минимизация денежных средств что это
Минимизация денежных средств что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федерального казначейства от 16 июля 2018 г. N 07-04-05/05-14896 Об оптимизации процесса обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления и минимизации наличного денежного обращения
Федеральное казначейство в рамках проводимых мероприятий по оптимизации процесса обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления и минимизации наличного денежного обращения, направляет для использования в работе (с учетом рекомендаций, прилагаемых к настоящему письму) письма Банка России от 31.05.2018 N 04-45-7/4048 и Минфина России от 06.07.2018 N 09-02-07/47375.
Приложение на 3 л. в 1 экз.
И.о. руководителя Федерального казначейства | А.Ю. Демидов |
Приложение
к письму Федерального казначейства
от 16.07.2018 N 07-04-05/05-14896
Рекомендации,
направленные на оптимизацию процесса обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления и минимизации наличного обращения.
В целях оптимизации процесса обеспечения наличными денежными средствами и обеспечения сохранности средств, предназначенных для выдачи (внесения) наличных денег, Федеральное казначейство рекомендует:
3. Обратить внимание клиентов на:
— их ответственность по обеспечению соблюдение сроков возврата/перечисления денежных средств (неиспользованных и (или) внесенных) с «зарплатной карты» на соответствующие счета ТОФК, а также по обеспечению целевого использования денежных средств;
— недопущение наличия остатка денежных средств клиента на «зарплатной карте» при завершении финансового года (за исключением зарезервированных).
При этом рекомендуем обратить внимание и проанализировать причины, по которым у привлекаемых лиц отсутствует «карточный счет».
В целях осуществления контроля за движением вышеуказанных денежных средств и разграничения денежных потоков целесообразно выпустить дополнительную «зарплатную карту» уполномоченному лицу.
5. В случае готовности клиента на изменение порядка обеспечения наличными денежными средствами в ТОФК необходимо представить письмо с указанием ФИО уполномоченных лиц и номерами банковских карт, на которые подлежат перечислению денежные средства для обеспечения наличными денежными средствами.
6. Для получения денежных средств организация представляет в ТОФК не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, расчетный документ с указанием в нем информации о номере карты, на которую подлежат перечислению денежные средства.
7. ТОФК обрабатывает документ в установленном порядке и перечисляет денежные средства на счет, открытый сотруднику организации/уполномоченному лицу в рамках «зарплатного проекта» в кредитной организации.
8. После зачисления средств на «зарплатную карту» сотрудник организации/уполномоченное лицо осуществляет оплату товаров, работ, услуг с использованием «зарплатной карты» и (или) наиболее удобным для него способом снимает наличные денежные средства с «зарплатной карты» для осуществления последующих операций с использованием наличных денежных средств.
9. Взнос наличных денежных средств (неиспользованных/излишне полученных/доходов от платных услуг) может быть осуществлен как через кассу кредитной организации, так и с использованием устройств, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема наличных денег от организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, на «карточный счет» в кредитной организации с обеспечением последующего перечисления средств на соответствующие счета ТОФК с указанием в платежном документе информации достаточной для отражения операции по зачислению денежных средств на соответствующем лицевом счете, открытом клиенту в ТОФК.
В этой связи целесообразно обратить внимание на необходимость проведения анализа объемов и структуры денежных средств классифицированных как «неиспользованные/ излишне полученные» в целях минимизации расходов, связанных с оплатой клиентом комиссии кредитной организации по проведению операции по перечислению внесенных средств на счета ТОФК.
10. При необходимости клиент информирует ТОФК не позднее следующего рабочего дня о проведенной операции по взносу наличных денежных средств.
Обзор документа
Дан ряд рекомендаций по обеспечению наличными денежными средствами организаций госсектора.
Ранее ЦБ РФ разъяснял о допустимости перечисления денежных средств под отчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы на зарплатные карты.
Для контроля за движением денежных средств и разграничения денежных потоков целесообразно выпустить дополнительную зарплатную карту уполномоченному лицу.
После зачисления средств на зарплатную карту сотрудник/уполномоченное лицо оплачивает товары, работы, услуги с использованием этой карты и (или) наиболее удобным для него способом снимает наличные деньги для совершения последующих операций.
Как не попасть под 115-ФЗ. Под прицелом каждый
Допустим, вы руководитель или финансист какого-то крупного предприятия. Ладно, не крупного, а среднего. Или даже мелкого. Хорошо, нет никакого предприятия, вы просто индивидуальный предприниматель. Или самозанятый гражданин. А может быть, вы просто физлицо? Кем бы вы ни были, наверняка вы имеете счет в банке. На этот счет иногда приходят деньги. А иногда уходят. Бывает такое? Ну вот! Можете смело считать себя потенциальным объектом ФЗ-115.
Содержание статьи
Любой держатель банковского счета рискует заинтересовать госорганы, ответственные за исполнение Федерального закона №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Закон, ставший в последние пять лет настоящим кошмаром предпринимателей, был принят еще 20 лет назад. Никто толком и не знал о его существовании, но в 2016 резко изменилась практика применения ФЗ-115, действие которого касается очень многих сфер деятельности — от обналички до использования налоговых схем.
Любой банк, в котором вы обслуживаетесь, может счесть какую-нибудь операцию по счету сомнительной. Тогда он вправе заблокировать операцию вплоть до момента, когда рассмотрит ваши объяснения и сочтет их убедительными.
Нередко заблокированным оказывается, помимо самой операции, еще и доступ к банку-онлайн, а то и полностью счет. А это уже очень серьезная проблема. После блокировки счета невозможно открыть новый в другом банке. Да и новое юридическое лицо зарегистрировать не получится.
Что вызовет у банков подозрение
Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг
Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ) был создан в ноябре 2001 года. Через два месяца после принятия 115 ФЗ. Это не совпадение. Одна из основных задач Росфинмониторинга, главного подразделения финансовой разведки страны — реализация 115-го закона.
Эта структура имеет полномочия на запрос практически любой информации по движению денежных средств на счетах предпринимателей и организаций.
В 2021 году введены новые правила, по которым банки отчитываются перед Росфинмониторингом.
Отныне обязательному контролю подлежат:
Еще одно нововведение. С 2021 года структуры, работающие с денежными средствами или другим имуществом своих клиентов, не обязаны отчитываться по всем без исключениям операциям, фигурирующим в ФЗ-115. Росфинмониторинг интересуют только платежи, относящиеся к виду деятельности вышеназванных организаций.
Какие операции с наличными под особым контролем у банков
Есть конкретные признаки неблагонадежности клиента, которые у банка могут вызвать подозрение в нарушении ФЗ-115:
Начинающие предприниматели и физлица — в зоне риска
Крестина Горбачева работает в Сбербанке менеджером по работе с ключевыми клиентами. Она утверждает, что больше других должны опасаться санкций, предусмотренных за нарушение ФЗ-115, начинающие предприниматели.
«Они даже не подозревают о действии 115-ФЗ и по незнанию совершают те действия, которые ведут к блокировке счета. Снимают со счета много наличных, быстро и часто переводят деньги на карты физических лиц. Для предпринимателя это может быть экономически оправдано и справедливо, а для банка такие действия — сигнал для проверки.
Кроме того, 115-ФЗ призван, в числе прочего, бороться с фирмами-однодневками. Поэтому службы безопасности банков пристально следят именно за новыми, недавно созданными компаниями и держат на контроле их действия»
Согласен с Крестиной и Евгений Жариков, финансовый консультант фирмы «БЛСЕ-Керамика»:
«Попасть под 115-ФЗ можно по трем причинам: за дело, по дури, для плана. Тот, кто нарушает закон осознанно, знает, как это сделать максимально безопасно и попадается редко. Самый незащищенный сектор — честный мелкий бизнес. Одно дело, когда ты крупная организация со штатом бухгалтеров, умеющих правильно оформить сделку или, если не повезло, отбиться от нападений. Совсем другое — мелкие. Им очень трудно разжать любовные объятия контролирующих органов. А попасть в них можно в любой момент. Хотя бы для плана»
Какую информацию нужно предоставлять банку
Банк может заинтересоваться практически любой информацией о вашей фирме. Вплоть до справки о деловой репутации из другого банка, в котором вы обслуживаетесь. В списке запрашиваемых документов наверняка будут платежные поручения об уплате налогов, договоры купли-продажи со всеми сопутствующими документами (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, допсоглашения и т.д.), штатное расписание с документами об уплате НДФЛ, информационная записка с подробным обоснованием экономической целесообразности проводимых по счету операций. На самом деле, что угодно может оказаться в этом списке.
Татьяна Секерина, индивидуальный предприниматель в концертно-развлекательной сфере, поделилась своим опытом:
«Как это обычно бывает, карту заблокировали в выходной. В субботу. Никаких уведомлений не приходило, просто столкнулась с тем, что моя карта физлица не работает. Позвонила в Сбербанк спросить, что у меня с картой. И вот тогда узнала о блокировке ипэшного счета и карты, а заодно и о существовании 115-ФЗ. Банк сказал, что я должна «подтвердить движение денег». У них были вопросы не по конкретному переводу, а по всем операциям больше определенной суммы за последнее время. К счастью, я всегда храню договоры, акты, чеки. Хотя по закону ИП не обязан сохранять первичную документацию. Налоговая этим не интересуется.
Как не попасть под 115-ФЗ. 9 правил
Как поступает банк, если считает операцию подозрительной
Закон позволяет банку выполнить следующие действия:
У разных банков могут быть разные алгоритмы действий и разные списки запрашиваемых документов. Здесь мы говорим о том, что может сделать банк, а не о том, что он точно сделает.
Что делать, если банк заблокировал счет
Быстрый и квалифицированный отчет банку часто может спасти ситуацию.
Евгений Жариков ответил так:
«Со 115-ФЗ я знаком не только в теории, но и на практике. Подозреваю, был одним из первых, кто под него залетел. Это было совсем давно, никто еще толком ничего не знал и не сталкивался с этой проблемой. У меня как у ИП был счет в банке… он закрыт давно, уже можно его называть, в банке «Солидарность». На счету висела сумма 354 рубля. И вот мне блокируют счет и требуют обосновать операцию, по которой один пионерский лагерь мне перечислил 3500 рублей.
А я как раз накануне купил клуб лазертаг. В тот момент у меня было время, настроение, понимание и нужные документы. Мое объяснение с трудом поместилось на 4 страницы мелким шрифтом. Я подробно рассказал о работе и предоставил чеки на покупку изделий «Автомат Калашникова», «Пулемет Дегтярева» и тому подобное. 3500 рублей мне перечислили за сдачу во временную эксплуатацию всех этих автоматов и пулеметов. Отстали моментально»
Из этой истории становится понятно, что оперируют антиотмывочным законом не бездушные машины, а живые люди, которым действительно может хватить для снятия подозрений внятного объяснения, подкрепленного документами.
Выигрывает тот, кто не надеется, что проблема растает сама каким-то чудесным образом. Чуда не произойдет. И даже если у вас нет возможности ответить банку качественно и квалифицированно, ответьте хоть как-то. Пусть они видят, что вы заинтересованы в решении проблемы и пытаетесь что-то сделать.
ЦБ РФ выпустил Методические рекомендации 18-МР 19МР. Это достаточно внятный текст, который содержит критерии, позволяющие отнести контрагента к подозрительным по 115-ФЗ. Если получили претензию, открывайте рекомендации и пишите ответ по перечисленным критериям. Делайте это скрупулезно, не упуская ни одного пункта. Пусть даже вам кажется, что этот критерий точно не про вас, не поленитесь, опровергните и его. Подшейте к ответу совершенно все документы, которые удастся отыскать.
И никогда не выбрасывайте чеки или платежные поручения. Всегда будьте готовы к ответу на запрос из банка. Пусть лучше эти папочки с чеками вам не пригодятся никогда, чем возникнет ситуация, когда вам нечего будет ответить. Хороший бухгалтер всегда немного параноик.
Сергей Степашин, индивидуальный предприниматель, занимающийся грузоперевозками:
«Многие ИП работают с одним контрагентом. Для того, собственно, и создавались. Ничего противозаконного в этом нет, но 115-ФЗ расценивает это как яркий признак преступной деятельности. Я был очень лакомым клиентом для банка: приличные обороты, депозит у них держал. Никогда никаких проблем. Вдруг блокировка. Как обычно в таких случаях, узнал случайно, объяснений никаких. Менеджер, который меня вел, тоже в шоке, но ничего не может поделать — не в его власти. Стали выяснять. Единственная претензия — почему работаешь с одним контрагентом?
Что я делал? Тут же открыл счет в другом банке. Клиентам сообщил о новых реквизитах, туда и пошли транзакции. Параллельно начал отбиваться в старом банке. Отбился. С трудом, долго, но удалось. Разумеется, в новом банке сразу интересуются, не связано ли открытие счета у них с ограничениями по обслуживанию? Нет, не связано! Выдержал паузу в два месяца и перевел деньги со старого счета на новый.
Что я могу посоветовать? Выбирайте правильный банк. Виртуальные банки (а особенно самый известный, который до недавнего времени за перевод от него 30% брал) — абсолютное зло. Когда у них нет ни офиса, ни менеджера, тобой занимается машина, ты не можешь ничего доказать и объяснить, просто потому что некому. Банков-гигантов тоже нужно избегать. Они инертны, на решение самой мелкой проблемы уходит уйма времени, а время в нашем случае — деньги. Совершенно конкретные, а не фигуральные»
Как это работает. Внутренняя банковская кухня
Есть при банках служба, которая называется малопонятным и сложнопроизносимым словом комплаенс. Их уставная задача — следить за тем, чтобы не нарушалось действующее законодательство. Это не машина, а живые люди, прошедшие обучение в Центробанке. Комплаенс призваны защитить свой банк от возможных претензий к нему со стороны ЦБ.
Как только вы попали под прицел комплаенс, тут же блокируется ваш счет. Да, это не очень корректно называть блокировкой. По закону заблокировать счет можно исключительно в случае доказанной экстремистской деятельности.
Ну а дальше вы будете собирать документы, оправдываться, вас будут изучать, подозревать. И тут возможны два варианта, по которым будут развиваться события.
Предположим, вы смогли в конце концов сформировать пакет документов, объясняющий ваши действия. Отлично, расходимся по местам и продолжаем работать.
Но бывает и так, что отбиться не получается. Банк парализует ваш счет, всячески дает понять, что удачного выхода из ситуации не светит. И вот в тот момент, когда вы решаете, что пришло время из этого банка бежать, выясняется, что на сайте банка в открытой оферте прописан пунктик, который почему-то раньше не привлекал вашего внимания. А там черным по белому указано, что если счет закрыт по вине клиента, банку причитается до четверти вашего остатка на счете. Бывают вегетарианские банки, которые берут 15%. Но чаще — 20.
Тут ваши отношения с этой кредитной организацией и подходят к финалу. Что дальше? Дальше новые отношения с новым банком. И вы туда приходите с огромной табличкой на груди, на которой написано «Не прошел проверку по 115-ФЗ». Как думаете, попробует новый банк присмотреться к вам повнимательнее? Наверняка попробует.
Кто, помимо банка, может «сдать» вас Росфинмониторингу
Банк не единственная структура, которая обязана информировать контролирующие органы о подозрительной финансовой деятельности фирм и предпринимателей.
Бухгалтеры, нотариусы, адвокаты, юристы, аудиторы — все они не просто могут, а обязаны сообщать в Росфинмониторинг о ставших им известными сделках, возможно попадающих под Федеральный закон №115.
Любопытно, что закон требует от вышеперечисленных категорий не просто уведомить Росфинмониторинг, а сделать это без предупреждения. В противном случае они сами станут мишенью.
Эта норма была в законе давно. Но в 2018 году Росфинмониторинг настойчиво напомнил бухгалтерам, нотариусам и юристам об их обязанности. А чуть позже вышли поправки к закону, в которых, наряду с ними, упоминались уже и аудиторы. Раньше требование касалось их не в полной мере. До 4 мая 2018 аудиторы должны были сообщить о вскрытых нарушениях руководству фирмы, и только потом, через три месяца, если меры по устранению нестыковок не были приняты, доложить о них Росфинмониторингу.
В 2018-м после публикации новых норм поведения, соцсети наполнились сообщениями от бухгалтеров и других упомянутых категорий, которые торжественно обещали своим клиентам никому ничего не сообщать. Но давайте трезво смотреть на вещи. За недоносительство предусмотрены серьезные штрафы, и вряд ли многие захотят идти на риск.
Важное о 115-ФЗ в 2021 году
Федеральный закон №115 хоть и увидел свет 20 лет назад, но всегда остается актуальным. Чуть ли не каждый год к нему принимаются «омолаживающие» поправки.
Налоговики и Центробанк давно стараются взять под контроль наличку, которая ходит в бизнесе. Но до последнего времени все усилия были тщетны. При возникших подозрениях начиналась долгая и не всегда результативная переписка между ведомствами — запросы, ответы, новые запросы. За это время грамотный обнальщик успевал прокрутить деньги и закрыть фирму.
В 2021 году государство пошло по простому и эффективному пути — по сути, упразднило для банков налоговую тайну, а для налоговиков — банковскую. Теперь взаимообмен интересующей информацией между ЦБ и ФНС происходит без лишних сложностей — моментально. Даже запрос писать не нужно.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Памятка клиентам территориальных органов Федерального казначейства по внедрению целевой модели «Расходы» и минимизации наличного денежного обращения
В соответствии с письмом Федерального казначейства от 06.07.2020 № 07-04-05/05-13165, Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – Управление) информирует о размещении Памятки клиентам территориальных органов Федерального казначейства по внедрению целевой модели «Расходы» и минимизации наличного денежного обращения (далее – Памятка клиента) и рекомендует:
2. При перечислении денежных средств для обеспечения деятельности организации в подотчет сотруднику, являющемуся материально ответственным лицом (далее – МОЛ), использовать банковскую карту сотрудника, выданную ему в рамках «зарплатного проекта», но не являющуюся основной «зарплатной» картой, на которую перечисляются личные средства (далее – банковская карта МОЛ организации).
3. При перечислении денежных средств на банковскую карту МОЛ организации указывать в платежном документе, что перечисляемые средства являются подотчетными (например, в поле «Назначение платежа» указывать текст «под отчет …), а также номер карты, на которую подлежат перечислению денежные средства.
4. Возврат неиспользованных наличных денежных средств, снятых с банковской карты, осуществлять с использованием этой же карты.
5. При перечислении денежных средств на банковскую карту МОЛ организации, предоставлять в Управление информацию о фамилии, имени, отчестве и номере банковской карты, на которую подлежат перечислению денежные средства в целях обеспечения деятельности организации.
6. Принять меры по сокращению оборота наличных денежных средств по всем направлениям (использование денежных чеков, снятие наличных денег с банковских карт).
7. По вопросам, возникающим в процессе реализации целевой модели «Расходы», следует обращаться к контактным лицам Управления по телефонам, указанным в ПАМЯТКЕ клиентам территориальных органов Федерального казначейства
по минимизации наличного денежного обращения.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Минимизация наличного денежного обращения
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 8
С учетом того, что электронные платежные системы играют важную роль в модернизации и развитии экономики России, актуальным становится вопрос о минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления. В связи с применением современных банковских и иных платежных технологий вместо выдачи наличных денежных средств работникам государственных органов и государственных учреждений целесообразно вводить безналичные расчеты с использованием банковских дебетовых карт, эмитируемых кредитными организациями, в том числе в рамках зарплатных проектов. О том, как минимизировать наличные платежи в образовательном учреждении, мы поговорим в данной статье.
Заметим, что данный документ по своему духу является достаточно либеральным и не содержит требования об обязательности наличия в любой организации специально оборудованного помещения кассы, как это было установлено, например, Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.
Минимизацию наличного денежного обращения следует направить:
Расчеты с персоналом учреждения
Расчеты с персоналом учреждения проводятся чаще всего по двум основным направлениям. Во-первых, это выплата заработной платы (стипендий), осуществление других выплат, а во-вторых, выдача денежных средств подотчетным лицам на служебные командировки и приобретение за наличный расчет товаров, работ или услуг.
Заработная плата выдается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода зарплаты не позднее чем за пять рабочих дней до дня ее выдачи.
Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором.
Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. При этом конкретную дату ее выплаты необходимо установить в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовым договоре не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ст. 136 ТК РФ).
С учетом вышеизложенного условия выдачи заработной платы прописываются в коллективном или трудовом договоре.
Перевод зарплаты сотрудников на банковские карты обладает рядом следующих преимуществ:
В случае принятия решения о переходе с выплаты заработной платы наличными денежными средствами на использование банковских карт с работников учреждения собираются письменные согласия.
Для оформления зарплатных карт чаще всего требуется:
Расчеты с подотчетными лицами. Преимуществами такой формы платежа, как безналичные расчеты с подотчетными лицами с применением расчетных (дебетовых) банковских карт, являются повышение эффективности платежных процессов и автоматизация сверки расчетов и контроля за поступлением (зачислением) средств и их использованием.
Для получения расчетных (дебетовых) банковских карт учреждению необходимо представить в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения заявление на получение карт (ф. 0531247). На основании заявления ОФК формирует реестр на выпуск карт и не позднее рабочего дня, следующего за днем представления заявления, направляет данный реестр в кредитную организацию по месту открытия соответствующего счета 40116.
Уполномоченный на получение карт работник учреждения получает в кредитной организации изготовленные карты и конверты, содержащие ПИН-коды к ним, после уведомления кредитной организации согласно условиям договора о готовности выдать карты.
Карты возвращаются в кредитную организацию в следующих случаях (п. 40 Правил N 10н):
Возврат карт в кредитную организацию осуществляется по письменному заявлению, оформленному в произвольном виде.
Орган Федерального казначейства при заключении в соответствии с законодательством РФ договора банковского счета между ним и кредитной организацией на открытие счета 40116 для учета операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием карт предусматривает в нем следующие положения (п. 5 Правил N 10н):
а) о проведении операций с внесенными наличными деньгами, связанных с перечислением средств на соответствующие счета органа Федерального казначейства, финансового органа;
б) о предоставлении карт уполномоченным на их получение работникам учреждений, проведении и учете операций на счетах 40116, открытых для учета операций с использованием карт кредитными организациями без взимания платы;
в) о получении у кредитной организации информации о реквизитах выданных (возвращенных, утерянных) карт в срок не позднее рабочего дня, следующего за рабочим днем их выдачи (возврата, информирования об утере);
г) о получении у кредитной организации информации о совершаемых по счету 40116 операциях в разрезе карт, включая информацию о суммах операций, расчеты по которым не завершены, не позднее 10 часов рабочего дня, следующего за днем совершения операций, и порядке уточнения указанной информации;
д) о максимальной сумме, в пределах которой клиент вправе осуществлять операции, не связанные с получением и внесением наличных денег, в размере не более 100 000 руб. в день по одной карте.
Операции с использованием карт совершаются клиентом в пределах остатка денежных средств на карте в соответствии с условиями договора, не предусматривающего условия о предоставлении кредитной организацией органу Федерального казначейства кредита при недостаточности или отсутствии на соответствующем счете 40116 денежных средств.
В случае проведения операций с помощью карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения подобных операций) кредитной организации, выдавшей карты, указанные операции осуществляются без взимания платы.
Учреждения получают информацию о перечне необходимых для изготовления карт документов, которые должны быть представлены ими в кредитную организацию по месту открытия счета 40116, а также о порядке и сроках представления документов непосредственно в кредитную организацию.
Расчеты со сторонними лицами
Торговые автоматы и платежные терминалы. В силу п. 4 Указания N 3210-У учреждения образования могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России. Таким образом, с целью минимизации наличного денежного обращения при приеме денежных средств учреждение может использовать различные платежные терминалы и торговые автоматы (например, торговые автоматы по продаже напитков, бахил и т.д. либо платежные терминалы, принимающие плату за обучение, и т.д.).
При этом названные программно-технические средства должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен Указанием Банка России от 06.10.2008 N 2087-У. Перечислим машиночитаемые защитные признаки банкнот Банка России, не менее четырех из которых по выбору кредитной организации при обработке денежной наличности подлежат проверке:
Заметим, что Положение N 266-П не содержит норм, запрещающих заключение договора эквайринга между кредитной организацией и государственным (муниципальным) учреждением (Письма Банка России от 30.07.2013 N 14-27/763 и Минфина России от 16.10.2014 N 02-07-10/52197).
Вместе с тем при осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг, в адрес бюджетного учреждения образования следует принимать во внимание положения ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
С учетом вышеизложенного для приема оплаты оказанных услуг с помощью банковских карт образовательному учреждению необходимо заключить договор эквайринга с кредитной организацией. В рамках исполнения данного договора в кассе учреждения устанавливается платежный (POS) терминал кредитной организации, с которой у него заключен соответствующий договор на проведение безналичных расчетов. Это электронное программно-техническое устройство для приема к оплате банковских карт.
Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала (п. 2.9 Положения N 266-П).
Заключение
В заключение еще раз отметим, что минимизация наличного денежного обращения в государственном секторе играет достаточно важную роль в развитии экономики России. Сам процесс минимизации может осуществляться в двух основных направлениях: