метод оценивания высшая оценка дистанционно что это
Статья для педагогов «Оценивание знаний учащихся при дистанционной форме обучения»
Оценивание знаний учащихся при дистанционной форме обучения
Одним из таких подходов является формирующее оценивание, являющееся составной частью личностно-ориентированного подхода к обучению. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание проводится для мониторинга достижения учеников и дальнейшего выстраивания дифференцированной работы на уроке. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения.
Основные условия для формативного оценивания при дистанционном обучении: знание и понимание учащимися целей обучения, эффективная обратная связь с учениками через образовательные платформы, активное участие учащихся в процессе собственного познания, знание и понимание учащимися критериев оценивания, возможность и умения, учащихся анализировать собственную работу (рефлексия), корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания. В задачу контроля при дистанционном обучении входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Дистанционное обучение становится более эффективным в случае, если ученикам предоставляются частая и значимая обратная связь. Обратная связь- это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели.
При дистанционном обучении должны использоваться разнообразные техники формативного оценивания в ежедневной практике, выполняющие формирующую, стимулирующую, мотивирующую функции и обеспечивающие прогресс, повышение интереса к учёбе и ответственности школьников.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Сразу после перехода на дистант мы отменили двойки»: как ставить оценки во время онлайн-учёбы
«Мел» поговорил с учителем Липецкой гимназии № 12 Аллой Волковой и методологом Цифровой платформы персонализированного образования для школы Станиславом Янкевичем о том, как и для чего нужно менять существующую систему оценивания в школах и что делать учителям, чтобы сохранить объективность во время дистанционного обучения.
Постоянный онлайн-диалог и никаких двоек
Алла Волкова, преподаватель информатики Липецкой гимназии № 12, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:
1. Отменить двойки
Классическая пятибалльная система давно превратилась в трехбалльную: пятеркой мы поощряем тех, кто работает и старается, четверку ставим, когда ученик немного не дотянул, тройку — когда освоена только базовая программа. А двойка, по сути, стала оценкой, которая никак не связана с уровнем знаний — это мера воздействия на ученика, который не хочет выполнять задания учителя.
Сразу после перехода на дистант мы в гимназии двойки отменили совсем. Если ученик что-то недопонял, учитель может оставить в журнале пустую клетку. Но ставить ребенку двойку за то, что он что-то не выучил, не совсем правильно, поскольку есть множество факторов, которые могли на это повлиять. Может, он не смог подключиться к уроку из-за технических проблем либо не разобрался в том, как работает та или иная программа. В этом нет ничего криминального: не все дети способны обучаться в таком режиме. Наша основная задача сейчас — сохранить у детей желание учиться, а не отбивать его двойками, которые спровоцированы отсутствием сетей.
2. Обеспечить обратную связь
Основным инструментом связи школы с семьей становится электронный дневник — он есть у всех. Мы, как и многие сейчас, проводим онлайн-уроки в зуме. Но у нас не просто свободная регистрация детей в зуме, а у каждого класса есть свой канал, и туда внесены только дети этого класса. И если учителю нужно передать информацию детям этого класса, они пишут сообщения именно в канал класса.
Все наши учителя зарегистрированы во «ВКонтакте» — это самая популярная соцсеть среди учеников. Домашние задания состоят из трех блоков: теоретического (прочитать страницу учебника, посмотреть обучающий ролик или онлайн-урок), практического (ответить на вопросы, сделать задание) и проверочного. В конце каждого задания учитель пишет: «Если есть вопросы, используй обратную связь через „ВКонтакте“ или электронную почту». Мы специально оставили только два способа связи, чтобы не плодить бесконечные чаты в мессенджерах.
Все это способы для того, чтобы наладить диалог учителя с учеником. И дистант, как никакая другая форма обучения, позволила почувствовать на практике важность такого диалога.
3. Не создавать детям дополнительных сложностей
Любая школа для себя сама определяет систему оценивания. Я знаю школы, которые осознанно уходят от пятибалльной системы оценивания. Но мы должны готовить детей в том числе и к государственной итоговой аттестации. И если в основном экзамене останется пятибалльная шкала, нам нет смысла ее менять у себя, потому что объяснить детям, почему оценка, полученная в школе, никак не коррелируется с тем, что будет на экзамене, сложно.
Внутренняя система оценки должна быть связана с внешними оценочными процедурами
Потому что, например, пятерка — это не всегда 100 баллов. По физике пятерку можно ставить от 70 баллов, а по информатике — только от 85. Также следует учесть, что эти шкалы каждый год тоже меняются.
Сейчас много говорят о том, чтобы вообще отменить отметку. Мы проводили такой эксперимент у нас в школе — опрашивали детей, хотят ли они, чтобы отметок вообще не было. Да, есть категория детей, которые говорят: «Да, они не нужны». И это не то чтобы только двоечники или отличники — это разные дети. Но большинство учеников все-таки сказали: «Нам оценка нужна, чтобы понимать, куда нам двигаться». Для них эта пятерка-четверка — не диагноз, а вектор дальнейшего движения.
Формирующие оценки и конструктивная обратная связь
Станислав Янкевич, ведущий методолог «Школьной цифровой платформы» Сбербанка
1. Оценивать не только итог, но и процесс
Сама по себе пятибалльная логика — вполне нормальная история, она не хуже и не лучше, чем 12-балльная или 100-балльная система. Но постепенно эта система оценивания превращается в ритуал, в котором утрачены изначальные принципы, по которым она должна работать — то есть объективно показывать, в первую очередь самому ученику, что у него получилось хорошо, а над чем еще стоит поработать.
Пятерка — это итоговая оценка, а есть еще формирующая. Если сравнить процесс обучения с процессом приготовления блюда, то итоговая оценка будет выражена словом «вкусно» после того, как приготовленное попробуют. А формирующая — это комментарии опытного повара, который стоит рядом, пока блюдо готовится, и говорит, где добавить специй, а где уменьшить огонь. Это обратная связь, которая носит процессный характер.
Слишком большой вес финальной отметки за экзамен или контрольную работу — это несовременный подход к оцениванию
С психологической и педагогической точек зрения более грамотно накапливать достижения, чтобы на подходе к контрольной у ученика уже была сформирована траектория его успехов. Если до экзамена у него было 10 проектов, выполненных в среднем на очень высокий балл, очевидно, что даже плохая итоговая оценка не будет объективным показателем.
2. Научить детей самооцениванию
Одна из долгосрочных целей «Школьной цифровой платформы» заключается в том, что мы постепенно приучаем детей к самооцениванию — когда ученик не ждет вердикта от учителя, а берет на себя больше ответственности за успехи и неудачи. Он понимает, где он был хорош, а где — не очень. Первым шагом для внедрения этого принципа становится изменение самих критериев оценки, то есть это не должна быть итоговая тройка или пятерка без объяснения причин, каждое задание должно сопровождаться четким описанием того, как оно оценивалось. Это автоматически повышает объективность итоговой оценки, выставленной учителем: он не сможет просто так поставить тройку, потому что должен будет аргументировать свое решение.
3. Научить детей и учителей конструктивной обратной связи
Второе важнейшее условие перехода на новую систему оценивания — принцип развивающей обратной связи. Эта реакция окружения (учителя, одноклассников) на выполненную работу может поддерживать, поощрять и корректировать деятельность ученика, показывать, где он отошел от цели, которую ставил перед собой в начале. Это не просто «молодец, пять», а очень детальное описание. И давать, и получать такую обратную связь — отдельный навык и для детей, и для учителей.
Пока учителя не всегда понимают, как давать обратную связь, которая носит конструктивный характер. В рамках цифровой платформы мы учим в том числе и этому. Например, можно сделать тест, где один ответ будет правильным, а три остальные — совершенно случайными. А можно сформулировать неправильные варианты таким образом, чтобы по ответам можно было диагностировать те или иные пробелы в рассуждениях ученика.
Наша программа — амбициозная попытка все это претворить в действительность. На платформе, помимо основных предметов, есть блок «Учусь учиться», состоящий из 104 коротких модулей. Он предназначен и для учителей, и для детей. Там мы рассказываем, как взаимодействовать с другими, делать классные презентации, строить логические утверждения, критически анализировать текст. Модуль можно пройти в течение часа и, например, понять, как работает метод «Шесть шляп мышления», а потом организовать с одноклассниками группу и структурировать обсуждение уже по его принципам.
Иллюстрация: Shutterstock (a_compot)
Доклад «Планирование и оценивание при дистанционном обучении»
Планирование и оценивание при дистанционном обучении.
Мешелова Р.Ж-заведующая очным отделение
Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»
Дистанционное обучение – это обучение, при котором обучающиеся и обучающий взаимодействуют друг с другом опосредованно, с использованием различных технологий связи, находясь при этом в разных местах. При этом сохраняются все компоненты учебного процесса: цели, содержание, методы обучения, оценка результата.
Дистанционное обучение — формат обучения, когда слушатели и преподаватель находятся в разных местах. При дистанционном обучении ученик не встречается с учителем и группой учеников в реальном времени, но обменивается обратной связью с одноклассниками и преподавателем по почте или в мессенджерах.
Понятие дистанционное обучение включает в себя как синхронный, так и асинхронныйформаты.
За рубежом данный термин почти не используется, так как ассоциируется с устаревшей формой обучения, когда занятия проходили в теле- и радио-форматах, а задания отсылались слушателям по почте и так же возвращались на проверку.
На смену ему пришло понятие Онлайн-обучения, которое с развитием интернет-технологий заняло нишу дистанционного обучения.
среда передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методы, зависимые от технической среды обмена информацией.
ДО может быть двух видов – синхронным и асинхронным.
Дистанционное обучение возникло задолго до появления ИКТ.
В 1840 году в Великобритании Исаак (Айзек) Питман (Isaac Pitman), создавший свою систему стенографии, начал обучать будущих стенографистов, используя почтовую переписку. Это первый известный курс дистанционного обучения. Скоропись Питмана на долгое время стала самой распространенной в англоязычном мире, в том числе благодаря широкой сети учеников.
Синхронное обучение — формат обучения в режиме реального времени, при этом занятия не всегда привязаны к определенному месту.
Примеры: очные лекции, онлайн-лекции, вебинары, онлайн-дискуссии в мессенджерах.
Синхронное обучение предполагает различные формы взаимодействия: слушатели могут получать информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать её с другими участниками и преподавателями.
Синхронное обучение считается более эффективной формой передачи знаний в сравнении с асинхронным форматом. В реальном времени выше концентрация внимания — нет времени на обдумывание ответов. Четкая привязка ко времени проведения занятий также способствует прогрессу слушателей, задавая определенный ритм обучения.
Синхронные формы обучения — это:
обучение из любого места
обучение в единый период времени для всех
интерактивность — ключ к успеху
+ быстрая обратная связь от учителя – можно сразу пояснить содержание, которое вызывают сложности у учеников;
+ организация группового взаимодействия;
+ развитие навыков коммуникации и сотрудничества;
+ мотивация к обучению в процессе взаимодействия.
+ гибкость расписания и режима дня (выбор удобного для ученика времени обучения);
+ возможность осваивать предмет в собственном темпе;
+ доступность учебных материалов в любое время;
+ развитие навыков саморегуляции и умения учиться.
— необходимость соблюдать расписание и режим, общий темп обучения;
— необходимо ждать, если поддержка нужна сразу нескольким ученикам;
— эффективность обучения зависит от личности учителя и его умения взаимодействовать онлайн;
— высокие требования к качеству связи (интернет соединение) во время занятий.
Асинхронное обучение — формат обучения, когда процесс передачи знаний или умений не привязан к определенному месту и времени.
Примеры: курсы с записанными лекциями, задания с выставленным дедлайном, массовые открытые онлайн-курсы.
Асинхронное обучение предполагает наличие не только носителя/источника знаний (преподаватель или подготовленный материал), но и человека, который отвечает за организационные и контрольно-измерительные функции (опять же преподаватель или тьютор).
Бывает, что контрольно-измерительные функции могут обеспечивать и сами слушатели (Peerassessment)
При этом полная самостоятельность без участия в совместных активностях со слушателями или с преподавателем к асинхронному обучению не относится.
Что нужно знать
Асинхронные формы обучения — это:
Обучение, которое можно пройти в удобное время
Форма, которая включает самостоятельное обучение
Обязательный этап взаимодействия с преподавателем или со слушателями
— невозможность быстро получить обратную связь от учителя при затруднениях;
— сложность развития навыков, которые требуют поддержки учителя во время отработки (например, игры на музыкальном инструменте, постановки произношения при изучении языка);
— высокие требования к самоорганизации и ответственности обучающихся.
Вспомните о видах обучения и их признаках. Сопоставьте признаки с видами обучения.
Сопоставьте значения из двух списков
Учебное взаимодействие с учителем с задержкой по времени
Изучение учебного материала с учителем и одноклассниками здесь и сейчас
Асинхронное и синхронное обучение
Дистанционное обучение, включающее в себя все компоненты учебного процесса
Роли участников дистанционного обучения
Что меняется в деятельности учителей и учеников при дистанционном обучении?
При дистанционном обучении учитель и ученики разделены значительным расстоянием, а процесс обучения осуществляется при помощи почты, телевидения, платформ и инструментов ИКТ. Соответственно меняются позиции участников образовательного процесса.
Согласны ли Вы с утверждением, что обучение всегда начинается с планирования?
А дистанционное обучение начинаем с планирования учебного дня.
Ключевая задача в планировании учебного дня – обеспечить себе и детям понятный режим, который всегда присутствует в аудиторном обучении. Подготовленное расписание и обозначенные временные рамки помогут снизить тревожность всех участников образовательного процесса.
1. Зафиксируйте учебное время. Оповестите детей и родителей в какое время будет проходить обучение (лучше всего использовать первую половину дня).
2. Учебный день в дистанционном формате нужно планировать не привычными 40-минутными уроками, а более короткими (при синхронном обучении). Учитывайте рекомендуемые нормы беспрерывной работы у компьютера учеников соответствующего возраста. Обязательно включите в учебный процесс «перемены» — паузы, во время которых вы попросите детей отойти от мониторов, сделать зарядку для глаз, несколько простых физических упражнений, выпить воды — в общем, отвлечься от занятий.
3. Обсудите с детьми и родителями, в какое время они могут работать самостоятельно.
4. Определяйте конкретные сроки, в которые ученикам нужно выполнить самостоятельную работу. Временные рамки для выполнения задач зависят от целей и могут быть разными, например:
сделать в течение часа — и через час вы возвращаетесь к заданию;
сделать до завтра, и к заданию вы вернетесь на следующем уроке;
сделать в течение недели или другого периода – например, проектные задания и т. п.
Планирование дистанционного урока
Критерии успешного плана урока
Цели урока поддерживают цели обучения
Отобран важный учебный материал
Задания направлены на достижение цели урока
Инструкции к заданиям понятны и включают все необходимые шаги. Указано время сдачи задания на проверку и вариант проверки (автоматическая на платформе, самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)
К заданиям разработаны дескрипторы
Указаны формы организации учебной деятельности – индивидуальная, парная, групповая
Продуманы варианты поддержки учеников
Определены сервисы и инструменты ИКТ, которые будут использованы в обучении (указаны ссылки на них)
Для каждой части онлайн-урока определено время
Определено время, которое будет затрачено учениками на работу с учебными материалами и заданиями(с учетом санитарно-гигиенических требований)
Учеба – это часть нашей жизни. Поэтому, размышляя над тем, как увлечь детей, нужно учитывать не только образовательные цели, но и личные потребности учащихся.
Вы согласны, что в образовательном процессе к лючевой фигурой является ученик? Поэтому необходимо учитывать индивидуальные психологические и физиологические возрастные особенности каждого ребенка, уровень его обученности.
Задайте себе вопросы:
Хорошо ли я знаю своих учеников?
Когда им интересно учиться?
Что помогает в учебе?
Какие условия для обучения есть у каждого?
Если Вы знаете на них ответы, то тогда процесс планирования урока позволит определить оптимальные цели урока и включить наиболее эффективные задания, приемы и методы, инструменты обучения, обеспечить дифференциацию.
Для дистанционного обучения большое значение имеет мотивация учеников к самонаправленному обучению (об этом в следующем модуле).
Как Вы думаете, что способствует формированию самостоятельности ученика?
Согласны ли Вы, что этому способствуют хорошо продуманные задания, разного уровня сложности и формата, с четкими инструкциями.
Дифференцируя обучение, важно обеспечить следующие аспекты:
Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Группирование учеников на основании этих особенностей.
Вариативность учебного процесса в группах.
Определив вид дифференциации, выбираем способ, который позволит поддержать каждого ученика и обеспечить максимальную успешность в обучении.
Примите во внимание особенности ваших учеников и при планировании онлайн-урока выберите один или несколько способов дифференциации, разработав соответствующие цели урока и задания.
Процесс планирования
1. Содержание
Планирование дистанционного урока (как и аудиторного) начнем с разработки целей урока. Для этого сделаем обзор целей обучения учебной программы, выберем те, которые учащиеся будут достигать на этом уроке и, учитывая особенности учеников класса, разработаем цели урока. Они могут быть дифференцированными, и это позволит организовать парную, групповую или индивидуальную работу на уроке, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения каждого ученика. Возможно, цель будет одна для всех. Но тогда важно продумать, смогут ли ученики достигать этой цели одинаково успешно, используя один или разные ресурсы, способы учебной деятельности, получая необходимую поддержку.
Обратите внимание на то, что цель урока для всех учеников обеспечивает образовательный минимум и поддерживает заявленные для урока цели обучения. Важно помочь каждому ученику достичь данной цели и продемонстрировать успешность самостоятельно или при поддержке учителя.
Предлагая цели урока для большинства и (или) некоторых учащихся, мы используем дифференциацию и вовлекаем каждого ребенка в учебный процесс, учитывая его особенности.
Помните, что глагол, используемый для формулирования цели урока, должен указывать на конкретное действие, которое обучающийся продемонстрирует в результате своего обучения. То есть цели должны быть конкретными и измеримыми. При этом важно продумать, что будет являться доказательством состоявшегося обучения – письменные или устные ответы учеников, созданные модели, рисунки и другое.
Процесс планирования
1. Содержание
Планирование дистанционного урока (как и аудиторного) начнем с разработки целей урока. Для этого сделаем обзор целей обучения учебной программы, выберем те, которые учащиеся будут достигать на этом уроке и, учитывая особенности учеников класса, разработаем цели урока. Они могут быть дифференцированными, и это позволит организовать парную, групповую или индивидуальную работу на уроке, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения каждого ученика. Возможно, цель будет одна для всех. Но тогда важно продумать, смогут ли ученики достигать этой цели одинаково успешно, используя один или разные ресурсы, способы учебной деятельности, получая необходимую поддержку.
Обратите внимание на то, что цель урока для всех учеников обеспечивает образовательный минимум и поддерживает заявленные для урока цели обучения. Важно помочь каждому ученику достичь данной цели и продемонстрировать успешность самостоятельно или при поддержке учителя.
Предлагая цели урока для большинства и (или) некоторых учащихся, мы используем дифференциацию и вовлекаем каждого ребенка в учебный процесс, учитывая его особенности.
Помните, что глагол, используемый для формулирования цели урока, должен указывать на конкретное действие, которое обучающийся продемонстрирует в результате своего обучения. То есть цели должны быть конкретными и измеримыми. При этом важно продумать, что будет являться доказательством состоявшегося обучения – письменные или устные ответы учеников, созданные модели, рисунки и другое.
После того, как определены цели урока и приемлемые доказательства, нужно отобрать учебное содержание, которое Вы предложите ученикам для достижения заявленных целей. Подумайте, какого формата будет обучение – синхронное и асинхронное или только асинхронное? При этом важно помнить, что дистанционное обучение предполагает более высокий уровень самостоятельности учащихся, так как учитель не находится рядом. Поэтому отбираем ключевую информацию, значимые материалы и ресурсы, которые позволят ученикам достигнуть ожидаемых результатов (целей урока).
При отборе учебного содержания учитывайте рекомендации к структуре онлайн-урока (если планируете использовать синхронное обучение и транслировать урок).
Начало урока включает организационные моменты (проверка связи – видимость и слышимость, договоренность о правилах – отключение и подключение микрофона, демонстрация экрана, возможность задавания вопросов).
Основная часть урока самая объемная. Именно в этой части обеспечивается достижение поставленных целей обучения. проходит объяснение учителя, демонстрация, обеспечивается вовлечение учеников, их интерактивность (например, работа в парах и группах, использование интерактивной доски и др.).
Завершающая часть урока включает в себя закрепление или обобщение материала и рефлексию. Можно провести интерактивный опрос, тест, прокомментировать выполненные задания. Предложить ученикам проанализировать и оценить свое обучение, используя заранее оговоренные критерии оценивания и/или дескрипторы к заданиям, спланировать последующие шаги в обучении или выбрать деятельность для самостоятельной работы по теме.
Практика
Вернитесь к своему плану урока. В соответствии с разработанными целями урока отберите учебный материал, используя учебник и другие ресурсы, который необходим для успешного обучения учащихся.
! Помните, что ученик может заниматься учебной деятельностью ограниченное количество времени
2. Организация
После того, как учебный материал отобран, необходимо определить, как ученики будут его изучать. Что из выбранного они смогут освоить самостоятельно, а что будут рассматривать с учителем. В соответствии с этим принимется решение, какие методы и приемы, формы организации учебной деятельности могут быть использованы при проведении урока синхронного формата.
Каким образом можно организовать асинхронное обучение?
Важно понимать, что в результате учащиеся должны приобрести – только знания или знания и умения. А также оценить, какой опыт есть у учеников по выбранным целям обучения. Смогут ли все ученики самостоятельно поработать с учебным материалом и освоить его? Если нет, то кому и какая поддержка необходима? Что поможет ученику выработать умения – набор упражнений или совместная с одноклассниками работа над проектным домашним заданием? То есть необходимо определить уровень сложности целей обучения для конкретного класса и каждого ученика.
Предлагаем вспомнить некоторые подходы аудиторного обучения и поразмышлять над тем, каким образом их можно применить в дистанционном обучении.
Единой классификации подходов обучения в международном образовательном пространстве не существует.
Условно используемые подходы можно сгруппировать следующим образом:
По используемым подходам и методам
В классно-урочной системе учитель подкрепляет объяснения картинками/схемами/опытами и ориентируется на «среднего» ученика.
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
Использование рисунков, схем, моделей для демонстрации в презентации. скринкастов и коротких видеороликов, привлечение учеников к их объяснению или комментированию.
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
Перед учениками можно ставить задачи, в ходе выполнения которых они сами найдут нужную информацию, используя доступные ресурсы.
*Подумайте о тех детях, у которых таких ресурсов нет. Как организовать их деятельность?
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
Деление целей обучения раздела на модули, делегирование обучения заранее записанной программе (Bilimland, ЯУчебник, электронные учебники) для масштабирования и экономии времени.
По формату взаимодействия
📗 Офлайн-обучение (аудиторное, классно-урочная система)
С его непередаваемой энергетикой и возможностью отследить реакции учеников, получить мгновенную обратную связь.
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
Подумайте, каким образом возможно обеспечить положительную эмоциональную атмосферу. При синхронном обучении – это улыбка учителя, спокойный ровный тон голоса, использование интерактивных инструментов для обучения (интерактивные доски Padlet, Jamboard, Trello, документы совместного доступа на Google диске и т.д.). При асинхронном обучении – обратная связь учителя (она важна и в синхронном обучении) мотивирующая и поддерживающая, начинающаяся с положительных отзывов о работе ученика.
Взаимодействие педагога с учениками в реальном времени.
Ученик не контактирует с преподавателем и обучается полностью самостоятельно.
По организации контента
Ученик получает знания последовательно, от урока к уроку. Отличная модель для большинства обучающихся: так мы учимся ходить, читать или готовить по рецепту. Но такая «забетонированная» структура зачастую становится препятствием и гасит учебный интерес к предмету.
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
Подача учебного материала осуществляется последовательно, небольшими порциями (только самое важное, ключевое относительно заявленной цели обучения).
У учеников есть возможность самостоятельно строить свою образовательную траекторию. Выбирать из набора материалов, ресурсов и заданий по теме те, над которыми ученик хотел бы поработать. Такое обучение особенно актуально для старшеклассников, которые готовятся стать студентами.
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
Для организации персонализированного обучения (с учетом дифференциации) размещать учебные материалы разного формата (презентации, видеоролики, текстовый материал) с возможностью проверки успешности как учеником, так и учителем (например, используя Гугл Класс или Teams). Предлагать ссылки на платформы для обучения с открытыми курсами.
👥 По форме организации учебной деятельности (ФОУД)
В традиционной классно-урочной системе используется фронтальная работа, групповая, парная и индивидуальная.
💻 Что применимо в дистанционном обучении:
При синхронном обучении возможно организовать групповую и парную работу, используя сессионные залы в ZOOM или команды в Teams, групповые звонки в мессенджере Telegram. При необходимости продумывать индивидуальные траектории и оказывать поддержку ученикам через консультирование, используя выше названные инструменты.
При асинхронном обучении предлагать ученикам работать над проектными заданиями в парах или группах, обмениваясь информацией и результатами в чатах мессенджеров, документах совместного доступа, на интерактивных досках.
Практика
Вернитесь к плану урока. Подумайте, какие подходы Вам можно использовать. Каким образом можно организовать учебную деятельность детей? Обязательно учитывайте возможности и условия учеников и собственные.
Теперь, когда цели урока определены, учебный материал отобран и принято решение, какие подходы и формы организации учебной деятельности будете использовать, нужно продумать, в каком формате будут предложены учащимся материалы и задания.
ФОРМАТЫ
Отобранный учебный материал можно «упаковать» в форматы, подходящие для дистанционного обучения.
Уважаемый коллега, очень важно предлагать ученикам освоение учебного материала через задания, которые обеспечивают практическую деятельность учеников. Это позволит обучающимся вовлечься в процесс обучения и получить необходимые знания или развить умения. В онлайн-обучении такие задания называются практикой.
ИНСТРУКЦИИ К ЗАДАНИЯМ
О чем важно помнить, разрабатывая задания для дистанционного обучения?
У Вас не всегда будет возможность объяснить ребенку задание. Поэтому от составленной инструкции к заданию будет зависеть успешность его выполнения, а также будет ли оно вообще выполнено.
Инструкция должна быть пошаговой, подробной, но не объемной. Написана понятным языком для детей соответствующего возраста. Желательно в инструкции указать срок, к которому должно быть выполнено задание, и как оно будет проверено. Замечательно, если ученик в инструкции будет видеть информацию о том, как можно получить помощь при затруднении в выполнении задания (ссылка на страницу учебника, ресурс, возможность задать вопрос учителю в мессенджере или обсудить с одноклассником). Инструкция должна помочь ребенку справиться с заданием и снизить тревожность. Их можно разработать в виде карты, маршрутного листа или просто напечатанного текста.
3. Технологии
Выбирая сервисы и инструменты ИКТ, следуем принципам минимализма. Меньше ресурсов, меньше платформ, меньше каналов коммуникации. В большом количестве аккаунтов и платформ для обучения запутаются и дети, и родители. Делая выбор, оптимизируйте и сокращайте, отвечая каждый раз на вопрос «зачем будет использован этот сервис или инструмент?» Помните, что методика определяет инструменты, а не наоборот.
! Инструменты подбираем, ориентируясь на цели урока и содержание
На рисунке ниже приведены примеры инструментов и сервисов ИКТ, которые помогут обеспечить взаимодействие учеников с учителем и друг другом в синхронном обучении при выполнении заданий.
Следующий пример демонстрирует использование технологий для выполнения тех же самых заданий, что и на предыдущем рисунке, но при асинхронном обучении (ученики и учитель ограничены в ресурсах – нет гаджетов, низкая скорость интернета).
! Более подробно узнать о сервисах и инструментах для организации дистанционного обучения можно при изучении модуля «Инструменты ИКТ»
Вернитесь к составленному Вами плану урока. Подумайте о своем техническом обеспечении, вспомните, какие возможности есть у ваших учеников. Определите, какие инструменты и сервисы ИКТ Вы могли бы использовать для своего дистанционного урока. Впишите их в план.
Важно! Рекомендуемая продолжительность трансляции урока 15 минут для детей младшего школьного возраста, 20 минут – средний возраст (5-8 классы), 30 минут – старший возраст (9-11 классы).
Схематично процесс планирования можно изобразить так:
Важно понимать, что в дистанционном обучении невозможно воспроизвести аудиторное. Надо пытаться найти подходящий и удобный Вам и вашему классу подход к дистанционному формату.
📌 Не пытайтесь сделать все и сразу. Спокойно обдумайте, какие из ваших целей реально достигнуть в период дистанционного обучения.
📌 Выберите один-два самых простых инструмента для дистанционного обучения и начните работу с них. Не пытайтесь использовать сразу много новых инструментов.
📌 Чем проще, понятнее и реалистичнее будут ваши учебные сценарии в период дистанционного обучения – тем больше вероятность их реализовать и получить необходимый результат.
📌 Помните, что к новому формату адаптируетесь не только Вы, но также ученики и их родители — они испытают такую же тревогу, как и Вы.
Что делать, если с доступом к интернету есть сложности?
Если интернет у детей слабый, можно отключать видео при трансляции.
Если интернет доступен только в определенное время, выдавайте задания ученикам в сервисе, к которому они могут подключиться в любой удобный момент.
Если интернета нет вообще – организуйте обучение, используя бумажные носители: распечатайте материалы, сообщите, какие главы в учебнике нужно прочитать.
Важно поддерживать активность у тех детей, которые занимаются полностью самостоятельно, без онлайн-взаимодействия с учителем. Если родители таких детей могут забирать задания раз в неделю, выдавайте задания порционно. Попробуйте подобрать мотивирующие задания или задействовать учеников в проектной деятельности
Согласны ли Вы с тем, что обратная связь в жизни человека имеет большое значение? Благодаря своим действиям, размышлению над ними и реакции окружающих на них, мы обучаемся, развиваемся и улучшаем результаты. И не имеет значение, как проходит обучение – дистанционно или в классной комнате, обратная связь одинаково ценна. Как обеспечить эффективную обратную связь в обучении? Что могут сделать учитель и ученики для улучшения учебных достижений?
Сила обратной связи: от ученика к учителю
Самое важное для обучающего, считает исследователь Дж.Хэтти (John Hattie), понять, что обратная связь оказывает мощное воздействие только в том случае, если она направлена от ученика к учителю. Если учитель нацелен на получение обратной связи от учеников или хотя бы открыт для нее, чтобы понять, какими знаниями обладают ученики, в чем ошибаются, чего не понимают или не умеют, тогда преподавание и учение могут быть скоординированы и приведут к ожидаемому результату. Обратная связь от ученика к учителю позволяет сделать обучение видимым.
Как организовать обратную связь от ученика к учителю?
1. Помогите ученику понять и принять учебную цель.
Формулируя цель при планировании урока, вспомните об особенностях учеников и класса, используйте понятный и доступный язык и конкретные измеримые глаголы, соответствующие уровню мыслительных навыков, которые отражены в предметной цели обучения.
2. Предложите ученикам задавать вопросы при обсуждении цели урока и выполнении заданий. Организуйте парное взаимодействие, таким образом увеличив вовлеченность учащихся и сделав мышление каждого видимым.
При синхронном обучении обсуждение возможно организовать во время трансляции урока или используя групповой звонок, чат в мессенджерах WрatsApp, Telegram, предварительно известив учеников о времени переписки.
При асинхронном обучении договоритесь с учениками о том, что они будут обсуждать цели урока и инструкции к заданиям, ход выполнения друг с другом и Вами, используя электронную почту, чаты в мессенджерах.
3. Организуйте само- или взаимооценивание и проведите наблюдение. Для обеспечения объективности предложите критерии оценивания и дескрипторы к заданиям (и конечно же обязательно используйте их сами), которые могут быть размещены на интерактивной доске (Padlet, Jamboard, ZOOM), в маршрутных листах, формах само- и взаимооценивания, отправленных ученикам заранее.
При трансляции урока в ZOOM это возможно сделать, когда ученики работают как в общем зале – отвечают на вопросы, демонстрируют экран с выполненным заданием, задают вопросы, так и распределив учащихся в сессионные залы парами или группами (от 3 до 6 учеников). При этом учитель может переходить из зала в зал, слушая ответы и комментарии обратной связи учеников, и при необходимости включаться в оценочную деятельность.
При синхронном и асинхронном обучении для предоставления комментариев обратной связи можно использовать функцию «Комментарии» в Гугл файлах совместного пользования. Ученики могут работать совместно в одном документе, к которому учитель предоставил доступ. Или каждый скопирует предоставленный учителем документ на свой Гугл Диск (для этого обязательно иметь аккаунт (адрес электронной почты) в Гугл) и откроет доступ для редактирования и комментариев одноклассникам и учителю, отправив на него ссылку.
Для организации само- и взаимооценивания при синхронном и асинхронном обучении очень важно продумать инструкции и правила к работе и предложить их ученикам.
4. Содействуйте развитию рефлексивного мышления учеников, предлагая при выполнении заданий, в ходе онлайн-урока и на этапе подведения итогов искать ответы на три важных вопроса:
«К чему я стремлюсь?» – для поддержания интереса.
«Как у меня получается?» – для анализа и оценки учебной деятельности.
«Каков следующий шаг?» – для планирования последующих действий.
Каждый из вопросов ориентирован на разностороннее рассмотрение процесса учения. А именно – уровень задания (насколько понятно, хорошо ли выполнено), процессуальный уровень (учебная деятельность, необходимая для понимания или выполнения задания), уровень саморегуляции (контроль за регуляцией и направлением своих действий), личностный уровень (личная оценка и воздействие на ученика). Таким образом у учеников формируется умение учиться и повышается ответственность за собственное обучение.
Оценка и комментарий учителя являются неотъемлемой частью обучения. При этом важно, чтобы обратная связь учителя была ориентирована на один из трех уровней – задание, процесс или навыки саморегуляции. И ни в коем случае не затрагивала личность учащегося. Для обеспечения объективности оценивания и ясности комментария обязательно использовать критерии оценивания и дескрипторы к заданиям, которые известны как учителю, так и ученикам. Комментарий обратной связи должен привлечь учащегося к исправлению допущенных ошибок, развитию или совершенствованию учебных действий и умения контролировать процесс собственного обучения.
Каким образом обеспечить обратную связь от учителя к ученику?
1. Объясните ученику, что обратная связь не является критикой и позволяет улучшить достижения.
2. Предоставляйте описательную обратную связь, как более действенную. Она отвечает на три вопроса:
3. Обеспечьте эффективность обратной связи, ориентируя ее на конкретные цели обучения, ожидаемые результаты или критерии оценивания.
4. Предоставляйте ее постоянно и своевременно, чтобы ученик имел возможность корректировать свою деятельность, а Вы – повторно оценить выполнение задания после использования учеником обратной связи.
5. Используйте при предоставлении обратной связи такие приемы, как «Напоминание», «Поэтапная помощь», «Предоставление образца». Напоминание обращает внимание ученика на цель обучения. Поэтапная помощь позволяет сфокусировать внимание на определенных аспектах учебной деятельности. Для этого можно использовать вопросы, описание задания или деятельности, незаконченные предложения. Предоставление образца учащимся, имеющим трудности в обучении, поможет включиться в выполнение задания.
Для предоставления обратной связи можно использовать те же инструменты, которые были предложены ранее. Кроме того, при использовании интерактивных досок Padlet, Jamboard, Trello и учитель, и ученики могут на каждый размещенный материал или ответ оставлять комментарии и «вручать» звезды, лайки и другое.
Какие еще варианты обратной связи можно использовать?
Для учеников, успешно выполнивших задание, учитель может отправить поздравительную открытку или соответствующий смайлик (значение которого обсудите с детьми заранее).
Допущенные ошибки можно выделить определенным цветом и попросить ученика исправить их.
Можно записать аудиосообщение к выполненному заданию и отправить его ученику. По мнению преподавателей, которые работают в онлайн-образовании, на запись аудиокомментариев обратной связи тратится в два раза меньше времени, чем на набор письменных.
Если ученикам доступен интернет, то можно организовать микроконференцию в ZOOM, и в течение 3-5 минут обсудить успехи и трудности в изучении темы. Пригласить на микроконференцию можно как одного ученика, так и группу учащихся, которые допускают типичные ошибки в заданиях.
Также комментарий обратной связи можно отправить в электронном дневнике, который расположен на платформе Kundelik.
! Главное, помните, что сила обратной связи не в ее наличии или отсутствии, а в ее качестве
Сила обратной связи: возможности образовательных платформ
Для поддержания мотивации к учению и обеспечению успешности при дистанционном обучении необходимо делать упор на описательную обратную связь. Она помогает учащимся при выполнении заданий.
Большинство платформ для обучения (Google Classroom, Teams, ЯндексУчебник и др.) имеют встроенные функции для оценивания выполненных заданий и обратной связи. Используйте их в качестве основного инструмента для организации формативного оценивания – предоставления комментариев, обратной связи на основании критериев оценивания и дескрипторов к заданиям.
! Важно понимать, что именно Вы, уважаемый учитель, решаете кому, когда и в какой форме предоставлять обратную связь
В период дистанционного обучения в четвертой четверти 2019-2020 учебного года много времени у учителя занимала проверка заданий, выполняемых учениками. А само выполнение заданий спровоцировало непонимание и возмущение со стороны родителей, так как они столкнулись с тем, что их ребенок не всегда мог (или хотел) самостоятельно справиться с заданием или тратил очень много времени на его выполнение.
Безусловно, оценивание успешности в обучении – достижении целей – должно быть. А для этого необходимо тщательно продумать, спланировать и разработать как сам дистанционный урок, так и самостоятельную работу учащихся над заданиями. Планируя урок, учитель должен знать о расписании всего учебного дня учеников, чтобы определить объем заданий для самостоятельной работы, учитывая установленные нормы и рекомендации.
Так, например, у учителя и учеников есть доступ к интернету и ПК (ноутбуки, планшеты или смартфоны). Учитель планирует провести дистанционный урок с 10.00 до 10.40, используя синхронное и асинхронное обучение.
При этом синхронное обучение будет представлено онлайн-уроком в ZOOM, на котором будет проведено объяснение нового материала (т.к. материал для учеников является новым и сложным) или продемонстрирован способ действия (если цель обучения связана с таким уровнем мыслительных навыков, как применение, анализ, синтез или оценка). Обучающиеся смогут обсудить цели урока, задать вопросы, поработать в группах или парах, обсуждая предложенный учебный материал, и с помощью опроса, созданного в ZOOM или Гугл Форме (есть и другие сервисы, см. в Гид), проверить свои знания и понимание темы. Трансляция урока будет длиться не более 10-15 минут для младших школьников, 20-30 минут для среднего и старшего школьного возраста.
Таким образом, трансляция урока займет время с 10.00 до 10.15 (начальная школа) или с 10.00 до 10.30 (средняя и старшая школа). Оставшееся время до 10.40 можно использовать для самостоятельной работы учащихся с заданиями учебника или отправленными через определенный сервис ресурсами. И тогда учеников необходимо предупредить о времени отправки выполненного задания на проверку или о варианте взаимооценки.
Если же использовать задания на образовательной платформе или в файлах общего доступа, то проверка учителем или взаимопроверка может быть проведена синхронно. Также образовательные платформы для большинства заданий предлагают автоматизированную проверку.
И конечно, какой бы вариант самостоятельного задания Вы не предложили, могут быть ученики, которые его не выполнят. Причины этому могут быть разными. Выясните причину. Предложите ребенку помощь. Объясните ценность предлагаемого задания, предоставьте выбор или попросите самостоятельно определить для себя задание по теме. Вспомните об индивидуальных особенностях и способностях ученика (множественный интеллект Говарда Гарднера имеет значение). Предложите детям представить результаты выполненного задания по-разному – в текстовом варианте, в виде презентации или видеозаписи. Есть примеры школьной практики, когда обучающийся, затрудняющийся в постижении геометрических теорем, стал успешнее в обучении, сочиняя о них рэп.
В дистанционном обучении необходимо обеспечить социальный аспект – взаимодействие учащихся в учебной деятельности. На рисунке представлены варианты, каким образом это можно организовать, используя инструменты и сервисы ИКТ.
Отличным вариантом задания для самостоятельной или совместной работы учеников являются проектные домашние задания. Проекты являются универсальным инструментом обучения. Учитель продумывает проектное задание, которое учащиеся будут выполнять самостоятельно или совместно (группой, в паре) на протяжении изучения раздела или подраздела. Каждая часть задания соответствует определенным целям обучения раздела (подраздела) и позволяет ученику демонстрировать успешность в их достижении. Учитель создает инструкцию к заданию, обозначив срок сдачи проекта и сроки промежуточных проверок его готовности.
Ученики работают над проектным заданием поэтапно – от урока к уроку. Управлять работой над индивидуальным или совместным проектом поможет SCRUM-доска.
Проверка (при необходимости)
В этом поле расположите карточку проекта с шагами-заданиями, которые ученик (-и) должен сделать за определенный промежуток времени ( обозначьте сроки ). Можно использовать карточки, цветные стикеры для записей или картинки ( для первоклассников, которые еще не умеют читать ), а можно создать доску в электронном документе или использовать интерактивные доски различных сервисов ( например, Trello ).
Приступив к выполнению, ученик перемещает стикеры (карточки, картинки) с заданиями в это поле поочередно, по мере изучения раздела/подраздела
По завершению работы стикер (карточка, картинка) может переместиться в это поле для проверки учителем или родителем. После проверки стикер (карточка, картинка) с заданием может переместиться как в последнее поле «Сделано», так и в поле «Надо сделать» (если необходимо исправить ошибки, дополнить работу и т.д.).
Если задание не предусматривает промежуточную проверку, то стикер (карточка, картинка) перемещается в последнюю графу.
Здесь ученик или группа размещает стикеры (карточки, картинки) с выполненными заданиями. Если все они перемещены, то проект считается завершенным.
Проверка промежуточных результатов может проводиться учителем или одноклассниками. Предоставление комментария обратной связи позволит ученику или группе качественно изучить каждую тему и при необходимости приложить дополнительные усилия к выполнению.
В итоге выполненная проектная работа может быть использована для суммативного оценивания за раздел.
Цель урока (подумать о дифференциации):