миац что это такое
ПК МИАЦ как сокровищница медицинской информации
Здравоохранение, как подсистема любого региона — сложная, многоуровневая структура со своими иерархическими принципами и управленческими моделями. И в то же время это всегда живой, постоянно меняющийся организм, который должен быть гибким, уметь вовремя реагировать на новые требования закона и вызовы времени. При управлении данной системой необходимо принимать во внимание специфические особенности данной отрасли. Одной из таких особенностей является присутствие в ней громадных пластови объемов зачастую неупорядоченной, разрозненной информации.
Поэтому в настоящее время крайне актуальной задачей является интеграция всех информационных потоков субъектов и объектов управления системой здравоохранения в единую информационную систему, обеспечивающую единые методы сбора, обработки, подготовки, представления, анализа, хранения, отбора информации, что, в свою очередь, позволит более рационально управлять системой здравоохранения региона. Другими словами, именно грамотное, своевременное и точное оперирование большими объемами информации в немалой степени способствует восстановлению баланса обязательств и возможностей медицины Приморского края с целью обеспечения качественной и доступной помощи жителям региона.
Все запросы ведут к ПК МИАЦ
В ПК МИАЦ работают два отдела, решающие эти глобальные задачи на своем и очень важном уровне. Это отдел сбора, обработки и анализа информации (СОАИ) и отдел стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения (ОСППРЗ).
Начальник СОАИ Валерий Моисеенко, математик по образованию, работает в Медицинском информационно-аналитическом центре Приморского края уже 15 лет. Пережил различные стадии преобразований, реорганизаций и реформирования структуры. И сегодня убежден, что, только объединив усилия, региональные органы здравоохранения смогут навести порядок в отрасли. А как непосредственный исполнитель запросов депздрава и Минздрава Валерий Альбертович за свой участок работы спокоен и готов нести за него ответственность в полной мере.
В настоящее время в отделе сбора, обработки и анализа информации работает 11 человек, включая руководителя.
— Название отдела говорит само за себя – мы занимаемся сбором, обработкой и анализом информации, – поясняет Валерий Моисеенко. –в основном запросы поступают от специалистов департамента здравоохранения Приморского края. Но также поступает немало запросов и от Минздрава России. Но к нам они поступают, только через ДЗПК. Чтобы собрать информацию от медицинских организаций, сотрудники отдела обрабатывают таблицы, переводят в соответствующие форматы «причесывают макеты», размещают их на своем сайте для удобства специалистов медицинских организаций, чтобы по результату полученных сведений сформировать сводную информацию и в соответствующем виде предоставить в ДЗПК. Так или иначе, любой запрос о деятельности ЛПУ поступает в ПК МИАЦ. И мы уже предоставляем информацию по конкретной теме и направлению. Причем нужно понимать, что это не одна и не две таблицы в формате Exel, а обширный многостраничный свод.
В единой связке
Кстати, запросы поступают не только от специалистов департамента здравоохранения и Минздрава, также за медико-статистической, медико-экономической информацией о здравоохранения края обращаются представители законодательной и исполнительной власти страны и региона – Госдума, Совет Федерации, Дума Владивостока и Законодательное собрание Приморского края, отдельные депутаты – но, конечно, через департамент здравоохранения края.
ГАУЗ «ПК МИАЦ» постоянно осуществляет обмен информацией об оказанных объемах медицинской помощи с ГУ ТФОМС.
В настоящее время Медицинский информационно-аналитический центр Приморского края кроме медицинской статистики ведет 83 постоянных мониторинга, содержащих информацию о деятельности и ресурсном обеспечении здравоохранения края. Из них 37 – месячных, 23 – ежеквартальных и 14 – еженедельных. Отчет по каждому мониторингу предоставляется специалистам ДЗПК, курирующим свои направления. Часть информации, после согласования в ДЗПК размещается на федеральных сайтах Минздрава России.
Мониторинги на все случаи жизни
Сегодня правительство страны особое внимание обращает на показатели рождаемости, поэтому мы ведем интересный мониторинг, который называется «Сведения о количестве детей, рожденных третьим, четвертым, пятым, шестым, седьмым… ребенком». Вот мы видим, идут нарастающим итогом за год 958 первых детей. Вот здесь можно посмотреть, что у нас в Приморье в этом году в одной из семей родился десятый ребеночек. Я стараюсь, чтобы сотрудники вели мониторинги по «тематическим» группам. Кто-то отвечает за инвалидов, кто-то – за взрослое население, кто-то ведет детство, образование, профосмотры, и т.д. Есть специалист, который ведет и еженедельный, и ежемесячный мониторинг по смертности. В среднем на каждого сотрудника приходится пять-семь мониторингов. И каждый по своему направлению – настоящий профессионал, ориентируется в нем как «рыба в воде», качественно и оперативно. Кроме того, каждый месяц отдел сбора, обработки и анализа информации обслуживает пять-шесть разовых запросов. Это дополнительная нагрузка, они не входят в число 83 постоянных.
Таким образом, в любых запросах, поступающих от департамента здравоохранения, Минздрава РФ или иных органов власти, с точки зрения связи с ЛПУ и оперативного аккумулирования достоверной информации ПК МИАЦ выступает главным, ключевым звеном. Но как раз с обеспечением оперативной связи с лечебным учреждением зачастую возникают проблемы.
«Черные дыры» информационного взаимодействия
Работа на перспективу
Отдел занимается прогнозированием показателей развития здравоохранения, оценкой эффективности выполнения программ, в частности государственной программы «Развитие здравоохранения Приморского края на 2013 – 2017 годы», отслеживаем использования финансовых средств, выделенных на реализацию программы. Нами мониторировалось расходование средств на региональную программу модернизации здравоохранения (на покупку оборудования, на информатизацию, капитальные ремонты, подготовку помещений для установки новой медтехники и ввод ее в эксплуатацию) согласно запланированным мероприятиям. Так вот, мы были обязаны проследить за каждым финансовым ручейком и потоком, чтобы ни одна копейка не пропала, не пошла не по назначению. Отчеты собирались со всех ЛПУ, участвующих в программе, обрабатывались, анализировались и направлялись в департамент здравоохранения, далее – в Минздрав. По такой же схеме ведутся и остальные мониторинги. Их у нас хватает – по целевым структурным преобразованиям сети, по пролеченным больным, закупленному оборудованию, обеспеченности продуктами питания, заявкам на финансирование, госзакупкам и т.д.
Работа отдела включает различные виды деятельности: это и методическая работа при разработке программ на макроуровне, методическая работа с медицинскими организациями, выполнение различных расчетов, сбор и контроль квартальной и годовой отчетности от медицинских организаций, обработка и анализ результатов, представление на уровень департамента и Минздрава РФ. Также мы готовим информацию на разовые запросы.
Считая зарплаты
И все-таки одно из самых интересных направлений деятельности отдела – утвержденная Росстатом статистическая форма ЗП ЗДРАВ. Проще говоря, это анализ зарплат медицинских работников всех уровней. И как выглядит Приморский край в срезе зарплат врачей и медсестер, в администрации региона и правительстве страны судят как раз по мониторингам, предоставляемым ОСППРЗ.
А мы анализируем «кривую» этих зарплат, обеспечивая департамент здравоохранения информацией для выработки дальнейшей стратегии в отношении оплаты труда медицинских работников – либо ее повышения, либо удержания на достигнутом уровне. На основе этих данных виден уровень достижения показателей «дорожной карты». Нами просчитываются прогнозные значения зарплаты в сфере здравоохранения края.
Сведениям о заработной плате уделяет особое внимание как департамент здравоохранения, так и МЗ РФ. Кроме статформы в запросах и мониторингах в отделе в динамике оценивают общий уровень и структуру зарплаты медицинских работников с разбивкой на врачей, средний медицинский персонал, младший, руководителей медицинских организаций, а также, в разрезе специальностей, в соответствии с квалификацией, по работникам первичного звена, по городу, селу, по территориям, приравненным к северу, источникам финансирования.
Информационный маяк
Кстати, работу отдела сбора, обработки и анализа информации, отдела стратегического планирования и прогнозирования развития здравоохранения, как и работу отдела статистического медико-экономического анализа в качестве заместителя руководителя ПК МИАЦ курирует Светлана Вазанова.
По сути, ПК МИАЦ является сокровищницей медицинской информации. Причем, с одной стороны, вся информация о заболеваемости, рождаемости, смертности, деятельности ЛПУ в точном методическом исполнении специалистов Центра становится бесценной кладовой данных для самих лечебных учреждений. С другой, она является четким ориентиром, информационным маяком для властных структур, которые на ее основе решают, по какому курсу направить корабль приморского здравоохранения в бурное время реформ.
О медицинском информационно-аналитическом центре
МИНИСТРА
Москва, Рахмановский пер., 3
О медицинском информационно-аналитическом центре
В целях дальнейшего совершенствования информатизации здравоохранения и в соответствии с действующей номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Россия направляю Вам Примерное Положение об организации деятельности медицинского информационно-аналитического центра для использования в работе.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
об организации деятельности
медицинского информационно-аналитического центра
1.2. МИАЦ является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления здравоохранением, бланки, фирменную символику.
1.4. МИАЦ выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с действующим законодательством. МИАЦ не отвечает по обязательствам государства и его органов. МИАЦ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
1.5. В своей работе МИАЦ руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, нормативными, распорядительными и иными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и настоящим Положением.
1.6. МИАЦ для осуществления своей деятельности вправе иметь, в соответствии с действующим законодательством, отделения на территории субъекта Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность от имени МИАЦ.
2. Цель и предмет деятельности МИАЦ
2.1. Целью деятельности МИАЦ является формирование единой информационной системы здравоохранения Российской Федерации путем организации на базе современных компьютерных технологий межотраслевой системы сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение.
2.2. Предметом деятельности МИАЦ является организация сбора, обработки и анализа медицинских статистических данных о сети, кадрах, деятельности учреждений здравоохранения и состоянии здоровья населения и управление системой медицинского статистического учета и отчетности в организациях и учреждениях субъекта Российской Федерации.
2.3. МИАЦ осуществляет следующие основные виды деятельности:
2.3.1. организационно-методическое руководство по формированию единой информационной системы здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации, созданию и сопровождению автоматизированных систем управления здравоохранением Российской Федерации;
2.3.2. координацию деятельности службы медицинской статистики субъекта Российской Федерации и медицинского статистического обеспечения органов управления здравоохранением;
2.3.3. представление в Министерство здравоохранение Российской Федерации сводных государственных и отраслевых медицинских статистических отчетов в соответствии с установленным порядком;
2.3.4. формирование и сопровождение государственной и отраслевой статистической отчетности Российской Федерации;
2.3.5. анализ медико-статистической информации о состоянии здоровья населения и здравоохранения в субъекте Российской Федерации;
2.3.6. повышение эффективности использования информационной инфраструктуры здравоохранения Российской Федерации;
2.3.7. обеспечение достоверности сведений в учетной и отчетной медицинской документации;
2.3.8. внедрение новых технологий сбора и обработки медико-статистической информации,
2.3.9. создание и поддержание единого набора классификаторов системы мониторинга здоровья населения;
2.3.10. обеспечение безопасности автоматизированных информационных систем управления здравоохранением Российской Федерации.
2.4. Кроме основных видов деятельности МИАЦ вправе осуществлять следующие виды деятельности на платной основе:
2.4.1. централизованное распространение и сопровождение программных продуктов;
2.4.2. издательская и полиграфическая деятельность;
2.4.3. проведение совместно с образовательными учреждениями тестирования специалистов здравоохранения различного уровня с помощью сертифицированных программных продуктов;
2.4.4. прочие виды деятельности не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
3.1. Разработку и реализацию концепций и программ информатизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.2. Координацию работ по созданию единой информационной базы системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.3. Формирование единой системы учета и отчетности медико-статистической информации с применением новых технологий сбора и обработки.
3.4. Прием и обработку статистических отчетов от органов управления и учреждении здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.5. Разработку показателей, характеризующих деятельность учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, состояние здоровья населения и здравоохранения в рамках утвержденной статистической отчетности.
3.6. Разработку, внедрение и сопровождение автоматизированных систем сбора, обработки, хранения и передачи информации.
3.7. Анализ полученной информации с привлечением главных специалистов органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, оргметодотделов республиканских, окружных (краевых, областных) больниц.
3.8. Осуществление взаимодействия с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными органами государственной статистики, образовательными и научными учреждениями, учреждениями госсанэпидслужбы и другими сторонними организациями.
3.9. Контроль за использованием в работе учреждений здравоохранения международных классификаций при ведении медицинской документации.
3.10. Контроль за ведением в учреждениях здравоохранения медицинской документации, удостоверяющей случаи смерти.
3.11. Обеспечение подведомственных учреждений здравоохранения формами медицинской учетной и отчетной документации, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации и постановлениями Госкомстата России.
3.12. Изучение и прогнозирование процессов и явлений, связанных со здоровьем человека.
3.13. Выработку предложений по повышению эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
3.14. Организацию и контроль за состоянием статистического учета и отчетности учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.15. Подготовку и публикации аналитических обзоров о состоянии здоровья и здравоохранения, сборников основных показателей по разделам здравоохранения.
3.16. Проведение мероприятий по повышению деловой и профессиональной квалификации работников службы медицинской статистики и технического обеспечения всех уровней, организация семинаров, распространение передового опыта и оказание постоянной организационно-методической помощи.
3.17. Участие в разработке стандартов медицинской помощи, базовой программы обязательного медицинского страхования, а также целевых программ охраны здоровья населения.
3.18. Оперативное информационное обеспечение органов управления субъекта Российской Федерации.
3.19. Создание и ведение баз данных нормативных и распорядительных документов по здравоохранению, выполнение работ по тиражированию документации.
3.20. Обучение работников системы здравоохранения субъекта Российской Федерации информационным технологиям.
3.21. Организацию и проведение работ по построению единой системы телекоммуникаций, техническому и информационному обеспечению мероприятий, проводимых в системе здравоохранения субъекта Российской Федерации.
3.22. Приобретение и обслуживание компьютерного и периферийного оборудования.
3.23. Проектирование, создание и эксплуатация узлов INTERNET и INTERNET сетей.
3.25. Обслуживание и работы по техническому сервису средств вычислительной техники.
3.27. Организация мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне согласно законодательству Российской Федерации.
4. Имущество и финансы
4.1. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МИАЦ являются:
4.1.1. средства из бюджета субъекта Российской Федерации; 4.1.2. доходы от разрешенной МИАЦ деятельности; 4.1.3. доходы от реализации продукции, работ, услуг; 4.4.4. кредиты банков и других кредиторов;
4.1.5. капитальные вложения, дотации и другие поступления из бюджета;
4.1.6. безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
4.1.7. иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4.1.8. имущество, закрепленное за МИАЦ на правах оперативного управления государственным имуществом согласно балансу МИАЦ на дату его учреждения. Это имущество является собственностью субъекта;
4.1.9. имущество, переданное ему безвозмездно юридическими и физическими лицами.
4.2. МИАЦ осуществляет право владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним на правах оперативного управления имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества, настоящим Положением, законодательством Российской Федерации.
4.3. МИАЦ не вправе отчуждать или иным способом самостоятельно сдавать в аренду, передавать во временное пользование закрепленное за ним на правах оперативного управления имуществом.
4.5. При осуществлении права оперативного управления имуществом МИАЦ обязан:
4.5.1. эффективно использовать имущество;
4.5.2. обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
4.5.3. не допускать ухудшения технического состояния имущества (это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации);
4.5.4. осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
5. Организация деятельности
5.1. МИАЦ самостоятельно осуществляет деятельность определенную настоящим Положением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. МИАЦ строит свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. В своей деятельности МИАЦ учитывает интересы потребителей, обеспечивает надлежащее качество продукции, работ и услуг.
5.3. МИА свободен в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат действующему законодательству, настоящему уставу и договору о закреплении имущества.
5.4. МИАЦ имеет право в установленном порядке:
5.4.1. заключать договоры с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами на представление работ и услуг, в соответствии с видами деятельности МИАЦ, обозначенными настоящим Положением;
5.4.2. привлекать для осуществления своей деятельности на экономически выгодной договорной основе другие предприятия, организации, учреждения и физические лица;
5.4.3. осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
5.4.4. планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, а также исходя из спроса потребителей на продукцию, работы и услуги и заключенных договоров;
5.4.5. принимать участие в существующих ассоциациях (союзах), образованных в соответствии с целями деятельности и задачами учреждения;
5.4.6. создавать и ликвидировать с согласия органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации обособленные структурные подразделения с правом открытия текущих и иных счетов без права юридического лица. Руководители филиалов назначаются МИАЦ и действуют на основании его доверенности.
5.5.1. представлять органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации производственно-финансовые планы работ и сметно-финансовую документацию по всем видам деятельности;
5.5.2. развивать свою материально-техническую базу;
5.5.3. нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования, установленных законодательством Российской Федерации;
5.5.4. обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества;
5.5.5. создавать работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
5.5.6. осуществлять оперативный статистический и бухгалтерский учет;
5.5.7. обеспечивать своевременное представление статистической, бухгалтерской и иной установленной отчетности в порядке и сроки, определяемые органом управления здравоохранением субъекта в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
5.5.8. нести ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.);
5.5.9. обеспечивать передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов.
За искажение государственной отчетности должностные лица МИАЦ несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
6.1. Управление МИАЦ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
6.2. Руководство МИАЦ осуществляет директор, назначаемый и увольняемый руководителем органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
6.3. Директор несет ответственность за результаты работы МИАЦ, действует на основе контракта, настоящего Положения, законодательства Российской Федерации, приказов и указаний органа управления здравоохранением субъекта, а также других обязательных для него нормативных актов. За искажение государственной отчетности должностные лица МИАЦ несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
6.5. Директор по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетенции, действует на принципах единоначалия.
6.6. Директор выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности МИАЦ:
6.6.1. без доверенности действует от имени МИАЦ, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях,
6.6.2. в пределах, установленных контрактом и настоящим Положением распоряжается имуществом и финансовыми средствами МИАЦ, заключает договоры, выдает доверенности;
6.6 3. открывает в банках расчетный и иные счета МИАЦ;
6.6.4. утверждает штатное расписание МИАЦ в соответствии с объемами и условиями работы;
6.6.5. самостоятельно нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников МИАЦ, заключает с ними трудовые договоры (контракты). Отношения работников и МИАЦ, возникшие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством о труде Российской Федерации;
6.6.6. устанавливает формы организации труда работников, организует внедрение передовых методов и приемов труда;
6.6.7. утверждает Правила внутреннего трудового распорядка МИАЦ;
6.6.8. в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников МИАЦ.
6.7. Директор несет ответственность:
6.7.1. за выполнение государственного задания по подготовке к работе и деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях), а также в военное время;
6.7.2. за обеспечение сохранности документов, создаваемых в процессе деятельности МИАЦ в соответствии с «Положением об архивном фонде Российской Федерации».
7. Ликвидация и реорганизация МИАЦ
7.1. Решение о прекращении деятельности МИАЦ в виде его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) принимается на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7.2. При ликвидации и реорганизации увольняемым работникам МИАЦ гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.