метамодель в нлп что это

Урок 1. Модель языка или метамодель НЛП

метамодель в нлп что это. Смотреть фото метамодель в нлп что это. Смотреть картинку метамодель в нлп что это. Картинка про метамодель в нлп что это. Фото метамодель в нлп что этоПервой темой, которую нам следует рассмотреть в рамках курса по НЛП, является модель языка или как её ещё называют – метамодель. Именно она послужила фундаментом для всех дальнейших исследований в данной области, и привела к созданию целого направления практической психологии.

Данная модель способствует лучшему пониманию речи человека, т.к. обычно, высказывая свои мысли, мы не можем с абсолютной точностью передать собеседнику то, что хотим. О чем-то мы сами умалчиваем, считая, что это и так понятно, а что-то неумышленно искажаем. Поэтому наш собеседник, если он, конечно, не психоаналитик и не психотерапевт, не всегда может понять нас правильно. Следовательно, и мы, не являясь опытными специалистами, не всегда способны понять человека в полной мере.

И чтобы это исправить, на помощь приходит модель языка нейролингвистического программирования: с помощью неё вы сможете, применяя специальные психотерапевтические техники, научиться лучше понимать людей, а в некоторых случаях даже менять их собственное восприятие.

Содержание:

Давайте же начнем урок с небольшого исторического экскурса.

Краткая история создания метамодели

Как известно, НЛП появилось в начале 70-х годов XX века как результат совместной работы лингвиста Джона Гриндера, работавшего в то время ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в городе Санта Круз, и Ричарда Бэндлера, в то время – студента психологии этого же университета. Сообща они изучали особенности работы трёх успешных психотерапевтов: Фрица Перлза – основоположника гештальтпсихологии, Вирджинии Сатир – выдающегося семейного терапевта, и Милтона Эриксона – известного гипнотерапевта.

Ещё в 60-х годах Гриндер на протяжении нескольких лет изучал и развивал трансформационную грамматику – науку о том, как кодирование, наделение смыслами и значениями глубинных структур (на уровне нервной системы) трансформируется в язык (на лингвистическом уровне). И уже в 1975 году Гриндер вместе с Бэндлером создали свою особую психотерапевтическую модель языка, моделируя техники Перлза и Сатир.

Гриндер и Бэндлер обратили внимание на то, что при сборе информации эти психотерапевты использовали определённый набор вопросов, а при помощи другого набора вопросов они помогали людям реорганизовывать свой внутренний мир. Опираясь на их лингвистический опыт, Гриндер и Бэндлер и разработали свою метамодель, которую можно применять в эффективном общении, ускоренном обучении, личностном изменении и улучшении жизни.

Приставка «мета» пришла из греческого языка и означает «вне, сверх, около, на другом уровне». Метамодель определяет то, как мы можем использовать язык для пояснения опыта. Она делает это посредством повторного соединения речи говорящего человека и опыта, на котором основана эта речь. Давайте подробнее разберёмся в том, что же такое метамодель.

Что такое метамодель?

Метамодель языка – это НЛП-техника, при помощи которой, используя особые уточняющие вопросы, можно лучше понимать своего собеседника.

Основной пресуппозицией, т.е. тем, что не подлежит обсуждению и воспринимается как истинное, в НЛП является принцип «Карта не есть территория». Под территорией здесь понимается метафора понятия «истина», или понятия «объективная реальность», а картой служит человеческое восприятие этой реальности. Какой бы искусной ни была карта, она никогда не достигнет истинности. У каждого человека есть своя карта, а метамодель показывает, каким образом карту каждого человека можно читать, а иногда даже менять.

Учитывая то, что мы взаимодействуем с окружающим миром непосредственно, можно заметить, что мы создаём модели (карты) мира, которыми пользуемся для того, чтобы управлять своим поведением. Одному человеку довольно сложно понять карту мира другого. А само поведение другого человека имеет смысл, когда мы рассматриваем его в контексте тех выборов, которые делает возможным для него его карта.

Модели, создаваемые нами, дают нам возможность осмыслить и наш собственный опыт. Их не нужно оценивать как хорошие или плохие и т.п., но стоит оценивать с позиции полезности для более успешного и эффективного взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.

Можно сказать, что метамодель даёт нам особый инструмент, используя который мы можем добраться до опыта, на котором основываются слова других людей. Когда мы ведём беседу и что-то произносим, мы никогда не делаем полного описания всех тех мыслей, которые стоят за словами. А если бы мы и предприняли попытку сделать это, то наш монолог не имел бы конца.

Причиной этому служит то, что какое бы вербальное описание мы ни использовали, оно не сможет полностью отобразить наш опыт. Повествуя о чём-либо, мы, в любом случае, будем обладать более полным внутренним отображением того, о чём говорим, чем сможем объяснить словами. Таким образом, наше описание неизбежно сокращается. И здесь мы подходим к вопросу о глубинных и поверхностных структурах.

Задание на взаимопроверку

Выше мы вкратце рассказали о том, что такое метамодель, и пояснили, что она позволяет лучше понять собеседника при помощи уточняющих вопросов.

Несмотря на то, что НЛП является достаточно сложной дисциплиной, освоить некоторые техники очень даже просто, и к метамодели это относится, пожалуй, в первую очередь. А выполнив данное задание, вы убедитесь в этом сами.

Ниже вы найдете несколько утверждений. Ваша задача придумать для каждого из них хотя бы по одному уточняющему вопросу, который поможет лучше понять человека:

Если не погружаться в детали, можно сказать, что ваши вопросы – это и есть вопросы метамодели, т.к. с помощью них вы можете добраться до опыта, на котором основываются слова других людей, а значит, и намного лучше и глубже их понять.

Во второй части урока вы изучите раздел «Использование метамодели» и сможете проверить, насколько правильно вам удалось выполнить задание, сравнив свои вопросы с примерами из урока.

Это задание на взаимную проверку, поэтому сначала вам нужно проверить 2 работы других пользователей, а затем загрузить свою. При проверке чужих работ вам необходимо определить, правильно ли составлены вопросы и позволяют ли они получить больше информации и лучше понять собеседника.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Думаем, вы смогли убедиться в том, что использовать метамодель не так уж и сложно. Теперь давайте продолжим урок.

Глубинные и поверхностные структуры

Поверхностная структура – это те слова, формулировки и высказывания, при помощи которых мы пытаемся выразить то, что находится на более глубоких уровнях. Она возникает тогда, когда мы ставим перед собой задачу как-то представить, отобразить и пояснить наш опыт.

В процессе своих исследований Гриндер и Бэндлер заметили, что во время процесса перехода от глубинных структур, находящихся в нервной системе человека, к поверхностным, исходящим из его сознания в виде речи, он проделывает три вещи, называемые «процессами моделирования». Причём, по большей части, они осуществляются человеком неосознанно. Итак, три процесса моделирования:

В основном, в метамодели используются только эти процессы моделирования, хотя есть и другие. Но эти три процесса детально описывают то, как происходит перемещение человека от глубинных структур в глубинах сознания к поверхностным структурам, которые отражаются в языке и речи. Те лингвистические признаки и вопросы, которые мы будем рассматривать ниже, научат вас анализировать поверхностные структуры и восстанавливать опущенную, искажённую и обобщённую информацию, т.к. они направляют процесс перехода не от глубинных структур к поверхностным, а наоборот. Таким образом, восприятию становится открыта скрытая информация, которой нам порой так часто не хватает для понимания окружающих людей.

Если же у вас возникло желание поближе познакомиться с понятиями «глубинные структуры» и «поверхностные структуры», то сделать это вы можете здесь:

Языковая репрезентация опыта

Для начала стоит отметить, что под репрезентацией здесь следует понимать именно выражение человеком своего опыта посредством языка и речи. И, как уже упоминалось выше, в процессе общения обычный человек неосознанно пользуется тремя основными процессами моделирования: опущением, искажением и обобщением.

Поговорим о каждом из процессов более подробно, ведь знание об этих процессах и умение применять на практике, основанные на этих знаниях приёмы, могут многократно увеличить эффективность общения, улучшить способность человека к пониманию людей и влиянию на них, а также изменить качество его жизни. Естественно, в лучшую сторону.

Первым процессом моделирования речи, который мы рассмотрим, будет «Опущение».

Опущение

Простые опущения

Простые опущения имеют место в тех случаях, когда говорящий ничего не сообщает, относительно человека, предмета, отношения.

Неполные сравнения

Во время неполного сравнения человек делает сравнение, но не вдаётся в детали того, что сравнивает: людей, вещей, предметов, стандартов и т.д. То, с чем сравнивают, является пресуппозицией, и необходимая информация возникает у того, кому говорят, автоматически из подсознания.

Отсутствие референтного индекса

Говоря простым языком, отсутствие конкретного объекта, о котором ведётся речь: человека или предмета. Если отсутствует референтный индекс, нельзя сказать конкретно, о чём говорится.

Неконкретные глаголы

При помощи неконкретных глаголов человек описывает неконкретное действие, при этом, не представляя особенность самого процесса. В то время, когда человек произносит какую-либо фразу, содержащую неконкретный глагол, появляется вероятность того, что тот, к кому обращаются, поймёт смысл неправильно, т.к. сможет интерпретировать сказанное разными способами.

Суждения

Имеются в виду обобщённые суждения без указания конкретных данных. Как и в случае с неконкретными глаголами, обобщённые суждения могут привести к искажённому пониманию смысла доносимой информации.

Следующим процессом моделирования, который мы рассмотрим, является «Искажение».

Искажение

Номинализация

Номинализацией называют представление непрерывных процессов в виде законченных. Глагол здесь превращается в существительное (отглагольное существительное). Причём, к таким существительным относятся именно берущие начало в процессе. Номинализациями могут быть слова, являющиеся отображением какого-либо процесса, действия, движения, идеи, а также правила, убеждения, ценности и т.д. При номинализации искажается и упускается довольно много информации. Касаясь конкретно метамодели, можно сказать, что номинализация представляет собой трансформацию процессов глубинных структур в статические события поверхностных.

Чтение мыслей

Под чтением мыслей следует понимать предположения о том, что человек обладает способностью знать мысли, а также намерения, мотивы и т.д. другого человека, даже если он не сообщает об этом прямо. Словесное выражение чтения мыслей может дать гораздо больше о глубинных структурах говорящего, чем любые другие поверхностные структуры. Ведь когда человек говорит что-то, что предполагает чтение мыслей, он проецирует на другого человека свои собственные мысли, установки, ценности и т.д. Но на деле его высказывания практически не имеют отношения к тому, о ком он говорит.

Причинно-следственные отношения

К причинно-следственным отношениям относятся такие предположения, где какое-либо действие одного человека способствует вызову определённых ощущений и чувств у другого человека. Употребление причинно-следственных высказываний человеком часто подразумевает то, что другой человек должен начать вести себя по-другому.

Комплексные эквиваленты

Человек создаёт комплексные эквиваленты всегда, когда приравнивает часть своего опыта (какой-то аспект внешнего поведения) к его общему значению (внутреннему состоянию). Получается, что по внешним признакам человек делает выводы о значении всего опыта. Комплексные эквиваленты являются составляющими языкового искажения, когда один человек приписывает поведению другого какие-то значения, не имея при этом никаких прямых подтверждений этому.

Пресуппозиции

Как уже было упомянуто в начале, термин «пресуппозиция» означает некие допущения, которые должны быть истинными и не должны подвергаться сомнению. Они делают высказывания человека истинными. Благодаря пресуппозициям, один человек может получить множество информации о другом человеке: его мыслях, убеждениях, мировоззрении, видении себя, картине мира и т.д. Пресуппозиции применяются человеком неосознанно, скрыто, и человек, зачастую, даже не осознаёт, что его пресуппозиции говорят о нём гораздо больше, чем он того желает.

И последним процессом моделирования, о котором мы поговорим, будет «Обобщение».

Обобщение

Кванторы общности

Кванторами общности называют наборы слов, с помощью которых делаются универсальные обобщения. В них подразумевается определённая безусловность. Используя такие обобщения, человек может сделать какую-то одну категорию отражением большой группы, хотя эти обобщения заранее неопределённы и не имеют никаких оснований.

Модальные операторы

Модальные операторы оказывают определяющее воздействие на модель мира человека, его ход мыслей и образ жизни. По большей части, этот моделирующий процесс отражается в действиях и поступках человека. Таким образом, с помощью выявления модальных операторов люди могут выявлять в речи других людей их убеждения и установки.

Утраченный перформатив

Перформативом называется речевой акт, эквивалентный поступку. Главным образом, утраченный перформатив касается оценочных суждений, высказываемых человеком по поводу тех ценностей, в которых он твёрдо убеждён. Но высказывая оценочные суждения, человек не говорит об их источнике.

Подводя итог рассмотренным нами процессам языковой репрезентации опыта, можно сказать, что наша речь наполнена огромным количеством процессов моделирования, искажающих опыт. Всякий раз, когда вы беседуете с кем-то, попробуйте начать выявлять в речи собеседника, в первую очередь, искажения. После этого можно постараться найти обобщения. И только потом следует переходить к исключениям. Всё дело в том, что именно искажения более явно проявляют себя в поверхностных структурах. Именно по этой причине, выявляя первыми искажения, мы способны оказать более серьёзное воздействие на глубинные структуры человека.

Теперь, владея новой информацией, вы можете постепенно внедрять её применение в свою жизнь для того, чтобы получать информацию о людях, с которыми общаетесь, из их глубинных структур. Те вопросы, которые мы рассмотрели, делают возможным «разглядеть» любого человека детально и определить многие особенности его личности. Всё, рассмотренное нами выше, так же можно успешно применять и в отношении самих себя. Такая практика позволит вам глубже понимать и себя и других людей, а, следовательно, окажет исключительно благотворное влияние на общение с окружающими и жизнь в целом.

И напоследок, в качестве прекрасного логического завершения, нам следует затронуть вопрос непосредственного использования метамодели в повседневной жизни.

Использование метамодели

Метамодель, сама по себе, служит отличным приёмом перехода от поверхностных структур (языка и речи) к глубинным структурам (разуму и непосредственному опыту). Проще говоря, она является приёмом эффективного общения. И для того, чтобы применение этого приёма было наиболее успешным, существует семь уточняющих вопросов, которые относятся к трём категориям. На эту тему мы и поговорим ниже.

Сбор информации

Вопросы 1: Кто? Что? Где? Как? Эти вопросы применяются в тех случаях, когда информации нет вообще или же она общего характера.

Вопрос 2: Можете ли вы спроецировать это на себя? Такой вопрос используется для того, чтобы установить, может ли человек отнести то, что он говорит, к самому себе.

Расширение границ

Вопрос 3: Что вас останавливает? Что случится, если вы этого не сделаете? Эти вопросы применяются, когда человек говорит, что он чего-то не может, что-то должен или ему следует что-то сделать.

Вопрос 4: Можете ли вы вспомнить такие ситуации, когда вы что-либо сделали или, наоборот, не сделали? Этот вопрос задаётся в случае, если человек часто употребляет слова: «все», «никогда», «всегда».

Изменение значений

Вопрос 5: Как вы узнали? Данный вопрос используется в том случае, если проявляется процесс чтения мыслей.

Вопрос 6: Как они заставили вас чувствовать это? Этот вопрос следует задавать, если наблюдается нарушение причинно-следственных связей.

Вопрос 7: Кто? По отношению к кому? Такой вопрос нужно задавать, если вы слышите неподтверждённые мнения.

Следует заметить, что, несмотря на множество теоретических предпосылок, имеющих место быть при получении информации, для её точной интерпретации используется всего семь вопросов. Немаловажно и то, что практикуясь в применении метамодели, вы всегда должны обращать внимание и на те процессы, которые происходят внутри вашего сознания, т.к. вы можете начать выносить суждения, основываясь на своём личном опыте.

Но то, что для вас означает одно, для вашего собеседника может означать совсем другое. А это чревато тем, что для понимания другого человека вы станете использовать свою систему толкований опыта, а не чужую. Поэтому, в дополнение к вышеизложенному, мы приводим несколько ценных советов, которые помогут вам усвоить новый материал на более глубоком уровне и сделать его применение более результативным:

Мы искренне верим в то, что вы не просто прочтёте представленный материал, но и не отложите новую информацию «в дальний ящик», чтобы применить когда-нибудь потом, чуть позже, завтра. Знания, которые вы теперь имеете, по истине уникальны. Но какими бы уникальными не были знания, все они останутся лишь бессмысленной ношей, если вы не будете их использовать. Так что берите метамодель на вооружение, и выходите на новый, интересный, увлекательный и эффективный путь общения и улучшения своей жизни!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Метамодель в нлп что это

Наношу пользу, причиняю добро и подвергаю ласке.

Предисловие.

Мета-модель – это один из самых мощных инструментов НЛП. Но при этом практики НЛП зачастую предпочитают ею пользоваться минимально. Почему? А уж больно она сложная – набор из 13 правил (постепенно сократившийся до 6, но и этого «как-то много»). Да и часто не совсем понятно, когда и по какому поводу её стоит применять.

Поэтому нам захотелось посмотреть, можно ли сделать описание мета-модели более простым и понятным. В результате получилась, как нам кажется, довольно стройное и логичное описание, которое может оказаться достаточно полезным.

От моделирования к конструированию.

Модели можно описывать и как наборы паттернов, и как правила создания паттернов. В последнем случае получаются уже «конструкторы», которые позволяют уже создавать модели «инженерным» способом, под задачу. В этой статье приведён пример описания мета-модели как правила создания паттернов.

Для нашей модели мы выделили способы воздействия и элементы сообщения, к которым это воздействие прилагается, на их основе построили первую матрицу, содержащую всевозможные варианты нарушения «правильности», и соответствующую ей вторую – содержащую варианты восстановления «правильности».

В роли способов воздействия у нас выступают исключение (удаление), обобщение и искажение.

метамодель в нлп что это. Смотреть фото метамодель в нлп что это. Смотреть картинку метамодель в нлп что это. Картинка про метамодель в нлп что это. Фото метамодель в нлп что это

На наш взгляд, в данном случае, конструкция получалась бы более сложной.

Карта, территория и прочее.

«Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором мы все живем. То есть все мы создаем для себя карту или модель, которой пользуемся для порожде­ния собственного поведения. В значительной степени именно наша репрезентация мира задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем этот мир, с какими выборами сталкиваемся в своей жизни».

Джон Гриндер, Ричард Бэндлер «Структура магии»

Уровни карты.

Карты бывают разных уровней. Карта нижнего уровня –сенсорный опыт – это «запись» всего, что прошло через сенсорные фильтры. Сюда входит то, что мы видим и слышим, а также чувствуем, т.е. тактильные и мышечные ощущения. Мы не можем как-то редактировать содержание этого уровня, новые записи добавляются туда без контроля сознания, естественным образом. Этой информации много, она подробна, но пользоваться ею неудобно. Информация с этого уровня может быть доступна нам, когда мы находимся в трансе.

Карта более высокого уровня – структурированный опыт – это информация, отобранная как наиболее важная, и уже обработанная: не только факты, но и оценки, убеждения, мнения, размышления и прочее. Этот уровень доступен для редактирования и изменения. Структурированный опыт – то, чем мы пользуемся постоянно.

Карта верхнего уровня – вербальное описание опыта – это словесное описание структурированного опыта.

Такое выстраивание карт напоминает создание документального фильма. Люди ходят и разговаривают, флаги полощутся, солнце светит, вертолёты летают – это территория. Всё происходящее записывается на камеру – это сенсорный опыт. Потом из всего объёма записей выбираются определённые эпизоды, что-то обрабатывается на компьютере, добавляется музыка и голос диктора – этоструктурированный опыт. А вот рассказ об этом фильме – это уже вербальное описание опыта.

На каждом уровне информация упаковывается, и её становится всё меньше. Обратите внимание, что карта следующего уровня описывает карту предыдущего, которая для неё является территорией.

Очевидно, что карта нужна в первую очередь для того, чтобы было легче ориентироваться на территории. Как только человек забывает об этом, как только перестают работать процессы построения карт снизу вверх, и появляется обратный процесс – перестройка нижнего уровня карты под верхний – вот тут и начинаются проблемы.

Карта – это не территория!

Наше словесное описание не является сенсорным представлением!

Наши оценки не являются воспоминаниями!

Воспоминания о событиях не являются самими событиями!

метамодель в нлп что это. Смотреть фото метамодель в нлп что это. Смотреть картинку метамодель в нлп что это. Картинка про метамодель в нлп что это. Фото метамодель в нлп что это

Мета-состояния.

Вы можете подумать, например, о пирожке с мясом? Замечательно. А теперь вы можете как-то определить своё отношение к этому пирожку: «я хочу съесть этот пирожок», «он мне безразличен», «мне противно даже думать о пирожках», и т.д. После этого вы можете как-то отнестись к вашему отношению к пирожку: «это естественно – хотеть съесть пирожок с мясом», «это хорошо, что мне противно даже думать о мясе», «полезно безразлично относиться к еде».

Вы можете неким образом оценивать какую-либо вещь, но при этом можете оценить и само отношение к этой вещи. Например, вы можете испытывать страх по отношению к паукам, и в то же время смеяться над этим страхом. И чувствовать гордость от того, что вы смеётесь над собственным страхом. Или вы можете верить, что всё в конце концов будет хорошо. И положительно оценивать эту веру.

Мета-состояние – это состояние «по отношению» к другому состоянию. В приведенном выше примере хорошее отношение к тому, что вам противно думать о мясе, смех над страхом, гордость за смех, положительная оценка веры – это всё мета-состояния. Оценка оценки. Мысли по поводу мыслей.

метамодель в нлп что это. Смотреть фото метамодель в нлп что это. Смотреть картинку метамодель в нлп что это. Картинка про метамодель в нлп что это. Фото метамодель в нлп что это

Способы «сжатия».

Есть несколько процессов, при помощи которых можно «сжать» информацию: исключение (удаление), обобщение и искажение.

Если вы читаете сейчас эту статью, вы, скорее всего, не слышите гудения компьютера и не обращаете внимания на ощущения в вашей правой ноге. Вы удалили эту информацию. И точно так же, если вы сейчас начали «причувствоваться» к вашей правой ноге, вы, скорее всего, перестали читать. Это первый способ создания карты – удаление лишней информации.

И последнее. Искажение. Вы можете посмотреть на смайлик :о) и увидеть лицо. Хотя если вы подойдёте к зеркалу и посмотрите на своё лицо, там вы не увидите чёрных кривулек, кружочков и точек.

Эти три процесса помогают нам «сжать» информацию так, чтобы ею можно было достаточно удобно пользоваться.

Глубинная и поверхностная структуры.

«Процессы, посредством которых люди обедняют собст­венную репрезентацию мира, совпадают с теми процесса­ми, посредством которых они обедняют выражение своей репрезентации мира».

Джон Гриндер, Ричард Бэндлер «Структура магии «

Когда мы говорим – мы опять, в очередной раз, «сжимаем» информацию, просто потому что при помощи языка невозможно полностью передать наши внутренние представления. Поверхностная Структура является описанием Глубинной Структуры (ГС), то есть является её «картой». Понятно, что в процессе «сжатия» описание Глубинной Структуры иногда настолько искажается, что может очень сильно ввести в заблуждение как других людей, так и самого говорящего.

Мета-модель.

Мета-модель.

Мета-моделью называется любая модель, которая описывает другую модель (приставка мета- обозначает находящийся вне, за пределами, сверх). В данной статье мета-моделью мы будем называть мета-модель языка, и для ее обозначения будем употреблять аббревиатуру ММ.

Мета-модель языка (ММ) содержит в себе:

Нарушение мета-модели.

Мета-модель языка даёт представление о том, что такое семантически правильное высказывание. Соответственно, если человек говорит, нарушая эти правила, то говорят о нарушении семантической правильности мета-модели. Мы для краткости будем называть это просто нарушением мета-модели.

Использование мета-модели.

Если мы ставим целью максимально точно узнать карту Клиента, то мета-модель будет работать в первую очередь как модель сбора информации. Знание мета-модели помогает заметить наиболее важные нарушения в описании карты, а также задать вопросы, при помощи которых Клиент может описать свою ГС более точно, пользуясь не жестами, интонациями и т.п., а словами.

Иногда Клиент с большим трудом может объяснить, в чем состоит его проблема, и зачастую дело не только в скудном словарном запасе. Глубинная структура Клиента сама по себе может быть сильно обеднена.

В таких случаях ответы на многие ММ-вопросы Клиент не может дать, основываясь только на структурированном опыте, а точнее, на его «верхнем слое», которым он обычно пользуется в повседневной жизни. Он вынужден обратиться к сенсорному уровню опыта для получения дополнительной информации. Если Клиент добирается до лежащего в памяти сенсорного опыта, то у него появляетсявозможность его переоценить и, соответственно, перерисовать карту, сделав её более эффективной.

Когда мы слышим изменения в речи клиента, это предположительно означает, что скорее всего произошло изменение не только Поверхностной, но и Глубинной структуры. Впрочем, однозначных утверждений, изменили мы ГС или только прояснили ее, делать не стоит, т.к. не всегда можно по ПС судить, какая ГС стоит за ней. И тем не менее некоторые изменения ПС невозможны без соответствующих изменений на более глубоком уровне. В том и состоит мощь мета-модели, что помогая Клиенту восстановить правильность и полноту формулировок, Оператор тем самым с большой долей вероятности способствует изменению его карты. Если же нет, или внесённых изменений недостаточно – на этот случай как раз и существуют разнообразнейшие техники НЛП.

Таким образом можно подытожить, что мета-модель в первую очередь является моделью сбора информации.

Если же мы ставим целью помочь Клиенту перестроить его карту, то мета-модель можно использовать и как метод терапевтической интервенции. В таком случае Глубинным Структурам, отражающим ситуацию, предстоят изменения, и «правильность» ПС с точки зрения мета-модели будет служить индикатором их полноценности.

Классические описания мета-модели.

По Фрэнку Пьюслику и Байрону Льюису способов нарушить Мета-модель 8 (12), у Андрея Плигина и Александра Герасимова таких способов 6, у Джозефа О’Коннора и Майкла Холла их по 13.

В этой таблице мы попытались сопоставить предлагаемые паттерны мета-модели. Учтите, что некоторые паттерны у разных авторов согласуются только частично, как, например, неопределенные референтные индексы и опущения у Дилтса и неконкретные существительные и местоимения у Плигина и Герасимова.

МОДЕЛЬ СДО.

Если кто-то кое-где у нас порой
честно жить не хочет

Песня.

Зачастую студенты курса НЛП-Практик делают стандартную ошибку, воспринимая Мета-модель как набор стандартных вопросов, которые нужно время от времени задавать клиенту. Разучи вопросы и пользуйся на здоровье! Но при таком подходе у студента естественно возникает вопрос: а зачем этим пользоваться? Во-первых, некоторые клиенты почему-то неадекватно воспринимают эти вопросы, злятся и не хотят продолжать терапию! Во-вторых, зачем заучивать 13 (9, 6) типов нарушений, если и без Мета-модели с клиентом все понятно (а если непонятно, то можно и шестишаговый рефрейминг сделать, там без подробностей)? В-третьих, некоторые паттерны мета-модели пересекаются, и ещё нужно понять, на что реагировать. По нашим наблюдениям, НЛП-практики в реальности пользуются только 3-5 паттернами.

Наверно, самыми любимыми или понятными. Может, они собственные нарушения ММ считают нормой?

А если попробовать иной процесс – представить некую «правильную» форму высказывания, которая соответствует ММ клиента?

Нарушения правильности ММ.

Виды нарушения правильности ММ.

При «сжатии» информации может нарушаться семантическая правильность мета-модели. Мы будем говорить об:

опущении ( X ), в том случае, если какой-то элемент отсутствует (т.е. на этом месте «пусто»);

), в том случае, если информации об элементе недостаточно для того, чтобы вполне однозначно его определить.

Соответственно, процессы «обратные»:

Восстановление утраченной информации.

Когда какой-то кусок информации в сообщении клиента явно отсутствует, оператору нужно восстановить его. Например, выяснить кто произвёл действие, или на кого было действие направлено.

— Окно разбили.
— Кто же это сделал?

— Я в магазин.
— Ты туда поедешь или пойдёшь пешком?

Поиск исключений.

Если из речи человека следует, что «нет исключения из правила», нам нужно проверить, так ли это.

Найти исключения можно разными способами.

Оператор может сам предложить человеку возможные исключения:
— Когда вы спите, вы тоже думаете о работе?

Он может предложить ему поискать исключения самостоятельно:
— Вы можете вспомнить ситуацию, когда это было не так?

Он может усилить обобщение – словами, интонацией, жестами – чтобы вызвать у клиента противоположную реакцию:
— Всё совершенно невозможно плохо.

Конкретизация.

Конкретизация как уточнение значения слова.

Слово или фраза могут иметь несколько смысловых значений в заданном контексте. Оператору нужно понять, какое из них имеет в виду клиент, а не подставлять спонтанно значение из своей карты.

Например, «не могу» может обозначать:

Конкретизация как уточнение класса.

Когда мы говорим «кошка», «машина», «учитель» – мы сообщаем о классе, группе.

Говоря о действии, мы тоже сообщаем о поведении с общими характеристиками: «жевать», «думать», «видеть», «рассуждать». И хотя употребление слова «класс» по отношению к действию не совсем корректно, но принципы конкретизации будут общими как для объектов, так и для действий.

— Моя сестра мучительница.
— Что значит «мучительница»?
— Почему вы решили, что она «мучительница»? Кого и как именно она мучает?

Конкретизация как уточнение индекса.

Оператору нужно получить достаточно информации для того чтобы понять, о ком и чём конкретно идёт речь. Если человек говорит о «стуле», то для более однозначного понимания, о каком именно стуле он говорит, нам понадобится уточнить информацию.

– Это был старый, рассохшийся стул, с одной сломанной ножкой. Он стоял в гостиной, у стены напротив окна, спинкой к стене – иначе падал.

Все эти «характеристики» стула: «старый, рассохшийся, с одной сломанной ножкой, стоящий в гостиной, у стены напротив окна» в классическом описании ММ называются референтными индексами (сам «стул» является референтом).

При описании действия нужно выяснить: что именно субъект делает, каким образом, когда, где, в каком порядке и т.д.

Вряд ли можно говорить о «предельном уровне конкретизации» – конкретизировать можно бесконечно, описывая всё новые и новые детали. Оператор собирает такое количество информации, чтобы он с высокой долей вероятности мог считать, что его представление о данном предмете максимально близко к представлению клиента (насколько это имеет смысл в заданном контексте).

«Правильная» структура минимального сообщения.

Мы предполагаем, что существует минимальный «блок» передаваемой информации: минимальное сообщение.

Любое сообщение можно представить в виде набора «минимальных сообщений».

«Полное» минимальное сообщение должно содержать в себе информацию об:

Здесь термин «действие» используется вместо грамматического термина «предикат» в связи с тем, что в НЛП под «предикатом» обычно понимают слова, указывающие на канал восприятия. Обозначать же мы будем так, как принято в грамматике: P ( p redicat).

Субъект ( S ) – главное действующее лицо, отвечает на вопрос: «Кто делает?».

К нему будут относится соответствующие референтные индексы.

К нему будут относится соответствующие референтные индексы.

В случае, когда действие выражено непереходным глаголом и описывает состояние, не являющееся оценочным (мета-) состоянием, отсутствие объекта в минимальном сообщении может не считаться нарушением правильности мета-модели. Например: «я спал».

«Сложные» сообщения

В одном сложном предложении может содержаться несколько сообщений:

«Они ненавидят, потому что я хочу рассказать всю правду».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *