метранпаж спектакль о чем
История с метранпажем (пьеса)
«Провинциа́льные анекдо́ты» — две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале 1960-х. В первой половине 1968 года они были объединены в «Провинциальные анекдоты».
Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.
«Анекдоты» соединяют в себе и старинное значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.
Характеристика «провинциальные» за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.
Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».
Содержание
История
Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.
Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.
Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.
История с метранпажем
Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь
Действующие лица
Двадцать минут с ангелом
Действующие лица
Место в творчестве
«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».
Экранизация
По пьесе «История с метранпажем» в 1978 году на киностудии «Мосфильм» (Экспериментальное Молодёжное Творческое Объединение) был снят короткометражный художественный фильм «История с метранпажем».
В главных ролях: Наталия Белохвостикова, Георгий Вицин.
Трагикомедия «МЕТРАНПАЖ» по пьесе А. Вампилова «ИСТОРИЯ С МЕТРАНПАЖЕМ», 16+
Трагикомедия «МЕТРАНПАЖ» по пьесе А. Вампилова «ИСТОРИЯ С МЕТРАНПАЖЕМ», 16+
Трагикомедия «Метранпаж»
Продолжительность: 1 час
Премьера: 6 июня 2021 года
Возрастные рекомендации: от 16 лет
«Кто что ни говори, но подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают». Н. Гоголь
Легкая эксцентричная одноактная комедия «Метранпаж» основана на пьесе Александра Вампилова «История с метранпажем», которая в свою очередь входит в цикл «Провинциальные анекдоты». История о том, как одно слово может перевернуть всё с ног на голову. Действие спектакля происходит в маленькой провинциальной гостинице «Тайга», куда по разным причинам занесло героев из разных уголков Советского Союза.
Действующие лица и исполнители:
Калошин. Администратор гостиницы «Тайга» — Михаил Ильин
Виктория. Девушка, устраивающаяся на работу – Екатерина Анисимова
Потапов. Командированный, по професии Метранпаж – Ярослав Костин/ Алексей Костин
Марина. Жена Калошина, официантка ресторана «Тайга» — Милена Таланова
Камаев. Молодой человек, преподаватель физкультуры – Павел Тепляков
Рукосуев. Врач, приятель Калошина – Артём Блохин
Милиционер – Валерий Архипов
Провинциальные анекдоты (пьеса)
«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.
Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном (Театре на ул. Рубинштейна) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.
«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.
А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.
Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».
Содержание
История
Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.
Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.
Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.
История с метранпажем
Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь
Действующие лица
Двадцать минут с ангелом
Действующие лица
Место в творчестве
«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».
Экранизация
По пьесе «История с метранпажем» в 1978 г. на к/c «Мосфильм» (объединение «Дебют») был снят короткометражный художественный фильм «История с метранпажем».
В главных ролях: Георгий Вицин и Наталия Белохвостикова.
Двадцать минут с ангелом (1962) • Дом окнами в поле (1963) • Прощание в июле (1964) • Старший сын (1965) • Утиная охота (1970) • История с метранпажем (1971) • Прошлым летом в Чулимске (1972) • Сто рублей новыми деньгами • Месяц в деревне
Маленький человек из провинциального анекдота
Есть вещи, которые приятно смотреть, несмотря даже на то, что они ставлены-переставлены десятки раз. И всякий раз открываешь для себя что-то новое. «История с метранпажем» Вампилова – из этой серии. Человеческие слабости, благодаря которым их обладатель попадает в нелепые ситуации – вечный и при этом не избитый для драматургии сюжет. Меняется время, меняется всё вокруг, другими становятся жизненные идеалы, но характер человека эволюции не подвержен. А коль так, то и интерес к этой теме вряд ли иссякнет.
О театре я впервые писал ровно год назад в заметке «Синтез психологии и творчества». Сегодня это уже не филиал «Образа» Сергея Базарова, а самостоятельная студия.
Поздний вечер, провинциальная гостиница. В номер к молодой девушке Виктории вваливается сосед, которому нужно послушать футбольный матч, но у него испортилось радио. Виктория впускает гостя, но в этот момент появляется администратор гостиницы Калошин и, невзирая на просьбы и заверения, что сосед только послушает футбол и уйдёт, требует, чтобы тот немедленно удалился в свой номер. Между мужчинами завязывается потасовка, Калошин силой выталкивает ретивого постояльца в коридор. Фамилия болельщика Потапов, приехал он в командировку из Москвы, по профессии метранпаж. Услышав об этом, Калошин не находит себе места и уже собрался помирать. Казалось ему, что человек с такой должностью должен быть высокой шишкой, которая всё равно сживёт гостиничного администратора со свету. «Ведь он что захочет, то и сделает… Посадит на ладошку, дунет – и полетишь. Да еще, может, так полетишь, что нигде и не сядешь, не приземлишься никогда, а так и будешь вечно летать по воздуху!». Никто в провинциальном городке, кого Калошин не спрашивал, не смог объяснить, что метранпаж – всего лишь типографский рабочий.
Калошин – типичный маленький человек, который очень хочет казаться большим. И, упиваясь своей ничтожной властью, чуть было не лишается рассудка. Чеховский «хамелеон», только в другое время и в другом месте. Оживает он лишь, когда узнаёт, кто же всё-таки такой этот метранпаж: «Мышь типографская… Тля. Букашка. А ведь как напугал… До смерти напугал…». Пьеса – самый настоящий анекдот, короткая история с неожиданной развязкой. Собственно, сборник двух одноактовых пьес – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – и назван «Провинциальные анекдоты». Парадоксальная концовка связана не только с Калошиным. Кажется, что между Потаповым и Викторией должен закрутиться роман, но нет. Столичного гостя, оказывается, интересует только футбол, и появляется он на сцене лишь к финалу. И то, только для того, чтобы воскликнуть: «Можете меня поздравить. Они выиграли!».
Спектакль шёл в течение двух дней – в областной библиотеке имени А.М. Горького и в Детском досуговом центре на Склизкова, 52, где базируется театр-студия «Образ». Поэтому и фотографии представлены с обеих площадок. Актёрский состав тот же, за исключением Виктории. У каждой из исполнительниц её роли свои козыри: Ольга Белова ближе к оригиналу, а Ирина Баннова ярче, заметнее, хара́ктернее, что ли. В остальных ролях – Анна Захарова (Марина, жена Калошина), Алишер Усманов (Олег, приятель Марины), Андрей Сабынин, он же ekspromt (Рукосуев).
Впереди у театрального коллектива новые планы, которых руководитель и режиссёр Александра Клюшина, вслух, понятное дело, не раскрывает. Что касается меня, то я лично хотел бы увидеть в исполнении «образят» второй «Провинциальный анекдот». Тоже хорошая социальная сатира – и смешная, и поучительная одновременно.
Ну а тех, кто хочет заниматься в театре-студии, ждут по адресу: Тверь, улица Склизкова, 52. Вся информация – в официальной группе сети «Вконтакте».
Фото автора, Андрея Сабынина и Романа Кузьмина
Спектакль «Метранпаж»
Кто что ни говори,
а подобные происшествия
бывают на свете, —
редко, но бывают…
Н.В. Гоголь
Премьера трагикомического спектакля «Метранапаж» состоится в зале трансформер КТЦ «Югра-Классик» 13 апреля в 17:00.
«Метранпаж» — невероятно смешной, динамичный спектакль, рассказывающий необыкновенную историю, случившуюся с администратором провинциальной гостиницы из города N.
Закрученный, актуальный сюжет, великолепная актерская игра и режиссерская работа не оставят зрителей равнодушными, напротив, заставят от души посмеяться и задуматься о вечных жизненных вопросах, волнующих каждого.
Действие постановки разворачивается в номере провинциальной гостинцы, в котором остановилась девушка, приехавшая устраиваться на работу после института. Внезапно к ней в номер врывается футбольный фанат, в его номере сломалось радио, ведомый желанием во что бы то ни стало узнать результаты матча, он без объяснений вваливается в соседний номер и включает радиоприемник.
Девушка, несмотря на поздний час, позволяет внезапному гостю остаться, но тут в происходящее вмешивается блюститель порядка и морали – администратор гостиницы Калошин. Он призывает футбольного болельщика покинуть комнату юной особы, между мужчинами завязывается спор, перерастающий в драку, в ходе которой администратор силой выпроваживает гостя. Но радость победы длится недолго, вскоре Калошина охватывает страх, когда он выясняет, что вытолкал за дверь загадочного московского МЕТРАНПАЖА…
Заинтригованы? Не пропустите премьеру спектакля, и вы узнаете не только, чем закончилась эта странная история, но и кто же такой таинственный метранпаж…