митрополит что это за должность
Митрополит
Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – столичный город, матерь городов) – архиерей областного города) – правительственная степень епископа; 2) епископ — обладатель этой правительственной степени.
Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.
«Митрополит и его округ»
Через своего епископа каждая частная Церковь поддерживала единство с прочими частями Единой Вселенской Церкви и вступала с ними в связь. По примеру апостольского Собора, епископы нескольких соседних епархий собирались для взаимных советов и составляли общие определения по церковным делам. Посредством таких собраний из нескольких епископских областей образовались особые крупные части Церкви, как бы округа. Центрами этих округов и местами Соборов были главные города в различных частях империи, которые не только в политическом, но и в церковном отношении имели большее значение, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов – митрополий пользовались большим уважением перед остальными епископами менее важных городов одного и того же округа, были среди них первыми, или архиепископами, и председательствовали на Соборах. С IV-го века в восточных Церквах им было присвоено наименование митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами.
К авторитету, которым пользовались митрополиты по значению своих городов, Церковь присоединяла и власть, чтобы упрочить союз отдельных Церквей и укрепить единство церковного управления. Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1).
Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)».
протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.
«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34‑м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).
Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4‑го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».
протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право
Чем занимается митрополит
В церковной иерархии сан митрополита занимает особое место. Он возводит в сан епископов и другое священство, возглавляет богослужения, обращается к пастве с проповедью.
Епископство — самая высокая степень священства. Есть епископы и есть
Патриарх, это знают почти все. В иерархии священнослужителей есть и митрополит.
Кто такой митрополит
В православии такой титул носят священнослужители высшей (епископской) степени. Священнослужитель с таким титулом считается главней архиепископа и подчиняется Патриарху.
Основное отличие его от других титулов высшей степени в том, что митрополит правит митрополией и у него в подчинении находятся другие архиереи с более низкими титулами, которые управляют епархиями в пределах его митрополии.
Митрополия — это совокупность нескольких епархий.
Впервые о таком титуле упоминается в канонах Первого Вселенского Собора в 325 г. Тогда в Римской империи он управлял столицей, каких в империи было немало, т. к. она тогда состояла из множества подчинённых государств. А главные города их были центрами христианства.
Архиерей с таким титулом является как приемником апостолов, т. к. первоначально в
этих местах проповедовали ученики Христа, так и главой сразу нескольких епископов, что является очень большой ответственностью. Митрополии образовались естественным путем, у епархий, которые туда входили, были общие цели и задачи, собрания, связь.
Митрополит — это всегда очень влиятельное лицо. Он решает серьезные
задачи:
Кроме административных, он выполняет ряд духовных задач:
Также существуют митрополиты, которые не имеют власти, они играют роль викариев у других митрополитов или у Патриарха.
Первый митрополит на Руси
Начиная с X века и вплоть до 1589 года на Руси не было патриарха, а его
обязанности выполнял митрополит. Поэтому он, как сейчас патриарх, был тогда только один — Киевский и всея Руси. Первые архиереи с таким титулом на Руси избирались и назначались в Константинополе и, естественно, зависели от Константинопольского Патриарха и императора. В отличие от епископов они обладали некоторой независимостью, т. к. были главой русской церкви. Но всё-таки они больше всего зависели от киевского князя.
Священнослужители с таким титулом помогали наладить дипломатические отношения между княжествами. Также им удалось сдвинуть с мертвой точки дела, связанные со словесностью и просвещением. До XIII века резиденцией их был Киев, потом Владимир, и начиная с XIV века — Москва.
Самым первым русским архипастырем с таким титулом стал Михаил I Сириянин, который крестил князя Владимира. Однако церковь тогда ещё не была разделена на епархии. Поэтому Михаил не обладал властью предстоятеля в полной мере. Разделить церковь на епархии удалось его приемнику Леонтию. Начиная с Иллариона все предстоятели стали выбираться из русских людей.
Среди митрополитов русской православной церкви несколько причислены к лику
святых. Среди них самые известные — это московские святители: Алексий,
Филипп, Макарий, Иннокентий, Петр, Иона, Филарет.
Митрополиты сегодня
На данный момент их число в православии очень выросло: их уже более 50. Они играют большую роль в жизни церкви. В большинстве случаев они управляют митрополиями, также есть викарии и управляющие епархиями Русской Церкви за границей.
На богослужениях они надевают голубую мантию и белый клобук с жемчужным крестом.
Митрополит в католической церкви
Есть несколько различий между архиереями православной церкви и католическими.
Католический архипастырь с таким титулом имеет значительно меньше полномочий. Он является как митрополитом, так и архиепископом, возглавляет и митрополию, и архиепископию. Три католических архиерея с таким титулом являются патриархами: Венецианский, Лиссабонский и Иерусалимский. Они обязательно возглавляют богослужения и возводят в сан новых епископов. Также они принимают апелляции из епархиальных судов.
Как становятся митрополитами
Чтобы достичь такого высокого сана, нужно пройти все ступени церковной иерархии, начиная с иеродиакона.
Этот титул получают архиепископы за большие заслуги. Возвести в этот сан может только Патриарх. Предстоятель на богослужении благословляет достойного архиепископа и надевает ему на голову белый клобук. С этого момента он уже носит этот титул
Как это происходит можно посмотреть в данном видео:
Церковная иерархия
Все духовенство делится на чёрное и белое. Чёрное — это монахи, имеющие священнический сан. Белое — это женатые священнослужители или в целибате (не женатые и не монахи).
Церковная иерархия имеет 3 степени: диаконство, иерейство и архиерейство. И в
каждой из этих степеней есть своя иерархия.
Высшую степень могут иметь только священнослужители, принявшие монашеский постриг. Остальные степени доступны и для белого, и для черного духовенства. Для того чтобы возвести человека в одну из степеней, совершается хиротония (рукоположение). Чтобы иметь более высокую степень, нужно пройти все нижестоящие степени священства.
Таблица 1. Структура иерархии духовенства
Ступень иерархии | Белое священство (женатые и целибаты) | Черное священство (монахи) |
1ст. Епископство | Патриарх. |
Епископ
Иерей (пресвитер, священник)
Иеромонах
Правила и рекомендации обращения к митрополиту
Чтобы понять, как правильно обращаться к архиерею с таким титулом, важно понимать
характер самого обращения. При официальном обращении в православии говорят
«Ваше Высокопреосвященство», если же обращение неофициальное, то просто «Владыка». Например, чтобы взять благословение у него, нужно сказать: «Владыка, благословите».
Обращаясь к священнослужителям, нужно обязательно отдать должное почтение его служению. Обращения могут быть неофициальными и официальными.
В первом случае, обращаясь к священнику или диакону, называют «отец и имя», например «отец Александр», или можно просто «батюшка». Во втором случае к диаконам обращаются «Ваше Благоговение», к иереям «Ваше Преподобие», протоиереям «Ваше
Высокопреподобие».
При неофициальном обращении к архиереям используют слово «Владыка». Официально епископов называют «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются «Ваше Святейшество».
Митрополит
Митрополи́т (греч. μητροπολίτης ) — первый по древности епископский титул в xристианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находилась в главных городах (метрополиях — греч. Μητρόπολις ) — административных центрах провинций Римской империи.
Содержание
В древней Церкви
Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах I Вселенского Собора (325), окончательно определившего его место в церковной иерархии.
Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (греч. ἤ ἐπαρχία ). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякого народа подобает знать первого из них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без него». Иоанн Зонара в разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит — епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).
В Русской Православной Церкви
В Русской Церкви митрополичий титул первоначально — в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола — присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.
Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.
Киевская митрополичья кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление, то есть Великие князья просто оказывали поддержку митрополитам. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви церковным судам, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:
В 1147 году на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между Киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил Константинопольского Патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако Патриарх князю в этом отказал.
С учреждением Московской патриархии в 1589 году четыре епископские кафедры: (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования (по примеру иных Восточных Церквей) митрополичьих округов — митрополий — тогда не произошло. Все правящие епископы Русской Церкви по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.
Современный период
В настоящее время в составе Русской Православной Церкви полноценные митрополичьи округа в том или ином виде существуют. В частности таковыми являются:
В 2011 г. Священным Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» (Митрополии, являющиеся всего лишь объединением епархий на территории субъекта Российский Федерации и не обладающие автономией, следует отличать от митрополичьих округов).
Киевские митрополиты
Митрополи́т Ки́евский и всея́ Руси́ — титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату.
В Римско-католической церкви
В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут аппелировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.
Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха — это патриархи Венеции, Лиссабона и Иерусалима.
В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в Православных Церквах.
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
- митрик это что документ
- митрополит что это такое