ммгн что это для инвалидов

4 группы маломобильного населения: главные отличия

Маломобильные группы населения (МГН) — общепринятая формулировка, касающаяся людей, испытывающих проблемы с самостоятельным передвижением, ориентированием в пространстве, получением информации и услуг. К маломобильному населению относятся на только люди с инвалидностью, но и дети до 7 лет, старики, беременные женщины, родители с детскими колясками, люди с временными травмами, граждане с тяжелыми грузами в руках.

Люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха.Немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); инвалиды на протезах; инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; люди с психическими отклонениями.

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную.

К тому же, согласно СП 59.13330.2016 в актуализированной редакции СНиП 35-01-2001, маломобильное население принято разделять на 4 группы, которые зависят от степени мобильности людей.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

Группа мобильности М1 включает в себя людей со сниженным слухом, а также тех людей, которые не имеют инвалидности, то есть беременные женщины, люди старшего поколения после 60 лет, дети дошкольного возраста и т.д.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

Группа мобильности М2 охватывает людей преклонного возраста, людей, имеющих протезы, лиц, частично или полностью лишенных зрения, людей с когнитивными расстройствами.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

В группу мобильности М3 входят люди, страдающие от нарушений опорно-двигательного аппарата, которые используют при этом дополнительную опору: трость, костыли, ходунки.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

Группа мобильности М4 включает в себя людей, лишенных подвижности, которые вынуждены передвигаться на инвалидных креслах с ручным приводом.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

Группы мобильности от М1 до М4 тесно связаны с вопросом экстренной эвакуации людей из зданий общественного назначения. Например, слабослышащий человек сможет без труда покинуть социальное учреждение как с помощью лифта, так и с помощью лестницы. Тогда как человеку, прикованному к инвалидному креслу, подойдет только лифтовая кабина с широким дверным проемом, к тому же необходимо учитывать низкую скорость и интенсивность движения данной группы людей. Также на этажах необходимо располагать планы эвакуации и мнемосхемы этажей для помощи ориентирования в экстренной ситуации для людей различных групп мобильности.

Поэтому важно принимать во внимание тот факт, что группы маломобильного населения имеют существенные отличия, а, следовательно, и нормы доступности зданий и сооружений для каждой группы будут различными.

Для того, чтобы создать безбарьерную среду на своем объекте, обращайтесь в наш проектный отдел по телефонам: 8 800 555 34 73, +7 910 539-20-08 или отправьте заявку на почту project@vertical.pro.

Мы учтем все нюансы для различных нозологий и сделаем ваши объект действительно доступным для всех.

Источник

Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов

Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?

Содержание

Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.

Что говорит закон о маломобильных гражданах?

Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).

Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».

В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).

Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:

Кто относится к маломобильным группам населения?

Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.

Что обязаны делать организации?

В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:

Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.

Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.

К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.

Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.

Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.

Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.

То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.

Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.

В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.

Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).

Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.

Доступная городская среда

Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями

В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?

Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.

А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.

Места на парковках

Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.

Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита

К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.

Какое наказание ждет нарушителей этих требований?

Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.

Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Ммгн что это для инвалидов

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Accessibility of buildings and structures for persons with reduced mobility

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 59.13330.2016 с СП 59.13330.2020 см. по ссылке;
Текст Сравнения СП 59.13330.2016 с СП 59.13330.2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________

Дата введения 2017-05-15

Предисловие

Сведения о своде правил

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

1 Область применения

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

1.3 Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением N 1)

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями;

3.1 адаптация: Приспособление к новым условиям (здесь): Приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.

3.2 адаптированный вход (здесь): Вход, приспособленный для прохода маломобильных посетителей, в том числе на креслах-колясках.

безопасная зона: Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.

3.5 благоустройство участка (территории) (здесь): Комплекс мероприятий, обеспечивающих доступность маломобильных посетителей и включающий в себя: создание искусственного ландшафта (озеленение), мощение дорожек для пешеходов и проезжей части, устройство наружного освещения, создание зон отдыха, спорта и развлечений на участке, а также информационное обеспечение посетителей.

3.6 бордюрный пандус (съезд): Уклон пешеходного пути, предназначенный для сопряжения двух разноуровневых поверхностей для безбарьерного передвижения людей, использующих кресла-коляски, не оборудованный поручнями.

3.7 бортовой камень: Ограждение путей движения и пространств однородными элементами малой высоты, совмещающее функции безопасности и информативности.

3.8 визуальные средства информации (здесь): Носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов слуха.

3.9 габариты (здесь): Внутренние (в свету) и наружные (в чистоте) размеры элементов архитектурной среды (предметов и пространств) по их крайним выступающим частям.

3.11 доступные для МГН здания и сооружения: Здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений.

3.12 доступный маршрут движения: Помещения, места обслуживания, позволяющие беспрепятственно достичь конечной точки маршрута и воспользоваться услугой.

3.13 досягаемость: Свойство мест обслуживания, имеющих параметры, обеспечивающие возможность воспользоваться предметом, объектом пользования (дотянуться до него).

3.14 зона предоставления услуг (обслуживания): Совокупность мест обслуживания в помещении или на участке.

3.15 инвалид по зрению: Человек, у которого полностью отсутствует зрение, или острота остаточного зрения не превышает 10%, или поле зрения составляет не более 20%.

3.16 инвалид (здесь): Человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и дефектами слуха, которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, в том числе из-за пространственно-средовых барьеров.

3.17 инвентарный пандус: Сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной, приставной, перекатной и т.д.

3.18 карман (здесь): Ниша, пространство, примыкающее к границе помещения или коммуникационного пути вне их пределов.

3.19 коэффициент сцепления: Отношение горизонтальной реакции к нагрузке на поверхность.

3.20 лифтовой холл: Специальное помещение, располагаемое у входа в лифт, ограниченное, как правило, дверями.

3.21 маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.

3.22 медиагид: Комплекс технических и полиграфических средств, использующих принципы мультимедийной печати, индивидуального речевого информирования и идентификации специальных кодов, путем их считывания оптическим идентификатором.

3.23 места обслуживания (здесь): Части зданий, сооружений, помещений, зон, организованные и оборудованные для оказания услуг посетителю.

3.24 ограждение: Вертикальная ограждающая конструкция на перепаде отметок пешеходных поверхностей, вокруг опасных мест и нависающих препятствий.

3.25 пандус: Сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).

3.26 пандус одностороннего движения: Сооружение, предназначенное для одновременного перемещения только одного человека, при расстоянии между поручнями 0,9-1,0 м.

3.27 пиктограмма: Символическое изображение вида деятельности, указания действия или назначения помещения.

3.28 подъем: Разность уровней (вертикальный размер) между ближайшими горизонтальными плоскостями наклонного пути движения.

3.29 подъемная платформа: Грузоподъемная машина периодического действия для подъема и спуска пользователей, размещающихся на грузонесущем устройстве, которое перемещается по вертикальной или наклонной траектории.

3.30 полоса движения: Часть пешеходного пути, предназначенная для движения в один ряд в одном направлении.

3.31 помещение индивидуального обслуживания: Кабина или кабинет, где осуществляется самообслуживание или обслуживание маломобильного посетителя персоналом учреждения (предприятия). Габариты кабины (кабинета) должны учитывать, как правило, возможность размещения и сопровождающего лица.

3.32 поперечный уклон: Уклон поверхности, перпендикулярный направлению движения.

3.33 поручень: Компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении.

3.35 продольный уклон: Уклон поверхности, параллельный направлению движения.

3.36 проход: Пешеходное пространство между конструктивными и/или функциональными элементами (оборудованием).

3.37 путь движения: Пешеходный путь, используемый МГН, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.), а также внутри зданий и сооружений (горизонтальные и вертикальные коммуникации).

разумное приспособление: Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

[Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.*, статья 2].

Источник

Создание доступной среды для маломобильных групп населения: проблемы и пути решения

ммгн что это для инвалидов. Смотреть фото ммгн что это для инвалидов. Смотреть картинку ммгн что это для инвалидов. Картинка про ммгн что это для инвалидов. Фото ммгн что это для инвалидов

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Проведение государственной экспертизы проектов строительства приобретает в этом процессе особенно большое значение. «Доступная среда» на 2011–2020 годы – государственная программа, призванная облегчить жизнь людей с ограниченными способностями и дать им возможность максимально интегрироваться в общество, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297. Первый срок реализации данной программы был осуществлен в период с 2011 до 2012 года. Следующие этапы ее реализации производились в 2015 и 2018 годах. Четвертый этап осуществляется в 2019 году. Окончание программы планируется в 2020 году. Доступная среда — это среда обитания, объекты строительства и транспорта, информации и связи, спроектированные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни.

В настоящее время в стране реализуются масштабные программы по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, разрабатывается проектная документация нового поколения с учетом требований действующих нормативных документов, отвечающая современным требованиям по условиям эксплуатации и безопасности.

Одним из разделов такой проектной документации является раздел «Мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Оценка проектных решений в этой области является непосредственной задачей экспертной деятельности. Процесс проведения государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения включает в себя:

1) Анализ исходных данных для проектирования;

2) Определение перечня нормативных документов, используемых при проведении государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

3) Оценку проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения:

●оценку соответствия принятых решений исходным данным для проектирования (заданию на проектирование и иным нормативно-правовым актам);

●оценку соответствия содержания рассматриваемого раздела проектной документации требованиям Положения;

●оценку соответствия требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативных технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

●оценку соответствия предусмотренных мероприятий проектным решениям, данным и сведениям, представленным в других разделах (подразделах) проектной документации.

Оценка содержания рассматриваемого раздела проектной документации производится в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса, Федерального закона № 384-ФЗ, законодательными актами о градостроительной деятельности, а также иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-техническими документами и распорядительными документами.

Помимо этого, эксперт руководствуется требованиями, указанными в пункте 27 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (Положение). Требования указанного Положения распространяются на все здания и сооружения, входящие в объем проектирования рассматриваемого объекта в соответствии с заданием на проектирование.

Данный перечень может быть дополнен другими нормативно-техническими документами, необходимость учета которых при разработке проектной документации установлена заказчиком в задании на проектирование и которые не противоречат стандартам и сводам правил, установленным требованиями федеральных законов.

Оценка соответствия проектной документации требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативно-технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, распространяется на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг, а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

Критерии доступности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:

●условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта;

●беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;

●достижение места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;

●возможность воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

Критерии безопасности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:

●возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);

●возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

●отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

●предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

Критерии информативности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:

●использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

●своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;

●точная идентификация своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

●возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;

●возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Данные критерии оценки проектных решений экспертом применяются как к новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в части объемно-планировочных решений, так и к генеральному плану.

При рассмотрении Главгосэкспертизой России зданий непроизводственного и производственного назначения основное внимание уделяется следующим аспектам:

При новом строительстве общественные здания и сооружения:

●пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания;

●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы);

●лифты, подъемные платформы и эскалаторы;

●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения;

●основные требования к дошкольным образовательным учреждениям и общеобразовательным и специальным учреждениям.

Так, особое внимание уделялось обеспечению доступа людей с ограниченными физическими возможностями на стадионы (по требованиям СП 59.13330.2012 – 5%, а по требованиям ФИФА – 1%. Принятыми решениями предусмотрен 1 %, что было обосновано в специальных технических условиях).

●при проектировании жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование;

●в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления (квартиры для семей с инвалидами следует размещать, как правило, на первых этажах);

●пути движения внутри здания;

●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы);

●лифты, подъемные платформы;

●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения;

●при создании на предприятии цехов или складов (участков), предназначенных для использования труда инвалидов, следует руководствоваться также едиными санитарно-эпидемиологическими правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, требованиями СП 59.13330.2012.

Основные пути решения проблемных вопросов при формировании доступной среды обитания для маломобильных групп населения

При подготовке проектной документации для обеспечения доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда необходимо предусматривать минимальные требования для безопасного осуществления необходимой деятельности маломобильных групп населения.

Для комплексного использования зданий для маломобильных групп населения необходимо, прежде всего, определить основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, их наполняемость, местные условия и т.д.

При проектировании необходимо учитывать два принципиальных подхода к созданию доступной среды.

Первый принцип – «универсальный дизайн», предусматривающий изготовление предметов, обстановок, программ и услуг, в максимальной степени пригодных для использования всеми людьми. Полностью требования «универсального дизайна» возможно исполнить в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта).

Второй принцип – «разумное приспособление», там, где возможно, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособление окружающей обстановки под нужды инвалида, с учетом, с одной стороны, его потребностей, а с другой – имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в условиях реставрации, реконструкции объектов культурного и исторического наследия, а также в решении проблем доступа у действующим объектам, введенным ранее утверждения действующих норм и требований.

Вместе с тем при подготовке проектной документации в части обеспечения доступа маломобильных групп населения современные нормативные требования не полностью учитывают создание полноценной среды обитания для маломобильных групп населения, так, например:

●несовершенство законодательного и нормативного регулирования создания доступной среды для маломобильных групп населения из-за рекомендательного характера для исполнения части норм и правил;

●несоответствие норм, в части размещения маломобильных групп населения на стадионах международным требованиям ФИФА и КХЛ;

●не определены стандарты проживания (в части жилых помещений) для инвалидов и членов их семей;

●отсутствует законодательно закрепленный принцип непрерывности путей движения маломобильных групп населения, в том числе для объектов культурного наследия.

Решение данных проблем за счет формирования отдельных элементов более невозможно, в данных случаях инвалиды находятся на площадках доступности посреди в целом недоступной среды. Для решения данных проблем необходимы комплексные усилия Минстроя России, Минздрава России, Минсоцзащиты России, а также соответствующих ведомств и организаций.

В целом создание доступной среды для инвалидов повысит уровень социальной адаптации и интеграции маломобильных групп населения в современное общество, их социальную защищенность.

Андрей Сергеевич Зарубин. Геннадий Вадимович Чистяков. Абдуллаев Дмитрий Абаевич. Публикация за третий квартал 2019 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *