межполушарные доски для чего они нужны детей
Межполушарные доски на логопедических занятиях
Елена Петрова
Межполушарные доски на логопедических занятиях
Наш головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции.
А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет.
Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарныхсвязей по характерным признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко.
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность.
Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки.Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.
Сами упражнения представляют собой следующую схему действий:
упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;
упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;
упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки;
последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.
Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их синхронизация.
Чем полезна межполушарная доска для детей?
– внимательность, мышление, сосредоточенность, организованность;
– межполушарное взаимодействие для полноценного обмена информацией между полушариями;
– моторику, координацию движений и многое другое.
восприятие, долгосрочную память, координацию движения рук, мелкую моторику, облегчается процесс чтения и письма.
«Колодец». Оригинальное пособие для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.
Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.
«Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.
Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.
▣ ПОДПИСАТЬСЯ НА ИНСТАГРАМ➥
Развитие межполушарных связей у детей
Как несколько минут специальной гимнастики в день помогут Вашим малышам стать отличниками?
Отдавая ребенка в школу каждый из нас надеется, что учеба будет даваться малышу легко и без усилий. Но мало кто знает, что для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие межполушарных связей правого и левого полушарий коры головного мозга.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых, в основном, выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое полушарие отвечает за образное мышление, креативность и целостность восприятия. Согласитесь, только налаженное взаимодействие двух полушарий позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную в школе информацию. Обмен информации между полушариями происходит через мозолистое тело, которое можно очень успешно развивать как в дошкольном так и в школьном возрасте. Для этого используются специальные, так называемые межполушарные доски. Пока детки маленькие, у вас есть прекрасная возможность для того, чтобы активизировать оба полушария и обеспечить ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную память, яркое воображение, железную логику и хорошее обучение.
Как же пользоваться межполушарными досками?
Игра с полушарными досками очень положительно влияют на развитие ребенка,а именно:
1. Развивает мозолистое тело;
2. Концентрацию;
3. Усидчивость;
4.Улучшают мыслительную деятельность;
5.Способствуют улучшению памяти и внимания;
6.Синхронизируют работу полушарий.
Данные доски Вы всегда можете приобрести в нашем интернет магазине Деревянные развивающие игрушки УмныйСлон.рф в наличии:
Выбирайте нужную вам межполушарную досочку!
Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга у детей
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности. Работать по старинке уже неоправданно. К сожалению, многие родители и некоторые педагоги не понимают этого.
Межполушарные связи – что это?
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.
Межполушарные связи предопределяют:
Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:
Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Причины
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Улучшают взаимодействие полушарий:
От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Упражнения
Основа развития межполушарных связей – кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения.
В домашних условиях с ребенком можно выполнять:
Другие развивающие упражнения:
Полезные упражнения рекомендуется чередовать с играми. Ребенок с удовольствием согласится поиграть и весело провести время.
Развить межполушарные связи в домашних условиях помогут следующие игры:
Прописи и пособия
Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовить дошкольников к обучению в школе.
Пример прописей:
Рисунки можно распечатать или приобрести рабочую тетрадь. Полезные игры, задания и упражнения вы найдете в следующих пособиях:
Доски
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными межполушарными тренажерами. Приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта с бегунками. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, двигаясь от центра лабиринта к краю или наоборот. Существуют доски для рук и для ног. Рекомендуются для занятий с детьми старше 5 лет.
Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека как вида. Вместе с речью, прямохождением, сознанием они стали толчком к эволюции. Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект.
Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам.
Преодолеем вместе
Сайт для родителей особых детей
Вологодской области
Межполушарная доска — что это?
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта, а нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность.
Межполушарная доска — это деревянная доска лабиринт и очень полезный тренажер для развития межполушарного взаимодействия. Представляет он собой деревянную дощечку с вырезанным в ней лабиринтном.
Что же предстоит делать ребенку с Доской?
Малышу предлагается взять фишку и начать водить по линиям-желобкам. Они развивают сразу два полушария головного мозга. Ведь узоров на досках два и водить по ним нужно одновременно двумя руками. Для малыша – это веселая игра, а для мозга – отличное развитие.
Занятие на межполушарном лабиринте способствуют:
— созданию новых нейронных связей и синхронизации полушарии;
— повышению концентрации внимания;
— скорости письма и чтения;
— усидчивости;
— развитию образного и креативного мышления;
— тренировке мышц запястья;
— развитию мелкой моторики.
Когда водишь фишкой или пальчиком по рисунку лабиринта, мозг расслабляется, и снимается эмоциональная напряженность. А если насыпать в дорожки песок и проходить лабиринт пальцами — появится дополнительный массажные эффект
Методическая разработка «Использование межполушарных досок на логопедических занятиях»
Использование межполушарных досок на логопедических занятиях
Наш мозг состоит из двух полушарий: правое и левое. Каждое полушарие выполняет свои функции. В правом полушарии возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они вербализуются, то есть находят словесное выражение. Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволит качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Этот процесс происходит благодаря мозолистому телу, некому «мостику» между правым и левым полушарием. Чем крепче и сильнее этот «мостик», тем быстрее по нему проходят нервные импульсы. Если включать в работу обе руки и работать ими одновременно, то происходит работа и правого, и левого полушария.
Работа с межполушарными досками полезна для детей любого возраста. Такой тренажер будет полезен норматипичным детям для развития функций самоконтроля и внимания. Особое значение такие упражнения имеют при работе с детьми с речевыми нарушениями, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и мелкая моторика, трудности при ориентировке в пространстве и на листе бумаги, нередко наблюдается нарушения внимания, усидчивости, неловкость и скованность движений. Для этого в логопедическое занятие можно включать работу со специальными межполушарными досками.
Межполушарные доски представляют собой деревянные доски с двумя ячейками и бегунками или стилусами. В ячейки можно вкладывать различные деревянные вкладыши с лабиринтами. На начальных этапах работы необходимо использовать вкладыши с одинаковыми узорами. Важным принципом в работе является принцип от простого к сложному. Пока ребенок не освоил простые упражнения, нельзя переходить к более сложным.
Сначала упражнение выполняется одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме – сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно упражнение усложняется, в работу включаются уже обе руки и ребенок пробует синхронно обеими руками пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, затем против. Так же можно проходить лабиринт синхронно двумя руками, но в разном направлении. И, самое сложное, это использование разных лабиринтов на разные руки, т.е. одна рука проходит один лабиринт, а другая рука – другой. Таким образом, происходит не только развитие межполушарного взаимодействия, но и влияние на синхронизацию работы рук и глаз.
После регулярного использования на занятиях межполушарных досок у детей с речевыми проблемами была отмечена положительная динамика, дети стали более организованными, усидчивыми (благодаря игровому приему с досками и заинтересованностью ребенка), улучшилась координация и моторика рук, постановка звуков заняла меньше времени.
Таким образом, хочется отметить, что использование на логопедических занятиях межполушарных досок дает прекрасную возможность развивать и совершенствовать высшие психические функции. А также положительную динамику при проведении коррекционной работы над всеми компонентами речи.