модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Оглавление

3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Рис. 1. Оптимум монополии

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.

Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».

Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.

Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Что такое монополистическая конкуренция

Пример: многие фирмы выпускают кроссовки, но их обувь отличаются брендом, дизайном, материалом, качеством изготовления и т.п. Покупатель может выбрать кроссовки фирмы Adidas, Puma, Nike или любого другого производителя, но выглядеть они будут по-разному.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

В чем отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции

Рынок монополистической конкуренции сложно изучать, потому что невозможно построить его единую модель. Каждый такой рынок имеет свои особенности.

Примеры рынков монополистической конкуренции

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Признаки и черты рынка монополистической конкуренции

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими чертами:

На рынке действует множество независимых фирм и покупателей.

Фирмы производят разнородную, дифференцированную продукцию.

Фирмы могут влиять на цену своих товаров и услуг.

Барьеры для вступления в отрасль невысоки.

Продавцы и покупатели полностью информированы об условиях рынка.

Жесткая неценовая конкуренция: за счет рекламы, дизайна, обслуживания и т.п.

Плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции:

Преимущества рынка монополистической конкуренции:

Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя.

Сильная конкуренция удерживает цены на относительно низком уровне.

Отсутствие дефицита товаров и услуг.

Рыночная власть отдельной фирмы мала. Благодаря этому рынок монополистической конкуренции благоприятен для покупателя.

Недостатки рынка монополистической конкуренции:

Нестабильность рынка, разорение фирм, проигрывающих в конкурентной борьбе.

Ограниченная прибыль производителей в силу высокой конкуренции.

Боязнь риска и малый размер фирм снижают возможности для инновационной деятельности

Что такое дифференцированная продукция. Вертикальная и горизонтальная дифференциация

Дифференциация продукции может быть основана на:

«Мнимых» различиях (упаковка, торговая марка, имидж фирмы, позиционирование в рекламе).

Также говорят о горизонтальной и вертикальной дифференциации.

Источник

Монополистическая конкуренция в коротком и длительном периодах

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция здесь все же не является совершенной? Причина кроется в той самой заметной черте рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, а именно в разнообразии, дифференциации, продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке. Причем с непривычки режущее слух словосочетание «мини-монополист» является не метафорой, а точным отражением сути ситуации.

В самом деле, каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Поговорим о факторах дифференциации продуктов подробнее.

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и проч.).

При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Так, один из крупнейших успехов в истории компании «Пепси-кола» связан с введением полуторалитровых пластмассовых бутылок (проект «Большой вкус пепси»). Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится почти монополистом для своей округи.

Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации). Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары. Такое явление в настоящее время можно, в частности, наблюдать на российском компьютерном рынке, где считанное число типов компьютеров предлагается на разных условиях и по очень разным ценам.

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен. Теперь мы в состоянии уточнить эту формулировку: выход на такой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.

Вместе с тем не следует преувеличивать доступную таким фирмам степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится считаться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма> модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма
Рис. 8. Выбор оптимального объема производства в коротком периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен. Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором SМС = SMR. Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (рис. 8,а) или минимизирует убытки (рис. 8,б).

Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в коротком периоде наиболее заметны «родовые» черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции (Разумеется, отличия тоже есть, в частности отличия количественные.

Так, при монополистической конкуренции кривая спроса не идет столь круто вниз, как при монополии. Причины этого тоже понятны. При монополистической конкуренции велика возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель, поэтому эластичность спроса здесь при прочих равных условиях выше, чем при монополии). Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в длительном периоде (рис. 9).

Для простоты изложения примем, что кривая затрат не меняется. Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня LAC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей.

модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Смотреть картинку модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Картинка про модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма. Фото модель монополистической конкуренции в длительном периоде предполагает что фирма

Рис. 9. Равновесие в длительном периоде

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в длительном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы. В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D3 на рис. 9).

К такому же финалу приведет развитие событий и тогда, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной. Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LAC. Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в длительном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних затрат. И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

Такое условие выполняется для совершенной, но не для монополистической конкуренции (вспомним: спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным). Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума затрат под углом (D2 на рис. 2), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке. На рис. 2 мы не случайно изобразили проходящую через минимум средних затрат линию спроса D2 как промежуточное, неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D1 к стабильному положению D3.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия.

Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции. Итак, теорема об избыточной мощности утверждает, что обществу приходится расплачиваться за разнообразие продуктов.

Источник

Модель монополистической конкуренции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенная сегодня структура рынка, которая характеризуется наличием в отрасли нескольких десятков хозяйствующих субъектов, которые производят дифференцированную продукцию и обладают над ней некоторой монопольной властью, но находятся в конкурентной борьбе друг с другом за объём продаж.

Понятие монополистической конкуренции и ее характерные черты

В экономике существует несколько структур составляющих ее отраслевых рынков. Наиболее распространённой рыночной структурой является монополистическая конкуренция. Она относится к категории структур несовершенной конкуренции, хотя и является типом рынка, наиболее близким к совершенной конкуренции.

Основателем теории монополистической конкуренции считается Эдвард Чемберлин, который в 1933 году издал книгу «Теория монополистической конкуренции».

Большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными. Это связано с тем, что они осуществляют дифференциацию производимой продукции, приобретая, тем самым, некоторый объем монопольной власти над ней (в частности, возможно произвольное изменение предприятием цен на свою продукцию).

Однако фактически дифференциация продукции осуществляется не полностью. По сути выставляемые на рынок товары являются аналогичными, несмотря на наличие различий в качестве, брендах, расцветке, вкусе и т. п. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Reebok» готовы приобрести их за большую цену, чем кроссовки других фирм. Но в случае чрезмерного увеличения цены покупатели всегда смогут найти на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. Подобная ситуация складывается на рынке не только обуви, но и одежды, косметической продукции и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Такому положению дел во многом способствует существование невысоких барьеров для вступления в отрасль новых хозяйствующих субъектов. Если трудности и возникают, то довольно типичные и относительно легко решаемые – оформление регистраций, патентов и лицензий.

Другими особенностями рынка с монополистической конкуренцией считаются:

Дифференциация продукции как основа монополистической конкуренции

Ключевой характеристикой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Этим понятием обозначают ситуацию на рынке, когда группа продавцов производит и реализует близкие товары. Однако по своим характеристикам они не являются однородными, т.е. совершенными заменителями.

Товары монополистически конкурентных предприятий выполняют одну и ту же функцию. Однако производители сознательно вносят в них несколько отличительных черт. Они формируют разницу между товарами, которая может быть основана на следующих аспектах:

Продукция может быть дифференцирована двумя способами: горизонтальным и вертикальным. Горизонтальная дифференциация продукции базируется на выборе покупателей, которые при одинаковых ценах и уровне качества отдают предпочтение в соответствии со своими вкусами (например, выбор автомобиля – «Toyota» или «Nissan»). Вертикальная дифференциация продукции заключается в делении товаров на «хорошие» и «плохие» по качеству или какому другому схожему критерию (например, выбор холодильника — «Орск» или «LG»).

Дифференциация продукции создает ограниченную монополию, которую приобретает предприятие. Например, у бутербродов «Биг Мак» только один производитель, у зубной пасты «Аквафреш» только один производитель, у журнала «Экономическая школа» только один издатель и т.д. Благодаря этому у данных производителей существует возможность в ограниченном масштабе оказывать влияние на уровень рыночных цен.

Однако на рынке к продаже предлагаются аналогичные товары. Их схожесть будет ограничивать существующее на рынке влияние на цены. Кроме того, достаточно высокой будет перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов. Эластичность спроса по цене также будет высокой. А вот кривая спроса будет иметь небольшой отрицательный наклон (напомним, что при совершенной конкуренции кривая спроса приобретает горизонтальный вид).

Равновесие фирмы монополистического конкурента

В краткосрочном периоде динамика спроса монополистической конкуренции будет отличаться от спроса монополии. Спрос на продукцию каждого из монополистических конкурентов будет эластичным, поскольку в условиях конкуренции в случае повышения цены на продукцию одного предприятия потребители будут обращаться к другому.

Фактором привязки к продукции каждого из предприятий является степень дифференциации, от которой будет зависеть уровень эластичности. Цена на подобном рынке определяется по кривой спроса, а оптимальный объём производства каждого предприятия определяется аналогично случаю чистой монополии. Динамика средних издержек определяет наличие прибыли или убытков.

В долгосрочном периоде наличие у монополистических конкурентов экономической прибыли будет приводить к притоку в отрасль новых предприятий. Будут происходить увеличение предложения, уменьшение равновесной цены, сокращение величины прибыли. В конечном итоге это приводит к тому, что единственной возможностью монополистических конкурентов увеличить прибыль останется увеличение дифференциации продукции. Однако предполагается, что в долгосрочном периоде возможно копирование прибыльных направлений дифференциации, благодаря чему предприятия будут находиться в относительно одинаковых условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *