миноносец это что за корабль
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
Эскадренный миноносец
Из Википедии — свободной энциклопедии
Эска́дренный миноно́сец (сокр. эсми́нец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений, а также дымовых завес.
Русское название «миноносец» происходит от того, что в дореволюционной России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение же «эскадренный» указывает на способность кораблей этого класса действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Это название пришло в русский язык из французской терминологии конца XIX — начала XX века (torpilleur d’escadre).
В русском флоте времён русско-японской войны эти корабли также называли «истребителями». В отличие от эскадренных миноносцев, «обычные» миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, часто со сравнительно низкими мореходностью и автономностью.
Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев стала торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после этой войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять самый широкий круг задач, основными из которых стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил. В этот период существенно выросли их водоизмещение и значимость в составе флота, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 1950-х — 1960-х годах).
Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.
Какими бывают эсминцы
Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…
Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.
Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.
Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…
Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.
Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.
В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми». О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.
«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.
Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».
Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.
Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.
Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!
Второй подвид – «ударные» эсминцы.
Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.
Эсминец проекта 956 ( шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.
Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!
Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».
Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО
Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.
Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.
Пятый подвид – универсальные эсминцы
Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».
В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.
Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.
Миноносец
Содержание
Происхождение названия
Миноносец, как название класса боевых кораблей появилось в Российском императорском флоте во время первой «классификации паровых и броненосных судов», разработанной в конце 1891 года и объявленной приказом по Морскому ведомству 13 февраля 1892 года. Название класса произошло от названия основного вооружения кораблей — самодвижушихся мин, в то время в русском флоте так называли торпеды. Примечательно, что в ВМС других стран этот класс кораблей обозначают другим термином и объединяют с другим классом — торпедными катерами ( англ. Torpedo boats ). В России их различают как два отдельных класса.
Зарождение класса
Развитие минного вооружения
Предшественники миноносцев
После Русско-Турецкой войны минные катера были вытеснены более специализированными и более подходящими для своих целей миноносками — специальными минными судами водоизмещением от 20 до 100 тонн, вооружёнными метательными минами или торпедами. Главным качеством миноноски была большая скорость хода, которая достигалась за счёт облегчения корпуса судна, использования машин особой системы, а также специально рассчитанных гребных винта и вала. Однако использование миноносок ограничивалось их плохой мореходностью, малой дальностью плавания и зависимостью скорости хода от силы волнения.
Первые миноносцы
Попытки построить мореходный миноносец предпринимались во многих странах, но как правило первые представители нового класса кораблей получались либо слишком крупными и дорогими, либо вообще ни на что не годными. Первым в мире кораблем, специально построенным в качестве носителя мин Уайтхеда, стал HMS Vesuvius, вошедший в строй в 1874 году. Это был относительно крупный корабль водоизмещением в 245 т, с одним носовым торпедным аппаратом. Однако 350-сильная паровая машина позволяла ему развить скорость всего 9,7 узла и после испытаний корабль был переоборудован в опытовое судно.
В 1876 году в состав Императорских военно-морских сил Германии вошел SMS Zieten, он имел на вооружении два подводных 380-мм торпедных аппарата. При скорости в 16 узлов и неплохой мореходности его размеры были сопоставимы с тогдашними крейсерами, которые посчитали чрезмерными, а стоимость слишком высокой.
Во Франции корабль, получивший обозначение №1 был заложен в 1875 году. Его конструкция отличалась множеством оригинальных решений. Вооружение состояло из двух расположенных в диаметральной плоскости в носу и в корме торпедных аппаратов, причем мины Уайтхеда выбрасывались давлением пара. Но в целом корабль оказался явно неудачным: вместо проектных 17 узлов он развил лишь чуть больше 14, а торпедные аппараты оказались абсолютно неработоспособными. В результате миноносец № 1 переклассифицировали в посыльное судно Isar, а в 1889 году его сдали на слом.
В 1877 году в Санкт-Петербурге на заводе Берда для российского флота был построен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Имея водоизмещение 134,3 т, он мог развивать скорость до 13,5 узлов и был вооружен одним неподвижным подводным торпедным аппаратом. Одновременно с ним в состав Королевских военно-морских сил вошёл миноносец HMS Lightning, построенный фирмой Торникрофта по заказу британского Адмиралтейства. Он развивал на четыре узла большую скорость, имел в пять раз меньшее водоизмещение, чем «Взрыв», и вооружался двумя бортовыми торпедными аппаратами. Эти корабли послужили толчком к серийному строительству миноносцев: уже в 1878—1879 годах фирмой Торникрофта было построено 11 миноносцев для флота Великобритании, 12 миноносцев для Франции и по одному миноносцу для Дании и Австро-Венгрии.
В 1879 году русским Морским министерством было решено заказать английской фирме «Ярроу» более крупный миноносец. В память о первой успешной торпедной атаке русских катеров новому кораблю присвоили имя «Батум». Этот корабль положил начало мало в чем менявшегося и ставшего в дальнейшем классическим конструктивного типа. После постройки миноносец своим ходом отправился из Глазго, Англия — ни много ни мало — на Черное море! Англичане были шокированы:
| Не приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев |
Реклама сделала свое дело, и заказы на усовершенствованные модификации «Батума» последовали от правительств Аргентины, Греции, Австрии, Голландии и Италии.
Тактика использования
Тактика боевого использования базировалась на характерных свойствах торпеды и заключалась в нападении и уничтожении кораблей противника при помощи большого количества миноносцев с большой скоростью, затруднявшей уничтожение их огнём корабельной артиллерии.
Миноносцы выдвигались к месту атаки несколькими плотными группами по два-три корабля в каждой. Наиболее благоприятным временем проведения атак считалось темное время суток и условия плохой видимости. Лидер каждой группы должен был поддерживать постоянную устойчивую скорость. Атака корабля противника производится двумя линиями с носовых углов в пределах 60° по курсу атакуемого на полном ходу. Пуск торпеды должен производиться с наиболее возможно близкого расстояния. При выстреле из неподвижных штевневых аппаратов миноносец должен двигаться целясь на нос атакуемого, а после пуска должен выполнить маневр уклонения чтобы не столкнутся с целью. Если миноносец оснащен центральными поворотными торпедными аппаратами то он должен после атаки с носа произвести выстрел проходя встречным курсом рядом с целью на угле близком к траверзному. После выполнения атаки следует на максимальной скорости выйти из зоны досягаемости снарядов противника.
В дневное время рекомендовалось применять миноносцы для атаки крупных кораблей противника после получения этими кораблями значительных повреждений от огня артиллерии. Миноносцы должны были выходить в атаку только при отвлечении внимания артиллеристов с крупных кораблей противника боем с другими кораблями.
Боевое применение
Гражданская война в Чили 1891 года
Ночью 22 апреля 1891 года два миноносца Almirante Lynch и Almirante Condell подошли к северной части бухты Кальдера. Имея на борту по пять торпед они вошли в бухту, где находились три броненосца чилийского флота, выступившего против президента Бальмаседы. Подойдя к неприятельским кораблям на расстояние около ста метров миноносцы начали атаку, причем Almirante Condell шел вдоль их правого борта, а Almirante Lynch — вдоль левого. Оба миноносца атаковали броненосец Blanco Encalada, произведя шесть пусков торпед. После ужасного взрыва на броненосце погасло освещение и он начал крениться на правый борт. Пока Blanco Encalada тонул миноносцы вели по нему огонь из орудий. После того как броненосец затонул, оба миноносца полным ходом вышли из бухты. Это событие является первым случаем успешного применения торпед Уайтхеда против броненосца, о котором имеются подробные сведения.
Японо-китайская война 1894-1895 годов
В ночь на 4 февраля 1895 года во время Битвы за Вэйхайвэй двум миноносцам японского флота удалось прорваться к флагману Бэйянской эскадры — броненосцу Dingyuan. Из-за обледенения торпедных аппаратов миноносцы смогли выпустить в него только половину своих торпед. Одна из них поразила китайский флагман в борт около кормы и корабль стал оседать в воду. Dingyuan отвели к берегу, где он через несколько часов сел на дно. На следующую ночь японцы повторили атаку, в которой теперь участвовало четыре миноносца. Два миноносца атаковали и торпедировали броненосный крейсер Lai Yuen, который через десять минут после взрыва торпеды перевернулся и затонул. Два других миноносца торпедировали учебный корабль, затонувший на мелководье.
Русско-японская война
В ночь на 9 февраля 1904 года, до официального объявления войны, восемь японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей русского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. В результате атаки на несколько месяцев были выведены из строя два лучших русских броненосца «Цесаревич» и «Ретвизан» и бронепалубный крейсер «Паллада».
Во время Цусимского сражения 4-й и 2-й отряды японских миноносцев атаковали поврежденный эскадренный броненосец «Князь Суворов». В результате чего русский флагман был потоплен. В течении ночи с 27 на 28 мая в результате атак японских миноносцев были торпедированы броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах».
Следствия появления миноносцев
Примечательный факт: первые подводные лодки Российского императорского флота классифицировались как миноносцы.