метлахская плитка что это советская
История «вечной» метлахской плитки в советских квартирах
Многие, кто делал ремонт в хрущевке, сталкивались с бордовой «вечной» плиткой на полу в ванной. Вечной ее называют потому, что даже сейчас в хрущевках, где мало что сохранилось в первоначальном виде, эта плитка лежит прекрасно и убрать ее не всегда вообще возможно, многие вынуждены закрывать ее новым покрытием, потому что уж очень она крепко сидит.
Еще такую же плитку можно встретить иногда и в подъездах советских домов.
Но мало кто знает, что это метлахская плитка и собратья ее высоко ценятся во всем мире, да и история у нее большая и интересная.
Итак, что же это за вечная плитка.
Вообще, метлахской называют керамическую плитку, в которой цвет запечатан внутрь, она не покрыта глазурью и проходит очень сильный обжиг. Красные квадратики советской плитки это вроде бы она самая, но самый скучный вариант.
Сама технология создания таких плиток появилась еще в 1850-е в Англии, но в Россию впервые ее привезли производства компании Villeroy&Boch, которая находилась в городе Метлах, оттуда и прижилось название.
А суть технологии в том, что в форму заливается глина разных цветов и обжаривается, в итоге она между собой соединяется так крепко, что становится единой плиткой. При этом, с красивым рисунком, который не соретрется никогда!
И вообще-то эта плитка, действительно, бывает очень красивой и долговечной. Ее можно встретить во множестве исторических мест в Европе. Например, в начале 20 века она была очень популярна в Петербурге, где ее использовали как напольное покрытие во многих парадных. И питерские любители архитектуры даже пытаются иногда определить по рисунку где какая плитка была произведена, но это довольно глупая затея, потому что, на самом деле, в те годы одинаковые рисунки производили разные заводы.
Ее использовали, например, в больницах, потому что с нее прекрасно все смывалось и она была очень стойкая к большой проходимости и даже ударам.
mockva.ru. Это тоже вариант метлахской плитки
В советские же годы плитку делали без всяких особых рисунков, производили ее на Харьковском и Славянском заводах, красную, квадратную, простую и некрасивую, как все в Советском союзе.
Но ее долговечность все равно осталась такой же как и у ее красивых и более интересных собратьев. Поэтому до сих пор она лежит в хрущевках и ничего с ней не стало.
Метлахская плитка что это советская
Метлахская плитка получила широкую популярность и известность благодаря своей уникальной красоте, поразительной прочности и безукоризненной функциональности. Первые образцы этого декоративного материала появились около 125 лет назад и с тех пор, он остаётся одним из наиболее востребованных вариантов облицовочной плитки. Так, почему же продукция столь «древней» технологии и по сей день способна на равных конкурировать с ультрасовременными строительными материалами? Перейдём к обстоятельному рассмотрению этого вопроса.
Пик востребованности и распространённости метлахской плитки пришёлся на времена эпохи ранней индустриализации (середина XIX в). Она даже стала одной из отличительных особенностей, возникшего немного позже эклектического ретроспективизма в викторианском стиле. Обладая исключительному сочетанию износостойкости и живописности, метлахская плитка активно использовалась для декорирования, как роскошных апартаментов, так и небольших площадей, дворцов, вокзалов, театров и заводов.
В наше время фрагменты старинной отделки, созданные из экстравагантной метлахской плитки, можно лицезреть во многих популярных исторических местах, например, в Большом театре, Гамбургском метро, Кёльнском соборе и т. д. Кроме того, она применялась в оформлении кают и приёмных залов на известном «Титанике». Во время недавних глубоководных исследований с борта затонувшего лайнера были подняты многочисленные фрагменты именно этого отделочного материала.
Любопытно! Своё название плитка получила в честь немецкого города Метлах, где в середине позапрошлого века было налажено первое крупномасштабное производство изделий из керамики. Сегодня, классическое производство, сохранившее в неизменном виде все оригинальные этапы изготовления, можно посетить на юге Франции!
Основная сфера, где метлахская плитка активно используется – это декоративная отделка общественных мест и больших частных домов. По эксплуатационным характеристикам плитка почти идентична прочному керамограниту, но по декоративным параметрам, значительно его превосходит. Она может смело похвастаться многообразием расцветок, узоров и форм. Благодаря этим достоинствам метлахская плитка преобразует пол в настоящее произведение искусства, которое сохраняет свою первоначальную красоту в течение трёх-четырёх десятков лет.
Из всех вариантов, самой популярной является метлахская плитка для покрытия пола, обладающая незаурядными свойствами, которые обусловливают её длительный срок службы без заметных повреждений.
В интерьере любой комнаты метлахская плитка создаст неповторимую эксклюзивность, формирующую креативный антураж. Например, в ванной она будет успешно противостоять водным брызгам из раковины, душа или крана, на кухне – легко устоит перед регулярными перепадами температуры и колебаниями уровня влажности, а в зоне входа – препятствовать разнесению уличной грязи. Этот отделочный материал также будет уместен в ресторане, небольшом офисе или бутике, где создаст своеобразную атмосферу.
Что касается загородных домов, то метлахской плиткой облицовывают веранды, террасы и крыльцо. Материал не боится больших нагрузок, дождя, жары, снега и морозов. Если оформить метлахской плиткой придомовую территорию (дорожки, тропинки, зона барбекю), то она превратится в эффектное место для отдыха и развлечений.
Благодаря достаточно большому разнообразию расцветок и форм метлахскую плитку можно выгодно использовать не только для создания декоративной облицовки стен и неповторимых напольных покрытий, но даже с целью декорирования мебели.
Несмотря на индустриальный прогресс и широкие возможности современных производителей технология изготовления остаётся неизменной. В качестве основного компонента для производства метлахской плитки используется особая высокопрочная глина.
После формовки, заготовки из глины покрывают слоем глазури и помещают в печь, где при температуре 125–140оС они обжигаются. Во время осуществления термической обработки глазурь и глина так плотно спекаются, что продукция приобретает удивительную износостойкость, долговечность, а также устойчивость к разрушающему воздействию агрессивных химических соединений. Эти качества также позволяют использовать плитку на улицах, производствах и в местах общественного пользования.
Кажется нереальным тот факт, что на протяжении полуторавековой истории в производственный процесс не было внесено никаких модификаций кроме увеличения вариантов орнаментов и расширения цветового ряда. Проще говоря, плитка стала богаче и качественнее без потери своих достоинств, лишившись при этом практически всех недостатков.
Некоторые мастера-энтузиасты, различными путями стараются узнать все секреты изначальной рецептуры, чтобы создавать первичные образцы плитки. Их продукция абсолютно идентична вариантам, использовавшимся во время властвования королевы Виктории. Как правило, большая её часть используется при реставрационных работах в архаичных зданиях.
Выше было отмечено, что метлахская плитка очень схожа с керамогранитом по своим эксплуатационным качествам. Но она обладает более разнообразным (форма, расцветки) и обширным модельным рядом. Размеры плитки варьируются от 3,0 до 14,5 см, а форма всегда классическая – квадрат, прямоугольник, треугольник, шести –, а иногда и восьмиугольник.
Большой ассортимент форм и размеров метлахской плитки, дарит возможность выкладывать редчайшей красоты узоры, а также преобразовывать пол в уникальное произведение искусства.
По способу производства выделяют литую, прессованную и, полученную экструзионным методом плитку.
Также существует разделение на грубую или тонкую керамику. Отличие хорошо видно на разломе: грубая – имеет мелкозернистую поверхность, а тонкая – структура гладкая, однородная.
Основная классификация базируется на технических показателях плитки и представляет собой коэффициент устойчивости к износу по четырёхступенчатой шкале Мооса.
Она помогает определиться с выбором конкретной плитки для помещения, когда известна примерная суточная нагрузка на пол.
Современная промышленные предприятия выпускает четыре класса продукции, различающиеся по износоустойчивости:
1-й класс прочности – этот вариант является самым «нежным». Такую метлахскую плитку можно укладывать исключительно в жилых помещениях в наиболее удалённых от входной двери помещениях. По полу, имеющему такое покрытие, лучше ходить тапочках с мягкой подошвой.
2-й класс износоустойчивости – более прочный, чем предыдущий вариант. Применяется в местах со средней суточной проходимостью, где исключено прямое попадание на плиточное покрытие при входе с улицы. Это оптимальный вариант для больничных палат, детских садиков, санузлов и других подобных помещений.
Плитка 3-го класса прочности годится для укладки в коридорах, кухнях, прихожих. Такой вариант имеет высокий коэффициент прочности и способен благополучно песок, глину, землю и другие загрязнения. Поверхность материала не трескается, устойчива к царапинам и длительно сохраняется изначальный вид.
4-й класс прочности – это наиболее устойчивый вариант, способный противостоять повреждающим факторам длительное время. Он находит применение в сооружениях и зданиях общественного назначения со значительной проходимостью, например, театры, супермаркеты, торговые центры, крупные банки и т. п. Помимо этого, плитку четвёртого класса часто укладывают на террасах таунхаусов, загородных коттеджей и в гаражах.
Свойства и особенности
Метлахская плитка, благодаря оптимальной рецептуре состава и грамотной технологии производства, обладает рядом исключительных особенностей и уникальных свойств:
— стабильность цвета – достигается благодаря равномерному распределению красящего пигмента по всему объёму плитки и последующим спеканием с глиной во время обжига;
— долговечность – высокая устойчивость к разрушающим воздействиям;
— выносливость – отделочный материал не боится града, дождя, мороза, снега и т. п. Обладает изумительной устойчивостью к щелочам, солевым растворам и кислотам;
— прочность – плитка обладает поразительной твёрдостью, обуславливающей способность выдерживать колоссальное давление;
— универсальность – метлахское напольное покрытие находит применение не только в помещениях, но и под открытым небом на улице.
Кроме этого, широкий выбор расцветок позволяет выложить практически любой орнамент или узор на полу.
Когда возникает необходимость создания изысканного дизайна, благородного интерьера и пола с великолепными эксплуатационными параметрами, следует остановиться на выборе напольного покрытия из метлахской плитки. С её помощью можно создавать нестандартные, эксцентричные цветные ковры, украшающие пол и образующие единую гармонию в общем интерьере помещения.
6 лет 3 месяца назад Материалы 128455 просмотров
Метлахская плитка из города Метлах
Даже если вы равнодушны к фарфору и имя Villeroy&Boch вам ни о чем не говорит, то уж о метлахской плитке вы слышали наверняка. И не просто слышали, а видели много раз эту цветную, красивую плитку, которой облицованы Кельнский собор, Большой театр в Москве и парадные в старинных домах Санкт-Петербурга.
Любовь к Villeroy&Boch мне передалась по наследству.
Прапрадед владел в Петербурге лавкой, которую сейчас назвали бы «магазином строительных материалов». Там и продавалась метлахская плитка, которую с удовольствием в начале прошлого века покупали для отделки доходных домов богатые столичные жители.
В нашей большой фамильной квартире, ставшей коммуналкой после 1917 года, в Перекупном переулке, недалеко от Невского проспекта, ванная комната была вся выстлана метлахской плиткой. Стены, пол, подоконник.
Я помню эти яркие, сочные краски и удивительные узоры, которые мне так нравилось разглядывать. Война, бомбежки, холод и ужас блокады не смогли уничтожить эту плитку. В 2011 году, когда удалось расселить этот коммунальный клоповник, плитка была еще жива на полу ванной комнаты и кухни, а вот со стен отвалилась из-за того, что «пролетариат» населявший нашу квартиру, ничтоже сумняшеся приколачивал гвоздями деревянные полки.
История создания плитки интересна и поучительна, как и вся история мануфактуры Villeroy&Boch.
В середине 19 века один из представителей семьи Бох по имени Эжен (Ойген) Бох, принимал участие в археологических раскопках на территории города Метлах, где уже тогда существовало производство посуды.
Древние римские поселения были почти уничтожены временем, но археологи нашли удивительные по красоте и яркости осколки, которые так восхитили Боха, что он решил кроме посуды заняться еще и производством керамической плитки.
Компания Villeroy&Boch является единственным в мире производителем настоящей метлахской плитки. Все остальное это стилизация.
В музее Villeroy&Boch есть совершенно потрясающее кафе, где можно любоваться метлахской плиткой, красивыми керамическими изразцами и пить кофе из чудесных чашек от VB. Но мне не везет!
Каждый раз я прихожу сюда в те часы, когда кафе еще закрыто и мне остается лишь делать фотографии.
Кафе в Старом Аббатстве отчетливо напомнило мне молочную лавку Пфунда в Дрездене. Если вам приходилось бывать в столице Саксонии, то вы знаете о чем я говорю.
Взгляните, как похожи интерьеры в Метлахе и Дрездене. И это не случайно. Именно мануфактура VB занималась оформлением этого молочного магазина, теперь известного на весь мир.
Во время масштабной реконструкции Большого театра в Москве, наши реставраторы обратились с просьбой к менеджменту Villeroy&Boch воссоздать старинные изразцы, которыми были отделаны некоторые помещения и залы театра. Компания VB c огромным удовольствием приняла это предложение и теперь в главном театре страны мы снова можем увидеть плитку из Метлаха.
В честь открытия Большого театра после реставрации в 2011 году мануфактурой была выпущена памятная тарелка.
Производство плитки и сейчас является важным направлением работы Villeroy&Boch. В Метлахе находится дивизион по выпуску этой великолепной и долговечной красоты.
Метлахская плитка: материал с историей
Её фрагменты подняли с затонувшего «Титаника», она украшает интерьеры Большого театра и Кёльнского собора, а по эксплуатационным свойствам сопоставима с современным керамогранитом.
Метлахская плитка прошла через века, сохранив за собой статус эстетичного и практичного материала, который сегодня используется для внутренней и наружной отделки.
Из чего делают самый прочный «ковёр»
Метлахской называют мелкоформатную плитку разной формы, обязательно керамическую и неглазурованную, окрашенную на всю глубину. Этот отделочный материал ценится дизайнерами за возможность выложить уникальный орнамент. Метлахская плитка для пола выглядит, как керамический ковёр, собранный из разноцветных кусочков простых геометрических форм: квадратов, прямоугольников, треугольников, шести- и восьмиугольников.
После обжига плитка приобретает водонепроницаемость, прочность и «живучесть», за которую так ценится. Она не боится большой проходимости и хорошо себя чувствует как в жилых интерьерах, так и в коммерческих или административных зданиях. «Метлаху» не страшны каблуки, морозы, жара, кислоты, щелочи и даже падение тяжелых предметов. Расколоть, поцарапать или как-то ещё повредить эту плитку не так просто.
Почему мы называем её «метлахская»
Ещё в Римской империи существовало некое подобие метлахской плитки — полы, выложенные из кусочков разноцветной керамики разной формы и величины. То была керамическая альтернатива мраморной мозаике, последнюю могли себе позволить только особо зажиточные представители римского общества. Современного разнообразия оттенков тогда не было и в помине — пигменты для глины стоили недешево.
Такие полы из нарезных кусочков ещё несколько веков были востребованы в Европе наравне с тиснением по глине, с помощью которого тогда делали рельефную плитку. Иногда в тиснения затирали недолговечную смоляную мастику другого оттенка. Примерно в X веке, когда Европа активно обрастала храмами и соборами и требовала долговечных отделочных материалов, тиснения стали заполнять цветной глиной. Такую плитку тоже можно назвать предком метлахской. Эта техника потеряла популярность в эпоху Ренессанса, когда в моду вошла майолика и восточные техники.
Временем рождения метлахской плитки, какой мы знаем её сегодня, принято считать эпоху ранней индустриализации, которая пришлась на середину XIX в. Тогда придумали порошковую глину, что намного быстрее сохла и сухое прессование, что позволило увеличить производительность и экономичнее расходовать материал.
В Россию метлахская керамическая плитка пришла во второй половине XIX века с клеймом фирмы «Villeroy & Boch», базирующейся в немецком городе Метлах, где развернулось одно из крупнейших европейских производств керамики. Несмотря на то, что в нашей стране на тот момент были и свои заводы, изготавливающие керамическую отделку по той же технологии, к плитке «прилипло» заграничное название «метлахская».
Есть ли место «метлаху» в современном интерьере
Когда-то ей отделывали храмы и дворцы. Сегодня метлахскую плитку можно увидеть в загородных домах и городских квартирах. Её используют в классических и современных интерьерах для отделки пола и декорирования стен.
Поскольку материал не боится перепада температур, плитка подходит для облицовки кухонных фартуков и каминов. Колебания уровня влажности, как и водные брызги, «метлаху» тоже не страшны, что делает его успешным кандидатом на роль отделочного материала для стен и пола в ванной комнате.
Ударопрочная морозостойкая метлахская плитка — практичное и эффектное решение для оформления придомовой территории: ей облицовывают веранды, террасы и садовые дорожки.
Контрастный активный геометрический орнамент может стать главным действующим лицом в интерьере. Метлахскую керамическую плитку нельзя назвать нейтральной отделкой, но всё-таки она может смотреться и очень деликатно. Всё зависит от выбора цветов и узоров.
Метлахская плитка
Вестибюль дома №26 на Загородном проспекте:
1200С достигается плотное спекание вещества. Получающиеся плитки, обладают высокими эксплуатационными свойствами (морозостойкостью, твердостью, кислотостойкостью и т.п.), что допускает использование метлахской плитки, как в жилых, так и в общественных помещениях, а так же на улице.
Производство плитки носило серийный характер, поэтому нередко плитку одного и того же рисунка можно встретить в различных домах при этом в разных сочетаниях.
Соберём здесь небольшую коллекцию.
Но для начала немного истории:
«Фирма Villeroy & Boch — один из крупнейших европейских производителей керамики — была основана 1 января 1841 года членами двух семей — Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в Меттлахе.
1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Метлахская плитка очень быстро приобрела известность и стала пользоваться большим спросом, что привело к открытию в Меттлахе специального завода по ее изготовлению. Да и само выражение — «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным и распространилось на всю плитку подобного типа.
Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика каменной посуды в Дрездене, в 1869 году — мозаичная фабрика в Меттлахе, а в 1879-м — приобретается фабрика в Мерциге (основана в 1856 году фирмой «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота. В 1883 году к ним добавляется завод каменной утвари в Шрамберге (Вюртемберг, основан в 1820 году «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. Также стремительно расширяется и ассортимент изделий.
С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го — сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. На производствах к 1899 году занято шесть тысяч человек, к 1904 — их уже 6500.
Известность фирмы поддерживается постоянным участием в различных выставках, среди которых можно отметить Международную керамическую выставку в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902–1903), выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903) и другие.
С Россией фирма «Виллеруа и Бох» тесно связана со второй половины XIX века. С этого времени и до начала Первой мировой войны изделия компании во всем своем разнообразии пользуются постоянным спросом благодаря удачному сочетанию качества и цены. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора.
Однако основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка — квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Все разнообразие плитки довольно хорошо представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб).
Спросу на нее в немалой степени способствовал строительный бум, пришедшийся на конец XIX–начало XX веков. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Среди зданий Петербурга, в решении которых была использована их метлахская плитка, могут быть названы, например, доходный дом на Большом проспекте П.С., 43 (1901–1902, арх. Д.А. Крыжановский) или здание Ортопедического клинического института (Александровский парк, 5; 1902–1906, арх. Р.Ф. Мельцер).
В последней постройке плитками выложены не только полы, но и нижняя часть стен в некоторых помещениях. Облицовочные работы производились фирмой «Кос и Дюрр».
В меньшем объеме применялась метлахская плитка и в других регионах страны. Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (ул. Пушкинская, 27; 1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Клеймо на них выполнено на русском языке и содержит надпись: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург».
Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897–1899, отделка закончена в 1903-м). Храм, для которого фирма выполнила специальные плитки в форме луковицы для отделки фасадов и башен куполов, возводился на средства Николая II и его супруги, императрицы Александры Федоровны, т.е. участие в подобном проекте было как большой ответственностью, так и свидетельством доверия.
Плитка «Виллеруа и Бох» применялась не только при отделке вновь построенных зданий, но и при ремонте старых. Так, именно она была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки (Невский пр., 37), построенном в 1796–1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся.
В конце 1950-х годов начинается новый виток в истории фирмы. В 1959 году на заводе в Сепфонтене положено начало производству нового стекловидного фарфора. В 1976 году «Виллеруа и Бох» приобретают фабрику Heinrich, а в 1982 году производится реконструкция заводов фирмы. Тогда же намечаются и три основных направления в производстве — облицовочная плитка, сантехнические изделия и предметы для сервировки стола из керамики и хрусталя. В 1987 году компания преобразована в акционерное общество и начинает сотрудничество с известным дизайнером Паломой Пикассо, разработавшей, в частности, декор для плиток. С конца прошлого века и по сей день компания на высоте и наращивает производство, скупая заводы и фабрики, создавая совместные предприятия и осваивая новые рынки сбыта своей продукции.» ( Полный текст )
По вышеперечисленным адресам фотоматериалов пока нет.
Но вот что удалось найти во время прогулок по улицам Петербурга:
вероятно, некоторые из этих плиток созданы фирмой Villeroy & Boch
Покрытие пола в тамбуре дома №32 на Большом пр. П.С.
Этот же узор использован и в павильоне Ботанического сада, но уже в другом сочетании:
Большой пр. П.С. дом 18/а. Сейчас в нём находится Институт психоанализа.
Здесь многоцветная плитка использована перед входами, в тамбурах и вестибюлях:
на плитке входа надпись «М.А.ДОЛГОПОЛОВЪ С.ПЕТЕРБУРГЪ ЗАВОДЫ АКЦ.ОБЩ. ДЗЕВУЛЬСКIЙ и ЛЯНГЕ ВАРШАВА-ОПОЧНО»
фрагмент исполения покрытия вестибюля:
Дом №10 Большой пр. П.С.
Тамбур
Плитка с негеометрическим флоральным орнаментом на входе дома №19 по Большому пр. П.С.
Ещё один пример регулярного орнамента в сочетании с мозаичной текстурой:
Площадка перед входом в дом №63 по Большому пр. Петроградской стороны:
А эта плитка уже в тамбуре того же дома:
Этот же плющ «обвивает» фасад дома на улице Блохина:
Дом № Большой пр.ПС, тамбур:
Кирочная ул., 24. Доходный дом Юлиана Борисовича Бака. 1904-1905, арх. Б. И. Гиршович.
Плитка в интерьере квартиры дома на Таврической улице:
14 линия дом №63, площадка перед входом: