментировать этот момент более подробно было бы преступлением против будущих зрителей фильма), но и временами против самих законов драматургии.
Раскладывая историю на три чётко очерченных акта, каждый со своими героями и персональными драматическими конфликтами, являющимися отчасти зеркальными отражениями друг друга, он позволяет себе периодически отказывать героям в разрешении этих конфликтов. Но эти неразрешенные конфликты складываются в конечном итоге в большое авторское высказывание — Сиенфранс добивается в «Месте под соснами» того ощущения приглушенной будничной эпичности, какое может складываться от прочтения хорошего толстого романа. Не всегда, впрочем, приглушенной — временами «Место» достигает накала лучших боевиков, особенно в ключевой сцене погони в середине фильме, в которой впервые встречаются герои Гослинга и Купера.
Оба, кстати, работают здесь на полных оборотах. Гослинг вроде бы демонстрирует привычную немногословную крутость, но в то же время находит за ней бездну нюансов, делающих его героя наивным и в некотором смысле беззащитным. Выход Купера же подкрепляет мысль о его актёрских талантах, пожалуй, даже сильнее центральной роли у Дэвида О. Рассела — его роль здесь труднее, неприятнее, опаснее, и он справляется с ней на пять.
«Место под соснами» в конечном итоге складывается в грустную сагу о важных вещах — о том, что не бывает правильных причин делать неправильные вещи; о том, что индивидуалист, наделённый волей решительно изменить свою судьбу, в схватке со своим собственным багажом, как правило, обречён; о том, что мы сами не можем знать, как наши действия создают этот непреодолимый багаж для других; о том, что ложь затягивает. И какое это всё-таки чертовски приятное ощущение — когда талантливый человек пытается поговорить с тобой, как зрителем, о важном.
Вердикт — уверенная и амбициозная драма о больших вещах вроде судьбы, наследственности и предопределённости; настоящее большое кино
Место под соснами. Дерек Сиенфрэнс.2012
В начале этого года на экраны отечественных кинотеатров вышел очень ожидаемый многими зрителями и кинокритиками фильм «Место под соснами». Трейлер, повествующий об истории байкера и полисмена, их детях и семьях, многих серьезно заинтересовал. Увидевшие первыми этот фильм жители США и Европы лестно отзывались об игре главных актеров картины Райане Гослинге и Брэдли Купере, а также о режиссерской работе Дерека Сиенфрэнса.
Оценка фильма
Но, как показала практика, фильм не оправдал ожиданий. Он действительно очень хорош, Райан Гослинг и правда великолепен. Но режиссер слишком затянул историю, которую можно было преподнести в намного более сжатом виде. Тем более нет никакого литературного первоисточника, опираясь на который необходимо растягивать повествование. Сам сюжет и мысль, которыми пропитан фильм, очень о многом заставляют задуматься и дает на суд зрителя очень серьезную дилемму. Как относиться ко злу и плохому поступку ради добра и благих целей, и как относиться к правильным и логичным поступкам, которые приносят много горя и страданий.
Сюжетные линии
Герой Гослинга, Люк — мотокаскадер, который выступает в кочующем шапито, потешая публику в разных городах Соединенных Штатов. Он угрюм и не разговорчив, в его жизни нет радости, он аскетичен и равнодушен ко всему, что происходит вокруг. Но это продолжается ровно до того момента, пока он не встречает Ро — свою давнюю подружку, с которой он познакомился во время своего предыдущего визита в город Скенектади. Они начинают общаться, и Люк узнает, что год назад девушка родила от него сынишку Джейсона, милого и симпатичного малыша, который ворвался бурей, ураганом в сердце и разум Люка. С этого момента он решил посвятить себя ему, самому дорогому и нужному в жизни человеку. Ради того, чтобы заработать денег и обеспечить безбедное существование сыну, мотоциклист идет на преступление и начинает грабить банки. Деньги он отдавал Ро, чтобы она покупала Джейсону только самое лучшее и нужное ему.
Дальше идет начало второй истории из трех, которые показаны в «Месте под соснами». Молодой патрульный полицейский Эйвери Кросс нападает на след грабителя банков на мотоцикле. Он загоняет его в ловушку и убивает. Это происшествие поменяло судьбу сразу двух семей. Ранение, полученное в перестрелке с Люком, не дает ему продолжить работу в патрульной службе, и Кросс идет работать на сидячую и занудную должность в своем отделении полицейского участка. Поглубже вникнув в работу полицейских, он сталкивается с ужасными сценами афер и вымогательств со стороны своих сослуживцев. Ему становится противно от того, что он, якобы герой, является частью этой продажной системы. А затем он узнает, что Люк был отцом маленького ребенка, который навсегда остался без одного из родителей. Эта мысль въелась ему в голову не меньше, чем все те ужасы на службе, свидетелем которых он ненароком стал. Находясь в сомнениях, на перепутье Эйвери решается пожаловаться на своих сослуживцев и призвать их к наказанию. За свое «стукачество» он получает высокий пост в прокуратуре. Слава обличителя оборотней в погонах и серьезная должность заставляют на время забыть о том происшествии с убийством грабителя банков, который каждый доллар, украденный в банке, отдавал своему сыну. Он собирался его растить, стать хорошим отцом и взяться за голову. Но один выстрел оборвал все планы.
Ключевая история
Третья история — это дружба детей вышеперечисленных персонажей. Режиссер показывает нам, кто кем стал. И как отцовство влияет на поведенческий фактор всех мальчишек и парней. Нельзя переоценить это сравнение, которое заставляет провести в голове дотошный анализ каждого действующего персонажа. А подытоживает Дерек Сиенфрэнс глубокой идеей, что порой мертвые отцы оказывают большее влияние на ребенка и становятся примером для подражания, чем вроде бы живущие рядом папашки, у которых и времени-то нет на своих детей. А те растут как приходится, им во всем потакают, потому что считают это правильным в воспитании мальчика. А баловство никого не сделает настоящим мужчиной.
Будьте достойными отцами для своих детей. Ваш пример мужчины должен быть единственным, на котором мальчик обязан расти. Иначе он начнет искать кумиров на стороне, и ни к чему хорошему это не приведет. Мы вас уверяем.
«Место под соснами»: Рецензия Киноафиши
Словосочетание «место под соснами» – это вольный перевод названия городка Скенектади в штате Нью-Йорк, где, собственно, и разворачивается действие фильма: на языке ирокезского племени могавков (мохоков) «скенектади» означало что-то вроде «места за сосновыми равнинами». Но по большому счету, картина должна была бы называться «Отец и сын».
Трюкач-мотогонщик узнаёт о том, что у него есть годовалый сын, и ради сына остается в городке, откуда собирался уехать. Ради сына он грабит банки, но во время одного из ограблений сталкивается с патрулирующим улицы полицейским, у которого тоже годовалый сын. Каждый из этих двоих сражается, сам того не осознавая, за ту версию мира, где будут жить их сыновья. Однако у мотогонщика нет отца и никогда не было (как, в сущности, нет и сына, ибо его ребенка воспитывает новый друг матери, гораздо более мудрый и заботливый человек), а у полицейского отец – известный и уважаемый судья, который всегда подскажет отпрыску верный маршрут существования среди почти неразрешимых моральных и карьерных хитросплетений. Полицейский дослужится до генерального прокурора штата, став дважды героем (первый раз – догнав грабителя банков, второй раз – отправив в тюрьму своих коррумпированных коллег), но главным в его жизни будет чувство вины перед сыном мотогонщика – ребенком, которого он оставит без отца и, под давлением сослуживцев, ограбит прямо в колыбели. Из-за этого чувства вины бывший полицейский забросит собственного сына: тот превратится в самовлюбленного бугая-наркомана с массивной цепью на волосатой груди и в итоге запустит финальный механизм судьбы, который – и здесь в высшей степени неслучайны параллели с древнегреческой трагедией – завершит неотвратимый путь вины искуплением и очищением.
Однако эта трехчастная сага, вдохновленная, кстати, кинотриптихом Абеля Ганса «Наполеон», напоминает отнюдь не только о греческих корнях. Режиссер «Места под соснами» Дерек Сиенфранс, двенадцать лет снимавший документальные картины, а в 2010-м дебютировавший в игровом кино «Грустной валентинкой» с тем же Райаном Гослингом, в одном из интервью напрямую связывает процесс формирования американского государства с его сегодняшним существованием и определяет историю – прежнюю и современную – как историю борьбы племен: «Когда-то в тех краях белые первопоселенцы жестоко воевали с местными индейцами, и это тоже часть наследия Скенектеди. Та кровь, та боль проступают и сегодня. Я верю, что каждый момент истории вечен, он никуда не уходит. В Америке люди живут отдельными племенами. У тебя нет выбора: ты рождаешься в определенной социальной среде и, как правило, живешь в ней всю жизнь. Чтобы изменить социальную принадлежность, нужны порой поколения. Мне захотелось рассказать историю столкновения двух разных племен». Впрочем, речь не только о клане богатых и клане бедных. Перефразируя кронеберговский перевод «Гамлета», можно сказать, что здесь пала связь племен – племени детей и племени отцов. И «Место под соснами» предъявляет один из способов сшить эту связь заново.
От самой красивой – к самой безвкусной: вот как нарядили новогодние елки российские звезды
Девушка года: Ханде Эрчел номинировали на премию Elle Russia
Незаконно уволенные актеры вскрыли правду о тайных списках Меньшикова: «Наигрался и выбросил»
Отпустили из отдела полиции: какое наказание ждет избивших олимпийского чемпиона Дмитрия Соловьева
Дарит розы тысячами: Алина Загитова заговорила о тайном поклоннике
Тест: как будет выглядеть ваш ребенок?
«Сама на себя не похожа»: в сеть слили фото Татьяны Васильевой без парика
Суд начался: звезде «Великолепного века» Бураку Озчивиту грозит до 4 лет лишения свободы
Зрители разочарованы 3-й серией «Сватов 7»: «Радуют только отсылки к прошлым сезонам»
«Это бумеранг»: Гузеевой аукнулась ложь о покойном Гаркалине
Идеализация кумира: вот почему от звезд шоу-бизнеса требуют рождения детей
Это предназначение: вот почему Малахов остается на телевидении
Рецензия на фильм «Место под соснами»
До глупости мелодраматичное, но увлекательное кино с красивыми мужчинами
Смотрите «Место под соснами» онлайн
Трейлер
Смотрите «Место под соснами» онлайн
Правообладателям
Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.
Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.
Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.
Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.
Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.
Мотоциклист-каскадер Люк (Гослинг) узнает о том, что у него есть новорожденный сын – теперь он вынужден грабить банки, чтобы прокормить ребенка. Однажды ограбление не задается: напарник отказывается работать, мотоцикл не заводится, к тому же на обратном пути догоняет полиция. В результате Люк оказывается в чужом доме, один на один с молодым амбициозным полицейским Эйвери (Купер).
Кадр из фильма «Место под соснами»
Новый фильм Дерека Сиенфрэнса условно можно разделить на три части. Сначала Райан Гослинг с мелированием и татуировками занимается тем же, чем обычно, – дает хорошего парня, который пошел по кривой дорожке. Потом Брэдли Купер в очередной раз доказывает, что он не только sexiest man alive, но и прекрасный актер, который даже самую прямолинейную роль может сыграть на полутонах. И, наконец, пара мальчиков, не похожих ни на Купера, ни на Гослинга, разыгрывают довольно странный финал – с противостоянием сильного и слабого и упором на тему отцов и детей.
Кадр из фильма «Место под соснами»
Но качественно сделанный и неглупый дамский сериал с красивыми актерами тоже редкость. К тому же где еще увидишь преследование Райана Гослинга Брэдли Купером, да еще и с достойным финалом.
Месть в наследство: рецензия на фильм «Место под соснами»
Трагический триптих Дерека Сиенфрэнса об ответственности, грехах отцов и мотопогонях.
Дерек Сиенфрэнс в ленте «Место под соснами» продолжает развивать тему, начатую в первом фильме «Валентинка» (на самом деле Blue Valentine – «Грустный валентин»), с присущей ему трагичностью и фатализмом. Второй полнометражный фильм режиссера представляет из себя одновременно криминальную драму, детективный триллер, фильм про ограбления и погони, и даже семейную эпопею. У «Места под соснами» даже получается не развалиться под собственной тяжестью от переизбытка элементов.
Place Beyond Pines тоже не очень повезло с переводом названия, как и вышеупомянутой «Валентинке». Вариант «Вдали от сосен» ближе местному сюжету, хотя звучит более грузно. Оригинальное же название фильма приковано цепью к локации, в которой была отснята большая часть картины – городу Скенектади, Нью-Йорк. В переводе с языка коренных поселенцев название города звучит как «Место под соснами». То самое.
Герой по имени Красавчик Люк (Райан Гослинг) вкалывает за копейки, чтобы заработать на еду ребенку. Денег не хватает и Люк решается на отчаянный шаг – ограбить банк и отдать деньги бывшей жене Ромине (Ева Мендес), чтобы мать и ребенок больше ни в чем не нуждались.
Герой пытается быть хорошим отцом даже несмотря на то, что Ромина давно живет с другим. Давний мимолетный роман Люка и Ромины закончился рождением ребенка, о котором герой не знал. Теперь в нем играют отцовские чувства, вот только Люк совершенно не представляет, как этим самым отцом быть.
Гослинг в «Месте под соснами» играет персонажа, соединяющего в себе черты глуповатого парня и типичного мачо с татуировками и на мотоцикле. Ева Мендес в тандеме с ним пытается играть усталую дурнушку, но дурнушка из нее – как Человек-слон из самого Гослинга.
Герой Гослинга здесь сильно похож на героя, опять же, Гослинга из «Драйва» Николаса Виндинга Рефна. Эти персонажи молчаливы, скупы эмоционально и готовы пойти на все, ради девушки.
Но вышеупомянутые картины – абсолютно разные. В «Месте под соснами», как и в «Драйве», – густой, тягучий саундтрэк. Только у Сиенфрэнса на фоне играет меланхоличный аккомпанемент от Майка Паттона из Faith No More, как будто в противовес ретровейву Кавински из «Драйва».
Вместо длинных планов с задумчивым Гослингом, утопающем в ночном неоне, Сиенфрэнс предлагает нам отвлечься от серой, нарочито минималистичной, картинки и погрузиться в эмоции.
Вместо туманного рефновского визуала с длинными планами, в фильме Сиенфрэнса – спешный, рваный монтаж. Вместо плавной камеры – трясущиеся руки оператора. Вместо героя-аватара зрителя и его пути – три личных истории обычных людей. Вместо насилия – семейная драма. Даже лихие сцены погонь в «Месте под соснами» сильно разбавляются бытом.
Причем погони и ограбления в фильме сняты мастерски. В них хорошо чувствуются скорость, напряжение и пространство. По словам Гослинга, эти сцены были сняты в реальных банках с минимальным количеством монтажных склеек. Именно так был достигнут эффект динамизма, обычно присущий документальным и псевдо-документальным фильмам. Дерек Сиенфрэнс во время съемок картины говорил, что вдохновлялся старыми ТВ-шоу вроде «Полицейских» и «America’s Wildest Police Chases». В них как раз большинство погонь писалось «с натуры».
Сюжетно «Место под соснами» – эпический триптих, из которого, например, канал AMC выжал бы длинную мыльную оперу на шесть сезонов. Но Сиенфрэнс даже не думал подписываться на марафон и экономно упаковал сюжет в камерный двухчасовой фильм за 15 миллионов долларов. Обычно такие истории – завсегдатаи «Сандэнса», но «Место под соснами» добралось аж до кинофестиваля в Торронто.
Со второго часа картина мутирует и превращается почти что в другой фильм. Пока Люк пытается добыть деньги, события приводят его прямо к полицейскому Эйвори Кроссу (Брэдли Купер). История Люка в этом месте завершается, а от лица Кросса продолжается повествование во втором акте.
Новый герой растерян, ведь один его неверный шаг тянет Эйвори в трясину, из которой выбраться живым, скорее всего, ему уже не получится. Режиссер фильма также писал сценарий к «Месту под соснами» (вместе с двумя соавторами), и роль Кросса конструировал специально под Брэдли Купера. Именно Купер, по мнению режиссера, идеально бы вошел в образ человека, что совершенно сгнил изнутри, но всё ещё кажется окружающим героем.
Кросс стремительно идет вверх по карьерной лестнице, надеясь занять должность окружного прокурора. Как и у героя Гослинга, у персонажа Купера полно проблем. Помимо психологических последствий встречи с Люком, его мучает совесть. Он связался не с теми людьми и погряз в коррупции.
Противника Кросса, а по совместительству средоточие зла его сюжетной линии, играет Рэй Лиотта. Есть актеры-образы вроде Шона Бина, умирающего в девяти фильмах из десяти, или Моргана Фримана, который всегда отыгрывает ходячую энциклопедию.
А вот Рэй Лиотта – актер, всегда мастерски изображающий разного рода бессовестных мерзавцев. Именно он будет разрушать героя Купера в на протяжении его персонального сюжета. Именно он будет смотреть прямо в камеру взглядом человека, который знает, чем все закончится. По его глазам видно, что развязка будет далеко не счастливой.
Истории Эйвери и Люка плотно связаны не только сюжетно, но и символически – они оба составляют одно целое, как инь и янь. Герой Купера – темноволосый взрослый мужчина-карьерист с семьей и постоянной работой, всегда одет в костюм. Герой Гослинга – светловолосый, без толковый работы и семьи. Да чего говорить, он даже футболки наизнанку носит. Персонажи – абсолютно разные, но они похожи, ведь семейного счастья и своего места в жизни нет ни у того, ни у другого.
Неудивительно, что третья история в «Месте под соснами» выстроена вокруг детей Люка и Эйвери, которые спустя пятнадцать лет после второго акта, благодаря невидимым шестеренкам судьбы, оказываются друзьями. Жизни Эй Джея (Эмори Коэн) и Джейсона (Дэйн Дехаан) становятся похожи на жизни их отцов – у одного есть почти все, чего можно желать, а у другого – почти ничего.
Третий акт углубляет повествование, утяжеляет его философскими метафорами и смыслами. Прошлое настигает героев, вскрывается роковая связь их отцов и вот уже трагедия, словно пожар, охватывает новое поколение. Так, многие сцены в фильме повторяются дважды, в разных актах и разном времени, а объединяет их – мятая фотография, кочующая от персонажа к персонажу. Именно на ней запечатлено то самое, несуществующее счастье для каждого из героев фильма.
Все истории в «Месте под соснами» – простые, слишком обычные, бытовые и от этого в них очень легко поверить. Даже когда молодые актеры переигрывают, а режиссер изо всех сил пытается выдавливать из зрителя слезы самыми грубыми методами.
Причем Сиенфрэнс работает с сюжетом о поломанных жизнях не первый раз. В своей «Валентинке» он рассказывал о том, как два любящих друг друга человека, сознательно и бессознательно разрушают свои жизни. В «Месте под соснами» режиссер берет ту же тему, но смотрит под другой оптикой, расширяет масштабы. От истории одной семьи до размеров всей жизни в целом. Грусть и кухонная депрессия «Валентинки» здесь заменены фатализмом и криминалом.
Даже спустя девять лет с момента выхода на широкие экраны, «Место под соснами» смотрится свежо, а Сиенфрэнс кажется занятным режиссером, работающим просто и действенно. Его почерк хорошо ложится на драматичные сценарии с приземленными историями.
В работах, снятых после «Места под соснами» Сиенфрэнс продолжает совершенствовать свой метод. Именно поэтому «Свет в океане» и «Я знаю, что это правда» – такие доходчивые. Они так же трагичны и так же закручены вокруг человеческих взаимоотношений, именно им подчиняются жизни персонажей.
Да, Сиенфрэнс иногда перегибает с драматизмом, иногда ошибается с градусом пафоса, иногда делает ошибки в логике. Но «Место под соснами» работает не в деталях, а целиком. Местная громоздкая сюжетная конструкция, благодаря ровному киноязыку и отличной работе с психологией в итоге срабатывает как полноценное произведение. В него веришь, его персонажей чувствуешь, им сопереживаешь. Для фильма это – самое главное.