мистрали в крыму что это
Реакция за три часа. Зачем в Крыму строят «русские «Мистрали»
Новые корабли должны сохранить и расширить присутствие российского флота в мировом океане.
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко
После развала СССР только ленивый не критиковал руководство страны и вооружённых сил за состояние российского флота. Задача восстановить флот и заново вернуть ему оперативную готовность, решать любые задачи в любых уголках мира казалась невыполнимой — денег на дорогие мероприятия не было, а лучшие люди флота массово увольнялись в запас. Вопросы вызывала и структура нового флота, доставшегося в наследство от великой морской державы, — применять сторожевики, фрегаты и крейсеры теперь нужно было по-новому.
Вопреки расхожему мнению, в СССР было несколько планов на случай войны с США и НАТО на Северной Атлантике, однако не все они были продуманы до мелочей. Военный эксперт Василий Кашин отмечает, что советский флот готовился воевать с НАТО в основном на «внутренних» морях.
Примитивные десантные корабли для таких операций в СССР были, но в океанской зоне они уже применяться не могли. Для океана у ВМФ СССР было три универсальных десантных корабля проекта 1174 — единственные корабли с вертолётами на борту и доковыми камерами
При этом уникальные корабли оказались технически не вполне удачными — их эксплуатация и ремонт требовали колоссальных ресурсов, а подготовка к каждому походу занимала значительное время. Из-за этого процедура «немедленной мобилизации» превращалась в организационный и логистический ад, что в условиях войны было недопустимо. После развала СССР все три «Носорога» (такое название корабли получили в НАТО) были списаны, и тема строительства уникальных кораблей на несколько десятилетий умерла.
«Лететь полторы минуты». Гиперзвуковой ракетой «Авангард» могут вооружить подлодки
Добавить недостающее звено Военно-морского флота мечтали долгие годы. Но создавать корабль с нуля — затея крайне дорогая и малоприятная, хоть и жизненно необходимая для каждого крупного государства с выходом к морю. Для того чтобы сэкономить время и деньги, первые в составе ВМФ России универсальные корабли-вертолётоносцы решили заказывать во Франции. Те самые «Мистрали» должны были лечь в основу морских сил быстрого реагирования нового типа. В отличие от неповоротливого советского флота, зоной влияния которого был весь мировой океан, УДК типа «Мистраль» и корабли им подобные, но построенные в России через несколько лет, должны были проводить спасательные, эвакуационные и наступательные операции там, где это было необходимо.
Однако Франция отказалась поставить России уже построенные корабли. Но и на отказе французов продавать «Мистрали» Россия всё равно умудрилась заработать. Вертолётоносцы, конечно, продали в Египет, однако на палубе этих кораблей разместились российские ударные вертолёты Ка-52К. Впрочем, проблема строительства новых кораблей от этого не решилась. Мощный импульс для решения накопившихся трудностей появился после возвращения Крыма в состав России. На судостроительном заводе «Залив» в Керчи 20 июля 2020 года в присутствии президента страны Владимира Путина заложили два совершенно новых, уникальных для российского ВМФ универсальных корабля. Корабли, построенные по проекту 23900 «Прибой», смогут решать все задачи, которые могут ставиться кораблям океанской зоны в следующие 30–50 лет.
«Спасение за три часа»
Все развитые государства уже включили в состав флота корабли этого типа. Франция — «Мистрали», США — универсальные корабли типа «Уосп» и «Америка», Япония — вертолётоносцы «Хюга», Австралия, Турция и множество других стран уже давно используют «лёгкий флот» для решения сложнейших задач. Новейшие российские корабли проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» должны стать полноценной заменой старым БДК (большим десантным кораблям), которые последние десятки лет используются в качестве грузового транспорта.
Краткие характеристики кораблей таковы:
Лента новостей
Военный эксперт Шурыгин назвал угрозой активацию сил НАТО вблизи границ России
Секретарь СНБО Данилов: договоры России и НАТО должны согласовать украинцы
Роспатент зарегистрировал способный заряжаться от ЛЭП беспилотник
Ермак: Зеленский потерпел неудачу при попытке позвонить Путину в этом году
Кремль: вопрос о месте новой встречи Путина и Байдена пока не обсуждается
Президент Сербии сообщил об усилении армии из-за покупки российских ПТРК «Корнет»
Яценюк предупредил Зеленского о непоправимых последствиях ареста Порошенко
Газета Handelsblatt заявила о подорожании газа для немцев почти на 47% за год
Немецкий телеканал Das Erste допустил раскол правительства Германии из-за «СП-2»
Daily Express впечатлила мимика китайского репортера, задавшего вопрос Путину
Рубрики
Китайские СМИ рассказали про хитрый трюк России с «Мистралями»
Подпишитесь на нас
Авторы китайского издания Sohu прокомментировали намерение России усилить свой военной-морской флот двумя новыми авианосцами. «ПолитРоссия» представляет перевод этой статьи.
Авторы Sohu обратили внимание на то, что в российских СМИ появилась информация, согласно которой в ближайшее время в РФ начнется строительство двух легких авианосцев. Планируется, что работы будут вестись в Крыму на судостроительном заводе «Залив». Водоизмещение кораблей составит 20 тысяч тонн, а их передача военному ведомству должна состояться в 2025 или в 2026 году. По словам китайских аналитиков, эта новость сильно озадачила США.
«На Западе удивились тому, что Россия выбрала Крым для строительства своих новых кораблей. Также в США не очень понимают, что из себя будут представлять эти авианосцы и чем их появление может грозить Пентагону», – отмечают аналитики.
Крым был важной судостроительной базой в советское время, однако за то время, что полуостров находился под контролем Украины, большая часть предприятий этой сферы была разорена. Лишь после возвращения региона в состав России началось восстановление судостроительной отрасли. К примеру, керченский завод «Залив» имеет технологическую возможность реализовывать сложнейшие проекты, в том числе осуществлять строительство крупных боевых кораблей.
«По всей видимости, Россия этот проект будет реализовывать собственными силами, так как предыдущий опыт обращения к иностранным заказчикам был весьма специфичен», – сообщают китайские журналисты.
Обозреватели Sohu напомнили, что несколько лет назад Россия заказала у Франции постройку двух универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев класса «Мистраль», однако Париж в самый последний момент оказался передавать готовые изделия заказчику. Дело в том, что в ситуацию вмешались США. Американцы на фоне резкого ухудшения отношений между Россией и Западом запретили французам отдавать эти корабли РФ. В итоге Франции пришлось перечислить России всю сумму по контракту, а также вернуть оборудование, которое было установлено на кораблях.
«Россия хочет построить два новых авианосца и при этом не намерена обращаться за помощью в другие страны. Пентагон не понимает, откуда у РФ появились подобные технологии», – рассказали авторы Sohu.
Эта история имела большой резонанс в СМИ, по ее итогам в Москве были сделаны определенные выводы. В Минобороны РФ не отказались от идеи строительства больших боевых кораблей, однако реализация этих проектов будет вестись иными методами. Строить их будут отечественные специалисты на территории Российской Федерации. В США считают, что у России нет технологий и опыта для реализации подобных проектов, однако многие эксперты с этим не согласны.
Российская сторона по итогам истории с Мистралями получила от Франции материальную компенсацию, а также техническую документацию на эти боевые единицы. Новые российские корабли, скорее всего, не будут иметь ничего общего с «Мистралями», однако не исключено, что инженеры перед реализацией этого проекта тщательно изучат французские документы. Этот хитрый трюк позволит РФ обойтись без помощи Запада во время разработки кораблей.
Ранее «ПолитРоссия» приводила слова экспертов американского издания The National Interest, которые рассказали, чем для США обернулся запрет продавать России «Мистрали».
Уникальный крымский завод для российских «Мистралей»: справка
Керченский судостроительный завод «Залив» был основан в 1938 году. Тогда он назывался Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод. В ноябре 1941 года завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. В апреле 1944 года, после освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков, завод был восстановлен в кратчайшие сроки. Первой послевоенной производственной программой становится серия из девяти единиц сухогрузных барж проекта 411-бис грузоподъемностью 250 тонн каждая.
В 1964 году завод приступил к постройке танкеров водоизмещением 22 тысячи тонн, с раздельным спуском на воду носовой и кормовой частей судна и последующей стыковкой корпуса на плаву.
В 1966 году заводу присвоено наименование «Керченский судостроительный завод «Залив», а в 1968 году положено начало строительству сухого дока с установкой шести кранов грузоподъемностью 80 тонн и двух кранов грузоподъемностью 320 тонн.
За период с 1945 по 1980 год завод построил и сдал заказчику 800 судов и кораблей – среднетоннажных и крупнотоннажных танкеров, торпедных катеров, фрегатов, нефтяных платформ, противолодочных и сторожевых кораблей.
В начале 70-х годов на заводе началось строительство супертанкеров проекта 1511 «Крым». Супертанкер «Крым» — серия советских супертанкеров из шести паротурбоходов разработки ЦКБ «Балтсудопроект» 1973 года. Для предприятия этот проект стал одним из главных в его производственной биографии. Именно с постройки «Крыма» завод начал выпускать крупнотоннажные суда. Первое судно серии был спущен на воду в апреле 1974 года.
В 1988 году на предприятии был сооружен первый в мире атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Это уникальное судно длиной более 250 метров способно принимать на борт около 1300 морских контейнеров международного стандарта и доставлять их в любую точку Арктики и Антарктики. «Севморпуть» по сей день выполняет грузоперевозки в Северном Ледовитом океане.
Начиная с 1990-х годов, завод сократил производство и стал выступать в роли производителя корпусов гражданских судов без оборудования по заказам преимущественно Норвегии и Нидерландов.
В 2000 году «Залив» приватизировали за 1,5 млн долларов. Предприятие попало под контроль украинско-грузинского олигарха Давида Жвании. Зарплаты выплачивали с задержками, более 90% рабочих были уволены — коллектив сократился с 15 тысяч человек до 1,3 тыс. Завод сократил и производство и стал выпускать корпуса гражданских судов без оборудования. За 15 лет предприятие построило всего 51 судно, причем около 90% произведенной на «Заливе» продукции шло на экспорт.
В 2006 году завод выкупил крупный украинский бизнесмен Константин Жеваго. С 2007 по 2011 годы на «Заливе» строятся десять контейнеровозов и исследовательское судно «Polarcus Adira» (по заказу норвежской компании).
После вхождения Крыма в состав России на «Заливе» идет активное наполнение портфеля заказов и привлечение средств на модернизацию. За счет привлечения 1,2 млрд рублей на заводе реконструированы блок корпусных цехов №1, не работавший с 2011 года. Также восстановлена не работавшая 10 лет станция по производству кислорода и жидкого азота, модернизирован элетромонтажный цех.
Сегодня «Залив» может проводить практически весь спектр судостроительных и судоремонтных работ. В конце 2014 года на «Заливе» были заложены два универсальных 145-метровых морских танкера для ВМФ России дедвейтом 12 тысяч тонн каждый. В 2015 году началось строительство кабельного судна «Свияга» и многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Ильин». В 2016 году заложены патрульные корабли «Павел Державин» и «Сергей Котов», малые ракетные корабли «Циклон», «Аскольд» и «Амур», в 2020-м – автомобильный грузопассажирский паром «Петропавловск».
Предприятие уникально тем, что имеет в своем распоряжении самый большой в России сухой док длиной 364 метра и шириной 60 метров.
Закладка «российских Мистралей» в Крыму — «прорыв в океан»
Предстоящая закладка российских вертолетоносцев типа «Мистраль» означает прорыв России в океан. Об этом заявил капитан 1 ранга запаса военный эксперт Василий Дандыкин, оценивая значение проекта для России.
Он также обратил внимание, что впервые в России строятся военные корабли с водоизмещением 25 тысяч тонн.
«Это знаковое событие, на мой взгляд. Для всех моряков и ветеранов флота сегодняшнее событие — это праздник», — заявил Дандыкин.
Ранее СМИ сообщили, что Россия впервые в своей истории закладывает вертолетоносцы типа «Мистраль». Церемония закладки состоится на керченском заводе «Залив». Речь идет о двух универсальных десантных кораблях проекта 23900. Предположительная стоимость корабля — более 40 млрд рублей.
Василий Дандыкин отметил, что корабли называют российскими «Мистралями», но это не совсем так.
«Над теми кораблями, которые нам должны были передать французы, работали и наши конструкторы. Но у нас были и свои варианты, в том числе вертолетоносец УДК „Прибой“… Названия новых универсальных десантных кораблей символичные: „Севастополь“ и „Владивосток“. Очевидно, корабли будут нести службу — один на Черноморском флоте, другой во Владивостоке», — сказал военный эксперт.
Предполагается, что головной корабль серии сойдет со стапелей не позднее 2027 года. На нем смогут базироваться вертолеты Ка-52К «Катран», Ка-27, Ка-29 и Ка-31.
Российские «Мистрали»: в Крыму построят десантные корабли
Объявлены сроки закладки российских аналогов «Мистралей»
В Керчи в 2020 году будут заложены два универсальных корабля-дока, которые смогут нести на борту от 12 до 16 вертолетов. Они станут аналогами французских «Мистралей». Два таких корабля не обеспечат флоту возможности постоянного присутствия в необходимых районах, но позволят сформировать ядро экспедиционных сил.
Россия пока ограничится закладкой двух универсальных кораблей-доков (УДК), аналогичных французским «Мистралям», в дальнейшем серия может быть продолжена, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.
По словам собеседника агентства,
На этом серию решено ограничить, хотя не исключается, что в дальнейшем будет принято решении о продолжении строительства кораблей-доков.
По словам собеседника издания, командование ВМФ предвидело это ситуацию. Еще в 1998 году было утверждено техническое задание на разработку нового БДК, которое затем поступило в Невское проектно-конструкторское бюро, располагавшее огромным опытом по созданию надводных кораблей.
Головной корабль этой серии «Иван Грен» вошел в строй в июне 2018 года, в том же году спущен на воду второй БДК базового проекта. 23 апреля 2019 года состоялась закладка третьего и четвертого кораблей измененного проекта 11711М: «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».
Большая часть конструкции претерпела серьезные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, например, снижение заметности за счет использования современных материалов и технических решений. Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта.
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортеры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо до 300 десантников.
Президент заявил, что Россия должна развивать высокотехнологичный, сбалансированный и современный флот, при этом сохраняя набранные темпы оснащения.
Как отметил собеседник издания, необходимость нахождения в составе флота универсальных десантных кораблей, которые могли бы выполнять роль ядра экспедиционных соединений, высаживая десанты морской пехоты на большом расстоянии от своих баз (в том числе вне зоны действия береговой авиации), руководство ВМФ Советского Союза осознало еще в 1980-е годы. Этим планам помешал развал СССР в 1991 году.
Так началась знаменитая история с французскими «Мистралями». Однако украинский кризис 2014 года в итоге привел к тому, что Франция отказалась от выполнения контракта. В российский бюджет вернулась заплаченная за корабли денежная сумма, а сами УДК были проданы Египту.