минимизация тура что это
Юридическая консультация. Аннулирование путёвки и минимизация понесённых расходов
Уважаемые юристы Пикабу, помогите, пожалуйста, советом.
01.01.17 приобрели путёвку в Таиланд с вылетом 07.01.17 за 92 тысячи рублей. В стоимость входил перелёт туда/обратно, трансфер туда/обратно, проживание в отеле, завтраки, страховка медицинская (не от невыезда; как нам объяснили позже она не подключается, если до поездки менее 10 дней).
На следующий день после покупки муж заболел и вплоть до 06.01.17 температура несколько раз поднималась до 39,6. Вызывали даже скорую, так как сбить не могли, делали укол. Человек 1.90 м., 90 кг., чувствовал себя ужасно. В связи с этим, когда накануне вылета у меня поднялась температура до 38.6, и в день вылета, когда мы уже должны были уезжать в аэропорт, она всё не снижалась, мы приняли решение не лететь.
Утром предупредили менеджера, он сказал, что единственное, что мы можем сделать сейчас, это попробовать найти туристов вместо себя и переоформить на них путёвку. Найти никого не удалось, поэтому мы не улетели и вместо нас также никто не улетел.
На следующий день, 08.01.17, муж поехал в турфирму писать заявление на аннулирование тура и минимизацию понесённых расходов, приложил копию моего больничного. Нам сообщили, что туроператор будет рассматривать в течении нескольких месяцев, поэтому можем не ждать быстрого решения. Все окружающие говорили, что мы потеряли полную стоимость.
На фоне всего произошедшего и некоторого шока мы не стали копать глубже, пока недавно не решили поинтересоваться, почему же до сих пор нет никакого ответа. Удалось выяснить, что туроператор выставил штраф в размере 1100 долларов, деньги от турфирмы они получили 02.01.2017. Но, вроде, используют не курс ЦБ.
В любом случае, мы рассчитывали получить 20-30 тысяч рублей назад. Из турфирмы никто не звонит, оформлявший нас менеджер уволился, поэтому мы поехали в офис. В офисе турфирмы сначала нам сказали, что никакого решения ещё нет (при этом созвонившись со своим юристом). После того, как мы сообщили, что знаем о размере штрафа, они перезвонили юристу, которая внезапно вспомнила, что да, решение есть. Менеджер нашла в системе, что к возврату нам начислено в районе 11 тысяч рублей.
Насколько мы вычитали, нам должны предоставить официальный ответ с официально подтверждёнными данными по фактически переведённым по туру партнёрам средствам. Ответ должен был быть предоставлен не позднее 10 дней. Также они имеют право по аннулированным турам удержать с нас только стоимость авиабилетов, сервисный сбор и страховку.
Официального письма нам никто не предоставляет, турфирма футболит к туроператору и типа они не при делах. Но заявление-то мы писали с офисе турфирмы, и покупали тур вообще в турфирме.
В общем, подскажите, пожалуйста, на что мы можем рассчитывать и какой должен быть дальнейший порядок действий.
Нужно писать претензию? Обращаться в Роспотребнадзор? В суд?
Всем откликнувшимся заранее спасибо за комментарии.
Лига Юристов
19.3K поста 28.2K подписчика
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
— глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
— оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
— шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
Если хотите могу более подробно рассказать что и куда писать.
Потребитель в любое время имеет право отказаться от оказываемой ему услуги, при этом фирма (которая оказывает услугу) должна вернуть уплаченную за услугу сумму за вычетом издержек, понесенных именно на оказание услуги этому потребителю.
Таким образом вам надо:
1. Составить официальную (письменную претензию в тур.фирму) в которой требовать возврата части суммы за услугу. Претензию подать либо под расписку о принятии, либо отправить по юр.адресу турфирмы. В претензии указать свой телефон для связи и реквизиты для перевода денег.
2. Если вам не ответят или откажут (письменно откажут), то писать иск в суд (скорее всего мировой, если сумма до 50т.р.) в иске требовать возврата суммы по договору, моральный вред, издержек и штрафа по ЗоПП (Закон о защите прав потребителей).
Статьи из законов не выкладываю, ибо нет времени искать их, если потребуется скину.
Ответ на вопрос: ДА. если не ответят или ответят невнятно, то ДА. и ДА.
так а что мешает действительно на консультацию к юристу сходить?
Квартира с торгов
Про регистрацию отельная песня. Сейчас у меня приостановка регистрации потому как судебный пристав забыл снять с неё арест (как квартиру допустили на торги тогда тоже вопрос. ), 3 недели пристав собирался с мыслями и наконец-то написал, что запрет снят в рег палату и в росимущество. Теперь я всё-таки рассчитываю,что зарегистируют, хотя там срок 3 мес, а он истекает уже через 10 дней и учитывая праздники есть риски, что все доки просто вернут в МФЦ. Может у кого то есть опыт как ускорить процедуру? Если у кого-то есть подобный опыт по приобретению имущества банкротов, то буду тоже благодарна.
p.s. И по выселению должников @sisfelix очень бы хотелось знать выселили вы их через сколько и каким образом?
О мошенниках, судах, судебных приставах и судебных приказах.
В «Лиге Юристов» дестяки, если не сотни постов, где ТСы вопрошают как под копирку:
Мошенники / банк / МФО / управляющая компания etc (подставить нужное) взыскали какие-то деньги, а приставы арестовали счета, списали все деньги. О суде я не знал, приставы мне ничего не присылали. Что делать?
Мошенники на то и мошенники. Их действия направлены на нечестный отъем денег у честных граждан. То есть долга изначально нет. Их схемы в общем-то однотипные и начинается все с получения персональных данных какого-то гражданина, ну а далее:
По украденным персональным данным оформляется кредит / займ в МФО / стряпается какая-нибудь долговая расписка. Суммы обычно до 500 т.р., т.к. до этой суммы можно получить судебный приказ. Далее стряпаются фиктивные документы (договор, расчеты и т.п. вплоть до копии паспорта), после чего долг либо взыскивается судебным приказом сразу, либо кучу раз перепродается коллекторам, которые в итоге все равно идут в суд за судебным приказом. В документах частенько специально указывают левые адреса должников для того чтобы им не приходили документы из суда. Очень часто в липовых договорах займа указывают договорную подсудность, для того чтобы усложнить жизнь обманутому гражданину. Так, например должник живет в Саратове, а займ и судебный приказ выдан во Владивостоке или Иркутске. Поди съезди ознакомься с делом и найди концы. Далее судебный приказ уходит приставам или напрямую в банк и пока должник ничего не подозревает, деньги уходят мошенникам. В общем порядке мошенники в суд вряд-ли пойдут, т.к. реально факт долга недоказуем.
1. Заходим на сайт ФССП и ищем свои долги. Там должны быть указаны реквизиты исполнительного документа и суд, который его выдал.
2. Заходим на сайт суда и ищем нужное дело.
4. После получения определения об отмене судебного приказа, направляем его приставу и просим прекратить исполнительное производство, а также вернуть деньги, если успели что-то взыскать, но не успели отправить взыскателю.
Как я уже писал есть фирмы- прокладки, когда ваши деньги находятся не у мошенников, а у третьего лица. Здесь придется после возбуждения исполнительного производства еще обращаться в суд с заявлением об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся у третьих лиц (ст. 77 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Банк / коллекторы всегда пытаются взыскать как можно больше. В заявление они обычно пихают все что можно, в т.ч. конские проценты, штрафы, пени, проценты на проценты и т.д. и т.п. Кроме того есть реальный шанс, что по части долга или по всему долгу срок исковой давности давно прошел. Судебный приказ отменять однозначно.
Порядок действий по отмене судебного приказа в общем то такой же как и в ВАРИАНТЕ № 1.
Ну и так, советы общего характера, что пришло в голову.
4. Практически со всеми госорганами можно вести переписку через форму на их сайте, через госуслуги.
5. Следите за своим почтовым ящиком, особенно по месту регистрации.
Турист отказался от тура. Как турагенту минимизировать потери и даже сохранить комиссионные?
Последствия отказа, тонкости страхования от невыезда и советы юриста о том, как вести себя в такой ситуации.
Передумал, заболел, уехал в командировку — у туристов есть множество причин для внезапной отмены тура, и случаются такие неприятные неожиданности с завидным постоянством. Последствия отказа, тонкости страхования от невыезда и советы юриста о том, как вести себя в такой ситуации, — в нашем материале.
Отказ — это всегда не вовремя
Не существует универсального плана действий на случай появления отказного тура — ситуации и сроки в каждом конкретном случае разные. Главное в случае отказа не паниковать и разобраться в условиях конкретного тура: была страховка или нет, какой механизм в случае аннуляции прописан в договоре конкретного туроператора, многое, конечно, зависит и от количества дней, за которые отказался турист от поездки.
Туриста может спасти страховка
Турист застрахован от невыезда? Тогда, вроде бы, все складывается в вашу пользу — стоимость тура будет компенсирована страховой компанией. Но в этой ситуации далеко не все однозначно.
Как известно, страхование от несостоявшейся поездки уже давно активно практикуется в большинстве турагентств. Несмотря на то что страхование от невыезда — дело добровольное, опытные коллеги уверены, что иногда не будет лишним на нем настоять. Часто туроператор сам занимается этим вопросом, в обязательном порядке включая стаховку от невыезда в турпакет по визовым направлениям.
Итак. Страховка от невыезда у туриста все-таки есть. Но хватит ли такой «стандартной» выплаты при срыве дорогостоящего путешествия? В большинстве случаев величина покрытия регулируется самим туристом и агентом, который может предложить оформить расширенную страховку. Но надо помнить: страховка будет выплачена только в случае, если клиенту удастся доказать, что поездка сорвалась по независящим от него причинам. И приготовиться к тому, что все обстоятельства будут тщательно проверяться страховщиками.
Стоит иметь ввиду и то, что каждая цифра в договоре со страховщиком имеет огромное значение. «Например, в правилах указано, что страховой случай наступает не ранее чем за пять дней до начала тура, а турист заболел пневмонией за шесть дней до поездки, следовательно, тогда страховая компания откажет в страховой выплате», — поясняет Людмила Жандло, юрист, специализирующийся в сфере туризма.
Есть и другие нюансы. Например, некоторые страховые компании отказываются страховать от невыезда по визовому направлению, если клиенту уже однажды отказали в получении визы. Различны и ограничения по времени: в некоторых организациях такой договор можно заключить не менее чем за 15 дней до поездки, а в других достаточно лишь недели до вылета.
Отказ с запасом времени: берем ситуацию в свои руки
Рассмотрим кардинально другие обстоятельства — у клиента, который не может отправиться в долгожданный тур, страховки как назло нет. Тут все уже зависит от того — когда турист известил об этом вас, менеджера? Предположим, еще есть неделька другая (или хотя бы несколько дней), чтобы решить проблему другими способами.
Всех может спасти другой турист
Один из самых популярных вариантов в такой ситуации, это, конечно, перепродажа тура: задействовав все каналы связи с туристами или коллегами, агентство может значительно минимизировать расходы своих клиентов в случае аннуляции. Другой вопрос, что если кандидат для этой поездки найден, то в самом процессе перебронирования подтвержденной заявки всегда стоит учитывать ряд нюансов, которые зависят как от политики определенного туроператора или отельера, так и от особенностей направления.
В том же случае, если такой план спасения заявки не срабатывает, то, конечно, единственное возможное решение в сложившейся ситуации — отказ от поездки с расторжением договора. Как итог: максимальный штраф от туроператора.
Расторгаем договор: а комиссию реально вернуть?
Если турист заблаговременно объявил об отказе от тура и принято решение все-таки аннулировать тур, то шансы вернуть деньги, как известно, уменьшаются прямо пропорционально количеству времени, оставшемуся до поездки.
* Усредненные показатели по данным туроператоров, обозначенным в открытых источниках на октябрь 2013 года.
Однако аннуляция — далеко не самый любимый у менеджеров способ решения проблемы, ведь тогда в проигрыше оказываются и туроператор, и турагентство. А на агентское вознаграждение в этой ситуации рассчитывать все-таки хочется — ведь работа по туру была проведена.
Вместе с тем, как известно, по закону «О защите прав потребителей» при отказе туриста от договора ему возвращается вся уплаченная сумма за вычетом фактически понесенных расходов.
Вся процедура отказа туриста от тура выглядит следующим образом:
1. Турист должен заявить в письменном виде о своем желании расторгнуть договор.
2. Турагент при получении такого заявления обязан подготовить документы, подтверждающие его фактические расходы, и ознакомить с ними туриста.
3. Далее турагент должен вернуть туристу денежные средства, оплаченные за тур, за вычетом фактических расходов, оформив возврат соответствующими кассовыми документами.
4. В случае несогласия туриста с возвращаемой суммой необходимо направить туристу письменный ответ на его заявление (заказным письмом с уведомлением и описью вложения) с указанием места и времени, где он может получить денежные средства, и приложить документы, подтверждающие фактические расходы.
Как же не отдать свою, справедливо заслуженную, комиссию? Секрет кроется в формулировке «фактические расходы».
«К сожалению, законодатель не дает расшифровку этого понятия, поэтому суды при рассмотрении исков, как правило, присуждают возмещение полной суммы, внесенной туристом по договору», — поясняет тонкости законодательства Людмила Жандло, юрист в сфере туризма. Но, как утверждает собеседница, фактически понесенные расходы нельзя путать со штрафными санкциями туроператора за аннуляцию тура: «К фактически понесенным относятся любые затраты турагента по исполнению договора: не только платежи туроператору, но и административные расходы». В них входят все денежные затраты на содержание офиса, обучение персонала и заработную плату. Если понимать термин таким образом, то, возвращая туристу деньги за отмененную поездку, турагентство имеет право оставить себе часть, равную собственным административным расходам.
Для этого юрист рекомендует:
1. В договор о реализации туристского продукта включить условие «под фактическими расходами стороны договорились понимать любые расходы турагента по исполнению настоящего договора, в том числе платежи туроператору и административные расходы».
2. Приказом руководителя турагента утвердить бухгалтерскую справку об установлении административных расходов при исполнении договора о реализации туристского продукта. Бухгалтерская справка составляется как расчет общих затрат турагента по содержанию офиса за одни месяц: аренда помещения + уборка + расходы на связь (Интернет, телефон) + канцелярские расходы (бумага, каталоги и др.) + расходы по обучению персонала (семинары, инфотуры) + заработная плата. Затем эти расходы надо поделить на количество рабочих часов в месяц, установив стоимость одного рабочего часа менеджера.
3. Приложить к договору о реализации туристского продукта отчет менеджера о затраченном времени по исполнению договора, данный отчет должен быть подписан туристом.
Юрист уверена: если выполнять эти условия, то можно без проблем доказать свои административные расходы и обязать туриста оплатить труд менеджера, даже если поездка была отменена.
Однако опрошенные нами коллеги все же единодушны: гораздо важнее сохранить доброе отношение туриста к своему агентству, нежели вернуть себе какую-то незначительную часть денег. Тем не менее, исключать наличие такой «лазейки» в случае аннуляции тура за вычетом фактических расходов также не стоит.
Отказ в последний момент: деньги на ветер?
Вот она — самая нежелательная и неприятная ситуация для турагентов. «Этот неловкий момент, когда турист, который должен был улететь с утра, в обед появляется в твоем офисе».
И, пожалуй, каждому менеджеру знакомо положение, когда в разговоре с туроператором он пытался хоть как-то минимизировать штраф по проблемному туру, чтобы вернуть туристу хотя бы стоимость трансфера. В данном случае все зависит уже от ряда таких обстоятельств, как контакт с туроператором, его готовность идти на уступки, ну, и конечно, дипломатических качеств самого менеджера, чей турист расстроил отказом и при этом требует максимального возврата средств.
Ну а предугадать развитие ситуации и итоговую сумму возврата в данных обстоятельствах — невозможно. Коллеги подтверждают — истории в их практике были самые разные, но, как правило, туроператоры действуют в рамках своего договора.
Расторжение договора о реализации туристского продукта
Практически каждый из нас, когда собирается провести очередной отпуск и приходит в туристическое агентство, задается вопросом: «А могу ли я отказаться от поездки? Если могу, то в каких случаях, и каким образом это возможно сделать?».
В жизни может произойти всякое: Вы можете заболеть, резко возрастут транспортные тарифы, в стране Вашего путешествия возникнет угроза безопасности жизни и здоровью туристов. Произошедшие в последнее время события в Египетской и Турецкой республиках, а также связанные с ними последствия для российских туристов делают этот вопрос очень актуальным.
Надеемся, что наша памятка поможет Вам разобраться в порядке расторжения договора об оказании туристских услуг.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оказания туристских услуг в Российской Федерации, можно отнести:
ОСНОВАНИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
По общему правилу, в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.
Законом предусмотрено право и туриста, и туроператора (турагента) отказаться от договора на реализацию туристского продукта, так же как и от любого другого договора возмездного оказания услуг при определенных условиях (ст.782 ГК РФ).
По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут:
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное, т.е. в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
ПРАВО НА ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ДОГОВОРА
Заказчик (турист) имеет право отказаться от договора на реализацию туристского продукта, так же как и от любого другого договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей). При этом, он вправе потребовать документального подтверждения фактических затрат туристической фирмы на день отказа от договора и должен оплачивать лишь фактически понесенные туроператором (турагентом) затраты.
ЗНАЙТЕ. Туроператоры (турагенты) часто включают в договор о реализации туристского продукта условия, ограничивающие право заказчика на отказ от договора (условия об уплате в случае отказа неустойки, удержании туроператором (турагентом) уже уплаченных сумм, возмещении заказчиком туроператору (турагенту) фиксированного процента от стоимости тура и т.п.). Любые подобные условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством о защите прав потребителей, являются недействительными.
Исполнитель (туроператор, турагент) вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику (туристу) убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ).
СУЩЕСТВЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ДРУГОЙ СТОРОНОЙ
Согласно п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей турист вправе в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
К существенным нарушениям туроператором условий договора о реализации туристского продукта относятся (ст. 17.4 Закона о туристской деятельности):
СУЩЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В ст.10 Закона о туристской деятельности указан исчерпывающий перечень обстоятельств, позволяющих каждой из сторон требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта:
При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (п. 3 ст. 451 ГК РФ).
ЗНАЙТЕ. В большинстве случаев турфирмы предлагают туристам оформить страховку от невыезда. Помните, что данный вид страхования является добровольным. Он позволяет туристам получить страховую выплату, если отправление в поездку окажется невозможным (например, в случае болезни, отказа в выдаче визы и др.).
УГРОЗА ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЗДОРОВЬЮ ТУРИСТОВ
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения (ст. 14 Закона о туристской деятельности).
Наступление данных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При этом, если договор о реализации туристского продукта в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств расторгается:
Минимизация тура что это
ФПР — это, пожалуй, самая популярная аббревиатура в туризме.
Рассказываем, как избежать ФПР и что делать, чтобы их уменьшить. в общем всё на эту тему.
(ФПР — это «фактически понесенные расходы» туроператора, удерживаемые им при несостоявшемся туре. если кто еще не знает)
1. Когда у туроператора возникает право удержать ФПР?
2. В какой момент происходит расчёт ФПР?
3. Что делать, чтобы избежать удержания ФПР?
4. Как уменьшить размер удерживаемых ФПР?
5. Как оспорить размер ФПР?
6. Может ли турагент удерживать свои ФПР?
Постараемся ответить на эти вопросы максимально сжато.
Начнем с того, откуда взялся этот термин. Тут всё просто: ч. 1 ст. 782 ГК (общая норма права) и ст. 32 ФЗ ЗПП (специальная норма права). Обе они гласят, что заказчик (турпродукта) вправе отказаться от договора при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Т.е. право на удержание ФПР возникают у ТО только том случае, если именно заказчик по своей воле отказался от договора (при условии, что ТО был готов оказать все услуги, входящие в состав туристского продукта и на всех условиях, перечисленных в договоре). Причина здесь по большому счету особого значения не играет: болезнь, потоп дома, не дали отпуск, передумал, положительный ПЦР-тест, беременность — не важно.
Если же отказ от договора происходит по иным причинам — ТО меняет условия путешествия (ст. 28-29 ФЗ ЗПП), или в стране назначения возникает небезопасная ситуация (ст. 14 ФЗ-132) — то право на удержание ФПР у ТО не возникает.
Есть исключение — это ч. 3 ст. 781 ГК (если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает). Сюда могут относиться: и ограничение в авиасообщении между странами, эпидемия, непредвиденный рост транспортных тарифов, природные катаклизмы т.п., — всё, что не относится к ст. 14 ФЗ-132. В этом случае, действительно, у ТО также возникает право на держание ФПР. Однако, во взаимосвязи с ч. 3 ст. 451 ГК и ст. 10 ФЗ-132 расторжение договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств допускается только с согласия заказчика или в судебном порядке. И именно суд может определить размер ФПР, которые понесла сторона отказывающаяся от договора. Конечно, ни один ТО в судебном порядке не расторгает договор с туристом, потому что деньги уже у них, и им проще просто продолжать удерживать их у себя. Такие случаи, к сожалению также происходят, но они не носят массового характера, и зачастую разрешаются более или менее мирно и без судов. Однако, если подобная ситуация произойдет и дело дойдет до суда — рекомендации будут такими же.
Далее, в расчете ФПР есть один существенный момент — исходя из значения этого термина к ФПР могут быть отнесены только те расходы, которые были фактически понесены на момент отказа от договора, т.е. ДО этого момента, и никак не в будущем! При этом эти расходы должны быть непосредственно связаны с исполнением обязательств по договору. Т.е. никакие авансовые платежи, платежи в адрес неясных посредников, штрафы и неустойка, налагаемые на исполнителя его посредниками, и т.п. «ересь» не являются ФПР.
Из этого следует сделать ПЕРВЫЙ важный вывод: если вы решили отказаться от договора, то это стоит делать как можно раньше. Да и практика расчета туроператорами своих ФПР в процентах от стоимости тура в зависимости от срока отказа от договора — лишнее тому подтверждение, хоть это и незаконно. Как мы уже сказали размер ФПР определяется фактическими затратами и не может рассчитываться в каких-то процентах, да еще и в зависимости от количества дней, которые остались до вылета.
Как и везде — здесь есть своя особенность. Во всех договорах реализации туристского продукта указано, что он расторгается в той же форме, в которой и заключен. Поэтому, отказа от договора обязательно должен быть заявлен в письменной форме. Не можете лететь — сразу пишите заявление об отказе от договора — подавайте его турагенту — и обязательно фиксируйте этот факт! По возможности, также сразу, уведомляйте об это туроператора — любыми доступными средствами связи, позволяющими удостовериться в получении: электронная почта — самый доступный и надежный способ.
Удержание туроператором ФПР — это всегда проблема для заказчика: долго рассчитывают, документально не подтверждают, долго возвращают остаток и т.д. Поэтому есть уже давний надежный способ, чтобы до этого не доводить, — это пользоваться т.н. «страховкой от невыезда». Стоит, конечно, она недешево — 3-5% от стоимости тура, — но зато точно избавит от лишних трат, потери времени и головной боли, если дело дойдет до ФПР. Главное — это ознакомиться с полным перечнем событий, которые признаются страховым случаем! Зачастую менеджеры турагентств говорят одно, а в правилах страхования совсем другое. Заключить такой договор страхования можно как в момент бронирования тура, так и после этого (в т.ч. самостоятельно) с большинством российских страховых компаний, которые занимаются страхованием медицинских расходов выезжающих за рубеж. И, естественно, если вы за такую страховку заплатили, то вам сразу должны выдать страховой полис, а не когда-нибудь потом — это важно! Выплата по страховке от невыезда тоже процесс непростой со своими нюансами, но в рамках этого поста мы подробно останавливаться на нём не будем.
Еще один способ, чтобы избежать удержания ФПР, — это все таки воспользоваться услугами. Пусть это и звучит парадоксально, но большинство ситуаций, которые служат причиной отказа от договора, можно решить. Самый популярный вариант — это отказаться от поездки не всем туристам по договору, а только тем, кто действительно по объективным причинам лететь не может.
Как уменьшить размер удерживаемых ФПР?
Самое распространенная и публично озвучиваемая туроператором — это процедура т.н. «минимизации ФПР». Проводится она, как правило, по заявлению туриста (турагента) и только после наступления срока окончания путешествия. Если отказ от поездки был незадолго до ее начала — можно процедурой и воспользоваться, а вот если отказ был заблаговременный, — то эту процедуру можно рассматривать, пожалуй, как уловку ТО оттянуть момент возврата денег, поэтому надеяться на нее не стоит, если только вам не все равно или вы не торопитесь побыстрее вернуть деньги.
Но если процедура минимизации происходит исключительно по регламенту ТО и с нормами закона мало чего общего имеет, то вот оспорить размер ФПР как в досудебном, так и в судебном порядке вполне возможно. И наши рекомендации будут опираться исключительно на нормы права, которые суды на практике применяют при рассмотрении подобных споров. Тут начинаются особенности, о которых мало кто знает, поэтому внимательно читайте и запоминайте.
Из этого ВТОРОЙ важный вывод: если вы отказываетесь от договора по указанным выше причинам, то вы в заявлении об отказе (см. п. 2) должны обязательно указать причину (болезнь, смерть) и доказать степень родства, если поездка отменяется в связи с обстоятельствами, произошедшими не с вами. А в последствие вы должны предоставить документальное подтверждение произошедшего! Если вами эта рекомендация будет соблюдена, то не исключено, что ТО добровольно осуществит возврат этих сумм, не доводя дело до суда. Ну а в суде, обосновать эту позицию не сложно — судебная практика есть и она достаточно устойчивая.
.
Во-вторых, подавляющее большинство ТО перечисляют деньги в счет оплаты забронированного вами тура не конечным поставщикам услуг (отелям, авиаперевозчикам, страховым), а своим международным посредникам, или принимающим компаниям. И при этом не отдельным платежом, в котором указаны номер заявки и ваша фамилия, а единым платежом на несколько сот тысяч евро-долларов или же миллионов рублей. Это повод для того, чтобы усомниться в достоверности утверждения ТО, что им были понесены расходы именно по вашему туру. Поэтому
ТРЕТИЙ вывод — при отказе от договора (см. п. 2) обязательно требуйте документального подтверждения размера понесенных ФПР. Помимо этого направляйте самостоятельно запрос в отель — было ли туроператором фактически оплачено проживание за вас, а также в авиакомпанию — были ли выписаны в отношении вас билеты, какова была загрузка бортов на указанных в договоре рейсах.
После того как вами будет получен ответ от отеля (авиакомпании), собраны все документы в обоснование произошедших обстоятельств (болезни, травмы и т.п.), пройдена процедура минимизации и, возможно, получен какой-то ответ от ТО, — рекомендуем направить еще одно (финальное) требование, где подробно с обоснованиями изложить свою позицию и повторно заявить требование о возврате.
К сожалению, отели не всегда отвечают, и добиться от ТО документального подтверждения ФПР до обращения в суд не удается. Но тем не менее, заявление подобных требований и настойчивость дает четко понять туроператору, что вы настроены решительно, да и в суде лишний раз укажет на недобросовестность ТО. Случается, что при подобной настойчивости ТО может вернуть деньги и до суда, но это скорее исключение, чем правило.
Всё! Иных способов оспорить размер ФПР кроме как обращаться в суд больше нет. Но учитывая, что всё, что касается судебного разбирательства, достаточно объемно и сложно в понимание — мы сейчас не будем описывать этот процесса, а выделим эту тем в отдельный пост. Обязательно прочтите его — там будет очень много действенных советов.
В заключении про «ФПР турагента». Сразу отметим, что у турагента ФПР нет, и быть не может.
Да, по договору реализации туристского продукта (РТП) турагент также является исполнителем, — но исполнителем не по услугам, входящим в состав туристского продукта, а совсем по иным: подбор, бронирование, информирование и т.п. Но это услуги, которые оказываются им не по договору с туристом, а под договору заключенному между ТА и ТО. Соответственно и расчет по ним ведется по договору, заключенному между ТА и ТО. В этой связи сумма вознаграждения, которую ТО выплачивает ТА за оказанные услуги, — это не ФПР турагента, а ФПР туроператора. НО!
Зачастую (и об этом мы неоднократно писали) турагент оставляет в качестве вознаграждения за оказанные услуги совсем не ту сумму, которая вытекает из договора между ТА и ТО, и уже тем более которая никак не фигурирует в договоре с туристом, а намного больше, поскольку практически все ТО работают «в серую» и нигде не отображают реальное вознаграждение свое турагента, ограничиваясь 30-100 рублями.
В этой связи ЧЕТВЕРТЫЙ вывод — при отказе от договора и заявлении требования о документальном подтверждении ФПР обязательно просите турагента документально подтвердить И факт перечисления денежных средств в адрес ТО, И размер, а также обоснование той суммы, которую ТА оставил себе.
Конечно есть те турагенты, которые выделяют оказываемые ими услуги по подбору, бронированию и информированию туриста в отдельный договор, либо в отдельную услугу в рамках договора РТП, называя всё это информационно-консультационные услуги, и даже прописывают отдельную стоимость таких услуг. Да, это допустимо, но это огромная редкость, — такие случаи мы в расчет не берем.
Есть и такие турагенты, которые в качестве «прикрытия» для удержания части денежных средств из стоимости туристского продукта заявляют, что это ФПР, в которые входит оплата аренды, доступа в Интернет, расходы на бумагу, и другие «сопутствующие» расходы. Некоторые даже в договоре пытаются это прописать. Так вот, и это полная ерунда!
Судебная практика российских судов (кассационных и выше) однозначно указывает, что расходы, подлежащие возмещению туристом, должны быть понесены исполнителем только в связи с исполнением Договора, и при этом к таким расходам не относятся обычные внутренние затраты, обусловленные необходимостью осуществления хозяйственной деятельности (например, по заработной плате).
Теперь резюмируем — еще раз тоже самое, но в супер сжатом виде!
До заключения договора, либо сразу после его заключения, озадачьтесь приобретением т.н. «страховки от невыезда».
Если у вас наступили обстоятельства, исключающие возможность совершить путешествие, и страховки от невыезда нет, не тяните время — сразу заявляйте о расторжении договора и возврате денег. В письменном виде. Уведомляйте об этом и ТА, и А/К, и ТО. Также в письменном виде. По электронной почте — подойдет. Не забудьте приложить документы о родстве и(или) медицинские документы. Если медицинских документов пока нет, не забудете их направить, когда вы их получите на руки.
Обязательно требуйте от ТО документально обосновать размер ФПР. Не верьте словам — только документам. Попробуйте самостоятельно запросить сведения в отеле и в авиакомпании.
Обязательно требуйте у турагента обосновать размер средств, удержанных им в качестве т.н. «агентского вознаграждения».
Не пренебрегайте процедурой «минимизации ФПР», но только в том случае, если она не отнимет слишком много времени.
Будьте настойчивее — не помешает «финальное» требование после того, как вы соберет все документы и будете готовы идти в суд. Такое финальное требование стоит направлять заказным письмом по почте, чтобы на случай суда у вас на руках было отслеживаемое отправление.
Традиционно для наших платных подписчиков (донов) мы разработали образцы заявлений, требований и запросов, которые рекомендуем использовать при отказе от договора, если вы в дальнейшем планируете оспаривать размер ФПР, удерживаемых туроператором: https://vk.com/wall-56422188_18781. Напоминаем, что оформить подписку можно здесь: https://vk.com/donut/turistprav.
По подписке доступны:
01. ЗАЯВЛЕНИЕ об отказе от договора (КРАТКОЕ) — в адрес ТА.
02. ЗАЯВЛЕНИЕ-ТРЕБОВАНИЕ об отказе от договора и предоставлении подтверждения ФПР до даты начала тура — в адрес ТО и ТА.
03. Запрос — в Отель (на русском и английском языках).
04. Запрос — в Авиакомпанию.
05. ЗАЯВЛЕНИЕ-ТРЕБОВАНИЕ финальное — в адрес ТО и ТА.
Все заявления и требования — И ТУРОПЕРАТОРУ, И ТУРАГЕНТУ. Запросы — только в отель (авиакомпанию) без уведомления других сторон.
Всеми доступными способами — сейчас в качестве доказательств направления заявлений и требований в суде используется и переписка по электронной почте, и даже в социальных сетях или мессенджерах, при условии что она там велась и при заключении договора:
— скан по электронной почте;
— фото в соц. сетях или мессенджерах;
— оригинал почтой России или курьером;
— оригинал вручаете лично (при наличии возможности) с обязательным оставлением себе копии с отметкой о принятии.
В отель можно только по электронной почте. Обязательно приложить документы, удостоверяющие личность (заграничные паспорта)
В авиакомпанию по электронной почте и по почте обычным письмом. Обязательно приложить документы, удостоверяющие личность (внутренние паспорта + заграничные паспорта), документы подтверждающие родство с другими совместно следующи