мирный звук воркующей горлинки сообщает всем что жизнь продолжается
Мирный звук воркующей горлинки сообщает всем что жизнь продолжается
Какие разные книги лежат на прилавке магазина совсем рядом! Они отличаются друг от друга не меньше, чем цвета их обложек. Знакомые, малознакомые и совсем незнакомые фамилии авторов. Не так–то легко читателю разобраться в этом все прибывающем океане книг.
В самом деле, кто же их написал?
К сожалению, часто в книге ничего о писателе не сказано. А ведь еще Лев Толстой говорил об интересе к личности автора, к его убеждениям, его взглядам на жизнь. Кто стоит за книгой? И вправду — как можно отрывать книгу от человека, который ее написал? Разве мыслимо представить настоящего писателя без напряженной духовной жизни?
Я буду счастлив, если мои штриховые портреты товарищей по перу помогут добавить к образу любимого поэта или прозаика несколько живых черточек. А возможно, они познакомят читателя с еще неведомым, но интересным автором, еще неизвестной, но увлекательной книгой. О многих произведениях, о которых пойдет речь, автор этих строк сказал первое слово в печати. Например, о «Вишневом омуте» М. Алексеева, «Эхе войны» А. Калинина, «Червонных саблях» Л. Жарикова, «Войне» И. Стадиона, поэмах Н. Грибачева, А. Софронова, С. Викулова, Е. Исаева, Ю. Герасименко и других.
Разные книги лежат на прилавке. Рядом с фамилией маститого — фамилия начинающего. Что ж, мне нравится такое соседство. Пускай оно будет и в этой книге! Жизнь есть жизнь.
А больше всего я встречаю фамилий литераторов моего поколения, тех, что почти мальчишками ушли на фронт, ходили в атаки по дымному щебню Сталинграда, в упор расстреливали пятнистые «тигры» на Курской дуге, ползли по–пластунски в вешнем Венском лесу, штурмовали горящий рейхстаг, с непокрытой головой стояли над братскими могилам своих друзей.
Я вглядываюсь в разноцветные обложки на книжном прилавке и делаю в своем блокноте первые штрихи. Невольно вспоминаются интересные встречи, разговоры, лица… Не удивляйтесь, если я кое–где перейду на стихи. О поколении победителей трудно говорить только прозой.
Позже могли попасть в него и пули, посланные врагами в Семена Давыдова и Макара Нагульнова, — двадцатипятилетний писатель был в самой коловерти коллективизации. А разве осколок фашистского снаряда, сразивший у родного дома его мать, не попал в его большое сердце?
Может быть, самой волнующей на торжественном вечере, посвященном шестидесятилетию писателя, была та минута, когда все участники, стоя, молчанием почтили женщину, подарившую миру Михаила Шолохова. Ее сын прожил на земле не одну жизнь, а столько, сколько прожили его герои.
М. Шолохов дает автограф Герою Советского Союза С. Курзенкову
Знакомый с юных лет мир шолоховских героев! Словно прокаленный степным солнцем, яркий, неповторимый язык героев «Тихого Дона» и «Поднятой целины» был так близок языку крестьян степного Черноземья, где прошло мое детство. Впервые «Тихий Дон» попал мне в руки в мягкой обложке массовой библиотечки. Но я не замечал серой бумаги, с первых строк захваченный ослепительно красочными картинами.
Мятущийся Григорий и непреклонный Миша Кошевой, сдержанная Наталья и порывистая Аксинья, горько озорная Дарья и отчаянная Дуняшка — все это были живые, как бы знакомые люди. А потом к читателю пришли щедрый балтийский моряк Давыдов и нетерпеливый красный казак Нагульнов, игривая Лушка и чистая Варюха–горюха, юлящая лиса Островнов и знаменитый дед Щукарь, после гибели друзей–болыпевиков вырастающий в фигуру трагическую. А за ними–русский солдат Соколов, прошедший все круги фашистского ада и не потерявший самого главного — человечности.
Несколько лет назад в редакции «Огонька» Михаил Алексеев подвел меня к сейфу и вынул оттуда шолоховские рукописные страницы, которые подобрали наши солдаты возле разбомбленного нацистскими летчиками дома писателя. Я на всю жизнь запомнил прочитанный тогда абзац предпоследней главы четвертой книги «Тихого Дона», написанный вдохновенно, без единой помарки:
«В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Как когда–то в Ясную Поляну ездили к Толстому за советом, за помощью, так теперь едут люди в Вешенскую. И особенно молодежь. Ее одинаково волнует и судьба отцов, героев нового романа «Они сражались за Родину», и свои собственные тревоги и надежды, которыми хочется поделиться с любимым писателем.
Девушки–отличницы из далекой дагестанской школы получили право выбрать для заслуженной поездки любой город страны, и они выбрали станицу Вешенскую. И Шолохов отрывается от еще не остывшей рукописи романа, чтобы принять дорогих гостей. Поборов смущение, к радушному хозяину обращается аварская школьница:
— Вот Горький говорил, что в жизни всегда есть место подвигу. Во время войны — это понятно. А в наше время?
— Хорошо прожить жизнь, с пользой для общества — это тоже подвиг. Вы комсомолка?
Шолохов горячо, убедительно говорит с девушками о воспитании советского патриотизма у пашей молодежи. Тут должны постараться все: и кинематографисты, и писатели, и театральные деятели и, конечно, учителя. Огромная страна наша требует рачительных, трудолюбивых, умных хозяев.
— Чувство патриотизма надо воспитывать с ползункового возраста, с детского сада.
О громадной ответственности, которую налагает звание советского писателя, говорил Шолохов, открывая Второй съезд писателей земли российской. Призывая писателей работать дружно, как подобает однополчанам, Михаил Александрович оговорился, что не призывает «к всепрощению» и «ко всеобщему лобызанию». «Дружба — дружбой, но есть в нашем литературном, нашем идеологическом деле такие принципы, отступления от которых нельзя прощать и самому близкому другу. Тогда только наше единство будет прочным, когда мы не станем закрывать глаза на ошибки друг друга и научимся называть вещи своими именами. Если есть еще у нас что–то такое, что мешает нормально работать, нормально развиваться литературе, — давайте безжалостно отметем это. Если есть еще среди нас такие, кто не прочь иногда пококетничать своим либерализмом, сыграть в поддавки в идеологической борьбе, — давайте скажем им в глаза, что мы думаем об этом».
В память врезалась простая и емкая шолоховская формулировка: «Социалистический реализм–это искусство правды жизни, правды, понятой и осмысленной художником с позиций ленинской партийности».
Переполненный зал не раз прерывал громом аплодисментов вступительное слово крупнейшего мастера нашей литературы.
— У нас есть чем гордиться, есть что противопоставить крикливому, но бесплодному абстракционизму, — уверенно звучал его голос.
Закончив выступление, Шолохов по скромности хотел сойти с подмостков президиума, но товарищи усадили его рядом.
Подперев седую голову руками, он внимательно слушал большой доклад Леонида Соболева, много сделавшего для становления Союза писателей Российской Федерации. А мне почему–то вспомнилось: доктор исторических наук Михаил Водолагин рассказывал нам, студентам Литинститута, как после войны он, секретарь Сталинградского обкома партии, ездил с Михаилом Александровичем на места недавних боев. Это требовалось для романа «Они сражались за Родину». Он должен был видеть все своими глазами.
Мирный звук воркующей горлинки сообщает всем что жизнь продолжается
Необходимо научить молодую легавую собаку, чтобы она бегала в поле вокруг охотника не далее ружейного выстрела, на пятьдесят шагов, а в лесу еще ближе, и главное всегда бы помнила о хозяине и не увлекалась своими делами. Вот это все вместе — ходить правильными кругами в поле и не терять хозяина в лесу — называется правильным поиском.
Я пошел на холм, покрытый кустарником, и прихватил с собой Ромку. Этот кустарник отводят жителям слободы для вырубки на топливо, и потому он называется отводом. Конечно, тут все поделено на участки, и каждый берет со своей полосы, сколько ему понадобится. Иной вовсе не берет, и его густой участок стоит островком. Иной вырубает что покрупнее, а мелочь продолжает расти. А бывает и все вырубят дочиста, на такой полосе остается только ворох гниющего хвороста. Вот почему весь этот большой холм похож на голову, остриженную слепым парикмахером.
Трудно было думать, чтобы на таком месте вблизи города могла водиться какая-нибудь дичь, а учителю молодой собаки такое пустое место на первых порах бывает гораздо дороже, чем богатое дичью. На пустом месте собака учится одному делу: правильно бегать, ни на минуту не забывая хозяина.
Я отстегнул поводок, погладил Ромку. Он и не почувствовал, когда я отстегнул, стоял возле меня, как привязанный.
Махнув рукой вперед, я сказал:
Он понял и рванулся. В один миг он исчез было в кустах, но, потеряв меня из виду, испугался и вернулся. Несколько секунд он стоял и странно смотрел на меня, — казалось, он фотографировал, чтобы унести с собой отпечаток моей фигуры и потом постоянно держать его в памяти среди кустов и пней, не имеющих человеческой формы. Окончив эту свою таинственную работу, он показал мне свой вечно виляющий прут и убежал.
В кустах — не в поле, где всегда видно собаку. В лесу надо учить, чтобы собака, исчезнув с левой руки, сделала невидимый круг и показалась на правой руке, вертелась волчком.
И я должен знать, что если собака не вернулась с правой руки, значит, где-нибудь она вблизи почуяла дичь и стала по ней. Особенно хорошо бывает следить за собакой, когда идешь просекой, собака то и дело пересекает тропу.
Вот мой Ромка исчез в кустах и не вернулся. Я очень рад, его чувство свободы оказалось на первых порах сильнее привязанности к хозяину. Пусть будет так, я его понимаю: я охотник и тоже это люблю. Я только научу его пользоваться свободой согласно со мной, так и мне и ему будет лучше. Большими скачками, чтобы не оставлять за собой частых следов, по которым легко было бы ему меня разыскать, я перебегаю через кусты на другую полянку. Там на середине стоит большой куст можжевельника. Я разбежался, сделал огромный скачок в середину куста и затаился.
По мокрой земле не был слышен топот собачьих лап, но зато издали донесся до меня треск кустов и частое ха-ха-нье. Я понимаю хорошо это ха-ха-нье, он хватился меня, бросился со всех ног искать и сразу от сильного волнения задыхался. Однако он довольно верно рассчитал место моего нахождения: проносится по первой поляне, откуда я начал скакать.
Когда все снова затихло, я даю сигнал своим резким свистком. Очень похоже на игру в жмурки.
Мой свист достиг его слуха, вероятно, как раз в то время, когда он в недоумении стоял где-нибудь на полянке и прислушивался. Он верно определил исходную точку звука, пустился во весь дух с паровозным ха-ха-ньем и стал в начале полянки с кустом можжевельника.
От быстрого бега и ужасного волнения у него висел язык на боку челюсти. В таком состоянии, конечно, он ничего чуять не мог, и расчет его был только на слух: уши переполовинил, одна половина стоит, другая, обламываясь, свисает и все-таки закрывает ушное отверстие. Пробует склонить голову на сторону, — не слышно, на другую — тоже не слышно. И, наконец, понял, в чем дело: он не слышит потому, что заглушает хозяйский звук своим дыханием, исходящим из открытого рта. Закрывает рот, второпях одну губу прихватил и так слушает с подобранной губой.
Чтобы не расхохотаться при виде такой смешной рожи с поджатой губой, я зажимаю себе рот рукой.
Но ему не слышно. Природа без хозяина ему кажется теперь как пустыня, где бродят одни только волки, его предки. Они ему не простят за измену волчьему делу, за любовь к человеку, за его теплый угол, за его хлеб-соль. Они его разорвут на клочки и съедят. С волками жить, надо по-волчьи выть.
И он пробует. Он высоко поднимает голову вверх и воет.
Этого звука я у него никогда еще не слыхал. Он действительно почуял волчью пустыню без человека. Совершенно так же воют молодые волки в лесу, когда мать ушла за добычей и долго не возвращается…
Ромка так жалобно воет, что у меня сжимается сердце. Но жалеть мне нельзя: я учитель.
Он повертывается задом ко мне и слушает в другой стороне. Может быть, где-нибудь в поднебесье свистнул пролетающий кулик?
Не туда ли забрался хозяин и не он ли зовет к себе на небеса?
А вот это, наверно, в ближайшем болотце корова спугнула чибиса, и он, взлетая, высвистывал свое обыкновенное: «Чьи вы?» Это уж и не так высоко и не так далеко, очень возможно, это свистнул хозяин.
Ромка со всего маху ринулся на это «Чьи вы?», а я вслед ему резко в свисток: «Вот я!».
В какие-нибудь пятнадцать минут я измучил его и на всю жизнь напугал лесом пустым, без человека, поселил в нем ужас к жизни его предков, диких волков. И когда, наконец-то, я нарочно шевельнулся в кусту и он услыхал это, и я закурил трубку, а он почуял запах табаку и узнал, то уши его опустились, голова стала гладкой, как арбуз. Я встал. Он лег виноватый. Я вышел из куста, погладил его, и он бросился в безумной радости с визгом скакать.
СРОЧНО ПОМОГИТЕ?
Перестрой сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной частью в сложное бессоюзное предложение.
Не забудь о знаках препинания!
Вот предложения Мирный звук воркующей горлинки сообщает всем, что жизнь продолжается.
Смотрю вокруг и вижу, что на площади народ собирается.
Но я не уверена во втором предложении.
Требуется составить такие предложения : 1?
Требуется составить такие предложения : 1.
Простое предложение с однородными членами ; 2.
Сложноподчинённое предложение ; 3.
Сложносочинённое предложение ; 4.
Бессоюзное сложное предложение ; 5.
Сложное с различными видами связи.
Требуется очень срочно, всем заранее спасибо ; ).
Когда ставится каждый из этих знаков?
Приведите примеры на каждый случай.
Перестройте Бессоюзное сложное предложение в Сложноподчинённое предложение :
И вставьте знаки препинания.
Знаки препинания между частями сложного предложения (составте предложение)?
Знаки препинания между частями сложного предложения (составте предложение).
Бессоюзные предложени где ставится знаки препинания?
Бессоюзные предложени где ставится знаки препинания.
Приведите два примера сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным?
Приведите два примера сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Запишите предложения расставляя знаки препинания.
1. Используя союз чтобы, составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительным, цели и образа действия?
1. Используя союз чтобы, составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительным, цели и образа действия.
2. Используя сочетание что бы ни, составьте сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
Напишите одно сложноподчинённое придаточное изъяснительное предложение?
Напишите одно сложноподчинённое придаточное изъяснительное предложение.
Это согласная которая стоит в паре с другой согласной например з и с, д и т, б и п, и т. Д.
Разборы. 1. фонетический (звуки и буквы) 2. Морфемный (состав) 3. Морфологический (как часть речи) 4. Синтаксический (предложение по составу) 5. Пунктуационный.
1 предложение. (Повествовательное, невосклицательное, распростаненное, простое, двусоставное, неосложнено однородными членам предложения) 2 предложение(Повествовательное, невосклицательное, распростаненное, простое, двусоставное, осложено однородным..
ЛОЗНЯКА корень [лоз] + суффикс [н] + суффикс [як] + окончание [а].
Мама! Что? Я 5 получил! Молодец! Купи мне айфон! Конечно.
Цели: контроль и коррекция уровня усвоения учебного материала, умения применять на практике полученные знания.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Поленова «Осень в Абрамцеве».
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Сравните данные бессоюзные предложения с синонимичными им союзными. Почему здесь более уместно использование бессоюзных конструкций?
Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто (А. Пушкин). Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит: не шумит оно, не хлещет, лишь едва-едва трепещет (А. Пушкин).
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (И. Никитин). Мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается (М. Пришвин). Мало — помалу я догадался: это не человек, а барсук возвращался утром в нору из ночных своих похождений (М. Пришвин). Садясь на школьную скамью, не забывайте: вы в строю (С. Маршак).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Бессоюзные предложения отличаются от сложноподчиненных экспрессивностью, лаконичностью и ярко выраженной разговорной окраской. Они широко используются в разговорной речи и в стилях, допускающих разговорную экспрессию,— художественном и публицистическом.
В бессоюзных предложениях связь между частями внутренняя, скрытая, но она обычно легко угадывается. А раз нет союзов — текст более сжат, усилен динамизм содержания. Разнообразнее и выразительнее интонация таких предложений. А на письме её роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие, запятая, точка с запятой.
Цель нашего урока — систематизировать, обобщить и закрепить знания о правилах постановки знаков препинания в данных конструкциях, совершенствовать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов.
IV. Совершенствование пунктуационных навыков и речевых умений
1. Творческая работа
а) Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения с союзами — бессоюзными.
Прекрасны в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что все будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.
б) Творческий диктант. Объедините простые предложения в бессоюзные сложные.
1) Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. (:) На море разыгрался шторм. Плыть через Керченский пролив было нельзя. 2) Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. (—) Несколько часов спустя вместе с семьей генерала Раевского на корабль поднялся и Александр Пушкин. 3) Позади трогательное прощание. (,) Позади длинный многоверстный путь по Кубани. 4) Ветер наполнил паруса. (—) Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. 5) На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. (:) Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями. (По Н. Веленгурину).
2. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данному началу
Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные:
а) с запятой и точкой с запятой:
Образец. Закат уже начал темнеть. Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе, одиноко мерцая вдали, зажглись первые звезды.
Река в половодье сильно разлилась.
Вся природа дышит свежестью. ;
Растения освежают воздух.
Лес влияет на температуру воздуха.
Вглядываюсь вдаль и вижу. ;
Составьте сложные предложения, а затем перестройте их в бессоюзные:
а) с союзами и, а, когда, если:
Раздался звонок. (ученики вошли в класс).
Наступят каникулы. (поеду в лагерь).
Коля поступил в техникум. (Сережа пошел работать);
б) с союзами потому что, так что, что:
Я встал рано. (завтра первый день занятий в школе).
Было уже светло. (свет в комнате не зажигали).
Радовался. (встречусь с друзьями).
3. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данным схемам
Рассмотрите схемы. Составьте по одному предложению на каждую схему.
б) [ ] : [дополнение, изъяснение].
4. Творческая работа: употребление бессоюзных сложных предложений в речи
• По данному началу напишите сочинение-миниатюру, употребляя бессоюзные сложные предложения.
• Определите тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
В. Д. ПОЛЕНОВ. «ОСЕНЬ В АБРАМЦЕВЕ»
Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной.
Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку.
Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной.
Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку; золотые и оранжевые березы чередуются с темными елями; маленькая одинокая осинка горит пунцовым пламенем; налево высится еще по-летнему зеленый дуб.
Краски яркие, нарядные, звонкие и одновременно какие-то тревожные. И кажется нам: поет где-то в лесу нежная и тонкая скрипка.
Напишите часть сказки. Придайте повествованию разговорную окраску, используя бессоюзные предложения.
Образец. Посмотрел Иванушка налево — видит непроходимое болото, посмотрел направо — видит глубокий овраг с водой. Вперед идти — не проберешься. Лес стеной стоит. Что делать?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Какие сложные предложения называются бессоюзными?
• В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? точка с запятой? Приведите примеры.
• Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие? Когда — тире? Приведите примеры на каждый случай.
VI. Домашнее задание
Выпишите из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» по одному предложению на употребление запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях и по два предложения на употребление двоеточия и тире.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.