милость даст что даст слова
Милость даст что даст слова
«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Этот стих является продолжением предыдущего стиха, потому что в этом стихе дается продолжение речи Спасителя. В этом стихе Спаситель, продолжая разговаривать с фарисеями, говорит им о том, что они неверно понимают Закон Божий. Это неправильное понимание видно из незаслуженного упрека, который сделали фарисеи в адрес Спасителя, заявив в 11-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея о том, что якобы Спаситель виновен в том, что «ест и пьет с мытарями и грешниками». Спаситель в разбираемом стихе говорит им: «пойдите, научитесь«. Куда в этом стихе Спаситель отсылает фарисеев и чему советует научиться? Он советует им отправиться в синагогу, или Иерусалимский храм чтобы они там научились Закону Божьему. Правильность этих рассуждений подтверждается тем, что Спаситель отсылает фарисеев научиться правильному пониманию цитаты из Закона Божьего. В данном случае из книги пророка Осии (Ос.6:6). А поскольку правильному пониманию Закона Божьего можно научиться только в специальном учреждении (каким является храм или синагога), то поэтому Спаситель и посылает фарисеев именно в эти заведения.
Более того, в древнееврейском государстве лучше всего Закон Божий толковался именно в Иерусалимском храме. А синагоги, при которых изучался Закон Божий, в первую очередь предназначались для обрядовой деятельности. Поэтому Спаситель советует фарисеям сперва научиться правильно понимать Закон Божий для того, чтобы в дальнейшем не допускать незаслуженных упреков и неверных его трактований.
Чему же советует научиться фарисеям Спаситель Своими словами «что значит: милости хочу, а не жертвы«? Спаситель конкретно указывает на определенное место из Закона Божьего, взятое из книги пророка Осии (Ос.6:6). В этой книге пророка Осии говорится: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6). В этом месте Библии устами пророка Осии Господь Бог говорит о том, что Он хочет получить от израильского народа. Он хочет, чтобы еврейский народ не ограничивал свое служение Богу только обрядностью, что проявлялось в виде приношения жертв. Господь хочет от людей и духовного служения, которое должно проявляться в любви к ближнему. Ведь когда человек оказывает помощь своему ближнему, прощает ему его недостатки и обиды и помогает избавиться от грехов, то таким образом проявляет милость к ближнему. Именно об оказании милости к ближнему (а не к Богу, Который в милости не нуждается) и призывает Господь людей. Господь также говорит, что Он хочет «Боговедения более, нежели всесожжений». Всесожжение представляет собой приношение жертв в виде сожжения жертвенных животных. То есть является исполнением обрядов. Боговедение представляет собой духовное познание Законов Божьих. Под Богопознанием имеются ввиду не только теоретические знания о Боге, но и применение этих знаний в жизни. В этом месте Библии Господь также противопоставляет обрядность духовному служению. И указывает на то, что для Бога важно не механическое исполнение обрядов, обозначенное словом всесожжение, а более важно Боговедение, то есть духовное познание Бога с претворением этих знаний в жизни.
Спаситель не зря ссылается на слова пророка Осии. Потому что Осия говорил об обстановке, в которой люди «подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос.6:7), то есть Богу. Упомянув именно это место из Библии, в котором говорится о прегрешениях людей против Бога, Спаситель тем самым намекает на то, что фарисеи также нарушают Закон Божий, при этом лицемерно прикрываясь именем Божьим. Таким образом, Спаситель изобличил ложный упрек фарисеев цитатой из книги пророка Осии. И указал на то, что, как и во времена, описанные Осией, царило искаженное толкование Закона Божьего, так и в это время фарисеи, ложно прикрываясь авторитетом богословов, искажают Писание, приводя свой упрек, который противоречит Закону Божьему.
В данном стихе Спаситель, отослав фарисеев научиться правильному толкованию Закона Божьего и слов пророка Осии, цитирует эти слова «милости хочу, а не жертвы». И спрашивает перед этой цитатой фарисеев «что значит: милости хочу, а не жертвы?». Слово «милость» означает «1 доброе человеческое отношение; 2 благодеяние; 3 благосклонность» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., с.348). То есть Господь Бог, указывая людям на то, чтобы они были милостивы друг к другу, говорит о том, чтобы люди соблюдали заповедь Божью о любви друг к другу. И если Господь Бог хочет «Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6), то это значит, что Бог также желает, чтобы и другие заповеди Божьи и постановления Закона Божьего исполнялись людьми. То есть Бог указывает на то, что Он желает от людей не механического исполнения обрядов, а того чтобы люди жили согласно правилам, данным Богом. А люди вместо этого свое служение Богу видят в жертвоприношениях, что является соблюдением и исполнением религиозных обрядов. Поэтому раньше Господь Бог устами пророка Осии, а теперь устами Спасителя взывает к людям и говорит о том, что в первую очередь хочет не жертвоприношений, а милостивого, то есть доброжелательного отношения людей друг к другу как соблюдение заповеди Божьей о любви к ближнему. Наряду с этим и соблюдения остальных заповедей Божьих. Но в первую очередь исполнения заповеди о любви к ближнему. Для того чтобы научить людей исполнять Закон Божий, и в первую очередь любить ближнего и помочь им искупить прежние (ранее совершенные ими) грехи, Спаситель и пришел к грешникам. Об этом Он и говорит во второй части разбираемого стиха «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию«. Эти слова очень важны для понимания деятельности Спасителя как Мессии. В этих словах Он кратко сформулировал и высказал Свою программу действий как Спасителя, Который пришел в мир людей. Согласно этим словам Спаситель пришел призвать грешников к покаянию. Слово «покаяние» означает «1 добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке; 2 то же что исповедь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.540). То есть Спаситель пришел для того, чтобы помочь грешникам признать свои грехи и покаяться в них. Потому что когда человек искренне признал греховность (неправильность) своего поступка и раскаялся искренне в нём, то он уже не повторит грешный поступок. Иными словами искренне покаявшийся человек закрыт для зла. Потому что впредь (в будущей части своей жизни) он уже не будет грешить, то есть не будет совершать зло. Поэтому Спаситель и сказал каявшейся блуднице «иди и впредь не греши» (Иоан.8:11).
Слова о том, что Спаситель пришел призвать к покаянию грешников нужно понимать следующим образом. Спаситель пришел для того, чтобы пробудить в грешных людях совесть, разум и логику, показать им ту истину, что грех делать невыгодно и глупо. Потому что за грех грешника обязательно ждет наказание Господне в виде закона воздаяния Божьего за поступки людей. Именно об этом и пишется в Библии «воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч.12:14), «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). И поскольку грешный человек наделен разумом и волей, то он может понять бессмысленность совершения греха, добровольно откажется от совершения злых поступков и осудит себя за ранее совершенные им злые дела. То есть покается и впредь не станет на путь зла, греха и порока. В итоге деятельность Спасителя, направленная на призвание грешников к покаянию, приведет к тому, что такой раскаявшийся грешник будет недоступен для зла, потому что перестанет быть орудием зла, так как больше не будет совершать злые (греховные) поступки. Через призвание к покаянию Спаситель отвоюет грешников у мира зла и направит покаявшихся грешников на путь истинный. Потому что счастливо человек будет жить только тогда, когда совершает добрые поступки «зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Ефес.6:8). А так как Бог является воплощением Добра, Разума и Света, то добрые поступки угодны Ему. И человека, делающего добрые поступки, Господь возьмет под Свою защиту и будет оберегать его от зла, и поможет решить все трудности и жизненные заботы этого человека. «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петр.5:6-7). И добродетельному человеку Господь дает счастливую жизнь. «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Петр.3:10-11). Более того, покаявшийся грешник, ставший праведником, имеет возможность для спасения. Вот для того чтобы спасти людей и через покаяние в их прежних грехах, отвратить их от зла и наставить их на путь праведной жизни и пришел Спаситель к грешникам с проповедью покаяния.
На протяжении веков многие толкователи-богословы писали о том, что именно этот стих вызывает у них затруднение и даже недоумение. «По поводу слов: Я пришел призвать. некоторые церковные писатели задают следующие вопросы: Христос пришел ко всем,– почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы?» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.182).
Одни богословы говорили о том, что судя по этому стиху выходит, что Спаситель пришел только к грешникам для того, чтобы спасать их. Другие богословы говорили о том, что вопреки разбираемому стиху Спаситель пришел ко всем людям, жившим в древнееврейском государстве. Третьи толкователи говорили о том, что Спаситель пришел не только к Своему избранному народу – древним евреям, но и ко всем людям мира. Так как учение Спасителя в дальнейшем должно распространиться по всему миру.
Как же в таком случае эти рассуждения примирить с разбираемым стихом, в котором сказано, что Спаситель пришел к грешникам? Вот как можно ответить на этот вопрос.
Слова Спасителя о том, что Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13) нужно понимать именно в прямом и буквальном смысле. Так как Господь Бог является Отцом Небесным всех людей на земле – Ему не безразлична их судьба. Живя на свете и сталкиваясь с искушениями и трудностями жизни, человек грешит, поддается соблазну. Зная об этом, Бог и дал возможность человеку искренне раскаяться в грехе, чтобы простить грех. Поэтому Он и послал на землю Сына Своего возлюбленного с проповедью о покаянии. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). Проповедь Спасителя о покаянии, как видно из этой цитаты, обращена ко всем людям-грешникам. Фарисеи же ошибочно полагали, что им не в чем каяться, потому что они якобы праведники. Фарисеи неверно считали, что праведность состоит в принесении жертв Богу, предписанных Законом Божьим. Спаситель указывает на неправильность такого понимания и говорит им «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Матф.9:13). Спаситель указал фарисеям этими словами на то, что Господу Богу угодней не формальное исполнение Его законов в виде совершения обрядов, а проявление милости, то есть доброго человеческого отношения и благодеяния к людям, что является также исполнением Закона Божьего. Как известно, заповедь о любви к ближнему настолько значительна и важна, что занимает второе место и идет сразу после заповеди о любви к Богу. А фарисеи, нарушив эти и остальные заповеди Божьи, и подменив их обрядностью в виде жертвоприношений, на самом деле не были праведниками. Более того, они были более грешными людьми, чем мытари и их товарищи. Потому что не хотели каяться, считая себя и так праведными, не принимали Спасителя, как Мессию и не откликнулись на призыв Спасителя о покаянии.
Далее в Своей речи Спаситель уточняет то, именно к какой категории грешников Он пришел. Он пришел именно к тем грешным людям, которые откликнулись на проповедь Спасителя о покаянии. Спаситель пришел именно к тем грешникам, которые, осознав свою греховность, искренне раскаиваются в своих грехах и просят у Бога милости и прощения. И поскольку Бог-Отец хочет именно милости, а не жертвы, то есть выше ценит не жертвоприношение, как исполнение обрядности, а именно проявление милости и милосердия, то Спаситель в первую очередь и идет к таким грешникам, которые ищут Божьей милости и прощения и способны на покаяние. Поэтому Спаситель и говорит, повторив слова пророка Осии, о том, что «Я пришел призвать. грешников к покаянию» (Матф.9:13). То есть тех грешников, которые способны покаяться и жаждут милости Божьей и прощения своих грехов.
Другая же категория грешников, которые частично исполняют Закон Божий в виде жертвоприношения, то есть в виде формального исполнения обрядности, которые за то считают себя праведниками (что им не в чем каяться), и которые не откликнулись на призыв Мессии о покаянии, осуждается Спасителем. Поэтому Спаситель, повторяя слова пророка Осии, и выражает волю Бога о том, что Он хочет милости, а не жертвоприношений, сделанных формально мнимыми праведниками «милости хочу, а не жертвы» (Матф.9:13).
Из речи Спасителя становится видно, что Он говорит о двух категориях грешников. К первой категории грешников относятся такие люди, которые каются в своих грехах, и откликнувшись на призыв Спасителя, жаждут Божьей милости и прощения. Именно к ним Спаситель и пришел. К другой категории грешников принадлежат люди, которые ложно считают себя праведниками, и из-за своей мнимой праведности не способны на покаяние, и на то, чтобы принять Спасителя. Поэтому одной из главных идей Евангелий является мысль о том, что одни грешники через Иисуса Христа придут к спасению, а другие грешники спастись не сумеют. Все нераскаявшиеся грешники, как дети зла, будут наказаны. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Матф.25:41). Вот как в Библии говорится об участи грешных и праведных людей. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46).
В 13-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея Спаситель ясно сказал о том, что «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Обдумывая эти слова Спасителя, читатель может прийти к выводу о том, что Мессия указывал на то, что среди людей существуют как грешники, так и праведники. И может возникнуть вопрос о том, почему Спаситель не пришел к праведникам? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим, кто же является праведником. Вот как понятие праведника характеризуется в научных книгах. «Праведный – по евр. «яшар», т.е. прямой, искренний, справедливый ( Иов1:1)» (Э. Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979г., с.343). «Праведник в православии – святой, который прославился своими подвигами и святой жизнью в обычных условиях, а не в монастыре (святых из монастырствующих называют преподобными)» (Христианство, словарь под. ред. Л.Н. Митрохина и др., М., издат. «Республика», 1994, с.363). «Праведник: 1 у верующих человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов; 2 человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., изд. «Азъ», 1994, с.560).
Апостола Павла 2-е послание к Тимофею 1:15
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген
Блж. Феофилакт Болгарский
Ты знаешь, что все Асийские оставили, меня; в числе их Фигелл и Ермоген
Лопухин А.П.
Ст. 15-18 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь
Чтобы еще более побудить Тимофея к верному хранению учения, преподанного ему Павлом, апостол выражает свою скорбь, какую причинили ему все асийские (вероятнее всего, эфесские) христиане, оставив апостола беспомощным в руках врагов. Может быть, для того чтобы апостолу можно было освободиться из римских уз, требовалось заступничество влиятельных малоазийских христиан перед римскими властями. Эти христиане должны бы явиться в Рим и дать показания в пользу апостола, но они, очевидно, поспешили отстраниться от него. Даже чем-то известные Фигелл и Гермоген не помогли апостолу. Тимофей не должен подражать им. С другой стороны, апостол не может без чувства искренней благодарности вспомнить об Онисифоре, который, по преданию (Акты святой Феклы), имел дом в Иконии и принимал там Апостола Павла. Этот Онисифор нашел Апостола Павла в Риме, очевидно, уже в то время, когда апостол был заключен в настоящую темницу, когда к нему был совсем прекращен доступ для римских христиан. Здесь, чем мог, он служил апостолу. И раньше этот Онисифор, в бытность свою в Ефесе, оказал немало услуг Ефесской церкви (выражения мне в ряде кодексов не имеется), о чем лучше известно самому Тимофею, как епископу Ефесской церкви. Так как апостол желает милости Божией не самому Онисифору, а дому или семье его, а самому Онисифору просит милости у Господа «в оный день», т. е. в день страшного суда, то ясно, что Онисифора во время написания послания уже не было в живых.
Да даст ему Господь… Не без основания в этих словах видят доказательство того, что апостол Павел верил в действенное значение молитвы за умерших: высказанное им желание, раз оно обращено ко Христу, есть не что иное как молитва.
Прп. Ефрем Сирин
Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген
Знаешь о том, что все кои в Асии собрались ко мне для утешения, по причине сильных гонений и продолжительного пути, оставили меня.
Прп. Икумений Триккский
Ст. 15-18 Веси ли сиe, яко отвратишася от мене вcu, иже от Асии, от нихже есть Фигелл и Ермоген. Да даст же милость Господь Онисифорову дому: яко многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся: но пришед в Рим, тощнее взыска мя, и обрете. Да даст ему Господь обрести милость от Господа в день он: и елико в Ефесе послужи ми добрее ты веси
Свт. Иоанн Златоуст
ст.15-16 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих
В Риме, вероятно, было тогда много людей из малоазийских областей, но никто, говорит Павел, не явился ко мне, никто не признал меня, все отшатнулись. И смотри, как любомудра душа его. Он сказал только, что было, но нисколько не укорял их. Сделавшего ему добро он похвалил и пожелал ему бесчисленных благ, а им не пожелал никакого зла.
Свт. Феофан Затворник
Руководствуясь примером Онисифора (1, 15—18)
Выставив свой пример в воодушевление святого Тимофея к нестыдящемуся постраданию за благовестие, святой Павел выставляет и другой пример — Онисифора, лица, более подходящего в уровень со святым Тимофеем и даже уступающего ему в значении,— все с тою же целию воодушевить. Он сим внушает: если этот не постыдился, который ниже тебя; то тем паче тебе не подобает стыдиться. Но как светлое светлее бывает, будучи близ темного поставлено, то Апостол для возвышения цены нестыдения Онисифорова прописывает, что его все оставили, вероятно, по стыду и по страху. Он как бы говорит: все устрашились грозящей беды и устыдились исповедать веру свою; один Онисифор выдержал. Вот тебе пример! Действуй так и ты.
Веси ли сие, яко отвратишася от мене ecи, иже от Асии, от нихже есть Фигелл и Ермоген
Веси ли Может быть, и к сведению святому Тимофею сообщал сие Апостол: ибо ему, как блюстителю Асийских Церквей, следовало знать, каковы асийцы или какими они способны оказаться пред лицом опасностей. Так блаженный Феодорит. Но вернее, надо полагать, для того, чтоб, как замечено, воодушевить святого Тимофея, усилив тем значение примера Онисифорова, и не его только, но даже и своего,—как тот же далее блаженный Феодорит пишет: «сим Апостол убеждает Тимофея переносить мужественно встречающиеся огорчения» — и как изъясняет святой Златоуст: «Апостол говорит об искушениях, не с тем, чтобы поразить (обмалодушить) ученика, но чтобы возбудить его (воодушевить), чтобы он, если случится когда-нибудь и ему подвергнуться таким же искушениям, не смущался, взирая на учителя и вспоминая о сем случившемся с ним».
Отвратишася от мене ecи He веру оставили, а от Апостола отстранились. Верно, опасность была велика. Прежние узы Апостола, и в Риме, и в других местах, были легче и менее опасны. Наветовали большею частию иудеи и раздражали иногда язычников; но правительственные лица брали его под защиту закона… Теперь же сам Нерон против него. Нельзя было ожидать милости и тем, которые явят себя держащимися его стороны. Опасность смерти смотрела в глаза, и все знаемые Апостола отстранились от него. Святой Златоуст говорит: «он тогда, вероятно, был взят под стражу и оставлен всеми, не видел ни от кого ни человеколюбия, ни милости, ни помощи, но был оставлен самыми верующими и Друзьями. Отвратишася от мене, говорит, вси, иже от Асии. В Риме, вероятно, было тогда много людей из областей Асийских; может быть, они даже сопровождали Апостола в Рим (см.: Экумений); но никто, говорит, не явился ко мне, никто не признал меня, все отчуждились». Блаженный Феодорит поясняет: «они избегали свидания с Апостолом, боясь Нерона».
От них же есть Фигелл и Ермоген Ход речи дает такую мысль: даже и Фигелл с Ермогеном. Они, вероятно, ближе были к Апостолу, в больших с ним находились сношениях, более были известны и ему, и святому Тимофею. Ибо после сих слов само собою навязывается дополнение: известные тебе, которые так выдавались из-за других, оказывались такими ревнителями; но оказались, что и они из числа тех, которые в покойное время являют себя верующими, а как опасность налицо, прячутся. Впрочем, в словах Апостола не видится укор и осуждение, а скорее слышится сожаление. Так святой Златоуст: «и смотри, сколь любомудра душа Апостола! Он сказал только, что было, но нисколько не укорял их; сделавшего ему добро похвалил и пожелал ему бесчисленных благ, а им не пожелал никакого зла».—Всяко, однако ж, естественно видеть здесь и намек святому Тимофею: смотри, и ты не окажись таким же; или — не на них смотри, а на меня, терпящего сие и нестыдящегося,—и на Онисифора, о ком скажу сейчас.
Текст песни моя земля — Милости Господни вспоминай, считай
Оригинальный текст и слова песни Милости Господни вспоминай, считай:
Если в бурях жизни дух твой удручён,
Тучами унынья путь твой омрачён,
Вспомни, сколько милости Господь явил,
Удивляться будешь, что Он совершил.
Милости Господни вспоминай, считай,
Все их до единой в сердце повторяй.
Вспомни, как Он щедро наделил,
Удивляться будешь, что Он совершил
Бремя ли заботы на тебе лежит,
Тяжкое ли горе душу тяготит,
Милости как вспомнишь, вознесёшь главу,
Сбросишь все сомненья, воспоёшь хвалу.
Видишь ли богатых благами земли,
Вспомни: есть сокровище на небеси!
Всякую нужду восполнит Сам Господь,
Золота дороже то, что Он даёт
Ободрись же духом, на Христа взирай;
Силою Его все скорби побеждай;
В памяти все милости Его храни
И найдёшь отраду на земном пути
Перевод на русский или английский язык текста песни — Милости Господни вспоминай, считай исполнителя моя земля:
When the storms of life depressed by your spirit,
Clouds of despondency your way overshadowed,
Remember how the Lord showed mercy,
You will be surprised that he has committed.
Grace Lord remember, count,
All of them are united in heart to repeat.
Remember how He generously endowed,
You will be surprised what He has done
The burden of caring for you is you,
Is Crave Mount capita burden,
Grace when I remember voznesёsh chapter
Reset all doubt vospoёsh praise.
You see rich blessings of the earth,
Remember: there is a treasure in heaven!
Needlessly fill the Lord Himself,
Gold is more expensive, because he gives
Same spirit and be strong, to look upon Christ;
By the power of His sorrow conquer all;
In the memory of all his mercy bless
And will find joy in the earthly way
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Милости Господни вспоминай, считай, просим сообщить об этом в комментариях.
Божья милость: притча о званых и избранных
Здравствуйте, дорогие читатели блога.
Если вы проснулись сегодня утром и читаете эту статью, значит, милость Бога обновляется каждое утро. И только поэтому мы еще живы, и не исчезли с этой земли. Бог постоянно дает нам возможность обрести любовь и благость.
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его
Милость настолько важна для нас, что Бог побудил псалмопевца упомянуть о ней 26 раз. Господь желает, чтобы наши мысли и чувства пропитались Его благостью и милостью к нам.
Интересен факт, что в Ветхом Завете о милости говорится больше, чем в Новом Завете. Несмотря на то, что критерием старого завета был закон, люди никогда не могли его полностью исполнить, поэтому они особенно нуждались в Божьем милосердии.
Милость: что это?
Для понимания того, чем является милость, обратимся сначала к Луки 10:30-37. Здесь Иисус, отвечая на вопрос законника о том, кто считается ближним, использует притчу:
Луки 10:30-37 «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему МИЛОСТЬ. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
В отличие от священника и левита, самарянин отказался быть равнодушным к полуживому страннику. Наоборот, он сжалился над ним, оказал милость и помог ему. Поэтому милость означает – иметь сострадание, сжалиться; помочь кому-либо из любви, не ожидая ничего взамен. И Господь наш очень богат милостью. Во 2 главе Послания к Ефесянам ясно говорится:
Ефесянам 2:4-6 «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, —благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
Не потому, что мы стоили этого или заслужили спасение своими делами, но мы приняли его по благодати, любви и милости Божьей. Как и в случае с тем путником, которого разбойники оставили полумертвым у дороги, мы были мертвы в своих преступлениях. Религия, философия и все остальное не могли помочь нам. Они приходили мимо, как левит и священник. Но Господь, «богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживил со Христом». Он протянул нам руку и избавил нас «от власти тьмы» и ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колоссянам 1:12-13). В 1-ом Послании Петра 1:3 говорится:
1 Петра 1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».
и в Римлянам 5:8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
Мы были мертвы. Бог был исполнен любви, милости и сострадания. Он протянул нам руку и оживил нас. Хотя в нас не было никакой ценности, Он сделал нас ценными. Хотя мы были грешниками, Он сделал нас праведными. Хотя мы были его врагами, Он примирил нас с Собой. Он вывел нас из Царства тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего. Как же велики Его благодать, любовь и милость к каждому из нас лично!
Притча о званых и избранных (Луки 14:16)
Много званых
Иисус не зря рассказал эту притчу. Здесь прямо показана Божья милость. Когда Бог устраивает пир, это будет пир на весь мир. Иисус сказал, что кто придёт к Нему, никогда не будет голодным.
Но что это за пища, способная навсегда удалить голод?
И кто уверует в Иисуса, тот никогда не будет томиться жаждой. Но что это за напиток?
(Лук 14:17) И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
Дело было вечером, поэтому вечеря Господня названа «вечерей». Она подкрепляет вас в темный час.
Когда слуга приходит и уведомляет вас о том, что вы в числе приглашенных — вас зовут не отдавать, а принимать. От вас не требуется ровным счетом ничего, кроме как прийти и принять участие в трапезе.
Цель притчи
Какую цель преследует Иисус, рассказывая эту притчу?
На пир
Иисус хочет донести до человечества о том, что Божья милость не перестаёт. Оправдание во Христе готово, мир готов, здоровье уже на столе. Дух Святой говорит: «Приходите, уже все готово». Не в далеком будущем, а сейчас.
Они были все приглашенные и их никто не заставлял. Все начинается с приглашения.
(Лук 14:18) И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Кто сначала покупает недвижимость, а только потом идёт посмотреть на неё? Какая нелепая отговорка.
(Лук 14:19) Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Кто сначала покупает, а потом проверяет? Очень слабое оправдание.
(Лук 14:20) Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
Ни одна из этих отговорок не может служить уважительной причиной, а служит нам примером, потому что все они были приглашены, но нашли разные причины, которые выглядят неубедительно.
(Лук 14:21) И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись…
Не забывайте о тех вещах, которые заставляют Бога гневаться. Мы знаем, что могло вызвать Божий гнев в Ветхом Завете, в эпоху закона.
«Сосуды милости»
Продолжая ту же самую тему, перейдем к Римлянам 9 главе. Там, в стихах 15-16, читаем:
Римлянам 9: 15-16 «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, НО ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО».
Другими словами, суть не в том, как мы стараемся. Все дело не в нашей силе или в способностях, но в милости Божьей. Без Его милости сами по себе мы не можем делать ничего (Иоанна 5:30, 15:5).
Далее, в Римлянам 9:22-24 говорится:
Римлянам 9:22-24 «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе».
Хотя мы и были сосудами гнева, мы ими больше НЕ являемся. Наоборот, теперь мы сосуды милосердия, которые Бог приготовил для того, чтобы нам познать богатство Его славы. Он приготовил нас для славы! Милость Его – из рода в род. Как говорится в Луки 1:50:
Луки 1:50 «…и милость Его в роды родов к боящимся Его».
Также в Псалме 24:10 сказано:
«Все пути Господни—милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».
Исследуя далее в Псалмах тему милости, ниже приведем некоторые стихи, в которых она описывается:
Псалом 32:18 «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».
Псалом 31:10 «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость».
Псалом 32:5 «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля».
Псалом 35:7-11 «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои—бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем».
Псалом 56:11 «…ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя».
Псалом 62:4 «ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя».
Псалом 68:17 «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня».
Псалом 85:15 «Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…».
Псалом 102:13, 17 «…как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».
Псалом 88:15 «…милость и истина предходят пред лицем Твоим».
Псалом 102:11 «ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его».
Псалом 102:1-4 «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя—святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью».
Псалом 118:1 «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».
Хотя существуют и другие упоминания о милости Господней, подводя итог тому, что мы рассмотрели до этого момента, можно сказать следующее:
• Бог богат милостью, Он приобрел нас Себе по богатству Своей славы.
• Все пути Его – милость и истина, и они идут перед Ним.
• Вся земля полна Его милости. Его милость передается из поколения в поколение боящихся Его.
• Его глаза устремлены на тех, кто верит в Его милость, и милость окружает их.
• Его милость блага и драгоценна. Она лучше, чем жизнь!
• Как отец милует (жалеет) своих детей, так и Господь милует (жалеет) боящихся Его.
• Его милость к нам велика, как небо далеко от земли, и Он венчает нас милостью и милосердием.
• Мы — сосуды милости, приготовленные Им для славы!
Другие примеры Божьей милости.
Изучая далее, мы увидим еще больше примеров милости Господней, которые приводятся в Библии. Так, именно милость Господа к Аврааму привела его слугу в землю его предков, чтобы найти Исааку жену. После всего, описанного в Бытие 24:1-25 и после того, как он повстречал Ревекку, будущую жену Исаака, слуга « …преклонился […] и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!».
Именно милость Господня спасла Лота и его семью от содомского разрушения:
Бытие 19:17-19 «Когда же вывели их вон, [то один из них] [из ангелов – прим. авт.] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть».
Именно благодать и милость Господа сохранили Иосифа в первые трудные годы в Египте:
Бытие 39:21 «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы».
Несмотря на трудности, которые от начала до конца были предусмотрены Господом, Господь был с Иосифом и являл ему милость.
Что способно разгневать Бога в Новом Завете?
Это то, когда люди не принимают обилие благословений, которые мы имеем от Бога. Когда Он дает, а они не берут.
(Лук 14:21-22) Хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Каких гостей Бог пригласил на этот большой пир?
Приглашает на пир
Среди нас много нищих, увечных, хромых и слепых, ущербных людей.
Не это ли Божья милость? Еще бы, ведь у Бога всегда есть лишнее место. У Него всегда найдется место для каждого из нас. В первую очередь Бог желает, чтобы мы были духовно богаты.
(Лук 14:23) Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
Убедить — принудить, приложить определенное усилие.
Бог приглашает вас вкусить Его благословение, пока вас не прижало. Когда с вами происходит нечто такое, когда вы вынуждены это сделать. Многие говорят: «Я бы никогда не пришел в Церковь, если бы что-то не случилось со мной». Не ждите, когда это произойдет. Бог не виноват в том, что случилось. В то же время, многие из нас не понимают, что Божья рука защищает нас на каждом шагу. Этот мир упорно отказывается признать, что Божья рука хранит каждого из нас, а Его милость привлекает нас к Нему.
«Да приступаем с дерзновением….»
Милость Господа дается не мерой. Милость дается Богом не изредка, не периодически, а постоянно. ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ЕГО СУЩНОСТИ. Как Он советует нам в Евреям 4 главе:
Евреям 4:14-16 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Нам нужна милость. Нет никого, кто бы не нуждался в ней. Давайте же будем с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы получать то, в чем мы нуждаемся. Давайте откроем Богу свои сердца. Давайте просить Его о милости и сострадании к нам, как поступал в подобных ситуациях Давид:
Псалом 4:2 «Помилуй меня и услышь молитву мою».
Псалом 6:2 «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен».
Псалом 9:14 «Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, —Ты, Который возносишь меня от врат смерти».
Псалом 24:16 «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен».
Псалом 29:11 «…услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником.»
Псалом 31:9, 17 «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне… Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею».
Псалом 50:3 «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои».
Псалом 86:16 «призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей».
Псалом 122:2-3 «Вот, как очи рабов [обращены] на руку господ их, как очи рабы—на руку госпожи ее, так очи наши—к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых».
Никто из искавших милости Божьей не ушел с пустыми руками. И следующие примеры подтверждают это:
Женщина-хананеянка
Матфея 15:22-28 «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».
Блаженны милостивые
Поскольку Бог желает выразить Себя через человека, Он ожидает, что Его верующие тоже будут проявлять милость. В Рим. 12:8 говорится о тех, кто проявляет милость в радости. В примечании к этому стиху сказано:
Имеются в виду те, кто проявляет милость, сочувствуя и оказывая помощь. Проявление милости — это не природная щедрость, а качество, которое вырабатывается посредством преобразования.
В завершение прочитаем ещё один известный стих — Мф. 5:7: «Блаженны милостивые, ибо им будет явлена милость». Эти слова являются частью конституции царства небес, провозглашённой Господом на горе в начале Его служения и известной среди христиан как «Нагорная проповедь».
В примечаниях к этому стиху в Восстановительном переводе раскрывается ещё один аспект милости, которую верующие проявляют по отношению к другим.
Примечание 1: Быть праведными — значит давать человеку то, чего он заслуживает, а быть милостивыми — значит давать человеку то, чего он не заслуживает. Для царства небес нам нужно быть не только праведными, но и милостивыми.
Примечание 2: Получить милость — значит получить то, чего мы не заслуживаем. Если мы будем милостивы к другим, Господь даст милость нам (2 Тим. 1:16, 18), особенно у Своего судного престола (Иак. 2:12-13).