метафорические картины что это
6 направлений бизнеса на метафорических ассоциативных картах
Даже если вы весьма далеки от частной психологической практики и проведения тренингов или не обладаете необходимым стартовым капиталом, то вы можете построить свой бизнес, связанный с психологией. На помощь придут метафорические карты.
Метафорические ассоциативные карты появились в 80-х годах прошлого века, но наибольшую популярность они приобрели лишь сейчас. Впрочем, эти стимульные материалы имеют огромный потенциал для индивидуальной работы, работы с психологом или в рамках тренинга. Соответственно, бизнес, связанный с проективными картами, является перспективным, ведь конкуренция в этом сегменте практически отсутствует, а спрос велик.
Что такое метафорические карты
Для начала разберемся в том, что из себя представляют метафорические ассоциативные карты и в каких сферах они применяются.
Чисто внешне традиционные метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок с изображением различных людей, пейзажей, животных, предметов, жизненных ситуаций или просто абстракций.
Но за внешней составляющей скрываются большие возможности. Эти карты, которые также называют проективными или терапевтическими, позволяют человеку лучше узнать себя, решить насущные проблемы и найти необходимые ресурсные состояния. Сфера применения метафорических ассоциативных карт довольно широка. Они используются психологами и психотерапевтами в индивидуальной работе, помогая создать атмосферу доверия и безопасности, а также многими другими специалистами, работающими с людьми и не имеющими психологического образования.
Принцип действия метафорических карт основывается на механизме проекции. Все люди воспринимают то, что происходит с ними, через определенные впечатления и ассоциации, вызванные их предыдущим опытом. Использование специального стимульного материала позволяет получить необходимое количество объективной и, главное, достоверной информации с целью ее дальнейшего использования для решения психологических проблем клиента.
Простыми словами, наш опыт диктует нам смысл изображений, а специалист по работе с метафорическими картами может легко истолковать сказанное клиентом.
Метафорические карты – удобный инструмент для работы с травмами, так как они создают безопасную обстановку, позволяя разговаривать на болезненные темы с помощью метафор. Они помогают управлять стрессом и находить верные решения в стрессовой ситуации, снимают значимость и позволяют взглянуть на проблему отвлеченно, со стороны. Метафорические ассоциативные карты – это прекрасный диагностический материал для оценки персонала и стимульный материал для проведения различных тренингов. Наконец, они могут использоваться для проведения увлекательных психологических игр в дружеской компании.
Варианты бизнеса на метафорических картах
Построить успешный бизнес на проективных картах возможно даже в том случае, если вы весьма далеки от частной психологической практики и проведения тренингов или не обладаете необходимым стартовым капиталом. Заработать можно также на продаже карт целевой аудитории и обучении работе с ними. Метафорические ассоциативные карты – уникальный стимульный материал, который значительно облегчает работу психолога. По стоимости они вполне сравнимы с другими материалами, которые используют специалисты в своей работе (например, для арт- терапии, песочной терапии и т. д.).
1. Индивидуальное консультирование с классическими МАК
2. Групповая работа с классическими МАК
4. Индивидуальные и групповые мероприятия с психологическими картами
5. Психологические игры с картами
6. Онлайн-игры и психологические тренинги с картами
Приведенный выше бизнес на услугах игропрактика, консультирующего с психологическими картами, возможен не только в очном варианте, но и в онлайн-формате. В этом и преимущество нашего времени: сегодня совершенно необязательно жить в Москве или Санкт-Петербурге, чтобы вести психологические игры с картами для жителей этих городов. На сегодняшний день существуют лишь единицы площадок для онлайн-консультирования с метафорическими и психологическими картами. На поверку почти все “пионеры” устроены довольно примитивно и не приспособлены для удобства консультанта и клиента, а также не имеют режимов коллективной работы. Наиболее предпочтительный вариант такого бизнеса предлагает компания “1000 идей”. Сервис 1000-cards, разработанный компанией, предусматривает работы как с индивидуальными раскладами, так и включает сложные игровые режимы. Получить доступ к такому сервису можно, пройдя курс «Игропрактик» или партнерский курс “Психологический салон”.
В заключении
Хотя метафорические карты – это продукт с большими возможностями, но большинство специалистов, работающих с ними, используют лишь одну десятую всего их потенциала. Бизнес, основанный на метафорических картах, может быть не только дополнительным источником заработка, но и основой полноценных тренинговых центров. Работа на консультировании с метафорическими картами не имеет ярко выраженной сезонности, однако пик продаж приходится на ноябрь-декабрь. Кроме непосредственно оказания услуг, у специалиста есть возможность дополнительного заработка на продаже/перепродаже самих карт: многие клиенты хотят приобрести метафорические карты для себя или на подарок.
Для тех кто не может определится с идеей своего бизнеса, рекомендуем трансформационные психологические игры от компании “1000 идей”:
“Стартап” в этой игре, в формате настольного мозгового штурма отрабатывается техника предпринимательского мышления и создания бизнес-идеи с нуля, а также вывода ее на рынок
Многие участники игр не только находят ответы на свои запросы, но, испробовав эффект на себе, решаются помогать и другим людям, при этом неплохо зарабатывают. Многим нравится, что играть с клиентами можно в том числе и онлайн. О том, как открыть бизнес на проведении психологических игр, можно узнать здесь.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Метафорические карты
Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.
Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень сознания. Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.
В подсознании, как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.
Метафорические карты – руководство для психолога
Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.
Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.
Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».
Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.
Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.
Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом рефлексии начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, мотивы и установки.
Значение метафорических карт
Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.
Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.
Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.
Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.
Как работать с метафорическими картами?
В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.
Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.
Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.
Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.
Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.
Техники работы с метафорическими картами
Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.
Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.
В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.
Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.
После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.
Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.
Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.
Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.
Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.
Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.
С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.
Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.
Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.
Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.
После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.
Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Метафорические Ассоциативные Карты (МАК): техники работы и что это такое?
Метафорические карты. Что это такое?
Метафорические карты – это инструмент, широко используемый в психологическом консультировании. Они не имеют ничего общего с оккультизмом и гаданиями. Главное отличие от карт, на которых осуществляются предсказания, состоит в том, что они ничего не предсказывают, а помогают человеку высвободить свое подсознание, с помощью психолога найти ответы на свои вопросы и избрать дальнейший путь.
Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:
Почему эти карты называются метафорические и ассоциативные?
Метафорические ассоциативные карты были изобретены в Германии. Это некий сплав работы психолога и художника. Художник по запросу психолога рисует картинки, на которых изображены определенные эмоции или сценарии. На картах могут быть изображены животные, сказочные сюжеты, портреты, пейзажи, сценки из жизни и даже отдельные фразы и слова. В карты закладываются не только позитивные, но и негативные сценарии отношений.
Метафорические карты помогают рассказать клиенту его историю более подробно со всеми нюансами и со всеми мелочами, которые он может упустить или даже забыть.
Изображения на картах – это метафоры, которые стимулируют возникновение ассоциаций, связанных с тем или другим событием в жизни человека.
Чем хороши метафорические карты?
Когда клиент приходит к психологу, он озвучивает заранее подготовленные фразы о том, что его беспокоит. Зачастую при этом скрывается истинная причина этой боли, когда и почему все началось и что происходит на самом деле.
Это объясняется довольно просто. Если у вас что-то когда-то произошло, мозг выступает охранником для вашей психики и пытается максимально стереть воспоминания об этом событии. А если прошло уже довольно много времени, вы уже привыкли жить с этой болью. Одновременно с этим ваш мозг выработал стройную систему, стратегию, как вам жить и действовать в этом мире. Ему совершенно не хочется, чтобы вы вышли из зоны комфорта. А если вы начинаете копаться в себе и начнете работать, вы же выйдете из зоны своего комфорта. Начнутся перемены. И мозг очень сильно начинает сопротивляться и пытается защитить вас от этих перемен. И мы начинаем бояться. Нам страшна неизвестность, нам очень страшно открыть дверь, начать меняться, начать пускать в свою жизнь перемены.
Когда нужно выяснить истинную причину, нашим соперником выступает мозг, который, вопреки желанию человека изменить себя, не пускает его.
И здесь свою очень важную роль играют карты. Психологи предлагают рассказать историю, опираясь на картинку. Мозг сосредотачивается на. И в этот момент, когда мозг отвлекся, подсознание берет управление в свои руки. Оно начинает выдавать нужную и очень важную информацию. Когда начинает говорить подсознание, появляется возможность осознать и раскопать корень проблемы, узнать историю более полно, со всеми мелочами и со всеми нюансами. То есть, по существу.
Картины, которые изображены на метафорических картах – это ключи к дверям в ваше подсознание, они помогают перенести информацию из подсознания в осознанное, при этом клиент сам составляет те сценарии, которые для него на данный момент будут оптимальными. Клиент выберет те варианты, которые не просто оптимальны, а к которым он готов не только изменить себя, но и быть готовым к последствиям этих изменений.
Таким образом, метафорические ассоциативные карты –это способ, с помощью которого та информация, которая была усвоена вашим мозгом из окружающего пространства, но вами не осознанна, вытаскивается наружу. Вы ее осознаете и делаете выбор, учитывая новые возможности, новую информацию и новое понимание.
Значение метафорических карт
Значение метафорических карт трудно переоценить. Они не только высвобождают подсознание.
При этом не стоит забывать, что карты – это всего лишь инструмент в работе психолога. Даже если вы приобретете себе одну или несколько колод метафорических карт, вы не получите результат без помощи и специалиста, который способствует более глубокому погружению в карту-метафору и максимальному высвобождению подсознания.
Как работать с метафорическими ассоциативными картами?
На самом деле с метафорическими ассоциативными картами работать и просто, и сложно одновременно.
Работа с картами строится по определенному сценарию. Нужно знать несколько базовых правил и принципов работы:
Никогда не приходит случайная карта. Как бы клиент не противился описанию карты, даже если он говорит, что это не про него, он не понимает, что здесь изображено, он может отказаться обсуждать эту карту, специалист может, конечно же, предложить ему на выбор другую карту. Однако ему будет сказано тоже самое, но другим метафорическим языком. Клиент – хозяин этой карты.
Все, что он будет рассказывать о том, что происходит на карте, он будет проецировать это на свою жизнь, соотносить это с событиями в своей жизни. И чем больше будет диссоциация от реальности в действительности клиента, тем на первых порах лучше.
Когда клиент начинает рассказывать о карте, об изображении, психолог его направляет: задает вопрос и дает человеку время, чтобы погрузиться в эту карту, чтобы увидеть детали. Потому что с первого раза не всегда можно увидеть какие-то важные мелочи и нюансы.
Колоды метафорических карт делятся на:
Но, тем не менее, если человек вытягивает карту даже из ресурсной колоды, он видит в ней что-то очень глубокое, что очень-очень свое. Она для него не будет ресурсной.
Важно понимать, что может быть и обратная ситуация – позитивная карта может вызвать негативные эмоции.
Сначала клиент должен озвучить свой вопрос и только после этого ему предлагается выбрать карту.
Возможно не подходит колода или изображение. Человек не может расслабиться и сосредоточиться на картинке. Или он не понимает изображение, если, например, была выбрана абстрактная колода. В этом случае психолог предлагает выбрать другую карту или колоду.
Он сам озвучивает, что он видит. Он сам говорит о том, что на картине происходит. Специалист спрашивает лишь о том, какие эмоции вызывает карта. При этом клиент наглядно видит весь процесс работы. Другими словами, все, что он видит в карте, это только его проекция.
Если клиент говорит, что он ничего не понимает, это никак не связано с его жизнью, пусть он просто рассказывает то, что происходит на карте. А дальше психолог поможет ассоциировать это с реальной жизнью человека.
Это лучше всего делать на ресурсной колоде. Предложить клиенту выбрать карту, которая подведет итог сеанса и будет его поддерживать. Важно чтобы человек ушел от психолога не на раздрайве, а на ровном эмоциональном фоне.
Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам
Если вы хотите профессионально помогать людям, или вы – практикующий психолог и желаете пополнить свой арсенал таким мощным инструментом для работы с подсознанием, как метафорические ассоциативные карты, то следует ответственно подойти к выбору обучения. Вы должны понимать, что важно не только изучить теоретическую часть работы с метафорическими картами, но и получить практические знание. Обучаться следует только у проверенных специалистов, дипломированных психологов, которые много лет уже работают с картами.
Техники работы с метафорическими картами
В техническом плане работать с картами можно вслепую, когда рубашки карт лежат кверху, и в открытую. В последнем случае клиенту предлагается перевернуть карты изображениями вверх и выбрать одну или несколько, которые наиболее соответствуют заданному ему вопросу.
Каждый специалист сам выбирает, как ему работать – в открытую или в закрытую. Однако нужно понимать, что есть техники, где нужно работать только в закрытую, а есть техники, которые предполагают использование комбинированного метода.
Важно понимать, что, когда психолог впервые предлагает клиенту работу с картами, нужно объяснить принципы работы с метафорическими картами. При этом лучше использовать открытый метод. Это имеет ряд преимуществ:
В закрытую хорошо работать на последующих этапах. Здесь начинает работать элемент загадочности и неожиданности.
Метафорические карты – руководство для психолога
Метафорические ассоциативные карты – это универсальный инструмент, позволяющий работать с любым клиентом и с любым запросом. Важно понимать, что по окончании сеанса с психологом клиент должен получить ресурс, обеспечивающий для него опору и поддержку.
Чтобы быстро, эффективно и безопасно погрузить клиентам в ресурсное состояние, рекомендуется использовать три вопроса.
Нужно, чтобы клиент взял карту из любой ресурсной глубокой колоды. Он берет любую карту, сюжетную, яркую, которая ему нравится и отвечает на вопрос: «Что мне дает опору на данный момент?». Психолог погружает клиента в карту.
На следующей сессия, чтобы дать возможность клиенту погрузиться в ресурсное состояние, спросите его, после того, как он выбрал карту: «что есть такого во мне, что меня может поддержать сейчас?». Это про какие-то качества, про какие-то умения. При этом можно предложить клиенту вспомнить какую-то тяжелую жизненную ситуацию и сказать, что тогда было в нем такого, что ему помогло, на что он тогда опирался.
Третий вопрос: «Какой был самый счастливый день в вашей жизни?». Клиент закрывает глаза, погружается в воспоминания. Затем он открывает глаза, ищет в открытой колоде карту, как-то напоминающую ему это состояние. Здесь нужно попросить клиента максимально подробно описать этот день. Здесь важно максимально тотальное погружение в карту. Можно спросить, какая была погода, если это было на улице. Тепло или холодно? Какое время года? Если это было в помещение, какая обстановка была вокруг, где были окна? Было ли душно или свежо? Чем там пахло? Нужно задействовать всевозможные рецепторы. В чем вы были тогда одеты?
Что дает карта? Карта дает возможность погрузиться в это состояние гораздо быстрее, как бы соскользнуть в это ресурсное состояние.
Эти три вопроса не нужно использовать все сразу. Это очень много. Психолог должен выбрать какой-то один, который именно сейчас его клиенту даст поддержку и даст ему опору.
Когда надо погружать клиента в ресурсное состояние? Это нужно делать в конце сессии после тяжелой и сложной работы.
Так же это необходимо и в начале консультации, чтобы погрузиться на нужную глубину, чтобы войти в какую-то травму, в болезненные воспоминания детства, в утрату. Тогда такие вопросы тоже позволяют очень быстро обеспечить клиенту ресурсное состояние.