мнестические способности что это
Психологическая структура мнестической деятельности
Сбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, органическое поражение мозга и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.
В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.
Виды интеллектуальных и мнестических нарушений
В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:
Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.
Корсаковский синдром
При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.
Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.
Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.
Дементивный синдром
Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.
В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.
Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.
У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.
Психоорганический синдром
Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.
Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:
Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.
Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.
Врожденные формы слабоумия
Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.
Олигофрения имеет три стадии:
Мнестическая деятельность человека. Особенности
Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.
Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.
Причины и провоцирующие факторы
Нарушения в работе мозга из-за поражения нервных клеток вследствие болезни, травмы или возрастного угасания являются причиной интеллектуально-мнестических расстройств.
Ослабление памяти также может быть вызвано снижением уровня концентрации (внимания), нарушениями сознания. В первом случае расстройства имеют необратимый характер, во втором случае мнестические и интеллектуальные процессы могут восстановиться в полной мере.
На возникновение Корсаковского синдрома влияют опухоли головного мозга, гипоксия, нарушения кровообращения головного мозга, черепно-мозговые травмы, двустороннее поражение лимбических систем, тяжелые отравления, в том числе алкогольное, недостаток витамина В (провоцирует глиоз, некроз и разрушение капилляров).
Атрофия нервных клеток в височно-теменной области с распространением на затылочную и лобную часть является причиной болезни Альцгеймера.
Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает болезнь Пика. Болезнь Паркинсона – это последствия атеросклероза, повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.
Сосудистая деменция – результат нарушения кровоснабжения головного мозга из-за атеросклероза, инсульта, ишемии, сердечной недостаточности.
Начало психоорганического синдрома провоцируется различными факторами:
Неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные и эндокринные заболевания матери и алкоголизм влияют на кровоснабжение мозга ребенка, нарушают его нормальное развитие, что может стать причиной рождения олигофрена. Краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и сифилис предвестники эмбриопатии и фетопатии.
При составлении рассказов по отдельным и серийным сюжетным картинкам большинство испытуемых клинической группы не смогло справиться с заданием без ошибок и допускало их значительно больше, чем здоровые испытуемые. Так, у 43% больных депрессией наблюдались отчетливые затруднения при оценке эмоционально-выразительных элементов изображенных на картинках ситуаций, юмора (в норме такие затруднения встречались только у 14% испытуемых), у 64% – проявления невнимания к тонким деталям и нюансам изображения (в норме таких случаев не было). Больные депрессией в случаях затруднений реже, чем психически здоровые испытуемые, могли самостоятельно оптимизировать свою деятельность или исправить первоначально выдвинутые ошибочные гипотезы, опираясь на наводящие вопросы и указания психолога. Следует также отметить, что испытуемые контрольной группы чаше проявляли собственную активность по поиску перцептивных и смысловых опор для успешного выполнения заданий, им реже требовалась помощь извне.
Результаты серийного устного счета (вычитание “от 100 по 7”) показали, что больным депрессией требуется больше времени на выполнение задания: если испытуемые контрольной группы в среднем тратили 1 мин. 10 сек., то больные депрессией – 1 мин. 51 сек. Они также допускали большее количество ошибок. Показательно, что если в контрольной группе ошибки чаще встречались на начальных этапах задания, то больные депрессией допускали ошибки на всех этапах счета примерно с одинаковой частотой. Данное задание вообще оказалось не очень простым для всех испытуемых. Об этом свидетельствует тот факт, что даже испытуемым контрольной группы в ряде случаев требовалось подтверждение правильности собственных действий (эта потребность, как правило, реализовалась в виде вопросительного уточнения инструкции “Так, по 7 отнимаем?”).
А вот в клинической группе чаще фиксировались не уточнения, а именно потери инструкции, для продолжения деятельности требовался ее дополнительный повтор. В целом можно сказать, что выполнение задания испытуемыми контрольной группы носило более автоматизированный и интериоризированный характер, тогда как больные депрессией чаще использовали “внешние” вербальные способы опосредования, т.е. проговаривали вслух выполняемые счетные операции (подобное устойчивое проговаривание встречалось у 21% здоровых испытуемых и у 64% больных депрессией). Представляется важным и тот факт, что вынесение счетных операций в план внешней речи как правило не способствовало улучшению деятельности, больные все равно вновь допускали ошибки. В контрольной группе вербальное опосредование практически исключало появление новых ошибок и существенно улучшало деятельность.
Полученные данные позволяют высказать ряд предположений о некоторых психологических особенностях функционирования опосредования психической деятельности при нормальном и патологическом старении. Формирующийся на протяжении онтогенеза арсенал способов опосредования (обусловленный действием комплекса средовых и биологических факторов, одновременно общий для всех людей данной культуры и вместе с тем обладающий индивидуальными характеристиками) имеет сложное многоуровневое строение. При нормальном старении, когда психические процессы протекают более или менее оптимально, многие способы саморегуляции и опосредствования столь автоматизированы и интериоризированы, что не всегда доступны рефлексии (об этом свидетельствуют самоотчеты испытуемых).
Психически здоровые лица пожилого возраста прибегают к дополнительным опосредующим приемам в основном в тех случаях, когда велик объем запоминаемого материала или характер деятельности требует повышенного внимания и значительной нагрузки на оперативную память, причем эти приемы в большинстве случаев существенно улучшают выполнение заданий. Что касается аффективных расстройств, то результаты проведенного исследования показывают, что у большинства обследованных больных изменяются качественные и скоростные показатели мнестической и интеллектуальной деятельности. Возникают отчетливые трудности включения в выполнение заданий, колебания внимания и уровня достижений, истощаемость, повышенная тормозимость следов памяти. Эти факты согласуются с современными клиническими данными о том, что при депрессиях в период старения бывает нарушена концентрация внимания, имеются трудности в принятии решений, а отчетливые мнестико-интеллектуальные изменения фиксируются у 5-25% больных (Концевой, 1999). Изменения затрагивают и приемы саморегуляции и опосредования: их спектр сужается, они зачастую утрачивают интериоризированный характер, делаются малоэффективными, хуже компенсируют затруднения в мнестико-интеллектуальных задачах. Подобные негативные проявления, по-видимому, могут быть обусловлены как состоянием мозговых структур, так и эмоционально-мотивационными нарушениями.
Рассмотрение процессов саморегуляции и опосредования психической деятельности при депрессиях представляется перспективным для понимания механизмов функционирования комплекса характерных для данной нозологии аффективных и мнестико-интеллектуальных изменений.
опосредование деятельности – предыдущая | следующая – деменция альцгеймеровского типа
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание
Диагностика и концепция лечения
Олигофрения и ее степень определяется с помощью стандартных психологических тестов, благодаря которым выводится интеллектуальный коэффициент (IQ):
Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.
Дислексия из-за нарушений памяти у детей
Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.
При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.
Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.
Что такое мнестическая деятельность?
Любые знания возникают в результате специальной мнестической деятельности. Ее основная цель – это запоминание определенной информации таким образом, чтобы в дальнейшем человек мог без проблем ее воспроизводить.
Этапы мнестической деятельности
Специалисты выделяют несколько основных этапов:
Для того чтобы мнестическая деятельность была полноценной, необходимо регулярно тренировать память и изучать что-то новое.
Особенности мнестической деятельности
За деятельность такого типа в человеческом организме отвечает непосредственно кора головного мозга. С ее помощью люди могут воспринимать, систематизировать, а также правильно воспроизводить информацию. Стоит отметить, что среди живых существ только человек может запоминать ту информацию, которая была им получена не с помощью органов чувств.
В головном мозге на постоянной основе происходит восприятие, а также дальнейший анализ самых разных сигналов, которые поступают не только от внутренних органов, но и из окружающей среды. Внимание человека может выбирать нужные моменты и фиксироваться только на них, запоминать определенную информацию, которая в дальнейшем может пригодиться.
Виды психической активности
Мнестические процессы происходят полностью индивидуально, но при этом условно можно поделить их на несколько видов в зависимости от того, как человек лучше запоминает новую информацию:
Нарушения мнестических процессов
На сегодняшний день специалисты отмечают клинические, психологические, а также нейрофизиологические нарушения мнестических процессов. Наиболее распространенной проблемой считается амнезия, которая может быть полной или частичной, кратковременной или долгосрочной.
Причины возникновения нарушений могут быть разными. Специалисты пытаются тщательнее изучить данную тему, ведь именно проблемы с памятью являются основой многих психических патологий. К примеру, те люди, которые страдают маниакально-депрессивным синдромом, очень плохо запоминают информацию.
Если говорить о лечении, то в таком случае применяется не только медикаментозная терапия, но и другие современные методы. Выбирать подходящий способ нужно обязательно с учетом того, какой именно диагноз был поставлен пациенту. В основе терапевтической схемы лечения учитываются следующие принципы:
Тренажеры Викиум помогут поддерживать мозг в тонусе и укреплять все его функции.
Что такое мнестические процессы?
Человеческие знания возникают как результат мнестической деятельности. Которая имеет целью запоминание соответствующего материала, чтобы в последующем воспроизвести его. Мнестические процессы — это те, что происходят в человеческой памяти и состоящие из следующих этапов:
Вам будет интересно: Карл II: дата рождения, биография, время правления, дата и причины смерти
Вам будет интересно: Концепция холистического маркетинга, его виды
В специальной литературе также часто упоминается сочетание «аттентивно-мнестические процессы». В этих случаях речь идет о процессах внимания и памяти. Как известно, очень тесно взаимосвязанных.
Вам будет интересно: Дмитрий Милютин: дата рождения, биография, военная карьера, проведение реформы в армии
Элементарные и специфические мнестические процессы
В нейронауках принято разделять элементарные и специфические мнестические процессы. Элементарные (сенситизация, условный рефлекс) имеются в наличии даже у примитивных животных. Специфические присущи уже более совершенным, многослойным типам памяти.
Модально-специфические мнестические процессы — это те, что сопряжены с функционированием различных сенсорных систем. На основе этого выделяются соответствующие типы памяти: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, двигательная. Модально-специфический тип памяти часто становится необходимым в профессиональной деятельности (аудиальная память людей, занимающихся музыкой).
Классификация по характеру психической активности
Индивидуальные особенности мнестических процессов характеризуются тем, какой материал лучшее усваивается: образный, вербальный или в равной степени тот и другой:
Вам будет интересно: Битва при Гранике: причины, военная стратегия, ход событий и итоги
Классификация мнестических процессов по продолжительности удерживания закрепленной информации
Традиционно мнестическая сфера подразделяется на 3 классических временных типа памяти:
Механизмы регуляции и запечатления
Фиксирование новых сведений проходит три этапа во времени: первоначально на основе работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов формируется энграмма, то есть особый след в иконической памяти. На последующей стадии имеющиеся данные отправляются в высшие инстанции головного мозга. В определенных корковых структурах и частях лимбической системы поступивший материал анализируется и сортируется.
Известно, что гиппокамп выступает в роли своеобразного фильтра, классифицирующего все это и отбрасывающего лишнее, а задача височной области заключается в налаживании взаимосвязей с участками хранения энграмм из других частей мозга. На последнем этапе все это переводится в четкую схему долговременной памяти.
Нарушения мнестических процессов
Исследования патологий ведутся, как правило, в 3 сферах:
Патологии памяти в общем ключе можно изобразить как две отдельные группы — количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии) нарушения. К первым относятся такие, как гипермнезия, амнезия, гипомнезия, а к качественным такие, как ложные воспоминания, контаминация, жамевю или псевдореминисценция.
Самым известным расстройством памяти, часто упоминающимся в фильмах и книгах, считается амнезия. Она бывает разных видов, их объединяет общая неспособность воспроизвести ранее усвоенные знания, пережитые события или запомнить новый материал.
Причины нарушений
Бывают разные причины, по которым в сильной степени страдают мнестические процессы. В психологии это является значимой темой для исследований, так как расстройства памяти лежат в основе многих психических недугов. Например, у больных с маниакально-депрессивным синдромом часто нарушена функция запоминания.
Модально-специфическая регуляция памяти зависима от работы первичных полей и функциональных зон коры головного мозга. Если их функционирование нарушается, нарушаются также и процессы памяти. Наиболее тяжелые нарушения мнестических процессов — те, которые обусловлены органическими изменениями мозга.
Модально-неспецифические нарушения образуются при патологиях подкорковых мозговых структур: нейронной сети ствола, лимбической системы, гиппокампа. Если вдруг деятельность гиппокампа будет нарушена может возникнуть «корсаковский синдром», при котором пострадавший, сохранив долговременную память, теряет способность запомнить недавние события.
Общие принципы терапии мнестических расстройств
Расстройства мнестических процессов довольно часто поддаются медикаментозной терапии, а также другим способам лечения. Варианты их применения зависят от конкретного диагноза, в особо тяжелых случаях возможно хотя бы облегчение симптомов. Основная терапевтическая схема выстраивается на следующих принципах:
Дополнительно к основному лечению назначаются:
Некоторые приемы, решающие проблему расстройств у детей
В детском возрасте коррекция мнестических процессов — это прежде всего упражнения, основанные на межмодальном синтезе, то есть на переведении информации с уровня одной модальности на уровень другой:
Это очень важно: начать своевременное развитие гностических и мнестических процессов (то есть познания и памяти) в раннем детстве. Чтобы избежать проблем в будущем.
Итак, мнестические процессы — это сложная и тонкая деятельность. Которая протекает в человеческом мозге на нейрофизиологическом, биологическом и психическом уровнях. Эти процессы, составляющие подвижную структуру нашей памяти, могут подвергаться расстройствам разного спектра в зависимости от характера поражения нервной системы. Если причиной нарушений являются не глубокие органические поражения мозга, то при современном подходе они вполне подвергаются коррекции.
Интеллектуально-мнестические расстройства — комплекс нарушений интеллекта и памяти
Сбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, органическое поражение мозга и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.
В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.
Виды интеллектуальных и мнестических нарушений
В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:
Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.
Корсаковский синдром
При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.
Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.
Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.
Дементивный синдром
Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.
В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.
Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.
У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.
Психоорганический синдром
Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.
Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:
Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.
Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.
Врожденные формы слабоумия
Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.
Олигофрения имеет три стадии:
Причины и провоцирующие факторы
Нарушения в работе мозга из-за поражения нервных клеток вследствие болезни, травмы или возрастного угасания являются причиной интеллектуально-мнестических расстройств.
Ослабление памяти также может быть вызвано снижением уровня концентрации (внимания), нарушениями сознания. В первом случае расстройства имеют необратимый характер, во втором случае мнестические и интеллектуальные процессы могут восстановиться в полной мере.
На возникновение Корсаковского синдрома влияют опухоли головного мозга, гипоксия, нарушения кровообращения головного мозга, черепно-мозговые травмы, двустороннее поражение лимбических систем, тяжелые отравления, в том числе алкогольное, недостаток витамина В (провоцирует глиоз, некроз и разрушение капилляров).
Атрофия нервных клеток в височно-теменной области с распространением на затылочную и лобную часть является причиной болезни Альцгеймера.
Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает болезнь Пика. Болезнь Паркинсона – это последствия атеросклероза, повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.
Сосудистая деменция – результат нарушения кровоснабжения головного мозга из-за атеросклероза, инсульта, ишемии, сердечной недостаточности.
Начало психоорганического синдрома провоцируется различными факторами:
Неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные и эндокринные заболевания матери и алкоголизм влияют на кровоснабжение мозга ребенка, нарушают его нормальное развитие, что может стать причиной рождения олигофрена. Краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и сифилис предвестники эмбриопатии и фетопатии.
Диагностика и концепция лечения
Олигофрения и ее степень определяется с помощью стандартных психологических тестов, благодаря которым выводится интеллектуальный коэффициент (IQ):