метеор что это за судно

Теплоход «Метеор»: описание, технические характеристики

История развития судов на подводных крыльях

Впервые небольшое судно на подводных крыльях (СПК) было испытано во Франции на реке Сене в 1897 году русским подданным Шарлем де Ламбером. Однако мощности использовавшегося парового двигателя не хватило для поднятия судового корпуса над водой. В тоже время итальянский изобретатель Э. Форланини разогнал экспериментальное судно на многоярусных крыльях до 68 км/ч. В начале прошлого столетия испытания моделей СПК проводились изобретателями США, Британии, Германии, Швейцарии, Канады, Италии. В 1919 году судно Фредерика Бэлдвина HD-4, одобренное ВМС США, на двух двигателях установило мировой рекорд, развив по воде скорость 114 км/ч. Однокрылые модели британского кораблестроителя Д. И. Торникрофта имели длину около 7 метров и развивали скорость около 64 км/ч.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

В США в 60-е годы в разработке военных патрульных и ракетонесущих катеров участвовала фирма «Боинг». Быстроходные вооружённые корабли класса «Пегас» входили в состав флота США с 1977 года до 1993. С 1974 года «Боинг» произвёл около 20 морских гражданских судов «Джетфойл», перевозящих от 167 до 400 пассажиров на борту. Сегодня «Джетфойлы» по лицензии строятся японской фирмой «Кавасаки».

В 60-70-е годы прошедшего столетия ВМС Канады и Италии имели на вооружении быстроходные вооружённые катера на подводных крыльях.

Появление «Метеора»

В СССР большинство СПК было сконструировано под руководством талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева. В 1941 году в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях» Алексеев Р.Е. описал принцип работы малопогружённого подводного крыла. Экзаменационная комиссия Горьковского политехнического института узнала о судне, не имеющем аналогов в истории кораблестроения.

В начале 50-х годов в Советском союзе строились военные торпедные катера на носовых подводных крыльях. На протяжении 1963-1967 годов были построены 16 сторожевых и 12 пограничных катеров на подводных крыльях по проекту «Антарес» и 2 противолодочных корабля «Сокол».

В 60-е годы было построено несколько единичных экспериментальных СПК «Стрела-1,2 и 3», «Чайка», «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Тайфун». На службе у судового надзора и на спасательных станциях использовались катера на подводных крыльях «Волга». Советский союз экспортировал пассажирские СПК в десятки стран мира.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Серийное производство теплохода «Метеор»

Речной флот Советского союза располагал самым многочисленным парком крылатых судов. Более 1000 быстроходных катеров и теплоходов на подводных крыльях использовалось на реках и озёрах нашей Родины. Поднятые на крыло речные суда увеличили скорость и стали привлекательным транспортом для местных пассажирских перевозок и быстрых поездок между городами. Речные путешествия привлекали советских жителей комфортом, скоростью и экономичностью.

С сентября 1961 года серийное производство теплоходов «Метеор» проводилось в Татарстане Зеленодольским судостроительным заводом имени А. М. Горького. За 30 лет более 400 теплоходов серии «Метеор» было спущено на воду. Увеличение пассажиропотока требовало новых более вместительных и комфортабельных теплоходов. И в мае 1962 года из акватории завода вышел «Метеор-2», поднимающий на борт с баром и кафе 115 человек.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Описание СПК «Метеор»

Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Технические характеристики теплохода «Метеор»

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Двигатель «Метеора»

Главными двигателями на теплоход устанавливаются 2 двенадцатицилиндровых четырёхтактных дизельных мотора типа М-400, имеющих турбонаддув, реверсивную муфту и водяное охлаждение. Номинальная мощность каждого двигателя при 1700 об/мин составляет 1000 лошадиных сил. Вспомогательными движителями является пара пятилопастных гребных винтов 710 мм в диаметре. Судовые нужды обсуживаются агрегатом, состоящим из:

Устройство крыльев включает в свою конструкцию несущие (носовое и кормовое) стальные крылья и два закрылка из магниево-алюминиевого сплава, установленных на стойках носового крыла.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Безопасность на борту теплохода

Все устройства и механизмы теплохода контролируются системой управления судна. Плавное движение и надёжная работа двигателей гарантируется регулярным тщательным техническим обслуживанием пассажирских судов. Палуба и салоны для пассажиров защищены от непогоды прочной крышей. Удобные кресла и безопасность на теплоходе «Метеор» располагают к увлекательным путешествиям и речным прогулкам с семьёй или в кругу друзей.

Будни «Метеора» сегодня

Несмотря на то, что теплоходы на подводных крыльях «Метеор» уже не производятся, эти суда и сегодня используются для пассажирских перевозок на территории Росси, стран СНГ и дальнего зарубежья. В сложные 90-е годы многие речные судоходства, оставшись без работы, были вынуждены продать «Метеоры» в туристические компании Греции, Китая и Вьетнама. В Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии до сего дня используются произведённые в СССР теплоходы «Метеор» и другие суда на подводных крыльях.

Источник

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судноmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Буквально на днях катался на таком теплоходе из Казани в Булгары. Старенькая машинка, но круто летит. Вспомним его историю.

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК «Метеор», о котором сегодня и пойдет речь.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось «Ракета-1». На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как «Комета», «Беларусь» и наш сегодняшний герой – «Метеор». С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон», «Ласточка». Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Собственно «Метеор» является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск «Метеоров» наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались «Метеоры» с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

В зависимости от модели «Метеор» мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.

Posts from This Journal by “Корабли” Tag

Журналист издания 19FortyFive Джон Россомандо посетил военно-морскую базу Норфолк, штаб Атлантического флота США и то, что он там увидел, испугало…

Информация об этом журнале

Австралийцы (компания Инкат) уже 50 лет строят высокоскоростные катамараны

Они широкие и необычайно устойчивые. Такие лодки составляют речной флот Лондона, который быстрее наземного транспорта.

Источник

Метеор — скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Гениальное изобретение Ростислава Алексеева – судно на подводных крыльях, получившее гордое название «Метеор» — в настоящее время не востребовано. А ведь было время, когда множество теплоходов такого типа плавали по морям и рекам по всему миру…

И корабль, и самолет

В 60-80-х годах прошлого века широкое распространение в СССР и многих странах социалистического содружества получили катера, получившие общее название «ракета».

Суда новой конструкции использовали принципиально новый принцип движения: на высокой скорости они были способны лететь над поверхностью воды благодаря особо сконструированным подводным крыльям. На низкой скорости они плыли как обычные корабли. Общее их название – суда на воздушной подушке.

К подобной серии относились теплоходы с романтическими названиями: «Буревестник», «Комета», «Спутник» и «Метеор». Скорость передвижения этих судов была довольно большой – до 150 км/ч. На борт они могли одновременно принять до 300 пассажиров.

История создания «Метеора»

Скорость передвижения по воде напрямую зависела от многих погодных факторов, которые люди стремились подчинить своим интересам. Значительно увеличить скорость кораблей мог только принципиально новый способ передвижения по воде, над разработкой которого советские инженеры усиленно работали уже с 1920-х годов. Проект первого речного судна, способного парить над водой, был разработан талантливым инженером-кораблестроителем Р. Алексеевым в 1940-х годах. Уже в 1957 году в СССР впервые в мире произвели пассажирское судно «Ракета», которое впоследствии модифицировали в самый известный и распространенный катер на подводных крыльях — «Метеор».

Первый экспериментальный «Метеор» спустили на воду в ноябре 1959 года. В массовом производстве он – с 1961 года; всего было выпущено более 400 катеров на Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького.

Технические характеристики

Катер «Метеор» — это однопалубное пассажирское судно, изготовленное из дюраля. Считается самым красивым из всей линии благодаря удачному внешнему дизайну. Его длина достигает 35 метров при ширине 10 метров, что позволяет комфортно разместить в носовой части 26 мест, на корме – 44 места, в среднем салоне расположены 44 пассажирских кресла и буфет.

На катере установлены дизельные двигатели серии М-400 мощностью 1000 л.с. каждый. Работу силовой установки обеспечивают двигатель мощностью 12 л.с., генератор на 5,6 кВт и насос с компрессором. Приводят в движение катер два гребных винта.

Крыльевое устройство состоит из расположенных под кормовой и носовой частями несущих крыльев, а также двух закрылков.

Водоизмещение «Метеора» составляет до 53, 5 тонн.

Эксплуатационные характеристики

Максимальная скорость, которую способен развить катер, не превышает 75 км/ч. В автономном режиме «Метеор» способен преодолеть расстояние до 600 км. Катер обслуживают три члена экипажа. Количество пассажиров колеблется от 78 до 123 (в зависимости от модели).

Система управления, расположенная в ходовой рубке, осуществляет контроль над всеми механизмами катера.

Былая слава утеряна

Благодаря хорошей скорости и удобству для пассажиров катер «Метеор» стал незаменимым средством передвижения не только для граждан СССР – оставшиеся в эксплуатации экземпляры до сих пор популярны в странах Европы и СНГ.

К большому сожалению, с 1991 года такой удобный катер больше не производится.

Источник

Легендарный теплоход «Метеор» на подводных крыльях. Что у него внутри!

Серийное производство Метеоров уже прекращено, но это не помешало ему в своих трёх различных модификациях (342, 342Э, 342У) успеть стать самым массовым СПК (судном на подводных крыльях) в мире.
Правда даже самый массовый СПК успел почти полностью исчезнуть из флотилий речного пароходства, и чтобы посмотреть на это чудо советской инженерной мысли мне пришлось ехать в другой регион. В этой статье я покажу как теплоход выглядит изнутри: мы пройдёмся по салонам, заглянем на мостик и даже спустимся в машинное отделение!

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Три салона с общим количеством посадочных мест на 50 пассажиров. Мягкие, удобные кресла сейчас заботливо укутаны защитными чехлами, но даже с ними, салон судна смотрится достаточно органично.
Многие ругают советский дизайн, но салон Метеора даже по нынешним меркам смотрится достаточно современно. С другой стороны, многие уже скучают именно по такому оформлению и возможно, скоро подобные салоны вернуться уже в виде «ретро» стилизации на новых судах.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Особый шик — рулевая рубка. С точки зрения ретро-дизайна она выглядит просто отменно. Правда, штурвал так и норовит развалиться.
Ссохшееся дерево рассыпается, стоит к нему прикоснуться. Всё же судно уже многие годы стоит заброшенным (не эксплуатируемым) и постепенно разрушается в ходе естественных процессов.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Советские приборные панели — отдельный вид прекрасного. Не знаю почему, но они мне очень нравятся. Всё логично, понятно и удобно.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Достаточно любопытно расположен якорь, доступ к которому осуществляет через специальный люк.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Ну и конечно же стоит заглянуть в машинное отделение, где стоят два двенадцатицилиндровых четырёхтактных турбированных дизельных двигателя суммарной мощностью в 2000 лошадиных сил! Предельная скорость с таким мотором была почти 80 километров в час, но обычно судно с пассажирами двигалось с болеем скромными 60 километрами.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Из блога: «NordSkif & Co»

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

На мой взгляд самый красивый из СПК это Буревестник

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Как питерцу, неожиданно слышать о том что: 1) надо ехать в другой регион, что бы посмотреть на метеор 2) есть метеор в хорошем состоянии и не используется.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Источник

Возвращение легенды: в России на воду спущен первый за долгое время «Метеор»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Новая модель называется «Метеор 120Р» и является прямым потомком одноименных советских судов-теплоходов на подводных крыльях. Как и раньше «Метеор» позиционируется в качестве речного транспортного средства. Впервые показана широкой публике новая модель была еще в июне текущего года. Продемонстрировали теплоход на Международном военно-морском салоне. Разработкой новинки занималось ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде. Первый рабочий экземпляр был спущен на воду в августе 2021 года.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Главным заказчиком нового «Метеора» стал Минпромторг России. Спроектировано и запущено в серию судно было в рамках государственной кампании по развитию речного судостроения. В рамках этой же программы ведется разработка судов для работы и освоения шельфовых месторождений газа и нефти. Существует программ с 2019 года. Именно тогда новый «Метеор» и выиграл государственный конкурс.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Стоимость одного «Метеора 120Р» для заказчика составляет сумму в 590.5 млн рублей. Владельцем первого судна стал «Северречфлот». Использоваться оно будет на реках Ханты-Мансийского автономного округа. Предполагается, что постепенно «120Р» будет заменять собой старые советские «Метеоры», возраст которых уже перевалил за отметку в 30 лет. Возить теплоходы, как и раньше, будут исключительно пассажиров. Следующая машина будет собрана уже только в начале 2022 года.

метеор что это за судно. Смотреть фото метеор что это за судно. Смотреть картинку метеор что это за судно. Картинка про метеор что это за судно. Фото метеор что это за судно

Новое судно на подводных крыльях имеет изящный и утонченный дизайн. Длина «Метеора» составляет 34.4 метра. Ширина – 9.2 метра. Осадка судна – 2.5 метра. Водоизмещение теплохода равняется 68 тоннам. На борту в качестве пассажиров может находиться до 120 человек. Экипаж составляет при этом 4 человека. При дальности хода в 600 км и продолжительности автономного плаванья в 8 часов речное судно может разгоняться до 65 км/ч.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *