метамодерн что это такое

Колебание и неопределенность: что такое метамодерн и чем он отличается от постмодерна

Любовь Карась

Постмодернизм умер. На смену ему пришел постпостмодернизм. И охарактеризовать его пока что не могут сами теоретики культуры, тем не менее ясно одно: колебания и неопределенность — неотъемлемые черты современного мира. И прослеживаются они как в искусстве, так и в общественной жизни, политике и науке. Разбираемся в терминах «постмодерн», «постспостмодерн» и «метамодерн» и их отличиях.

Откуда и зачем появился метамодернизм

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.

Метамодерн — это глобальный культурный процесс, характеризующийся колебаниями между двумя противоположностями (модерн и постмодерн)

Характеристики метамодернизма

деконструкция (разрушение стереотипов),

ирония (скрытая насмешка),

стилизация (придание творческому произведению черт другого стиля),

релятивизм (относительность понятий),

Колебания — естественный порядок мира.

Нужно освободиться от инерции.

Движение возможно посредством колебания между положениями с диаметрально противоположными идеями.

Признание ограничений и тщетность любых попыток выйти за установленные границы. 5. Мир стремится к энтропии.

Новые технологии позволяют смотреть на мир с множества позиций.

Так же, как наука стремится к поэтической элегантности, художники могут искать истину.

Прагматический романтизм свободен от идеологической привязки.

«Метамодернизм следует определять как непостоянное состояние между иронией и искренностью, наивностью и знанием, релятивизмом и правдой, оптимизмом и сомнением и за их пределами, в погоне за множеством разрозненных и неуловимых горизонтов. Мы должны идти вперед и колебаться», — так завершает манифест Тернер.

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Источник

Метамодернизм: Краткое введение

Метамодернизм — термин, который привлек большое внимание за последние несколько лет как средство формулировки изменений, происходящих в современной культуре, которая, как принято считать (и наше поколение на интуитивном уровне это осознает), перешагнула состояние постмодернизма последних лет 20-го века. В результате множественных кризисов последних двух десятилетий (изменений климата, финансовых спадов, а также обострений глобальных конфликтов) мы стали свидетелями возникновения явного и общего желания к изменениям, к тому, что преждевременно было провозглашено «Концом истории».

Наше поколение взрослело в атмосфере 80-х и 90-х на Симпсонах и Южном парке, в которых ирония и цинизм культуры постмодернизма стали неотъемлемой установкой, проникшей в нас. Однако, несмотря или вопреки этому явлению, сильное желание понять смысл и созидательное поступательное движение (прогресс), а также экспрессию, привело к формированию современного состояния доминантной культуры.

Поскольку постмодернизм характеризовался такими чертами, как деконструкция, ирония, стилизация, релятивизм, нигилизм и отречение от общих концепций (с целью создания карикатуры), дискурс о сущности метамодернизма будет охватывать процесс возрождения искренности, надежды, романтизма, влечения и возврата к общим концепциям и универсальным истинам до тех пор, пока мы не лишимся всего того, что было усвоено нами в рамках культуры постмодернизма.

Таким образом, вместо ознаменования возврата к наивным идеологическим позициям модернизма, метамодернизм провозглашает, что наше время находится в состоянии колебания между аспектами культур модернизма и постмодернизма. Мы рассматриваем манифест метамодернизма в качестве сочетания просвещенной наивности, прагматического идеализма, умеренного фанатизма и колебаний между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением, пытаясь достичь состояния превосходства (трансцендентности), как будто бы оно находилось в пределах нашей власти. Поколение метамодернизма осознает, что мы можем быть ироничными и искренними одновременно; одно необязательно должно притеснять другое.

Использование приставки «мета» берет свое происхождение из платоновского термина metaxis, описывающего колебание и одновременность между двумя абсолютно противоположными понятиями. Такое использование термина было предложено голландскими культурологами Тимотеусом Вермюленом и Робином ван дер Аккером в их совместном научном труде, опубликованном в 2010-м году, под названием «Заметки о Метамодернизме», породившем целый научно-исследовательский проект, одноименный веб-сайт, а также многочисленный ряд выставок и симпозиумов, на которых целый ряд международных академиков, поэтов, писателей и художников поддержали данную идею.

Согласно идеям Вермюлена и ван дер Аккера, свойство колебания метамодернизма не должно рассматриваться как некий баланс: «скорее, это маятник, раскачивающийся между 2,3,5,10, бесчисленными множествами полюсов. Каждый раз, когда энтузиазм метамодернизма качается в сторону фанатизма, серьезность направляет его обратно к иронии; в этот же момент ирония колеблется в сторону апатии, и тогда серьезность (равновесная сила [1] ) движет ее обратно в сторону энтузиазма».

Чувствительность метамодернизма можно увидеть в фильмах Уэса Андерсона, Миранды Джулии, и Спайка Джонса; в музыкальных композициях групп Arcade Fire, Bill Calahan, и Future Islands; в телевизионных передачах Дэвида Фостера Уоллеса, Зэдди Смит, Роберто Болано; в поэзии Джасмин Дрим Вагнер, Софии Коллинз и квази-мистическом мультимедийном проекте NewHive offerings Мелиссы Бродер.

Наш век — это век, в котором процветает спекулятивный образ мышления, раскрываемый в таких философских учениях, как спекулятивный реализм и объективно ориентированная онтология, и в таких движениях, как движение Occupy, Tea Party, а также восстаниях экстремистских политических фракций (к лучшему это или к худшему), процветающих благодаря сетевой культуре. Тем не менее, метамодернизм сам по себе не является философским или творческим движением до тех пор, пока он не определяет и не очерчивает закрытую систему мышления, или не диктует специфические эстетические ценности и методы. Данная речь не является манифестом, несмотря на то, что я как художник не мог устоять перед искушением представления его таковым, сравнив с моим манифестом 2011 года, одновременно определившим и поддержавшим дух метамодернизма; одновременно логически последовательным и абсурдным, серьезным и обреченным на провал, но все еще оптимистичным и полным надежд.

Метамодернизм не предлагает утопическое мировоззрение, вопреки тому, что он описывает атмосферу, в которой сильное желание утопий, несмотря на их бесполезную сущность, набирает силу. Таким образом, дискурс метамодернизма имеет скорее описательный, нежели предписывающий характер; включенные средства формулировки предстоящих изменений ассоциируются со структурой чувства, для которой терминологии постмодернистской критики стало недостаточно и будущее которой все еще требует построения.

Примечания переводчика:

1. ↑ Cлово gravity имеет значение серьёзности, а также равновесной силы. Здесь улавливается тонкая метафора и работает как физический термин, так и изначальный.

2. ↑ Молодые британские художники, англ. Young Brit Artists.

Оригинал: Metamodernism: A Brief Introduction
Автор: Люк Тёрнер
Перевод: Анастасия Устинова

Источник

Метамодернизм как новое слово в искусстве, которое… еще не сказали!

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Коль скоро вас заинтересовала статья о метамодернизме, вы наверняка прекрасно знаете, что такое модернизм и постмодернизм. Если же нет, скажем вкратце, что модернизм в искусстве – это течение, вызванное к жизни в первой половине 20 века стремлением обновить художественные устои прошлого. В свою очередь, постмодернизм – это совмещение и смешение стилей, культур и направлений, наблюдавшееся в искусстве второй половины 20 столетия как ответ на утрату модернизмом потенциала к дальнейшему развитию.

Более подробно разобраться в теме вы сможете, если изучите наш курс «История искусства», в частности урок 6 «Модернизм» и урок 7 «Постмодернизм». Так или иначе, мы будем говорить о метамодернизме именно в контексте развития искусства и попытаемся разобраться, чем он отличается от прочих течений. Начнем с небольшого исторического экскурса.

Исторический экскурс

Метамодернизм – это общий термин, которым принято описывать изменения, происходящие в культуре и искусстве, начиная с 1990-х годов прошлого века. Так что наш исторический экскурс будет неглубоким, потому что речь идет о событиях, которые произошли сравнительно недавно, в современную эпоху.

Однако метамодернизм – это не синоним термина «современное искусство», которым часто описывают текущий период. В современном искусстве мирно сосуществуют многие тренды 20 столетия, и даже смена основных тенденций развития не означает полного отказа от художественных стилей прошлого.

Термин «метамодернизм» ввели в научный оборот голландский философ и культуролог Робин ван ден Аккер и норвежский искусствовед Тимотеус Вермюлен. Суть метамодернизма они представили в совместном научном труде Notes on Metamodernism («Заметки о метамодернизме») [T. Vermeulen, R. Akker, 2010].

Первое, о чем говорят авторы, это об объективных причинах для конца постмодернизма в том виде, в каком его привыкли понимать ученые и искусствоведы. Ввиду того, что искусство тесно связано со многими сторонами нашей жизни, на него влияют изменения практически во всех ее сферах.

Это возросший темп жизни и скорость обмена информацией, рост технологий и рост возможностей их использования в целях терроризма, изменения климата и идущие один за одним экономические кризисы. Все перечисленное влияет на культуру и искусство многоаспектно, начиная от появления новой тематики в искусстве (климат, цифровые технологии, терроризм) и заканчивая новым взглядом на традиционные темы (быт, семейные ценности).

Поэтому большинство трендов постмодернизма обретает новый смысл. Как пишут авторы, цитируем: «… история продолжается уже после ее спешно объявленного окончания» [T. Vermeulen, R. Akker, 2010]. Так, метамодернизм меняет «границы настоящего на пределы будущего», а погоня за бесконечно отступающим горизонтом – это как раз удел современного человека.

Обращаем внимание читателей, которые пожелают лично ознакомиться со статьей-первоисточником, что авторы употребляют термины «метамодернизм» и «метамодерн» в основном, как синонимы. Иногда термины задействуются, чтобы акцентировать внимание на некоторых деталях. Тогда метамодернизм определяется, как направление в искусстве, а метамодерн – как культурная парадигма наступившего тысячелетия.

Учитывая, что Аккер и Вермюлен как раз и являются авторами этой концепции, нам остается лишь принять любое их определение. Равно как и принять прочие их термины и определения, поясняющие, с их точки зрения, суть метамодернизма. Остановимся на самых главных из них. Авторы обращаются к таким понятиям, как «метаксис» и «паратаксис».

Термин «метаксис» берет свое начало в философии Платона и его работе «Симпозиум», означая некое колебание между противоположностями и одновременность применения противоположностей [Платон, 2013]. Паратаксис в классическом понимании есть способ построения сложного предложения, однако Аккер и Вермюлен более склонны употреблять его как противоположность метаксиса.

Такое соотношение колебаний и стабильности и есть суть метамодернизма. Эпоха стабильна в своих колебаниях, а колебания и есть стремление к стабильности. В этом плане все складывается логично. Действительно, таких масштабов нестабильности, неопределенности и моментальных изменений человечество еще не знало. В этом плане все, что мы знали ранее, можно оставить за скобками наступившего тысячелетия и учиться жить по-новому. Тогда и искусство вынуждено следовать за изменениями в жизни и по-новому отображать окружающую действительность, по-новому переосмысливать вечные ценности.

Значит ли это, что все вышесказанное волнует лишь двух ученых – авторов «Заметок о метамодернизме», и лишь они взяли на себя труд углубиться в теоретическую часть и как-то описать и систематизировать то, что, в общем-то, достаточно самоочевидно для всех мыслящих людей? Вовсе нет, и у их идей нашлись последователи, развившие идеи метамодернизма и давшие более развернутое понимание, что же такое метамодернизм.

Содержание метамодернизма

При всей самоочевидности происходящего масштабы событий слишком велики, чтобы просто равнодушно взирать на них, не пытаясь реагировать и думать о том, что же ждет нас дальше. Искусство всегда стремится заглянуть чуть за горизонт прошлого, настоящего и будущего, сделать окружающий мир чуть красивее или, наоборот, подчеркнуть его несовершенство, достичь гармонии или показать неизбежность отсутствия оной.

Английский художник Люк Тернер взял на себя труд раскрыть содержание метамодернизма в своем труде Metamodernism: A Brief Introduction («Метамодернизм: краткое введение») [L. Turner, 2015]. Тернер, в целом, согласен с определением причин, спровоцировавших отход от традиций постмодернизма, которые выделили Аккер и Вермюлен. И считает более важным сосредоточиться на структурных элементах метамодернизма.

Естественно, для этого нужно, прежде всего, вспомнить основные составляющие постмодернизма, к которым Тернер относит отказ от стереотипов, релятивизм и нигилизм. Постмодернизм зародился как противовес модернизму, но ведь и модернизм возник как отрицание устоев прошлой эпохи. В этом смысле метамодернизм вобрал в себя и традиции модернизма, и традиции постмодернизма, при этом не возвращаясь в полной мере ни к тем, ни к другим.

Люк Тернер обращает внимание читателей на значение приставки «мета», употребляемой в случаях, когда что-то нуждается в обобщении, абстракции, определении перехода к чему-то новому. И тогда становится ясным истинное содержание метамодернизма как обобщения модернизма и постмодернизма [L. Turner, 2015]. Это все мы в полной мере можем увидеть в его работах как художника. Достаточно посмотреть на его работу «Рождение Венеры», чтобы понять, насколько далеко он ушел в своем творчестве, как от модернизма, так и от постмодернизма:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

К слову, именно Люк Тернер является автором «Манифеста метамодерниста» (Metamodernist // Manifesto), где он попытался в 8 пунктах объяснить всю суть метамодернизма [L. Turner, 2011].

Манифест метамодернизма – краткое содержание:

Как же все эти идеи метамодернизма отразились в искусстве? Давайте посмотрим!

Стратегии метамодерна

Все, кто успел познакомиться с нашим курсом «История искусства», уже знают, что каждой эпохе присущи свои художественные стили и приемы, используемые для создания произведений искусства. И таких стилей, приемов, практик может быть множество. Рассмотрим основные художественные стратегии, свойственные метамодернизму. К слову, зародились многие из них намного раньше, чем появился термин «метамодернизм».

Перформатизм

Термин «перформатизм» предложил немецкий ученый Рауль Эшельман. Суть термина он раскрыл в своих работах, в частности в работе Performatism, or the End of Postmodernism («Перформатизм, или Конец постмодернизма») [R. Eshelman, 2001]. У Эшельмана перформатизм – это преднамеренный самообман, чтобы во что-то поверить наперекор себе.

Именно этим он объясняет возрождение интереса к теологии в искусстве, которое можно наблюдать на протяжении конца 20 – начала 21 века. Например, в «Новом музее» Нью-Йорка прошла выставка с названием «Моложе, чем Иисус», подразумевающим, что искусство на самом деле очень молодо.

К слову, такой всплеск интереса к религиозной тематике наблюдается не только в живописи, не только в Америке, но и у нас в поп-музыке. Примером может служить композиция группировки «Ленинград» i_$uss, которую следует читать как «Иисус»:

Собственно, и фраза в припеве «Ты, как Иисус» не оставляет сомнений в задумке авторов песни, а в середине клипа появляется персонаж, стилизованный под Иисуса Христа.

Романтический концептуализм

Еще один художественный стиль метамодернизма – это романтический концептуализм. Что это такое, подробно описал немецкий критик Йорг Хейзер в соавторстве с коллегами в работе Romantic Conceptualism («Романтический концептуализм») [J. Heiser et al., 2008]. Если в двух словах, в эпоху метамодернизма рациональное концептуальное искусство замещается аффективными сентиментальными абстракциями.

Примером могут служить работы французского художника Дидье Курбо, которые наши ценители искусства могли видеть в экспозиции на Гоголевском бульваре в Московском музее современного искусства в 2011 году в рамках проекта «Невозможное сообщество». Дидье Курбо, в числе прочего, прославился своими инициативами по благоустройству городского пространства и даже лично рисовал «зебру» на пешеходном переходе. По итогам реализации своих инициатив он представил фотоотчет, а выставку фотографий объединил общим названием «Нужды»:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Заметим, что романтический концептуализм – это не единственное обращение к теме романтизма в рамках метамодернизма. Так, наблюдается всплеск интереса к неоромантизму (или новому романтизму). Американский философ Артур Лавджой (1873-1962), взявшийся за определение неоромантизма в искусстве еще в эпоху модернизма, изначально заметил, что определений может быть множество, и что тут можно вести речь не о каком-то одном направлении в романтизме, а о «романтизмах» или множестве направлений.

Наиболее полно его взгляды изложены в работе On the Discrimination of Romanticisms («О различении романтизмов») [A. Lovejoy, 1924]. Так или иначе, романтизм или романтизмы нашли свое отражение в творчестве художников метамодернизма. Это неудивительно, ведь романтизм можно распознать по его колебаниям между противоположностями, что, как мы помним, является неотъемлемым признаком метамодернизма. Кроме того, романтизм – это погоня за горизонтом, попытка превратить конечное в бесконечное, даже зная, что это нереально. И такой подход – это тоже отличительная черта метамодернизма.

А чтобы было понятнее, о чем речь, предлагаем познакомиться с наиболее знаковыми произведениями метамодернизма, наиболее полно отражающими черты этой новой эпохи в искусстве. Это, в частности, английский художник Дэвид Торп и его картина «Завет Востока», написанная в 2003 году:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Картина, безусловно, красива, сюжет, безусловно вымышленный, но не абстрактный в полной мере, а скорее скомпонованный из элементов реальности. Еще один яркий представитель метамодернизма в живописи – это британская художница Кэй Доначи. В ее картинах тоже соседствуют правда и вымысел и, безусловно, прослеживается влияние романтизма. Как, например, в работе «Раннее утро, часы ночи»:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Стратегии метамодернизма проникли во все виды изобразительного искусства. В частности, в фотографию. Американский художник и фотожурналист Гленн Рубсамен является настоящим мастером романтических абстракций. Среди бесчисленного множества его работ стоит выделить фотоработу «Я решил промолчать», представленную в 2006 году:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Сложно сказать, почему молчание представлено именно в таком образе. Впрочем, иногда романтическая абстракция доходит до такой крайней степени, что даже сам автор затрудняется определить сюжет своей работы и придумать ей название. Как, например, американский фотограф Грегори Крюдсон, представивший свою работу «Без названия»:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Тренды метамодернизма нашли свое отражение и в архитектуре. Тут, правда, намного сложнее определить какую-то одну художественную стратегию, через которую метамодернизм реализуется в архитектуре. В этом плане архитектурный модернизм в меньшей степени ушел от традиций постмодернизма, где все решает смешение стилей. Однако визуальные различия в подходах слишком заметны, чтобы игнорировать смену строительных трендов.

Предлагаем просто ознакомиться с образцами архитектуры метамодернизма и самим найти элементы заимствования стилей и новых веяний. Если затрудняетесь, вам в помощь наш краткий курс «История искусства» и, в частности, урок 8 «Современное искусство».

Интересный образец метамодернизма с признаками минимализма – это Библиотека Бранденбургского Технического Университета (Котбус, 2004):

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Не менее интересен построенный в 2008 году в Пекине Китайский Национальный стадион, получивший неофициальное название «Птичье гнездо» из-за своей необычной формы:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Поистине фантастически выглядит здание филармонии в Гамбурге, спроектированное швейцарским архитекторским бюро Herzog & de Meuron Architekten:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Проник метамодернизм и в жилое строительство. В качестве примера можно привести жилой небоскреб на Леонард стрит, 560 в Нью-Йорке, спроектированный, кстати, тем же архитектурным бюро Herzog & de Meuron Architekten:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

Мы не будем спорить о художественной ценности подобных решений, тем более что восприятие подобных объектов очень сильно зависит от освещения и времени суток. Отметим просто, что вблизи строение воспринимается, как вполне функциональное:

метамодерн что это такое. Смотреть фото метамодерн что это такое. Смотреть картинку метамодерн что это такое. Картинка про метамодерн что это такое. Фото метамодерн что это такое

В целом, думается, мы дали самое общее представление об основных стратегиях метамодернизма. Напомним лишь, что в искусстве 21 века новые веяния мирно сосуществуют с трендами, превалировавшими в прежние эпохи и сохранившими свое локальное значение в творчестве отдельных художников. Поэтому вкратце стоит пройтись и по другими трендам метамодернизма, помимо уже рассмотренных.

Прочие тренды метамодернизма

Как мы уже сказали, в искусстве многое строится на переплетении эпох и тенденций. И все новое – это, зачастую, переосмысленное и адаптированное старое. Итак, что же еще подарил миру метамодернизм в искусстве?

Веяния метамодернизма:

Конечно же, этот список может быть дополнен как уже состоявшимися, но не слишком масштабными трендами в искусстве, так и теми, которые появятся (обязательно!) в обозримом будущем. Прелесть современного искусства вообще и метамодернизма в частности заключается в том, что современная история искусства творится на наших глазах, с участием наших современников, и никто не может предугадать, какие новые тренды подкинет нам жизнь. И, соответственно, на какие вызовы должно будет откликнуться искусство.

Если вам близка тема искусства, вы тоже можете стать творцом истории – истории современного искусства. Искусство – это всегда идентификация художника и зрителя, и вы вполне можете тут придумать нечто свое. Подробнее об этом вы сможете прочитать в работе «Политики идентификации в искусстве метамодернизма» [А. Венкова, 2018]. И, конечно, ни одно значимое течение в искусстве не избежит потока критики. Метамодернизм – не исключение.

Критика метамодернизма

Итак, за что же критикуют метамодернизм и его идеологов? А критикуют их за недостаточно глубокую, по мнению критиков, теоретическую проработку вопроса. Так, в статье «Критика философских оснований метамодерна» продвигается мнение, что метамодернизм Робина ван ден Аккера и Тимотеуса Вермюлена – это всего лишь упрощенное понимание постмодернизма [А. Кардаш, 2019].

Еще одна претензия к авторам концепции – это некоторая путаница в терминах и, в частности, не слишком верное использование понятий «метаксис» и «паратаксис». Такое мнение высказал автор статьи «Образы современности в XXI веке: метамодернизм» [А. Павлов, 2018].

Можно найти и другие альтернативные взгляды на эпоху. Так, есть предложение использовать для определения следующей за постмодернизмом эпохи не приставку «мета», а приставку «прото». Эта идея высказана в статье Début de sieсle, или «От пост- к прото-. Манифест нового века» [М. Эпштейн, 2001]. Справедливости ради, высказана была эта идея еще до изобретения термина «метамодернизм», и почему-то не получила особого распространения.

Так или иначе, тема метамодернизма остается одной из наиболее обсуждаемых в современном искусстве. Вы тоже теперь можете внести свою лепту в обсуждение темы или просто высказать свое мнение, ответив на вопрос ниже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *