микродинамика звука что это
Аудиобубен лейтенанта Шмидта: Ликбез по “детальности”, “макро” и “микродинамике”
В обзорах и субъективных оценках звуковой аппаратуры встречаются термины, которые редко используют аудионженеры. Особенно часто они касаются динамических характеристик, которые стали полем для многочисленных наукообразных спекуляций.
Употребляются такие слова как макро и микродинамика, также, в качестве аналога последнего, используется термин детальность. Термины оные, по словам людей их употребляющих, свидетельствуют о верности воспроизведения и являются чуть ли не основными критериями его оценки.
Случается, что разные авторы под этими словами понимают разные вещи, порой и вовсе не утруждают себя объяснением того, что они подразумевают под, например, “микродинамикой”. Иными словами — нагло спекулируют наукообразной лексикой. Как правило, опусы, в которых встречается подобное словоупотребление, имеют явную или скрытую коммерческую цель.
В связи с подобными случаями я хочу написать о том, что именно специалисты по психоакустике и эксперты подразумевают под макро и микродинамикой. А кроме того, рассказать о том, какие измеряемые показатели будут косвенно свидетельствовать об этих недокументированных свойствах звука.
Немного о спекуляциях или дьявол в мелочах
Обычно к подмене понятий или откровенной лжи прибегают производители, аппаратура которых не обладает реальными преимуществами. Кроме того, известен прием, когда наукообразной ахинеей оправдываются неадекватные цены на какой-нибудь продукт. Нередки случаи и с людьми, которые позиционируют себя в качестве экспертов, но не имеют соответствующих компетенций.
В подобных случаях недокументированные и субъективные характеристики являются очень удобной пылью, которой можно запорошить глаза даже опытному меломану. Рассказы о микродинамике являются особенно частым инструментом недобросовестных продавцов, “экспертов” и маркетологов.
Когда речь заходит о динамических характеристиках, начинаются рассказы о том, что опытный эксперт с натренированными ушами способен различить “мельчайшие нюансы”, которые коренным образом меняют всё в звучании тестового произведения, а соответственно, имеет смысл платить сверху 100500 тысяч (и даже иногда не рублей).
Потом начинаются сказки венского леса о комперессирующих свойствах “дешевых”, плохих аудиотрактов. Далее, в случае если дело происходит в шоуруме, клиент платежеспособен и внушаем, ему впаривается что-нибудь с улучшенной “макро” и “микродинамикой” и высокой “детальностью”. При этом оными там может и не пахнуть.
И вроде всё правильно, так как немало нюансов действительно зависит от динамических характеристик, а компрессия, т.е. ограничение по амплитуде — действительно способна изменить звучание произведения. Но, если уточнить “эксперта” о каких именно нюансах идёт речь, он вряд ли ответит что-либо вразумительное. Особенно любят терминологические спекулянты именно микродинамику, так как её, по их мнению, нельзя измерить, в отличии от “макро”, у которой есть измеримые аналоги.
Динамические характеристики и их оценка
Звукоинженеры и исследователи психоакустики сравнительно редко применяют термины “макродинамика” и “микродинамика”. Под каждым из этих слов, как правило, подразумевается сразу несколько динамических параметров, которые вместе позволяют создать представление о динамических возможностях тракта или компонента.
Т.е. в реальности оба этих термина позволяют понять на сколько хорошо устройства способны передавать амплитудные различия при воспроизведении. Деление на микро и макро является достаточно условным, а сами термины не являются строго научными и скорее используются для упрощения сложных понятий, что и позволяет ими успешно спекулировать.
Макродинамика
Там, где спекуляций не происходит, под макродинамикой обычно понимают динамический диапазон и атаку. Полагаю, не нужно быть дипломированным физиком, чтобы понять — эти характеристики измеримы и имеют вполне себе конкретные определения.
Динамический диапазон — разница между самым громким и самым тихим звуком, который способна воспроизвести система. Измеряется он в дБ.
Количественной оценкой этого показателя принято считать максимальный уровень звукового давления (maxSPL). Он рассчитывается по формуле:
(где S—характеристическая чувствительность, дБ/Вт/м; Р — кратковременная (музыкальная) мощность, Вт; Po — 1 Вт).
Этот параметр особенно критичен для воспроизведения симфонической и камерной классики. При записи таких произведений используется широкий динамический диапазон, так как он важен для правильного восприятия произведения, передачи авторского замысла и особенностей исполнительской интерпретации.
В современных жанрах звукорежиссеры нередко используют компрессию и намеренно подгоняют записи под динамические возможности среднестатистической аппаратуры.
В случаях с недостаточным динамическим диапазоном произведение будет звучать не выразительно, за счет стирания динамических различий.
Атака — это первый импульс звуковоспроизведения, а также характеристика нарастания амплитуды до максимального значения. У трактов с плохой атакой отрывистые звуки могут сливаться. Хорошо заметно при воспроизведении техничных тяжелых жанров с высокой плотностью ударных, обилием тарелок и т.п.
Микродинамика
С микродинамикой всё несколько запутанней. Ряд авторов, использующих этот термин, считают, что микродинамика это:
“способность системы точно воспроизводить тихие звуки”;
“скорость нарастания фронта сигнала для тихих звуков”;
Иные пишут, что это просто:
“слышимость тонких нюансов”
(каких именно не уточняется).
Несмотря на неточность отличающихся друг от друга определений, микродинамика периодически появляется в качестве субъективного критерия в системах оценки трактов и акустических систем. Например, Fast Sound Quality (FSQ) — для оценки автозвука, которая была разработана профессиональным звукоинженером, руководителем Акустического центра кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ Д.Г.Свободой.
Мне встречались достаточно понятные, прозрачные, наукоемкие и полезные определения микродинамики, из которых я сформулировал следующее:
Микродинамика — характеристика, отражающая скорость нарастания фронта сигнала при воспроизведении одного или нескольких инструментов, а также иных звуков у нижней границы динамического диапазона в конкретном музыкальном фрагменте.
На аппаратном уровне многие авторы напрямую связывают микродинамику со скоростью нарастания выходного напряжения операционного усилителя, использующегося на входе предусила. Чем выше эта скорость — тем лучше микродинамика, как и прочие динамические характеристики.
В качестве тестовых сигналов для субъективной оценки подойдут записи, изобилующие звуками скольжения смычка по струнам или звуками щипковых движений при исполнении на акустической гитаре. Т.е., как и в случае с макродинамикой, идеальным тестовым материалом будут академические симфонические и камерные инструменталы.
Детальность
Вместе с микродинамикой, а также вместо этого термина используют понятие “детальность”, под которым, как правило, имеется в виду линейность передаточной характеристики. И тут всё становится совсем прозрачно, так как для оценки этого параметра давно и эффективно применяют THD и IMD, т.е. вполне измеримые характеристики.
Сухой остаток
Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что детальность и макродинамика — это вполне измеримые характеристики. О них можно судить на основании измеряемых и документируемых параметров, а именно SPL (макродинамика), THD и IMD (детальность). Микродинамика отражает верность воспроизведения звуков у нижней границы динамического диапазона.
При выборе не требует экспертного выслушивания (любой может определить субъективно комфортный уровень микродинамических возможностей, используя качественную запись какого-нибудь струнного квартета). Техническим параметром, отражающим микродинамические возможности УМЗЧ, является скорость нарастания выходного напряжения операционного усилителя на входе модуля предварительного усиления.
РАЗРУШИТЕЛЬ МИФОВ
Микродинамика
Цитата: «… класс А вполне заслуженно является привлекательным для меломанов, ценящих изящную микродинамику, которая способствует передаче тончайших нюансов исполнительского мастерства.»
Здесь возникает вопрос: а что такое микродинамика с точки зрения технических параметров? Как бы мы не старались, мы ничем не сможем охарактеризовать микродинамику кроме как линейностью передаточной характеристики. А эта линейность уже 100 лет успешно определяется коэффициентом нелинейных искажений. Величину нелинейных искажений в 0,01% мы имеем и у нашего ВВК, и у Sugden он никак не меньше. В любом транзисторном усилителе величина нелинейных искажений в большей степени зависит от глубины обратной связи и в меньшей – от режима работы выходного каскада. Единственное преимущество класса А – отсутствие искажений типа «ступенька», что дает преимущество при усилении сигналов малого уровня. Однако практика показывает, что если какой-нибудь усилитель с выходным каскадом класса А действительно имеет хорошее звучание, то оно хорошее на всех уровнях сигнала, вплоть до ограничения. Похожая ситуация и с хорошо звучащими усилителями класса АВ: при малом уровне сигнала заметного ухудшения звучания не наблюдается, несмотря на наличие «ступеньки».
Но, собственно говоря, искажения типа «ступенька» к микродинамике не имеют никакого отношения. Так же, как и к «тончайшим нюансам», так как эти нюансы совсем не обязательно находятся на уровне малого сигнала. Они на всех уровнях. Что же имел в виду Зуев? Ясно что – субъективную оценку качества звучания по этим характеристикам звучания. Что же тогда получается, линейность у ВВК и у Sugden примерно одинаковая, микродинамика электрического сигнала, соответственно, тоже, а субъективная микродинамика разная? Скорее всего, так и оно есть, но где же здесь техническое обоснование? Для того чтобы сказать, что звук лучше, совсем не нужны какие-либо специальные знания.
Правильный звук, бриллианс и эмоциональные оттенки — разбираемся с аудиофильской терминологией
Как разговаривать с любителями High End на одном языке – словарь-шапаргалка
Правильный звук, бриллианс и эмоциональные оттенки — разбираемся с аудиофильской терминологией.
Как разговаривать с любителями High End на одном языке – словарь-шапаргалка
Порой бывает, что новичок или просто увлеченный музыкой человек теряется в компании аудиофилов или придя в салон Hi-Fi/High End техники. Слишком много специальных терминов, особый сленг, жаргон – такое вполне может отпугнуть от темы. Не стоит пугаться, тут все просто – разобраться в деталях поможет наш новый словарь начинающего аудиофила.
Воздух – характеристика пространственной картины записи, ощущение объема и панорамы
Стен нет – наивысшая характеристика воздуха – ощущение того, что границы зоны прослушивания исчезли, вы ощущаете себя на концерте
Распахнутое окно – характеристика, сравнимая с оценкой «стен нет»
Локализация – точность позиционирования инструментов в пространстве
Твердость звуковых образов – эталонная характеристика локализации, стабильность пространственной звуковой картины, ощущение, что музыканты расположены четко на своих местах, а их инструменты не фантомны, а физически воссозданы в пространстве
Пустотелая подача – недостаточная твердость звуковых образов
Тембральная картина – соответствие тембров звучания инструментов реальным, важнейшая характеристика натуральности звучания
Живой звук – саунд, который похож на реальное исполнение
Бриллианс – характеристика Ultra High End систем, лоск и шарм при исполнении, обеспечивающие особенное удовольствие от прослушивания; изысканность и филигранность в подаче материала
Микродинамика – способность системы обеспечить скоростное нарастание сигнала у самой нижней границы уровня звука, точность в передаче тихих звуков
Макродинамика – динамический диапазон, разница между самым тихим и наивысшим уровнем звукового давления; критически важная характеристика для воспроизведения БСО прежде всего
Эмоциональные оттенки – точность в передаче системой эмоций и чувств исполнителя
Правильное звучание – саунд, к которому сложно придраться
Звук из коридора – эталонное звучание системы, высочайшее качество, которое заметно даже не из точки прослушивания
Атака – первый импульс, скорость всплесков звука
Slam (в буквальном переводе – хлопок) – атака на НЧ
Sound wall (стена звука) – эффект материализации инструментов «в полный рост»
Ртутная подача – очень подвижный звук, объединяющий отличную атаку, а также превосходные макро- и микродинамику
Шелковый звук – легкая подача материала с детальными, но не навязчивыми высокими частотами
Хрустальный верх – высочайшее разрешение на ВЧ
Мутный звук – слабо детализированный саунд с плохой динамикой
Ватный звук (звук через одеяло, звук через покрывало) – то же самое, что и «мутный звук»
Удержание ритма – способность системы не сбиваться на композициях со сложным ритмом
Фактура баса – качество и детализация басовых нот
Цифра – термин, объединяющий все цифровое аудио (CD, SACD, стриминг)
Аналог – термин, объединяющий все аналоговое аудио (винил, магнитную ленту, компакт-кассету)
Обвязка – коммутация системы, кабельное хозяйство
Колкий звук – саунд, в котором превалируют высокие частоты
Провал – искажения АЧХ на определенных отрезках
Теплый ламповый звук – насыщенное и неутомляющее звучание с использованием в системе, как правило, лампового усилителя
Уровень – буквально – звуковое давление в точке прослушивания, зачастую – характеристика качества системы (звук высокого уровня)
Вылизанная система – комплекс, в котором правильно подобраны не только компоненты и акустика, но и кабельная обвязка, стойки, аксессуары; а также помещение подготовлено для звука
Вышка – Ultra High End система референсного уровня
Первопресс – первое издание альбома на виниловой пластинке (LP), имеет не только коллекционную ценность, но и отличается наивысшим в сравнении с другими прессами, качеством звучания
Пласты – виниловые пластинки
Презерватив – защитный конверт для конверта виниловой пластинки, пакет для защиты от пыли самой виниловой пластинки
Пыльник – защитный колпак для проигрывателя виниловых дисков или магнитофона
Мастер – прямая запись с мастер-ленты
Мост – мостовое включение усилителей
Питалово усилил – замена импульсных блоков питания для цифровой техники на линейные, как правило обеспечивает более высокое качество звучания
Линию провел – оборудование выделенной линии электропроводки от щитка до системы
Комп не играет – интегральная оценка использования ПК как источника в стереосистеме для стриминга звука
Шредер – звукорассеивающие панели, используемые для доводки комнаты прослушивания
Углы заводятся – описание возникновения басовых мод в углах зала, обычно указывающее на необходимость применения басовых ловушек в помещении
ИКЕА поможет – рекомендация купить шкаф для пластинок или другую полезную мебель в комнату прослушивания в сети магазинов ИКЕА
БСО – большой симфонический оркестр, наиболее сложный материал для воспроизведения любой системой
Фокус – точность позиционирования звуковых образов в точке прослушивания, неверный фокус указывает не некорректную установку колонок в помещении
Сибилянты – формально, согласные звуки, при произношении которых поток воздуха стремительно проходит между зубами, реально – указание на недостаток в передаче вокала и ВЧ
Опоры – антивибрационные ножки, путь для апгрейда любой техники
Надеемся теперь сложностей в разговорах с аудиофилами у вас не возникнет! Мы постарались охватить все распространенные жаргонизмы на этом рынке, так что теперь беседовать с людьми, увлеченными высоким качеством звучания, вы сможете на одном языке.
Описать звук. О терминах и метафорах
Когда любитель музыки и качественного Hi-Fi звучания пробует описать как звучит его аппаратура, то речь начинает пестреть метафорическими образами — хрустящий звук, слюда, брилианс и тд.
С одной стороны — это очень образные высказывания, которые способны сформировать более верное представление о характере производимого звука. С другой стороны это субъективные ощущения навеянные опеределенным опытом, который у участников этой беседы можнт быть иным. Поэтому понятие «хрустальный» звук, или «хрустящий» — у других людей могут вызывать совсем иные ассооциации.
Я не вижу смысла отказываться от образных сравнений, которые более ярко и точно раскрывают манеру звучания компонентов, но думаю будет хорошо, если такие образы дополнять и более стандартными понятиями, о уоторых мы ниже и поговорим — сцена (эшелонирование, ширина), микро и макро динамика, прозрачность, разрешение или детальность, локализация, транзиенты.
Если вы точно уверны, что понимаете какое значение несут озвученные мной термины, то дальше можно не читать — нового вы не узнаете.
Если же вы хотите построить в своей голове более ясное понимание специфических терминов, то добро пожаловать в это путешествие.
Начнем с самого часто используемого понятия — сцена.
СЦЕНА
Наверняка слышали такие высказывания — звук липнет к колонкам, или звук сжатый, или звук плоский.
Итак, сцена описывает размер. Размер помещения в котором происходит звукозапись, в первую очередь.
У сцены есть ширина и глубина.
Ширина с одной стороны характеризуется разносом колонок между собой — и это логично, чем меньше между ними пространства, тем Уже сцена. Но это скорее побочный эффект, в первую очередь идет речь о виртуальной размере воспроизводимого размера помещения, который строится исходя из самой записи. И виртуальный размер имеет свою ширину.
Если сцена узкая, не суть важно это так воспроизводит музыку ваш аудиосетап или неудавно расставлены акустичсекие системы, то это могут озвучить словами «сцена зажатая». Если же наоборот вы чувствуете масштаб, простор, то обычно в таких случаях говорят — суена «широкая».
Второй важный параметр сцены — это глубина. Хотя звук исходит всего из двух источников (левая и правая АС), но мозг способен воспроизвести трехмерное окружение с учетом разной громкости зуков, анализируя и строя связи откуда звук начался и куда переместился — это ребята просто эволюция, это наши инстинкты, это природа, мы так слышим. Поэтому если с записью и трактом все в порядке то услышите вы трехмерный звук. В конце концов у вас же всего два ухо расположенных параллельно, но это совершенно не мешает вам определить, что звук идет сзади или спереди — это ваш мозг, он умеет так работать.
Поэтому две акустические системы в состояние воспроизвести звук и в глубину. Вы сможете различить, что один музыкальный план как-бы ближе к вам, другой, дальше от вас.
Если сцена уходи далеко за колонки, говорят, что сцена «глубокая».
Если же вы этого не ощущаете, то обычно говорят, что сцена «плоская», или «плоский звук», «2D». Ну вы поняли.
На глубину сцены влияют не только особенности музыкальной записи, но и физическое расположение акустических систем в помещении.
Если АС поставлены вплотную к стене, то скорее всего сцена будет более «плоской», не «глубокой».
Относ АС от стены на 0,40-1 метр позволит повлиять на глубину сцены, но все это сугубо соотносясь с особенностью конкретного помещения.
К понятию сцены так же примыкает понятие локализации и эшелонирования.
Вы можете «посмотреть» на звуковую сцену и увидеть ее глубину, ощутить ее ширину.
Но это общие понятия, потому что сцену формирует кончено же размер помещения в которой велась запись, но она появляется в силу того, что в этом помещении звучат инструменты.
Возможность определить в какой конкретной точке пространства находится источниквиртуального звука — например скрипка, или голова вокалиста — называется локализацией.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ
Локализация — точное определения источника звука (инструмента, вокалиста) в пространстве.
А, вон на метр справа барабанщик ударил палочкой по барабану.
А, пианист сейчас провел пальцами по клавишам рояла на высоте около метра слева на право и немного в глубину.
Вы слышите локализацию инструментов.
А то, что вы слышите, что бас гитарист стоит чуть правее и подальше, А вокалист вышел вперед, ближе к середине сцены — это называется эшелонированием.
Чем это отличается от глубины сцены?
Глубина сцены — это макропонятие — т.е. общая производная звучания свего коллектива, группа играет и мы видим ширину и глубину помещения, где происходит это действо.
А эшелонирование, это определение расположения в глубины конкретного инструмента (звукового образа) на общей сцене. А в целом определение конкретной точки на ширине сцены и расположения источника локального звука в глубину называется локализацией.
Можно так же услышать некую абревиатуру КИЗ. Это кажущийся источник звука — другими словами локализованный звуковой образ, это то, о чем мы только что разговаривали.
А, я прямо вижу, что этот вокалист стоит впереди всех немного левее.
Если аппаратура недостаточно качественная, то она смажет эти тонкие нюансы и вы можете не увидеть ничего из выше сказанного — вместо локализации, вместо глубины сцены, будет звук прилипший к колонкам или идущий из единой точки без нюансов.
МАКРОДИНАМИКА
Еще один термин, который можно часто слышать при описании звучания компонентов.
«У этого усилителя отличная макродинамика!»
Что это означает и что такое вообще макродинамика?
Макро — что-то глобальное, большое.
Проще — это соотношение между тихим звуком и громким.
Вот только что барабанщик нежно пошуршал щеточкой по тарелке или что-то прошептал вокалист, и вдруг как барбанщик вдарит по тарелке, или раз, и пушка выстрелила, как в увертюре Петра Ильича Чайковского «1812».
Такой большой перепад в звучании и есть макродинамика. Длоя примера я показал самый экстремальный вариант макродинамики, но думаю ясно.
Но разве не умеют все усилители сегодня изобразить макродинамику?
А здесь уже придется обратится к быстродействию транзисторов.
Т.е. транзисторы в усилителе для хорошей макродинамики должен быть высокоскоростными, т.е. работающими на высокой частоте, например как транзисторы в усилителе Sansui 907. Простите, но частоту приведу по памяти — поправьте если чуть ошибся — 33-40 Мгц.
При выходе из строя оказывалось проблематично найти такие же транзисторы для 907, такая модель транзистора больше не выпускается, поэтому часто мастера ставили взамен «совместимые» транзисторы Motorola, и все работало, кроме маленького нюанса. Частота транзистора Motorola была ощутимо ниже — 4 Мгц. И как следствие — значительно ухудшевшиеся параметры по макродинамике, и не только.
Вобщем то поэтому и ведут речь до сих пор про макродинамику, если раньше, в 80-х, было очень мало усилителей, и в основном выского класса, имеющих частоты 40-80 Мгц, то сегодня такие транзисторы есть, есть и быстрее, но это не гарантирует, что быстрые транзисторы ставят в бюджетные модели усилителей.
Как пример часто используемый сегодня транзистор 2SA1542 имеет граничная частота коэффициента передачи тока 140 Мгц, и он совсем не новинка. Разработчики-исследвоатели заявляют, что имеют прототипы транзисторов работающих сегодня с терагерцовыми частотами! Впрочем даже электронные лампы развиваются, и ведутся исследования-разработки создания ламп рамером в 6-8 нанометров и работающих на много терагерцовых частотах, которые не снились транзисторам.
Вобщем, для хорошей макродинамики нужно,что бы транзистор сумел выдать в очень маленький промежуток очень большое напряжение.
МИКРОДИНАМИКА
Микродинамика — это нюансировка звука. Более малые формы перепадов напряжения среди больших. Если макродинамика — это соотношение тихого звука и очень громкого, например звук скрипки из полной тишины до своего пика, то микродианмика — это малые перепады звучания этой скрипки внутри основного тона.
Если бы была только макродинамика, то звучание было бы крайне опримитивнено и упрощено, а с микродинамикой оно богато на множество дополнительных звуковых нюансов, мелких тональных перепадов, когда говорят, что «скрипка плачет».
Макродинамика относится к области малых сигналов и создает малые динамические перепады музыки внутри основного звука.
Если усилитель, например, в силу бюджетности, не способен показать микродинамику произведения, то звук окажется более примитивным, с плохой нюансировкой и тогда можно запросто спутать скрипку Страдивари с детским электропианино на батарейках.
ТРАНЗИЕНТ
происходит от слова «транзит», т.е. нечто имеющее склонность к изменению.
Так и есть, транзиент означает переходный процесс, резкие изменения в характере звука.
По сути транзиент означает атаку в начльной ее части.
Звукорежисер может управляя транзиентами придать например ударной установке большую панчовость, или наоборот сделать звук более пластичным и тягучим.
Момент нарастания звука, начало атаки и некоторое ее продолжение — и есть понятие транзиента. В приципе вы можете легко обойтись в рассказе о звуке без этого термина заменив его на слово атака, например.
ИТОГО
Я не ставлю целью рассказать обо всех терминах, что можно использовать в описании звучания вашей аудио системы.
Рассказывайте о своей аудиосистеме, вкусно, сочно, профессиональными терминами и морозными хрустящими метафорами, всем прекрасной музыки.