метод замещающего онтогенеза что это

Метод замещающего онтогенеза что это

В современном мире заметно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в результате чего становится больше коррекционных школ для их обучения. При этом каждый из специалистов старается помочь ребенку социализироваться в обществе, быть таким как все. Но для многих становится вопросом: «Как именно помочь ребенку, какой подход к нему найти для того чтобы получить положительный результат в его развитии и была видна динамика?»

Поэтому психологи, логопеды, неврологи утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты, и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть нам важно найти более эффективное направление работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таковым является метод замещающего онтогенеза в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (УО) легкой степени.

Методика была создана в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005). Более подробно раскрывает суть метода А.В. Семенович, которая основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины «сенсомоторная коррекция», «двигательная коррекция».

Так как в основе метода лежит нейропсихологический подход, то мы бы хотели построить коррекционную логопедическую работу с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) легкой степени (1 вариант обучения). Каждый педагог понимает, что ребенок обучаем, и каким бы он не был, необходимо ему дать образование. Для этого необходимо знать его особенности, то есть психолого – педагогическую характеристику.

Для данного контингента характерно: сужение объема зрительного восприятия, затруднения в ориентировании. Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована. Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления. Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.

Работу с такими детьми ведется многими специалистами, но для нас важно именно логопедическое воздействие. Поэтому мы рассмотрим и проанализируем направления метода на основе нейропсихологического подхода.

Цель метода замещающего онтогенеза (МЗО) — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.

Программа по МЗО включает в себя дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания». Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции. Ритмичное дыхание обеспечивает хорошее самочувствие, энергетический тонус, развивает концентрацию внимания. Ритмирование организма через дыхание — основа нейропсихологической коррекции СДВГ (по Сиротюк А.Л.).

«Растяжки» позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может являться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребенка (гипо- или гипертонус). Всем известно такое явление, как ходьба или даже бег «на цыпочках» ребенка раннего возраста.

Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание») направлено на формирование координации движений. Включает упражнения на ползание вперед, назад, вправо и влево. С помощью МЗО формируется база для полноценного «включения» психических функций (внимание, память) в овладение школьными знаниями.

Таким образом, мы можем применить МЗО в логопедической работе, но стоит учитывать, что МЗО, как и любой другой метод, имеет противопоказания, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. И при этом важно правильно построить сам процесс работы, учитывая его индивидуальные особенности. А так же применить комплексный подход и заинтересованность родителей.

Список литературы

Источник

Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ

метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть фото метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть картинку метод замещающего онтогенеза что это. Картинка про метод замещающего онтогенеза что это. Фото метод замещающего онтогенеза что это Марина Роттер
Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ

Идеология метода основывается на теории Александра Романовича Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Любовь Семёновны Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют и восстанавливают и пространственные взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Следовательно создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов.

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Созревание различных структур мозга неодновременно. Основная цель МЗО – развитие нейро-психо-саматического обеспечения онтогенеза.

Нейропсихологическая коррекция представляют собой трехуровневую систему, Каждый из уровней имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.

1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные методики. Основная мишень – когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри-и межполушарных) систем мозга.

2-й ФБМ- блок приема и переработки информации

Обеспечивает взаимодействия с собой и внешним миром. Главной мишенью является преодоление асинхронии и искажений различных операциональных (когнитивных навыков и автоматизмов) факторов. Происходит создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, пространственных представлений)и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления). Приоритетны методы когнитивной коррекции, направленные на автоматизацию, стабилизацию, повышение функциональной возможности подкорково-корковых, внутри – и межполушарных взаимодействий ребёнка

3-й ФМБ-блок программирования, регуляции и контроля. Корригируются и формируются интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия, закрепляются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания. Коррекция направлена на формирование функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно—тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребёнка.

Разделы книги соответствуют уровням психической деятельности, формируемым у ребенка. Требования к применению МЗО подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений из I, II и III разделов. Время и количество применения методов изменяется в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания уделяется отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему. Автоматизмы I уровня с успехом переходят в программы II и III уровней как составляющие любого из упражнений.

Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от «супернормы» до крайней «патологии». Частично можно применять и раньше в адекватном возрасту варианте.

Существуют ограничения и противопоказания для применения МЗО. Детям с повышенной эпилептической готовностью. не рекомендуют заниматься по этой программе дома, а так же в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом. Сопровождения требуют дети с генетическими синдромами. С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью (только при сопровождения ведущего специалиста) и детям с бронхиальной астмой.

На базе «метода замещающего онтогенеза» разработан ряд программ. В них отражены поурочные схемы нейропсихологической коррекции. Каждая из программ реализуется по единому плану,который предполагает:

-предварительную диагностику и динамическое обследование детей в середине работы и по её завершению.

-занятия с детьми проводятся в течении 2,5-3 месяцев с периодичностью два раза в неделю (в целом 20-25 занятий)

-дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопровождение ребёнка или (в тяжелых случаях) предварительные встречи в индивидуальном режиме.

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания

-оптимизирует газообмен и кровообращение

-вентиляцию всех участков легких

-массаж органов брюшной полости

-способствует оздоровлению и улучшению самочувствия

-успокаивает и способствует концентрации внимания.

Способствует формированию базовых составляющих произвольной саморегуляции

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.

Основным является полное дыхание, т. е сочетание грудного и брюшного. Выполняется сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Изолированно, затем с движением. Все упражнения выполняются по 3-5раз.

Далее примеры применения МЗО.

3е занятие. Ребенок выполняет дыхательные упражнение, скоординированные с движением. По команде взрослого «вдох» ребенок одновременно с вдохом поднимает прямую руку (ногу).

12-е занятие (середина)

Дыхание через одну ноздрю. Работает правая рука, левая лежит на левом колене. Дыхание медленное, глубокое. Выдох через широко открытый рот.

«носочки-пятки-2» по команде взрослого «вдох-выдох»

— повышают угол обзора, расширяют зрительное поле,

-помогают устранить синкинезии.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета (яркого наконечника ручки)по пяти основным направлениям: право, влево, вниз, вверх, к переносице; четырем вспомогательным (диагональным направлениям)на трех уровнях:

-голова всегда фиксирована.

-темп медленный (от 3 до 7 секунд)

-фиксация в крайних положениях.

-на расстоянии вытянутой руки ребенка;

-на расстоянии согнутой в локте руки ребёнка;

-около переносицы ребёнка.

-последовательность: лежа-сидя-стоя, с постепенным усложнением заданий.

Сначала движения выполняет взрослый, затем ребёнок самостоятельно.

Лежа. С помощью взрослого. Выполняется на трех уровнях.

Сидя. С помощью взрослого. Рот открыт. Язык двигается за глазами. 3 уровня.

Стоя. Ребёнок самостоятельно перемещает ручку. Рот открыт,язык двигается: глаза вправо-язык вверх, глаза влево-язык вниз, глаза вверх-язык вправо, глаза вниз- язык влево.

— основаны на естественном движении

-должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения

-способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок

-способствуют оптимизации мышечного тонуса

-повышает уровень психической активности.

«Цыганочка» ребенок попеременно стучит ладонями по коленям и пяткам. Повторяет отраженно за взрослым.

Правое колено-правая ладонь, левое колено-левая ладонь, правое колено-левая ладонь, левое колено –правая ладонь, правая пятка-правая ладонь, левая пятка- левая ладонь, правая пятка-левая ладонь, левая пятка-правая ладонь.

Упражнения двигательного репертуара

предоставлены в определенном порядке и

-повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития.

Происходит постепенное освоение пространства собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди- позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета.

Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).

Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно.

Ползание на животе. Отталкивание двумя руками одновременно, ноги неподвижны.

-одноименные рука и нога

-разноименные рука и нога

-ноги наперекрёст, руки параллельно

(одноименные рука и нога, разноименные)

-хождение у стены. Руки наперекрёст, ноги наперекрёст (одноименные рука и нога, разноименные)

Программа «нейропсихологическое сопровождение развития детей 3-5 лет».Авторы: Колганов Сергей Николаевич; Фридрих Ирина Алексеевна.

Продолжительность курса составляет 16 занятий, рассчитана на ежедневное выполнение, каждое занятие должно выполняться 7-14 дней в зависимости от возраста, возможностей и успехов ребёнка. Дети до 5 лет выполняют упражнения с помощью взрослого. Дополнительные упражнения можно выполнять одновременно с основной программой, и в свободном режиме в зависимости от возможностей ребёнка. Многие упражнения и задания сопровождаются стихотворной речью, что способствует благоприятному эмоциональному фону и развивает речевую активность ребёнка.

Упражнения основного блока включают: дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на фитболе, игровой массаж, растяжки, ползание на спине и животе, хождение на четвереньках. Важна четкая повторяющаяся структура занятий, упражнения выполняются в том порядке, в котором они представлены.

Авторы Колганова Валентина Станиславовна, Пивоварова Елена Викторовна, Колганов Сергей Николаевич, Фридрих Ирина Алексеевна разработали следующие программы:

Программа «Развитие пространственных представлений детей 5-12 лет» Курс 24 занятия, 3-5 дней ежеднев. выполн.

Программа «Рисование двумя руками для детей 5-12 лет»

Курс 20 занятия, 3-7 дней ежедневного выполнения

Программ «Логопедические упражнения для детей 5-7лет»

Курс составляет 24 занятия, 3-7 дней ежедневн. выполнения

ПрограммМ. Е. Евлампиевой, Т. Н. Ланиной, М. В. Черенковой

Курс занятий с детьми 5 – 10 лет состоит из двух основных

частей и осуществляется двумя группами специалистов

составляет 20 занятия. (2,5-3 месяца)

Анна Владимировна Семенович предлагает каждому, кто стремиться к качественному использованию МЗО, применить его к себе, поскольку самонаблюдение – наиболее надежный метод овладения любым материалом»

Источник

Метод замещающего онтогенеза

метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть фото метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть картинку метод замещающего онтогенеза что это. Картинка про метод замещающего онтогенеза что это. Фото метод замещающего онтогенеза что это Людмила Подопригорина
Метод замещающего онтогенеза

Создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития личности и объединения в единый коллектив здоровых детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – это цель, которая должна быть достигнута при реализации, образовательной модели «Инклюзивный детский сад».

Наиболее востребованными в инклюзивном детском саду являются личностно-ориентированные технологии, центрированные на личности ребёнка и позволяющие в равной мере удовлетворять потребности здоровых дошкольников и детей с нарушениями развития.

Базовым методом технологии нейропсихологической профилактики и коррекции является метод замещающего онтогенеза (МЗО) – автор профессор А. В. Семенович. Концептуальную основу метода составляют утверждения отечественных нейропсихологов о том, что дошкольный возраст играет ключевую роль для формирования единства в работе нервной системы, психических функций и различных систем организма. Формируется слаженный механизм «мозго-психо-тело».

МЗО – универсальный метод профилактики, коррекции и компенсации познавательного, речевого, коммуникативного развития, который представляет совокупность здоровьесберегающих, имитационно-игровых, коммуникативных технологий. Метод замещающего онтогенеза можно с успехом использовать для работы с нормативно развивающимися детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, одарёнными детьми.

Многие современные дети отличаются недостаточностью двигательных координаций, с трудом осваивают традиционные подвижные игры, испытывают трудности в овладении элементарными навыками (неловко держат ложку, не умеют застёгивать пуговицы и т. д.). Неразвитость двигательных координаций ведёт к задержке и искажению речевого развития, дети с трудом выражают свои мысли. По мере взросления нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность). Все эти нарушения имеют глубокие корни, начиная с внутриутробного и раннего развития и присущи как здоровым дошкольникам, так и детям с ограниченными возможностями здоровья. Универсальность технологии в том, что все программы можно использовать как профилактические и развивающие у нормотипичных детей или с целью коррекции и компенсации у воспитанников с ОВЗ.

С помощью чёткой последовательности упражнений, составляющих программу метода замещающего онтогенеза, можно «заместить», сконструировать заново последовательность отрезков развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» технология нейропсихологического сопровождения МЗО используется в соответствии с рекомендациями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог» под редакцией О. Л. Соболевой. Технология реализуется в базовой программе «В диалоге с мозгом», которая включает в себя 3 подпрограммы «Разминка», «Психомоторные координации», «Познавательные компетентности». В старшем дошкольном возрасте добавляются программы по углубленной профилактике и коррекции речевых нарушений. Структурированные занятия по этим программам проводятся 2 раза в неделю по подгруппам в центре психолого-педагогического сопровождения детского сада «Развиваться и дружить!» учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и педагогом дополнительного образования по сенсорному развитию. Игры для развития моторики, растяжки, познавательные игры, игры, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений, подвижные игры включаются в ежедневный ритм жизни воспитанников на утреннем инклюзивном круге, в режимные моменты.

Направления работы в рамках МЗО:

развитие сенсомоторных координаций (упражнения для развития дыхания, общей, мелкой, артикуляционной моторики, глазодвигательной координации, растяжки, гладилки, самомассаж, подвижные игры, игры с мячом);

развитие тактильно-кинестетических координаций (изучение схемы тела, развитие всех каналов восприятия, сенсорная интеграция, развитие когнитивных функций);

формирование познавательных компетентностей;

формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных потребностей;

У метода замещающего онтогенеза нет возрастных ограничений. Возрастные отличия связаны с постепенным усложнением игровых инструкций. Воспитатели включают упражнения в игровую, соревновательную, командную деятельность. Продуктом этой деятельности является рисунок, танец, выполнение игровой роли или игрового задания. Для каждого занятия разрабатываются ритуалы приветствия, прощания, выбора лучшего участника группы, что необходимо для развития произвольной саморегуляции, коммуникативных навыков, успешной адаптации ребёнка в социальной группе. Все упражнения вызывают у детей положительные эмоции, способствуют установке невербальных и вербальных контактов, помогают детям узнавать друг друга.

Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения МЗО способствует решению задач реализации инновационной модели «Инклюзивный сад».

Деятельностный метод обучения Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась.

Интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг Уважаемые педагоги, сегодня я хочу вас познакомить с интерактивным методом, который вы можете применять в работе с детьми. Как вы думаете.

Консультация «Синквейн как метод обучения» Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем.

метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть фото метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть картинку метод замещающего онтогенеза что это. Картинка про метод замещающего онтогенеза что это. Фото метод замещающего онтогенеза что этоПрезентация «Мастер-класс «Метод торцевания» Где еще можно поделиться опытом, узнать самой что-то новое, повстречаться с единомышленниками в дошкольном воспитании, повстречаться просто.

Метод обучения Монтессори Метод обучения Монтессори, разработанный Марией Монтессори, представляет собой ориентированный на ребенка образовательный подход, основанный.

метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть фото метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть картинку метод замещающего онтогенеза что это. Картинка про метод замещающего онтогенеза что это. Фото метод замещающего онтогенеза что этоКонсультация «Метод трех вопросов» С целью выявления начальных знаний детей по теме недели и просвещения родителей, мною используется метод трех вопросов, который состоит.

Презентация «Метод морфологического анализа» Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность.

Консультация «Вертикальный метод рисования» Данная информация будет полезна как воспитателям,так и дефектологам,логопедам и психологам. Рисование для малышей от 1 года до 3 лет — это.

Источник

Метод замещающего онтогенеза (групповые занятия)

метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть фото метод замещающего онтогенеза что это. Смотреть картинку метод замещающего онтогенеза что это. Картинка про метод замещающего онтогенеза что это. Фото метод замещающего онтогенеза что этоМне очень много задают вопросов по проведению групповых занятий по нейропсихологическому сопровождению развития ребенка( метод замещающего онтогенеза), я решила немного описать наши занятия, чтобы было понятно родителям.

Занятия проходят два раза в неделю, если ребенок дошкольник-вместе с родителями. На групповых занятиях используем «метод замещающего онтогенеза». Что это такое?

Развитие мозга…

Для того, чтобы пояснить этот метод нужен небольшой экскурс по теме развития мозга.

Условно головной мозг разделен (по Александру Романовичу Лурия- основателю отечественной нейропсихологии) на три блока.

I — «я хочу»

I блок – энергетический «я хочу», формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет

Блок наследственных программ действия, отвечает за тонус мозга, необходим для выполнения любой психической деятельности, уровень бодрствования.

Первый блок мозга участвует в организации внимания, памяти,регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

II блок – «я могу»

II блок – «я могу», формируется от 3 до 7-8 лет.

Блок приема, переработки и хранение информации.

Признаки несформированности 2-го блока:

III блок – «я должен»

III блок – «я должен», формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Блок программирования, регуляции и контроля:

Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга:

Психические функции не даны ребенку с рождения, они преодолевают долгий путь, начиная с внутриутробного развития.

Развитие ребенка в норме…

В норме развитие ребенка (онтогенез) должно быть таким:

Как нарушения онтогенеза влияют на психические процессы?

Сейчас у детей очень часто наблюдается нарушение законов онтогенеза.

Кроме того, часть детей появляются на свет:

Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень короткое время встают. Иными словами, некоторые этапы ребёнок просто не проходит.

Родители радуются, как их дети всё быстро делают. А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на носочках.

Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение, но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет.

Что такое «Метод замещающего онтогненеза (МЗО)»?

МЗО – это помощь в развитии мозга и настройке функционирования структур мозга. Коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.

На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.

Для этого есть специальные упражнения:

-двигательный репертуар («ползание»),

Эти упражнения формируют базу для полного включения всех психических функций.

Теперь вы понимаете, чтобы ваш ребенок получил полноценное развитие всех блоков мозга, просто необходима работа специалиста и групповые занятия по нейропсихологическому сопровождению развития ребенка.

Вопросы можно задать ниже в комментариях или прямо на страничке группы отправить личное сообщение.

Ирина Шалыгина — психолог по комплексной коррекции детей, ведущая терапевтических групп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *