месяц играет что это
Развитие детей от 1 до 2 лет
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Список использованной литературы:
«Труп не играет в хоккей!» Сеть оценила игру сборной России, надевшей советскую форму
Как известно, хоккеисты сборной России играли матчи Кубка Первого канала в форме СССР, тем самым отмечая 75-летие отечественного хоккея. В похожей наша команда выступала в 1964—1968 годах. Тогда советские хоккеисты взяли два олимпийских золота. По всей видимости, это было опрометчивым решением хоккейных чиновников, поскольку сборная не смогла выиграть турнир несмотря на то, что ее соперники выступали на нем отнюдь не сильнейшими своими составами. Получилось, что хоккеисты посрамили одновременно и советский, и российский хоккей. Это обстоятельство не осталось незамеченным в социальных сетях.
Журналист Игорь Шулика обратил внимание на чудовищную мешанину царского, советского и российского, которую являла собой эта якобы «ретроформа»:
«А ведь я сначала не разглядел ту самую форму!
Это просто реально какой-то сюрреалистический вариант. Я бы даже такую себе взял, она уникальная. Ведь внукам расскажешь, вызовут санитаров, а так доказательство будет.
Надпись СССР, герб России, то есть царский орел, и реклама букмекерской конторы!
К форме сборной СССР с царским гербом и рекламой букмекерской конторы в раздевалку принесли еще иконы. Полный комплект, чтобы был. Я вообще офигеваю, конечно. Просто никогда не думал, что так бывает. Но в этом вся глубинная Россия. СССР, герб России, иконы, но только вместо букмекерской конторы все-таки микрофинансовая организация. Хотя вон в Ачинске тетка деньги украла из банка, ибо мужу надо на букмекерскую контору…»
Московский врач и гражданский активист Андрей Волна уверен, что победная форма нынешним игрокам просто не по чину:
«Без политики если. Долго не мог для себя самого сформулировать, почему идея одеть хоккеистов сборной России в форму команды СССР кажется мне донельзя нелепой. На грани чванства. Попробую сегодня:
— нет, не потому, что той страны нет уже 30 лет; тут просто плечами пожать можно, не более;
— нет, не потому, что все эти хоккеисты родились уже в России; люди ведь устраивают исторические перфомансы, рыцарями там всякими наряжаясь… место – хоккейный турнир – только не очень подходящим выглядит, но не более того;
— нет, не потому, что сочетание на одной майке названия страны – СССР, рекламы букмекерской конторы и герба имперской России выглядит даже более, чем просто неадекватной; тут только пальцем у виска покрутить можно, не более того;
— а потому, парни, что вы все вместе взятые и мизинца тех команд 1960-х-1970-х годов не стоите. Ни превзойти, ни даже повторить вы не можете. И не сможете. Вот не по чину вам эти рубашки. Медленно и раздельно: не по чину.
«Стремительностью своих превращений он оставлял позади даже хамелеона: к тому же хамелеон, как рассказывают, способен принять всякую окраску, кроме белой, тогда как Алкивиад, видел ли он вокруг добрые примеры или дурные, с одинаковой легкостью подражал и тем и другим…»
А кемеровский бизнесмен и активист Вячеслав Чернов саркастически фантазирует:
Остроумно и предельно коротко отозвался об этой истории поэт Дмитрий Плахов: «Труп не играет в хоккей».
Месяц играет что это
Седьмой месяц жизни младенца – это активные действия: доползти, дотянуться и достать, оттолкнуться без посторонней помощи. Новая информация впитывается, как вода в губку, поэтому родителям следует знать, как развивать ребёнка в 7 месяцев правильно, на что обращать внимание и на чём делать особый акцент.
Не забывайте, каждый малыш в этом возрасте уже имеет свои маленькие предпочтения, поэтому старайтесь подбирать те упражнения, которые нравятся ему больше.
Физическое развитие ребёнка в 7 месяцев
На протяжении четырёх недель младенец не только учится новому, но и совершенствует все полученные ранее навыки. При выборе занятий с ребёнком 7 месяцев ищите новые, но не отказывайтесь от прежних развивающих игр, усложняйте их.
Семимесячный малыш уже довольно быстро ползает, куда ему вздумается, умеет подыматься на невысокую горку и по ступенькам. Он уже с лёгкостью сам меняет положение своего тела, например, садится и ложится на живот. Малыш делает успешные попытки вставать на ноги, держась за опору, и стоит до двух минут подряд, делая приставные шаги вбок.
Прятки
Простая игра с использованием интересной ребёнку игрушки. Сначала её нужно спрятать так, чтобы малыш увидел куда и делал попытки добраться до неё, достать. В следующий раз игрушку следует спрятать так, чтобы ребёнок не видел, но оставить видимой узнаваемую часть спрятанной вещи. Игра постепенно усложняется, мотивируя малыша больше двигаться и развивая мозговую деятельность.
Ползание
Для улучшения этого умения по комнате раскладываются игрушки со звуком, которые можно прикрыть салфеткой или платком. Не показывая игрушку, начните ею звучать, заинтересовывая малыша и подначивая его подползти к источнику звука. Когда он доберётся до игрушки, покажите, как снять салфетку, захватив её своей рукой и стянув, после чего дайте младенцу поиграть найденной игрушкой.
Повторяя эти же действия с другими предметами, вы мотивируете малыша больше ползать, а он будет знать, что в конце пути его ждёт что-то интересное.
Сидение
Ребёнку в 7-8 месяцев именно активное ползание помогает самостоятельно сесть, а после и встать. Поэтому задача родителей стимулировать развитие именно навыка ползания. И мальчик, и девочка в этом возрасте формируются одинаково.
Не заставляйте ребёнка сидеть, если он ещё не садится сам – даже если подставить опору, мышцы спины ещё очень слабы. Торопливость приведёт к тому, что малыш начнёт сутулиться, находясь в неестественном пока ещё положении. Малыш сядет сам, когда будет готов, и мышцы брюшного пресса достаточно окрепнут.
Помимо ползания, для сидения есть и другие упражнения, например, присаживание. Ребёнок при этом лежит на спине, оба колена фиксируются рукой, в то время как другой рукой придерживается ручка малыша, которую нужно отвести в сторону и осторожно подтягивать. Сначала за одну ручку, затем за вторую. При этом ребёнок должен тянуться сам. Если с его стороны нет никаких попыток подтягиваться за вашей рукой, не принуждайте, значит, для него ещё рано.
Равновесие
Дети очень любят это упражнение. Малыша нужно усадить на колени к себе лицом, сделав подстраховку по бокам. Начинайте раскачиваться со стороны в сторону, следя за тем, как малыш учится держать равновесие. Чтобы было веселее, можно начитывать стишки.
Попытки встать
Побуждать попытки самостоятельно становиться на ноги – это тоже задача родителей. Взяв обыкновенный детский стульчик, наклоните его таким образом, чтобы ребёнок, ползающий на четвереньках, мог ухватиться за спинку. После подтяните стульчик немного на себя, следя за тем, как малыш стоит сначала только на коленках, а затем подымается на стопы. При первых таких упражнениях иногда стопы крохи нужно придерживать рукой, чтобы он не отрывал их от пола. Поддерживайте интерес к стоянию игрушками, но не заставляйте стоять слишком долго, мышцы к этому ещё не готовы.
Эмоциональное развитие ребёнка в 7 месяцев
К восьмимесячному возрасту у младенца уже будет иметься эмоциональная привязанность к маме или другому взрослому, с которым он проводит большую часть своего времени. Такая привязанность означает, что у малыша теперь есть человек, который для него особенный и значит больше других, что абсолютно нормально. Нарушать эту привязанность крайне нежелательно, чтобы не навредить психологическому спокойствию младенца.
Чем характерно эмоциональное развитие в этом возрасте:
Предлагая развивающие игры для детей 7 месяцев, не забывайте показывать собственные эмоции на разные действия и хвалите малыша, подчёркивая, за что именно он получает похвалу. Когда человек, к которому младенец наиболее привязан, хвалит его, это для малыша огромное удовольствие. Поэтому кроха будет стараться повторять те действия, за которые его похвалили, и заинтересованность в диалоге возрастает.
Одевание
Начинайте привлекать младенца к процессу одевания, вызывая положительные эмоции. В процессе всегда улыбайтесь, разговаривайте в положительных интонациях, читайте стишки. После того как ребёнок одет, похвалите его, можно не только словесно, но и объятием, поцелуем.
Не забывайте, кроха чутко реагирует на настроение взрослых и подражает им. Если в момент одевания вы раздражены, с очень большой вероятностью малыш будет капризничать и плакать.
Потягушечки
Один из видов детской гимнастики – игра «потягушки». Делать лучше всего после сна, с чтением короткого стишка или просто озвучиваний действий на радостных, позитивных интонациях. Действия самые простые: малыш лежит на спине, а вы поочерёдно разводите его руки в стороны, подымаете их вверх вдоль головы крохи, двигаете ножками ребёнка.
Развитие интеллекта
К этому возрасту малыш уже понимает значение многих слов, знает своё имя и реагирует на него, умеет выражать эмоции мимикой и жестами. В развитии ребёнка в 7-8 месяцев также выделяются понимание эмоционального состояния других людей, поддержание общения, повторение движений за взрослыми. Младенец также уже умеет выполнять простые просьбы, например, дай, пей, возьми. Речь пока на стадии лепета и проговаривания отдельных звуков, но развивать речь в этот период всё-таки очень важно разговорами, чтением книг, описанием предметов вокруг.
Выбирая, какие игрушки нужны в 7 месяцев ребёнку, заранее продумывайте, как будете их применять, какую пользу они несут для развития малыша. Не забывайте, это не просто яркие красивые вещи для забавы, это инструменты для обучения и познания окружающего мира.
Поиск игрушки
В 7 месяцев для занятий с малышом можно использовать не только развивающие игрушки, но и самые обыкновенные предметы. Например, выбрать 3-4 ярких интересных вещи, которые ребёнок отлично знает, разложить перед ним и попросить найти среди них определённый предмет, например, мячик или кубик. За правильный ответ обязательна похвала.
Третий предмет
Ещё одна развивающая игра на развитие мышления. Ребёнку в обе руки нужно дать небольшие игрушки, после чего предложить третью. Малыш будет вынужден выбирать, какую игрушку ему оставить в руке, а какую обменять.
Мелкие детали
Для развития моторики и мышления седьмого месяца можно взять вовсе простую игру. Для неё понадобится небольшое ведёрко и 8-10 шариков или грецких орехов. Шарики или орехи раскладываются вокруг малыша, после чего нужно попросить его собрать их в ведёрко, показав, как это сделать.
Творческие способности и рисование
Для разнообразия в тренировке моторики и развития творческого потенциала подойдёт лепка из пластилина (необязательно сразу делать фигурки, достаточно просто месить массу) и рисование пальчиковыми красками. Выбирайте безопасные материалы для младенца и не оставляйте его за этими занятиями наедине, чтобы проследить, что ребёнок не возьмёт пластилин или краски в рот.
Кукольные или пальчиковые представления
Специальные пальчиковые игрушки можно купить в магазине или сшить самостоятельно. Надеваются они на пальцы взрослого, который показывает малышу целое анимированное представление, рассказывая интересную историю и сопровождая её действиями.
Такие представления учат внимательности, показывают готовые модели поведения, эмоциональные реакции на них, поэтому заранее продумывайте, что и как вы будете показывать.
Во что поиграть с малышом
Очень важны в 7 месяцев развивающие игры на предметную деятельность. Они учат младенца контролировать свои движения, осмысливать их, понимать, к чему они приводят. Чтобы играть в такую игру, можно взять два предмета, рассказать о каждом что это, какое, для чего. После попросите малыша дать вам один из этих предметов. Показывайте, как можно использовать разные предметы, что могут делать игрушки, какой будет результат, если сделать так и вот так.
Для развития предметной деятельности у ребёнка 7-8 месяцев очень хороши такие игрушки, как матрёшки, пирамидка с колечками, кубики, сортер. Развивая малыша, учите его, как можно использовать предметы совместно. Например, игрушки можно складывать в коробку, а куклы отлично катаются на машинках, зайчик прыгает, мишка танцует и так далее, на что хватит вашей собственной фантазии.
Одна и та же игра не должна длиться дольше 5 минут. Поиграв с малышом, смените деятельность, например, потренируйте его вставать или ползать.
Часики
Подойдут даже самые простые настенные часы. Возьмите кроху на руки и поднесите его к ним, рассказывая, что это такое, что делает, для чего нужно. Лучше всего подобрать интересный короткий стишок о часиках, зарифмованные строки детям нравятся больше и запоминаются лучше.
Прилетели гули
Для лучшего контакта с младенцем и развития осязания эта простая игра подходит как нельзя лучше. Младенца сажают себе на колени, взяв его ручки своими руками, и читают стишок, каждую строчку сопровождая соответствующими действиями, например:
Ой люли-люли, прилетели гули,
Прилетели-прилетели, на головку сели,
Ты не бойся их малыш,
Развивающие игрушки для ребёнка 7 месяцев
Большая ошибка родителей окружать ребёнка изобилием разнообразных игрушек. Это рассеивает внимание крохи в 7 месяцев и в конечном счёте он теряет к ним интерес. Поэтому, даже если игрушек много, они все не должны быть в свободном доступе и в постоянной зоне видимости малыша. Достаточно двух-трёх самых им любимых.
Сортеры
Разнообразие сортеров (от слова «сортировать») позволяет подобрать для своего малыша вариант, который подойдёт именно ему. Это может быть обычная коробочка с отверстиями разной формы для разных фигур или даже музыкальная машинка с множеством функций.
Пирамидки
Яркая разборная пирамидка из пластмассы, дерева или даже в виде мягкой игрушки не только привлекает детей, но и учит их складывать предметы в определённой последовательности. Это отличная тренировка осмысленности действий, и с её помощью можно учить названия цветов (оттенков).
В семимесячном возрасте дети ещё не могут крутить юлу сами, но эта игрушка их весьма завораживает. Сначала ребёнок наблюдает за юлой, затем пытается остановить, стараясь сделать так, чтобы волчок не упал. Ещё через некоторое время малыш учится нажимать на стержень игрушки, вызывая небольшие её вращения. Польза от волчка в том, что ребёнок учится концентрировать внимание, координировать движение рук и усилие нажима, наблюдая за последствиями своих действий.
Неваляшка
В этом возрасте очень хороши неваляшки, которые при движении издают звуки или проигрывают мелодии. Эта игрушка ненавязчиво развивает органы зрения и слуха, цветовое восприятие, воображение, личностную сферу и координацию движений.
Для младенца неваляшка должна быть крупной, поскольку мелкие предметы вызывают меньше интереса.
Книжки
Страницы книжки для малыша в 7 месяцев должны быть плотными и максимально иллюстрированными. Это период становления речевого аппарата, поэтому, помимо картинок, обязательно должен быть текст, который младенцу читает взрослый. Подключайте собственную фантазию, читая сказку, чтобы повлиять на развитие младенца и его восприятие окружающего мира.
Питание
Для правильного развития 7-месячного ребёнка важно соблюдать график кормления и позаботиться о полноценном питании. Как правило, в 7 месяцев младенец есть каждые 4-4,5 часа, при этом первое утреннее и последнее вечернее кормление должно быть грудным или смесью (если младенец на искусственном вскармливании). В рацион уже можно постепенно вводить новые продукты, в частности, овощи, фрукты и каши.
В этот период разрешено мясо из специальных детских консервов или свежее отварное. Но следите за тем, чтобы виды мяса не смешивались и в одно кормление больше ничего добавлять не нужно. Отварное мясо измельчается в блендере, а чтобы оно не было сухим, добавляется немного бульона или овощного пюре.
При прикорме яйцами давайте только желток – белок часто вызывает аллергию. Не рекомендуется давать его в чистом виде, лучше подмешивать в другую еду.
За один день вводите только один новый продукт. Это поможет малышу легче его переварить и принять, а также будет проще выявить причину аллергии или другой негативной реакции, если такая появится.
Занятия с 10 месячным малышом
Занятия с 10-ти месячным ребенком
Практические советы
Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома.
Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка. К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и «организованными», поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом.
Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.
Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
До игрушики нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения
Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.
1мес игрушки с контрастным черно-белым рисунком, мобиль;
2мес погремушки на расстоянии 15-20см от глаз ребенка и мягкие игрушки, менять игрушки каждые 3-4 дня;
3мес погремушки, тряпичный браслет на ручку и ножку, яркие платки;
4мес погремушки, барабан, дудочки, колокольчики;
5 мес зеркало, резиновое колечко-прорезыватель, игрушки с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании;
6 мес мягкая книжка, игрушки с зеркальными поверхнотями, со звучащей начинкой;
7 мес мягкие игрушки с деталями на липучке, игрушки для ванны, музыкальные игрушки;
8мес игрушки с веревочками, мягкие книжки из ткани, книжки с картонными страницами;
9 мес пирамидки, игрушки с прорезями;
10мес прищепки, игрушки с отверстиями и набором вкладышей, пирамидки разной формы с надевающимися на стержень деталями;
11мес кубики, перчточные куклы;
12мес каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые зверюшки, наборы детской посуды.
вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
воспринимает шутки в свой адрес;
выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
радуется играм-забавам;
вставляет один предмет в другой;
предпочитает мелкие предметы крупным;
при помощи одного предмета достает другой;
сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
сидит, ползает, ходит у опоры;
спокойно расстается с грудью;
жует мелок порезанную пищу;
проявляет активный интерес к другим детям.
Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…
Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т. е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…
Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.
Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.
Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.
Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.
Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.
СПУСКИ И ПОДЪЕМЫ
Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать. Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.
Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!
К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.
На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди ( если вы не намерены кормить до двух лет ), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».
С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.
ИГРАЮТ МАЛЕНЬКИЕ РУЧКИ
Игры на мелкую моторику, которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:
перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
откручивание крышек – больших ( от пластиковых бутылок ) и маленьких ( от тюбиков из-под крема );
рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
пальчиковые игры со стишками ( типа «Сороки-воровки» );
игры со шнурками, узелками, ленточками;
использование ложек разного размера для еды;
копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.
Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно ( особенно, когда они выполняют разные движения ) ведет к развитию межполушарных связей.
ИГРАЕМ С ДРУЗЬЯМИ!
Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.
Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.
Мельница
Мельница, мельница мелет муку ( выполняем круговые движения руками ).
Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у ( дуем, как ветер ).
Еще быстрее мельница мелет муку ( ускоряем движения ).
Намололи мы муки
Вот таку-у-ущие мешки – ( показываем объем, подняв руки над головой ).
Будем делать пироги.
Из муки, из муки напечем мы пироги, ( ладошками делаем пирожки ).
Тушки-тушки, сделаем ватрушки, ( пальчиком рисуем круг по другой ладошке ).
Ладушки, ладушки, испечем оладушки ( производим хлопки ).
http://www.missfit.ru/mammy/kalendar-razvitiya-rebenka/10-mesyac/
Занятия с игрушками для 9-и месячного малышика
Задания для активных масиков
1. Складывание-раскладывание кастрюль, накрывание крышками.
2. Складывание в железные кастрюли и кружки крупных предметов – фигурная вермишель, каштаны, орехи, шишки.
3. Игры с тестом (вода, мука, соль Экстра): тыкать пальцем, бить кулачком, разрывать на мелкие части, вставлять в «почву» вермишелины, трубочки для питья, пупсиков, лего, веточки.
4. Складывание пирамиды из подушек.
Музыка, извлечение звуков:
1. Игра на пианино, перебирание струн на гитаре (детской и взрослой), игра на барабане, стучание ложкой по железным кружкам и кастрюлям, игра деревянными ложками, стучание по кубикам.
2. Дуть в дудочки деревянные, скрученный лист бумаги, губную гармошку.
3. Колокольчики: подвесить на верёвочки разной длины, фактуры и цвета, дёргать, стучать по ним разными палочками и ложками.
4. Издавать разные звуки: громкие, тихие, мягкие, грубые, длинные, короткие. Прятаться и издавать звук.
5. Насыпать в жестяные баночки из-под питания разные крупы, плотно закрыть крышку (или заклеить), трясти, слушая, какой получится звук.
Рисование:
1. Пальчиковые безвредные краски («Знайка») или соки от овощей (буряк) и большой картонный ватман (ЦУМ). Краски можно наливать в стаканы-неразливайки с отверстиями для пальцев и кисточек (ЦУМ). Ребёнок просто ползает по листу и мазюкает. Лучше делать на полу в ванной
2. Восковые карандаши Crayola – хорошо рисуют, но ребёнку больше нравится их складывать, разбрасывать и кусать.
3. Рисование пальцами по запотевшему стеклу.
4. Оттиски губкой (вмакивать в краску и наносить на бумагу). Губки можно фигурно вырезать, чтобы получались разные формы.
5. Рисование на объёмных предметах – мячах, коробках, воздушных шариках.
1. Самое оптимальное и лёгкое – на цветной картон А4 нанести клеем-карандашом какую-нибудь форму (круг, домик, цветок). На картон просто высыпать (на выбор): муку, манку, разорванные салфетки, конфетти. Потом подуть на картон, и на нём останется только то, что прилипло к клею. Получилась картинка.
2. Из теста – делаем шар, вставляем спички, получается Солнышко или Ёжик.
Просто игры и занятия:
1. Катать шарики и мячики (теннисные, пинг-понг, резиновые).
2. Разбрасывать мелкие предметы (вермишель, каштаны, орехи, шишки).
3. Катать машинки.
4. Играть с куклой (причёска, одёжки, качать, носить, возить в коляске).
5. Играть с предметами обихода: калькулятор, старый мобильный телефон, старый дисковый телефон, клавиатура компьютера.
6. Бросать шарики и подушки (вверх, вперёд, назад).
7. Открывать-закрывать ящики, большие коробки, влезать, вылезать.
8. Сжимать в ладошке, рвать цветную бумагу, салфетки.
9. Вставлять один в другой одноразовые стаканчики, вынимать, прятать под ними шарики, мелкие предметы.
10. Откручивать-закручивать крышечки от баночек из-под питания, пластиковых бутылок из-под воды, катать, бросать бутылки, ставить, складывать в большие коробки.
11. Строить туннели из подушек, накрывать их покрывалом, прятаться, выглядывать.
1. Поднимать на ручках – прыжки.
2. Поднимать на ножках вверх, чтоб ладошками касался потолка.
3. Подбрасывать вверх.
4. Держать вниз головой, чтобы ладошками касался пола, пробовать ходить на руках.
5. Кататься по полу, кувыркаться, делать «берёзку», просто показывать, как это делается.
1. Собирать.
2. Переливать.
3. Пересыпать.
4. Подметать веником.
5. Мыть шваброй.
6. Протирать тряпкой.
7. Мыть посуду.
1. Листать страницы.
2. Обращать внимание на рисунки, своими словами рассказывать о происходящем.
3. Читать с выражением, водя пальцем по буквам.
4. Раскладывать-складывать книжки-складушки.
5. Складывать книжки друг на друга.
6. Складывать книжки в коробку, ящик, на полку.
7. Книжка «машет крыльями», как бабочка.
8. Надеть книжку на голову, как шляпу.
9. Положить книжку на голову, постараться не упустить её, если падает – словить.
10. Держать книжку под мышкой.
11. Держать книжку между колен.
1. Давать ребёнку примерять разные взрослые вещи – шляпы, шапки, ботинки.
2. Просить стянуть с мамы перчатки, носки.
3. Расстёгивать кнопки, тянуть «молнии», застёгивать-расстёгивать липучки.
1. Трогать воду и краны – холодно, горячо.
2. Переливать воду из одной посудки в другую.
3. Наливать воду в лейку, выливать её из лейки.
4. Окунать игрушки, смотреть, какие идут на дно, а какие всплывают.
5. Смотреть, как образовываются пузырьки, как вода спускается в отверстие, делать «фонтаны» и «водопады».
1. Активно разговаривать с масиком, комментировать всё, что происходит вокруг, обращать его внимание на интересные вещи – растения, птицы, люди, машины, дома, улицы, погода, облака, солнце и т. д. Давать пощупать – стволы деревьев, листики, цветы, грунт, асфальт, скамейки и т. д. Если тянется к луже – надевать непромокаемую одежду, пусть пробует, при этом объяснять, что можно, что нельзя.
2. Водить на площадку, наблюдать, как играют другие детки, всё комментировать, давать пробовать все снаряды (естественно, соблюдая меры безопасности), поощрять интерес к детям и взрослым.
Видеть, чем интересуется ребёнок, поддерживать его интерес – позволять ему изучать то, что ему в данный момент хочется. Обычно дети очень инициативные, и если присмотреться, к чему они тянутся, можно ничего особо не придумывать, просто поощрять их интерес. Для этого нужно быть очень гибким, подвижным, открытым к идеям ребёнка – взрослым иногда и в голову не придёт то, что для ребёнка совершенно естественно. При этом, конечно, нужно сохранять здравый смысл – не опасно ли это, не нарушает ли это разумный порядок. Но не стоит преувеличивать кажущуюся опасность – ребёнок изначально разумен и обычно не склонен наносить себе вред. А излишнее противодействие как раз может настроить его на действия назло родителям и во вред себе.
Если ребёнок таки приближается к опасности, действия такие:
1. Остановить.
2. Отвлечь внимание – что-то показать, рассказать (громко или наоборот, шёпотом), хлопнуть, топнуть, всеми силами перевести внимание на себя.
3. Когда ребёнок весь во внимании – спокойно объяснить, повторив несколько раз, показав жестами, почему опасно делать то, что он хотел сделать.
http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/2708.html
Мы растем! Все о развитии ребенка: месяц десятый
Любовь Павлова
ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. ени А. В. Запорожца, канд. психологических наук.
На десятом месяце жизни малыш взрослеет на глазах. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Его все больше интересуют окружающие предметы и игрушки, которые теперь он не просто хватает, а пытается с ними что-то сделать. Малыш уже хорошо ориентируется в пространстве, начинает ходить. Этот период младенчества очень важный для ребенка. И вот почему.
В этот период, занимаясь с малышом, большое внимание следует уделять овладению им так называемыми тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с шариками, колечками, кубиками и другими обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, собирая кольца и шары в какое-то целое или, наоборот, разбрасывая их, малыш совершает действия анализа и синтеза – его мозг «учится» мыслительным операциям, получая информацию, как говорится, из первых рук, а вернее от собственных рук. Поясним это.
В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с более ранними периодами детства. Орган зрения выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя за очертаниями, его величину, контур и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует «слепок» предмета в мозге.
Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда «глаз учит руку, а «рука учит глаз», специалисты называют сенсомоторной активностью.
Среди других двигательных функции особое значение имеет работа пальцев руки. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Неслучайно, именно на 10-м месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на «перекличку»), то на 10-м месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые были не свойственны его лепету. Так активно формируются речевые навыки малютки.
Конечно, эти действия с игрушками можно назвать разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно, без помощи родителей. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.
У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.