межконфессиональные отношения что это

Межконфессиональные отношения: о чём православному говорить с буддистом?

Межконфессиональные отношения — явление странное, не правда ли? Казалось бы, мы православные и убеждены, что правы. О чём говорить с католиками? Переспорить и переубедить всё равно не выйдет. Да и смысла нет. Дать им шанс переубедить нас? Тоже бессмыслица.

И правда, с точки зрения человека со стороны, это какая-то странность. Но помедлим с выводами и углубимся в вопрос.

Конфессия — это вероисповедание

Конфессия — это перевод слова «вероисповедание» и его синоним. Но если мы применяем слово «вероисповедание» к любой религии, то «конфессия» устоялась за религиозными объединениями внутри одной традиции.

Скажем, по вероисповеданию человек христианин, а принадлежит он к православной конфессии. Мусульманин по вероисповеданию может конфессионально принадлежать к суннизму или шиизму. Но по сути термины очень схожие и взаимозаменяемые.

Их часто используют как синонимы, иногда неправильно. И если сказать: «Я по конфессии буддист», это будет не совсем правильно с точки зрения терминологии, но всем понятно.

Есть ещё один похожий термин — деноминация.

3 термина очень близки по значению:

Деноминация переводится как переименование. Это молодая самостоятельная религиозная организация с чёткой иерархической системой. По признакам похожа на секту. Но секта — это общество, которое выделилось из другой традиции и находится не в лучших отношениях с обществом и государством, хотя может к этому стремиться. Деноминация же пользуется одобрительным или нейтральным отношением общества, а также других религий.

В обывательском лексике слова «конфессия», «вероисповедание» и «деноминация» взаимозаменяемы.

Межконфессиональные отношения — это межрелигиозное общение

Исходя из определений, легко заключить, что межконфессиональные отношения — это общение между конфессиями: православная церковь общается с католической, либо протестантской. Но нет. Это более широкие, межрелигиозные отношения.

То есть с одной стороны могут православные христиане, а с другой — буддисты, и это будет межконфессиональными отношениями.

Таким образом, понятие «конфессия» выходит за рамки своего определения в этом контексте и предполагает не только конфессии внутри одной религии, а и в другой.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что этоДалай Лама на межрелигиозном форуме

Участники межконфессиональных отношений — это отдельные люди и целые организации

Межконфессиональные отношения — это диалог двух традиций, а ведут его уполномоченные на это лица, представители своих религиозных групп. Это могут быть отдельные люди, например, священнослужители-миссионеры, либо руководители различных конфессий.

Иногда от имени религиозных объединений могут выступать просто сочувствующее им, либо доверенное лицо — допустим, юрист, если возникли проблемы перед законом Российской Федерации или иной страны.

Важно, чтобы представитель хорошо разбирался в религиозной жизни не только своей стороны, но противоположной. От его компетентности, тактичности и вкрадчивости может зависеть репутация целой религиозной традиции.

Потому религиозным структурам очень важно тщательно следить за ходом подобных встреч, а также за проповедями внутри своей конфессии, чтобы не потерять лицо из-за чьей-то личной ошибки.

Общественная жизнь многоконфессионального государства нуждается в диалоге религий

Религиозная атмосфера играет значимую роль в жизни внутри государства и на международной арене. В древности подобные вопросы имели ещё большую значимость, но и сегодня они сохраняют актуальность даже в светском государстве.

Многокофессиональность подразумевает диалог, потому что люди должны не закрываться друг от друга, а знать своего ближнего в лицо. Это ужасно, когда возле буддийского храма собираются христиане с плакатами и рассказывают прессе, что «эти язычники там съедают младенцев».

Информационная пропасть, которая растёт между различными конфессиями.

В итоге перерастает только религиозную жизнь и поглощает социальную, рабочую, семейную, бытовую сферу. И вот уже у родителей возникают разногласия с ребёнком, потому что их сын «кришнаит, не ест мяса и вообще, наверное, наркоман». Поверхностные представления о чужих религиозных представлениях:

Так, стало быть, религия не нужна? Нужна, конечно. Агрессия по отношению к иноверцам — это как раз не религиозный поход, который присущ фанатикам и безбожникам. А вот духовные люди открыты друг к другу и не навешивают ярлыков.

В отличие от политики, религиозные предпочтения одних никак не отражаются на жизни других, так что распри на этом фундаменте вообще пустое дело.

Цели межконфессионального диалога:

Это два столпа, гарантирующих покой в общественной жизни. А потому у религиозного человека есть два пути:

А для сотрудничества полно возможностей, особенно в современной России, где есть проблемы с экологией, образованием и многими другими сферами. Представители различных религиозных организаций могут объединять усилия для волонтёрства, благотворительности, образовательных или социальных программ.

Это красит многоконфессиональное государство и отвечает требованиям религиозной жизни. Не правда ли, намного лучше войны за то, в чью церковь ходить правильнее?

Общение представителей разных вероисповеданий нужно для избегания межконфессиональных конфликтов

Межконфессиональные конфликты нужно и улаживать, и предупреждать. Увы, сами по себе религиозные организации регулярно способствуют напряжению между сторонами. Всё дело в убеждённости, что собственная религия — лучшая и единственно возможная.

В попытке это доказать приверженцы многих идеологий пытаются надавить на оппонентов с позиции силы. Где-то это выражается в полемике, где-то переходит в схватки, но хуже всего, когда в противостояние вовлекается политика и подвластные ей институты вроде законодателей, полиции, суда и прочих государственных ресурсов.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что этоВолоколамский Митрополит Илларион на встрече в исламском университете Аль-Азхар в Каире

Межрелигиозный климат во многом зависит не столько от идеологии самих религий (с нею обычно проблем как раз нет), а от позиции руководящих лиц того или иного религиозного движения. Представитель высшего духовенства обладает среди верующих достаточным авторитетом, чтобы навязывать им те или иные убеждения и манипулировать общественным мнением.

Но не меньшая ответственность лежит и на самих верующих. Каждый человек способен мыслить критически. И он сам должен понимать, где его действия способны перейти грань миролюбивого учения и превратиться в бездушный конфликт убеждений. На осознанного человека не сможет воздействовать ни один авторитет.

Этноконфессиональные конфликты тесно связаны с межрелигиозными

Ещё одна сторона подобных конфликтов — это противостояния этнических групп. В государствах, особенно крупных, всегда есть некоторый процент различных этносов. Часто они придерживаются вероисповедания, которое присуще их традиции. Религия бережно передаётся от родителей к детям, становится одним из столпов существования этнической группы.

Соответственно, каждая из сфер взаимоотношений может негативно отражаться на другой. То есть при наличии этнических и религиозных различий риск возникновения конфликта удваивается, а урегулировать их вдвое сложнее.

На практике это заметно по таким суждениям: «Не хочу, чтобы дочь встречалась с кавказцем, потому что у мусульман женщину ни во что не ставят». Говорящий подобное отождествляет этническую принадлежность человека с его религиозными устоями, причём делает это огульно, не оставляя оппоненту шанса проявить себя с лучшей стороны.

Собственно, мы сами можем легко заметить очевидные ассоциации:

Но наиболее распространённая религия — не значит единственная, а тем более — верная. Думающий человек должен избегать стереотипов и избегать ярлыков по этнической или национальной принадлежности.

Этноконфессиональные конфликты довольно сложно урегулировать. В идеале государство должно давать всем равные права и всячески способствовать примирению сторон. В России ещё есть проблемы. Связаны они не столько с правовой базой, сколько с её реализацией на практике. Но основа положена, и деятельность религиозных групп в той или иной мере описана законом.

Религиозные организации также могут общаться и с атеистическими активистами

Атеизм, конечно, не религия. Но в формат межконфессиональных отношений он вписывается довольно хорошо. Ведь так ли важно, верит ли человек в Бога, если он согласен приложить силы для доброго дела?

Вовсе не важно, каких убеждений будут люди, если они захотят поддержать благотворительную или природоохранную инициативу. В таких вещах нужно забывать о различиях и искать точки соприкосновения, общие цели.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что этоГорбачёв после общения с Иоанном Павлом II стал теплее относиться к верующим

Отличный пример общения атеиста и верующего — встреча папы римского Иоанна Павла II с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, который тогда руководил Советским Союзом. Горбачёв после этой беседы верующим не стал. Но зато лучше понял людей религиозных, дал им больше свобод, установил Рождество государственным праздником и вообще сделал много шагов навстречу религиозным людям.

Именно для подобных сближений, ради того, чтобы лучше понимать друг друга, и существуют межконфессиональные отношения.

Источник

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Что же касается религии, то здесь все было намного сложнее. Именно на этой почве чаще всего возникали различные конфликты. Во избежание этого государство должно всегда регулировать межконфессиональные отношения. Это должно делаться очень осторожно и ненавязчиво.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Межконфессиональные отношения: что это такое?

История

Как уже было отмечено, с древних времен народы, которые жили рядом и делили одну и ту же территорию, с уважением относились к чужой культуре, постепенно перенимая из нее те элементы, которые им были по душе. Практически никогда один народ не высмеивал и не принижал какие-то особенности соседнего народа. Так, например, если татары отмечали свой национальный праздник Сабантуй, то русские проявляли к нему интерес, хотя и не праздновали сами. В последнее время в рамках программы межконфессиональных отношений этот праздник был признан всероссийским, и теперь его празднуют и русские, и татары, и люди других национальностей, причем не только в Татарстане, но и по всей Российской Федерации.

И вообще, наше государство старается все держать в балансе, чтобы каждому народу, независимо от его веры, традиций и обычаев, было комфортно жить в стране. Ведь одной из главных задач государства является защита интересов всех этносов, которые его населяют. При Советском Союзе все было намного проще: все считали друг друга братьями, кроме этого, в стране пропагандировался атеизм, и конфликты на религиозной основе были практически невозможны.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Межконфессиональные отношения в наши дни

После распада СССР, с колоссальными изменениями в политике, экономике, социальных отношениях, произошел рост национального самосознания каждого из народов. В результате этого в обществе стали происходить межэтническое расслоение и обособление, которые зачастую перерождаются в национальную непримиримость и нетерпимость. Все это, естественно, оказало негативное влияние на общество в целом. И для того чтобы сохранить необходимую прочность, государство должно заниматься гармонизацией межконфессиональных отношений, а основой гражданского общества российского государства должно стать признание поликультурного и полиэтнического построения нашей государственности. Опорой нам будет служить гибкая национальная политика и формирование межнациональных дружественных отношений.

Государство и религия

Согласно статье 14 Конституции РФ, Россия является светским государством, поэтому ни одна из существующих в мире религий не должна и не может быть установлена как обязательная государственная. Ввиду этого все религиозные объединения действуют отдельно от государства и все они равны перед законом. Из данной конституционной статьи следует, что государство хотя и не против существования той или иной религиозной организации в стране, однако оно не поощряет какую-нибудь одну из них, даже если глава державы исповедует ту или иную религию.

Ведь согласно вышеназванной статье, граждане Российской Федерации могут не быть верующими, могут быть приверженцами любой из существующих религий, и это является их личным выбором и делом. Однако государство должно взять это под контроль и заниматься гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, чтобы между народами, обитающими бок о бок, не возникали конфликты на религиозной почве.

В Советском Союзе этого удалось достичь: и мусульмане, и буддисты, и христиане, и иудеи практически никогда не конфликтовали. После распада “великой и могучей” многое изменилось, сразу же вспыхнули межнациональные и межконфессиональные конфликты. Для того чтобы держать эти процессы под контролем, в РФ был создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Далее в статье рассмотрим, что представляет собой этот орган.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Совет при Президенте РФ по межнациональным и межконфессиональным отношениям

Главная цель Совета — совершенствование гос. политики относительно межнациональных отношений, а также решение межрелигиозных проблем на уровне государственном. Межконфессиональные отношения, как правило, в данном контексте отдельно не рассматриваются. В состав этого правительственного совета входят пятьдесят человек. Среди них члены Администрации президента РФ, представители правительства и федеральных органов госвласти, различных общественных объединений и научных организаций.

Основные задачи Совета

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Отделение религиозных объединений от государства

Принцип отделения религии от государства предполагает невмешательство государства, то есть его органов, должностных лиц в те вопросы, которые определяют отношение людей к религии, а также во внутреннюю организацию религиозных объединений, конечно, если их деятельность не несет за собой угрозу сохранению мира в стране и не нарушает ее законы.

С другой стороны, государство ни в коем случае не должно финансировать религиозные организации или пропагандировать те или иные убеждения. А эти объединения, в свою очередь, не должны вмешиваться в государственные дела, они не могут участвовать в выборах органов власти или в управлении деятельностью политических партий.

Однако религиозные служители как индивиды, наравне с другими гражданами, имеют право на участие в политической деятельности страны. В этом и заключается особенность современных межконфессиональных отношений. Так, например, любой служитель церкви может баллотироваться в депутаты и даже, по идее, может выдвинуть свою кандидатуру в президенты.

Участие религиозных конфессий в общественной жизни

Несмотря на то что Россия, согласно действующей конституции, является светским государством, религия, тем не менее, проникает во все области общественной жизни, в том числе и в сферы, которые должны быть полностью отделены от веры, например гос. органы, школы, наука, армия и образование. Так, например, в средних учебных заведениях России стали преподаваться такие предметы, как «основы религиозных культур». Подобные дисциплины преподаются и в вузах, кстати, в некоторых из них даже есть такая специальность, как «Теология». Капелланы – военные священники – имеются в армии.

Поскольку граждане России исповедуют несколько религий, то государство должно заниматься формированием системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Нужно взять все под контроль, чтобы не допустить развития конфликтов. Несмотря на то что Рождество Христово является праздником исключительно для приверженцев христианской веры, тем не менее этот день объявлен официальным нерабочим праздничным днем в России. Естественно, для представителей других религий это не может быть праздником, для них он просто нерабочий день, дополнительный день отдыха.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

Все три российских президента были приверженцами христианской веры, однако они всегда занимались регулированием межконфессиональных отношений в России. Таким образом, начиная с 2000 года в стране были восстановлены или заново построены более 7000 мечетей. Конечно, отремонтированных христианских сооружений в разы больше, их число составляет около 17 тысяч. Синагог в РФ всего лишь 70.

Что же касается буддистов, то в Северной столице имеется великолепный буддистский храм, который был построен еще до революции 1917 года. Называется он «Гунзэчойнэй». Сегодня это ценнейший туристический объект. Есть информация, что скоро в Москве будет построен новый буддийский храм.

Государство взяло на себя обязанность по созданию условий для удовлетворения религиозных потребностей всех своих граждан, что, по сути, будет способствовать гармоничному развитию межконфессиональных отношений. План действий, которые нужно совершить в данном направлении, был разработан во всех областных администрациях страны.

Взаимодействие религий и конфессий в нашей стране

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Мирное сосуществование конфессий

Испокон веков религиозная принадлежность была очень важным фактором общественной жизни. Сегодня, несмотря на многие преобразования, это также остается актуальным. Стабильность общества во многом зависит от гармоничных межконфессиональных отношений. Это является залогом здорового общества. Есть еще одна особенность: со временем одна из конфессий в стране становится доминирующей, однако представители других не должны чувствовать себя ущербными и притесненными. А это произойдет, если государство встанет на сторону доминирующей.

Конкурентные межконфессиональные отношения

Это и является основной проблемой в данном вопросе. Иногда некоторые из представителей того или иного религиозного направления убеждены, что их идеология и вера являются наилучшими и единственно правильными. Именно из-за этого происходит втягивание религии не только в межэтнические, но и в межгосударственные конфликты. Порой религия выступает как сильная сторона. Причем межконфессиональные отношения и их состояние гораздо больше зависят не от идеологии конфессий, а от настроя и намерений политиков и благоволящих им представителей высшего духовенства. Большую роль здесь играет также уровень развития верующих. Ведь это напрямую связано с их способностью принимать право людей на свободный выбор без агрессии и высокомерия, а также возможность мирно сосуществовать.

Отношение к иноверным религиозным организациям

Чаще всего, когда говорят о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, имеют в виду прежде всего взаимоотношения между представителями этих двух религий. А если посмотреть на проблему шире и представить, что оппонентами выступают не одиночные последователи той или иной веры, а целые страны? Представляете масштаб вероятного конфликта? Поэтому государство должно проводить мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений с учетом всех существующих религиозных группировок.

Должны с радостью констатировать, что за все годы существования Российской Федерации каких-то серьезных конфликтов на почве веры между представителями этих двух религий практически не было. На территории нашей страны обитает множество народностей, исповедующих ислам. Многие из них пришли на русскую землю вместе с кочевыми племенами, входящими в Великую Орду, и не ушли после того, как Русь смогла освободиться от монголо-татарского ига. К ним относятся волжские, сибирские, астраханские и кавказские татары, то есть азербайджанцы.

Поэтому несмотря на то, что сами русские уже более 1000 лет являются христианами, ислам также является коренной религией страны. Кроме этого, мусульманами являются некоторые кавказские народы – дагестанцы, аварцы, адыгейцы, чеченцы и др. Государство не должно допускать пренебрежительного отношения к интересам своих граждан-мусульман. Ведь это будет чревато возникновением конфликтов на религиозной почве.

Помимо государства, в этом должны быть заинтересованы и сами руководители религиозных конфессий. Они должны заниматься обнаружением догматических совпадений, вероучительных параллелей, тождественных этических постулатов. Все это, несомненно, будет говорить о перспективности диалогового пути с целью сближения нескольких позиций. А вот углубление в этнические и догматические детали, естественно, не приведет к сближению, хотя и может способствовать взаимопониманию. Например, углубленное изучение основ ислама и христианства может привести к нахождению таких поразительных и значимых соответствий, что на этой ниве даже можно будет говорить о близком родстве двух вер.

Тем не менее ученые-богословы понимают, что между этими религиями имеется вероучительная пропасть. Несмотря на это, верха обеих религий должны пропагандировать среди верующих терпимость и толерантность к другим религиям и не способствовать разжиганию межрелигиозных конфликтов, чтобы было возможным мирное сосуществование представителей различных религиозных групп, конфессий на одной земле.

межконфессиональные отношения что это. Смотреть фото межконфессиональные отношения что это. Смотреть картинку межконфессиональные отношения что это. Картинка про межконфессиональные отношения что это. Фото межконфессиональные отношения что это

Религиозная толерантность (РТ)

РТ в зависимости от объекта бывает нескольких видов:

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Несмотря на то что сегодня проводится множество мероприятий по предотвращению подобных конфликтов, совершенно мирного, неконфликтного сосуществования различных конфессий не получается. Вот почему в данном вопросе очень важно вмешательство государства, которое будет способствовать обеспечению нормальных отношений между религиями, а следовательно, и между конфессиями. Это и есть то, что называется культурой межконфессиональных отношений. Очень важно обеспечение не только формального, но и фактического равенства перед законом для всех религиозных объединений. А вопрос нейтральности государства в вопросах свободы совести даже не обсуждается.

Источник

Межнациональные и межконфессиональные отношения

Религия и государство

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

Отношение к иноверным религиозным организациям

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

— толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

— толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Причины межконфессиональных конфликтов

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и «безболезненно» переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Заключение

Город Москва стал центром формирования российского государства как единение многих народов, языков, культур и религий, общих для всех духовно-нравственных ценностей, объединяющих идей патриотизма, многонациональность которого стала не сферой противоборства, а мощным фактором общественного развития. Благодаря этому город Москва не знал межнациональных и межрелигиозных войн и, став столицей, сохраняя связь времен, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.

Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Основы национальной политики позволяют городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.

1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы; обеспечении преемственности с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве; учете современных международных реалий, новых вызовов и тенденций в межнациональных отношениях; адаптации к московским условиям передового опыта регионов России и зарубежных стран.

1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне.

1.4. Настоящая Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития города Москвы, обеспечивает перевод стратегического видения национальной политики в практическую плоскость путем раскрытия основных направлений реализации национальной политики.

1.5. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы.

1.6. Решая задачу по укреплению общероссийской гражданской нации, в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность «москвичи».

1.7. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве и институтов гражданского общества города Москвы.

2. Современное состояние межнациональных отношений

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории города Москвы проживает около 12 млн. человек, представляющих многие этнические общности страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.

2.2. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, а также механизмы адаптации и интеграции вновь прибывших представителей различных национальных групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в городское сообщество.

2.3. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений, в том числе и национально-культурных автономий.

2.4. Этнический состав населения города Москвы, характер протекающих межнациональных и межрелигиозных процессов обусловлен специфической ролью города Москвы в Российской Федерации.

2.5. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:

2.5.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.

2.5.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обуславливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.

2.5.3. Многонационального и многорелигиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, средоточия национальных, религиозных, региональных и международных интересов.

2.5.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.

2.6. В настоящее время устойчивое большинство жителей города Москвы ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Согласно опросам общественного мнения около 75% опрошенных москвичей оценили межэтнические отношения в столице как достаточно спокойные. Почти 90% москвичей ответили, что не чувствуют враждебности к людям другой национальности, и столько же считают недопустимым использование насилия в межнациональных и межрелигиозных спорах.

2.7. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными национальностями, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.

2.8. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики города Москвы, а именно:

2.8.1. Кризисные явления в российской и мировой экономике, внешние экономические санкции в отношении Российской Федерации, которые могут служить фактором снижения уровня жизни москвичей разных национальностей.

2.8.2. Нарастание трудовой миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке.

2.8.3. Социально-политический кризис и вооруженный конфликт на Украине, обусловившие перемещение большого количества людей в Россию и в город Москву в частности.

2.8.4. Целенаправленная политика отдельных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.

2.8.5. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, тенденция к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов) с целью удовлетворения материальных и коммуникативных запросов по признакам этнического, регионального происхождения и религиозной принадлежности.

2.8.7. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.

2.8.8. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения.

3. Принципы и цели национальной политики города Москвы

3.1. Основные принципы национальной политики города Москвы соответствуют Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, отвечают принципам демократического, социально ориентированного общества и включают в себя:

3.1.1. Приоритет государственных интересов и российской гражданской нации относительно интересов этнических и религиозных групп, нарушающих целостность российского общества.

3.1.2. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.

3.1.3. Единство городского сообщества на основе исторического многонационального наследия, русской культуры и русского языка как родного языка русского народа, языка межнационального общения народов России и постсоветского пространства.

3.1.4. Необходимость соблюдения общепринятых норм, традиций и правил поведения и общежития в городе Москве представителями всех национальностей и религий.

3.1.5. Уважение к особенностям национальных идентичностей и культур всех народов, представители которых проживают в городе Москве.

3.2. Целями национальной политики города Москвы являются:

3.2.1. Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации в городе Москве.

3.2.2. Консолидация многонационального городского сообщества москвичей, учет и защита интересов москвичей.

3.2.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности.

3.2.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.

3.2.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.

3.2.6. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в городское сообщество.

4. Основные направления и задачи национальной политики

4.1. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики и привлечение органов местного самоуправления к участию в реализации национальной политики города Москвы:

4.1.1. Формирование в рамках реализации национальной политики города Москвы системы взаимодействия и координации органов исполнительной и законодательной (представительной) власти города Москвы, органов местного самоуправления, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций.

4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы в сфере реализации национальной политики.

4.1.3. Организация научного и экспертно-аналитического сопровождения реализации национальной политики города Москвы.

4.1.4. Обеспечение дополнительного профессионального образования по вопросам реализации национальной политики государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

4.1.5. Осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

4.2. Формирование механизмов выявления, учета и реализации интересов москвичей в рамках национальной политики города Москвы:

4.2.1. Совершенствование деятельности Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей» и его Общественного совета в целях выявления и учета мнений и интересов москвичей различных национальностей и их национальных сообществ.

4.2.2. Осуществление мероприятий по гармонизации отношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в рамках городского сообщества.

4.2.3. Создание механизма общественной дипломатии, а также общественного контроля, включающего функционирование общественной инспекции по делам национальностей.

4.2.4. Содействие разработке, заключению и реализации общественных договоров между представителями различных этнических групп в городе Москве с целью обеспечения межнационального согласия и конструктивного межэтнического взаимодействия.

4.3. Содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в городе Москве:

4.3.1. Обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального состава жителей города Москвы на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма.

4.3.2. Распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих в городе Москве, в том числе посредством создания и развития базы данных об исторических памятных местах в городе Москве, связанных с представителями народов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

4.3.3. Формирование культуры межнационального общения в соответствии с общепринятыми нормами морали и традиционными духовно-нравственными ценностями жителей города Москвы.

4.3.4. Развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация объектов туристского показа, тесно связанных с жизнью представителей различных национальностей, в том числе видных деятелей культуры, науки, искусства.

4.3.5. Развитие добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия народов, проживающих в городе Москве.

4.3.6. Оказание возможной государственной поддержки в проведении научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и общие достижения народов, проживающих в городе Москве.

4.4. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания и образования москвичей, прежде всего молодежи:

4.4.1. Содействие распространению идей интернационализма, патриотизма, духовной, культурно-исторической и цивилизационной общности российского народа.

4.4.2. Разработка и реализация мероприятий, посвященных изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, истоков общероссийского единства и солидарности.

4.4.3. Содействие разработке и реализации образовательных программ, включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России.

4.4.4. Создание условий, содействующих формированию у подрастающего поколения гражданской, национальной и цивилизационной идентичности, правового сознания, воспитанию культуры межнационального общения.

4.4.5. Развитие инфраструктуры реализации национальной политики города Москвы в административных округах города Москвы, включая дома дружбы, интерактивные клубы межнационального общения.

4.4.6. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания москвичей в сфере межнациональных отношений в образовательных организациях города Москвы.

4.4.8. Обеспечение дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров, а также представителей общественных организаций в области национальной политики.

4.5. Противодействие национальному и религиозному экстремизму:

4.5.3. Реализация мер по профилактике недобросовестного использования национального фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

4.5.4. Содействие общественным инициативам по мониторингу средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях профилактики и выявления публикаций, направленных на разжигание межнациональной или межрелигиозной розни.

4.6. Реализация эффективной миграционной политики, содействие адаптации и интеграции в городское сообщество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей:

4.6.2. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области разработки и реализации национальной и миграционной политики города Москвы.

4.6.3. Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.

4.6.4. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах.

4.6.5. Вовлечение национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.

4.7. Стимулирование положительной динамики рождаемости среди жителей города Москвы как части многонационального российского народа:

4.7.1. Развитие демографического потенциала города Москвы за счет стимулирования рождаемости среди жителей города Москвы и сохранения межнационального баланса в городе Москве.

4.7.2. Пропаганда традиционных семейных ценностей как духовно-нравственного фундамента демографической политики в целях укрепления и поддержки семьи, повышения уровня рождаемости жителей города Москвы.

4.7.3. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.

4.8. Развитие межнационального, межрегионального и международного сотрудничества в области национальной политики:

4.8.1. Развитие системы договорных отношений между городом Москвой и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной и миграционной политики.

4.8.2. Развитие межрегиональных культурных связей, распространение классических (традиционных) и современных произведений литературы и искусства народов России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением региональных теле- и радиоканалов, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов.

4.8.3. Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества города Москвы в решение задач межнационального, межрегионального и международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства развития и налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.

4.8.4. Развитие системы мер поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, содействие в сохранении их в едином культурном, образовательном, гуманитарном и интеграционном пространстве.

4.8.5. Взаимодействие с региональными и международными неправительственными организациями, включая евразийские, в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод.

4.9. Информационное обеспечение реализации национальной политики города Москвы:

4.9.1. Создание в сфере национальной политики новых, отвечающих требованиям современного информационного общества понятийно-категориального аппарата, смыслов и образов.

4.9.3. Распространение печатной рекламной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач национальной политики города Москвы.

4.9.4. Организация выступлений в средствах массовой информации руководителей государственных органов города Москвы, представителей институтов гражданского общества, национальных общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией национальной политики города Москвы.

4.9.5. Осуществление органами государственной власти города Москвы с участием институтов гражданского общества, экспертного и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации национальной политики города Москвы, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в данной сфере.

4.10. Повышение роли и значения национальной политики города Москвы в социально-экономическом развитии города Москвы:

4.10.1. Проведение комплексного анализа и учет влияния межнациональных отношений и миграционных процессов на социально-экономическое и общественно-политическое развитие города Москвы.

4.10.2. Поддержание межнационального согласия как ключевого фактора социального, экономического и научно-технического развития города Москвы, обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города Москвы в системе глобальной экономики.

5. Механизмы реализации национальной политики города Москвы

5.1. Практическая реализация национальной политики города Москвы предусматривает создание системы управления, учитывающей проявления национального фактора в различных областях жизни городского сообщества, и ее оптимизацию посредством управленческих решений органов исполнительной власти города Москвы, в ведении которых находится соответствующая сфера жизнедеятельности города Москвы.

5.2. Общую координацию реализации национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы.

5.3. Учитывая тесную взаимосвязь межнациональных отношений и миграционных процессов, протекающих в городе Москве и Московской области, координация реализации национальной политики города Москвы осуществляется с использованием возможностей Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области и иных совместных органов.

5.4. Основными механизмами реализации национальной политики в городе Москве являются:

5.4.1. Стратегическое планирование, включающее настоящую Стратегию, программу (план мероприятий) реализации национальной политики города Москвы.

5.4.2. Государственно-частное и общественно-государственное партнерство в реализации национальной политики города Москвы.

5.4.3. Обеспечение стабильного финансирования реализации национальной политики города Москвы за счет выделяемых в установленном порядке средств бюджета города Москвы, а также за счет средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.

5.4.4. Развитие инфраструктуры, деятельность которой направлена на решение задач национальной политики города Москвы.

5.4.5. Поддержка деятельности национальных и межнациональных общественных объединений, в том числе ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий, как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве.

5.4.6. Содействие повышению социальной ответственности бизнеса и привлечение в установленном порядке дополнительных источников финансирования мероприятий в области реализации национальной политики города Москвы.

5.4.7. Стимулирование общественных объединений, организаций и индивидуальных предпринимателей, активно участвующих в реализации национальной политики города Москвы.

5.4.9. Содействие развитию сотрудничества Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей» с домами национальностей, домами дружбы, центрами национальной культуры, клубами межнационального общения и другими учреждениями, осуществляющими функции в сфере национальной политики в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.

5.4.10. Обеспечение прозрачности источников финансирования в сфере национальной политики города Москвы, а также совершенствование механизмов финансовой отчетности.

5.4.11. Разработка и утверждение основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в городе, эффективность деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации задач национальной политики города Москвы, поставленных в настоящей Стратегии.

5.4.12. Осуществление контроля за ходом реализации национальной политики города Москвы.

5.4.13. Проведение мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

5.4.14. Осуществление корректировки мероприятий в сфере национальной политики города Москвы по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.

5.5. Реализация национальной политики города Москвы осуществляется также путем заключения договоров и соглашений города Москвы с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации национальной политики.

5.6. Информационная и аналитическая поддержка реализации национальной политики в городе Москве осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений, экспертного и журналистского сообщества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *