методический отдел библиотеки чем занимается
Функции научно-методической службы библиотеки
Функции научно-методической службы библиотеки
Научно-методическая служба как органическая часть управленческого, административного труда, призвана выполнять многообразные функции: исследовательские, экспериментальные, аналитико-синтетические, технолого-управленческие, внедренческие, информационные.
Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверенитет. В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.
В настоящее время идет полемика об определении границ содержания «методическая работа». Они неизмеримо расширились, а само понятие обросло огромным количеством различных направлений и функций. Специфика методической деятельности давно растворилась в традиционно приписываемых ей организационной, информационной, исследовательской, педагогической функциях.
Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась прежняя «видимая» цель некоммерческого маркетинга: максимально полное удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная «подцель», состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками финансирования. Преобразование методических отделов страдает существенными недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли методисты остались без внимания.
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле «управление изменениями».
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С. Басовым, В. Фирсовым [№16, №7, №56]. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно стать управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.
Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов методического центра, многие направления деятельности которых традиционно относятся к методической, и более того — распределить обязанности и полномочия по управлению библиотечной сетью между административными органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики методических центров. При этом под содержанием методической работы следует понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение библиотек, описание передового опыта и др.).
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т. е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).
Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки
Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные конъюнктурообразующие факторы.
Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет. В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления — маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности. Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т. е. методическая деятельность — это управление на основе теории менеджмента).
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность — обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле «управление изменениями».
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С. Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно быть управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.
Справка о работе методического отдела Центральной городской библиотеки им. Ф. Энгельса
Справка о работе методического отдела Центральной городской библиотеки им. Ф. Энгельса.
Методический отдел ЦГБ им. Ф. Энгельса (далее МО) обеспечивает постоянный доступ к методическим информационным ресурсам, повышая профессиональный уровень, компетентность и образованность сотрудников библиотек МУК ЦБС г. Рыбинска.
Выстраивая стратегию повышения профессионального уровня сотрудников ЦБС, специалисты МО опираются на профессиональную установку: Повышение квалификации – это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоения новой техники и технологии.
Наша миссия, в том числе, донести до каждого профессионала, что непрерывное образование – это, по сути, «вся жизнь», а повышение квалификации – отдельные этапы «всей жизни». Таким образом, система обучающих мероприятий, организуемых МО, являются частью дополнительного профессионального образования, что подтверждается практикой.
Приоритетными целями МО является систематическая и оперативная помощь библиотекарям по планированию организации работы, а так же в поисках индивидуальной миссии, стиля, «своего лица», исходя из специфики деятельности, фондов, а так же микрорайона, интересов его жителей, как приоритетной группы обслуживания.
МО решает задачи методического обеспечения стратегии развития каждой библиотеки, учитывая так же изменения социальной среды и профессиональной психологии, ведёт обучение новому понятийному аппарату, социально – ориентированному подходу в библиотечном обслуживании.
Организационно- методическая деятельность МО, в том числе, складывается из:
· методической поддержки социально – значимых программ,
· повышения уровня профессиональных компетенций библиотекарей,
· мониторинга подготовки специалистов и интересов пользователей,
· выявления и поддержки разнообразных направлений библиотечной работы, проектно – целевой деятельности библиотек,
· а так же поддержки основных на сегодняшний день направлений работе библиотек:
— продвижение семейного чтения,
Особое внимание МО уделяет обеспечению работы филиалов по продвижению чтения среди населения, обслуживанию социально – незащищённых групп граждан, созданию положительного имиджа библиотек города, повышению их значения в общественной жизни.
В последние годы деятельность МО осуществляется с использованием современных методов работы с библиотечными технологиями, а именно:
· реализуется стратегическое планирование,
· изучаются и вводятся в практику новые информационные технологии и инновации,
· выстраиваются стратегии связи с общественностью,
· ведётся методическая работа по созданию максимально комфортной среды в библиотеках города для читателя.
Для достижения максимальной эффективности деятельности МО, его работа строится по Алгоритму системы непрерывного библиотечного образования:
1. Анализ кадровой ситуации в ЦБС.
2. Определение векторной цели обучения персонала.
3. Определение уровней обучения.
4. Постановка задач векторных целей.
5. Выбор оптимальных и результативных форм и методов обучения.
6. Проведение обучающих мероприятий.
7. Стимулирование мотивации.
8. Разработка методов определения эффективности обучающих мероприятий (мониторинг).
9. Обработка результатов. Определение проблем и лакун.
10. Выход образовательной деятельности МО на новый качественный уровень.
Проанализировав кадровый состав библиотек МУК ЦБС г. Рыбинска, сотрудники МО разработали стратегию повышения квалификации персонала следующим образом:
Ведущими направлениями в обучении персонала объявляются новые управленческие и информационные технологии, оптимальные библиотечные технологии, приемы инновационного обслуживания, социальное партнерство.
В связи с этим, МО организовал дифференцированный подход к непрерывному обучению и самообразованию библиотечных работников.
Повышение непрерывного профессионального образования библиотечных работников осуществляется по следующей схеме:
— обучение для всех категорий библиотечных работников,
— обучение начинающих библиотекарей,
— обучение отдельных групп библиотекарей, в т. ч. руководителей.
( В перспективе планируется ввести курс «Школа современного руководителя» и сформировать клуб «Профессионал» из специалистов, работающих в библиотеках ЦБС более 10 лет).
В 2009 – 2011 гг. МО совместно с МБС ЦДБ провели 55 обучающих занятий различных форм. В последние годы, помимо традиционных семинаров, конференций, круглых столов, методисты всё чаще используют деловые игры, тренинги, мозговые штурмы. («Ваше инновационное предложение» 2010 г., «Моя профессиональная мечта» 2011 г.)
Поддерживая стратегическое развитие Централизованной библиотечной системы г. Рыбинска, МО беспрерывно координирует работу библиотек-филиалов ЦБС в рамках общесистемных программ:
· а также по ряду ежегодных тематических планов: Дни воинской славы, День Победы, День города, Дни защиты от экологической опасности, День семьи, любви и верности, День героев Отечества и др.
Такой подход способствует унификации некоторых сторон деятельности филиалов, входящих в Централизованную библиотечную систему, и дает возможность включить библиотечные мероприятия в общегородские планы Управления культуры г. Рыбинска. (День города, литературные даты, городские акции в поддержку чтения, творческие конкурсы и т. д.)
Контролирующие и проверяющие действия методистов и ведущих специалистов заменены анализом состояния библиотечного обслуживания, оказанием консультационной и практической помощи, как на местах, так и в рамках мероприятий МО. После анализа справок выходов в филиалы существующие проблемы в работе филиалов обсуждаются на заседаниях Методического совета ЦБС. Заседание методического совета собирается один раз в квартал и по необходимости. Выполнение принятых решений контролируется методическим отделом.
За три года методисты посетили филиалы 58 раз. По результатам была предложена методическая и практическая помощь в работе по изучению и сохранности фондов, организации работы с читательскими группами, организации выставок, читательских «круглых столов», обсуждений книг, расширении сотрудничества с организациями города.
Так, для решения проблемы привлечения молодежи к чтению в библиотеке, в филиале № 9 был проведён круглый стол «Проблемы молодежи и пути их решения». Результатом явилось привлечение в библиотеку студентов полиграфического колледжа и учащихся речного училища города, а также заключение договоров о сотрудничестве в рамках проведения совместных проведении мероприятий. Такая же проблема получила своё разрешение после того, как сотрудники ф. 13 совместно с Библиотекой семейного чтения (ф. 8) провели семинар «Традиции семейного чтения: книги о Великой Отечественной войне».
Полученные знания реализованы на практике при составлении управленческих планов и защите годовых планов работы библиотек. Защита планов – это ещё одна из результативных форм работы МО, в результате которой подетально прорабатываются планы работы филиалов, что даёт возможность заведующим чётко видеть цель и определить вектор развития своих библиотек. Защита планов предполагает не только функциональный, но и творческий подход к процессу планирования и отчётности.
Стимулирующим фактором для развития творчества и инициативы библиотечных коллективов оказалось введение в ежегодный смотр-конкурс библиотек МУК ЦБС «Лицо» библиотеки: традиции и новаторство» номинаций «Личная инициатива» и «Лучший творческий коллектив».
Под руководством МО в филиале №18 стало доброй традицией ежегодно проводить самостоятельные разработки программ по экологическому просвещению населения. Кроме того, в последние годы этот филиал укрепляет сотрудничество с организациями разного уровня, организует проведение общегородских акций и конференций по экологии, знакомит коллег и население с экологическими изданиями, в том числе периодическими.
Для определения эффективности проведения обучающих мероприятий сотрудниками МО применяются опросы «Была ли вам полезна информация семинара?», тестирование и анкетирование участников: анкетирование «Какой я руководитель» (2009 г.), «Библиотекарь как читатель» (2010 г.)
В результате была выявлена проблема несоответствия уровня информационной культуры библиотечных работников современным задачам библиотек. Для решения этой проблемы к прежним формам информации (выставкам, обзорам, спискам новых поступлений и т. д.) был добавлен ежеквартальный День самообразования и ежемесячные методические дни. В их программу вошли:
— обзоры новых поступлений в ЦБС современной литературы и периодики,
— обзоры библиографических и методических пособий,
— обсуждения произведений современной литературы, в частности, лауреатов литературных премий,
— показательные мероприятия и т. д.
В рамках методических дней специалистами самостоятельно изучаются методические пособия и профессиональная пресса. Так же прорабатывается картотека методических статей. С 2009 года в практику работы МО введена Электронная картотека в системе АИБС. На сегодняшний день в ней насчитывается около 670 документов (карточек).
Результаты социологических исследований, проведенных методическим отделом, так же были использованы для организации ряда мероприятий, например, в основу разработки концепции выставок «Читатель у книжной полки», «10 хороших причин. », «Звёздные книги детства» легли результаты анкетирования «Семейное чтение и чтение в библиотеке», «Здоровый образ жизни: каков он?», «Книга года» и т. д.
МО тесно сотрудничает с сектором краеведения ЦГБ им. Энгельса, расширяя методические функции, организует краеведческие исследования среди библиотекарей. В 2009 – 2011 гг. для специалистов библиотек организован цикл краеведческих часов «Прошлое города Рыбинска» с привлечением ведущих специалистов Рыбинского музея-заповедника и известных краеведов города. В рамках подготовки традиционных «Золотарёвских чтений» библиотекари активно вовлекаются в исследовательскую краеведческую деятельность. По результатам чтений изданы материалы, которые активно используются не только коллегами в рамках реализации краеведческого направления деятельности библиотек, но и читателями, в частности юношеством при подготовке докладов для городских краеведческих конференций.
К сожалению, МУК ЦБС в последнее время испытывает острый недостаток в специализированных библиотечных кадрах. Число библиотечных работников без базового библиотечного образования постоянно растет. Возникает необходимость в оперативном введении новичков в профессию, поэтому обучение происходит на рабочем месте, по индивидуальному плану «Технология адаптации в профессии». После тестирования начинающим библиотекарям предлагаются:
— стажировка в ЦГБ и ЦДБ,
— списки литературы для самообразования,
— посещение массовых мероприятий различных фиалов и т. д.
С 2011 года при МО действует «Школа начинающего библиотекаря». Обучение в рамках которой предполагает:
— выполнение домашнего задания.
Пройдя занятия школы, в дальнейшем библиотекари участвуют в общих мероприятиях непрерывного библиотечного образования.
В результате подобной практической деятельности МО непрерывно выстраивает модель курса обучения основам библиотечной профессии. Модель позволит эффективно вести подготовительный и учебный процесс курса по обкатанной схеме, где действия методистов как преподавателей и консультантов заранее в целом спланированы, они чётко знают порядок своей работы, накладывая его на календарный план курса и учебные мероприятия. (Дополняя выше сказанное, хочется отметить, что специалисты МО прошли профессиональное становление от библиотекарей отделов детской библиотеки до руководителей методической службы ЦБС).
Кроме того, МО активно использует и внедряет современные технологии электронной поддержки обучения, что позволяет говорить о возможности решения самой главной задачи – качества обучения. Таким образом, совокупность целей обучения влияет на весь курс в целом. От целей обучения и компетентностных требований зависят:
— методика изучения курса,
— набор модулей учебного материала,
— виды и объём практических учебных материалов.
· буклеты к тематическим планам,
· сборники и дайджесты сценарных материалов,
· библиографические указатели методических материалов,
· материалы семинаров и конференций,
· календари знаменательных дат,
Методические пособия более крупной формы включают в себя издание сборников материалов конференций, крупных мероприятий, значимых для ЦБС. Так, были изданы материалы «Золотарёвских чтений», чтений « и русская культура», «Перечитывая Чехова» и материалы конференций «Гражданином быть обязан: патриотическое воспитание молодежи», «Наука управлять», «Формирование читательской личности ребёнка на основе современных художественных произведений» и т. д.
Цикл методических пособий систематически разрабатывается и выпускается в помощь работе библиотек по актуальным направлениям: «Новые праздники России: в помощь патриотическому воспитанию молодежи», «Год российской государственности», «Книги, о которых говорят и спорят: обзор литературы» и т. д.
Методический отдел ЦГБ им. Энгельса является координатором и организатором проведения общегородских библиотечных мероприятий. Так, были проведены конференции «Традиции работы с книгой», «Гражданином быть обязан», «Время читать: книга в жизни молодежи», «Победа и мир. Актуальные вопросы патриотического воспитания в библиотеках».
К участию в этих мероприятиях были привлечены постоянные партнёры МО:
— Комитет по делам молодежи,
— Муниципальное образовательное учреждение информационно-образовательный центр,
— Центр детского и юношеского творчества,
— Центр детского творчества и туризма,
— Комплексный центр социального обслуживания населения,
— Социальное агентство молодежи и другие общественные организации города.
Развитию профессиональных контактов способствовало участие методического отдела в работе Круглых столов областных курсов повышения квалификации «Современные направления методической работы», «Взаимодействие муниципальных и школьных библиотек: грани сотрудничества» и т. д.
Всё выше перечисленное позволяет сделать вывод о более чем успешной деятельности методической службы ЦБС г. Рыбинска, работа которой согласно статистическому анализу областной конференции по итогам работы библиотек за 2011 года заняла второе место среди методических служб области. МО всегда активно участвует во всех конкурсах профессионального мастерства, объявляемых областными методическими центрами.
Зав. МО в 2010 году стала победителем Областного смотра – конкурса методических служб в номинации «Лучший методист».
Методический отдел библиотеки чем занимается
режим работы:
Время работы: с 9.00 – 18.00,
обеденный перерыв – с 13.00 до 13.48,
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Тел./ факс: (8-48-753) 6 – 74 – 06
Эффективность массовой работы библиотек в первую очередь зависит от деятельности методического отдела. Методический отдел центральной городской библиотеки – это своеобразная «творческая лаборатория» библиотечной системы. Основная цель его деятельности в современных условиях – творчески развиваться, быть востребованным.
Методическая деятельность осуществляется на 3 уровнях:
— методическое обеспечение работы центральной городской библиотеки;
— методическое руководство библиотеками ЦБС;
— методическая помощь библиотекам города, образовательным учреждениям, организациям муниципального образования.
С 2000 года функционирует при методическом отделе ЦГБ «Школа библиотекаря». Основная цель её деятельности – повышение квалификации сотрудников библиотеки. Ежегодно организуется 3-4 занятия «Школы библиотекаря». На этих занятиях библиотекари готовят обзоры периодических и профессиональных изданий, анализируют свою работу, проводятся практические занятия.
Методическая работа имеет неограниченные возможности для творческого развития, внедрения новаторских идей, поэтому ведётся поиск новых форм и методов, соответствующих духу сегодняшнего времени. Лучшие формы и методы библиотечной работы анализируются и обобщаются. На сегодняшний день собрано 20 материалов по различным направлениям библиотечной деятельности. Работать интересно. Свобода в действиях, творчество делают методическую работу увлекательной и неординарной. Обращайтесь к нам, и мы Вам обязательно поможем!
Центральная библиотека
Из истории
Состав отдела
Руди Ольга Николаевна
Аглиуллина Альфия Зайнаковна
Основные направления работы:
*Выполнение библиографических запросов читателей;
*Поиск тематической информации;
*Поиск фактографических данных;
*Поиск информации о наличии конкретной печатной продукции в фондах библиотеки;
*Уточнение библиографических данных;
*Консультации по самостоятельному информационному поиску;
*Выпуск библиографических пособий малых форм: списков, буклетов, закладок
Основные цели и задачи работы отдела:
Основные направления деятельности отдела:
Изучает традиционные, проектирует и внедряет в практику работы библиотек системы новые библиотечные технологии и формы работы.
Предлагаем:
библиотекарям-практикам, учителям-предметникам, педагогам-организаторам, воспитателям, молодежи, студентам и учащимся:
— учебную и методическую литературу по проблемам библиотечной работы;
— материалы, отражающие передовой опыт работы библиотеки;
— сценарии праздников, игр, конкурсов, турниров, вечеров различной тематики
ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 2016 ГОДА:
— проведение мероприятий в Год кино в РФ,
— проведение мероприятий в рамках Года водоохранных зон в РТ,
— проведение мероприятий в Год спорта и здорового образа жизни в Заинском муниципальном районе
— проведение семинаров со школьными и сельскими библиотекарями;
— анализ состояния деятельности библиотек МБУК «ЦБС»;
— оформление подписки на 2016 год и др.
Основной формой профессионального обучения библиотекарей являются семинары. На семинарах обсуждаются актуальные вопросы библиотечной работы, участники получают инструктаж, установки в работе, выступают с сообщениями о своём опыте, обсуждают волнующие их вопросы. Были подготовлены и проведены следующие семинарские занятия:
— «Итоги работы библиотек системы за 2015 г. Планы на 2016 г.».
— «Библиотека – территория здорового образа жизни».
— «Традиции и инновации в библиотечном обслуживании читателей детей и подростков»
— «Наши достижения. Наш опыт».
Кустовые совещания прошли в Именлибашской библиотеке ф.№ 15 «Чылтырап аксын чишмәләр.», Сармашбашской библиотеке ф.№ 26 «Чылтырап аксын чишмәләр», посвященные Году водоохранных зон в РТ, Светлоозерской библиотеке ф.№ 27 «Кино на сцене», « и в Городской библиотеке ф.№ 1 «Путешествие в мир кино», посвященные Году кино в РФ, в Бегишевской библиотеке ф№ 6 «Библиотека и здоровый образ жизни», посвященный Году спорта и здорового образа жизни в ЗМР.
Яхина Н.Р. библиотекарь Именлибашской библиотеки ф.№15 и Бахтивалеева З.А. библиотекарь Аксаринской библиотеки ф.№3 участвовали в районном конкурсе в номинации «Лучший библиотекарь» и получили Грант Главы Заинского муниципального района РТ.
МБУК «ЦБС» работает по целевой программе «Читающий Заинск». В рамках программы разработаны и активно внедряются в работу следующие проекты:
— проект ЦБ «Проспект читающих людей» (повышение популярности библиотеки путём проведения мероприятий вне её стен; (скверы, парки, ЦСОН «Радость», бульвар Победы и др.) организация презентаций, обзоров книг, выставок, праздников книги, поэзии, и др.)
— программа ЦДБ «Библионяня»» (привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, привлечение в библиотеку руководителей детского чтения, педагогическое просвещение родителей по проблемам чтения, развитие культуры чтения у детей и их родителей).
В 2016 году практикум и стажировку прошла вновь принятая библиотекарь в Городскую библиотеку ф.№7 Чернышова Е.Ю. Практикум был проведен
на базе Городской библиотеки ф. №7.
В 2016 г. были подготовлены следующие презентации:
«Гомер юлы – озын сәфәр…»
«Цветы любимому поэту»,
«Угадайте известных поэтов и вспомните их стихи»