месяц картика что это
Месяц Картика — время обетов. Как его правильно провести
Месяц Картика, — пожалуй, самый почитаемый и уважаемый месяц в году для вайшнавов!
Картика — самый лучший и славный месяц, чистейший из чистых. Он особо дорог Господу Кришне. Этот месяц полон Бхакта-ватсалйи. Любой обет в этот месяц, даже небольшой, принесёт огромные результаты. Влияние совершённой
Картика-враты продолжается сто жизней, в то время как влияние обычных врат продолжается только на эту жизнь. Суть Картика-враты — стараться совершать больше преданного Служения Господу.
Упрощенно говоря, бхаджана, которую совершают преданные (то есть деятельность, направленную на удовлетворение потребностей духа) бывает двух типов: ништхита-бхаджана-крия и аништхита-бхаджана-крия, или, по-русски говоря, преданное служение устойчивое и неустойчивое. Большинство практикующих еще не доросло до уровня, когда духовная деятельность для них все равно, что дыхание, — равномерная и непрерывная, совершаемая естественно, как что-то жизненно необходимое. Большинство из нас находятся именно на стадии, когда любая духовная практика для нас по сути не несет какого-то живого смысла и больше похожа на добровольно взваленную обузу. Вернее, она постепенно становится чем-то «апатично-выполняемым» с редкими всплесками вдохновения. И это понятно: садхаки (практикующие) начального уровня не могут реально воспринимать то, что не относится к сфере тела (грубого и тонкого). Они с радостью и энтузиазмом будут заниматься чем-то, приносящим деньги или положение, какие-то осязаемые плоды в сферах материи или ума, но то, что направлено на пробуждение нашей духовной сущности кажется пресным и безвкусным. Ведь только когда проснется душа, деятельность, направленная на ее удовлетворение, будет приносить настоящий вкус, а деятельность, направленная на удовлетворение тела и ума, наоборот, покажется бессмысленной обузой.
Но сейчас наша душа спит, и нам, чтоб совершать бхаджану, необходимо постоянное вдохновение извне. Каждый замечал, как легко практиковать в присутствии «тех, кто не угас». Но помимо самого главного и сильнодействующего средства — общения с Вайшнавами, Господь дал нам еще одно средство борьбы с аништхитой, неустойчивостью. Он дал нам особые периоды времени в году, когда даже наши жалкие попытки духовной жизни усиливаются и превращаются из неуверенных шажков в огромные шаги!
Особенность месяца Дамодара в том, что Всевышний Господь очень милостив в месяц Картика и с легкостью раздает Свою беспричинную милость. И самый простой способ удовлетворить Господа в этот дорогой для Его сердца период — это каждый день предлагать Ему лампадку или фитилек с гхи и петь для Него Дамодараштаку.
Воспользуемся подборкой цитат из Хари-бхакти-виласы, Сканда- и Падма-пуран. Цитаты собрал очень знающий вайшнав Бхакти Виджай Нарасимха Махарадж, на основе письма которого и составлено почти все нижеследующее.
В Хари-бхакти-виласе (15.266) говорится: обет, врата, считается совершенным (парам), если о не можно сказать, что, во-первых, он приносит удовлетворение Господу, во-вторых, что он предписан и одобрен Писаниями и, в третьих, неисполнение такого обета приводит к негативным последствиям.
ОБЕТЫ КАРТИКИ:
Один из вариантов подхода к обетам: выбрать что-то, с чем у вас проблемы, и пользуясь могуществом Картики и решимостью выполнить что-то в этот месяц, попытаться «восполнить пробелы». Но это немножко популистический подход, ориентированный на начинающих. Сейчас же я хочу привести цитаты из писаний, на основе которых опытные преданные смогут составить для себя перечень обетов, которые они бы могли соблюдать на Картику для удовлетворения Шри Дамодара.
Падма-пурана перечисляет пять важнейших врат. Тот, кто сможет исполнить их, считается исполнившим Картика-врату в полной мере.
1) Хари-джагаранам (бдение ради Хари)
2) утреннее омовение в святом месте
4) праздник по завершении враты
5) поднесение Дамодаре дипов (лампадок).
Сейчас мы рассмотрим эти обеты и некоторые другие подробнее.
1) Хари-джагаранам.
Хари-джагаранам означает бдение во время арунодайи (примерно за полтора часа до восхода солнца), либо в последнюю четверть ночи. Хари-джагаранам надо совершать либо в храме Вишну, либо в храме Шивы, либо у подножия дерева Ашваттхи, либо рядом с Туласи.
2) Пратас-снанам, утреннее омовение.
Следующий обет — это утреннее омовение в святом месте. У большинства из нас с этим могут быть вполне очевидные проблемы, поэтому, согласно Вишну-пуране, если нет возможности принять омовение в святой реке или озере, можно омыться в обычной реке, если нет реки, то в озере или пруде, если и их нет, то в ручье или роднике. Если и этого нет, то пойдет вода из колодца. А если дела совсем плохи: колодца нет, ближайшие озера и реки покрылись льдом и так далее, то на худой конец пойдет и вода из душа. Желательно холодная, но если есть уважительные причины (например, болезнь), то можно и нагретой на огне. Если дела совсем плохи и вы в какой-то день Картики не можете принять омовение, то чтобы не нарушить обет, можно «омыться» Вишну-чаринамритой. Только, пожалуйста, не в буквальном смысле. Для омовения чаринамритой, ее надо отпить, а ПОТОМ принять ее немного себе на голову. Но даже если не получилось ничего из вышеперечисленного, то обет омовения будет исполненным, если вы сбрызните себя водой, которой касалась Туласи или омоетесь памятованием Имен Вишну.
Без служения Туласи Картика-врата не будет полной, но если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то вместо Туласи-севы можно провести поклонение вайшнаву или достойному брахману, если же и таковых не найдется, то можно служить коровам. Тогда врата будет также считаться исполненной.
4) Махотсова (праздник) в конце Картики.
Праздник по окончании — обязательно составляющая всех обетов, постов, аскез и так далее. Обычно, почему-то именно этот обет садхаки готовы выполнять, хоть каждый день.
5) Дипа-данам, поднесение лампадок.
«Как огонь, хоть и содержащийся в любом древе, проявляется лишь после трения, так, без сомнения, и дхарма, хоть и содержащаяся в каждом благом деле, по настоящему проявится, только если поднесен дипам».
Для предложения лампадки в Падма-пуране есть мантра:
damodaraya nabhasi tulayam lolaya saha
pradipan te prayachchhami namo ‘nantaya vedhase
Выше перечислены основные с точки зрения Падма-пураны обеты Картика-враты. Теперь еще несколько не менее важных. Итак:
6) Са-Радха-Дамодара-арчанам (поклонение Радха-Дамодаре).
Падма-пурана говорит о славе поклонения Шри Дамодаре со Шри Радхой в месяц Картика. Это поклонение проводится Божествам (Шри Мурти) Радха-Кришны, или же в виде поклонения подношениями одежд, украшений и еды истинному брахману, как форме Дамодары, а его целомудренной супруге — как Радхике. Но самая важная форма поклонения Радха-Дамодаре — это пение Дамодараштаки, произнесенной впервые Сатйавратой Муни. Как правило, именно этот обет считается основным (по крайней мере в ИСККОН), и все, кто хотя бы пытается серьезно относиться к Картика-врате, должны непременно повторять Дамодараштаку каждый день на протяжении всего месяца Картика.
7) Гита-ставади (пение став, бхаджанов, молитв и так далее)
Также, помимо обязательного пения Дамодараштаки, рекомендуется петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать для удовольствия Господа. В особенности для исполнения рекомендуются (помимо Дамодараштаки) Сахасра-нама-стотрам и Гаджендра-мокшанам из Бхагаватам (глава о спасении слона Гаджендры). Проще говоря, петь в Картику больше бхаджанов — очень хороший дополнительный обет.
8) Кришна-катха (беседы о Кришне в обществе вайшнавов)
Это всегда благоприятно, но в Картику благо от любого действия усиливается, так что и общение с вайшнавами на основе обсуждения Писаний даст особый эффект:
«Ни принесение пожертвований, ни Ведические жертвоприношения, ни дарение коров или слонов не приносят такого удовлетворения Господу, как беседы по Писания в Картику».
Более того! — «Отбрось все обязанности в Картику! Слушай перед Господом обсуждение Шастр (Писаний)!».
Сканда-пурана добавляет: «Даже полстиха в день, прочитанные в Картику по обету и с преданностью дадут удивительный эффект!»
9) Джапам (повторения Святых Имен)
Читать дополнительное количество джапы — очень хороший обет для Картики.
10) Пост и ограничения в пище.
«Зерна или плоды, которые от удара камнем распадаются на две части, называются двидалам. (далее перечисляются многие из двидалов: маш, мунг, фасоль, нут и другие) свежие они или сухие — ото всех них следует отказаться во время Картики».
Проще говоря, на время Картики следует воздерживаться от бобовых.
Но все-таки для большинства главным обетом на эту Картику должен стать обет… принять на себя хоть какие-то обеты!
Принятие ограничений
Что касается ограничений в данный месяц милости Всевышнего Господа, то это всё индивидуально. Важно помнить одно – что отказ от чего-либо непременно должен быть аскезой, в первую очередь, для ума.
Так те, кто не могут следовать регулирующим принципам в течение всего года, могут делать это на протяжении хотя бы этого священного месяца. Кто нерегулярно практикует духовную садхану, могут сделать её регулярной, например, каждый день читать «Бхагавад-Гиту» или вычитывать все круги утром. Старайтесь отсекать всё неблагоприятное для духовной жизни и заменить его благоприятными вещами — праджалпу (пустые разговоры на мирские темы) заменить на Кришна-катху, вместо просмотра телевизора читать священные писания или пересмотреть «Махабхарату» и «Рамаяну», критику других заменить на прославление форм, качеств и игр Господа. Постарайтесь настроить свой ум на памятование о Кришне. Пусть Святое Имя станет вашим спутником, защитником, надежным другом.
И давая именно такой обет, преданный непременно удовлетворит Кришну, который больше всего ценит, когда Ему отдают самое дорогое – своё внимание и заботу.
Как и когда начинать и заканчивать Картика-врату
Картика-врата является последним месяцем чатурмасья-враты. Она начинается в экадаши, либо в двадаши, либо в пурниму (полнолуние). И, соответственно, заканчивается в экадаши, двадаши или пурниму. Согласно лунному календарю, в этом году Картика начинается в день полнолуния 29 октября. Однако многие вайшнавы считают, что лучше начинать заранее, то есть с Папанкуша Экадаши. Дамодара-врата считается полностью завершенной в том случае, если заканчивается, независимо от её начала. Её последние пять дней называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. Это особые дни Картики. Тот, кто не выполняет правила чатурмасьи, не может называть себя последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху следовал им даже во время Своего путешествия по Южной Индии к храму Ранганатхи. В Падма-пуране говорится, если вы не соблюдали пост в Чатурмасью, то соблюдая пост в Бхишма-панчаку, вы получаете все блага от поста Чатурмасьи.
Месяц Дамодара – замечательная возможность углубить свою духовную жизнь, воспользоваться удивительными благами Картики.=)
Радханатх Свами о Картике:
Месяц Картика – необыкновенный месяц в году, который особенно благословлен Шримати Радхарани, энергией наслаждения Верховной Личности Бога. Шримати Радхарани – совершенный полный резервуар всей любви и преданности к Господу Кришне. Шрила Прабхупада однажды сказал, что если кто-то обретет благосклонность Шримати Радхарани, Она Сама подойдет к Кришне со словами: “Пожалуйста, прими этого преданного, он – лучше, чем Я.” Слыша такие слова от Той, Кого Он любит больше всех на свете, разве Кришна может Ей отказать и не принять нас…
Как удовлетворить Шримати Радхарани? – с искренним и благодарным сердцем принять на себя роль слуги слуги слуги слуги и воспевать святые имена Господа. Этот месяц картика особенно благословлен, потому что Шримати Радхарани обращает Свое особое внимание на любое служение, совершаемое в этот месяц, Она награждает такого преданного Своей беспричинной милостью. Этот месяц – самый дорогой и самый священный для всех вайшнавов. В этот месяц Господь совершает некоторые из Своих блистательных игр во Вриндаване. В шарад-пурниму Он совершает танец раса, также Он поднимает холм Говардхан — как Гириварадхари Он выражает Свою безграничную любовь к Своим преданным, во всей полноте отвечая всем и каждому, стоя под холмом семь дней и семь ночей. В день дипавали Он совершает игру Дамодары, давая связать Себя веревкой матушке Яшоде.
Наш возлюбленный гуру-махарадж Шрила Прабхупада, выбирая место, где он будет жить во Вриндаване, выбрал храм Шри Шри Радха-Дамодары. Он учил нас, что одно из самых эффективных и приятных средств продвижения в сознании Кришны – каждый день в месяц картики петь Дамодараштаку, молитву, которая прославляет Бала-Гопала, покоренного любовью Своих преданных. (2001-11-04)
См. также другие материалы на нашем сайте:
Священный месяц Картика 2020. Что это за месяц?
Священный месяц Картика 2020. Что это за месяц?
1 ноября 2020 года начинается священный месяц Дамодара или Картика.
Говорится, что благо, получаемое от преданного служения в месяц Картика, во много раз больше блага, получаемого от служения в остальное время года.
Особенность месяца Дамодара в том, что Всевышний Господь очень милостив в этот месяц и с легкостью раздаёт Свою беспричинную милость.
О ЗНАЧЕНИИ И ОБЕТАХ ШРИ КАРТИКА-ВРАТЫ И БХИШМА-ПАНЧАКИ
Картика – самый лучший и славный месяц, чистейший из чистых. Он особо дорог Господу Кришне, поскольку это месяц Шримати Радхарани. Этот месяц полон любви Господа к Своим преданным. Любой обет в этот месяц, даже небольшой, приносит огромные результаты. Суть картика-враты – удовлетворить Шри Шри Радху-Дамодару своим б`oльшим и лучшим преданным служением Им.
Картика – это имя третьей дочери Дакши. Во Врадже был обычай называть девочек именами дочерей Праджапати Дакши. Так именем матери Радхарани стало Киртика (или Киртида), а Радхарани стали называть Картики, что значит «рожденная Киртикой». Шри Санатана Госвами дал нам ключ к пониманию святого месяца картика. Кришна говорит: масанам марга-ширшо’хам – «Из всех месяцев Я – месяц маргаширша (ноябрь-декабрь)». Картика предшествует маргаширше. Поэтому картика представляет Шримати Радхарани.
Гаудия-вайшнавы следуют картика-врате особенно, чтобы удовлетворить Шримати Радхарани поклонением Ей в этот месяц. Шримати Радхика больше всего славится Своим состраданием, поэтому мы следуем правилам и предписаниям картика-враты, нияма-севе, с тем, чтобы Шримати Радхарани пролила на нас Свое божественное сострадание. Пусть Шри Радхика и Ее сакхи благословят нас вечным любовным преданным служением в рощах Вриндавана.
Для Гаудия-вайшнавов, картика-врата является более важной, чем любой другой обет на протяжении года. Большинство других обетов для удовлетворения Шьямасундары и Его экспансий соблюдают в течение лишь половины дня или одного дня – Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши, Вамана-двадаши, но для удовольствия Шри Радхи обет картики длится целый месяц.
Конечно, на протяжении этого месяца вайшнавы поют о Господе Гокулы – Дамодаре. Они от всей души славят Его и с преданностью поклоняются Господу Шри Kришне в этой самой озорной и красивой форме. Но Гаудия-вайшнавы особенно сосредотачиваются в этом месяце на поклонении нашей самой почитаемой Арадхья-деви Шримати Радхарани и выполнении особого служения для Ее удовольствия.
Картика – месяц особого обета, картика-враты (Дамодара-враты, урджджа-враты, нияма-сева-враты). Одно из названий этого обета – урджджа-врата. Урджджешвари – это одно из имён Шримати Радхарани, которое означает повелительница урджджа-враты. Слово урджджах означает богатства, средства, могущество. Все богатства и силы находят своё высшее выражение в Ней для служения Шри Кришне. Она ведает всеми богатствами и могуществом, которые призваны служить господину Ее сердца. Поэтому обет урджджа-врата, которому следуют в месяц картика, восходит к Урджджешвари, Шри Радхике, и поэтому вайшнавы придают очень большое значение соблюдению картики, особенно в стремлении удовлетворить Шримати Радхарани, чтобы обрести служение Ей и так Ее возлюбленному Шри Кришне. Кроме того, в этот месяц гопи совершали поклонение Катьяяни, с сокровенной целью удовлетворить высшую Богиню, Шримати Радхарани. Нанда-гопа-сутам деви патим ме куру те намах. Такой была их внутренняя молитва Катьяяни* (ШБ10.22.4):
«Пожалуйста, о Деви, устрой всё таким образом, чтобы мы могли служить сыну Нанды так, как просит наше сердце». С этой молитвой они соблюдали картика-врату. (* Катьяяни – одно из проявлений йога-майи в Шри Враджа-дхаме. Катьяяни-врата продолжается и в месяц, следующий за картикой).
Поэтому мы придаём особое значение соблюдению этой последней части чатурмасьи – картика-враты. Этот месяц связан исключительно со служением возлюбленным Кришны – Радхарани и гопи – и Кришне. «Шримад-Бхагаватам» также вдохновляет нас на умонастроение поклонения Катьяяни, которое совершали гопи. С таким внутренним чувством мы соблюдаем последний месяц Чатурмасьи с ещё большим вниманием.
Сатьяврата Муни говорит: намо радхикайай твадийа прийайаи — «Я приношу поклоны Твоей самой дорогой возлюбленной — Шри Радхике». Этим он указывает на то, что единственным занятием в течении дамодара-враты должно быть поклонение Шри Радхе-Дамодаре.
Урджджа-врата – один из шестидесяти четырех видов преданного служения, которые исполняют Гаудия-вайшнавы. Чатурмасья-врата будет полной, только если соблюдать в ее последний месяц урджджа-врату.
Последние пять дней картики называются Бхишма-панчака, и мы также следуем особым обетам в эти дни (их описание см. ниже).
Соблюдение картика-враты — одно из главных занятий для вайшнава. Обязательно соблюдайте всю картика-врату, лучше вместе с вайшнавами. Если не получается провести во Вриндаване или Маяпуре всю картику, то пробудьте там хотя бы несколько ее дней.
Вот основные правила картика-враты, приведенные в «Шри Хари-бхакти-виласе» (из «Сканда» и «Падма-пуран»), а также в статье Бхактивинода Тхакура, посвященной картика-врате, Они следующие. (Старайтесь делать как можно больше из ниже приведенного).
Предупреждение: «Шри Кришна отвергнет того, кто не следует какой-то врате в месяц картика. Тот, кто не следует картика-врате, как-будто убивает своих отца и мать. Он сжигает дотла все свое благочестие. Но тот, кто следует ей становится очень дорог Шри Кришне и отправляется в духовный мир».
Благо следования картика-врате
«Благо от соблюдения картика-враты в МИЛЛИОНЫ раз больше, чем от всех других врат, обетов, парикрам по святым местам, омовений в святых реках и благотворительности. Другие враты дают плоды всей благочестивой деятельности, совершенной за одну жизнь, но картика-врата дает плоды благочестивой деятельности, совершенной за тысячи жизней. Шри Кришна делает живое существо обитателем духовного мира в ответ даже на небольшое подношение во время картики. Картика-врата очень дорога Шри Кришне. Соблюдение картика-враты гарантирует живому существу освобождение и возвращение в духовный мир. Ограничивая привычки в еде, человек определенно достигает освобождения и получает духовное тело.
Живя во ВРИНДАВАНЕ. Все святые места, святые реки и озера проживают во Вриндаване в течение месяца картика; человек радует Шри Кришну, достигает Его и обретает Враджа-бхакти, просто соблюдая картика-врату во Вриндаване.
Хари-катха. Ежедневно слушать Хари-катху, особенно «Шримад-Бхагаватам» с преданными, – получить результаты 10000 ягй; ежедневно читать даже один стих «Шримад-Бхагаватам» – получить благо ежедневного чтения всех восемнадцати Пуран; ежедневно обсуждать «Бхагавад-гиту» – не родиться вновь в этом мире; тот, кто прославляет имя, форму, качества и игры Шри Кришны освобождается от всех последствий грехов и освобождает сто поколений своей семьи; Шри Кришна очень доволен всеми, кто читает священные писания и стотры в течение месяца картика; тот, кто читает Вишну-сахасра-нама и «Гаджендра-мокша-стотру» (из 8-й Песни «Бхагаватам» (главы 1-4)), достигает освобождения. Эта история Гаджендры учит нас полной зависимости от Кришны и преданию Ему; нужно повторять Гопала- и Радха-сахасра-нама; ежедневно читать Радха-крипа-катакша-става-раджью и Нанда-нанданаштаку; ежедневно предлагать другие аштаки Радха-Кришне; читать 10 Песнь «Шримад-Бхагаватам» и другие книги, описывающие игры Радхи-Кришны во Вриндаване; ежедневно повторяйте «Шри Шикшаштаку» и размышляйте над её смыслом; ежедневно читайте «Шри Бхаджана-рахасью» (комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура к «Шикшаштаке») и «Шри Упадешамриту» Шри Рупы Госвами («Нектар наставлений»), как советует Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
A. Введение: Какое-либо предложение Божествам, особенно блюда из зерна, награждает вечными, неубывающими результатами (акшая-пхалам); поклоняясь Шри Кришне в месяц картика, человек достигает Голоки Вриндаваны; тот, кто поклоняется Божеству Радхики, доставляет огромное удовольствие Господу Дамодаре («Хари-бхакти-виласа»,197).
Б. 1. Поднимайтесь в Брахма-мухурту и посещайте мангала-арати – достигнете духовного мира.
2. Предлагайте благовония, лампаду с гхи, цветы (малати, лотос, роза, жасмин, лилия) и светильник с камфорой три раза в день.
3. Ежедневно предлагайте лампаду с гхи Радха-Дамодаре (любым Божествам Радха-Кришны или Их изображениям). Просто предлагая лампаду с гхи Шри Кришне, человек достигает совершенства и возвращается к Нему.
4. Пойте Дамодараштаку, размышляя над её смыслом. Ее пение очаровывает самого Шри Дамодару (Х.-б.-в., 16.95 – 96). Это вечно совершенная молитва, явившая себя посредством Шри Сатьявраты Муни, и она привлекает Шри Дамодару-Кришну.
5. Повторяйте больше предписанных кругов на четках, воспевайте больше в киртане. Так, сосредоточившись на святых именах, постоянно помните о Всевышнем Господе Хари.
6. Ежедневно слушайте «Шримад-Бхагаватам» и другие писания в обществе преданных (см. раздел Хари-катха). Отвлекающее от слушания, следует оставить, чтобы слушать священные писания от садху в течение этого особого месяца.
7. Постоянно поддерживайте огонь в светильнике с топленым или сезамовым маслом перед Божествами и/или Туласи – достигнете духовного мира.
9. Каждый день обходите храм четыре раза, читая молитвы, – каждый шаг обхода даст вам благо жертвоприношения коня.
10. Предлагайте воду и прасад предкам.
11. Предлагайте светильник с камфорой и маслом агуру, особенно в экадаши – и вы не родитесь вновь в этом мире.
12. Предлагайте гирлянды из свежих цветов (роз или лотосов) и сандаловую пасту.
13. Предлагайте новую одежду.
14. Предложите Кришне 100000 листьев туласи.
15. Ежедневно проводите арати Шри Туласи-деви и предлагайте ей благовония, лампаду (ей приятнее, если эта лампада предложена Шри Шри Радха-Кришне), а также цветы, и молитесь ей о том, чтобы вечно жить в Шри Вриндаван-дхаме и совершать служение лотосным стопам Шри Шри Радха-Говинды. Поливайте и обходите Шри Туласи (4 раза).
16. Зажигайте кому-то другому лампаду для предложения Кришне – достигнете безграничных результатов и не увидите Ямараджи.
17. С энтузиазмом танцуйте, пойте, играйте на музыкальных инструментах и читайте молитвы перед Божеством – достигнете духовного мира вместе с вашими предками.
18. Повторяйте Гаятри 108 раз, сидя перед Божествами.
В. Благотворительность. Чтобы угодить Господу Дамодаре, пожертвуйте золотые или серебряные лампады с гхи, драгоценности или жемчуг; жертвуйте брахманам семена кунжута, обувь, одежду, золото, коров, топленое масло, зонтик, мед и т.д..
1. Соблюдайте целибат и спите на полу в месяц картика – освободитесь от всех последствий грехов.
2. Вставайте в Брахма-мухурту – отправитесь в духовный мир.
3. Омывайтесь на рассвете (6-8 часов утра) в священной реке или водоеме; омывайтесь в тишине; брахмачари перед омовением посыпают голову землей, в которой растет туласи; грихастхи используют семена кунжута; мантра перед омовением: картике ‘хам каришьями, пратах снанам джанардана / притьяртхам тава девеша, дамодара майя саха – «O, Радха-Дамодара! В месяц картика каждый день на рассвете я омываюсь для вашего удовольствия».
4. Ежедневно предлагайте 108 поклонов.
5. Ежедневно кормите коров зеленой травой.
6. Никого не критикуйте, не ищите недостатков и не испытывайте неприязни к кому-либо; всегда видьте хорошее в других.
7. Не стрегите ногти или волосы. (Пуджари держат ногти короткими).
8. Не умащивайте маслом тело или волосы.
9. Регулярно служите вайшнавам.
10. Омываясь, предлагайте тарпану (подношение воды) предкам.
11. Все обеты, соблюдаемые в картику, соблюдайте и в месяц магха следующего года.
Краткое изложение картика-враты.
Действия: соблюдать целибат и спать на полу; вставать в 4 часа утра; посещать мангала-арати и играть на музыкальных инструментах; читать и слушать «Шримад-Бхагаватам» от преданных; омываться на рассвете в священной реке; ежедневно обсуждать игры Радхи и Кришны во Вриндаване; больше повторять святых имен и участвовать в киртане; ежедневно предлагать Божествам лотосы и/или розы и вкусную, приготовленную на огне, пищу; ежедневно предлагать лампады с гхи изображениям или Божествам Радхи и Кришны, петь Дамодараштаку, ежедневно обходить храм; ежедневно проводить туласи-арати; кормить коров зеленой травой; есть один раз в день после полудня.
Особые обеты в картику, дарующие освобождение: ночное бдение в экадаши, омовение на рассвете, предложение лампадок Радхе и Кришне, воспевание Дамодараштаки, завершение благого дела (постройки храма, школы, гошалы, рытья колодца и т.д.)
A. Введение. Ешьте один раз в день в тишине – станете сильным, мужественным и известным; предлагайте воду и прасад предкам – дает вечные результаты; почитайте махапрасад Кришны – достигнете освобождения; ежедневно ешьте из листьевых тарелок— исполнятся все желания и обретете результаты посещения всех святых мест; ешьте с листьев палаша – исполнятся все желания, освободитесь от всех грехов и получите освобождение; избегайте пищи, приготовленной другими – достигнете полного совершенства в исполнении картика-враты и вернетесь к Кришне.
Б. Продукты, которых следует избегать: урад дал, раджма (фасоль), лауки, пиклс, помидоры, баклажаны, асафетида, тмин (джира), морская и черная соль, редис, парвал, горох, горчичное масло, красная фасоль, кукуруза, неочищенный пальмовый сахар (гур), листовые овощи (все), жареное, стебель лотоса, амалаки (включая Чьяванпраш), бел (также Мураббу), большие лимоны, плоды бадри, морковь, огурцы, кокосы, датри, зеленые манго, мед, тамаринд (имли), джекфрут, любимые фрукты, листья нима, дал масур, плоды семейства тыквенных, семена кунжута, арбузы, вкусные блюда, любимые блюда, магазинную пищу, приготовленную на огне, подгоревшую или старую пищу, остатки пищи кого-либо за исключением вайшнавов, излишнюю пищу, пищу, раздаваемую большому количеству людей (бхандара).
В. Продукты, которые можно есть. (Есть один раз в день, лучше после полудня).
Пшеница, рис, картофель, сладкий картофель, арби, зеленая папайя, зеленые бананы, кашипхал, карела, каменная соль (экадашная), имбирь, черный перец, куркума домашнего помола, сырые орехи, мунг дал, чана дал (не в дашами и двадаши).
Поклонение в особые дни.
Специальные пожертвования в последний день враты
– Если ели только раз в день – накормите брахманов.
– Если ели только фрукты – пожертвуйте рис лучшего качества.
– Если не ели масло – пожертвуйте топленое масло.
– Если не ели мед – пожертвуйте сахар мишри и сладкий рис, смешанный с гхи.
– Если не стриглись – пожертвуйте зеркало.
Бхишма-панчака
Последние 5 дней Картики традиционно называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в Бхишма-панчаку ради удовлетворения Господа человеку по возможности следует соблюдать пост на определенные виды пищи. Хотя этот пост не является обязательным, Кришна даволен тем, кто соблюдает эту аскезу как способ удовлетворить Его. «Падма-пурана» говорит о том, что благодаря такой аскезе можно удовлетворить Господа и совершить духовный прогресс. Если вы не соблюдали пост в чатурмасью, то, соблюдя пост в Бхишма-панчаку, вы получите все благо от соблюдения поста чатурмасьи. Необходимо следовать обету брахмачарьи во время Бхишма-панчаки. Также рекомендуется в эти дни читать больше святых имен.
В этом году Бхишма-панчака продолжается с 11 по 14 ноября 2016 года. Пост прерывается 14 ноября (последний день картики и чатурмасьи – чатурдаши) в 17:44, с восходом луны (по алматинскому времени)
Есть три уровня строгого соблюдения этого поста.
1) Первый уровень (самый высокий) – на панча-гавье (в каждый из 5 дней принимать только один из 5 продуктов, которые получают от коровы).
1 день – навоз, 2 день – моча, 3 день – гхи, 4 день – йогурт, 5 день – молоко. В этот день прервать пост панча-гавьей и сладким рисом.
Но обычно этот пост длится только 4 дня, поэтому ниже приведены правила соблюдения этого поста на протяжении 4 дней.
Первый день – Уттхана-экадаши. До восхода солнца съешьте немного коровьего навоза (го-майя), Это должен быть навоз от молодой нерожавшей телочки, не касавшийся земли. Затем держите нирджала-экадаши.
Второй день – двадаши. После восхода солнца прервать пост водой с листиком туласи во время прерывания экадаши (время прерывания см. в вайшнавском календаре). Затем выпейте коровью мочу (го-мутра),от молодой нерожавшей телочки, не касавшуюся земли. В течение дня пейте воды столько, сколько нужно. После заката съешьте экадашный прасад.
Третий день – трайодаши. После восхода солнца и до 7.30 утра съешьте гхи. Затем после 12.00 съешьте коровий йогурт (дадхи) (сколько хотите). В течение дня пейте воды столько, сколько нужно. После заката съешьте экадашный прасад.
Четвертый день – чатурдаши. После восхода солнца выпейте коровьего молока (кшира) (сколько хотите). В этот день нужно прервать пост. Благоприятное время для прерывания 12.30 до 14.00
Прерывание поста (см. раздел «Прерывание враты»). Раздайте пожертвования брахманам, накормите их сладким рисом. Съешьте панча-гавью. Это смесь всех продуктов коровы: навоза, мочи, гхи, йогурта и молока. После этого съешьте сладкий рис и примите зерновой пир.
Если вы не можете следовать этому посту, можно принять второй уровень поста.
В Маяпуре преданные вместе с Е.С. Джаяпатакой Свами каждый год соблюдают именно этот пост.
2) Второй уровень – на кореньях, фруктах, орехах. (Все отварное или сырое, не жареное, можно с каменной солью (не морская и не черная), без какого бы то ни было масла или гхи). Обычный набор «корешков» и «вершков» в этот пост следующий:
— вареный картофель (обычный и сладкий), сакалу (сладкая сырая картошка, вкусом напоминает репу), арахис (вареный), изюм с фисташками, апельсины (сладкие), яблоки, груши, финики, манго, бананы. Из специй – корень имбиря и куркумы (не порошок, т.к. в нем рисовая мука). Такой пост в Маяпуре скорее напоминает пир, не правда ли? (Морковка или свекла, хотя это тоже «корешки», не рекомендуются. Нельзя употреблять и то, в чем много косточек (огурцы, гранаты, папайу, арбузы, дыни, гуаву).
Подавая пример того, как следовать этому посту, Е.С. Джаяпатака Свами в качестве Бхишма-панчака враты пил лишь фруктовые соки.
Если вы не можете следовать этому посту, примите третий уровень поста.
3) Третий уровень – на хавишье (разновидность кичри: рис и мунг дал (любой).
(Соль только каменная (не морская и не черная) без специй, без масла какого бы то ни было вида, но можно после окончания готовки добавить гхи). По желанию в нее можно также добавить молоко, определенные виды шака наподобие шпината; другие немногочисленные ингридиенты мы не упоминаем, поскольку о них в России никто даже не знает. Хавишья должна быть приготовлена за один раз, мунг-дал и рис кладут вместе. Когда вы снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной. Больше ее доваривать нельзя. Незамужние гопи принимали хавишью, когда молились богине Катьяяни.
Выберите тот уровень поста из трех, который более удобен для вас. Этот пост не должен мешать вашей садхане и обычному преданному служению. Время приема прасада и количество – обычные для вас.
Источники: «Падма-пурана», Брахма-кханда, гл. 23; «Сканда-пурана», Вишну-кханда, Картика махатмья. гл. 32; Гаруда-пурана, Пурва-кханда, гл. 123
Посты Бхишма-панчака-враты, картика-враты и чатурмасьи прерываются одновременно (см. раздел «Прерывание враты»).
В дни Бхишма-панчаки нужно также каждый день принимать омовение в Ганге (матери Бхашмадевы) или другой святой реке и затем поклоняться в ней махаджану Бхишмадеве следующими образом. (Если вы не живете возле Ганги или другой святой реки, то можно просто повторять «Ганга», «Ганга», когда вы принимаете омовение, и проделывать это поклонение в уме).
Вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается ниже приведенной мантрой и затем выливается в Гангу через правую сторону (между большим и указательным пальцами правой руки) все также сложенных ладоней. Ганга передает деду Бхишме это подношение воды. Предложение делается 3 раза.
ом вайягхра падья готрая / самкрити праварая ча
апутрая дадамьетат / шалилам бхишмавармане
Далее вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается ниже приведенной мантрой и затем выливается в Гангу с кончиков пальцев все также сложенных ладоней. Предложение делается 3 раза
васунамаватарая / шантаноратмаджая ча
аргхьям дадами бхишмая / аджанма брахмачарине
Затем со сложенными ладонями, произносим следующую пранаму Бхишмадеве.
ом бхишмах шантанаво бирах / сатьявади джитендриях
абхирадбхиравапнату / путрапаутрочитам криям
В соответствии с «Гаруда-пурана» во время этой враты также предписано совершать различные виды поклонения Господу, которые перечислены ниже. Вот те подношения, которые рекомендуется предлагать Господу во время Бхишма-панчаки.
В первый день следует предлагать падму (лотос) стопам Господа.
На второй день следует предлагать листья билвы бедрам Господа. (Поскольку
дерево билва (бел) родилось из сердца Лакшми, оно очень дорого Господу Вишну, поэтому оно также очень дорого и Господу Шиве. Каждый лист состоит из 3 вытянутых частей и такое их соединение напоминает по форме тризубец Шивы; Без этих листьев поклонение Шиве считается неполным).
На третий день следует предлагать гандху (благовония – нечетное количество) пупу Господа.
На четвертый день следует предлагать цветок джава плечам Господа.
На пятый день следует предлагать цветы малати голове Господа.
Если у вас нет всех этих цветов и листьв, то можно предлагать их Господу в уме.
А если вы никогда не видели джавы, малати, лотоса и даже билвы, то можете заменить их вашими любимыми цветами (а билву – туласи) и с любовью предлагать Господу, но уже наяву :)) Привлеките милостивое внимание Господа, произнося следующее: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими мою любовь с этим цветком (благовонием)». Помолитесь о чем-то сокровенном. Главное делать это с любовью.
Счастливой вам Картики!
Картики-деви Шримати Радхарани ки джая! Шри Шри Радха-Дамодара ки джая! Шрила Прабхупада ки джая! Нитай-гаура-премананде хари-харибол!