метафизический уровень что это
Метафизика — это сложный в понимании раздел философии
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если обратиться к толковым словарям, информация относительно термина «метафизика» поражает своим обилием.
Насчитывается несколько десятков его трактований (от чего-то мистического, до полного отождествления метафизики с философией вообще).
Но в первую очередь, метафизика – это наследие древнегреческой философской мысли, которое переосмысливалось мыслителями вплоть до нашего времени.
Метафизика Аристотеля — что это такое
Философия, как наука ведет свой отсчет со времен античности. За этот срок в ее недрах было сформировано более трех десятков крупных школ.
Учением, восходящим к периоду существования Древней Греции, является метафизика. Если говорить кратко, то это учение можно охарактеризовать так:
Понимаете, за решение каких проблем берется этот раздел философии? Чуть ниже приведено отличное видео, дающее пояснение термину, и там то что изучает метафизика обозначили как «кукловода». То есть все, что мы видим и способные осознать (то, что изучает наука) — это лишь результат действий этого кукловода.
Первоначально метафизика была лишь наименованием сборника трактатов известного античного мыслителя Аристотеля.
Такое наименование он получил не от самого автора. В I веке древнегреческий философ Андроник Родосский решил издать труды Аристотеля. В отдельный сборник он поместил тексты, посвященные первопричинам бытия, материальных субстанций и Божественных явлений.
В общем перечне трактатов указанный сборник шел следом за аристотелевской «физикой». Поэтому далее труд стали именовать «Meta ta physika», что в переводе с латыни означает – книга, идущая следом за физикой.
Есть еще одна версия происхождения термина. Словарь древнегреческого языка определяет слово «meta», как то, что находится по другую сторону.
Тогда метафизика Аристотеля – это определение всего, что не входит в компетенцию физики, т.е. все, находящееся вне научного познания мира. Данное значение закрепилось за понятием в течение последующих веков.
Аристотель был не первым, кто задумывался о метафизической природе. Его учитель Платон указывал в своих трудах, что окружающая реальность – единое целое. Еще одним античным ученым, рассуждавшим о метафизике, был Эпикур. Он в рассуждениях проводил границу между восприятием мысленным и чувственным.
Впервые метафизика, как научный термин был использован в V веке последователем Платона – Симплицием. Он так обозначил естественную философскую науку.
Проблема метафизики в истории философии
Метафизика в философии – это учение. Осмыслить его пытались выдающиеся умы. Обратимся к «Критике чистого разума» Канта.
Он указывает, что человечество призвано решать внутренние вопросы, навязанные самой природой. В их осмыслении разуму противоречит опыт. Эти споры он именовал метафизикой.
Для Канта, кроме окружающего сущего мира присутствовал второй, не осмысленный человечеством. Эту идею далее развивали сторонники позитивизма, которые пошли дальше, заявляя, что не оставят места для мира метафизического.
В противовес им материалисты утверждали, что ряд категорий, которые используются позитивистами для рассуждений, даже не содержатся в мире материальном. Споры эти продолжались на протяжении XVIII века.
С критикой Канта выступал Гегель, для которого метафизикой являлся процесс постижения бесконечного с помощью ограниченного разума и считал, что она придает противоположностям чувство разобщенности.
В противовес Гегель выдвигал идею существования диалектики (не менее сложного понятия).
В XIX веке критикой метафизики занимался Ницше. Но уже в XX веке известный современный философ Мартин Хайдеггер указал, что именно произведения Ницше можно считать образчиком западной метафизики, т.к. по его утверждению, она сопутствует всякой деятельности, связанной с использованием речи.
Метафизика — это раздел философии
Метафизика – это, простыми словами, раздел философии, для которого характерны следующие идеи:
При анализе философских трудов обнаруживается разница в подходах к понятию метафизики. Субъективное восприятие при обсуждении выходит у ученых на первый план. Двойственность в восприятии метафизики для большинства связана с философской системой.
Метод метафизического исследования остается по сравнению с ней второстепенным, хотя именно он предоставляет целостность восприятия изучаемого предмета. Т.е. он открывает причинно-следственную связь.
Понять, что такое метафизика без серьезного изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подходов к определению.
Изначально это – первофилософия, выступившая впоследствии против диалектики. Суть ее сводится к наличию сверхчуственного, что лежит за пределами реального физического мира, осмысление реальности напрямую зависит от степени духовности человека.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Сейчас это полумифическое научное направление становится все более популярным. Наверняка это связано с тем, что у людей много свободного времени.
Многие согласятся, что наша вселенная имеет не только физическую сторону. Потому, метафизика — очень интересная и несправедливо недооцененная наука.
Это происходит из-за того, что философы прошлого пытались заниматься указанным ответвлением знаний, но вносили только больше путаницы. По сути, они возводили громоздкие словесные конструкции, не имеющие под собой никакого смысла.
Очень сложный, многогранный термин. Я всегда думала, что это синоним слова «магия».
Так это наука или лженаука? Сейчас все так перепуталось, что уже толком не поймешь, где что.
Изучение метафизики неплохо расширяет горизонты и эрудицию в целом. Следовало бы уделять этой науке больше времени.
Все старые философские учения — ужасно пессимистичные. Вот современные, более близкие к науке взгляды — это другое дело!
Михаил, сейчас сложно разобраться, где наука, а где лженаука, вон в США уже математику хотят сделать расово правильной.
Что такое метафизика, или что общего у сплетни с постижением мироустройства
Варламова Дарья
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — как марксисты боролись с метафизикой, является ли бытие неизменным и как удачное оформление издания может дать жизнь новому термину.
Иосиф Бродский, по свидетельству Довлатова, любил сплетни и метафизику, утверждая, что это, в принципе, одно и то же. Многие из нас не прочь порассуждать о метафизических проблемах, но не всегда могут конкретно сформулировать, что, собственно, такое метафизика. Согласно толковому словарю, это понятие вполне можно использовать и в значении «что-либо непонятное, заумное, чересчур отвлеченное, умозрительное». Но тем, кто хочет глубже понимать и использовать этот термин, стоит вспомнить его этимологию и ту роль, которую он сыграл в развитии философии.
Термин «метафизика» в переводе с греческого означает «после физики» и появился случайно: в солидном издании работ Аристотеля, подготовленном философом Андроником Родосским, тома, посвященные первопричинам всего сущего, были расположены после томов, посвященных физике. При этом сам автор ни разу не использовал это понятие в своих текстах. Но случайное совпадение оказалось более чем удачным, и метафизикой решили считать науку, изучающую то, что лежит за пределами физических явлений, в их основе. Например, в работах Аристотеля метафизика связана с концепцией вселенского Ума, а у его учителя Платона (естественно, еще не знавшего сам термин — что не мешало ему задаваться метафизическими вопросами) — с миром идей.
В Средние века понятие стало обозначать учение о началах всего сущего — неизменных и недоступных чувственному опыту. Изучать метафизику — значит пытаться прояснить фундаментальные понятия, с помощью которых люди познают мир — существование, объекты и их свойства, пространство и время, причина, следствие и вероятность. Эти понятия признаются исходно существующими и неизменными. Метафизика занимается вопросами соотношения материи и духа, изучает природу и деятельность сознания, ставит вопросы предопределенности бытия и свободы воли.
Изучать метафизику — значит пытаться прояснить фундаментальные понятия, с помощью которых люди познают мир — существование, объекты и их свойства, пространство и время, причина, следствие и вероятность
Впрочем, акценты в метафизическом познании расставлялись по-разному в зависимости от эпохи. Немецкий философ Мартин Хайдеггер выделил три этапа развития этой области знания, которые были основаны на трех разных способах понимания сущего. В античную эпоху сущее воспринималось просто как данность. В Средневековье — как объект творения: основные вопросы метафизики крутились вокруг божественного источника бытия. И, наконец, в новоевропейскую эру сущее стало пониматься как объект, определяемый через сознание субъекта, «Я», личности.
В XVII веке Рене Декарт со своим «мыслю, следовательно, существую» произвел переворот в традиционной метафизике: на первый план впервые выступило сознание субъекта, а не внешний мир, и именно сознание стало новым основанием философии. Рационализм эпохи Просвещения вообще поставил под сомнение важность метафизики: в частности, шотландский мыслитель Юм пришел к выводу, что все истинное знание включает либо математическое правило, либо неоспоримый факт, и поэтому метафизика бесполезна. «Она содержит какое-либо абстрактное знание, затрагивающее качество или количество? Нет. Содержит ли она какое-то экспериментальное умозаключение, содержащее неоспоримые факты? Нет. Тогда отправьте ее в огонь: она не может содержать ничего, кроме софистики и иллюзий», — объяснял философ.
В 1781 году Иммануил Кант опубликовал свою «Критику чистого разума» — и, соглашаясь с Юмом в отрицании многого из предшествующей метафизики, все же признал существование синтетического априорного понятия или суждения, включающего неоспоримые факты, но независимого от опыта. Такие понятия Кант называл трансцендентальными. К ним, например, относятся пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. Кроме того, Кант считал, что в метафизике существуют три ключевых понятия, которым соответствуют три научные дисциплины: человеческое Я, мир и Бог. Их исследованием занимаются психология, космология и теология. Позднее теология стала отдельной областью знания, и в составе метафизики остались онтология (раздел философии, изучающий общие принципы бытия), космология и философия сознания, занимающаяся природой сознания и его связью с реальностью.
В XIX веке Гегель противопоставил метафизике диалектику — способ теоретического мышления, основанный на попытке осмыслить всю внутреннюю противоречивость бытия, а не рассматривать вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения», — заявил философ. После «смерти Бога», сформулированной Ницше, позиции метафизики еще больше пошатнулись. По мнению «первого европейского нигилиста», она стала лишь мишурой, маскирующей фундаментальное разрушение основ прежней жизни и необратимые изменения в мировоззрении, — и эту мишуру необходимо отбросить, чтобы выйти на новый уровень познания мира. Но, что иронично, Хайдеггер, будучи одним из учеников Ницше, впоследствии расценил творчество философа как вершину западной метафизики.
Марксисты взяли на вооружение гегелевскую диалектику — и объявили, что бытие определяет сознание, признав метафизику ложью, пережитком прошлого и идеологией эксплуататорского класса. В необходимости этого раздела философии усомнились и сторонники логического позитивизма — они верили в то, что фактическое утверждение имеет вес, только если его можно свести к чувственному восприятию, которое можно как-либо подтвердить. Если же этого сделать нельзя, такое утверждение бессмысленно. Кроме того, позитивисты вообще не считали, что философия должна заниматься постижением логики мироздания — по их мнению, ее роль должна сводиться к анализу смысла слов.
И после всевозможных ревизий и интерпретаций, метафизика до сих пор не исчезла из нашей жизни, продолжая пересекаться не только с философией, но и с физикой. В частности, приведением квантовой теории и метафизических идей к общему знаменателю занимается квантовый мистицизм. Считаясь псевдонаукой, он, тем не менее, влиял на умы физиков — в том числе и всем известного Эрвина Шредингера, который пытался сформулировать собственное мировоззрение, связав научные теории и восточную философию.
Неправильно «Турист рассказал про свой метафизический опыт — встречу с привидением». Правильно: «мистический опыт».
Правильно «Мой десятилетний сын уже интересуется метафизикой — недавно спросил, что важнее, душа или тело».
Правильно «Ему не до метафизики — думает, как бы свести концы с концами».
Значение слова «метафизический»
1. Основанный на метафизике (в 1 знач.). Метафизический метод. Метафизический материализм.
2. Прил. к метафизика (во 2 знач.). [Набатов] никогда не думал о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни. Л. Толстой, Воскресение.
3. перен. Отвлеченный, умозрительный, малопонятный. Он не любил ни в чем отвлеченности и был всегда врагом всякой мечтательности и темных, метафизических, трудных для понимания мыслей и выражений. С. Аксаков, Биография М. Н. Загоскина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МЕТАФИЗИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое (книжн.). 1. Прил. к метафизика и к метафизик. Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности вещей» и т. п. не есть материализм, а есть метафизический, т.-е. антидиалектический материализм. Лнн. Метафизическое учение. Метафизическая система. 2. В идеалистической философии — сверхопытный, сверхчувственный (филос.). Метафизические основы бытия. 3. (в качестве кратк. форм употр. метафизичен, чна, чно) перен. Отвлеченно-беспочвенный, не основанный на опыте (неодобрит.). Метафизические бредни.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
метафизи́ческий
1. филос. относящийся к метафизике, основанный на метафизике ◆ У нас ещё нет ни словесности, ни книг, все наши знания, все наши понятия с младенчества почерпнули мы в книгах иностранных, мы привыкли мыслить на чужом языке; просвещение века требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но учёность, политика и философия ещё по-русски не изъяснялись — метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так ещё мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных; и леность наша охотнее выражается на языке чужом, коего механические формы уже давно готовы и всем известны. А. С. Пушкин, «Записные книжки», 1815–1836 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В религиозном отношении он был также типичным крестьянином: никогда не думал о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: теплиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Традиции по регионам
Метафизика изучает вопросы, связанные с тем, что должно существовать и какие существуют типы существования. Метафизика пытается абстрактно и полностью ответить на вопросы:
СОДЕРЖАНИЕ
Гносеологическая основа
Центральные вопросы
Онтология (бытие)
Идентичность и изменение
Несколько древних греков заняли крайнюю позицию в отношении природы изменений. Парменид полностью отрицал изменение, в то время как Гераклит утверждал, что изменение было повсеместным: «Ни один человек никогда не ступит в одну и ту же реку дважды».
Формально в нем говорится
Пространство и время
Объекты кажутся нам в пространстве и времени, в то время как абстрактные сущности, такие как классы, свойства и отношения, нет. Каким образом пространство и время служат основой для объектов? Являются ли сами пространство и время сущностями какой-либо формы? Должны ли они существовать раньше объектов? Как именно их можно определить? Как время связано с изменениями; должно ли всегда что-то меняться, чтобы время существовало?
Причинно-следственная связь
Причинность обычно требуется в качестве основы философии науки, если наука стремится понять причины и следствия и сделать прогнозы относительно них.
Необходимость и возможность
Периферийные вопросы
Метафизическая космология и космогония
Космогония имеет дело конкретно с происхождением Вселенной. Современная метафизическая космология и космогония пытаются ответить на такие вопросы, как:
Разум и материя
Детерминизм и свобода воли
Природные и социальные виды
Число
Прикладная метафизика
Хотя метафизика как философское предприятие в высшей степени гипотетично, она также имеет практическое применение в большинстве других областей философии, науки, а теперь и в информационных технологиях. Такие области обычно предполагают некоторую базовую онтологию (такую как система объектов, свойств, классов и пространства-времени), а также другие метафизические позиции по таким темам, как причинность и действие, а затем строят на них свои собственные частные теории.
Отношение к другим дисциплинам
Наука
В области химии Гилберт Ньютон Льюис обращался к природе движения, утверждая, что нельзя говорить об электроне, который движется, если он не обладает ни одним из свойств движения.
Кэтрин Хоули отмечает, что метафизика даже широко признанной научной теории может быть подвергнута сомнению, если можно будет утверждать, что метафизические предпосылки теории не вносят вклад в ее предсказательный успех.
Богословие
Существует связь между теологическими доктринами и философскими размышлениями в философии религии (например, христианской философии ), философские размышления строго рациональны. При таком видении двух дисциплин, если хотя бы одна из предпосылок аргумента вытекает из откровения, аргумент попадает в область теологии; в противном случае он попадает в сферу философии.
Отказ от метафизики
Если взять в руки какой-нибудь том [книгу]; о богословии или школьной метафизике, например; позвольте нам спросить, содержит ли он какое-либо абстрактное рассуждение относительно количества или числа? Нет. Содержит ли он какие-либо экспериментальные рассуждения относительно фактов и существования? Нет. Тогда предай его огню: он не может содержать ничего, кроме софистики и иллюзий.
Этимология
Однако после того, как название было дано, комментаторы попытались найти другие причины его уместности. Например, Фома Аквинский понимал это как относящийся к хронологическому или педагогическому порядку наших философских исследований, так что «метафизические науки» будут означать «те, которые мы изучаем после того, как овладели науками, имеющими дело с физическим миром».
История и школы метафизики
Предыстория
Бронзовый век
Досократическая Греция
Демокрит и его учитель Левкипп известны тем, что сформулировали атомную теорию космоса. Их считают предшественниками научного метода.
Классический Китай
Классическая Греция
Сократ и Платон
Сократ известен своим диалектическим или вопрошающим подходом к философии, а не позитивной метафизической доктриной.
Его ученик Платон известен своей теорией форм (которую он вкладывает в уста Сократа в своих диалогах). Платонический реализм (также рассматриваемый как форма идеализма) считается решением проблемы универсалий ; то есть, что общего у конкретных объектов, так это то, что они разделяют определенную Форму, которая универсальна для всех других их соответствующего вида.
Теория имеет ряд других аспектов:
Аристотель
Классическая Индия
Подробнее об индийской философии: индуистская философия
Санкхья
Веданта
Буддийская метафизика
Исламская метафизика
Основные идеи суфийской метафизики окружали концепцию weḥdah (وحدة), что означает «единство», или по-арабски توحيد tawhid. ваḥдат аль-вуджуд буквально означает «Единство существования» или «Единство бытия». Это словосочетание было переведено как « пантеизм ». Вуджуд (то есть существование или присутствие) здесь относится к вуджуду Аллаха (сравните тавхид). С другой стороны, waḥdat ash-shuhūd, что означает «Апартизм» или «Единобожие Свидетеля», утверждает, что Бог и его творение полностью отделены.
Схоластика и средневековье
Подробнее о средневековой философии и метафизике: средневековая философия
Континентальный рационализм
В период раннего Нового времени (17-18 века) системообразующая сфера философии часто связана с рационалистическим методом философии, то есть техникой вывода природы мира с помощью чистого разума. Использовались схоластические концепции субстанции и акциденции.
Вольф
Британский эмпиризм
Иммануил Кант предпринял грандиозный синтез и пересмотр уже упомянутых тенденций: схоластической философии, систематической метафизики и скептического эмпиризма, не говоря уже о растущей науке того времени. Как и разработчики систем, у него была общая структура, в которой должны были решаться все вопросы. Подобно Юму, который, как известно, разбудил его от «догматического сна», он с подозрением относился к метафизическим спекуляциям, а также уделял большое внимание ограниченности человеческого разума. Кант описал свой сдвиг в метафизике от заявлений об объективном ноуменальном мире к исследованию субъективного феноменального мира как Коперниканскую революцию по аналогии (хотя и противоположную по направлению) переходу Коперника от человека (субъекта) к Солнцу. (объект) в центре вселенной.
Поздняя современная философия
Ранняя аналитическая философия и позитивизм
В период, когда в философии господствовал идеализм, наука добивалась больших успехов. Прибытие нового поколения философов с научным складом ума привело к резкому снижению популярности идеализма в 20-е годы прошлого века.
Континентальная философия
Движение спекулятивного реализма знаменует собой возврат к полнокровному реализму.
Метафизика процесса
В широком смысле метафизика процессов стара, как западная философия, с такими фигурами, как Гераклит, Плотин, Дунс Скот, Лейбниц, Давид Юм, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг, Густав Теодор Фехнер, Фридрих Адольф Тренделенбург, Чарльз Ренувье, Карл Маркс, Эрнст Мах, Фридрих Вильгельм Ницше, Эмиль Бутру, Анри Бергсон, Самуэль Александр и Николас Бердяев. По-видимому, остается открытым вопрос, следует ли включать таких крупных «континентальных» фигур, как покойный Мартин Хайдеггер, Морис Мерло-Понти, Жиль Делёз, Мишель Фуко или Жак Деррида.
В строгом смысле метафизика процесса может быть ограничена работами нескольких отцов-основателей: Г.В.Ф. Гегеля, Чарльза Сандерса Пирса, Уильяма Джеймса, Анри Бергсона, А.Н. Уайтхеда и Джона Дьюи. С европейской точки зрения было очень значительное влияние раннего Уайтхеда на работы выдающихся ученых, таких как Эмиль Мейерсон (1859–1933), Луи Кутюрат (1868–1914), Жан Валь (1888–1974), Робин Джордж Коллингвуд ( 1889–1943), Филипп Дево (1902–1979), Ханс Йонас (1903–1993), Дороти М. Эммет (1904–2000), Морис Мерло Понти (1908–1961), Энцо Пачи (1911–1976), Чарли Данбар Броуд (1887–1971), Вулф Мейс (1912–2005), Илья Пригожин (1917–2003), Жюль Вюйлемен (1920–2001), Жан Ладриер (1921–2007), Жиль Делез (1925–1995), Вольфхарт Панненберг ( 1928–2014) и Райнер Виль (1929–2010).
Современная аналитическая философия
В то время как ранняя аналитическая философия имела тенденцию отвергать метафизическое теоретизирование под влиянием логического позитивизма, оно возродилось во второй половине двадцатого века. Такие философы, как Дэвид К. Льюис и Дэвид Армстронг, разработали сложные теории по ряду тем, таких как универсалии, причинность, возможность и необходимость и абстрактные объекты. Однако в центре внимания аналитической философии обычно находится не построение всеобъемлющих систем, а тщательный анализ индивидуальных идей.
Аналитическая точка зрения состоит в том, что метафизика изучает феноменальные человеческие концепции, а не делает заявления о ноуменальном мире, поэтому ее стиль часто размывается в философии языка и интроспективной психологии. По сравнению с построением системы это может показаться очень сухим, стилистически похожим на компьютерное программирование, математику или даже бухгалтерский учет (поскольку общая заявленная цель состоит в том, чтобы «учесть» сущности в мире).