мидель шпангоут судна что это
В чем измерятся судно и какие его основные плоскости?
Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.
Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.
Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).
Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.
Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).
Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта.
За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости:
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.
Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (самой кромки обшивки на деревянном судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ). Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.
Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.
Главные размерения судна
Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (смотри рисунок).
Главные размерения судна
На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.
Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.
Длина по любой ватерлинии L вл измеряется, как L квл
Длина цилиндрической вставки L ц — длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.
Длина носового заострения L н — измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).
Ширина наибольшая В нб — расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.
Ширина на мидель-шпангоуте В— расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.
Ширина по КВЛ В квл — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.
Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.
Высота борта до твиндека Н ТВ — высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.
Осадка носом и осадка кормой Т н и Т к — измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.
Средняя осадка Т ср — измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.
Носовая и кормовая седловатость h н и h к — плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.
Погибь бимса h б — разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.
Шпангоут
Содержание
Шпангоут в судостроении
Бортовая балка набора корпуса судна. В корабельном наборе шпангоут бывает цельный и составной. Последний состоит обычно из двух рёбер, нижним концом укрепленных на киле. Рёбра изогнуты по форме днища корабля и продолжаются вверх на высоту борта. Сверху (под палубой) рёбра соединены между собой поперечной балкой (бимсом), который используется как опора для палубного настила. Вдоль борта шпангоуты соединяются стрингерами, которые идут от носа к корме по корпусу судна. Между собой шпангоуты никак не соединяются, а с остальными элементами продольного и поперечного набора они соединяются с помощью кницы: косой распорки (для деревянного набора) или треугольного листа металла (для стального). Шпангоут, расположенный на половине длины называется мидель-шпангоутом, остальные — «передними» или «задними» относительно миделя. Число шпангоутов зависит от длины судна и требуемой прочности корпуса, расстояние между шпангоутами (шпация) выбирается из стандартного ряда. Шпангоуты нумеруются от носа в корму либо от кормы к носу. В носовой и кормовой оконечностях судна шпангоуты часто ставятся не поперечно, а под углом, чтобы они стояли перпендикулярно обшивке корпуса. Такие шпангоуты называют поворотными.
Деревянные корабли
Поскольку корпус судна имеет U-образную форму вблизи миделя и V-образную в оконечностях, шпангоуты часто невозможно изготовить из целого дерева, поэтому их делают составными. Нижнюю часть шпангоута, соединяющуюся с килем, называют флортимберсом. В оконечностях флортимберсы имеют заострённую форму (пиковые флортимберсы). К флортимберсу с обеих сторон примыкают футоксы, нумеруемые от флортимберса. В зависимости от размеров корабля число футоксов может меняться. Верхнюю часть шпангоута называют топтимберсом.
Обычно шпангоуты делают двухслойными, при этом слои совмещают так, чтобы половина высоты одного слоя накладывалась на середину другого. Оба слоя скрепляют нагелями. Реже оба слоя устанавливают с зазором при помощи деревянных вставок и соединительных шипов, но и в этом случае в нижней части шпангоута слои всегда подгоняют вплотную друг к другу. На малых судах шпангоуты тоже могут быть наборными. На небольших шлюпках шпангоуты часто изготовляют из одного искусственно выгнутого куска дерева. Шпангоуты могут состоять из нескольких склеенных друг с другом пластин. Такие клеёные шпангоуты часто выполняют как одно целое с бимсом.
Последний задний шпангоут в наборе деревянного судна называется фашенписом.
Металлические корабли
На металлических (клёпаных и сварных) судах шпангоуты подразделяются на основные, холостые (промежуточные) и рамные. Основной шпангоут — это поперечное ребро жесткости бортовой обшивки, установленное на каждой поперечной шпации, и соединенное с флорами и бимсами в шпангоутную раму. Рамный шпангоут — усиленный шпангоут, предназначенный для местного усиления корпуса, а также может служить опорой для несущих продольных связей. Рамные шпангоуты обычно устанавливаются через 3-4 шпации, однако в некоторых районах судна (машинное отделение, форпик) их могут устанавливать на каждой шпации. Холостые или промежуточные шпангоуты используются в качестве ледовых, швартовных или других усилений, и ставятся между основными шпангоутами. Холостые шпангоуты не соединяются с флорами и бимсами в раму, обрываясь на обшивке. Шпангоуты являются основными балками бортового перекрытия при поперечной системе набора и устанавливаются на каждой практической шпации, являясь опорами для продольных связей. При продольной системе набора корпуса, как правило, устанавливаются только рамные шпангоуты, через 3-4 шпации.
Для основных и промежуточных шпангоутов применяют профильный прокат — полособульб, уголок, рамные же имеют как правило тавровый профиль.
Проектирование судов
Авиастроение
Шпангоут выполняется из различных профилей (как правило, в виде кольца или овала) и прикрепляется к балкам продольного набора.
Нормальные шпангоуты обеспечивают сохранение поперечного сечения фюзеляжа. Усиленные шпангоуты устанавливаются в местах, где фюзеляж подвергается большим нагрузкам (стыковые узлы, узлы крепления, перегородки гермоотсеков и т. п.), и по границам больших вырезов в фюзеляже. Нормальные шпангоуты обычно имеют рамную конструкцию и изготавливаются методом штамповки или гибки из цельного листа. Усиленные шпангоуты выполняются в виде замкнутой рамы двутаврового или швеллерного сечения. Конструктивно такая рама изготавливается сборной или монолитной. В местах установки перегородок силовой шпангоут полностью зашивается стенкой, подкреплённой вертикальными и горизонтальными профилями, или сферической оболочкой с радиально расположенными подкрепляющими элементами.
Термины :: Шпангоут
Шпанго́ут в дословном переводе голландского языка означает «деревянное ребро», и, несмотря на некоторую неточность этого перевода, шпангоут судна действительно является «ребром» корпуса. Если же давать техническое определение, то шпангоут представляет собой поперечный элемент силового набора корабельного корпуса (сферой применения данного термина является также строительство самолетов, где он обозначает ребро жесткости фюзеляжа воздушного судна). Предназначены шпангоуты, во всех сферах применения данного термина, для придания необходимой жесткости конструкции и скрепления продольных элементов силового набора корпуса.
Интервал между двумя соседними шпангоутам судна называется шпацией.
Нумерация шпангоутов начинается с носа и заканчивается на корме.
Классификация шпангоутов
Шпангоуты судов можно классифицировать на две большие группы: деревянные и металлические. Среди преимуществ первой группы следует отметить малый объемный вес, легкость обработки и невысокую стоимость. Вторая же группа обладает большей прочностью, долговечностью и устойчивостью к нагрузкам.
Деревянные шпангоуты, в свою очередь, делятся на две категории: гнутые (состоят из цельного бруса) и футоксовые (состоят из нескольких элементов). Для изготовления гнутых шпангоутов, как правило, применяются породы деревьев, имеющие природную кривизну ствола. Однако этой кривизны часто бывает недостаточно, поэтому более широко используются футоксовые шпангоуты. Данные шпангоуты состоят из флортимберса и футоксов.
Флортимберсом называется та часть, которая непосредственно примыкает к килю.
Футоксы же крепятся уже к флортимберсу с каждой из обеих сторон.
Количество футоксов, составляющих каждый шпангоут, напрямую зависит от размеров и водоизмещения судна. На катерах шпангоуты, как правило, изготавливаются из цельного, принудительно согнутого куска древесины или фанеры.
Металлические шпангоуты обладают по ряду причин более разветвленной классификацией. Различают рамные, основные и промежуточные металлические шпангоуты. Рамный шпангоут представляет собой укрепленный шпангоут, задачами которого являются местное усиление корпуса судна и соединение продольных несущих конструкций. Рядовое ребро силовой составляющей обшивки судна называется основным шпангоутом. Он устанавливается на всех шпациях.
Особое положение среди шпангоутов судна занимает мидель-шпангоут. Если подходить с конструктивной стороны, он ничем не отличается от обычного реального шпангоута. Однако мидель-шпангоут расположен строго на середине длины перпендикуляров чертежа судна и именно поэтому играет важнейшую роль при расчетах коэффициента полноты корпуса судна, а также значения лобового сопротивления судна. При выполнении чертежей мидель-шпангоут не входит в общую нумерацию шпангоутов, а обозначается специальным знаком. При выполнении чертежей мидель-шпангоут часто ошибочно принимают за одноименную плоскость сечения корпуса.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что шпангоуты судна выполняют важнейшую роль для достижения необходимых значений жесткости конструкции корпуса, а также для соблюдения созданной на чертежах формы корпуса в различных поперечных плоскостях.
Мидель шпангоут
Ми́дель, ми́делево сече́ние (от голл. middel, буквально — средний, средина) — наибольшее по площади поперечное сечение тела, движущегося в воде или воздухе.
Обычно говорят о миделевом сечении торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты.
Смотреть что такое «Мидель шпангоут» в других словарях:
Мидель-шпангоут — (в судостроении) сечение корпуса корабля или иного плавсредства вертикальной поперечной плоскостью, расположенное на половине длины между перпендикулярами теоретического чертежа судна. Входит в число основных точек, линий и плоскостей… … Википедия
мидель-шпангоут — (см. мидель + шпангоут) мор. 1) кривая на теоретическом чертеже, полученная при сечении судна в середине его или в самом широком месте поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной плоскости судна; 2) шпангоут, расположенный в самом… … Словарь иностранных слов русского языка
мидель-шпангоут — мидель шпангоут, мидель шпангоута … Орфографический словарь-справочник
мидель-шпангоут — сущ., кол во синонимов: 1 • шпангоут (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ — Происхождение: мидель (от гол. middel средний) 1. Линия пересечения наружной поверхности корпуса судна (для металлических судов без учета толщины обшивки) с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ и называемой… … Морской энциклопедический справочник
мидель-шпангоут — м идель шпанг оут, а … Русский орфографический словарь
мидель-шпангоут — (2 м), Р. ми/дель шпанго/ута … Орфографический словарь русского языка
мидель-шпангоут судна — мидель шпангоут Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель шпангоута. [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для установления главных размерений суднатеоретическая… … Справочник технического переводчика
шпангоут — мидель шпангоут, фашенпис, ребро, основа Словарь русских синонимов. шпангоут сущ., кол во синонимов: 5 • мидель шпангоут (1) • … Словарь синонимов