за чем идут за тридевять земель 100 к 1

«За тридевять земель» – это куда? Сакральный смысл русского «числительного»

Когда князю Гвидону приспичило жениться, он посетовал Лебеди, «что готов душою страстной за царевною прекрасной он пешком идти отсель хоть за тридевять земель». Одержимость князя связать себя брачными узами вызывает вопросы, но отставим их пока в сторону.

Куда больше меня интересуют координаты сказочного «за тридевять земель». Это куда он идти-то собирался?

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

Уж послали, так послали

Очевидно, что загадочным «за тридевять земель» называют место, максимально отдалённое от главного героя, неизвестное и, вероятно, опасное.

В. Я. Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки» пишет, что «за тридевять земель» находится царство мёртвых или место обитания злых персонажей. Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие имеют прописку в том самом месте «за лесами, за полями, за горами», подальше от мира живых. Мира, в котором обитают добрые герои сказок.

Такое разделение – следствие древних представлений об устройстве мира. В них «своё» – это что-то близкое, знакомое, а потому – безопасное. А чужое — неизвестное, находящееся далеко-далеко.

«Тридевять» – это сколько?

Числительное «тридевять» (назовём его пока числительным) символизирует несметное множество километров, неспроста выражение используется во множественном числе.

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

Но есть исследователи, которые считают, что «тридевять» – это конкретное число. Они связывают его с одновременным существованием на Руси девятеричной и десятичной систем счисления.

Соответственно, название тридесятого государства образовано от «тридесять», что значит « тридцать ».

Правда, есть и другая гипотеза, согласно которой «тридевять» – тридцать девять, а «тридесять» – сорок. Чтобы вы ещё больше не запутались, оставим эту гипотезу без внимания.

Числительное «тридевять» встречается в старых записях медицинских рецептов, в былинах и других памятниках словесной письменности. Однако использование на Руси девятеричной системы счисления до сих пор находится под сомнением.

Если «тридевять» было реальным числительным, то где его собратья «двадевять», «пятьдевять» и другие? Почему от них не осталось и следа?

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

Девятка – вообще верх совершенства, поскольку это тройка в квадрате. А комбинация тройки и девятки – особое волшебство, которому самое место в сказках.

Таким образом, тридевять не имеет конкретного числового значения. Его можно считать фольклорным обстоятельственным наречием со значением «очень, бесконечно далеко», о чём мы и говорили в начале статьи.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Значение и происхождение фразеологизма «за тридевять земель»

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

Сказочное выражение «за тридевять земель» знакомо каждому с детства. А задумывались ли вы, сколько этих земель на самом деле? Двадцать семь? Тридцать? Или просто — очень много? И где они находятся. Вопросов немало! Давайте искать ответы.

Значение фразеологизма

В современном русском языке «за тридевять земель» значит «очень далеко», «на краю света». Так говорят, когда хотят подчеркнуть запредельность расстояния, отделяющего людей или предметы друг от друга.

Любопытно, что в таком сугубо утилитарном, географическом смысле фразеологизм стал употребляться сравнительно недавно: с конца XVIII-начала ХIX века.

До этого выражение имело сакральное значение, неразрывно связанное с мифом, сказкой. Этот отзвук волшебства слышится во фразе и сегодня.

Если мы говорим, что нечто или некто находятся от нас «за тридевять земель», воображению представляется возвышенная картина огромного, расстилающегося на многие километры пространства. В этом выражении нет иронии, в отличие, например, от синонимичного «у чёрта на куличках».

Легко представить влюблённую девушку, которая поверяет подруге сердечные тайны, сообщая, что её возлюбленный сейчас «за тридевять земель» от неё. Такая вот красота отношений…

Происхождение фразеологизма

Родина фразеологизма – русская волшебная сказка. Именно там впервые появляются такие словосочетания, как «тридевять земель», «тридевятое царство, тридесятое государство».

Девятка некогда была предельной единицей счёта, затем наши предки перешли на десятичную систему. То есть, девять – это даль, предел. А трижды девять (сказочный троекратный повтор – обязательный элемент чудесного) – это очень-очень-очень далеко, так далеко, что и представить нельзя.

Сказка берёт начало в архаических мифах, где Тридевятое царство рассматривается как один из топонимов, связанных с миром мёртвых.

Пространство, которое находится за границей жизни, всегда воспринималось людьми как священное. Туда герои сказок отправляются, чтобы вернуть любимую (отголосок мифа об Орфее и Эвридике), добыть утраченный предмет, обрести бессмертие.

Так что фразеологизм этот многослоен, непрост, в нём, как в сундуке со сказками, спрятано множество значений.

Синонимы

К выражениям с похожим смыслом относятся всем известные фразы:

О каждом из этих синонимов можно написать отдельную статью: они тоже восходят к мифу.

Всё, что связано с далью, бесконечностью, вечностью, вызывает в душе русского человека фантастические образы. Волшебные слова «за тридевять земель» отворяют ворота в чудесный мир детских грёз человечества.

Тест на знание фразеологизмов

Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.

Источник

Сказ о том, как Макар за тридевять земель ходил

СКАЗ О ТОМ, КАК МАКАР
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ ХОДИЛ
ДУШУ СПАСАТЬ

Жил-был во далеком крае за Байкал-морем мужичок один, звали его Макар. Был он неженатый да на голову дурноватый, нравом буйный, делом никаким не обремененный.
Старушка-мать и отец его померли, а он один совсем ум потерял, пил да гулял.

Раз пошел Макар к Аленке свататься. Алена была местной умницей-красавицей на выданье. Посмотрела Алена из своей светлицы на улицу, увидала Макара-дурака и говорит отцу:

— Иди, батюшка, жениха моего ненормального встречай. Видать, сватать меня пришел. Вишь ты, пузырь с бражкой несет, цветок на шапку прилепил.

Встретил отец Макара, напились они на пару, Макар и забыл, зачем к ним пришел.
На утро у него голова дурная, тело вялое. Приплелся он домой и опять на печь спать завалился. И видит во сне мать свою. Сидит она у синего моря, а перед ней лежит новое корыто. Макар и спрашивает ее:

— Что, матушка, опять старика с рыбой ждешь?

— И что, думаешь, она и, в самом деле, поможет?

— Поможет, родимая, поможет! Я же слово заветное старику сказала.

Поглядел Макар на себя и видит, что бледный он, совсем прозрачный перед матерью стоит. Стало ему не по себе.

— Что же мне делать-то теперь? – схватившись за голову, заголосил нерадивый сын.

Проснулся Макар в холодном поту, глянул на себя и заплакал первый раз с тех пор, как родителей схоронил. Сидел он на печи, как тень, бледный, едва видимый. И решил Макар спасать душу свою.

Пошел он к местной бабке-знахарке уму-разуму поучиться. Пришел к знахарке, а она ему и говорит:

— Хочешь душу спасти, за тридевять земель иди. Там стоит царство-государство, где люди свободные от земных пристрастий-напастей и счастливые живут. Есть там такое чудо, которое человека под корень изменить может. А здесь ты только голову буйную свою, не ровен час, сложишь!

И пошел Макар за тридевять земель. Шел лесами и полями. Шел горами и долами. Долго ли, мало ли, пришел к морю-океану. У старика-рыбака выспросил, долго ли еще к чуду заморскому добираться. Старик ему сказал, что надо море-океан пересечь и там уж это чудо и есть. Дал ему старик свою лодку и попросил назад ее воротить, а то ему, рыбаку, долго без лодки не прожить. И поплыл Макар за море-океан.

Буйные ветры подгоняли его лодку. Вдалеке приметил Макар маленький остров в море-океане. Подплывая к островку, Макар увидел трех сухоньких старичков, резво бегущих по волнам. Подбежали они к нему, кланяются да на остров свой приглашают. Макар опешил, даже шапки не снял перед стариками. Да неожиданно лодка к берегу и пристала. Вышли они на берег, а остров-то пустынный. Камни-голыши кругом, одно корявое дерево да один кустик, мхи да лишайники.

— Чем же вы питаетесь, как живете тут, батюшка? – удивился Макар.

— Ну, прощевай, браток! Вижу, в море кораблик тонет, бежим помогать! – говорит другой.

Взяли старички по палочке, да и побежали по воде. А удивленный Макар поплыл дальше.

Долго ли, мало ли плыл Макар по морю-океану. Но вот однажды пристал он к берегу заморскому. Лодку в кустах спрятал. Да от усталости на берегу и заснул. Просыпается и видит, что перед ним стоим мужичок небольшого роста. За рубаху Макара трясет и говорит:

— Ты кто такой будешь? Из каких таких земель?

— Я – Макар. Вот приплыл к вам за тридевять земель душу свою бедную спасать. Говорят, есть у вас такое чудо, которое человека изменить может.

Постоялый двор был недалеко от берега. Дом, как дом, только каждую ночь неведомые воришки обшаривают все карманы у постояльцев. Хозяин говорит, что в доме том привидения живут, а ежели им золота не дать, загрызут, замучают. Макар откупился кушаком да шапкой. Выспался, умылся. Шапки да кушака не нашел, так распоясанным да простоволосым и пошел далее. Хозяин двора постоялого с привидениями дал ему своего слугу в провожатые.

Идут они вдвоем, видят дерево раскидистое на холме стоит. Плоды на нем, словно медом налитые, на солнце светятся. Провожатый и говорит Макару:

Макар подивился да далее заторопился. Глядь, а перед ними пещера: темная, страшная, глубокая. И окрест ни зги не видать. А провожатый рассказывает:

— Кто в пещеру войдет, в темный лес попадет, из которого выхода нет. Просто так туда не суйся, пропадешь.

Макар подивился да далее заторопился. Поворотили они от пещеры, глядь, а за ней виднеются вдали палаты необыкновенные. Макар встал, как вкопанный и глаз не мог от этой красоты отвести. Провожатый и говорит:

— Это золотой дворец, а в нем есть каменный ларец с сокровищами несметными. А во дворце том живет чудо-юдо: многорукое, многоногое, многоликое. Кто к нему попадет, тот сразу счастливым станет. Но чтобы во дворец тот попасть, надо немалую службу сослужить. Выгнать огнедышащего дракона в темную пещеру. И с дерева желаний золотое яблочко достать и принести чуде-юде невиданному. Съест оно это яблочко и стразу красной девицей обернется, напоит, накормит добра молодца, отведет в палаты золоченые, покажет все сокровища дворца своего. И станет тот человек счастливым и довольным. И навсегда в том дворце жить останется. Есть, пить, гулять да веселиться. И станет он свободным от жизни-то земной, ибо не надобно будет ему хлеб свой в поту добывать, голодать да страдать.

Почесал Макар затылок, да и говорит:
— Э-нет, брат. Так не пойдет. Ежели я таким счастливым стану, кто же за меня лодку старику рыбаку воротит? Ведь я ему обещал лодку его рыбацкую вернуть. Видно, не судьба мне душу свою изменить. Придется, не солоно хлебавши, домой воротиться.

На том и простились. Воротился Макар к берегу, отыскал лодку свою и поплыл обратным путем. Долго ли мало ли, а вот и родимый берег показался. Увидал Макара издали старик-рыбак и обрадовался. Пристал Макар к берегу, старик ему кланяется и говорит:

— Вот спасибо тебе, светлая душа, за то, что лодку мне вернул, да еще и рыбы принес.

Шел лесами и полями. Шел горами и долами. Долго ли, мало ли, но вышел он на поляну большую и видит, разбойники старика-лесовика избивают. Закатал Макар рукава, изловчился да и раскидал разбойников в разные стороны. Разбежались супостаты, кто куда. А Макар и говорит старику-лесовику:

— Да в лесу, милый, в лесу.

— Пойдем, покажешь мне.

— Вот оно что! Ну так, я тебя понесу.

Поднял Макар старика, посадил себе на спину, и пошли они на одних ногах в лес в старикову хату. Принес Макар старика в его дом. Увидал, что там не топлено, не готовлено, а стрик сам теперь долго еще и шагу не сделает. Посадил он старичка на печь. Пошел дров наколол, печь затопил, обед сварил, в хате прибрал, старичка накормил и сам наелся. А потом и спрашивает:

— Так, чем же ты, старичок, спасаешься тут?

— А чем? Вот хожу в деревню, молюсь за убогих да больных. Зверушек кормлю с огородика да за порядком в лесу смотрю. Оставайся со мной, Макарушка. Душа у тебя добрая, светлая. Мне с тобой веселее будет, да и я тебя отблагодарю – научу зверей и птиц понимать, травы ведать, да людям хворобы лечить.

Оглянулся Макар по сторонам, с глаз его, точно пелена упала. За тридевять земель он ходил, ничего не выходил. А спасение-то совсем рядышком всегда было. Обрадовался Макар, старика обнял и говорит:

— Будь по-твоему, батя! Буду я тебе помогать, а на будущую осень на Алене женюсь, и мы тебе внучат народим!

На том и сказ про Макара весь. Сколько за тридевять земель не ходи, а душу свою не спасешь, пока о других думать не научишься.

Источник

За чем идут за тридевять земель 100 к 1

Помните детские сказки. Что же означает выражение «Пойти за три девять Земель. «? земля выражение сказка

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

Фразеологизм «за тидевять земель» имеет значение очень далеко. Фразеологизм этот имеет фольклорное происхождение. Выражение «за тридевять земель» характерно для русских сказок. Цифры «три» и «девять» вообще считались волшебными в русских сказках. Вспомнить хотя бы » в тридевятом царстве, в тридевятом государстве. «.
Слово тридевять образовано путем сложения двух числительных: три и девять. Слово это восходит к тем временам, когда на Руси существовала девятиричная система исчисления, причем наряду с десятиричной. Тридевять обозначало 27. И в сказках означало, что это очень далеко.

Фразеологизм «за тидевять земель» имеет значение очень далеко. Фразеологизм этот имеет фольклорное происхождение. Выражение «за тридевять земель» характерно для русских сказок. Цифры «три» и «девять» вообще считались волшебными в русских сказках. Вспомнить хотя бы » в тридевятом царстве, в тридевятом государстве. «.
Слово тридевять образовано путем сложения двух числительных: три и девять. Слово это восходит к тем временам, когда на Руси существовала девятиричная система исчисления, причем наряду с десятиричной. Тридевять обозначало 27. И в сказках означало, что это очень далеко.

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

3х9=27..Наши предки знали все 27 объектов солнечной системы, значит, они знали больше, чем мы сейчас. Значит, они обладали большими знаниями и большими возможностями.
Потому что за тридевять земель – это получается за пределами солнечной системы.

Источник

Рецензия: «За тридевять земель»

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

«За тридевять земель» — мультфильм о смерти. Но создатели ленты раскрывают столь сложную тему размеренно, спокойно и без надрывов, не забывая о том, какого возраста их зрители.

У большинства детских мультфильмов есть одна не очень приятная особенность, которую ощущаешь не столько на психологическом, сколько на физическом уровне. Непрерывный шум, вызванный постоянными скачками громкости и меняющимися интонациями персонажей, хаотичное повествование, непрекращающееся мельтешение камеры. Уже на двадцатой минуте появляется сильный зуд в голове, спустя еще несколько мгновений начинаются мигрени. Наглядно удостовериться в этом можно на примере «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» и его сиквела. Если первая часть — образцово-показательный мультфильм для всей семьи, то второй — полифоническая солянка для дошколят: жмяканье, чваканье, хлюпанье. Досмотреть картину до конца, не рассеивая внимание, смогут лишь самые стойкие родители. Но мультфильму «За тридевять земель» датско-шведского производства удается каким-то образом обходиться без сопровождения «шумового оркестра», оставаясь при этом интересным как для юных, так и для взрослых зрителей. Правда, последним картина Эсбена Тофта Якобсена придется по вкусу чуть больше.

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

Семья зайчонка Йохана жила дружно и счастливо, пока мама героя не захворала. В ту же ночь прилетел Пернатый король и забрал ее в свое царство. Когда он улетал, перо, выпавшее из его крыла, коснулось мальчика. Решив, что следующим может стать его сын, перепуганный отец берет Йохана и отправляется на рыболовном судне в открытое море, чтобы спрятать зайчонка от Пернатого короля. Но юный герой не отчаивается: каждый день он отправляет письма матери и надеется, что она вернется. Узнав, кто повинен в ее исчезновении, Йохан решает во что бы то ни стало отправиться в царство Пернатого короля и спасти мать. Но, как выяснится чуть позже, заправляет там вовсе не король, а жуткая Мора.

«Когда-то мы жили счастливо: мама, папа, я», — начинает свой рассказ юный герой. Меланхоличная музыка, дождь, воспоминания — в полудепрессивном тоне пройдет большая часть повествования. «За тридевять земель» постоянно балансирует на грани. С самого начала зрителю всячески намекают, что царство Пернатого короля — это царство мертвых. При этом в мультфильме Якобсена, в отличие от какого-нибудь «Короля льва», не рубят с плеча — да так, что следующие несколько недель детям мерещится падающий с обрыва Муфаса. Напротив. Создатели картины раскрывают тему смерти размеренно, спокойно и без надрывов, не забывая о том, какого возраста их зрители.

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

«За тридевять земель» больше похож на качественный детский роман, чем на волшебную сказку. Хотя практически всем пропповским функциям мультфильм соответствует. Но самое главное — картина Якобсена способствует диалогу между родителями и детьми. А не это ли важнейшая особенность любого семейного фильма? В анимационной ленте нет ярко выраженной или навязчивой морали, поэтому детям будет о чем спросить, а родителям — что ответить. «Зачем миру нужны правила?», «Почему нельзя просто взять и вернуться из царства Пернатого короля?», «А что такое ничто?» и «Кто такая Мора?» — готовы ли вы ответить на все эти вопросы? Если да, то семейный просмотр мультфильма доставит не только удовольствие, но и определенную пользу.

за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Смотреть картинку за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Картинка про за чем идут за тридевять земель 100 к 1. Фото за чем идут за тридевять земель 100 к 1

То ли скандинавы где-то перегнули палку, то ли мы слишком избалованы голливудской продукцией, но даже при всех своих достоинствах «За тридевять земель» оставляет несколько скомканное впечатление. Создатели картины не пытаются скрывать малобюджетность своего проекта, размывая картинку или насыщая ее яркими красками. Пластиковая анимация, низкая детализация, бледные текстуры. Все это приправлено депрессивными декорациями: ржавые трубы, унылые города, серая природа, дымка. При этом один мир визуально практически не отличается от другого. Оно и понятно, упор сделан на историю, но все же. В итоге мультфильм создает не столько магический, сколько сюрреалистический эффект. Но это, к сожалению, не авторская задумка, а технические просчеты. Возможно, в двухмерном пространстве мультфильм чувствовал бы себя гораздо комфортнее. Те же «Тайны Келлс» уже доказали, что двухмерная анимация в руках толкового художника может быть в десятки раз красивее многомиллионных блокбастеров.

Так или иначе, картине Якобсена вполне по силам произвести на детей такой же эффект, который производит на школьников «Таинственный пасьянс» Юстейна Гордера или «Жан Кристоф» Ромена Роллана на зрелых подростков и взрослых. В то же время не восхищаться смелостью создателей практически невозможно. Кто еще из представителей современной мультипликации готов взяться за тему смерти — и раскрыть ее так, чтобы ребенок не испугался?

За тридевять земель /Resan till Fjäderkungens Rike/ Дания, Швеция, 2013, 78 мин. Реж.: Эсбен Тофт Якобсен. В ролях Эдвин Ридинг, Тува Новотны, Густаф Хаммарстен, Леннарт Якель, Сиселла Кайл, Лейф Андре. В прокате с 17 июля («Премиум Фильм»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *