моджахеды и талибы в чем разница между ними
В чем разница между талибом, шахидом и моджахедом. Простое объяснение непонятных терминов
Все эти слова мы часто слышим из СМИ, но далеко не каждый знает их истинные значения. Данную статью мы сделаем в форме небольшого словарика, в котором максимально просто объясним некоторые термины.
Пожалуй, стоит начать именно с этого слова, т.к. все остальные понятия являются его частными случаями.
Итак, исламист – это мусульманин, который стремится к насаждению Ислама, максимальному его распространению.
Грубо говоря, исламист хочет, чтобы все люди приняли Ислам и жили по законам шариата (своду законов, проистекающих из Корана и других священных текстов). Исламисты – противники светских, христианских и буддистких государств.
Чаще всего термин «исламист» связывают с понятием «религиозный фанатик», т.к методы исламистов, порой, бывают очень радикальными.
Вот если бы кто-то составлял сканворд, то слово «Талиб» он бы зашифровал так:
«Исламист в Афганистане»
Талибы были настолько успешны, что в 1996 году им удалось взять верховную власть в стране и продержать ее до самого прихода армии США. Именно с исламистами Талибана * и воевали американцы.
Распространение талибана * летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU
А вот с моджахедами в том же самом Афганистане более 9 лет воевал СССР. В нашем списке это слово, пожалуй, имеет самое большое количество синонимов:
Все эти слова обозначают примерно одно и то же, просто с разными оттенками: Мусульманин, участвующий в священной войне за Ислам.
Такая религиозная война у мусульман называется «Джихад» (отсюда и слово «джихаддист»).
Вообще, моджахеду не обязательно участвовать в войне при помощи автомата или танка.
Моджахедом может быть женщина, которая рожает воинов для Джихада. Мулла, который читает молитвы. Крестьянин, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий – кто угодно, кто помогает войне.
Есть даже такой вид моджахедов, как «секс-джихаддистки» (Джиха́д ан-ника́х). Это девушки, которые едут на войну, чтобы сексуально удовлетворять моджахедов. Это я сейчас не шучу, такое явление действительно присутствовало (в том же ИГИЛе * ).
Таких моджахедок называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют подобное поведение, однако у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «жена на день». То есть это, с их точки зрения, не блуд, а самые настоящие священные узы (просто не на всю жизнь, а на несколько часов).
Это слово уже было упомянуто чуть выше. На афганском языке (пушту) это слово означает «враг».
Соответственно, «душманами» во время Афганской войны советские войны называли моджахедов. Так что получается, что афганский моджахед и душман – это, в некотором роде, синонимы.
Ахмад Шах Масуд – один из главных полевых командиров афганских моджахедов
Тоже разновидность моджахедов. Басмачи вели свою священную войну против советской власти в Средней Азии.
Наиболее активное противостояние шло в 30-е годы, когда почти всех басмачей подавили (героем той войны был, например, М. Фрунзе, именем которого названы улицы почти в каждом городе).
Во время войны с Германией, басмачи вновь активизировались и на южных границах СССР стояло войско из 10 000 басмачей, готовых к атаке. Правда, они так ничего и не смогли сделать. По требованию СССР правительство Афганистана их разогнало, а кое-кого и посадило.
На самом же деле, шахид – это мусульманин, который жертвует собой ради веры, родины, чести или семьи. То есть на наш манер шахидом можно назвать даже Пушкина, т.к. он погиб за честь, или Зою Космдемьянскую, т.к. она погибла за родину.
7. Исламский фундаменталист (ИФ)
Ну, добьем до цифры 7:)
Фундаменталисты в общем смысле – это те, кто пропагандируют откат назад, возвращение к истокам. Соответственно, ИФ – это исламисты, которые призывают мусульман вернуться к основам Ислама и жить так, как жили первые мусульмане в Средние Века.
Наиболее радикальные ИФ выступают против прогресса, науки, образования, искусства (особенно художественного и музыкального). Хотя, есть фундаменталисты и менее строгие (например, они сейчас управляют Ираном). Подробнее ➤
Моджахеды и талибы: в чем сходство и различия?
19 лет назад афганские моджахеды одержали победу над Красной Армией. Чем они похожи на появившихся после талибов?
28 апреля отмечалась 19-я годовщина победы моджахедов над силами Красной армии в Афганистане. Моджахеды 80-х годов и нынешние талибы могут говорить о священной войне, но их понимание джихада сильно различается.
Учитывая, что борьба за ресурсы, а не борьба за идею и есть главная цель джихада, борьба моджахедов сконцентрировалась в Кабуле, столице страны, где находятся все ресурсы страны, а также посольства иностранных государств.
Согласно описаниям историков с 1920-х, годов женщины и девочки побежденного населения считались дополнением к трофеям для участников войска. Например, в дневниках историка блокады Кабула войсками Катиба Хазара в 1929 году написано, что победившие моджахеды потребовали список зарегистрированных в школах города девочек, чтобы предоставить их войскам. Это лишь подтверждает негласное правило, что женщины и девочки являлись частью всего, достававшегося победителям.
В забавном инциденте в документальном фильме Сабура Брэдли «Экстремальный турист» талибы увидели плакат Рембо в доме одного из афганских бодибилдеров, фаната Сильвестора Сталлоне. Не имея никаких познаний за пределами закона Шариата, талибы подумали, что Рембо член семьи и сказали спортсмену: «Пусть твой брат отдаст нам свой пулемет». Уверения, что Рембо является вымышленным персонажем кино, не сработали на талибов, которые позже арестовали бодибилдера.
Создание государства для талибов является приоритетной задачей, так как без него, законы шариата невозможно соблюдать. Если моджахеды боролись за ресурсы, то талибы борются за религию.
Выбор столицы, которую они перенесли в Кандагар, лишь подчеркивает отличительный подход к состязанию. Как уже упоминалось, в Кабуле было сосредоточено все национальное богатство, а также иностранные посольства.
Бесконечная борьба моджахедов за город, что привело к десяткам убитых, и безразличное отношение к зданиям, которые они без устали бомбили, основывалась на мысли, что город достанется для разграбления одной из сторон конфликта.
Талибы же обесчестили Кабул, перенеся столицу в более бедный Кандагар.
Все, встречавшиеся с лидерами талибов, отмечают полное безразличие к материальным ценностям или социальным символам иерархии. Встречи проводили, сидя на полу, стирая все признаки иерархии, которые всегда учитывались как часть афганского этикета.
Иронично, что именно об этом мечтали коммунисты в 1978 году. Но в таком религиозном обществе, уравнительная политика могла придти исключительно как часть религиозной доктрины. С талибами к власти пришли афганские крестьяне, которые теперь руководят более образованными слоями общества. Это тоже является уходом от традиции.
Борьба за ресурсы в классическом понимании, в отличие от борьбы за государство с законом шариата до степени обеспокоенности о длине волос мужчин в паховой области – это то, что отличает традиционных моджахедов от талибов.
Моджахеды и талибы: в чем сходство и различия?
Учитывая, что борьба за ресурсы, а не борьба за идею и есть главная цель джихада, борьба моджахедов сконцентрировалась в Кабуле, столице страны, где находятся все ресурсы страны, а также посольства иностранных государств.
Согласно описаниям историков с 1920-х, годов женщины и девочки побежденного населения считались дополнением к трофеям для участников войска. Например, в дневниках историка блокады Кабула войсками Катиба Хазара в 1929 году написано, что победившие моджахеды потребовали список зарегистрированных в школах города девочек, чтобы предоставить их войскам. Это лишь подтверждает негласное правило, что женщины и девочки являлись частью всего, достававшегося победителям.
В забавном инциденте в документальном фильме Сабура Брэдли «Экстремальный турист» талибы увидели плакат Рембо в доме одного из афганских бодибилдеров, фаната Сильвестора Сталлоне. Не имея никаких познаний за пределами закона Шариата, талибы подумали, что Рембо член семьи и сказали спортсмену: «Пусть твой брат отдаст нам свой пулемет». Уверения, что Рембо является вымышленным персонажем кино, не сработали на талибов, которые позже арестовали бодибилдера.
Создание государства для талибов является приоритетной задачей, так как без него, законы шариата невозможно соблюдать. Если моджахеды боролись за ресурсы, то талибы борются за религию.
Выбор столицы, которую они перенесли в Кандагар, лишь подчеркивает отличительный подход к состязанию. Как уже упоминалось, в Кабуле было сосредоточено все национальное богатство, а также иностранные посольства.
Бесконечная борьба моджахедов за город, что привело к десяткам убитых, и безразличное отношение к зданиям, которые они без устали бомбили, основывалась на мысли, что город достанется для разграбления одной из сторон конфликта.
Талибы же обесчестили Кабул, перенеся столицу в более бедный Кандагар.
Все, встречавшиеся с лидерами талибов, отмечают полное безразличие к материальным ценностям или социальным символам иерархии. Встречи проводили, сидя на полу, стирая все признаки иерархии, которые всегда учитывались как часть афганского этикета.
Иронично, что именно об этом мечтали коммунисты в 1978 году. Но в таком религиозном обществе, уравнительная политика могла придти исключительно как часть религиозной доктрины. С талибами к власти пришли афганские крестьяне, которые теперь руководят более образованными слоями общества. Это тоже является уходом от традиции.
Борьба за ресурсы в классическом понимании, в отличие от борьбы за государство с законом шариата до степени обеспокоенности о длине волос мужчин в паховой области – это то, что отличает традиционных моджахедов от талибов.
Кто такие талибы и моджахеды в Афганистане?
В последнее время все новостные каналы, блоги, телеэфиры, радиоэфиры, газетные заметки говорят об одном — установлении власти талибами в Афганистане. Это движение смогло свергнуть действующую власть, чтобы начать создавать собственное государство. Но почему-то многие люди, да и СМИ, путают талибов с моджахедами, хотя общего у них действительно мало. В чем же заключается различие между этими понятиями? Давайте разбираться!
Моджахед — это участник так называемого джихада (священной войны). Эти войны велись под лозунгом религии, но чаще всего были лишь своеобразным предлогом для начала сражения. За что же сражались? Ответ очевиден — за природные ресурсы, территории, богатства и так далее. Собственно, подобные сражения свойственны человеку в любой из этапов его развития.
То есть получается, что моджахед — это воин, принимающий непосредственное участие в джихаде. Особый пик активности таких «солдат» приходится на конец 20 века, когда по всему миру «гуляла» опасность террористической угрозы. У других стран было не так много сил, чтобы остановить всех боевиков, поэтому они действовали очень активно. Сейчас же моджахеды пытаются восстановить былое величие, а также вселить страх в мирных жителей, но современные средства защиты и обороны, как правило, для них непреодолимы. Но, к сожалению, исключения все-таки случаются.
Талиб — это участник движения «Талибан», которое сейчас и пришло к власти в Афганистане. Оно, в отличие от движения моджахедов, не видит своей главной целью ресурсы. Нет, конечно же, они им тоже нужны, однако главным ориентиром является власть. Талибы стремятся к формированию собственного государства, в котором они смогли бы продвигать шариат. Это своеобразный комплекс убеждений, предписаний и правил ведения праведной жизни среди мусульман. То есть именно создание собственного полноценного общества, государственности, приверженности и любви к родине является для них главной целью. Вот только путь для ее реализации, мягко говоря, не самый лучший.
Выходит, что, в теории, талиб и может быть моджахедом, однако это далеко не всегда истинно. Редко участники одного движения могут принимать участие в другом, хоть и внешне похожем. Все-таки для талибов важна власть и государство, а для моджахедов — ресурсы. именно поэтому нельзя путать два этих понятия, что, к сожалению, нередко случается как в интернете, так и в СМИ. Важно понимать, что термины — разные, а то, что мы не так знакомы с культурой тех мест, не является причиной оправдания ошибки.
Надеемся, смогли максимально доступно объяснить разницу между этими понятиями. Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца!
Моджахеды и талибы: в чем сходство и различия?
19 лет назад афганские моджахеды одержали победу над Красной Армией. Чем они похожи на появившихся после талибов?
28 апреля отмечалась 19-я годовщина победы моджахедов над силами Красной армии в Афганистане. Моджахеды 80-х годов и нынешние талибы могут говорить о священной войне, но их понимание джихада сильно различается.
Учитывая, что борьба за ресурсы, а не борьба за идею и есть главная цель джихада, борьба моджахедов сконцентрировалась в Кабуле, столице страны, где находятся все ресурсы страны, а также посольства иностранных государств.
Согласно описаниям историков с 1920-х, годов женщины и девочки побежденного населения считались дополнением к трофеям для участников войска. Например, в дневниках историка блокады Кабула войсками Катиба Хазара в 1929 году написано, что победившие моджахеды потребовали список зарегистрированных в школах города девочек, чтобы предоставить их войскам. Это лишь подтверждает негласное правило, что женщины и девочки являлись частью всего, достававшегося победителям.
В забавном инциденте в документальном фильме Сабура Брэдли «Экстремальный турист» талибы увидели плакат Рембо в доме одного из афганских бодибилдеров, фаната Сильвестора Сталлоне. Не имея никаких познаний за пределами закона Шариата, талибы подумали, что Рембо член семьи и сказали спортсмену: «Пусть твой брат отдаст нам свой пулемет». Уверения, что Рембо является вымышленным персонажем кино, не сработали на талибов, которые позже арестовали бодибилдера.
Создание государства для талибов является приоритетной задачей, так как без него, законы шариата невозможно соблюдать. Если моджахеды боролись за ресурсы, то талибы борются за религию.
Выбор столицы, которую они перенесли в Кандагар, лишь подчеркивает отличительный подход к состязанию. Как уже упоминалось, в Кабуле было сосредоточено все национальное богатство, а также иностранные посольства.
Бесконечная борьба моджахедов за город, что привело к десяткам убитых, и безразличное отношение к зданиям, которые они без устали бомбили, основывалась на мысли, что город достанется для разграбления одной из сторон конфликта.
Талибы же обесчестили Кабул, перенеся столицу в более бедный Кандагар.
Все, встречавшиеся с лидерами талибов, отмечают полное безразличие к материальным ценностям или социальным символам иерархии. Встречи проводили, сидя на полу, стирая все признаки иерархии, которые всегда учитывались как часть афганского этикета.
Иронично, что именно об этом мечтали коммунисты в 1978 году. Но в таком религиозном обществе, уравнительная политика могла придти исключительно как часть религиозной доктрины. С талибами к власти пришли афганские крестьяне, которые теперь руководят более образованными слоями общества. Это тоже является уходом от традиции.
Борьба за ресурсы в классическом понимании, в отличие от борьбы за государство с законом шариата до степени обеспокоенности о длине волос мужчин в паховой области – это то, что отличает традиционных моджахедов от талибов.