методика пиктограммы цветовой тест люшера проективные рисуночные тесты диагностируют что
Методика пиктограммы цветовой тест люшера проективные рисуночные тесты диагностируют что
В разработанный нами комплекс методик были включены три методики: цветовой тест М. Люшера, методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок А.Д. Кошелевой (данная методика была модифицирована нами с целью расширения спектра изучаемых параметров), методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке; методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
1. Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
— Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
— Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
2. Методика А. Д. Кошелевой.
Данная методика была модифицирована нами с целью расширения изучаемых параметров. Так, нами был добавлен дополнительный этап исследования, направленный на изучение способности детей вербализировать эмоции в процессе разыгрывания сюжетных сценок.
Цель: Изучение эмоциональных проявлений детей и уровня сформированности у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок.
Метод проведения исследования:
Этап 1. Экспериментатор описывает знакомые и понятные детям ситуации и предлагает их изобразить.
1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).
2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.
3. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.
4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.
I ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.
II ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.
III ситуация — показать неподдельную радость за другого.
IV ситуация — показать обиду девочки.
Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.
Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения понимать эмоциональные состояния других людей и сопереживать им. Проводится уровневая обработка данных.
Высокий уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации, без помощи взрослого, использует различные экспрессивно-мимические средства общения.
Средний уровень – ребенок изображает эмоциональное состояние, адекватное описанной ситуации после объяснения взрослым эмоционального состояния героев, ограничено использует экспрессивно-мимические средства общения.
Низкий уровень – ребенок затрудняется изобразить эмоциональное состояние даже после объяснения взрослого. При попытках изображения отмечается резко ограниченный набор экспрессивно – мимических средств общения.
Данная диагностическая серия направлена на изучение уровня сформированности у детей умения вербализировать эмоции после разыгрывания сюжетных сценок. Экспериментатор вновь описывает детям уже проигранные ситуации и просит словами описать эмоциональное состояние каждого из героев.
Инструкция: Послушай еще раз небольшие рассказы. И скажи мне, что чувствует мальчик? Что чувствует мама?
Обработка данных. Анализируется умение детей называть эмоциональные состояния героев. Проводится уровневая обработка данных.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно правильно назвал эмоциональные состояния всех героев.
Низкий уровень – ребенок не смог самостоятельно назвать эмоциональные состояния героев, после помощи взрослого назвал только некоторые из них.
3. Методика, направленная на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).
Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет.
Ребенку последовательно называют сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Данные соотносят с уровнями развития понимания эмоциональных состояний сверстников и взрослых.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно адекватно изображенной ситуации определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых на каждой картинке.
Средний уровень – ребенок самостоятельно определяет некоторые эмоциональные состояния людей, изображенных на картинке, при оказании педагогом содержательной помощи.
Низкий уровень – ребенок определяет ограниченное число эмоциональных состояний, даже с учетом разносторонней помощи педагога.
4. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
1) восприятие экспрессивных признаков (мимических);
2) понимание эмоционального содержания;
3) идентификация эмоций;
4) вербализация эмоций;
5) воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность).
Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.
Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему и высокому.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.
Метод проведения теста: методика включает в себя две диагностические серии.
Диагностическая серия № 1.
Стимульный материал: 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости анализируется соответствия каждого имени определенному эмоциональному состоянию. Далее демонстрируются шесть карт с лицами гномов.
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, ябеда. Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, наличие помощи. Данные показатели фиксируются в таблицу.
Обработка данных. Данные соотносятся с уровнями сформированности у детей восприятия мимических средств выражения эмоций и умения вербализировать эмоции.
Высокий уровень – ребенок выбирает все изображения адекватно названым эмоциональным состояниям, без помощи взрослого.
Средний уровень – ребенок адекватно выбирает 4-6 изображений с использованием содержательной помощи взрослого.
Низкий уровень – ребенок адекватно выбирает 1-2 изображения с использованием различных видов помощи взрослого.
Диагностическая серия № 2.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением (радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие).
Данная диагностическая серия включает в себя два этапа.
Карточки демонстрируются по одной, переход к следующей осуществляется только после анализа или использования всех видов помощи.
Инструкция 2: Как ты думаешь, что случилось с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение)?
В процессе выполнения задания фиксируются точность (адекватность) идентификации эмоций, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.
Инструкция: Я буду давать тебе карточки с загаданными лицами, а ты будешь отгадывать лицо на фотографии.
Перед ребенком раскладываются все фотографии в ряд, пиктограммы предъявляются по одной. Оцениваются восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно-действенная (п-д).
Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы.
— Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.
Представленные в нашем комплексе диагностические методики, направленные на изучение особенностей идентификации и вербализации эмоций в различных условиях предполагают уровневую обработку данных. Результаты выполнения каждого задания соотносятся с уровнями. Для удобства оценки уровня развития исследуемых параметров у детей по итогам выполнения заданий всех диагностических методик каждый из выделенных уровней был соотнесен нами с определенным количеством баллов: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл и отказ от выполнения задания – 0 баллов.
Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности тест (старшая, подготовительная группа) на тему
Цветовой тест Люшера является одной из наиболее популярных проективных методик. Цветовая психодиагностика, которую позволяет проводить тест Люшера, направлена на эффективное выявление психоэмоционального состояния людей разных возрастов.
Вряд ли найдётся человек, который не слышал бы о существовании тесной взаимосвязи между психическим состоянием и цветом. Психологи давно искали эффективную методику, которая давала бы возможность правильно интерпретировать цветовой выбор испытуемых, но впервые это удалось сделать швейцарскому психологу-психиатру Максу Люшеру в середине прошлого века. Сегодня тест Люшера входит в арсенал любого практикующего психотерапевта и является качественным инструментом психодиагностики. Вы всегда можете пройти его онлайн на нашем сайте, а также получить краткую интерпретацию совершенно бесплатно.
Инструмент для личностной психодиагностики
ЦТЛ (или Цветовой тест Люшера) впервые был описан в 1948 году. Он сразу принёс своему автору всемирную славу. Проективный тест Люшера даёт представление о склонности человека к определённой деятельности, о преобладании того или иного настроения, выявляет наиболее устойчивые черты личности.
Какой бы ни была цель психотерапевта, цветовой тест Люшера требует серьёзного опыта в интерпретации. При публикации этого теста автор не раз подчёркивал, что этот метод отлично работает лишь при использовании стандартизированного набора цветовых стимулов.
К сожалению, многие современные специалисты в области психологии пренебрегают инструкциями автора теста и занимаются самостоятельной расшифровкой. В результате интерпретация теста часто оказывается недостоверной и не вызывает доверия клиентов. Поэтому вам надо либо найти специалиста, который сумеет правильно продиагностировать вас по ЦТЛ, либо пройти этот тест онлайн, ограничившись краткой расшифровкой.
Автор теста
Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.
Краткое описание
Специалистам известно два варианта теста Люшера: краткий и полный. Оба этих варианта вы можете пройти онлайн на нашем сайте. ЦТЛ даёт возможность увидеть истоки внутриличностных конфликтов и построить адекватную систему психотерапевтических воздействий.
Обычно этот тест используют для определения психоэмоционального состояния личности. Ещё он эффективен:
Суть тестирования заключается в ранжировке предлагаемых цветов, основываясь на ощущении их приятности для себя. Человек должен поочерёдно расположить все цвета, начиная с самого предпочитаемого. Тестирование проводят при дневном освещении, используя стандартный стимульный материал. В зависимости от формы теста, человеку приходится выбирать из 8 либо 48 цветов. Восьмицветовой тест является более распространённой формой, а полный вариант ЦТЛ чаще используется в клинической психотерапевтической практике.
Процедура проведения
Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.
Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий — 1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.
Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.
Инструкция (для психолога)
Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.
Сокращённый вариант
Хотите получить результат быстро, без детального анализа структуры личности? Пройдите краткий (восьмицветовой) вариант этого теста! Такая форма ЦТЛ состоит из стимульного материала в виде набора из 8 цветов. Каждому стимулу присвоен порядковый номер: 0 для серого, 1 для синего, 2 для зелёного, 3 для красного, 4 для жёлтого, 5 для фиолетового, 6 для коричневого, 7 для чёрного. Также эти цвета делятся на основные и дополнительные.
Основными цветами являются: зелёный, синий, красный, жёлтый. Они отражают наиболее предпочитаемое поведение человека и рассказывают о его склонностях. Чаще всего человек стремится расположить эти цвета на первых 5-ти позициях, хотя встречаются самые разные варианты.
К дополнительным цветам относят коричневый и фиолетовый, а также чёрный и серый. Эти цвета являются символами разнообразных негативных проявлений: тревожности, страхов, стрессов и огорчений. Значения этих цветов тоже определяются их ранжированием. Обычно их место (кроме фиолетового) находится ниже 4 позиции, но, конечно же, вы вольны ставить их туда, куда вам захочется.
Тест Люшера — описание и интерпретация
Библиотека » Методики, Психология цвета » Цветовой тест Люшера
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».
В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );
третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);
пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );
седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)
На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);
2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;
3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;
5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;
7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
+ | + | X | X | = | = | — | — |
3 | 4 | 1 | 0 | 2 | 5 | 6 | 7 |
Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:
Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.
Интерпретация результатов тестирования
Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.
Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.
Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.
Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.
Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:
Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.
В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (. ). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:
Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (. ). Таким образом, их может быть 6, например:
. | . | ! |
С | С | С |
+ | + | + |
6 | 0 | 7 |
Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.
С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.
Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?
Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.
Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.
То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.
Интерпретация цветных пар по Люшеру
Позиции «+ +». Первый цвет синий
+1+2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.
+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.
+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.
+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.
+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.
Первый цвет зеленый
+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.
+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.
+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.
+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.
+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.
Первый цвет красный
+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.
+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.
+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.
+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.
+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.
Первый цвет желтый
+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.
+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
+4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное
+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.
+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.
+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.
+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.
Первый цвет фиолетовый
+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.
+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.
+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.
+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.
+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.
+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.
+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.
Первый цвет коричневый
+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.
+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.
+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.
+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).
+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.
+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.
+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.
Первый цвет черный
+7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».
+7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.
+7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.
+7+4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.
+7 +5 (черный и фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.
+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.
+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.
+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.
+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.
+0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.
+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
+0 +7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.
Позиции «— —». Первый цвет серый
—О —1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.
—О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.
—О —3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.
—О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.
—О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.
—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.
—0 —7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.
—1 —2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.
—1 —3 (синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.
—1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.
—1 —5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.
—1 —6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.
—1 —7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.
—1 —О (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.
Первый цвет зеленый
—2 —1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.
—2 —3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.
—2 —4 (зеленый и красный) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.
—2 —5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.
—2 —6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное стремление к признанию.
—2 —7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.
—2 —0 (зеленый и серый) — состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств:
Первый цвет красный
—3 —1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми
—3 —2 (красный и зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.
—3 —4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.
—3 —5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из-за за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.
—3 —6 (красный и коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.
—3 —7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.
—3 —0 (красный и серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.
Первый цвет желтый
—4 —1 (желтый и синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.
—4 —2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.
—4 —3 (желтый и красный) — состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.
—4 —5 (желтый и фиолетовый) — эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.
—4 —7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.
—4 —0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.
Первый цвет фиолетовый
—5 —1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.
—5 —2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.
—5 —3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действ!
—5 —4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.
—5 —6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.
—5 —7 (фиолетовый и черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей.
—5 —0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.
Первый цвет коричневый
—6 —1 (коричневый и синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.
—6 —2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.
—6 —3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.
—6 —4 (коричневый и желтый) — напряженность стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.
—6 —5 (коричневый и фиолетовый) — негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.
—6 —7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.
—6 —0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей
Первый цвет черный
—7 —1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.
—7 —2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.
—7 —3 (черный и красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.
—7 —4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.
—7 —5 (черный и фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.
—7 —6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.
—7 —0 (черный и серый) — стремление уйти из неблагоприятной ситуации.
—0 —1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.
—0 —2 (серый и зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.
—0 —3 (серый и красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.
—0 —4 (серый и желтый) — чувства тревожности, неуверенности.
—0 —5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.
—0 —6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.
—О —7 (серый и черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.
Макс Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:
Позиции 1,2 | 7,8 |
0 4 XX | 0 1 XX |
0 6 XX | 0 2 XXX |
0 7 XXX | 0 3 XX |
1 7 XX | 0 4 XX |
2 7 XX | 1 2 XXX |
3 7 XX | 1 3 XXX |
4 0 XX | 1 4 XXX |
4 6 XX | 2 0 XX |
4 7 XX | 2 1 XXX |
6 0 XX | 2 3 XXX |
6 4 XX | 2 4 XXX |
6 7 XXX | 3 0 XX |
7 0 XXX | 3 1 XXX |
7 1 XX | 3 2 XXX |
7 2 XX | 3 4 XXX |
7 3 XX | 3 5 XX |
7 4 XX | 4 1 XXX |
7 5 XX | 4 2 XXX |
7 6 XX | 4 3 XXX |
5 3 XX | |
6 3 XX | |
7 3 XX |
Еще о тесте Люшера:
Значение цветовых стимулов
Зная, что тот или иной цвет означает для того или иного человека, можно многое сказать о нём. Основные психологические особенности разных цветовых типов очень точно отражают личность и предпочтения испытуемого. Цветовой тип определяется по основному предпочитаемому цвету, то есть говорят о «жёлтом» человеке или, скажем, «синем». Каждый цветотип имеет свои особенности, характеристики, предпочитаемую деятельность и даже любимое хобби и стиль одежды. Благодаря простоте и наглядности, цветовой тест Люшера часто используют как основу многих современных тестов и методик, позволяющих работать с эмоциональной сферой человека. Зная цветотип человека, можно легко подобрать ему подходящего компаньона по работе, брачного или сексуального партнёра.
Типология «цветовой личности» по Люшеру уже давно перещеголяла по популярности сам тест. Оказалось, что наши цветовые предпочтения также непосредственно влияют на мотивацию и поведение. Доказано, что молодёжь до 25 лет предпочитает красный и жёлтый цвета, а людям постарше нравятся коричневые, серые и зелёные тона. Эти цвета также выбирают молодые люди, если они разочарованы в жизни, либо страдают от невроза или физических заболеваний. Сегодня ЦТЛ с успехом используют в своей работе как семейные и детские психологи, так и врачи-психотерапевты.
В разное время цветовой тест Люшера получал самые разные отзывы: от полного восторга до резкой критики. Однако, по мнению большинства специалистов, этот тест является одной из самых ценных и интересных проективных методик.
Обработка результатов
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.
В результате тестирования получаем восемь позиций:
На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
Разметка выборов
При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.
1-й выбор — 31542607
2-й выбор — 35142670
Группирование выполняется следующим образом:
3 | 1 | 5 | 4 | 2 | 6 | 0 | 7 |
3 | (5 1) | (4 2 6) | (7 0) | ||||
+ | х | х | = | = | = | — | — |
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:
Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.
Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+ | + | х | = | = | — | — | — |
5 | 1 | 3 | 4 | 2 | 6 | 0 | 7 |
3 | 5 | 1 | 4 | 2 | 7 | 6 | 0 |
+ | х | х | = | = | = | — | — |
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:
+ | + | — | — | |||||
+ | х | х | = | = | = | = | — | |
5 | 1 | 3 | 4 | 0 | 6 | 2 | 7 | 1-й выбор |
3 | 1 | 5 | 4 | 0 | 7 | 2 | 6 | 2-й выбор |
+ | + | х | = | = | = | = | — |
В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х1×5, =4=0, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).