миру все равно во что ты веришь он не справедлив

Миф о справедливом мире

Феномен справедливого мира — линза, через которую мы воспринимаем окружающую действительность. Это когнитивное искажение распространяется на наше отношение к бездомным или наркоманам: мы считаем, что люди в столь ужасных жизненных ситуациях обязательно должны были сделать что-то, чтобы заслужить такую судьбу. «Заслужить» здесь ключевое слово.

В 1966 году в Канзасском университете Лернер провел эксперимент, в котором участвовали 72 женщины. Они смотрели через стекло, как другая женщина решает математические задачи. Если женщина за стеклом ошибалась, ее били электрическим током. Участницы эксперимента не знали, что на самом деле перед ними сидела актриса, всего лишь притворявшаяся, что ее стегают током.

В основу эксперимента Лернера легли его наблюдения за поведением работников психиатрических лечебниц. Он заметил, что врачи, санитары и медсестры в заведениях для душевнобольных часто намеренно оскорбляли своих пациентов, высказывали гипотезы об их личной жизни или шутили об их психических заболеваниях. По мнению Лернера, такое поведение служило своего рода буфером, защищавшим психику работников от ужасающего, непрерывного напора человеческого страдания и отчаяния.

Поначалу участницы эксперимента Лернера были очень расстроены страданиями женщины. Но по мере того, как удары током продолжались и участницы не могли повлиять на ход эксперимента, они начали отрицательно отзываться о внешнем виде и характере жертвы. Чем сильнее были удары током, тем злее становились нападки. Но когда женщинам объявили, что жертва будет компенсирует участие в эксперименте деньгами, нападки прекратились.

По мнению Лернера, такая реакция испытуемых вытекала из стремления к справедливости. Страдания невинной жертвы, которые в глазах зрителей не были адекватно компенсированы, противоречили этому стремлению и требовали психологического обоснования. Для проверки гипотезы Лернер провел еще ряд экспериментов, подытожив свои находки в статье «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира» и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение», опубликованных в конце 70-х годов.

На курсе социальной психологии, который вел Мелвин Лернер, многие студенты считали бездомных людей лентяями. Лернер провел эксперимент, в котором двое участников решали головоломки. В конце эксперимента одному из них случайным образом присуждалась крупная сумма денег. Наблюдавшим за экспериментом студентам было сказано, что награда присуждается по воле случая. Но когда их просили оценить работу мужчин, наблюдатели говорили, что получивший награду участник был умнее, талантливее, быстрее справлялся с заданиями и более продуктивно тратил свое рабочее время.

Другие эксперименты подтвердили гипотезу Лернера: мы готовы лгать сами себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым. В 1975 году американские социальные психологи Зик Рубин из Гарвардского университета и Летиция Анна Пеплау из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование людей с сильной верой в справедливый мир. Самая сильная вера в справедливость обнаружилась у наиболее религиозных, авторитарных и консервативных участников. Они высоко ставили текущих политических лидеров и общественные организации. К неблагополучным слоям населения такие люди относились негативно и не чувствовали необходимости что-то менять в обществе или оказывать социальную помощь неимущим.

Думать, что мир несправедлив, больно и непривычно. Лучше верить в карму, в честность, в воздаяние за добрые дела. На одной чаше весов хорошие правильные люди, на другой — злодеи и отбросы общества. Все просто и понятно. Если много работать и не жалеть себя, у вас обязательно все получится, в то время как лень и вероломство ни к чему хорошему не приведут.

На самом деле степень вашего успеха хоть и не целиком, но в большой мере определяются местом рождения и воспитания, социоэкономической ситуацией вашей семьи и слепым случаем. Как бы тяжело вы не работали, вам не поменять обстоятельств вашего рождения.

Почему мы так поступаем? Однозначного ответа психологи не дают. Согласно последней концепции, мы всегда стремимся предсказать результат нашего поведения и почувствовать себя уверенными в принятых нами в прошлом решениях. Но полностью феномен справедливого мира это не объясняет — нужны дальнейшие исследования.

То, что мир несправедливо, не означает, что бороться не нужно. Надо воспитывать в себе двоемыслие: умом понимать истинное положение вещей, но сердцем верить в справедливость. Знание того, как устроен мир, убережет от лишних ошибок, а сильная вера в счастливое будущее поможет преодолеть начальные неблагоприятные обстоятельства. Или хотя бы их пережить.

Источник

Миру все равно во что ты веришь он не справедлив

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мир жесток и несправедлив. Понимание истины.

«Бедность приходит к тому, кто эмоционально и интеллектуально готов с ней смириться. Богатство выбирает тех, кто готов принять его, ожидает его и наслаждается им».
Д. Гиллес

Считаешь ли ты так же, как и многие другие, что мир наш жесток и несправедлив?

Почему, к примеру, одни практически не работают и имеют все? А другие вкалывают с утра до вечера и имеют какие-то жалкие копейки в кармане?

Почему одни имеют богатство и уважение, а другие терпят сплошные лишения, живут чуть ли не за чертой бедности?

Одни имеют роскошные замки в европейских столицах, яхты, машины последних моделей, а другие вынуждены влачить свое жалкое существование в бараках, ездить на работу в лучшем случае в переполненных автобусах или метро?

Почему хороших людей мучают страшные недуги, а отпетые негодяи живут без нужды, имея при этом все и, к тому же, отличное здоровье? Почему кто-то побеждает смертельные заболевания, а кто-то от этих же самых заболеваний умирает?

Ты скажешь, что Мир несправедлив?

На самом деле мир здесь ни при чем. Мир живет в строгом соответствии определенным законам. Все заключается в образе мышления человека, в использовании силы его подсознания. Ведь наше подсознание обладает неисчерпаемыми возможностями.

Но вопрос, пользуемся ли мы им? Нет. Почему? Потому что мы постоянно в себе сомневаемся, мы постоянно собой недовольны. И это, к сожалению, не отдельный случай, а просто поголовное самоедство на протяжении всей жизни.

Спрашивается, если человек сам себя не любит и не уважает, как он может заставить других любить и уважать себя, считаться с его мнением?

Почему происходит такой казус? Несправедливость? Отнюдь.

Весь фокус данного парадокса в том, что второй, хоть внешне и был незаметен, но имел внутреннюю уверенность в себе, самоуважение и абсолютно не сомневался в том, что он делает.

А первый при внешнем антураже жил с внутренними страхами, сомнениями в своих поступках.

Откуда же они появляются?

Сколько раз ты слышал от своих родителей, когда они возвращались с работы, что их начальник дурак, идиот. Но этот идиот был начальником, а твои родители, такие умные, работали на него. И в твоем подсознании откладывается постепенно эта модель копирования, что такими как и ты, умными, непременно должны управлять дураки. А кто же хочет быть дураком?

Точно таким же образом и формируется в сознании людей отношение к деньгам и богатству, поскольку мы с детства слышим от взрослых, что богатые все воры и бандиты, и быть богатым честным и легальным путем невозможно. А кто же из нас хочет быть вором и бандитом?

Вся картинка мира начинается и заканчивается в твоем собственном УМЕ. И это закон Жизни.

Для начала поверь в себя, в свои силы, в свои возможности. Начни уважать себя, хвалить себя. Игнорируй любое негативное внушение и влияние от окружающих, относись к ним так же как врач, который, как известно, на больных не обижается. Не позволяй охмурить себя незнанием, страхом, суеверием, разрушить силу твоей веры в себя.

Думай самостоятельно! Научись принимать все решения самостоятельно! Впиши в свое сознание золотую формулу: БОГАТСТВО, УСПЕХ, УДАЧА!

Источник

«Милость в раю, справедливость в аду, а на земле как получится»: Возможна ли справедливость?

К чему лучше стремиться в земной жизни? Возможна ли справедливая справедливость? Как не ввергнуть общество в кровавое противостояние в борьбе за справедливость?

Одному неглупому генералу приписывают мысль о том, что

если вы хотите всех перессорить, начните всех объединять.

Чрезмерное и не обращающее внимание на реальность человеческой жизни желание всех подружить, всех объединить, всех примирить — прямой путь к вражде, разъединению и непримиримости. Этот путь тем более пагубен, чем больше неразумных усилий будет в него вложено.

Перефразируя и перенеся эту мысль на понятие справедливости, можно утверждать, что

если вы будете требовать одинаковой для всех справедливости в человеческом обществе, то обязательно перессорите всех со всеми.

Есть ли какая-то справедливость вообще (для всех)?

Для одних справедливым будет одно, для других совершенно противоположное.

Одни считают, что за их труд платят слишком мало, другие уверены, что с их заработков берут слишком много налогов, третьи будут считать, что за такую зарплату несправедливо вообще работать, и платить налоги не собираются вовсе.

Упёртые оппозиционеры считают, что их несправедливо не пускают во власть. Хотя, с их точки зрения, они-то уж показали бы, как правильно править, не то что нынешние «пигмеи».

Хитрые, но непростые банкиры несправедливость видят в том, что им не отдают всех денег страны в управление. Уж они-то знают толк в деньгах лучше всех и выжали бы из них максимальную для себя прибыль.

Простые, но по-своему хитрые бедные могут видеть несправедливость в том, что им почему-то надо вообще работать. Или что им мало платят, часто совершенно без всякой зависимости от прилагаемых усилий.

миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть картинку миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Картинка про миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Фото миру все равно во что ты веришь он не справедливА. Чубайс. Фото: www.globallookpress.com

Такие люди, как Чубайс, убеждены, что им должны быть благодарны все поголовно. И те, которых позвали участвовать в залоговых аукционах, и те, которых к ним не приглашали. Просто исходя из самоощущения своей реформационной «божественности», как отца-основателя «свободного рынка», сотворившего для страны несусветное «благодеяние».

Остальные преступники, уже сидящие по тюрьмам, вполне искренне могут верить в то, что их несправедливо осудили и зачем-то отправили отбывать сроки наказания. Хотя сами они либо невиновны и их подставили или оклеветали, либо преступления от них никак не зависели, а были «запрограммированы» жестокой социальной действительностью и совершены были под грузом непреодолимых обстоятельств.

Словом, сколько людей, столько и частных «справедливостей», полностью, абсолютно не согласуемых друг с другом без серьёзных социальных потрясений.

Христианский подход: три вида справедливости

Христианский подход к справедливости, как и само христианство, проповедующее Христа распятого, «для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие». Жертва во имя любви, самоограничение своих желаний современному миру непонятны и для многих прочитываются как «соблазн» и «безумие».

Святоотеческое понимание справедливости лучше всего изложено Преподобным Максимом Исповедником (580–662):

Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех.

Существенным целеполагающим ключом к характеристикам этих разных справедливостей у Преп. Максима является его следующее утверждение:

(Преп. Максим Исповедник. Три вида справедливости, или справедливость и суд).

миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть картинку миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Картинка про миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Фото миру все равно во что ты веришь он не справедливПреподобный Максим Исповедник. Фото: pravoslavie.ru

Неодинаковое обхождение с неодинаковыми людьми

У недовольных реальной действительностью требования человеческой справедливости в отношении к самому себе чаще всего заканчиваются явной несправедливостью по отношению к окружающим. Причём самоощущение достигнутой справедливости у него самого будет прямо противоположно чувству несправедливости у окружающих его. Он доволен, остальные нет.

Проблема с пониманием справедливости приобретает тем более острую напряжённость, чем человеческое общество становится менее христианским по духу.

В связи с этим полезно выслушать рассуждения Ивана Ильина о корнях этих проблем.

Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми надо обходиться «одинаково»… Этот предрассудок естественного равенства является главным препятствием для разрешения нашей основной проблемы. Ибо сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

Если бы люди были действительно равны, т. е. одинаковы телом, душою и духом, то жизнь была бы страшно проста и находить справедливость было бы чрезвычайно легко. Стоило бы только сказать: «одинаковым людям – одинаковую долю» или «всем всего поровну» – и вопрос был бы разрешён. Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне. Что может быть наивнее, упрощённее и пошлее этой теории?

(Иван Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. О справедливости).

миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть картинку миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Картинка про миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Фото миру все равно во что ты веришь он не справедливИ. Ильин. Фото: vk.com

Справедливость при демократии слепа, как судебная Фемида

Справедливость в утративших христианское чувство обществах не различает человеческого лица, её глаза, как глаза судебной Фемиды, закрыты непроницаемой повязкой. Она не поднимается до христианской Милости и не способна различать человеческие индивидуальности, а слепо узаконивает уравнение всех.

А ведь люди имеют от рождения разный пол, мужской и женский, такие разные и такие взаимодополняющие человеческие воплощения. Каждому отмерено изначально неизвестное и разное количество лет земной жизни, в которые один умирает во младенчестве, другой в расцвете сил, а третий дряхлым стариком.

Одни прожигают свою жизнь бездумно, не заботясь о смысле жизни, зачастую ведя себя неотличимо от мира животных. Вторые посвящают себя ближним, отдают жизнь за Отечество, развивают полученные разнообразные дары до совершенства, становятся духовными подвижниками. Третьи, напротив, считают всех людей себе должными, всю окружающую действительность проклятой и все свои силы кладут на то, чтобы остальные люди были лишь орудиями в их руках.

миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть картинку миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Картинка про миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Фото миру все равно во что ты веришь он не справедливФото: Redshinestudio / Shutterstock.com

Одним словом, все люди бесконечно различны и не сводимы к формальным и уравнительным принципам демократической справедливости.

Кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь, — писал Иван Ильин, — тот скоро убедится, что люди неравны от природы, неравны по своей силе и способности, неравны и по своему социальному положению; и что справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей.

Справедливость настоящая не нуждается в равенстве. Равенство слишком примитивный и очень неточный инструмент достижения правды в обществе. Каждому человеку нужно своё, индивидуальное, не равное отношение. Детям не такое, как взрослым, больным не такое, как здоровым. Умным не такое, как глупым. Героям не такое, как трусам. Подвижникам не такое, как обывателям.

Безличная демократия не может дать подлинной справедливости. Демократия сужает пространство для личности, не доверяет ей, унифицирует и упрощает человеческую личность.

Настоящая живая справедливость может быть связана только с живой человеческой совестью, волей и любовью. Только человеческая личность способна культивировать справедливость, способную сопереживать, желать сократить на земле число невинно униженных или не по делам возвышенных.

Так же и власть может быть по-настоящему справедливой, только если, единолично возглавляемая нравственно развитой личностью, имеет возможность употреблять свою власть для достижения правды в обществе.

Настоящая справедливость это проявление евангельской любви, которая «долготерпит, милосердствует… не ищет своего… всё покрывает… всё переносит» (1 Кор.13:4–7).

Всякая другая революционная, социалистическая ли, либеральная ли «справедливость» ищет власти над людьми. Распаляет классовую ненависть, социальную зависть, призывает к уравнительной мести. И главное, не достигает никакого вожделенного равенства, потому что не может уничтожить саму человеческую жизнь — разнообразную, разноталантливую, разномощную, которую, сколько не клади в прокрустово ложе социальных экспериментов по поиску «окончательной справедливости», она всё равно рано или поздно взламывает эти искусственные границы. Сколько ни подстригай этот общественный «газон», он не остановится в своём свободном росте.

И ещё одно, о чём надо сказать в связи с поисками справедливости. Справедливость без милости бессмысленна. А формальное следование справедливости это путь к ссорам, противостоящим христианским убеждениям.

миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть картинку миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Картинка про миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Фото миру все равно во что ты веришь он не справедливПреп. Паисий Святогорец. Фото: pravoslavie.ru

Интересен в связи с этим библейский пример, приводимый Преп. Паисием Святогорцем.

Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, — говорит преподобный, — Авраам пошел к Лоту и сказал: «Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?». Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зелёные луга, хорошие пастбища для скота (Быт. 13:1—13). И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.

Чаще всего стремящиеся к сугубо человеческой «справедливости», добиваясь для себя преференций, оказываются в «Содоме и Гоморре», откуда потом мечтают убежать куда угодно.

Так что лучше надеяться на Милость в раю, оставив непременно желающим справедливости получить её сполна в аду, а в жизни устраиваться, как у кого получится, но не за счёт ближнего своего.

Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы!

Источник

Вера в справедливый мир. Когнитивное искажение, которое заставляет нас осуждать

Почему справедливые люди часто принимают несправедливые решения

миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Смотреть картинку миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Картинка про миру все равно во что ты веришь он не справедлив. Фото миру все равно во что ты веришь он не справедлив

Когнитивные искажения мешают нам объективно оценивать ситуацию и самих себя. Именно из-за них собственные иррациональные поступки часто кажутся нам в момент совершения логичными и осмысленными. Мы продолжаем серию статей, посвященных самым распространенным ошибкам мышления и тому, как их избежать. В первом выпуске — почему мы считаем себя экспертами во всем, во втором — почему боимся летать на самолетах, но не гнать по встречной полосе. В третьем — как превращаем пустяк в катастрофу. В четвертом — почему ошибаемся, думая, что за темной полосой обязательно будет светлая.

Злые и недалекие люди живут дольше и болеют реже, показывают результаты мониторинга, проведенного в Англии. «Налицо прямая связь между долголетием и абсолютным, бескомпромиссным сволочизмом», — говорит один из авторов исследования, профессор Генри Брубейкер.

Если при чтении этой новости вы ощутили внутренний протест, то, во-первых, не волнуйтесь: это просто шуточный фейк из сатирической газеты The Daily Mash. А во-вторых, вас можно понять: умные и доброжелательные люди, конечно, должны жить лучше и дольше. Труд всегда должен приносить плоды, а таланты — получать признание и награду. По оценке Американской психологической ассоциации, утрата веры в универсальную справедливость — одно из самых болезненных последствий практически любой психической травмы. Но это не отменяет того факта, что идея справедливого мира — типичное когнитивное искажение.

В чем ошибка?

Ошибок в этой идее как минимум три. Первая — наша естественная склонность к тому типу мышления, который в философии называется телеологическим. Очень упрощенно это выглядит так: сначала вы путаете следствие с причиной, а затем — результат с целью. По этой логике, все плохое или хорошее, что происходит с человеком, следует рассматривать как цель, к которой он стремился. Вы вышли на улицу, чтобы поскользнуться. Звучит странно, но по сути ничуть не безумнее, чем «солнце светит, чтобы давать нам тепло».

Второй элемент — ошибка атрибуции, то есть склонность объяснять все, что происходит с другим человеком, его личными качествами: опоздал, потому что неорганизован; заболел, потому что не заботится о здоровье; умер, потому что не хотел жить вечно.

Но все это не превратилось бы в идею справедливого мира, если бы не третий ингредиент — мораль. Именно она вносит в эту модель реальности оценочное измерение. Мир не просто равнодушная машина, в которой крутятся шестеренки причин и следствий. Он вознаграждает за добро и наказывает за зло. Интересно, что это представление не обязательно связано с религиозностью. Исследователи определили пять основных «сил», которым мы чаще всего приписываем способность оценивать наши поступки и раздавать награды и штрафы. Вот их список в порядке убывания популярности: природа, бог, другие люди, случай и, наконец, наше собственное сознание.

Что тут плохого?

Уже одно из первых исследований феномена веры в справедливый мир выявило его основной деструктивный потенциал. Психологи Мелвин Лернер и Каролин Симмонс, впервые описавшие это когнитивное искажение в 1960-е годы, демонстрировали испытуемым видеозапись «учебного сеанса», на котором практикантку били током (конечно, не по-настоящему) за ошибки при выполнении порученного ей задания. Не имея возможности вмешаться в происходящее, зрители стали искать во всем этом какую-то логику. И нашли, решив, что девушка заслужила наказание. Ведь просто так током не бьют.

Пример той же логики — моральное осуждение жертв сексуального насилия. Собрано немало научных свидетельств того, что люди, верящие во вселенскую справедливость, часто склонны перекладывать часть вины за преступление на самих пострадавших. Известны случаи, когда даже присяжные в суде находили множество поводов (откровенная одежда, вызывающий макияж, неосмотрительное поведение), чтобы упрекнуть жертву в намерении спровоцировать насильника. Кажется абсурдом? Но по теории справедливого мира все логично: если с вами случилось что-то плохое, значит, вы вели себя плохо.

Вера в справедливый мир влияет не только на то, как мы оцениваем других людей, но и на нашу самооценку, особенно в ситуации психологического давления. Если вы оказываетесь в дискриминируемой группе и при этом считаете, что получаете «по заслугам», это прямой путь к серьезным проблемам с психикой. Та же закономерность действует при буллинге на рабочем месте. Чем сильнее вера в справедливый мир, тем тяжелее переносить «заслуженную» травлю со стороны коллег. Идея вселенской справедливости может навредить, даже если ваша жизнь складывается удачно. Убежденность в том, что мир безопасен для того, кто не совершает ничего плохого или неразумного, нередко внушает ложное чувство защищенности и толкает на неоправданный риск.

Какой в этом смысл?

В книге «Вера в справедливый мир. Фундаментальные заблуждения» Мелвин Лернер называет это когнитивное искажение функциональным. По его мнению, это одна из тех иллюзий (вроде романтической влюбленности), которые в какой-то мере обслуживают наши внутренние потребности. Неслучайно идея справедливого мира пронизывает всю нашу культуру. С раннего детства из книг и фильмов мы узнаем, что справедливость может быть нарушена только в начале истории, чтобы в итоге ее мог восстановить герой, случай, бог или природа.

Что дает нам идея универсальной справедливости:

защищает от экзистенциального страха, который возникает при мысли о том, что ход событий в мире практически не зависит от нашей воли;

стимулирует достижение долгосрочных целей, особенно во время учебы;

помогает переносить повседневные тяготы и преодолевать препятствия в надежде на абстрактное вознаграждение в неопределенном будущем;

создает ощущение контроля над ситуацией благодаря уверенности в том, что наше влияние на мир дает предсказуемый эффект.

И, наконец, жить в справедливом мире просто уютнее. «Во вселенной, лишенной иллюзий и света, человек чувствовал бы себя чужаком», как говорил Альбер Камю.

Как выжить с верой в справедливость в несправедливом мире?

Для начала стоит пройти специально разработанный экспресс-тест, чтобы определить свой уровень веры в справедливый мир. Чем больше утвердительных ответов, тем он выше.

Мне кажется, что мир ко мне справедлив.

Мне кажется, что я получаю то, чего достоин.

По-моему, люди обходятся со мной честно.

Мне кажется, что жизнь вознаграждает и наказывает меня по заслугам.

Я чувствую, что люди относятся ко мне с уважением, которое я заслужил.

Мне кажется, что мне дается то, что принадлежит мне по праву.

Я вижу, что мои старания отмечаются и поощряются.

Если мне не везет, я понимаю, что сам в этом виноват.

Несколько советов для тех, кто набрал много «да»:

Когда вам приходится оценивать поступки другого человека, постарайтесь мысленно поставить себя на его место; исследования показывают, что даже при сильной вере в справедливость мира мы относимся к себе более снисходительно.

Не забывайте, что «хорошо» и «плохо» — это настолько условные понятия, что викторианская мораль смотрелась бы в эпоху новой этики как злостная несправедливость.

Когда вы попадаете в сложную ситуацию, не спешите винить себя или искать виноватых. Вспомните, что сказал Форрест Гамп, наступив на бегу в кучу собачьих экскрементов: «Дерьмо случается». И добавил: «Иногда». Потому что главное в итоге — не поверить в несправедливый мир. Это тоже когнитивное искажение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *