михайловский дворец что внутри
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — как добраться, история
Михайловский дворец — известная памятка архитектуры города Санкт-Петербург, Российской федерации, впечатляющая своими размерами и богатством, одно из самых больших сокровищ русского искусства. Сегодня в стенах здания располагается Государственный Русский музей, а раньше это были палаты, которые Павел 1 велел построить для своего младшего сына Михаила.
Михайловский дворец: история и архитектура
Уникальный огромный дворец, который в последствии стал Русским музеем построен в строгом классическом стиле, хотя некоторые современные исследователи приписывают ему и элементы неоклассицизма.
Еще в 1798 году император Павел 1 решил сделать уникальный подарок своему младшему сыну Михаилу и приказал откладывать в казне деньги на постройку уникального по своей красе дворца, сразу после рождения малыша. В 1801 году, ПавлаI убили в результате дворцового переворота, и власть в государстве поменялась кардинально в другую сторону.
Не смотря на то, что государя уже не было в живых, приказ о возведение дворца все же выполнили и когда младшему князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, император Александр I, который в то время правил государством, отдал приказ о начале строительства одноименного дворца.
Проект здания в 1817 году разработал для великого государя известный в те времена архитектор Карл Иванович Росси. Огромной проблемой перед началом постройки дворца стал выбор места для будущего дома князя. Сначала резиденция должна была располагаться на месте современного Воронцовского дворца, потом на территории тогдашнего дома графа Чернышева (сейчас там располагается Мариинский дворец).
Но через некоторое время было принято решение о создание дворца не на месте уже существующих строений, а «с нуля», создав новый уникальный архитектурный ансамбль.
Интересным считается тот факт, что Михайловский дворец строили только в теплую погоду – летом, весной и осенью, чтобы стены здания были более прочными и надежными.
Проект дворца предусматривал:
Отдельного внимания заслуживает работа мастеров по отделке дворца. Выбирая специалистов комиссия проводила очень строгий конкурс и заключала договора только с проверенными профессиональными архитекторами, декораторами, строителями. Например, для реконструкции садовых участков в дворце пригласили работать известного архитектора Менеласа.
На воздвижение самого Михайловского дворца ушло почти шесть лет: с 1819 по 1825 года. По плану около него также должна была появиться новая площадь и две улицы (известные нам как Инженерная и Михайловская) и даже одноименный сад. Закладку первых камней дворца осуществили 14 июля 1819 года, а масштабные работы по построению стартовали 26 июля.
30 августа 1825 дворец освятили и передали князю.
По завершению работ над дворцом архитектор Карл Росси получил от императора Александра I орден Святого Владимира 3 степени, участок земли для постройки собственного особняка и бриллиантовый перстень в подарок за работу.
По всем подсчетам на возведение Михайловского дворца государство потратило 7.875.000 рублей.
Михайловский дворец внутри
Фасадом дворец обращен к одноименной площади и встречает гостей массивными колонами. Сам Михайловский дворец – это четыре этажа роскоши, красоты и восхищения.
Высота вестибюля составляет 25 метров. У входа на лестницу гостей встречали два льва, которых отлили специально для этого дворца. Кроме этого, в Михайловском дворце впервые на стенах поклеили обои, а паркет уложили самыми дорогими породами дерева.
На нижнем этаже расположены спальни, детские, гостевые. Бельэтаж разделен на две части: за запад и север отведены залы для бальных сборов, а на восток – парадные спальни княгини и князя. В цокольном помещение отвели место для кухонь.
В дворце разместили даже небольшой семейный храм Михаила, где все желающие могли спокойно помолиться.
Убранство Михайловского дворца очень роскошное, но в тоже время достаточно выдержанное.
За бельэтажем располагается Голубая галерея, а дальше – Большая Столовая. Дверь в галлерею украшают скульптуры известного декоратора Пименова, а в Столовой можно увидеть росписи их кессонских и вакхичесих сюжетов. Стены комнаты когда-то украшали 32 золотистые мраморные пилястры и орнаменты.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
В Танцевальном зале по периметру расположено 28 голубых колон с изображениями античных танцовщиц и арабесок. По периметру зала украшена высокими зеркалами и позолоченными люстрами.
Главный архитектор (К.И. Росси) Михайловского дворца с легкостью и возвышенностью сумел создать уникальный акцент в композиции на выразительности коринфского ордера в Белой гостиной. Здесь вся площадь поделена четырьмя колонами на три части.
Покои княгини – заслуживают отдельного внимания и восхищения благодаря особому изяществу и роскоши. Среди уцелевших элементов декора – камин, зеркало, цветной паркет и живописные плафоны. А все потому, что Елена Павловна очень любила ремонты и перестройки и всегда следовала вызовам тогдашней моды.
Но долго в нем княжеская семья не прожила. Сначала, после смерти князя его жена Елена Павловна продолжала содержать дворец нужным образом. Дом стал культурной меккой Петербурга, здесь часто гостили Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовкий и другие творческие личности.
Во дворце известный музыкант Антон Рубинштейн и княжна организовали первую в имперском государстве консерваторию.
Уже в 1895 году, спустя 70 лет внуки князя Михаила Павловича продали дворец государству, потому что дом стал переходить в упадок. И в том же году 13 апреля император Николай II распорядился сделать во дворце музей в честь памяти императора Александра III. Михайловский дворец должен был стать «вторым» Эрмитажем, но со временем он обрел свою уникальную славу и историю.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в статье по ссылке.
Корпус Бенуа в Михайловском дворце
Когда дворец стал музеем первым его управляющим назначили князя Георгия Михайловича. Но здание не оставили в его первозданном виде и решили кое-что все-таки изменить. Новую команду строителей возглавил Боткин и архитектор Свиньин.
После осмотра палат было принято решение о том, что работники сохранят в целостности только те части и детали, что будут гармонично вписываться в будущие экспозиции.
В нижнем этаже снесли часть проемов и стен, чтобы увеличить проходы, убрали лишние печи, зеркала и камины, двери, живопись и лепку на стенах, антресоли. Сохранили в основном только живопись на сводах, барельефы, отделку и кое-где пол из паркета.
В Танцевальном зале и Большом театре заложили даже большую часть окон. Рабочие провели в дворце верхний свет, заменили оконные переплеты на металлические решетки, поменяли перекрытия над вторым этажом и провели ремонт отопления, водопровода, канализации и установки вентиляции.
Только после того, как комиссия утвердила все изменения в музее в марте 1898 года Русский музей открыли для посетителей. Уже в 1910-1914 годах коллекция музея рекордно увеличилась и места для новых экспозиций катастрофически не хватало. В связи с этим проектант Леонтий Бенуа был приглашен для сооружения нового корпуса музея.
Пристройку решили сделать возле бокового фасада, что выходил на канал Грибоедова. Закладку здания начали в июне 1914 года. В том же году империя вступила в Первую мировую войну и строительство нового корпуса отложили на неопределенное время. Только после окончания войны советская власть дала разрешение достроить новое здание, которое назвали в честь его создателя.
Например, им удалось спасти памятник Александру III. Его хорошо усыпали песком и обставили бревнами во дворе музея. Даже после попадания бомбы в такое сооружение, памятник остался целым и невредимым.
Во время Второй мировой войны в музей, а именно в корпус Бенуа попали бомбы и здание нужно было опять реставрировать. На восстановление ушли годы, реставрация длилась с 1947 года по 1963. Кроме этого, дворец серьезно пострадал во время Ленинградской блокады. Много ценностей не удалось сохранить.
После окончания войны в 1958 году корпус Бенуа соединили с основной частью Михайловского дворца и таким образом здание для экспозиций удалось существенно расширить.
Сегодня музей считается одним из самых известных и популярный мест в России, его ежедневно посещают сотни туристов из страны и зарубежья, любуясь архитектурой здания, произведениями таких великих творцов как Рублев, Шубин, Брюллов, Бруни, Кипернский, Иванов, Репин, Куинджи, Шишкин, Серов, Врубель, Кустодиев, Малевич, Шагал, Петров-Водкин и многих других.
Как добраться?
Музей-дворец расположен в самом центре Санкт-Петербурга на площади Искусств по улице Садовая, 2 (она же Инженерная).
Работает музей ежедневно кроме вторника с понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00, а в четверг с 13:00 до 21:00.
С помощью метро к музею можно добраться выйдя на остановках «Невский проспект» или «Гостиный двор».
Михайловский дворец – главное здание Русского музея в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный шедевр, созданный в Российской империи русским архитектором итальянского происхождения Карлом Росси, главное здание Русского музея. Полюбоваться сооружением прибывали знаменитые иностранцы, признавшие Михайловский дворец лучшим зданием Европы. Император наградил архитектора за работу орденом Святого Владимира Ш степени и участком земли для строительства собственного дома в Санкт-Петербурге за казенный счет.
Предпосылки возникновения и история строительства
История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.
Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле. Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года. В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.
Архитектура здания
Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.
Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.
К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.
Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.
Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.
Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.
Интерьеры Михайловского дворца
Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.
Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.
Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.
Обзор залов
На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.
Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.
Современники о достоинствах дворца
Слава об изумительной красоте Михайловского дворца дошла до Англии. Английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, писал: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры единственным в своем роде».
Английский король Георг, восхищенный великолепием резиденции, попросил русского государя изготовить для него макет здания с точной моделью Белоколонного зала. Модель с размером основания 2м на 2м изготовлена и доставлена в Англию русскими мастерами.
Центр культурной жизни Петербурга
Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.
Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.
Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.
После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.
В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.
Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:
Сад Михайловского дворца
Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.
В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.
Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.