модификатор поведения что это
модификация поведения
Полезное
Смотреть что такое «модификация поведения» в других словарях:
Модификация поведения — – метод обучения людей изменению поведения за счет систематического использования подкрепления и, редко, несильного наказания. Метод основан на ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ. В целом программы модификации поведения направлены на устранение нежелательного… … Словарь-справочник по социальной работе
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ — behaviour modification) использование методов поведенческой психологии (см. Бихевиоризм) особенно оперантного кондиционирования для изменения поведения людей. Модификация поведения имеет более широкое применение по сравнению с поведенческой… … Толковый словарь по медицине
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ — видоизменение поведения, сопровождающееся появлением новых характеристик … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Модификация поведения — (behavior modification) … Психология развития. Словарь по книге
Модификация Поведения (Behaviour Modification) — использование методов поведенческой психологии (см. Бихевиоризм) особенно оперантного кондиционирования для изменения поведения людей. Модификация поведения имеет более широкое применение по сравнению с поведенческой терапией, так как она может… … Медицинские термины
Модификация поведения (behavior modification) — Общим для множества различных формулировок и методик М. п. является прямое вмешательство с целью изменить реакции человека на ситуации при условии, что этот человек или значимые для него люди считают такое изменение полезным. В этом определении… … Психологическая энциклопедия
Модификация поведения заключенных в США — Ориентрована на разработку и использование способов управления поведением людей путем подавления нежелательных социальных и физических реакций на те или иные события. Апрбируются средства и методы электротерапии, психохирургии, химиотерапии,… … Энциклопедия современной юридической психологии
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ — (behaviour modification or behaviour therapy) целенаправленное изменение поведения человека различными методами, основанными на теории обучения (см. Бихевиоризм) и в основном применяемыми в клинической психологии. Оно покоится на предпосылке,… … Большой толковый социологический словарь
поведения терапия — (от греч. therapйia лечение) сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются при этом как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача П. т.… … Большая психологическая энциклопедия
Поведения модификация — – в бихевиоризме – процесс изменения поведения человека в ходе бихевиоральной терапии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Что такое «модификация поведения»?
Все мы крысы, закрытые в коробке, и все мы ищем кусок сыра.
Б.Ф. Скиннер
Постепенно крыса научилась избегать дальнего угла и проводила почти все время около рычага. Рано или поздно она случайно нажимала на рычаг — пищевой шарик мгновенно падал в миску. С этого момента пища давалась не за простое нахождение около рычага, а только за его нажатие. Первоначально реакция нажатия имела низкую вероятность, она была чисто случайной по отношению к питанию. Нельзя было предсказать, когда крыса нажмет на рычаг и нельзя было заставить ее сделать это. Однако через соответствующий промежуток времени голодная крыса начинала нажимать на рычаг все быстрее и быстрее. Нажатие рычага постепенно стало наиболее частой реакцией крысы, ее типичным поведением в ответ на условие недостатка пищи.
Если пища переставала подаваться вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, переставала нажимать на него, происходило постепенное угасание. »
Опыт применения методов поведенческого контроля я получил еще в бесшабашные студенческие годы. В отличие от большинства студентов психфака — вундеркиндов в пятом поколении, интеллектуалов с пеленок, детей известных ученых и самих будущих ученых, верхоглядов и безнадежных зубрил, непревзойденных мастеров грызть гранит науки, — я особыми талантами не блистал, на практических занятиях не умел вовремя наморщить лоб и с умным видом вставить свои пять копеек, нагло игнорировал официальную учебную программу, и, к тому же, отличался нетипичной для будущих психологов замкнутостью и мелкопакостным характером. За что, естественно, не особенно примечался профессорско-преподавательским составом.
Однажды, когда ведущая занятие преподавательница, закатывая глаза от умиления, в очередной раз вещала о мифе «Белой богини» как символе космической сущности человека, я украдкой читал положенную на колени книгу. Тема была чрезвычайно интересной — как при помощи ударов электрического тока сформировать нужное поведение у белых крыс. Попавшая ко мне с оказией книга называлась «Экспериментальный анализ поведения организмов» («The behavior of organisms: An experimental analysis»). Написал ее Б. Ф. Скиннер — известный «апологет буржуазной лженауки» и «прислужник проклятого империализма».
Как всегда, решение пришло быстро и неожиданно. Опусы о «Белой богине» слушать больше не хотелось. Чтобы получить свободу, пришлось скорчить страдальческую гримасу и схватиться двумя руками за живот — способ не слишком эстетичный, но безотказно действующий в любых ситуациях. В тиши университетского коридора я обдумал детали своего адского замысла.
Метод был прост, как правда. Он был основан на описанном Скиннером эффекте подкрепления*. Для всех людей одним из основных стимулов поведения является внимание и одобрение окружающих. Многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь перед зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника. И женская, и мужская мода — это предмет одобрения, она существует до тех пор, пока есть социальное одобрение. Хорошие отметки в школе — тоже позитивный подкрепляющий стимул**, потому что за это получают похвалу и одобрение учителей. Цветы для любимой, лесть начальнику, похвала подчиненному. Внимание и одобрение значимого другого — родителя, учителя, возлюбленного — вот что часто движет нашим поведением. Причем эти мотивы далеко не всегда осознаются нами, чаще они «работают» на уровне подсознательных автоматизмов.
*Подкрепление — ассоциация по типу «причина-следствие», которая возникает на психофизиологическом уровне и чаще всего человеком не осознается. Формируется после неоднократного предъявления подкрепляющего стимула (приятного или неприятного) в ответ на поведенческую реакцию.
**Позитивный подкрепляющий стимул — приятный для организма стимул, который появляется после поведенческой реакции и повышает вероятность ее повторения.
Как и все мы, бедный профессор был падок на социальное одобрение. Мне лишь оставалось вовлечь в авантюру еще несколько таких же, как и я, разгильдяев. (Для этого пришлось сильно раскошелиться на пиво, но чего не сделаешь ради науки.) Эксперимент начался.
Каждый преподаватель постепенно привыкает, помимо «правильных фэйсов» конспектирующих каждое его слово отличников, видеть перед собой и постные физиономии, откровенно зевающие и поглядывающие каждую минуту на часы в ожидании звонка. Когда наш профессор, во время плавного дрейфа по аудитории, случайно оказывался возле кафедры (предусмотрительно перемещенной в самый дальний и «безопасный» для студентов угол), ситуация резко менялась. Отъявленные лоботрясы вдруг просыпались и всем своим поведением показывали, что очень хотят его слушать. Вокруг расцветали доброжелательные улыбки. Каждое слово лектора ловилось с трепетным восхищением. Все преданно смотрели ему в глаза. Подавались заинтересованные реплики. Конспектировалось каждое слово. Но стоило профессору покинуть уготовленное ему место, как в аудитории мгновенно сгущались тучи. Многие слушатели начинали хмурить брови, избегали его взгляда. Кто-то бросал ручку на стол, кто-то демонстративно начинал смотреть в окно. На преподавателя веял холодок явной недоброжелательности.
Поначалу на лице профессора читалось искреннее недоумение. Но постепенно лектор начал смутно догадываться, каким образом можно овладеть вниманием аудитории. С каждым днем он проводил за кафедрой все больше и больше времени. Вначале это делалось сознательно, спустя некоторое время выработался соответствующий автоматизм.
Спустя месяц дело было сделано. Едва появившись, профессор сразу же занимал свое «рабочее место» и почти не покидал его до конца лекции. Хождения по аудитории прекратились. Лентяи могли снова заняться своим любимым делом — играть в «морской бой» или считать мух на потолке, не боясь быть врасплох застигнутыми со спины. Изменений не произошло, даже когда подлые студенты вконец расслабились и снова стали откровенно валять дурака. Преподаватель просто привык читать лекцию, стоя за кафедрой. Впрочем, радость разгильдяев была недолгой — как всегда неожиданно, на них обрушилась сессия.
. С тех пор и ходит по Руси легенда о том, как студенты психфака сговорились подшутить над своим преподавателем. История эта давно обросла небылицами и фантастическими подробностями, превратившись в одну из бесчисленных баек, которые любят травить под хорошие напитки все профессионалы (ясен перец, психологи пьют в основном лимонад ). Так рождается профессиональный фольклор. Во всяком случае, мне всегда интересно услышать (или прочитать) от очередного «очевидца» новую версию событий, участником которых когда-то был и я.
Таким образом произошло мое первое знакомство с бихевиоризмом — психологической наукой, изучающей то, как воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Только поведение может и должна изучать психология — говорил Б. Ф. Скиннер, один из отцов-основателей бихевиористики. Он смеялся над большинством современных психологических теорий, считая их умозрительными концепциями, высосанными из пальца высоколобыми интеллектуалами и не имеющими ничего общего с реальностью. Скиннер оспаривал абстрактные психологические концепции, являющиеся продуктом кабинетного философствования. Звуча как объяснение, они часто дают психологам ложное чувство уверенности в своем знании человека. На самом деле они ничего не объясняют, а только запутывают своей сложной терминологией.
Так, например, чтобы объяснить, почему способную студентку исключили из колледжа за неуспеваемость, психолог-когнитивист скажет: «Потому что она очень боялась неудачи». «Нет, потому что она не сумела достичь полного осознания собственного «Я»», — возразит ему гештальтпсихолог. «На самом деле она не смогла найти способы решения собственных проблем», — внесет свою лепту психолог гуманистического направления. Психоаналитик же приведет свое объяснение: «Она стала хуже учиться из-за того, что бессознательно боялась успеха».
Зачем заниматься бессмысленным словоблудием? Не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали этому событию, чем предъявлять для его объяснения какую-то психическую реальность, которую мы никогда не узнаем наверняка? — спрашивает Скиннер. Например, мешал ли девушке шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься? Может, финансовые трудности заставили ее работать вместо посещения лекций? Или она играла в студенческой спортивной команде и пропускала из-за этого занятия? А может, любовные отношения помешали ей сосредоточиться на учебе?
Скиннер отстаивал необходимость функционального анализа поведения организмов, который устанавливает связь между открытым поведением (реакцией) и контролирующими его условиями окружающей среды (стимулами). Изменяя условия среды, мы изменяем поведение. Вот так просто. И сложно. В этом состоит сущность модификации поведения.
«Кабинетные философы» жестко критикуют теории Скиннера уже полвека. Эстетическое чувство высоколобых интеллектуалов оскорбляют некоторые простые аналогии. Основное обвинение — человека нельзя сравнивать с крысой, нажимающей на рычаг для того, чтобы получить пищевой шарик. Действительно, нельзя. Человек — это нечто большее и нечто иное, чем крыса. Но эта крыса сидит в каждом из нас, иногда очень глубоко, а иногда она полностью захватывает власть над нами. И самое главное, ее можно использовать для управления нашим поведением. От этого никуда не деться — природу переделать нельзя. (Подробнее о практике поведенческого контроля Вы можете прочитать в статье «Модификация поведения в действии»)
P.S. Развитие современных обучающих методик и учебников по программированию является прямым результатом исследований Скиннера. Бихевиоральная терапия, основанная на разработанных им принципах, успешно применяется для лечения психических расстройств, заикания, алкоголизма, для обучения навыкам общения и повышения уверенности в себе, помогает преодолеть различные страхи и тревожные состояния.
Не так давно члены Американской психологической ассоциации назвали Б.Ф. Скиннера психологом, который внес самый больший вклад в психологию ХХ столетия. Зигмунд Фрейд назван вторым.
В очерке использованы выдержки из Larry A. Hjelle, Daniel J. Ziegler, Personality Theories. McGRAW-HILL INC. 1992.
© 2001 Иван Непомнящий
© Публикуется с любезного разрешения автора
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (англ. behavior modification) — коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах формирования условных рефлексов (иначе говоря, на принципах классического и инструментального обусловливания), а также на методах, использующих когнитивное научение (напр., моделирование). Син. бихевиоральная терапия. К методам М. п. относятся: тренинг уверенности (см. Ассертивность), метод десенситизации, биологическая обратная связь, аверсивная терапия, жетонная система и т. д.
В методе модификации тревожного поведения с помощью викарного научения (метод разработан А. Бандурой), используется моделирование, т. е. испытуемые должны наблюдать за поведением др. человека (модель) в тех ситуациях, которые у испытуемых вызывают тревогу или страх. Напр., дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. Этот метод М. п. считается эффективным при избавлении от различных фобий (перед змеями, замкнутыми или открытыми пространствами, высотой и т. д.). (Б. М.)
Смотреть что такое МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ в других словарях:
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
– метод обучения людей изменению поведения за счет систематического использования подкрепления и, редко, несильного наказания. Метод основан на ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ. В целом программы модификации поведения направлены на устранение нежелательного поведения, например вспышек раздражения, самоповреждения, зависимости от алкоголя, и усиление взамен него позитивного или социально приемлемого поведения. В модификации поведения существует несколько основных принципов: 1) любое поведение, даже крайне проблемное, служит некоей цели; 2) проблемы формулируются в терминах наблюдаемого поведения, без поиска психологических корней в прошлом клиента; 3) КЛИЕНТ способен освоить другие, более эффективные виды поведения; 4) поведение, которое планируют ослабить или усилить, должно подлежать измерению, поскольку о степени разрешения проблемы можно судить только количественно. Простейшим способом усиления конкретного вида поведения, согласно теории научения, является вознаграждение или подкрепление желательного поведения человека. Подкреплением может служить что-либо ощутимое, например игрушки, любимая пища, занятия, или нематериальное, например внимание, похвала, объятие, личное удовлетворение или успешно выполненное задание. Вместе с тем подкрепление может быть нетипичным; то, что служит подкреплением для одного человека, для другого таковым не является. Например, для некоторых детей замечание служит скорее подкреплением, чем наказанием, соответственно усиливается и то поведение, за которое последовало замечание. Таким образом, бихевиористы определяют подкрепление как нечто, повышающее вероятность данного поведения в будущем. Бихевиористы также применяли наказание за нежелательное поведение. Наказание бывают четырех основных видов: физическое наказание, замечание, тайм-аут и «цена реакции», когда человек после нежелательного поведения утрачивает конкретное подкрепление. Вместе с тем сейчас наказания используют все реже в силу этических соображений и низкой эффективности. Широко применяется только тайм-аут, особенно при работе с детьми. На языке бихевиористов это означает «время без позитивного подкрепления» и включает помещение ребенка в нейтральное окружение на 2-3 минуты, где отсутствуют раздражители и подкрепление, социальное или иной природы, причем дети постоянно находятся на виду. Родителей обучают применению тайм-аута вместо того, чтобы физически наказывать или кричать на ребенка. Ближайшей традиционной аналогией этого способа управления поведением ребенка являлось «поставить в угол», если это не сопровождалось другими, более болезненными наказаниями. Использование подкрепления и наказания вызывает критику со стороны противников бихевиоризма, считающих такой подход механическим, унижающим человеческое достоинство. Использование подкреплений создает дисбаланс сил, что можно применять не только для изменения поведения. Так, в 1950-1960-х гг. в психиатрических клиниках была введена жетонная система. Пациенты могли «зарабатывать» жетоны за конкретные виды поведения, жетоны затем обменивались на товары или привилегии. По сути дела, жетонная система позволяла медсестрам психиатрических отделений выступать в роли поведенческих инженеров и имела отношение скорее к контролю над пациентами, чем к обучению людей эффективному поведению. Бихевиористы теперь признают, что этот подход часто применялся неподготовленными лицами и с иными целями, чем изначально поставленные. Применение таких мер контроля и наказания, как, например, электрошок, вдыхание паров аммония, щекотка, сильно ослабило популярность бихевиоризма среди специалистов. Модификация поведения оказалась особенно эффективной в работе с лицами, страдающими нарушением развития учебных навыков, а также с детьми при поведенческих расстройствах. Ее используют для лечения разного рода зависимостей, а также при лечении конкретных тревожных расстройств, например страха открытых пространств (агорафобии). смотреть
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(от лат. modificatio — изменение) — предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма, метод регулирования социального поведения. Использовался сначала как клинический метод психотерапии для лечения неврозов, затем стал применяться в отношении психически здоровых людей с целью выработки у них механических привычек, обеспечивающих их адаптацию к неприемлемым для них условиям жизни. Жертвами такой формы М. п. часто становятся политические заключенные. смотреть
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
behaviour modification) использование методов поведенческой психологии (см. Бихевиоризм) особенно оперантного кондиционирования для изменения поведения людей. Модификация поведения имеет более широкое применение по сравнению с поведенческой терапией, так как она может использоваться и в ситуациях, когда пациент совершенно здоров (например, в процессе обучения). См. также Привязывание, Побуждение. смотреть
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
видоизменение поведения, сопровождающееся появлением новых характеристик.
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (BEHAVIOR MODIFICATION)
Общим для множества различных формулировок и методик М. п. является прямое вмешательство с целью изменить реакции человека на ситуации при условии, что этот человек или значимые для него люди считают такое изменение полезным. В этом определении есть много импликаций, касающихся сущности нуждающегося в изменении поведения, описания базы действия (личности) и обоснований профессионального вмешательства.Девиантное или нуждающееся в изменении поведениеМ. п. обоснованно относят к поведенческому подходу, поскольку в фокусе находится открытое, явное поведение. Такое поведение является реальным, а не символическим или симптоматическим. Нет каких-то особых правил для развития, поддержания или переделки нуждающегося в изменении (анормального) и приемлемого (нормального) поведения.Поведение всегда представляет собой реакцию на ситуации. Хотя не следует игнорировать границы, налагаемые такими физиолог. моментами как повреждения или наследственность, главный источник противоречий в требующем изменения поведении заключается в реакциях на ситуации и в оценке этих реакций. В таком случае важными для М. п. областями знания являются поведенческие науки в целом и соц. психол., психология личности, психология обучения и организационная психология в частности. Полезны все сведения о процессе соц. влияния.Вмешательство: прямое или косвенноеБудучи основанными на этой рациональной позиции, процедуры М. п. являются прямыми. Это — решающий момент как в теории, так и в практике. В биохимических редукционистских мед. моделях, а тж в псевдомедицинских моделях или их аналогах, таких как психоан., беспокоящее и нуждающееся в изменении поведение считается симптоматическим, указывающим на «лежащее в его основе» расстройство. При этом считается, что главный источник проблемы находится внутри индивидуума. Примером аналога мед. модели является приписывание почти всех сексуальных проблем взрослых людей (напр. импотенции) недостаточному разрешению Эдипова комплекса, с тем результатом, что вместо решения реальной жизненной проблемы конкретного человека терапевты углубляются в исслед.его Эдипова комплекса. Успешность прямого переобучения в области сексуальной жизни, начатого многими, но связываемого, в основном, с именами Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон, свидетельствует против такого избегания прямой терапии. Процедуры М. п. носят прямой характер, направлены на переобучение и обеспечивают индивидуума опытом, помогающим ему научиться более эффективным, в соц. плане, способам поведения в определенных ситуациях. Объектом является реакция на ситуацию, а не реакция сама по себе. Человек может плохо справляться с ситуацией по мн. причинам. В фокусе М. п. оказывается не избегание или какая-то иная неадекватная реакция, а развитие эффективных способов справляться с данной ситуацией.Измерение имеет решающее значение для М. п. Во-первых, оно необходимо на этапе анализа условий, вызывающих нуждающееся в изменении поведение. Во-вторых, оно обеспечивает обратную связь в отношении адекватности процедуры вмешательства. Измерение первоначального поведения, к-рое подлежит изменению, и новых альтернативных способов совладания с ситуацией дает объективную информ. о том, работает ли предпринятая программа или же она сама нуждается в модификации. Процедура М. п. подчиняется тем же правилам, к-рые относятся к человеку, чье поведение подвергается изменению: оценка открытого поведения, выбор и переделка программы. Так же как никакое поведение само по себе не является похвальным или нуждающимся в изменении, так и никакие процедуры М. п. не являются сами по себе хорошими или плохими, эффективными или неэффективными. Все процедуры должны оцениваться применительно к человеку и ситуации, в которой они используются.История модификации поведенияЕсли М. п. определять как обучение людей эффективно вести себя в соц. ситуациях, то она столь же стара, как само об-во. Все общественные институты, от семьи до государства, вмешиваются в челов. поведение с целью его изменения.О намеренном использовании прямых процедур для изменения реакций человека на ситуации известно из этнографических исслед. дописьменных культур и из таких античных произведений как «Лекарство от любви» Овидия. Жан-Жак Руссо придумывал ситуации для обеспечения своего вымышленного воспитанника, Эмиля, жизненным опытом, а такие педагоги-новаторы как Джон Локк, Джон Дьюи и Уильям Джеймс по праву могут считаться предшественниками М. п.В 1954 г. была опубликована работа П. Мила «Сравнение клинического и статистического предсказаний» (Clinical versus statistical prediction), показавшая, что психол. тесты, осн. на динамических подходах и теориях черт, оказались не более (а иногда менее) эффективными, чем простые демографические или формальные меры. В 1952 г. Г. Ю. Айзенк выразил сомнение в ценности использовавшихся в то время психотерапевтических процедур. Развитие методов М. п., так же как движений групп встреч, групп сензитивности и гештальт-терапии, следует рассматривать в этом ист. контексте, когда психологи искали или подтверждение тому, что они делали, или новые пути для достижения провозглашенных ими целей.Среди др. источников, подготовивших почву для М. п., можно назвать проведенный Дж. Д. Франком анализ психол. воздействия на поведение, развернутую Т. Зацем критику биохимического редукционистского мышления, практику соц. взаимодействий и работы таких социологов как Г. Беккер.Поведенческая терапия ассоциировалась с прямым лечебным вмешательством, опирающимся на понятия теории научения. Поведенческая терапия предполагала исправление, но не обязательно переопределяла сам характер поведения, нуждающегося в изменении. Это была скорее новая процедура, чем новый подход.В конце 50-х — начале 60-х гг. стали появляться данные сравнительной проверки прямых и непрямых методов терапии, свидетельствующие о преимуществе первых, и сам успех процесса лечения без замещения симптома заставил усомниться не только в психоан. и биохимических редукционистских теориях, но и в сущности т. н. анормального, девиантного или патологического поведения.Есть много направлений М. п. Хотя любая конкретизация в этой области ведет к упрощению действительности, четыре из них будут рассмотрены ниже. Первые два связаны соответственно с теорией оперантного обусловливания Скиннера и теорией условных рефлексов Павлова / теорией редукции драйва Халла. Еще два связаны с именами таких выдающихся исследователей как Теодоро Айлон и Джозеф Вольпе, работы к-рых сделали прямое лечение в клинической обстановке наглядной и эффективной альтернативой др. терапевтическим процедурам.Методики модификации поведенияВ рамках скиннеровской, или оперантной, теории частота поведенческих актов рассматривается как функция последствий. Приятное событие, последовавшее за актом, повышает частоту его появления в будущем в сходных обстоятельствах и называется положительным подкреплением (positive reinforcement). Избегание или избавление от неприятных последствий тж повышает вероятность повторения такого поведения в будущем; поскольку неприятного события не происходит, это называется отрицательным подкреплением (negative reinforcement). Прекращение появления приятного события после поведенческого акта снижает частоту его повторения в будущем и называется угашением (extinction). Введение неприятных последствий вслед за актом снижает вероятность его появления в будущем; этот принцип обусловливания называется наказанием (punishment). Новые сложные акты поведения могут вырабатываться путем подкрепления последовательных приближений к заданному образцу, что получило название формирования (shaping). Еще один способ, к-рым могут создаваться сложные последовательности действий, сцепление (chaining), формирует цепочку реакций в обратном направлении — от заключительного акта к более ранним актам итоговой последовательности. Третий способ построения новых или сложных поведенческих актов наз. постепенным снижением помощи (prompting and fading). В этом случае инструктор помогает ученику сформировать целевую реакцию, и по мере того как ученик овладевает навыком, объем оказываемой помощи постепенно снижается. «Анормальное» поведение часто является следствием того, что родители или супруги подкрепляют поведение, к-рое имеет для них краткосрочные выгоды, но в отдаленной перспективе приводит к обратным результатам. Др. условия, приводящие к появлению или поддержанию нуждающихся в модификации поведенческих актов, могут быть связаны с отрицательным подкреплением, когда прошлые неудачи заставляют человека избегать трудных для него ситуаций, или с суеверным поведением, когда случайное подкрепление ведет к поведению, поддерживаемому последующими случайными приятными событиям по схеме, к-рую трудно угасить.Дифференцировочный стимул (discriminative stimulus) указывает время и место, когда и где акт поведения будет иметь подкрепляющие последствия. Дифференцировочные стимулы, такие как материнское внимание или деньги, могут стать подкрепляющими стимулами, и тогда их наз. приобретенными, вторичными или генерализованными подкреплениями. Приобретенные подкрепления могут терять свою силу, как деньги в период высокой инфляции, или даже становиться аверсивными, когда они сигнализируют об отмене или отсрочке прежнего подкрепления, как в случае превращения матери в «дуэнью». Образование одобряемых об-вом приобретенных подкреплений и эмиссия поведения при ожидаемых в данном об-ве дифференцировочных стимулах — главные элементы социализации. Однако, осн. подкрепляющие стимулы, такие как пища, могут вызывать пресыщение, т. е. терять свою эффективность в случае избытка.Первоначально нейтральный раздражитель, при появлении незадолго до или сразу после другого, может начать вызывать реакцию, ранее вызывавшуюся этим др. раздражителем. Такой раздражитель, как алкоголь, может вызвать реакцию избегания, отвращения или тревоги, если он связан по времени с ударом электрического тока или тошнотой, вызываемой хим. веществом — апоморфином. Это наз. аверсивным обусловливанием (aversive conditioning). И наоборот, если элементы пугающих раздражителей или ситуаций предъявляются в момент, когда мышечное расслабление индивидуума более выражено, чем физиолог. корреляты предвосхищаемого им наказания (тревоги), реакция страха или избегания может снизиться. Это составляет операциональную основу систематической десенсибилизации (systematic desensitization) Вольпе. Предъявление пугающего раздражителя, не сопровождающееся переживанием страха, может вызывать снижение неадекватного или избегающего поведения, т. е. угашение, и является логическим обоснованием таких лечебных воздействий как методика наводнения, имплозивная терапия и метод реактивного торможения.Так же как связывание элементов ситуации с физически неприятным событием может ослабить тягу к этой ситуации, при скрытой сенсибилизации (covert sensitization) — противоположности систематической десенсибилизации — индивидуум визуализирует неприятные и вызывающие тревогу события в таких ситуациях как злоупотребление алкоголем. Снятие аверсии (aversion relief) — методика, в к-рой стимул, ранее неоднократно служивший сигналом к избеганию или избавлению от неприятной ситуации, используется как положительный стимул. Например, в целях изменения сексуальных предпочтений фотография представителя противоположного пола может сигнализировать о прекращении или избежании неприятного запаха или удара током.Г. Л. Холлингворт писал о реинтеграции (reintegration), при к-рой какой-то один аспект ситуации возвращает ей полноту. Видоизменение (модификация) ситуаций и элементов в контексте или вне его представляет собой область, где можно применять выше упомянутые методики. Она тж поддается методам когнитивной модификации поведения, к-рые носят более общий характер. На первом уровне человек может «снабдить» себя неприятными последствиями к.-л. «мысли» или «желания», к-рые ему хотелось бы изменить. Напр., карманный аппарат может быть использован для посылания болевых импульсов непосредственно вслед за мыслью о сигарете. Можно тж установить различные «цены» на реакции или штрафы за определенные мысли и чувства, напр. в виде соблюдения искусственных формальностей, длинную череду к-рых человек должен соблюсти, прежде чем ему будет позволено испытать приятное, но нуждающееся в изменении ощущение. Напр., перед курением человек должен занести в дневник время, место, мысли и свои занятия на тот момент, затем сделать десять отжиманий, затем минуту смотреть на картинку с изображением больных легких. После этого ему разрешается закурить. Цена, к-рую приходится заплатить за событие, часто оказывается выше его предполагаемой ценности, но даже если это не так, удлиняется промежуток времени между импульсом и поведением. К этой же категории методов относится методика остановки мыслей (thought-stopping), при к-рой человек получает сильный, захватывающий раздражитель, прерывающий «поток мысли». Сходной процедурой является гиперкоррекция (overcorrection), к-рая может использоваться для модификации открытого, явного поведения или когниций: индивидуум должен в многократном размере возмещать содеянное.Варианты приложения фундаментальных принципов психологии ограничены лишь изобретательностью, с какой терапевты приспосабливают общие идеи к нуждам отдельных клиентов в конкретных ситуациях.См. также Поведенческая терапия, Поведенческая терапия: проблемы и разногласия, Скрытое обусловливание, Психотерапия, Жетонная системаЛ. Ульманн. смотреть
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (BEHAVIOUR MODIFICATION)
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В США
Ориентрована на разработку и использование способов управления поведением людей путем подавления нежелательных социальных и физических реакций на те или иные события. Апрбируются средства и методы электротерапии, психохирургии, химиотерапии, психотерапии, аверсивной терапии, лекарственные препараты, системы поощрения и наказания или любых других форм, методов и приемов. МП использовались в работе с заключенными. Л.П. Уллиэнн и Л. Крейснер (1965) определяли МП как применение результатов теории научения и экспериментальной психологии к изменению поведения людей, характеризующихся плохой приспособляемостью к условиям тюремной жизни, и отмечали, что МП менее назойлива, чем психотерапия. Дж. Митфорд описала некоторые из способов МП. Например, аверсивная терапия использовалась в госпитале Атаскадеро (Atascadero) штат Калифорния для снижения существующего физического или вербального насилия, девиантного сексуального поведения в сочетании с индивидуальным «лечением» (*промыванием мозгов*), предписанным руководством тюрьмы. Проведено сравнение использование психотерапии и МП в разных тюрьмах. У. Гейлин, Х. Блэтт в качестве методов МП использовали индивидуальную и групповую терапию, электро-конвульсивную терапию, электрическое стимулирование мозга, психохирургию, терапию окружающей средой, институционализацию и терапию поведения. С. Штольц, К. Виенковски, Б. Браун в свою очередь определяли МП как особый вид влияния на поведение, который включает применение результатов исследований в экспериментальной психологии с целью облегчения страданий и улучшения жизнедеятельности осужденных. С их точки зрения МП практический анализ поведения, на основе которого составляются программы 2-х типов: изменения *баланса* видов поведения в данной обстановке и выработки таких видов поведения, которых до настоящего времени в *репертуаре* обследуемого не существовало. Имелось несколько программ МП: 1) программа исправительного учреждения Петаксент, основанная на *бихевиористическорй теории*; 2) программа START (штат Миссури). Основана на методе *негативного подкрепления*; 3) программа гибкого управления (CMP) (штат Вирджиния. В 70-х гг. программы МП перестали пользоваться прежней популярностью. Противники их критиковали создателей программ за излишне властное управление поведением заключенных, причем их без согласия,. Термин МП стал заменяться другим бихевиористическая модификация (behavior changing, англ. изменение поведения). ( И.В. Цемка) Литература: З.А. Астемиров Буржуазные пенитенциарные системы и тюрьмоведение. Рязань., 1975; Дж. Наэм Психология и психиатрия в США. М., 1984. смотреть
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(behaviour modification or behaviour therapy) — целенаправленное изменение поведения человека различными методами, основанными на теории обучения (см. Бихевиоризм) и в основном применяемыми в клинической психологии. Оно покоится на предпосылке, согласно которой некоторые трудные случаи поведения вызваны дефектным обучением, а, следовательно, лучше всего исправляются повторным обучением, то есть повторным усвоением индивидуальных рефлексов. Специфические примеры тому — систематическая десенситизация, система подарков и терапия отвращением. Систематическая десенситизация наиболее часто используется при лечении фобий (иррациональных опасений) и предполагает замену нежелательного рефлекса (опасения) на желательный (релаксацию). Она осуществляется постепенно (и систематически) внедрением объекта или ситуации, вызвавших опасения, в наименее пугающей форме в момент релаксации человека, постепенно увеличивая их воздействие по мере продолжения релаксации. Закреплением улучшенных рефлексов достигается самообладание и возможность вести менее ограниченный образ жизни. Система подарков пригодна для управления поведением пациентов в психиатрических больницах или других учреждениях и включает в себя дарение подарков, когда соблюдается желательный тип поведения, например, мытье, одевание, уборка, общительность, здравомыслие. Затем можно применить другое поощрение (отпуск на несколько дней) или отношение, воспринимаемое пациентом или больным в качестве желательного. смотреть