мидии устрицы морской гребешок беззубка что лишнее
Тест по биологии Класс двустворчатые моллюски 7 класс
Тест по биологии Класс двустворчатые моллюски 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 7 заданий.
Вариант 1
A1. Кто не относится к двустворчатым моллюскам?
1) беззубка
2) мидия
3) устрица
4) митра
А2. Во что превращаются инородные частицы внутри раковины моллюсков?
1) в песчинки
2) в жемчуг
3) в кораллы
4) в камешек
А3. Чем дышат двустворчатые моллюски?
1) жабрами
2) легкими
3) трахеями
4) поверхностью тела
А4. Беззубка и мидии:
1) гермафродиты
2) раздельнополые
3) бесполые
4) однополые
B1. С помощью чего моллюски прикрепляются к камням?
В2. С помощью чего замыкаются створки моллюсков?
C1. Из чего состоит нервная система двустворчатых моллюсков?
Вариант 2
A1. Кто не относится к двустворчатым моллюскам?
1) перловица
2) гребешок
3) беззубка
4) ципрея
А2. Какой орган пищеварительной системы есть у двустворчатых моллюсков?
1) глотка
2) челюсти
3) пищевод
4) слюнные железы
А3. Что служит двустворчатым моллюскам в качестве органов осязания?
1) ротовые полости
2) щупальца
3) реснички
4) хоботок
А4. Каких представителей двустворчатых не употребляют в пищу люди?
1) беззубок
2) мидий
3) сердцевидок
4) гребешков
В1. Как называются трубки, которые образуются при сращении мантии?
В2. Что усиливает скрепление створок?
C1. Из чего состоит сердце двустворчатых моллюсков?
Ответы на тест по биологии Класс двустворчатые моллюски 7 класс
Вариант 1
А1-4
А2-2
А3-1
А4-2
В1. С помощью биссуса
В2. С помощью мускулов замыкателей
Вариант 2
А1-4
А2-3
А3-1
А4-1
В1. Сифоны
В2. Замок
Тест по биологии на тему «Тип Моллюски». 7 класс.
1. Мантия представляет собой:
а) орган передвижения б) отдел телав) кожную складку, расположенную на спине
а) жабрыб) легкиев) не дышат, т.к. створки раковины плотно закрыты
а) всех моллюсковб) головоногих моллюсковв) брюхоногих моллюсков
4. Кровеносная система моллюсков:
а) состоит из сердца и сосудов, замкнутая б) состоит из сердца и сосудов, незамкнутая
в) состоит из сосудов, замкнутая
5. Для измельчения пищи и ее удержания у моллюсков служит:
а) глотка б) терка в) рот
6. Установите последовательность слоев раковины:
а) роговой – фарфоровый – перламутровыйб) роговой – перламутровый – фарфоровый
в) фарфоровый – перламутровый – роговой
7. Пищеварительная железа у моллюсков:
а) желудок б) печеньв) кишечник
8. К брюхоногим моллюскам относят:
а) прудовика г) морских гребешков
б) каракатиц д) катушек
в) виноградную улитку е) жемчужницу
9. Тип моллюски насчитывает:
а) около 10 тыс. видов; в) 100 тыс. видов;
б) свыше 30 тыс. видов; г) около 1 млн.
10. Двустворчатые моллюски питаются преимущественно:
а) нитчатыми водорослями б) пресными рачками – дафниями и циклопами;
в) органическими частицами и микроорганизмами г) червями и личинками насекомых.
11. Брюхоногие моллюски передвигаются:
а) при помощи мускулистой ноги; б) при помощи мускулистой ноги и щупалец;
в) только за счет воды, выталкиваемой из мантийной полости; г) при помощи щупалец и воды, выталкиваемой из мантийной полости.
12. Не имеют головы:
а) головоногие; в) двустворчатые;
б) головоногие и двустворчатые; г) брюхоногие.
13. Распределите представителей типа моллюски по классам
1) Класс Брюхоногие_________________ а) перловица;
2) Класс Двустворчатые______________ б) каракатица; е) осьминог;
3) Класс Головоногие ________________ в) слизень; ж) прудовик
г) виноградная улитка;
14.Какой тип размножения характерен для представителей Типа Моллюсков
1. Класс Брюхоногие а) раздельнополые
2. Класс Двустворчатые б) гермафродиты
3. Класс Головоногие
15. Из каких частей состоит сердце Головоногих?
А. желудочек и два предсердия б. два предсердия и один желудочек в. Предсердие и желудочек
16. Подпишите части тела Брюхоногого моллюска по рисунку.
17. Подпишите внутреннее строение Двустворчатых моллюсков при помощи рисунка.
18. Подпишите части внешнего строения тела Головоногих моллюсков
Тест по биологии на тему «Тип Моллюски». 7 класс.
1. Тело моллюсков делится на:
а) голову и грудь б) голову, туловище, ногув) голову, туловище, грудь
2. Органами дыхания брюхоногих моллюсков являются:
а) легкие б) жабрыв) отсутствуют
3. Сердце моллюсков состоит из:
а) одной камерыб) двух предсердийв) предсердия и желудочка
4. Нервная система моллюсков:
а) лестничного типаб) разбросанно – узловаяв) брюшная нервная цепочка
5. Наружная раковина отсутствует у:
а) брюхоногих б) двустворчатыхв) головоногих
6. Мантийная полость – это полость между:
а) раковиной и мантиейб) мантией и внутренними органамив) раковиной и внутренними органами
7. Пищеварительная железа у моллюсков:
а) желудок б) печеньв) кишечник
8. К двустворчатым моллюскам относят:
а) осьминогов д) слизней
б) устриц е) беззубок
в) мидийг) кальмаров
9. Раковина моллюсков состоит:
а) только из извести б) только из рогоподобного вещества;
в) из извести и рогоподобного вещества;г) из рогоподобного вещества, извести и перламутра.
10. В типе моллюсков глаза имеют:
а) только двустворчатые; в) брюхоногие и головоногие;
б) только головоногие; г) представители всех классов.
11. Дыхание беззубки обеспечивается за счет поступления кислорода через
а) жабры; в) всю поверхность тела;
б) вводный сифон; г) легкие.
12. Чем представлена выделительная система Головоногих моллюсков?
А. кишечником Б. почками В. Кожей
13. Распределите представителей типа моллюски по классам
1) Класс Брюхоногие_____________ а) кальмар; ж) слизень;
2) Класс Двустворчатые __________ б) жемчужница; з) митр;
3) Класс Головоногие_____________ в) беззубка; д) катушка;
14.Какйо тип размножения характерен для представителей Типа Моллюсков
1. Класс Брюхоногие а) раздельнополые
2. Класс Двустворчатые б) гермафродиты
3. Класс Головоногие
15. Из каких частей состоит сердце Брюхоногих?
А. желудочек и два предсердия б. два предсердия и один желудочек в. Предсердие и желудочек
16. Подпишите части тела Брюхоногого моллюска по рисунку.
17. Подпишите внешнее строение Двустворчатых моллюсков при помощи рисунка.
18. Подпишите части внутреннего строения Головоногого Моллюска.
Тема: Тип моллюски (7 класс)
Тема: Общая характеристика Типа моллюсков.
Задание №1 Распределите по классам представителей типа моллюсков .
А. Класс Брюхоноги___________________
Б. Класс Двустворчатые _______________
В. Класс Головоногие _________________
Задание №1 Распределите по классам представителей типа моллюсков .
А. Класс Брюхоноги___________________
Б. Класс Двустворчатые _______________
В. Класс Головоногие _________________
Задание №1 Распределите по классам представителей типа моллюсков .
А. Класс Брюхоноги___________________
Б. Класс Двустворчатые _______________
В. Класс Головоногие _________________
Задание №1 Распределите по классам представителей типа моллюсков .
А. Класс Брюхоноги___________________
Б. Класс Двустворчатые _______________
В. Класс Головоногие _________________
Задание №2 Установите, кто из представителей моллюсков лишний в каждом ряду.
А. Лишние по наличию раковины:
1) слизень, прудовик, катушка.
2) осьминог, каракатица, морской гребешок.
Б. Лишние по родству:
1) Слизни, устрица, прудовик.
2) осьминог, жемчужница, каракатица.
З) беззубка, прудовик, перловица.
В. Лишние по образу жизни:
1) беззубка, устрица, морской гребешок.
2) рапана, осьминог, морская жемчужница.
Задание №2 Установите, кто из представителей моллюсков лишний в каждом ряду.
А. Лишние по наличию раковины:
1) слизень, прудовик, катушка.
2) осьминог, каракатица, морской гребешок.
Б. Лишние по родству:
1) Слизни, устрица, прудовик.
2) осьминог, жемчужница, каракатица.
З) беззубка, прудовик, перловица.
В. Лишние по образу жизни:
1) беззубка, устрица, морской гребешок.
2) рапана, осьминог, морская жемчужница.
Задание №2 Установите, кто из представителей моллюсков лишний в каждом ряду.
А. Лишние по наличию раковины:
1) слизень, прудовик, катушка.
2) осьминог, каракатица, морской гребешок.
Б. Лишние по родству:
1) Слизни, устрица, прудовик.
2) осьминог, жемчужница, каракатица.
З) беззубка, прудовик, перловица.
В. Лишние по образу жизни:
1) беззубка, устрица, морской гребешок.
2) рапана, осьминог, морская жемчужница.
Задание №2 Установите, кто из представителей моллюсков лишний в каждом ряду.
А. Лишние по наличию раковины:
1) слизень, прудовик, катушка.
2) осьминог, каракатица, морской гребешок.
Б. Лишние по родству:
1) Слизни, устрица, прудовик.
2) осьминог, жемчужница, каракатица.
З) беззубка, прудовик, перловица.
В. Лишние по образу жизни:
1) беззубка, устрица, морской гребешок.
2) рапана, осьминог, морская жемчужница.
Задание №3 Составьте характеристику типа моллюсков, дописав недостающие слова.
Моллюски имеют……. симметрию.
В отличие от кольчатых червей их тело не …….
Тело моллюсков делится на три отдела………………
Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ………………. образ жизни.
У сидячих и малоподвижных форм может отсутствовать………….
Защитная раковина, состоящая из ………………
Активно плавающие моллюски потеряли……….
Моллюски, обитающие в воде, дышат …………, наземные формы с помощью ……..
Кровеносная система моллюсков ………….
Сердце моллюсков состоит из…………….
Между мантией и телом находится ……………..
В мантийной полости лежат ……….. и открываются …………….
Из органов чувств моллюски имеют ………………., у некоторых есть ………………
Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ………………….
Задание №3 Составьте характеристику типа моллюсков, дописав недостающие слова.
Моллюски имеют……. симметрию.
В отличие от кольчатых червей их тело не …….
Тело моллюсков делится на три отдела………………
Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ………………. образ жизни.
У сидячих и малоподвижных форм может отсутствовать………….
Защитная раковина, состоящая из ………………
Активно плавающие моллюски потеряли……….
Моллюски, обитающие в воде, дышат …………, наземные формы с помощью ……..
Кровеносная система моллюсков ………….
Сердце моллюсков состоит из…………….
Между мантией и телом находится ……………..
В мантийной полости лежат ……….. и открываются …………….
Из органов чувств моллюски имеют ………………., у некоторых есть ………………
Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ………………….
Задание №3 Составьте характеристику типа моллюсков, дописав недостающие слова.
Моллюски имеют……. симметрию.
В отличие от кольчатых червей их тело не …….
Тело моллюсков делится на три отдела………………
Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ………………. образ жизни.
У сидячих и малоподвижных форм может отсутствовать………….
Защитная раковина, состоящая из ………………
Активно плавающие моллюски потеряли……….
Моллюски, обитающие в воде, дышат …………, наземные формы с помощью ……..
Кровеносная система моллюсков ………….
Сердце моллюсков состоит из…………….
Между мантией и телом находится ……………..
В мантийной полости лежат ……….. и открываются …………….
Из органов чувств моллюски имеют ………………., у некоторых есть ………………
Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ………………….
Задание №3 Составьте характеристику типа моллюсков, дописав недостающие слова.
Моллюски имеют……. симметрию.
В отличие от кольчатых червей их тело не …….
Тело моллюсков делится на три отдела………………
Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ………………. образ жизни.
У сидячих и малоподвижных форм может отсутствовать………….
Защитная раковина, состоящая из ………………
Активно плавающие моллюски потеряли……….
Моллюски, обитающие в воде, дышат …………, наземные формы с помощью ……..
Кровеносная система моллюсков ………….
Сердце моллюсков состоит из…………….
Между мантией и телом находится ……………..
В мантийной полости лежат ……….. и открываются …………….
Из органов чувств моллюски имеют ………………., у некоторых есть ………………
Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ………………….
Задание №4 Из фраз, предложенных ниже, составьте два текста, характеризующих большого прудовика и беззубку.
А – 1. Большой прудовик. А – 2. Беззубка.
Б1) не имеет головы, щупалец, глаз.
Б2) имеет голову, щупальца, глаза.
В1) обитает в воде, держится на водных растениях.
В2) обитает в воде и держится на дне водоема.
Д1) питается активно.
Д2) питается пассивно.
Задание №4 Из фраз, предложенных ниже, составьте два текста, характеризующих большого прудовика и беззубку.
А – 1. Большой прудовик. А – 2. Беззубка.
Б1) не имеет головы, щупалец, глаз.
Б2) имеет голову, щупальца, глаза.
В1) обитает в воде, держится на водных растениях.
В2) обитает в воде и держится на дне водоема.
Д1) питается активно.
Д2) питается пассивно.
Задание №4 Из фраз, предложенных ниже, составьте два текста, характеризующих большого прудовика и беззубку.
А – 1. Большой прудовик. А – 2. Беззубка.
Б1) не имеет головы, щупалец, глаз.
Б2) имеет голову, щупальца, глаза.
В1) обитает в воде, держится на водных растениях.
В2) обитает в воде и держится на дне водоема.
Д1) питается активно.
Д2) питается пассивно.
Задание №4 Из фраз, предложенных ниже, составьте два текста, характеризующих большого прудовика и беззубку.
А – 1. Большой прудовик. А – 2. Беззубка.
Б1) не имеет головы, щупалец, глаз.
Б2) имеет голову, щупальца, глаза.
В1) обитает в воде, держится на водных растениях.
В2) обитает в воде и держится на дне водоема.
Д1) питается активно.
Д2) питается пассивно.
С 1. Почему моллюсков обязательно запускают в аквариум с рыбами? Моллюски поедают органические остатки и очищают воду и стенки аквариума.
3. Как моллюски очищают воду от примесей вредных веществ? Вода фильтруется через вводной и выводной сифоны. Так как в прибрежных водах моллюсков много, то эффект от их работы достаточно велик.
С 4. В каких случаях кальмары, осьминоги, каракатицы бледнеют(меняют цвет)? Эти животные бледнеют в тех случаях, когда они выделяют чернильную жидкость, защищаясь от врагов. Цвет осьминога меняется, он светлеет. Враг же нападает на чернильное пятно, по форме напоминающее моллюска.
Урок в 7-м классе по биологии «Многообразие моллюсков и их значение»
Разделы: Биология
Цель: Сформировать знания об основных классах типа Моллюсков, о происхождении современных моллюсков и их значении.
“ Класс Головоногие”, диафильм “ Многообразие моллюсков”, аквариум с моллюсками.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний (фронтальная беседа)
– Что такое терка или радула?
– Что такое мантийная полость?
– Что является органами дыхания у водных моллюсков?
– Что является органами дыхания у наземных моллюсков?
– Сколько камер в сердце у моллюсков?
– Что такое чернильный мешок?
– Что такое половой диморфизм?
– У каких моллюсков вместо раковины имеется небольшое перышко?
– У каких моллюсков появляется мозг?
3. Актуализация знаний. Моллюски – многочисленная группа, насчитывающая свыше 130 тыс. видов.
4. Изучение и обобщение материала.
1.Лабораторная работа № 3 “ Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков”. (Стр.72.Рабочие тетради)
Цель работы: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков.
Ход работы
2.Выступление учащихся с презентациями о многообразии моллюсков ( Макарова К. о жемчужницах, Маркова А. – об осьминогах.)
3.Сравнительная характеристика классов типа Моллюсков.
3-х камерное
малый прудовик,
слизень, катушка
Проблема: почему в большом аквариуме нет маленьких моллюсков?
Цель работы: пронаблюдать за развитием моллюсков в аквариуме.
Гипотеза: если в большом аквариуме нет маленьких катушек, значит они не размножаются.
1.Тесты (стр.77-78, рабочие тетради)
1 вариант – нечетные вопросы (1,3,5,….);
2 вариант – четные вопросы (2,4,6,….).
1.На рыбах паразитируют личинки моллюсков:
А – головоногих;
Б – брюхоногих;
В – двустворчатых;
Г – головоногих и двустворчатых.
А – заглатывание пищи;
Б – измельчение пиши;
В – превращение сложных веществ в простые;
Г – поступление пищевых частиц.
3.Газообмен – процесс, в результате которого:
А – в организм поступает атмосферный кислород;
Б – в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду углекислый газ;
В – под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии;
Г– удалятся из организма углекислый газ.
4.У моллюскам, обитающим на суше, относится:
5.Терка, или радула, у многих моллюсков находится:
А – в желужке
Б – в ротовой полости;
В – в тонкой кишке;
Г – на поверхности раковины.
6.Двустворчатые моллюски, обиитющие в воде:
А – имеют жабры;
Б – имеют легкое;
В – не имеют органов дыхания;
Г – не дышат, так как створки раковины плотно закрыты.
7. Пищеварительные железы брюхоногих моллюсков – это:
А – печень и поджелудочная железа;
Б – печень и слюнные железы;
В – слюнные железы и поджелудочная железа;
Г – печень, поджелудочная железа и слюнные железы.
А – всеми системами органов;
Б – нервной системой;
В – органами движения;
Г – органами чувств.
9. Мантийная полостность – это:
А – пространство в пищеварительном тракте;
Б – пространство мантией и телом;
В – пространство между раковиной и телом;
Г – пространство в органах дыхания.
10. К органам выделения относят:
А – печень;
Б – почки;
В – кишечник;
Г – анальное отверстие.
11. Исчезновение головы у беззубки связано:
А – с отсутствием у всех моллюсков головного отдела;
Б – с характером питания и образом жизхни;
В – с водной средой обитания;
Г – ч наличием двустворчатой раковины.
12. Реактивным способом передвигаются:
А – беззубка;
Б – мидии;
В – кальмары;
Г – прудовики.
13. Легочное дыхание имеется:
А – у перловицы;
Б – у осьминога;
В – у слизня;
Г – у мидии.
14. Тип Моллюски насчитывает:
A – около 10 тыс. видов;
Б – свыше 100 тыс. видов;
В – свыше 500 тыс. видов;
Г – около 1 млн. видов.
15. Тело двустворчатых моллюсков подразделяется:
А – на голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу;
Б – на голову со щупальцами и туловище;
В – на туловище и мускулистую ногу;
Г – на голову и мускулистую ногу.
1-в | 2-в |
3-б | 4-в |
5-б | 6-а |
7-б | 8-б |
9-б | 10-б |
11-г | 12-в |
13-в | 14-б |
15-в |
2.Значение моллюсков в природе и в жизни человека.
Класс Двустворчатые (Bivalvia)
Тридакна. Жемчужницы. Устрицы. Гребешки. Мидии
Двустворчатые – морские и пресноводные моллюски, для которых характерно отсутствие головы, наличие клиновидной роющей ноги и наличие раковины, состоящей из двух створок. У прикрепленных видов нога редуцируется. Неприкрепленные виды могут медленно передвигаться, выдвигая ногу, а затем подтягивая к ней все тело.
Мантия в виде двух складок кожи свешивается по бокам тела моллюска. Во внешнем эпителии мантии имеются железки, образующие створки раковины. Вещества в створке располагаются тремя слоями: наружный органический (конхиолиновый), известковый и внутренний перламутровый. На спинной стороне створки соединяются эластичной связкой (лигаментом) или замком. Закрываются створки при помощи мышц-замыкателей. На спинной стороне мантия срастается с телом моллюска. У некоторых видов свободные края мантии срастаются, образуя отверстия – сифоны для ввода и вывода воды из мантийной полости. Нижний сифон называется вводным, или жаберным, верхний – выводным, или клоакальным.
В мантийной полости по обеим сторонам ноги располагаются органы дыхания – жабры. Внутренняя поверхность мантии и жабры покрыты мерцательным эпителием, движение ресничек которого создает ток воды. Через нижний сифон вода попадает в мантийную полость, через верхний сифон выводится.
По способу питания двустворчатые являются фильтраторами: пищевые частицы, попавшие в мантийную полость, склеиваются и отправляются в ротовое отверстие моллюска, находящееся у основания ноги. Пища из ротовой полости попадает в пищевод, открывающийся в желудок. Средняя кишка делает несколько изгибов в основании ноги, затем переходит в заднюю кишку. Задняя кишка обычно пронизывает желудочек сердца и заканчивается анальным отверстием. Печень имеет крупные размеры и со всех сторон окружает желудок. Двустворчатые моллюски, в отличие от брюхоногих, не имеют радулы и слюнных желез.
Нервная система двустворчатых моллюсков представлена тремя парами ганглиев: 1) церебро-плевральные, 2) педальные и 3) висцеро-париетальные ганглии. Церебро-плевральные ганглии находятся около пищевода, педальные ганглии – в ноге, и висцеро-париетальные ганглии – под задней мышцей-замыкателем раковины. Органы чувств развиты слабо. В ноге имеются органы равновесия – статоцисты, у основания жабр находятся осфрадии (органы химического чувства). В покровах рассеяны осязательные рецепторы.
Кровеносная система – незамкнутого типа, состоит из сердца и сосудов. Сердце – трехкамерное, имеет два предсердия и один желудочек. Кровь из желудочка выходит в переднюю и заднюю аорты, которые распадаются на мелкие артерии, затем кровь выливается в лакуны и направляется через жаберные сосуды в жабры. Окисленная кровь по выносящим жаберным сосудам попадает от каждой стороны тела в свое предсердие и общий желудочек.
Органы выделения – две почки.
Двустворчатые моллюски – как правило, раздельнополые животные. Семенники и яичники парные. Половые протоки открываются в мантийную полость. Сперматозоиды «выбрасываются» самцами через выводной сифон в воду и далее затягиваются через вводной сифон в мантийную полость самок, где и происходит оплодотворение яиц.
У большинства видов двустворчатых моллюсков развитие происходит с метаморфозом. Из оплодотворенных яиц развивается планктонная личинка велигер, или парусник (рис. 2).
У некоторых пресноводных видов (беззубки, перловицы) метаморфоз проходит с образованием особой паразитической личинки – глохидия (рис. 3).
Весной глохидии выходят из яиц, прикрепленных к жабрам материнской особи, и выбрасываются в воду. Глохидий имеет двустворчатую раковинку с крючками на краях, липкую личиночную нить и мощный аддуктор. С помощью липкой нити и крючьев глохидии прикрепляются к коже рыб, затем внедряются в их ткани. Вокруг личинки образуется небольшая опухоль, внутри которой глохидий питается тканями хозяина. Через несколько недель личинка превращается в миниатюрного моллюска и покидает хозяина. За счет этого временного паразитирования происходит расселение моллюсков.
Тридакна гигантская (Tridacna gigas) – самый крупный вид двустворчатых моллюсков (рис. 4). Масса тридакны достигает 250 кг, длина тела – 1,5 м. Обитает в коралловых рифах Индийского и Тихого океанов. В отличие от других двустворчатых моллюсков, спинная тяжелая часть раковины тридакны покоится на грунте. Такая ориентация раковины привела к большим изменениям в расположении различных органов, в общем можно говорить, что тридакна повернулась внутри своей раковины на 180°. Единственная мышца-замыкатель сместилась к брюшному краю.
Края мантии сильно расширены и срастаются почти на всем протяжении, кроме трех участков, где располагаются отверстия двух сифонов и отверстие для выхода биссусных нитей. В утолщенном крае мантии живут одноклеточные водоросли зооксантеллы. Тридакна – фильтратор, но может питаться и этими зооксантеллами.
Раковины и мясо тридакны использовались народами Океании издавна.
Жемчужницы обитают в Тихом и Индийском океанах на небольших глубинах (рис. 5). Промышляются с целью добычи жемчуга. Самый ценный жемчуг дают виды родов Pinctada, Pteria.
Жемчужина образуется в том случае, если между мантией и внутренней поверхностью мантии попадает инородное тело (песчинка, мелкое животное и др.). Мантия начинает выделять перламутр, который слой за слоем обволакивает это постороннее тело, раздражающее ее. Жемчужина увеличивается в размерах, постепенно отъединяется от внутренней поверхности раковины и затем лежит свободно. Часто она с самого начала не соединяется с раковиной. Жемчужина состоит из чередующихся слоев перламутра и конхиолина. Через 50–60 лет после извлечения из моллюска она покрывается трещинами, это связано с разрушением конхиолиновых слоев внутри нее. Максимальный срок «жизни» жемчужины как украшения не превышает 150 лет.
Для того, чтобы иметь ювелирную ценность, жемчужина должна иметь определенные размер, форму, цвет, чистоту. Жемчужины, отвечающие «ювелирным» требованиям, встречаются в природе редко. В конце девятнадцатого века был предложен способ искусственного выращивания жемчуга в морских жемчужницах. Выточенные на токарном станке перламутровые шарики обвязываются участками мантийных листков и в таком виде трансплантируются в трехлетних моллюсков. Срок выдерживания жемчужного мешочка («ядрышка») – от 1 года до 7 лет.
В настоящее время технология жемчуговодства состоит в следующем. Одни хозяйства выращивают жемчужниц до трехлетнего возраста, затем передают их в жемчуговодческие хозяйства. Здесь жемчужниц подвергают операции (вводят «ядрышки») и далее помещают в особые сита, которые подвешивают к плотам. Через несколько лет сита поднимаются, и из жемчужниц извлекают жемчуг.
Искусственное разведение морских животных называется марикультурой.
Устрицы (рис. 6) употреблялись в пищу человеком с незапамятных времен. Раковина устриц – неравностворчатая: левая створка по размерам больше правой и более выпуклая. Левой створкой моллюск прикрепляется к субстрату. Мантия открытая, сифонов не образует, ток воды сквозной. Хорошо развиты полукруглой формы жабры, окружающие мощный аддуктор (мышца-замыкатель). У взрослых моллюсков нога отсутствует. Устрицы – раздельнополые. Оплодотворенные яйца развиваются в задней части мантийной полости самки. Через несколько дней личинки выходят в воду, поплавав, оседают и прикрепляются к субстрату. Устрицы обычно образуют скопления, различают береговые поселения и устричные банки.
Известно около 50 видов устриц, которые относятся ксемействам Ostreidae и Crassostreidae. Один из основных промысловых видов – устрица съедобная (Ostrea edulis). В результате многовекового промысла численность устриц во многих популяциях резко сократилась. В настоящее время наряду с промыслом в природных местах обитания устрицы выращиваются искусственно в специально организованных устричных парках.
Для выращивания устриц необходимы конкретные условия. Во-первых, они питаются определенным видом планктона. Во-вторых, не живут на глубине ниже 10 метров и при температуре воды ниже 5 °С. Плантации обычно разбивают не очень далеко от берега в закрытых бухтах, чтобы не разметало штормом. Срок выращивания устриц не так уж мал и составляет 34 года. Моллюски содержатся в специальных контейнерах, погруженных на определенную глубину и недоступных для хищников. После созревания устриц на определенное время помещают в бассейны с чистой морской водой и специальными водорослями.
Гребешки – несколько десятков видов брюхоногих моллюсков, которые относятся к семействам Pectinidae и Propeamusiidae. Гребешки имеют округлую раковину с прямым замковым краем, который имеет спереди и сзади угловые выступы в виде ушек. Поверхность створок – срадиальными или концентрическими ребрами. Нога – рудиментарная, имеет вид плотного пальцевидного выроста. На средней складке мантии располагаются многочисленные глаза и мантийные щупальца с осязательными рецепторами (рис. 7). В отличие от других видов двустворчатых моллюсков, гребешки могут передвигаться плаванием, «хлопая» створками (рис. 8). Захлопывание створок обеспечивается сокращением волокон мощного аддуктора. Гребешки – раздельнополые животные.
В пищу используются аддуктор морских гребешков, иногда их мантия. Так же, как устрицы морские гребешки не только промышляются в природных местах обитания, но и выращиваются искусственно (Patinopecten yessoensis). Сначала на огороженной территории моря устанавливаются плоты, к которым подвешиваются коллекторы (поддоны, метелки и пр.). На эти поддоны оседают личинки моллюсков. Через 1–2 года молодые моллюски снимаются с коллекторов, помещаются в индивидуальные сетки и доращиваются на «фермах».
Мидии – несколько видов, относящихся к семейству Митилиды (Mytilidae). Ведут прикрепленный образ жизни, в связи с которым нога редуцируется, теряет способность к движению и служит для выделения биссусных нитей. Раковина характерной «митилидной» формы, очень темного цвета, часто иссиня-черного. Длина раковины мидии съедобной (Mytilus edulis) около 7 см, высота – до 3,5 см, толщина – 3,5 см. Задний аддуктор значительно крупнее переднего. Мидии раздельнополые животные. Поселения мидий представляют собой мощный биофильтр, очищающий и осветляющий воду. Подсчитано, что мидии, поселяющиеся на 1 м 2 дна, за сутки фильтруют до 280 м 3 воды.
Мидии используются в пищу. Промысел этих моллюсков ведется с давних времен. Кроме этого, в настоящее время мидии выращиваются искусственно. При этом используется примерно такая же технология как при выращивании гребешков.
Тередо (рис. 10) относится к семейству Древоточцы (Teredinidae). Форма тела – червеобразная, поэтому у этих моллюсков есть еще одно название – корабельные черви. Длина тела до 15 см, на переднем его конце находится раковинка, редуцированная до двух маленьких пластиночек. Раковинка «оснащена» сверлильным аппаратом. На заднем конце тела – длинные сифоны. Гермафродиты. В деревянных подводных предметах тередо «просверливает» многочисленные ходы, питается деревянной «крошкой». Переваривание древесины осуществляют симбиотические бактерии. В результате деятельности корабельных червей дерево становится похожим на губку и легко разрушается. Тередо представляют опасность для деревянных судов и построек.
Беззубка лебединая, или обыкновенная (Anоdonta cygnaea) живет в стоячих и медленно текущих водоемах на глубине до 2 м. Раковина изнутри с сильным перламутровым блеском, длина раковины достигает 20 см, высота – 12 см, толщина – 6 см. Схема строения именно этого моллюска показана на рис. 1. Беззубка может ползать по дну, прочерчивая в илистом грунте характерные глубокие борозды. Активный фильтратор, этим способствует биологическому очищению водоемов. Развитие с превращением, личинка называется глохидием (рис. 3).
► Описание классов, подклассов и отрядов типа Моллюски:
Класс Брюхоногие (Gastropoda)
Класс Двустворчатые (Bivalvia)
Класс Головоногие моллюски (Cephalopoda)
► Раздел Двусторонне-симметричные (Bilateria) подцарства Многоклеточные включает также: