за что актеры не любили олега даля
Почему в актерской среде не любили Олега Даля
Москва, 30.11.2021, 07:53:16, редакция FTimes.ru, автор ftimes20.
Известный в СССР актер Олег Даль был любим публикой, однако не снискал уважения и признания среди коллег-актеров. Этому мешали сложный характер, алкогольная зависимость и агрессия. Кроме того, Даль часто подводил команду, являясь на съемки пьяным.
Карьера и слава
Олег Даль родился в Люблине в первый год ВОВ – 25 мая 1941 года. Отец актера работал на руководящей должности инженера на железной дороге, а мать преподавала в школе. После девятого класса, Олег подал документы в Театральное училище имени М. С. Щепкина, куда его сразу приняли.
После окончания учебы в 1963 году Даля приняли в театр “Современник”. Кроме этого, он принимал участие в постановках театра на Малой Бронной и Малом театре. Известность и любовь зрителей к артисту пришла после роли в фильме “Хроника пикирующего бомбардировщика” (1967). В киноленте Даль сыграл очаровательного молодого человека Женю Соболевского.
Конфликтный характер и перфекционизм мешали Далю в работе
За свою карьеру Даль мог сыграть много отличных ролей, однако конфликтный характер мешал ему выстраивать взаимоотношения с коллегами-актерами и режиссерами. Из “Современника” он несколько раз уходил, потом возвращался.
Коллеги отзывались о Дале, как скандалисте и очень ненадежном сотруднике – в последний момент он мог подвести съемочную бригаду, либо сорвать постановку спектакля. При этом в работе актер был слишком требователен не только к себе, но и к коллегам. Перфекционизм мешал ему найти друзей на съемочной площадке. При том, что все актеры театра и кино признавали большой актерский талант Даля, мало кто хотел с ним работать. Когда звезду называли “народным артистом”, он возражал с угрюмым видом: “Я не народный, я инородный”.
Алкогольная депрессия и срыв съемок
Проблемы с алкоголем негативно сказывались на работе Даля в театре и личной жизни. На съемках третьей в своей карьере картины “Первый троллейбус” (1963) актер уже появлялся пьяным. В 1967 году он снялся в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Постоянные запои мешали Далю включиться съемочный процесс, провоцировали постоянные конфликты.
По словам режиссера Альберта Мкртчяна, в 5 утра актер появлялся на съемочной площадке уже пьяным “в дымину”. При этом, когда Даль был трезвым, по словам Мкртчяна, это был тонкий, чувствующий человек. Буквально с первой рюмки артист терял лицо, становился агрессивным до такой степени, что вести разговор с ним было невозможно.
Олег Даль уходил в запои, потом приходил в себя, мог работать, сниматься, а затем – все по кругу. По словам его жены, в последние годы между запоями почти не было перерывов – артиста затянула алкогольная депрессия.
Умер в отеле, выпив в одиночку бутылку водки
Спиртное быстрыми темпами разрушало артиста как личность. Во время опьянения актер вел себя агрессивно и был опасен для общества. На похоронах Владимира Высоцкого в 1980-м году Даль привлек всеобщее внимание диким гоготом. Когда присутствующие повернулись в его сторону с изумлением на лицах, актер заявил: “Следующий – я!”.
Несмотря на просьбы коллег остановиться и задуматься о своей жизни, Даль намеренно разрушал себя. Актер закодировался, однако не смог противостоять пагубной привычке – выпил в одиночку бутылку водки.
Алкоголь был несовместим с “вшитой” при кодировании ампулой и вызвал резкий скачок давления, из-за чего произошло внутреннее кровоизлияние. Происшествие случилось 3 марта 1981 года в номере киевского отеля, куда Даль приехал на пробы для съемок в новом фильме. Знакомые артиста были уверены, что он добился того, к чему шел вполне сознательно.
Почему в актерской среде не любили Олега Даля
Известный в СССР актер Олег Даль был любим публикой, однако не снискал уважения и признания среди коллег-актеров. Этому мешали сложный характер, алкогольная зависимость и агрессия. Кроме того, Даль часто подводил команду, являясь на съемки пьяным.
Карьера и слава
Олег Даль родился в Люблине в первый год ВОВ – 25 мая 1941 года. Отец актера работал на руководящей должности инженера на железной дороге, а мать преподавала в школе. После девятого класса, Олег подал документы в Театральное училище имени М. С. Щепкина, куда его сразу приняли.
После окончания учебы в 1963 году Даля приняли в театр “Современник”. Кроме этого, он принимал участие в постановках театра на Малой Бронной и Малом театре. Известность и любовь зрителей к артисту пришла после роли в фильме “Хроника пикирующего бомбардировщика” (1967). В киноленте Даль сыграл очаровательного молодого человека Женю Соболевского.
Конфликтный характер и перфекционизм мешали Далю в работе
За свою карьеру Даль мог сыграть много отличных ролей, однако конфликтный характер мешал ему выстраивать взаимоотношения с коллегами-актерами и режиссерами. Из “Современника” он несколько раз уходил, потом возвращался.
Коллеги отзывались о Дале, как скандалисте и очень ненадежном сотруднике – в последний момент он мог подвести съемочную бригаду, либо сорвать постановку спектакля. При этом в работе актер был слишком требователен не только к себе, но и к коллегам. Перфекционизм мешал ему найти друзей на съемочной площадке. При том, что все актеры театра и кино признавали большой актерский талант Даля, мало кто хотел с ним работать. Когда звезду называли “народным артистом”, он возражал с угрюмым видом: “Я не народный, я инородный”.
Алкогольная депрессия и срыв съемок
Проблемы с алкоголем негативно сказывались на работе Даля в театре и личной жизни. На съемках третьей в своей карьере картины “Первый троллейбус” (1963) актер уже появлялся пьяным. В 1967 году он снялся в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Постоянные запои мешали Далю включиться съемочный процесс, провоцировали постоянные конфликты.
По словам режиссера Альберта Мкртчяна, в 5 утра актер появлялся на съемочной площадке уже пьяным “в дымину”. При этом, когда Даль был трезвым, по словам Мкртчяна, это был тонкий, чувствующий человек. Буквально с первой рюмки артист терял лицо, становился агрессивным до такой степени, что вести разговор с ним было невозможно.
Олег Даль уходил в запои, потом приходил в себя, мог работать, сниматься, а затем – все по кругу. По словам его жены, в последние годы между запоями почти не было перерывов – артиста затянула алкогольная депрессия.
Умер в отеле, выпив в одиночку бутылку водки
Спиртное быстрыми темпами разрушало артиста как личность. Во время опьянения актер вел себя агрессивно и был опасен для общества. На похоронах Владимира Высоцкого в 1980-м году Даль привлек всеобщее внимание диким гоготом. Когда присутствующие повернулись в его сторону с изумлением на лицах, актер заявил: “Следующий – я!”.
Несмотря на просьбы коллег остановиться и задуматься о своей жизни, Даль намеренно разрушал себя. Актер закодировался, однако не смог противостоять пагубной привычке – выпил в одиночку бутылку водки.
Алкоголь был несовместим с “вшитой” при кодировании ампулой и вызвал резкий скачок давления, из-за чего произошло внутреннее кровоизлияние. Происшествие случилось 3 марта 1981 года в номере киевского отеля, куда Даль приехал на пробы для съемок в новом фильме. Знакомые артиста были уверены, что он добился того, к чему шел вполне сознательно.
Шут, скандалист и гений. Почему Олега Даля не любили режиссеры и побаивались коллеги
Олег Даль — актер редкого дарования, одна из самых ярких фигур творческой интеллигенции 70-х. А у талантливых и ярких, как правило, невыносимый характер, они слишком требовательны не только к себе, но и к окружающим.
В 1969-м на « Ленфильме» шли съемки « Короля Лир». Олег Даль играл шута. Играл, как всегда, блистательно, но по своему обыкновению провоцировал конфликты на съемочной площадке. Режиссер Григорий Козинцев относился к нему как к сыну и многое прощал. Однажды он сказал Далю :
Твоя привилегия говорить правду, как и шута, которого ты играешь.
Через пять лет на экраны вышла военная трагикомедия «Женя, Женечка и “катюша”». Картина со сложной судьбой. И создавалась мучительно, и вышла « третьим экраном» (показывали только в провинции). И актера на главную роль пришлось долго отстаивать.
Но далеко не все режиссеры относились к нему благосклонно: слишком уж взрывной характер, кроме того, явное неуважение к коллегам (на самом деле за неуважение часто принимали неприятную привычку рубить правду-матку в глаза, но не суть…).
Вот что Олег Даль говорил о « Современнике», в котором служили лучшие отечественные актеры :
Мы дневали и ночевали в театре. Это было счастливое время. Но жизнь жестокая штука. Появились семьи, появились дети, надо было зарабатывать деньги. А потом появились квартиры, автомобили и прочая ерунда, которая губит творческое начало. И искусство закончилось.
Широко известна некрасивая история, произошедшая на свадьбе Олега Даля и Нины Дорошиной. Праздновали в театре. В самый разгар веселья Олег Николаевич Ефремов усадил невесту себе на колени и сказал: « А любишь ты все-таки меня!». Даль ушел с собственной свадьбы и исчез на две недели. С Дорошиной он вскоре расстался.
Самое страшное для актера — невостребованность. Для Даля самым невыносимым было другое: необходимость играть в плохих спектаклях, плохих фильмах. Даже не плохих — далеких от совершенства.
К слову, эта привычка разбрасываться ролями и спровоцировала конфликт на « Мосфильме». Даль отказался сниматься в « Экипаже» Александра Митты (предлагали роль бортинженера Скворцова, которую сыграл Филатов). На столичной киностудии это было не принято.
Тогдашний начальник актерского отдела кричал на Даля : « Кто вы такой? Да вас знать никто не знает!».
В конечном счете привередливый актер попал в негласный черный список « Мосфильма». Снимать его запретили.
В те дни Даль написал в своем дневнике:
Ну поглядим, мразь чиновничья, что останется от меня, а что — от вас
Впрочем, был еще « Ленфильм». Одна из последних киноработ Олега Даля — роль в фильме « Отпуск в сентябре» по пьесе А. Вампилова « Утиная охота».
Это был тот редкий случай, когда Даля все устраивало. И сценарий, и то, как он сыграл. Однако фильм благополучно отправили на полку, где он пролежал долгих восемь лет.
Он всю жизнь стремился к пресловутому идеалу, и вот наконец нашел его. Но оказалось, этот идеал никому не нужен.
Сердце Олега Даля остановилось 3 марта 1981 года в номере киевской гостиницы. Через три месяца ему бы исполнилось сорок.
Актёр театра и кино Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино (сейчас — один из районов Москвы). В детстве Даль мечтал стать лётчиком, но понимал, что здоровье (слабое сердце) не позволит ему добиться цели.
Уже в школьные годы он задумался об актёрской профессии. В частности, Даль хотел когда-нибудь сыграть Печорина. Правда, и здесь не обошлось без трудностей: у будущего актёра были проблемы с дикцией. Но в конечном счёте он с ними справился.
После школы Олег Даль поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина на курс Николая Анненкова. Вместе с Далем учились Михаил Кононов, Виталий Соломин, Михаил Кокшенов, Виктор Павлов.
Ещё в студенческие годы Олег Даль получил свой «Звёздный билет». Именно так называлась книга Василия Аксёнова, которая легла в основу фильма «Мой младший брат». Во время съёмок режиссёр Александр Зархи забирал Даля и Александра Збруева с занятий.
По воспоминаниям оператора Анатолия Петрицкого, уже тогда начало проявляться пристрастие Даля к алкоголю. Однако артист держался в рамках приличия и не доставлял съёмочной группе больших неудобств. Коллеги по фильму отмечали, что Олег Даль был самым ярким из троицы молодых актёров, снимавшихся в ленте (компанию им со Збруевым составил Андрей Миронов).
В работе над первым фильмом Даль показал и другую сторону своего характера. Зархи заметил, что молодой актёр даже режиссёра мог подчинить своей воле. Олег Даль пренебрегал общественным мнением, субординацией и дисциплиной. Он не видел нужды притворяться и предпочитал, даже будучи в образе, проявлять собственную индивидуальность, а не изображать героя. Даль не мог повторить одну и ту же манеру игры в разных дублях и даже выступал против грима.
«У него такая полная раскованность человеческих чувств: хочу вот быть таким, каким я в данный момент себя чувствую. Вот этой дисциплины человеческой и подчинённости каким-то условностям в нём не было», — рассказывал Александр Зархи.
После выпуска из легендарной «Щепки» Даль присоединился к труппе театра «Современник», которым руководил Олег Ефремов. В то время в «Современнике» служила актриса Нина Дорошина, с которой Олег Даль также встречался на съёмках фильма «Первый троллейбус». Артисты поженились в 1963 году, однако прямо во время свадьбы произошёл конфликт с участием Ефремова, у которого был роман с Дорошиной. Семейный союз просуществовал недолго.
Вторая жена Олега Даля — Татьяна Лаврова — также служила в «Современнике». И этот брак тоже оказался недолговечным.
В театре у Даля ролей было не много, да и те преимущественно второго плана. В 1968 году артист сыграл Ваську Пепла в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Актёр конфликтовал с руководством и артистами, несколько раз уходил из театра и возвращался. Ему не нравился репертуар из спектаклей с ярко выраженной идеологической составляющей.
Современники отмечали выдающийся талант артиста. Он мог выйти на сцену с травмой и больше переживал за судьбу спектакля, чем за собственное здоровье. По воспоминаниям друзей, Олег Даль употреблял алкоголь, чтобы справиться с постоянным эмоциональным напряжением. Актёр сменил не одну сцену.
«Олег предлагал свои варианты, но творчески недалёким людям это всегда мешает. А подавлять своё творческое «я» ему было сложно. Он был человеком, который не мог найти себе места, и отсюда все его метания: «Современник», МХАТ, ленинградский «Ленком», Театр на Малой Бронной. А под конец жизни — преподавание во ВГИКе. Он не принимал ложь и неискренность. Он не мог обрести себя», — считает Александр Збруев.
Даль создал немало выдающихся образов в кино. Среди них — Женя Колышкин («Женя, Женечка и «Катюша») и Евгений Соболевский («Хроника пикирующего бомбардировщика»). Он снялся в ряде картин Надежды Кошеверовой, которая, по воспоминаниям Людмилы Гурченко, иногда даже прощала актёру срыв съёмок.
Благодаря Кошеверовой Даль получил роль шута в фильме Григория Козинцева «Король Лир». Во время съёмок артист встретил монтажёра Елизавету Апраксину. Они сыграли свадьбу в 1969 году и были вместе до самой смерти актёра.
В ленте «Плохой хороший человек» по повести А.П. Чехова «Дуэль» Олег Даль снимался вместе с Владимиром Высоцким. Первый играл Лаевского, второй — фон Корена. Съёмки проходили непросто: режиссёр Евгений Татарский вспоминал, что ему приходилось следить за Далем, чтобы тот к началу смены был трезвым.
Даль и Высоцкий поддерживали отношения за пределами съёмочной площадки практически до самой смерти музыканта. Оба страдали от алкогольной зависимости и безуспешно пытались от неё избавиться, в том числе «зашиваясь».
В 1973 году вышла картина «Земля Санникова», где Даль исполнил роль Крестовского, предназначавшуюся Высоцкому. Того отстранили от съёмок после трансляции песен по иностранному радио.
Владимир Высоцкий скончался в июле 1980-го, и Олег Даль тяжело переживал утрату. Он открыто говорил, что вскоре последует за другом. Так и произошло.
Владимир Мотыль сопоставлял роль Олега Даля в советской культуре с вкладом Владимира Высоцкого, Павла Луспекаева и Петра Алейникова. «Этот след несоизмерим с их прижизненным положением в обществе, когда рядом с ними титулами «народных» величали никому не известных ремесленников. Случайно ли, что непосредственная причина безвременной гибели каждого из названных актёров оказывалась, в общем, одна и та же? В её основе — горечь, залитая горькой», — отмечал режиссёр.
По воспоминаниям Мотыля, некоторые коллеги по цеху предлагали Далю алкоголь из ревности к его успеху и таланту. Хотя актёра любила публика, его вклад в кинематограф не был отмечен званием народного или заслуженного артиста.
В 1974 году Олег Даль совместно с Галиной Волчек поставил спектакль «Принцесса и дровосек». Артист интересовался режиссурой и в 1976 году поступил во ВГИК на Высшие режиссёрские курсы, где его мастером был Иосиф Хейфиц. Однако Даль так и не окончил обучение.
Во второй половине 1970-х у Даля были непростые отношения с кинематографистами. Его звали сниматься в фильмах видных режиссёров, но артист отклонил ряд предложений. В ответ руководство «Мосфильма» выпустило запрет на съёмки Даля на три года. В своём дневнике артист ругал чиновников и управленцев и переживал, что «искусства остаётся всё меньше».
«Главное ощущение от него — свободы. Свободы. Раскованности. Той самой внутренней, драгоценнейшей свободы, которая была отброшена напрочь нашим обществом, интеллигенцией, которая вытравлялась в течение десятков и десятков лет. Из нашего общества и нашей системы. Это в крови… было в нём заложено», — вспоминал сценарист и режиссёр Леонид Агранович, который снимал Даля в своём фильме «Человек, который сомневается».
По мнению Александра Зархи, Даль не умел «приспосабливаться к существующим нормам человеческого бытия».
Партнёрша актёра по картине «Человек, который сомневается» Лариса Виккел рассказывала, что летом 1980 года Даль, с его слов, не употреблял алкоголь и чувствовал себя независимым — в том числе потому что недоброжелатели больше не «измывались» над ним из-за пагубного пристрастия.
По воспоминаниям современников, незадолго до смерти Олег Даль испытывал очевидные проблемы со здоровьем. Артист перенёс пневмонию, сильно похудел. Тем не менее он продолжал играть в театре и сниматься в кино.
В начале марта 1981 года Даль был в Киеве на кинопробах: он претендовал на роль в комедии «Яблоко на ладони». По одной из версий, актёр принял алкоголь, зная, что это приведёт к летальному исходу. Знакомые и друзья артиста утверждают, что он говорил о смерти и прощался с окружающими.
Так, Леонид Марков, который также планировал сниматься в ленте, рассказывал, что Даль попрощался с ним словами «Ну, вот. Пошел к себе в номер умирать. » По свидетельству Валентина Гафта, в день смерти артист сказал ему не «до свидания», а «прощай».
Олега Даля обнаружили в гостиничном номере 3 марта 1981 года. Причиной его смерти считается остановка сердца. Позже стало известно, что артист собрал заработанные средства, которые несколько облегчили положение его жены после его кончины.
Олег Даль: Как сложилась судьба талантливого, красивого, но такого инородного актера
Олег Даль постоянно требовал от себя непомерных высот. И эта гонка в соревновании с самим собой, к большому сожалению, стоила ему жизни.
Олег Даль точно не был баловнем судьбы. Его «болезнь совершенства» съедала изнутри, заставляя требовать от самого себя непомерных высот. И эта гонка в соревновании с самим собой стоила ему жизни.
Впечатлительный ребенок
Олег Иванович родился 25 мая 1941 года в Москве. Помимо Алика, как его ласково звали дома, в семье подрастала старшая дочь Ираида. Отец Олега трудился инженером на железнодорожной станции, а мать – учительницей.
Мальчик рос очень впечатлительным, с яркой подвижной психикой. Конечно, как и большинство дворовых пацанов любит спорт, командные игры, особенно баскетбол. Но послевоенное детство оставило свой отпечаток – рослый, долговязый и страшно худой Даль начал страдать от сердечной болезни, вызванной большими физическими нагрузками на столь ослабленный организм.
Баскетбол пришлось оставить. Тогда Олег переключился на другие любимые занятия – чтение классической литературы, стихов и обучение игре на гитаре. У юноши обнаружилась тяга к театру, музыке, любительским постановкам в школе.
Даль понимал – из-за слабого здоровья ему не стать лётчиком, зато лётчика можно сыграть в кино. Да и не только лётчика, вообще кого угодно, если приложить к этому достаточно стараний.
А после прочтения «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, юноша просто влюбился в образ Печорина, и у него появилась чёткая цель: стать большим артистом и непременно сыграть этот такой близкий ему по своей внутреннем противоречивости персонаж.
Исполнение мечты
Даль принимает твёрдое решение поступать в театральный вуз. Дома этой «блажи» никто не поддержал. «Что это за профессия такая «артист»?» — возмутился отец. – «А жить ты на что будешь?». «Да и кто тебя туда возьмёт?» — вторила ему мать. – «Ты же картавишь!».
Но Олег был непреклонен: он решил и точка! Это внутренне упрямство потом будет не раз и помогать актёру, и сильно мешать ему. Он успешно сдал экзамены в Щепкинское училище, был зачислен на один курс с такими будущими артистами как М. Кононов, В. Павлов и В. Соломин, которые впоследствии стали его большими друзьями.
От проблем с дикцией парню тоже постепенно удалось избавиться, он много занимался самостоятельно, плюс помогли уроки по сценической речи.
Даль занимался исступлённо, прилагая массу усилий для того, чтобы стать хорошим артистом. Причём он почти никогда не был доволен собой, всегда думал, что может лучше. И от окружающих его коллег требовал того же – полной самоотдачи и постоянного стремления к совершенству.
Ещё будучи студентом, Олег Даль исполнил главные роли в фильмах «Мой младший брат» и «Человек, который сомневается». Обе работы были довольно сильными для новичка, но Даль блестяще с ними справился. Причём в первом фильме у актёра был образ одухотворённого интеллигента Алика Крамера, плачущего над произведением Баха. А во втором – сложный психологический персонаж: парень, обвинённый в убийстве молодой девушки, отчаявшийся и затравленный.
После столь разительных работ на Даля обратили внимание маститые режиссёры. И уже по окончании театрального училища Олег Иванович очень активно снимался в кино («Первый троллейбус», «Женя, Женечка и «катюша» (роль Жени Колышкина режиссёр В. Мотыль писал именно «под Даля»), «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Вариант «Омега» и другие).
Театр
Но Далю прежде всего хотелось состояться как сложному драматическому артисту, играющему на театральной сцене. Его мечтой был «Современник». Здесь актёра ждали взлёты и падения, а любовь публики и благосклонность режиссёров пришлось ждать долго. Виной тому и характер Олега Ивановича, и невнимание к нему коллег и наставников.
Талант этого удивительно артиста томился в нереализованности. Даль давно вырос из массовок, а ему не могли предложить ничего больше ролей второго плана.
Ситуация переменилась в конце 60-х, когда вышел спектакль по одноимённому произведению М. Горького «На дне». Роль Васьки Пепла сделала актёра любимым и узнаваемым.
После знакомства с режиссёром Г. Козинцевым в творческой копилке Даля появляются два телеспектакля, ставшие его визитной карточкой в мире классической постановки. Это Шут в «Короле Лире» и Печорин в картине «По страницам журнала Печорина». Даль исполнил свою мечту и воплотил на экране образ главного персонажа из «Героя нашего времени».
С постоянными театральными подмостками у Олега Ивановича не особо складывалось. В каждом последующем театре актёр не был уверен, что его ценят по достоинству. Он часто шёл на конфликты с руководством, коллегами и уходил первым, громко хлопнув дверью. Так было и в «Современнике», и в Малом театре, и в Ленкоме, и в Театре на Малой Бронной.
Конфликт с «Мосфильмом»
Не лучше обстояли дела и с миром кино. Особенно после скандала с начинающими режиссёрами картины «Земля Санникова», которая хоть и стала одной из наиболее запоминающихся в карьере артиста, но любимой им не была. С тех пор Даль очень щепетильно подходил к выбору ролей, многим режиссёрам отказывал, а о том, что артист складывает неугодные сценарии в туалете, ходили байки.
Так, Олег Иванович решительно отверг предложение А. Митты сняться в фильме-катастрофе «Экипаж», Э. Рязанова сыграть Женю Лукашина в «Иронии судьбы…», а у М. Козакова принять участие в картине «Безымянная звезда». Именитому Л. Гайдаю Даль тоже отказал и главная роль в фильме «Инкогнито из Петербурга» досталась Сергею Мигицко.
Актер злоупотреблял спиртным и мог прийти на съёмки «не в форме». Либо же начать сниматься, а потом, вдруг осознав, что в этом фильме он играть не может, всё бросить и уйти.
Естественно эти поступки не могли не отразиться на репутации Олега Даля. В конце концов его вызвали в «Мосфильм», где строгий начальник дал понять любимцу публики, что он здесь никто и эти выходки терпеть никто не будет. Если Даль продолжит в подобном духе, ему запретят работать на этой киностудии.
Этот конфликт актёр переживал очень тяжело. И без того терзавший сам себя, он впал в глубокую депрессию из-за непонимания вышестоящего начальства. Своими отказами Даль либо жалел режиссёров, когда был не готов работать и боялся подвести, либо пытался показать, что они найдут на эти роли актёра лучше и увереннее в себе.
Яркие роли в кино
Большинство режиссёров любили и прощали слабости артиста за его самоотдачу и безграничный талант. Они готовы были терпеть загулы Олега Ивановича, его плохое настроение и приводы в милицию. Когда шли съёмки «Жени, Женечки и «катюши», Даль загремел на 15 суток, и В. Мотыль под свою ответственность забирал его на съёмки, а потом возвращал обратно в КПЗ.
Сказочница Надежда Кошеверова очень любила снимать Даля в своих фильмах («Старая, старая сказка», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Тень»). При ней актёр держался и не выпивал. Они очень трепетно относились друг к другу.
А мэтр Г. Козинцев и вовсе прощал Олегу абсолютно всё во время съёмок «Короля Лира». И, словно зная наперёд судьбу актёра, говорил: «Мне его жаль. Этот мальчик – не жилец».
Потрясающая работа получилась у Даля в фильме Е. Татарского «Приключения принца Флоризеля». Вообще, костюмные роли очень шли этому красивому, утончённому артисту. Даль и сам любил хорошо одеваться. Среди знакомых слыл щёголем и франтом и этим напоминал своего героя из картины «Не может быть!».
Инородный артист
Когда были периоды застоя в работе, артисту приходилось ездить на встречи с публикой. Он этого не любил, но нужно было как-то выживать. Актёру передавали записки с вопросами из зала, и он по возможности на них отвечал.
Однажды ему задали вопрос, является ли он Народным артистом СССР? На что Даль ответил: «Какой же я народный? Я скорее инородный». Этим артист намекнул на то, что у него до сих пор нет никакого звания. А ведь на тот момент за плечами Олега Ивановича был не один десяток успешных картин, в том числе и военных, в которых снималось множество актёров со званиями, или эти звания после съёмок получивших.
Но Даля словно наказывали за тяжёлый характер. Незадолго до ухода из жизни ему лишь присвоили звание Народного артиста Украинской ССР.
Горе-невеста Нина Дробышева
Вокруг отношений артиста с женщинами ходит множество слухов и домыслов. Подлинную информацию о личной жизни Олега Даля можно узнать из воспоминаний племянницы артиста Татьяны Антонюк и его третьей супруги Елизаветы Апраксиной.
Несмотря на яркую внешность, сердцеедом Даль не был. Поклонницы, готовые на всё, лишь раздражали его. Однажды артист прыгнул в воду прямо в одежде, лишь бы от него отвязалась толпа оголтелых фанаток. Это было на набережной одного из приморских городов.
Первый брак был студенческим и очень коротким. Союз с актрисой Ниной Дорошиной был заключён по ошибке. Горе-невеста своим скоропалительным замужеством пыталась досадить своему любовнику, актёру и режиссёру Олегу Ефремову. К тому же Олег Даль спас Дорошину, когда она тонула, и девушка решила, что это тот самый первый встречный, за которого она сгоряча выскочит замуж.
Этот обман и последующее некрасивое поведение Ефремова на свадьбе стало незаживающей раной в сердце Даля, который искренне полюбил Нину Дорошину. Вскоре, брак был расторгнут.
Брак с Лавровой и долгожданное счастье с Лизой
Вторая супруга Олега Ивановича, актриса Татьяна Лаврова, напротив, создала семью с артистом по большой любви. По воспоминаниям племянницы Даля они очень подходили друг другу. Но пристрастие Олега к алкоголю заставило актрису оставить его, когда все её попытки избавить мужа от пагубной привычки были тщетны. Они сохранили хорошие отношения.
Долгожданное семейное счастье Олег Иванович обрёл с монтажёром Елизаветой Апраксиной. Даль переехал к Лизе и её матери Ольге Борисовне. Обе женщины окружили его заботой и теплом. Лиза Даль оставила работу ради мужа и ездила с ним на съёмки и в экспедиции, чтобы обеспечить уют.
Позже они забрали к себе маму Даля Павлу Петровну. Олег был добытчиком, а женщины ждали его дома. В их доме всегда было очень весело. За постоянное ношение авосек, Даль прозвал своих маму, жену и тёщу «сумчатыми». А когда зарабатывал деньги, выкладывал их веером на столе или картинно бросал на пол, к ногам своим любимых дам.
C Лизой они прожили 10 счастливых лет. Даже отсутствие детей не омрачало этих отношений. Всю свою любовь Даль дарил племяннице Тане.
Последние годы и печальный уход
В 1980 году уходит из жизни Владимир Высоцкий. Олег Даль, друживший с актером и бардом, очень тяжело переживает его уход. На похоронах Владимира Семёновича он роняет фразу: «А следующим буду я». Перейдя в Малый театр и получив гримёрку, в котором обитал недавно почивший Алексей Эйбоженко, Даль меланхолично заметил, что тоже надолго здесь не задержится.
Всё чаще актёр, проснувшись утром, говорил жене: «Мне снился Володя. Он зовёт меня к себе». Всё вокруг было наполнено нехорошими предчувствиями. Возможно, Даль знал, что этот год для него последний. Его вечно мрачные записи в дневниках стали ещё мрачнее, стихи, которые он сочинял, становились всё более грустными и философскими.
Однако, в профессии началась светлая полоса. Новый театр – новый репертуар. Разрешение на постановку долгожданного спектакля по стихам Лермонтова «Наедине с тобою, брат». Главная роль в фильме В. Мельникова «Отпуск в сентябре» (картина увидела свет только через 9 лет после завершения работы над ней). Через год приглашение на съёмки новой картины в Киев.
Даль уехал в столицу Украины. Встретившись с друзьями. он вёл себя так как будто прощался. А в гостинице, уходя в номер, задумчиво изрёк коллегам: «Пойду к себе, умирать».
Наутро пришлось ломать дверь, на стук Олег Иванович не реагировал. Его нашли лежащим на кровати, с улыбкой на устах. Вот только оказывать помощь было поздно. Это было 3 марта 1981 года. Актёр ушёл в возрасте 39 лет. До сорока он не дожил два месяца.
Озвучивались разные причины ухода из жизни Даля: остановка сердца, роковая доза алкоголя при зашитой «торпеде», даже утверждали, что артист банально подавился таблеткой. Так или иначе, страна потеряла гениального артиста, которого так и не успела отблагодарить, или не захотела.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.