мистицизм что это такое
МИСТИЦИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «МИСТИЦИЗМ» в других словарях:
МИСТИЦИЗМ — (фр. от греч. mystikos тайный). То же, что мистика. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТИЦИЗМ [фр. misticisme Словарь иностранных слов русского языка
мистицизм — а, м, mysticisme m. Форма религиозного мировоззрения, основанного на мистике; склонность к мистике. БАС 1. Кузен весьма справедливо называет мистицизм отчаянием разума (dernier coup de désespoir de la raison ). 1846. КСИС. Петрашевцы 147. Requiem … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МИСТИЦИЗМ — МИСТИЦИЗМ, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике … Современная энциклопедия
МИСТИЦИЗМ — умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лищь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина разновидность интуитивизма и иррационализма … Большой Энциклопедический словарь
МИСТИЦИЗМ — МИСТИЦИЗМ, мистицизма, мн. нет, муж. (книжн.). Склонность к мистике (в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИСТИЦИЗМ — МИСТИЦИЗМ, а, муж. Мистическое мировоззрение, склонность к мистике (в 1 знач.). Религиозный м. | прил. мистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мистицизм — сущ., кол во синонимов: 1 • мистика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
МИСТИЦИЗМ — (от греч. mistikos таинственный) англ. mysticism; нем. Mystizismus. 1. Признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, возможности непосредственного контакта человека с потусторонним миром. 2. Философско религиозные учения,… … Энциклопедия социологии
Мистицизм — (греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина… … Энциклопедия культурологии
Мистицизм — МИСТИЦИЗМ, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МИСТИЦИЗМ
Мистици́зм (от греч. mustikoz — таинственный, мистерийный) — понятие достаточно широкое.
Известный современный католический богослов Ганс Кюнг, например, пишет: “Мистика”, “мистический” — эти слова, если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола muein — замкнуть (уста). “Мистерии” — это “таинства”, “тайные учения”, “тайные культы”, о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической, следовательно, является такая религия, которая “замыкает уста”, то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, — отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя”. Мистика, как определяет ее Ф. Гейлер, — это “та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества” [1]. Но и само восприятие Бога приобретает в мистицизме искаженный характер. Как пишет крупный западный исследователь религии Ф. Гейлер (†1967) в своем монументальном труде “Молитва”, “последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается “голая” и чистая бесконечность” [1].
Это понимание мистицизма показывает, как далеко отстоит он от религии с ее личностным пониманием Бога. Смешение понятий “мистика” и “святость” в духовной области жизни опаснее, чем в любой другой, поскольку касается самой основы бытия человеческого.
Поэтому привычное употребление терминов “мистик”, “мистика”, “мистический опыт” и т.д. в приложении к любому опыту контакта с “запредельным” чревато серьезными последствиями. Применение их в богословии в столь расширительном значении, когда за ними могут стоять и добро, и зло, стремление к истине и примитивное любопытство, святость и сатанизм, Христос и Велиар (см. 2 Кор.6:15), способно эффективно внедрить в сознание разрушительную идею тождественности по существу всех аскетических путей.
Вот, яркая иллюстрация этого:
Это — вполне теософская идея, которая совершенно обесценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения мира. Своим опорным пунктом она, как видим, имеет широкое понятие мистики. С его помощью оказалось столь просто поставить в один ряд и отождествить (!) опыт христианских святых с опытом каббалистов (для которых Иисус Христос — лжемессия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога) и т.д., отождествить Дао, нирвану, энсоф с Божественной сущностью, Божеством (ср.: Ин. 8:42; 15:23). Так уничтожается само понятие Истины в религии, и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в такой ответственной области жизни, как духовная. В результате, он легко превращается в слепую игрушку своей мечтательности, самомнения, а не редко и откровенно демонических сил.
Мистицизм присутствует во всех религиях. В языческих — как явление естественное, в христианстве же — как болезнь, ненормальность, как искажение его веры и основ жизни. Истоки мистицизма всюду одни и те же — это гордость, страстное стремление человека проникнуть в тайны духовного бытия и получить власть над ним, искание высших наслаждений, экстаза.
Мистицизм имеет много разновидностей. Все их можно разделить на две основные категории: мистицизм естественный и приобретенный, хотя деление это достаточно условно, поскольку не всегда просто провести границу между ними.
Под естественным мистицизмом подразумеваются те прирожденные способности человека — к предвидению, целительству, ясновидению, телепатии и др. — которые теперь называются экстрасенсорными. Согласно христианской антропологии, эти способности естественны человеку, но вследствие грехопадения оказались в состоянии “анабиоза” и потому проявляются редко.
Отсюда и возникает большая опасность развития у их обладателя тщеславия, гордости и сопутствующих им других страстей. Опасность заключается в том, что такой “естественный мистик”, будучи обычным грешным человеком, воздействует не на тело, как это имеет место в обычной терапии, а непосредственно на душу больного. И внедряясь в нее своими неочищенными “руками”, заражает ее, нарушает тонкий, сокровенный порядок души и тем наносит часто непоправимый вред и психике, и нервам, и всему организму в целом. Потому Церковь запрещает обращаться за помощью к такого рода целителям.
Тем более опасны воздействия (например, через телевидение) тех, кого можно отнести к категории приобретенного мистицизма. Разного рода колдуны, астрологи, экстрасенсы-”профессионалы” и т.п., сознательно развивая у себя эти способности, большей частью, ради славы и корысти, калечат людей в несравненно большей степени, нежели первые. (Телевизионные “опыты” современных экстрасенсов — прекрасная иллюстрация этого).
Приобретенный мистицизм делится на две главные ветви: оккультный и прелестный.
Оккультный связан с стремлением человека проникнуть в “тот”, неподвластный законам этого мира, таинственный мир человека, природы и духов с целью познания его тайн и использования скрытых в нем сил в своих целях. К оккультизму относятся: магия, сатанизм, спиритизм, теософия, антропософия и др. Во всех их человек, сознательно или бессознательно, вступает в общение только с духами отверженными, нанося себе непоправимый, как правило, вред.
Прелестный (от слова прелесть) мистицизм приносит человеку, как правило, видения, откровения, наслаждения. Находящийся в прелести думает, что он познает тот мир, в действительности же оказывается игрушкой своих фантазий и дьявольских наваждений.
Мистицизм, таким образом, уводит человека от Бога, от подлинной цели жизни и дает такое направление развитию духа, при котором необычайно возрастает утонченная гордость, делающая человека неспособным к принятию Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Развитию гордости способствует и ложный аскетизм, и развиваемые нередко экстрасенсорные способности (например, в йоге), а также глубокие нервно-психические переживания, наслаждения, доводящие до экстаза. Все это постепенно приводит человека к убеждению, что он “как боги”. Такой путь нередко приводит к мистическому атеизму (например, буддизм, санкхья), к сумасшествию, истерии, самоубийству.
См. также
Использованные материалы
[1] Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 г. С. 295.
[2] Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.
МИСТИЦИЗМ
Смотреть что такое МИСТИЦИЗМ в других словарях:
МИСТИЦИЗМ
умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, как. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
мистицизм м. 1) Форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанная на мистике (1). 2) Склонность к мистике (1).
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ, умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатич. способом, ка. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
(от греч. mystikos — таинственный) — направление средневековой философии. Первым западноевроп. средневековым философом мистич. направления был Иоанн Ск. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
(греч. mystika таинство, таинственные обряды) 1. доктрина, согласно которой знание о действительности приходит человеку необычным, неизвестным науке образом, то есть минуя существующие сенсорные каналы и реальные, происхдящие в действительности познавательные процессы. Вероятно, здесь имеются в виду так называемые интуитивные прозрения, возникающие на основе имеющегося актуального или некоего высшего, сверхъестественного знания, но о природе которых индивид не в состоянии сообщить что-то определённое и потому часто при их описании прибегает к метафорам, в том числе и иносказаниям религиозного свойства. Использование термина в таком смысле (то есть как эквивалент разным образом понимаемой «интуиции») представляется вводящим в заблуждение, ибо оно, подменяя понятия, не объясняет ровным счётом ничего, а свидетельствует лишь о том, что наука пока что не располагает хотя бы удовлетвоительными возможностями объяснить многое, а может быть и самое главное из того, что так или иначе связано с человеческой психикой. Ничего не добавляет к сказанному и то, что мистические интерпретации бывают свойственны и выдающимся исследователям – они знают, разумеется, значительно больше того, что доступно пониманию так называемого среднего человека, но и их знания, в сравнении с тем, что остаётся неизвестным, являются в сущности ничтожными; 2. практика построения суждений посредством структур дологического мышления. Термин в таком его понимании с научных позиций обычно используется в негативном контексте, как указание на деятельность неких примитивных структур мышления. Синоним: Первобытное мышление, Архаическое мышление, Магическое мышление, Палеомышление. смотреть
МИСТИЦИЗМ
(греч. mystikos — таинственный) — философско-этические и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировоззрение и практику, исходящую из того, что познание подлинной реальности недоступно разуму и может быть достигнуто только интуитивно-экстатическим путем. Включает широкий спектр разных учений, возникших в древности и активно разрабатываемых в современности с учетом новейших достижений пси|рфизиологических и антропософских знаний. Теоретически и практически нацелен на проникновение в непознанное (особенно параллельное материальному миру), на единение с Абсолютом, субстанцией. Сторонники мистических учений по-разному понимают процесс познания мира («микрокосма» и «макрокосма»). Одни — рационалисты — предполагают, что познание природы и человека осуществляется на основе накопленного человечеством опыта, разума и углубленного мышления; другие — иррационалисты — на первый план выдвигают путь интуиции, духовных исканий и внезапных озарений. Несмотря на различия, рационалистический и иррацивналистический подходы опираются на общее основание — метафизическое (Обоснование возможности познания. Центральная часть мистических учений — стремление к нравственному |ровершенствованик) и отдельного человека (части мирового духовного целого), и всего общества. смотреть
МИСТИЦИЗМ
учение, наклонность к таинственному толкованию и обрядливости, утонченная набожность Мистик — последователь мистицизма Ср. Арнольди был очень религиозн. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ а, м, mysticisme m. Форма религиозного мировоззрения, основанного на мистике; склонность к мистике. БАС-1. Кузен весьма справедливо называет. смотреть
МИСТИЦИЗМ
1. Доктрина, в которой утверждается, что знание о всеобщей действительности (теоретическое или другое) приходит необычными способами, то есть через средства, отличные от сенсорных каналов и познавательных процессов. 2. Практика построения неопределенных рассуждений без обоснованной основы. Первое значение отнюдь не является умаляющим, и ценность установления такой философской позиции обычно связана с актуальным (не мистическим) знанием и/или отсутствием его в отношении эмоциональных состояний, интуиции, познавательных процессов и других психологических проблем. Мистические опыты (или открытия), о которых сообщали уважаемые люди, отражают интригующее единодушие, одним из компонентов которого является большая трудность устного описания их, разве только через отрицания и/или метафорические термины. Второй способ употребления, однако, является обычно оскорблением, обращенным к тем, кто либо сторониться научного метода, либо плохо его применяет. смотреть
МИСТИЦИЗМ
Мистицизмъ — ученіе, наклонность къ таинственному толкованію и обрядливости, утонченная набожность. Мистикъ — послѣдователь мистицизма. Ср. Арнольди б. смотреть
МИСТИЦИЗМ
1) Орфографическая запись слова: мистицизм2) Ударение в слове: мистиц`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): мистицизм4) Фонетическая транскрипц. смотреть
МИСТИЦИЗМ
Мистицизм (греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и по. смотреть
МИСТИЦИЗМ
1) общее наименование для учений, призывающих искать истину в духовном опыте встреч с Высшим, минуя разум. 2) Реже встречается трактовка мистицизма как теоретизирования по поводу мистического опыта, получаемого при встречах с Невыразимым. Мистицизм различают эзотерический, т.е. доступный только тем, кто прошел определенную подготовку и обряды инициации или посвящения, и экзотерический, не связанный с таким условием. Сторонники мистицизма убеждены в возможности достигать истинного знания запредельных реальностей через интуицию, в сверхприродном прозрении, в откровении, в самоотдаче Высшему, в духовном союзе с Богом. Однако, *мистицизм без любви вырождается в магию* (Г.Федотов). смотреть
МИСТИЦИЗМ
-а, м. Религиозно-идеалистическое воззрение, основанное на мистике, а также учение о том, что подлиннаяреальность недоступна разуму и постигается лишь. смотреть
МИСТИЦИЗМ
(гр. – учение о мистике) – религиозно-философское учение о религиозно-познавательной деятельности посредством особых действий, какими осуществляется мистика. Мистицизм признает связь между земными существами и потусторонним миром. Мистицизм – это и качество личности, выражающееся как убеждение в реальности и возможности личной связи со сверхъестественным миром, как склонность к таинственному символическому толкованию явлений. Это качество, как правило, проявляется у людей аскетического склада. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
мистицизмמִיסטִיצִיזם ז’; מִיסטִיוּת נ’* * *קבלהСинонимы: мистика
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
м.mysticisme mрелигиозный мистицизм — mysticisme religieuxСинонимы: мистика
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
Ударение в слове: мистиц`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: мистиц`изм
МИСТИЦИЗМ
м. mysticisme m религиозный мистицизм — mysticisme religieux
МИСТИЦИЗМ
мMystizismus m неизм.Синонимы: мистика
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике.
. смотреть
МИСТИЦИЗМ
м. мистицизм (кереметке, сыйкырга ишенүү; табигый нерсенин чектериңен тышкары турган, табияттын закондоруна багынбай турган сырдуу нерсе бар деп ишенүү; бул көз караш илимге душман). смотреть
МИСТИЦИЗМ
, умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. смотреть
МИСТИЦИЗМ
умонастроения и течения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, который усматривается в мистике. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
— таинственное религиозное учение, противное Божественному Откровению.Синонимы: мистика
МИСТИЦИЗМ
мистици’зм, мистици’змы, мистици’зма, мистици’змов, мистици’зму, мистици’змам, мистици’зм, мистици’змы, мистици’змом, мистици’змами, мистици’зме, мистици’змах. смотреть
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
мmistiklik; tasavvuf мус.Синонимы: мистика
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
м.mysticism- религиозный мистицизм
МИСТИЦИЗМ
пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.
Мистика что это – профессиональный взгляд
Что такое мистика? Мистики и мистицизм
Что такое мистика? Что такое мистицизм, мистический опыт, мистическое состояние сознания? Почему такой большой интерес к этой теме?
В последние десятилетия можно наблюдать возрождение интереса к мистике. Для многих этот интерес исходит из чувства окружающего мрака и хаоса во внешнем мире. Другие хотят понять, что находится за пределами обычного повседневного и научного знания.
Для некоторых интерес к мистике исходит из более глубокого осознания религиозных традиций и ощущения, что именно здесь есть ответы на важнейшие вопросы и именно здесь можно понять тайны жизни.
А если говорить в целом, то с помощью мистических знаний люди хотят найти свой путь развития, найти смысл в своей жизни, хотят понять, как устроен мир и мироздание. Мистический опыт дает интуитивное понимание смысла существования и скрытых истин, а также разрешение жизненных проблем.
По поводу определения мистики существует много разногласий (разночтений), которые говорят о непонимании сути этого явления. Термин «мистицизм» стал популярным ярлыком для «всего туманного, эзотерического, оккультного, сверхъестественного». Поэтому чтобы говорить о мистике, нужно сначала определиться с понятиями.
Содержание
Мистика и мистицизм
Мистика и мистицизм (от др.-греч. μυστικός – таинственный) – это совокупность религиозно-философских учений, указывающих пути непосредственного единения человека с Богом (Абсолютом, Природой, Бесконечным, абсолютной реальностью, абсолютной истиной).
Мистика – это способ познания истины. Она даёт расширение границ восприятия и выход за пределы материального мира.
Мистический опыт – совокупность эмоциональных переживаний человека, которые он испытывает во время духовной практики в момент слияния с Абсолютом (с Богом). Получение сокровенных знаний и переживаний во время духовной практики.
Термины «мистический опыт», «религиозный опыт», духовный опыт – являются синонимами.
Мистицизм включает в себя больше, чем «мистический опыт». Конечной целью мистицизма является трансформация человека, а не просто переживание мистических состояний.
Другими словами, мистицизм охватывает широкий спектр практик, текстов, традиций, опыта, направленных на преобразование человека.
Мистик – что это?
Мистик – это человек, который получил духовный опыт (достиг реализации, просветления, нирваны, мокши и др.) Мистик обладает более высоким уровнем сознания, чем обычные люди.
Всегда, во все времена, находились люди, которые благодаря особым техникам работы над собой настолько усовершенствовали себя, что научились чувствовать и переживать то, о чем говорили учителя, пророки и мессии. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам. Когда количество учеников росло, образовывались мистические Школы.
Известные мистики: Сатья Саи Баба, Георгий Гурджиев, Пётр Успенский, Елена Петровна Блаватская, Ошо (Бхагван шри Раджниш), Петр Дынов (Донов), Шри Ауробиндо, Джидду Кришнамурти, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Судзуки и др.
Мистицизм и религия
Мистические доктрины есть во всех мировых религиях и верованиях. Они существовали во всех исторических эпохах и у всех народов. Мистика и религия – не одно и тоже.
Любая религия развивалась параллельно по двум направлениям:
Мистика (мистицизм) – это религия в её наиболее действенной и живой стадии, основа религии. Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, которая одинакова у всех религий. Это мистицизм. Любая религия в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику (формализм, догматизм).
В повседневном общении схоластикой называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
Мистики говорят, что истинная неискаженная религия состоит не в догматах, не в холодной вере, не в исполнении обрядов, не в некоторых чувствах и ощущениях, даже не в исполнении нравственного закона, а в полном отречении от себя и во внутреннем соединении с Богом.
Таким образом, мистика – это живая часть религии. То, что является сутью, основой любой религии. То, что объединяет все религии.
Мистические методы мировых религий – медитация, созерцание, наблюдение, самовоспоминание, молитва, повторение мантр.
Мистика и духовная практика
Разные мистические направления предлагают разные средства, с помощью которых можно пробудить дремлющее сознание, войти в непосредственное общение с Богом, почерпнуть истину в самом источнике.
По мере духовного роста утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые приёмы погружения в экстаз. От внешних приёмов центр тяжести переносится в область духовных практик.
К духовным практикам относятся – медитация, созерцание, самовоспоминание, наблюдение, молитвы, мантры и др.
По мнению мистиков, истинная жизнь – это созерцательная жизнь. Созерцание представляет собой процесс постепенного абстрагирования и очищения сознания путём концентрации внимания на какой-нибудь идее или на объекте. Восточные мистики выработали ряд приёмов, способствующих быстрому погружению в созерцательное состояние.
К таким приёмам относятся:
Концентрация внимания на одной идее (одном объекте) влечёт за собой очищение сознания от всего того, что не связано с этой идеей. По мере того как поле сознания сужается, идея приобретает всё большее господство. По мере же того, как она укрепляется в сознании, усиливается в своей интенсивности связанное с ней чувство. Так созерцание приводит к экстазу.
Экстаз (греч. ekstasis – нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) – состояние измененного сознания, сопровождающееся потерей ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным воодушевлением. Высшая степень восторга и воодушевления.
Все мистики говорят, что те эмоции и феномены, которые они переживают в состоянии экстаза, невозможно передать словами. Нет слов, которые могли бы дать хотя бы приблизительное понятие о них.
Адепты писали, что религиозный экстаз «подобен тихому веянию прохладного ветерка, призывающего человека к покою, которому, впрочем, может предшествовать буря, огонь, трепет, но сам Бог всегда приходит в тихом веянии».
Экстаз – это чувство непосредственного общения с Богом, чувство слияния с первоосновой бытия, с абсолютной реальностью, абсолютной истиной.
В этом чувстве исчезает различие между субъектом и объектом, и мистик ощущает «я» и «не я» в их нераздельной целостности и первоначальном единстве. Это цель исканий на мистическом пути. На вершине мистического опыта всё бытие ощущается как единая абсолютная реальность.
К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и другие учения.
Первобытное общество
Явления, схожие с мистицизмом, присутствуют в шаманизме, существовавшем у народов Северной Азии, Европы, Америки, в религиозных обрядах аборигенов Австралии, в культах духов разных народов Африки.
Элемент мистицизма в шаманстве заключается в вере в то, что в состоянии экстаза душа шамана покидает тело, чтобы соединиться с богом или, по крайней мере, быть рядом с ним.
Античность
Древняя Индия
В религиях древней Индии присутствует сильный мистический аспект.
Например, высшим результатом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» – освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом).
Традиционная йога представляет собой систему, позволяющую достичь мистического прозрения и растворения в абсолютной реальности.
Буддизм
Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы.
Дзэн использует практику созерцания (самовоспоминания, самонаблюдения) Само название происходит от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, созерцание).
Махаяна – это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, она включает Сутру и Тантру.
Ваджраяна – тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Методом для достижения окончательной реализации являются визуализация образов божеств, мантры, мудры.
Тхеравада – старейшая школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ.
Использует медитацию випассана для приобретения мудрости.
Випассана (санскр. «проникновенное видение») – вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности.
Китай
Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических практиках занимают Пустота в буддизме и Дао в даосизме.
Большинство буддистских школ предлагают медитацию и мистическое созерцание как средство достижения нирваны – слияния с вселенской пустотой.
Христианский мистицизм
Христианский мистицизм сосредоточен на практике глубокой молитвы с целью достижения единства с Богом.
Исламский мистицизм
Суфизм – мистическое течение в исламе. Его основателем принято считать поэта Джалаледдина Руми. Основными составляющими суфизма являются аскетизм, мистицизм, повышенную духовность, подвижничество. Целью суфизма является воспитание совершенного человека, свободного от мирской суеты и сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы.
Танец суфийских дервишей – подвижная медитация, имеющая мистический смысл (слияние с Богом).
Иудейский мистицизм
Иудейский мистицизм представляют каббала и хасидизм.
Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена, божественные числа, молитву.
Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, которое особенное значение придаёт эмоциональному постижению Бога.
Теперь вы имеете представление о том, что такое мистика.
Подробнее о мистицизме и видах духовных практик вы можете прочитать в материалах нашего эзотерического клуба «Путь Света»
Авторы: Олег и Валентина Световид, Алёна Железных