метро трамвай что это такое
Метротрамвай
Метротрам (также: пре-метро, семи-метро, подземный трамвай) — рельсовый городской транспорт подземного-надземного типа, разновидность скоростного трамвая (легкорельсовый транспорт), реже — обычного трамвая.
Содержание
Описание
У метротрама пути частично проходят в тоннелях или на эстакадах (как правило, в городских центрах), частично — на улицах.
Метротрам совмещает преимущества метрополитена и трамвая, при этом избавлен от некоторых их недостатков.
Преимущества подземных участков метротрама — абсолютно обособленное от прочих транспортных потоков движение (по отношению к обыкновенному трамваю), меньшая стоимость подвижного состава (по отношению к метро). Недостатки — меньшая вместимость, чем в поездах метро, гораздо более высокая стоимость строительства и эксплуатации тоннелей по сравнению с выделенной полосой для движения трамвая.
Часто подземный трамвай строили в том случае, когда на строительство настоящего метро не хватало средств. Таким образом создавалась сеть тоннелей, на основе которых позднее можно было создавать полноценную систему метро (с более тяжёлым многовагонным подвижным составом). Таким образом возникло метро Брюсселя, хотя некоторые маршруты там так и не были переоборудованы под метро и на них до сих пор эксплуатируются обыкновенные городские трамваи.
Города
В Ереване система, начавшая строиться как метротрам, ещё до открытия была преобразована в метрополитен.
Первоначально проектировавшиеся метротрамы Челябинска, Перми, Донецка, Одессы, Риги также были преобразованы в метрополитены, строительство которых ведётся (Челябинск, Донецк), отменено (Пермь, Одесса), начато и отменено (Рига).
В конце эпохи социализма метротрам также проектировался в Таллине, а во Львове строительство метротрама было начато, но вскоре отменено.
Ныне в Ростове-на-Дону, Саратове, Барнауле, Вильнюсе, Таллине проектируется метротрам, в ряде других городов — близкая система легкое метро.
В городах-миллионниках достроят метро или построят метротрам
Метро в Челябинске и Красноярске не должно разделить судьбу омского метрополитена. Неожиданно власти нашли средства на завершение долгостроев в этих городах. Однако вероятно, что это будет не совсем метро, а гибридный вариант – метротрам. Метро точно будет развиваться в Нижнем Новгороде и, возможно, в Екатеринбурге
Советские долгострои — метро в Челябинске, Красноярске и других регионах России беспокоят местных жителей не первое десятилетие. Каждый раз попытки возобновить строительство натыкаются на нехватку финансирования, сложность реализации проектов и вопросы о целесообразности метро с пассажиропотоком менее 30 тыс. человек. В правительстве идея достройки или развития метро в крупных городах, кроме двух столиц, поддержки не находила, встречая, напротив, прямое оппонирование.
«С Советского Союза недострои по метро, с ними надо ставить точку. Если их не достраивать, тогда их нужно полностью, как мы говорим строительным языком, забутовать (законсервировать — Ред.) их на глубине 60 метров», — сказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин 8 июля в эфире телеканала «Россия-24». — Это по деньгам стоит 20% от строительства нового (метро). Поэтому не просто так президент принял решение. И я ему докладывал о сложностях, которые есть, о рисках при консервации дальнейшей. Принято решение за счет бюджетных кредитов достроить метро».
Уже в 2022 году планируют строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде. В Челябинске построят гибридный вариант— метротрам. Как и когда будет реализован проект в Красноярске, пока не ясно— сроки и подробности станут известны, когда губернатор Красноярского края Александр Усс предоставит проект Марату Хуснуллину.
Метро в Нижнем Новгороде — случай для регионов особенный
В Нижнем Новгороде метрополитен работает с 1985 года, город вырос, а вместе с городом появилась потребность в развитии транспортной инфраструктуры, в частности новых станций метро.
«Плохие показатели наполняемости и рентабельности метро говорят о том, что линии и станции недостаточно синхронизированы людским трафиком, — объяснил Expert.ru партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. — Когда городская ткань динамично модернизируется, то удлиняются и усложняются маршруты перемещения по ней. Мегаполис словно вырастает из старого метро как из старого костюма».
В Нижнем Новгороде сейчас действуют две линии метро — Автозаводская и Сормовско-Мещерская, на них расположены 16 станций метро. В планах строительство четырех новых станций. Две из них будут на Автозаводской линии — «Оперный театр» и «Сенная», еще две на Сормовско-Мещерской — «Варя» и «Сормовская».
Строительство метро в городе оценивается в 56,5 млрд рублей, по предварительным расчетам регионального Минтранса. Развитие всей городской транспортной инфраструктуры, включая метро, оценивается в 123,5 млрд рублей. О планах по развитию транспортной инфраструктуры рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов на Moscow Urban Forum 2021 в начале июля.
Но Нижний Новгород — это «особый случай среди региональных проектов метрополитена», уточнил Expert.ru историк, аспирант РАНХиГС Сыдып Бальдруев. Метрополитен в городе давно функционирует, пользуется популярностью у населения — в год метро перевозит 32,5 млн человек.
«Концепция развития транспортной системы города базируется на метро, которое должно стать основным транспортом в городе, а все остальные виды транспорта будут обслуживать его, подтягивая пассажиров к станциям», — объяснил Бальдруев.
Развитие метрополитена в Нижнем Новгороде позволит существенно увеличить пассажиропоток, по плану властей в 2,6 раза — до 86 млн человек в год, отметил эксперт.
Иными словами, затраты на строительство метро оправданы.
Не трамвай и не метро
В Челябинске же решили не строить метро, а остановились на гибридном варианте — метро и трамвая — метротрам. Об этом подробно Expert.ru писал в начале июня.
Метротрам в России пока один — в Волгограде. Постоянное пассажирское сообщение было запущено в 1984 году, тогда по линии курсировали старенькие чешские трамваи Татра, фотографии которых вызывали невероятный интерес у москвичей, не знакомых с системой подземного трамвая. Сейчас на линиях работает обновленный в 2000-х подвижной состав, в который вошли, по результатам испытаний, вагоны с того же чешского завода, но уже более современные.
Наземный транспорт и метротрам вырисовываются сейчас в качестве альтернативы метро. И разговоры о развитии скоростных трамваев в регионах по примеру Волгограда ведут уже не первый год.
В советское время у строительства метро было свои причины. В промышленных городах, вроде Челябинска, рабочим нужно было добираться до заводов и предприятий из одного конца города на другой. Имело значение и то, что метро выполняет функцию бомбоубежища в случае войны. Сейчас же все слышнее голоса, утверждающие, что острой необходимости в челябинском, например, метрополитене нет.
«Изменилась структура экономики. Всё большее количество людей переходят из сферы реального сектора экономики, промышленности в сферу услуг», — сказал Expert.ru профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов. — И те линии метро, которые по идеологии советских градостроителей должны были связывать
центр города с удаленными производствами, такими как ГАЗ в Нижнем Новгороде или перерабатывающая промышленность в Екатеринбурге или Омске — эти линии оказались не так нужны».
Большая проблема для действующих метрополитенов в регионах — низкий пассажиропоток, отметил профессор МАДИ. Самый низкий пассажиропоток — в Самаре. Там ежегодно пользуются метро около 15 млн пассажиров.
«Для городов, где уже существуют ветки метро, они часто проложены не там, где проходят самые напряженные пассажиропотоки», — уточнил Якимов. — Поэтому я не считаю рациональным придерживаться концепции развития метро, которая придумана в конце прошлого века. Слишком многое изменилось с тех пор и если развивать те линии, которые заложены в Челябинске и Красноярске, то ничего хорошего из этого, скорее всего, не получится».
Но общественный транспорт в Челябинске и Красноярске необходим. При этом он должен быть экологичным, так как воздух над этими городами загрязнен не только автомобильными выбросами, но и промышленными предприятиями.
Подвижной состав метротрама может работать и как подземный транспорт, и как уличный. Универсальность гибридного варианта позволяет использовать уже построенные в советское и постсоветское время станции метро, решить проблему создания экологичного общественного транспорта, и в то же время существенно снизить расходы на строительство и дальнейшее обслуживание транспортной системы.
Правда, метротрам медленнее, чем метро. Скоростной трамвай едет со скоростью около 35 км/ч, московское метро, в зависимости от участка пути — со скоростью от 40 до 60 км/ч.
Вероятность получить именно метротрам есть у Красноярска. Такие выводы можно сделать из заключения директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина и директора факультета городского и регионального развития ВШЭ Глеба Виткова, опубликованного в 2019 году. Эксперты назвали строительство подземных тоннелей в Красноярске неэффективным из-за прогнозируемого низкого пассажиропотока. Они рекомендовали создать в городе систему скоростного трамвая.
«Метро в Красноярске строится очень давно — с 1984 года, когда начались проектные изыскания», — рассказал Expert.ru управляющий партнер частной трейдинговой компании «Ватага» Евгений Васеев. — Сейчас по факту есть несколько километров путей, которые поддерживаются в рабочем состоянии. Грунты в Красноярске достаточно тяжелые для строительства, поэтому метро может быть только «глубокого заложения».
Из-за недостаточности финансирования региональным властям выгоднее обновить автобусный парк или трамвайную сеть. Недострои в Красноярске будут достраивать, но не на те суммы, которые запросили красноярские власти, уточнил эксперт.
Печальная судьба омского метрополитена и что будет с другими регионами
Когда-то многообещающий проект по строительству омского метрополитена превратился в анекдот. Строительство подземки в Омске ограничилось одной станцией — «Библиотека имени Пушкина». В Интернете распространено много юмористических схем метрополитена с одной единственной станцией, а также перспективные схемы, которые обещали Омску более 20 станций.
К проекту многократно возвращались, но попытки не были реализованы из-за недостаточного финансирования. В 2014 году региональные власти тоже подумывали о метротраме, но идея со скоростным трамваем также осталась только идеей — организация, которая занималась строительством обанкротилась.
В 2019 году было принято решение о консервации омского метрополитена. Участок между станциями «Рабочая» и «Маршала Жукова» залили мокрым цементом, а участки между другими станциями законсервировали «сухим» способом. Второй вариант оставил небольшую, но все-таки надежду на возможное возобновление строительства в будущем. Когда-нибудь.
Уже не первый год беспокоит судьба второй линии метро жителей Екатеринбурга. Однако пока власти не обещают ее строительства. В 2020 году Хуснуллин и бывший министр транспорта Евгений Дитрих констатировали — строительство метро в Екатеринбурге нецелесообразно.
Но надежда на строительство второй линии в Екатеринбурге есть. Президент РФ иронично ответил на вопрос о строительстве второй линии метро в Екатеринбурге тем, что вначале необходимо построить первую линию в Красноярске.
Если Красноярск дождался, то возможно и до Екатеринбурга дойдет очередь.
«Метро во всем мире будет развиваться на путях мощных пассажиропотоков в центре городов, где стоимость земли высока, а обилие инженерных коммуникаций не позволяет строить дополнительные наземные объекты транспортной инфраструктуры», — отметил Михаил Якимов.
Есть и другие пути решения. В Ростове-на-Дону власти не стали ждать поступлений из федерального бюджета и в начале июня объявили о начале реализации строительства скоростного трамвая в городе, сообщали региональные СМИ.
Пока идея о метротраме в Ростове на стадии предпроекта, еще не подсчитаны затраты даже на сам проект, но уже известно, что власти города хотят привлечь к строительству инвесторов. Проект планируют реализовать либо с помощью государственно-частного партнерства, либо полностью за счет частного финансирования.
Существуют в регионах и инициативы строительства частного метро. Предполагается, что оно может финансироваться, в том числе, за счет доходов от аренды коммерческих помещений в составе надземных станций. Судя по концепциям — это также будет метротрам. Со временем, возможно, частное надземное метро станет реальностью.
Подземный трамвай
Содержание
Описание
У метротрама пути частично проходят в тоннелях или на эстакадах (как правило, в городских центрах), частично — на улицах.
Метротрам совмещает преимущества метрополитена и трамвая, при этом избавлен от некоторых их недостатков.
Преимущества подземных участков метротрама — абсолютно обособленное от прочих транспортных потоков движение (по отношению к обыкновенному трамваю), меньшая стоимость подвижного состава (по отношению к метро). Недостатки — меньшая вместимость, чем в поездах метро, гораздо более высокая стоимость строительства и эксплуатации тоннелей по сравнению с выделенной полосой для движения трамвая.
Часто подземный трамвай строили в том случае, когда на строительство настоящего метро не хватало средств. Таким образом создавалась сеть тоннелей, на основе которых позднее можно было бы создать полноценную систему метро (с более тяжёлым многовагонным подвижным составом). Таким образом возникло метро Брюсселя, хотя некоторые маршруты там так и не были переоборудованы под метро и на них до сих пор эксплуатируются обыкновенные городские трамваи.
Города
В Ереване система, начавшая строиться как метротрам, ещё до открытия была преобразована в метрополитен.
В конце эпохи социализма метротрам также проектировался в Туле, Вильнюсе, Таллине, а во Львове (см. статью Львовский метрополитен) строительство метротрама было начато, но вскоре отменено.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Подземный трамвай» в других словарях:
Подземный трамвай Малаги — Эту страницу предлагается переименовать в Скоростной трамвай Малаги. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/11 сентября 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия
Трамвай на шинах — Привод электромотор или двигатель вн … Википедия
Трамвай — У этого термина существуют и другие значения, см. Трамвай (значения). Трамвай Прив … Википедия
Трамвай-поезд — Хайльбронн (сеть Карлсруэ): трамвай в городской среде … Википедия
Трамвай Торонто — Трамвай в Торонто Торонтский трамвай появился в 1891 году. Содержание … Википедия
Скоростной трамвай — Muni Metro в Сан Франциско … Википедия
Междугородный и пригородный трамвай — Береговой трамвай в Бельгии является самым длинным трамвайным маршрутом в мире 68 км Междугородный и пригородный трамвай (интерурбан) вид рельсового транспорта, соединяющий разные … Википедия
Речной трамвай — Классический речной трамвай теплоход «Москвич» … Википедия
Канатный трамвай — вид рельсового транспорта, близкий к фуникулёру … Википедия
Брюссельский трамвай — Брюссельский трамвай один из видов общественного транспорта Брюсселя. Эксплуатируется городской организацией STIB/MIVB. Конка (первая в Бельгии) появилась в Брюс … Википедия
Эксперт раскритиковал идею челябинского «метротрама», которую представили президенту
Челябинский специалист в области логистики и транспорта Яков Гуревич считает, что объединять недостроенное метро и существующую трамвайную сеть, о чем активно заговорили после послания президента Владимира Путина, бессмысленно и экономически нецелесообразно.
Однако Яков Гуревич полагает, что в объединении метро, которое по еще советскому проекту должно было соединить проходную ЧТЗ и проспект Победы, нет никакого смысла, а сроки, заявленные властями, невыполнимы.
«Объединить существующие тоннели и трамвай не только крайне сложно, но и бессмысленно по ряду причин, — говорит Гуревич. — Для этого необходимо полноценное транспортное исследование. Работа ЮУрГУ, которую заказало министерство дорожного хозяйства Челябинской области, этой темы не касалась, не говоря уже о том, что там не считались реальные транспортные потоки и работа в целом негодная. Кроме того, эти тоннели расположены не там, где надо, никакого бонуса для транспортной эффективности они не принесут. Второй аспект — это вопрос экономики.
Существующие ветки построены под стандарты метро на глубине 46 метров и рассчитаны на тяжелые поезда, станции построены в расчете на длину поезда 200 метров. Трамвай имеет длину максимум 60 метров. Зачем строить и содержать станции с запасом в четыре раза?
Уже сейчас содержание тоннелей обходится городу в 0,6 млрд рублей в год. Еще один момент — это технический вопрос интеграции. Как выводить трамвай с глубины 46 метров на поверхность? Как это делать в условиях существующей застройки? Это очень непростая задача, и я сомневаюсь, что в стране есть специалисты, которые смогли бы это спроектировать».
При этом, по словам эксперта, сама по себе, без учета недостроенного метро, идея метротрама хорошая. Но она должна создаваться независимо и не привязываться к тому, что за эти годы прорыли под городом. Больше того, у Челябинска была возможность получить такую систему на базе существующей трамвайной сети: в 1996 году для города была разработана концепция метротрама.
Путину доложили о «почти готовом» новом проекте метро в Челябинске
«Я участвовал в этой работе, инициатором ее был УКВЗ, так как они тогда работали по заказу города Кривого Рога, где строили такую систему. Усть-Катавский завод очень глубоко погрузился в тему, изучил все проблемы и был готов предлагать эту идею Челябинску, — говорит Яков Гуревич. — Более того, у нас была возможность получить экспертизу мировых лидеров по этому вопросу, так как по работе с Кривым Рогом мы контактировали с Siemens, Bombardier и другими компаниями, которые производили 96% трамвайных систем в мире и 70% мирового рельсового транспорта. Их представители приезжали в Челябинск, и все это обсуждалось в мэрии. Тогда эту идею поддержали в Москве. Но, я оговорюсь, это была только проработанная идея. Мы тогда изучали только вопрос транспортной эффективности, вопрос экономической эффективности нужно было еще считать, и, может быть, подземный трамвай нам был бы и не нужен. Челябинск тогда обладал одной из самых эффективных трамвайных систем в мире, с лучшей топологией.
В 1995 году трамвай в Челябинске перевез 259 млн пассажиров. А сколько он перевозит сейчас? Может, для начала стоит просто восстановить трамвайную систему и посмотреть, что получится? Может, нам этого хватит с головой?
Что касается метротрама, который предлагалось строить в отрыве от метро, на меньшей глубине, с меньшими затратами, то у города был шанс получить полноценное исследование и проект. Французы предлагали нам грант в размере 10–15 млн евро, конечно, в надежде потом поучаствовать в реализации проекта. Но все же, областное правительство тогда ответило отказом, сославшись на то, что генпланом города от 1936 года скоростной трамвай в Челябинске не предусмотрен. О чем еще можно было говорить?»
По мнению Якова Гуревича, тема слияния метро и трамвая появилась в недрах минтранса и правительства области после работы с генпланом Челябинска. При этом федеральные чиновники были в курсе, что челябинское метро — проблемный проект, который крайне сложно адаптировать под условия в городе.
Достроят ли челябинское метро после послания Путина и сколько это будет стоить
Ранее власти Челябинской области инициировали реформу общественного транспорта, забрав полномочия у города. Предполагается слияние транспортных систем областного центра и соседних муниципалитетов. Что касается электротранспорта, то власти двигаются в двух разных направлениях: вкладывают деньги в инфраструктуру и подвижной состав, а также заявляют о переговорах с потенциальными концессионерами. Ранее область выкупила у обанкроченного МУП «ЧелябГЭТ» все трамвайно-троллейбусное хозяйство: сети, рельсы, подстанции. В этом году закупает 30 трамваев и за три года планирует отремонтировать трамвайные пути. Чем тогда будет заниматься концессионер, который, со слов чиновников, вот-вот перестанет быть анонимным, и зачем он тогда нужен — неясно. Так же непонятно, как это все коррелируется с темой интеграции с метро, если уже года три с концессионером обсуждают трамваи и троллейбусы. Яков Гуревич на эту активность с концессией тоже смотрит скептически.
«Недавно в Москве был крупнейший форум, посвященный электротранспорту в России, и там, естественно, не было ни одного чиновника из Челябинской области, зато были представители „Синары“, которые говорили, почему концессии в России неработоспособны, — говорит Гуревич. — Недавно я получил маразматическое письмо от миндортранса Челябинской области, где заявили, что в качестве первой части концессии выкупили существующую трамвайную систему. Выкупили металлолом для концессии. Также там объяснили, почему заказали именно эти трамваи, который были куплены за 1 млрд рублей. Оказалось, потому что [они] меньше будут повреждаться на разбитой инфраструктуре. Не стоял вопрос об эффективной машине, — важно было, чтобы машина медленнее разваливалась на наших путях. Это многое говорит о подходах к теме транспорта в Челябинской области».
Метротрам – что это: недометро или перетрамвай?
Приветствую всех читателей блога Newsless.ru и просто любителей путешествий. Сегодня я затрону в нашем блоге тему транспорта — поговорим о метротраме.
Немногие из нас знакомы с таким видом транспорта, как — метротрам. Однако, это очень интересный, если не сказать забавный, вид транспорта.
Итак, познакомимся с метротрамом.
Метротрам — это рельсовый вид городского транспорта. Обычно его относят к легкорельсовому транспорту, который, ввиду некоторых своих особенностей, занимает промежуточное звено между железнодорожным транспортом или метрополитеном и обычным трамваем. Отличия в основном состоят в скорости сообщения и пропускной способностью этих систем пассажиропотока: метротрам способен перевозить быстрее и больше пассажиров, чем обычный трамвай, но меньше и медленнее, чем метро или электричка.
Маршруты метротрама располагаются под землей, на ее поверхности и на эстакадах. Но даже когда его маршрут проходит по поверхности, то это всегда выделенная полоса, никак не пересекающаяся с другими транспортными потоками.
Несмотря на то, что в названии присутствует слово «метро», этот вид транспорта все-таки ближе к трамваю, а приставка «метро» используется скорее для того чтобы было понятно что этот трамвай обычно ездит под землей.
Ошибочно думать, что метротрам это советское прошлое и подобное чудо можно встретить только на территории бывшего СССР. В большинстве случаев его строительство экономически обосновано и способно сэкономить огромные средства городу при выборе оптимальной схемы распределения пассажиропотоков. На территории бывшего СССР метротрам есть только в Волгограде (Россия) и Кривом Роге (Украина).
Метротрам как вид общественного транспорта очень распространен в Европе. Например, в Бельгии подземные трамваи расположены сразу в нескольких городах.
Подробнее о географии метротрама:
Антверпен, Бельгия. | |
---|---|
История Антверпенского трамвая началась с того, что в 1873 году была запущена первая его линия и тогда она представляла собой конку (трамвай, в котором в качестве тяги использовалась пара лошадей). На сегодняшний день в Антверпене насчитывается 11 трамвайных маршрутов, из которых 4 проходят под землей. Первая линия подземного трамвая была открыта в 1975 году. | |
Шарлеруа, Бельгия. | |
Еще один бельгийский город, в котором действует метротрам – это Шарлеруа. Изначально планы по строительству у градоначальников были наполеоновскими, но в жизнь была воплощена лишь малая их часть. Предполагалось построить 69 станций и 52 км подземного трамвая и, если бы эти планы были воплощены в жизнь, то сейчас это была самая большая система метро в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Но на сегодняшний момент метротрам в Шарлеруа насчитывает 24 станции, расположенных на 5 линиях протяженностью 25 км. | |
Брюссель, Бельгия. | |
Трамваи, как и во многих других европейских городах, эволюционировали здесь из конки. Свою историю Брюссельский трамвай ведет с 1869 года. Сейчас в городе порядка 18 трамвайных маршрутов, но только некоторые из них можно отнести к метротраму, потому как большинство все-таки задумывались изначально как обычный трамвай. История метротрама в Брюсселе началась в 1976 году, когда была запущена первая его линия. Сейчас это почти 50 км трамвайных путей, 4 линии и 59 станций. |
В Германии была открыта целая сеть маршрутов скоростного рельсового транспорта, которая связала несколько немецких городов:
Эссен, Германия. | |
---|---|
Метротрам в городе Эссен был первой ласточкой в строительстве этой транспортной сети. Он был открыт в 1967 году. На сегодняшний день общая протяженность маршрута составляет 21,5 км, 3 линии и 27 станций. | |
Бохум, Германия. | |
Бохумская линия скоростного трамвая была открыта в 1972 году. Она насчитывает 28 подземных станций и около 22 км трамвайных путей. | |
Дуйсбург, Германия. | |
Еще один немецкий город, в котором был открыт метротрам — Дуйсбург. Здесь открытие состоялось в середине 70-х годов и строительство продолжается по сей день. | |
Дортмунд, Германия. | |
В Дортмунде метротрам был открыт в 1984 году. Его подземная часть составляет 20 км, 8 линий с 24 подземными станциями. |
Все эти четыре метротрама входят в одну транспортную систему, которая связывает между собой эти и окрестные города.
Гаага, Нидерланды. | |
---|---|
Метротрам в Гааге один из самых молодых в Европе. Несмотря на то, что проект был инициирован в 1970 году, его первые станции были открыты в 2004 году. Всего их две Spui и Grote Markt. Протяженность линии между ними составляет всего 1250 м. |
Вена, Австрия. | |
---|---|
Венский метротрам ведет свою историю с конца 19 века. Развитие его начиналось также как и в Бельгийском Антверпене с конки, но здесь мы можем видеть его дальнейшую эволюцию, которая привела к тому, что трамваи были вытеснены из-под земли составами метро и на сегодняшний день только 6 из 101 подземной станции венского метрополитена обслуживаются трамвайными бригадами. Совсем скоро метротрам австрийской столицы уйдет в историю. |
В США также как и в Европе существуют линии подземного трамвая и наиболее ярко метротрам представлен в Бостоне и Сан-Франциско.
Бостон, США. | |
---|---|
Бостонский метрополитен состоит из трех цветных линий метро и одной (зеленой), по которой бегают трамваи. Эта же зеленая линия является самой протяженной, ее длина около 41 км. Бостонская линия метротрама разделена на 4 ветви и имеет 70 станций на своем протяжении. | |
Сан-Франциско, США. | |
Метротрам Сан-Франциско называют еще Муни Метро (Muni – от слова municipal, т.е. муниципальный или городской, так как ее обслуживает муниципальная организация). Общая протяженность Муни Метро составляет 59,2 км. 6 линий этой американской подземки имеют 9 подземных станций, 24 наземные и еще 81 дополнительную наземную станцию. Примечательно что все линии кроме одной проходят через один тоннель, только попадают туда трамваи из разных мест. Кроме этого в метротраме Сан-Франциско используются многоуровневые тоннели и станции. |
Кривой Рог, Украина. | |
---|---|
Первая и единственная линия Криворожского метротрама была открыта в 1986 году. Сейчас это 11 станций и 17,7 км трамвайных путей, из которых 6,8 км проходят под землей.Криворожский скоростной трамвай является если не первой достопримечательностью города, то уж точно его украшением. Вообще, только в нашей стране (я имею в виду СССР) к метро относились бережно и уважительно. Станции строили как целые архитектурные ансамбли, а не просто как остановки общественного транспорта. В Кривом Роге станции подземного трамвая являются архитектурными украшениями районов, в которых они расположены. |
Волгоград, Россия. | |
---|---|
Волгоградский метротрам – это единственная в России линия подземного трамвая, достопримечательность города и в целом всей нашей страны.Общая протяженность линий Волгоградского скоростного трамвая составляет 17,3 км и насчитывает 22 станции, из которых 7,1 км и 6 станций располагаются под землей в центре города. Открытие первого подземного участка состоялось в 1984 году. |
У Волгоградского метротрама есть одна особенность, за которую журнал Форбс включил его в число 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира. Дело все вот в чем: все мы видели трамваи, троллейбусы и автобусы и представляем как расположены в них двери, предназначенные для входа и выхода пассажиров. Двери эти расположены, так сказать, снаружи транспортного потока для того чтобы пассажиры выходили на тротуары, а не на проезжую часть. В это же самое время многие из нас представляют как располагаются платформы под землей (посередине, между двумя линиями). Так вот, для того чтобы пассажиры выходили на платформу туннели Волгоградского метротрама во время спуска под землю меняются местами. Вот такая интересная особенность.
Мне лично не единожды удавалось прокатиться в вагоне Волгоградского метротрама. Ощущения после Московского метро, должен признаться, непередаваемые. Сначала на станции при входе я вернулся лет на 10 назад и вспомнил как компостируют талоны. Затем, так получилось, что мы попали на платформу в тот момент, когда там не было трамвая. И вот когда он въехал на станцию, я начал уговаривать свой мозг принять это именно так, как я это вижу. Признаюсь честно, появление трамвая под землей меня смутило: я ожидал увидеть состав длиннее двух вагонов. В общем, если вам когда-нибудь посчастливится побывать в Волгограде, обязательно прокатитесь на подземном трамвае.
Вот такой получился экскурс в историю метротрама. И пусть кто-то его называет подземным трамваем, я назову его маленьким метро.
Мы в социальных сетях: Twitter, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Google+.