за что бог любит человека
Божья любовь. Безусловная любовь Божья к нам. Бог любит всех людей
У многих людей часто возникают вопросы: «А любит ли Бог меня? А любит ли Бог всех людей? Может быть, Он кого-то любит больше, а кого-то меньше? Может быть, Он любит больше тех, кто не грешат, чем тех, кто грешат?» Сегодня вы узнаете ответы на эти вопросы.
Иисус Христос сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанн. 3:16). Итак, кого Бог так возлюбил, что отдал за наши грехи Своего Сына – Иисуса Христа? Мир! Что такое мир? Мир – это все люди. Из слов Христа, мы видим, что Бог возлюбил всех людей на земле. И не важно, веруем мы в Него, или нет, Бог всё равно независимо от этого любит нас. Бог есть Любовь, и Он не может не любить Своё творение – человека. Не важно, праведник это или грешник; добрый, или злой; Пьяница, или хороший семьянин; наркоман, или президент; убийца, или священник. Нашему разуму трудно это понять, но Бог мыслит не так, как человек. Он любит всех одинаково. Он не делает разделения между расами, количеством грехов, успехами и т.д. Библия говорит, что Бог нелицеприятен к людям, т.е. Он не любит кого-то больше, а кого-то меньше.
Мы, люди думаем и поступаем совершенно по-другому.
Многие люди рассуждают так: «Как Бог может любить меня, если я совершил так много грехов? Бог может любить кого угодно, только не меня. Я слишком плохой для того, чтобы Он меня любил». Почему люди так говорят? Потому, что они не понимают сущности любви Божьей. Но истина в том, что Бог любит всех людей.
Попробуем разобраться, и понять, что же такое Божья любовь?
Люди думают так: «Если в моей жизни много проблем, что Богу я не нужен, Он не любит меня и не желает вмешиваться в мою жизнь». Многие люди говорят: «Если Бог всех любит, то почему так много бедствий? Почему иногда ни в чём не повинные дети умирают? Почему так много скорбей на земле? Куда Он смотрит?» Эти, и многие другие вопросы возникают в умах множества людей.
Но безусловная Божья любовь к нам заключается в том, что Он даёт нам, людям, право выбора. Он не контролирует нас и не заставляет поступать правильно. Мы сами выбираем, как нам жить. Большинство людей не желают прислушиваться к заповедям Божьим, поэтому мы видим столько зла на земле. Скажите, разве это Бог развязывает войну, стреляет из танка, убивает детей, устраивает террористические взрывы? Или может это Он повелевает людям делать это? Может, это Он виновен в том, что пьяный водитель сбивает ребёнка, или падают самолёты из-за изношенности двигателей?
Люди не желают придерживаться Божьих заповедей, но именно в этом и есть корень всех наших проблем. Божьи заповеди – это ключи к успешной жизни. Чтобы оградить нас от скорбей, Бог дал нам необходимые инструкции, но мы часто игнорируем их, и придумываем для себя свои инструкции, свои «заповеди», и принципы, по которым и живём. Проходит время, и в нашей жизни что-то ломается, что-то идёт не так и выходит из строя. Но виновен ли в этом Бог?
Можно сказать, что страдания и войны, являются результатом нашей «свободы» от Божьи заповедей. Бог создал человека со свободой выбора: повиноваться Ему и жить под Его покровом, или отвергнуть Его и подвергнуть себя многочисленным бедам. Когда человек восстает против Бога, то он мучает самого себя и своих ближних. Если безбожники и нечестивые люди становятся у власти, то они обрекают на страдания свои собственные и соседние народы. Как много бед только в прошлом столетии натворили такие люди, как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин и Мао Цзэдун. Результатом их тирании стали бедность, болезни, физические и душевные страдания миллионов людей. Бог ли в этом виновен?
Люди причиняют самим себе и другие виды страданий. Например, такие заболевания как СПИД, сифилис, гонорея, являются результатом сознательно выбранного образа жизни, который противоречит Божественным законам. Люди живут беспорядочной половой жизнью, поэтому им приходится сполна расплачиваться за свое безрассудство. Бог ли в этом виновен? Конечно же, нет. Но Бог допускает страдания в жизни людей, потому что они сами выбирают идти не тем путем, который предопределил для них Господь.
Страдания не являются волей Божьей для людей. Иисус Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком». (Иоан.10:10). Воля Божья в том, чтобы люди ни в чем не нуждались и во всех сферах жизни имели избыток, но чтобы это осуществилось, необходимо строить свою жизнь по Божьим принципам. Люди думают, что если они не будут жить по Божьим заповедям, то ничего страшного с ними не случится, поэтому они живут беззаботно, пока неожиданно страдания не приходят в их дом. Пока все хорошо, человека не интересует Бог и Его духовные законы, но когда приходит беда, он начинает искать выход. Как ни странно, но именно страдания побуждают человека разыскивать ответы на его вопросы, и благодаря страданиям, многие люди приходят к Богу. Пока человек не утрачивает материального благополучия, крепкого здоровья, пока в семье и других сферах жизни не приходит разрушение, то человек не имеет желания обращаться к Богу. В большинстве случаев, это так.
Итак, Библия и здравый смысл подсказывает нам, что страдания не говорят о том, что Бог нас не любит.
Некоторые люди думают, что если согрешат, то отпадут от Божьей любви, но это не так. Да, Библия говорит: «грехи ваши производят разделение между вами и Богом». Конечно, грех всегда становится стеной между нами и Богом, преграждая путь к Его благословениям, и открывая «двери» для сил тьмы разрушать наши жизни. Через грех, мы сами выходим из под покрова Божьего и страдаем, но Бог от этого не любит нас меньше.
Кроме Бога есть еще и дьявол, который ненавидит людей и желает погубить нас. И именно грех позволяет ему находить доступ в наши жизни и вредить нам. Болезни, несчастные случаи, неудачи, потери, преждевременные смерти и всё плохое приходит не от Бога.
Бог так любит нас, что дал нам право выбора. Мы сами выбираем, как нам жить; быть ли Ему послушными, или нет. Он никогда нас не контролирует, и не подавляет. Он только предупреждает нас о ужасных последствиях греха через Своё Слово – Библию, через внутреннее свидетельство (интуицию), и даже через сны. Но мы часто, бываем глухи к Его предупреждениям, и выбираем свой путь.
Библия открывает нам, что: «Мы Им движемся, живём и существуем» (Деян. 17:28). Кто движется, живёт и существует Богом? Конечно же, не только те, кто веруют в Него. Здесь говорится обо всех людях. Без Бога на этой земле не может существовать ни один человек. Дух человеческий не может существовать без Бога. Это говорит о том, что Бог любит всех людей.
Когда верующие люди этого не понимают, то думают, что Бог любит только их, а неверующих нет. Иногда верующие презирают неверующих. Это происходит потому, что они не знают о любви Божьей ничего.
Теперь давайте рассмотрим 2 факта, через которые Бог проявляет Свою любовь людям.
1) Безусловная любовь Божья к нам проявляется в том, что Он нас не контролирует.
Бог позволяет нам выбирать, либо жить с Ним, либо без Него. Поэтому, люди сами выбирают, идти им в ад, или к Богу. И то, что выбирает человек, является его суверенной волей. Господь просто нас предупреждает, обличает через совесть, а мы уже сами принимаем решение.
2) Божья любовь явлена к нам в Его жертвенности.
Бог понимал, что человек, уйдя от Него, сам отдал себя во власть сатаны, и подверг многочисленным страданиям, поэтому пришёл на эту землю в лице Иисуса Христа, чтобы снова вернуть человека к Себе.
Библия говорит: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Провозгласите Иисуса Христа Господом своей жизни, и Он станет вашим Спасителем и Заступником.
Библия говорит : «…а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши…». (1Ин.2:1,2). Если вы хотите увидеть милость Божью к себе, то призовите прямо сейчас вслух Иисуса Христа в свою жизнь, и покайтесь в тех грехах, о которых вспомните.
Скажите: «Дорогой Господь Иисус! Я благодарю Тебя за то, что Ты умер за мои грехи и на третий день воскрес из мертвых, чтобы оправдать меня и стать моим Ходатаем перед Всемогущим Богом. Прости меня за все мои грехи, за все зло, которое я делал(а) в своей жизни (перечислите свои грехи). Очисть меня от этих грехов и их разрушающих последствий, пожалуйста. Иисус Христос, войди в мое сердце, стань моим Господом и Спасителем! Я с великой благодарностью принимаю Твое прощение и спасение».
Если вы искренне покаялись, то ваши грехи прощены Богом. Знайте, что Он безгранично любит Вас, и Бог любит всех людей! Это безусловная Божья любовь к нам!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что значит «Бог любит нас»?
Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не подалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Пророк Исаия ( Ис. 49:15 ).
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. ( Ин. 3:16 ).
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. ( 1Ин. 4:10 ).
Едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
Ни отец до детей, как Бог до людей.
Всяк про себя, а Господь про всех.
Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его больше, чем любовь матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас.
Мы видим крест, знаем, что Он распялся за нас и умер в страданиях, но все равно душа сама понять эту любовь не может, а познается она только Духом Святым.
Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас.
Христос. будучи Истинным Богом, восседающим на Престоле славы Своей, сходит с Неба на землю, делается человеком, вступает в тягостные условия жизни человеческой, терпит лишения, скорби, труды, с лишком тридцать лет носит в Себе мысль, что Он должен тяжко пострадать на Кресте, три с половиною года терпит при Себе Иуду, предателя Своего, и обращается с ним как с другом, наконец, подвергается ужаснейшим унижениям, мучениям, смерти – и при всем том нимало не охладевает в Своей любви к человеческому роду, который довел Его до Креста!
Напротив, Он день и ночь с полной любовью заботится о спасении людей, наставляет их с терпением и снисходительностью, благотворит им, врачует их, воскрешает мертвых, прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей, прося отпустить им тягчайший грех – грех христоубийства. Жертва любви, принесенная за нас Богочеловеком, так велика, что мысль человеческая теряется, когда старается обнять и уяснить ее себе. Невозможна любовь, большая любви к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога!
Поскольку Бог даром, без всякой пользы, человека так сильно возлюбил, то и человек должен просто, без всякой своей пользы, Бога любить. Ибо, когда кого любим ради пользы нашей, не так самого его любим, как его благодеяние и нашу пользу, и потому самих себя более любим.
Бог великий, Бог, неприступный в Своей славе, делается уязвимым, беззащитным ребёнком и говорит нам: «Я отдаюсь вам – делайте со Мной, что сами захотите» … И вопрос перед каждым из нас: а что же я делаю с Ним, с этой любовью Божией, которая мне дана, с этим Младенцем, Который рождается ради того только, чтобы быть измученным на кресте и умереть ради меня, лично, а не только ради человечества в целом?
Когда отец подходит к занятому игрой ребенку и ласково гладит его, то последний, будучи увлечен своими игрушками, этого даже не замечает. Он заметит отцовскую ласку, если чуть оторвется от игры. Так же и мы, будучи заняты каким-то попечением, не можем ощутить любовь Божию. Мы не чувствуем того, что дает нам Бог.
Один святой жизни человек в своё время сказал, что «все мы являемся существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны».
Качества любви, или 15 проявлений Божьей любви к человеку
Качества любви — это именно то, что отличает настоящую любовь от поддельной. Мы все нуждаемся в любви, все мечтаем быть любимыми и любить других. Любовь — это то, ради чего стоит жить и даже умереть. Мы хотим любви, но умеем ли мы принимать любовь и любить других? В 1 Иоанна 4:8 написано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Бог есть любовь, и для того, чтобы нам учиться любить, нам надо познавать Бога и Его невероятную любовь к нам.
Качества любви в Библии: отношения Бога к человеку
В своем послании коринфянам апостол Павел пишет:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Послание Коринфянам 13:1-3).
Никакие духовные дары, никакие глубокие знания, никакие жертвы не имеют никакого значения, если в своей жизни я не имею самого главного – любви. Павел раскрывает 15 проявлений Божьей любви. Он показывает, как Бог любит нас, и как мы должны любить других).
Любовь терпелива, добра, не ревнива, не хвастлива. Она не раздувается от гордости, не ведёт себя неподобающе, не себялюбива, не раздражительна, не считает свои обиды, не радуется недоброму, а вместе с другими радуется правде. Она всегда защищает, всегда верит, всегда надеется, всегда терпит. Любовь никогда не кончается, хотя и пророчества прекратятся, и дару знания языков придёт конец, и познание прекратится. (1-е Коринфянам 13:4-8)
Любовь долготерпит. Бог всегда к нам терпелив, Он любит нас безусловно, и всегда ждет, даже если мы отворачиваемся от Него. Умеем ли мы проявлять терпение и любить безусловно других людей?
Любовь милосердствует. Бог всегда оказывает милосердие, Он сочувствует, переживает и готов прийти на помощь. Как мы проявляем милосердие? Знаем ли мы нужды других, и как мы их удовлетворяем?
Любовь не завидует. Бог всегда радуется за нас, если мы что-то получаем. Он Сам благословляет нас обильно. Радуемся ли мы за других, если у них что-то есть, чего нет у нас, или у нас возникают какие-то скрытые негативные чувства?
Любовь не превозносится и не гордится. Бог — великий Создатель, но Он ускромнился и стал человеком, чтобы нас спасти. Горжусь ли я своими достижениями и считаю ли себя лучше других?
Любовь не бесчинствует. Бог всегда хочет с нами примиряться, Он хочет, чтобы мы имели такие же мысли как у Него. Стараюсь ли я находить мир и единство с другими верующими?
Любовь не ищет своего. Бог всегда ищет, как все сделать нам во благо. Думаем мы больше о себе или о других?
Любовь не раздражается. Бог не раздражается на нас, но всегда спокойно принимает. Какие вещи в других людях нас раздражают?
Любовь не мыслит зла. Бог благой и добрый, Он желает нас только благословлять. Есть ли у меня злые мысли против кого-то?
Любовь не радуется неправде. Бог никогда не радуется никаким грехам, но всегда чувствует сильную боль. Чувствую ли я боль, когда другие грешат?
Любовь сорадуется истине. Бог всегда радуется, когда мы поступаем по Его Слову. Радуемся ли мы, когда жизни других меняются?
Любовь все покрывает. Бог покрывает все наши грехи и омывает нас кровью Христа. Покрываем ли мы грехи других, прощаем ли мы их и забываем?
Любовь всему верит. Бог всегда в нас верит, даже если мы падаем, Он нас поднимает. Верим ли мы в других людей, знаем ли мы, что Бог может изменить любого?
Любовь всегда надеется. Бог надеется, что наши с Ним отношения будут становиться лучше и лучше. Надеемся ли мы, что наши отношения со временем станут только крепче?
Любовь все переносит. Бог с терпением все переносит, даже когда мы грешим и отворачиваемся от Него, Он всегда нас ждет. Готовы ли мы проходить вместе не только хорошие, но и трудные времена?
Любовь никогда не кончается. Любовь Бога никогда не становится меньше независимо ни от чего. Что может забрать нашу любовь или сделать её меньше?
Все эти качества любви Бога к человеку проявляются в разных аспектах отношения Бога и человека. Бог хочет, чтобы мы подражали Ему в наших отношениях с Ним и друг с другом. Бог является источником настоящей любви и только та любовь истинна, которая соответствует стандартам Божьей любви.
Бог – Отец нас так сильно возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
«Бог первый полюбил нас, и наша любовь к Нему – ответная» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Сергием Правдолюбовым о любви к Богу
Бог есть любовь, и нам Господь заповедал любовь. Но что такое любовь? В чем и как должна проявляться любовь к Богу? Если человек соблюдает все заповеди, он любит Бога? Как вообще любовь к Богу связана с духовной жизнью? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Сергию Правдолюбову.
– Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Здравствуйте, отец Сергий.
– Воистину воскресе! Большое спасибо, что вы согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Тема нашей встречи – «О любви к Богу и пути к Богу». Мы знаем, что, по слову Христа Спасителя, мы должны отвергнуть себя ради Бога. А как при попытке исполнить эти слова Спасителя не впасть в уныние, увидев, насколько это сложно? Какие вы можете дать советы?
– Вопрос о любви к Богу очень существенный, и надо помнить, что и Сам Господь Иисус Христос сказал: Бог – это Любовь, – как напоминает нам апостол Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 4: 16). Поэтому и любовь – это Божественное свойство. Бог Сам есть любовь. А вот как ее познать?
А почему нужно отвергаться себя? Потому что мы находимся в некоей сфере своих представлений, тех вот, что мы в школе проходили. Потом еще есть и сфера домашняя, такая уютная, и бывает, что места Богу в ней нет. А ангелы, херувимы и серафимы беспрерывно взывают, кричат: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!» Почему они это делают? Потому что знают то, о чем мы никогда не задумывались. Они созерцают это и потому так взывают. А у нас – своя жизнь, свой мирок. Господь не нарушает нашего благополучия, но Он хочет, чтобы мы имели полноту общения с Ним. А для этого надо выйти из своего замкнутого круга, отвергнуться своего домашнего мирка, внимательно посмотреть на звезды в хорошую ясную ночь, на всю природу… И еще – хорошо учиться в школе, а чтобы учителя при этом говорили бы: «Ты учишься не для того, чтобы что-то знать, а для того, чтобы познать, как мир устроен: мир – Божие творение». Если бы в школе показывали, как сотворен Богом мир, учиться было бы гораздо интереснее. И школьные предметы стали бы предметами Богопознания, потому что знание непременно возводит к Богу – любое знание, даже противоположное по сути Божественному учению. Мы даже в семинарии пользовались карманными «Словарями атеиста». Мы отбрасывали атеизм, а информацию – даты, события и имена – использовали при подготовке к экзаменам. Так что те, кто старались против Бога, могли и могут, наоборот, заставить больше о Боге думать. Но так было в прошедшую эпоху; сейчас, правда, эпоха без всякого безбожия. Но есть и верующие, и неверующие.
А Бог есть любовь. Это ключ ко всему. Когда я начал служить в Никольском храме Зеленограда, то столкнулся вот с какой проблемой: как молодым людям, которые приходят в храм, объяснить, зачем нужно не только креститься, но потом и жить по-церковному, по-Божественному? Ведь была вот какая еще трудность: когда некрещеные приходят в храм и ты им объясняешь что-то о Боге, то, по древней традиции, восходящей к эпохе святителя Кирилла Иерусалимского, им нельзя говорить о Причастии.
Не может человек понять, что такое Причастие, пока не примет крещение. Нет у него механизма восприятия этого Таинства
– Почему?
– Это традиция очень глубокая и очень древняя. Не может человек понять, что такое Причастие, пока он не примет крещение. Нет у него механизма восприятия этого Таинства. Никто не может назвать Иисуса Господом, то есть Богом, как только движимый Духом Святым. «Никто не может прийти ко Мне, – говорит Господь Иисус Христос, – если Отец Небесный не привлечет его» (ср.: Ин. 6: 44). Вот когда я покрещу кого-то, тогда я непременно начинаю говорить после крещения, для чего нужно причащаться. Знаете, как это трудно тогда было? Крестились десятками, рекорд – 77 крестившихся в один день. 77 крестных отцов, 77 крестных матерей и 77 кричащих младенцев. Младенцы кричат, взрослые, хотя и молчат, но волнуются, они готовы батюшку терзать: им надо быстрей, быстрей, быстрей… Я тогда выходил на амвон и говорил «В 1972 году в Мехико произошло землетрясение, и больничная палата с младенцами упала в расселину скалы и пролежала там целую неделю. Ни один новорожденный младенец не умер, они неделю пролежали там. Наше крещение всего 45 минут. Потерпите. Когда вы спокойны, дети сразу тоже успокаиваются».
Да, это проблема: как тем, кто во взрослом состоянии крестятся, сказать, для чего они теперь должны в церковь ходить? Очень большая проблема. А Бог есть Любовь. И мне дал ниточку, веревочку, за которую можно зацепиться, святитель Иоанн Златоуст. Я прочел очень внимательно первый том – всего-навсего первый том, и мне на всю жизнь хватило впечатлений от его ранних проповедей в антиохийской церкви. Он сказал странные, парадоксальные слова. Я их запомнил. Вообще Златоуст – это сплошной парадокс. Так вот, он сказал такие слова: «Люди! Хотя бы на примере любви к женщине научитесь любви к Богу». Я чуть не упал со стула, когда это прочитал. Как это так, отче Иоанне Златоусте? С чего бы это? А потом стал думать и размышлять: стоп, он же не зря сказал так. И я выстроил такую цепочку для тех, кто крестился. Как ты любишь девушку? Вот ты влюбился. Чего ты хочешь? Ты хочешь с ней общаться, хочешь ее видеть, хочешь с ней разговаривать – это самое главное в любви. Это желание быть вместе, неразлучно, всегда – очень важное состояние. Потом вдруг ты узнаешь, что у твоей возлюбленной тяжелая неизлечимая болезнь и она через месяц или два умрет. Какие у тебя ощущения возникают, если ты ее любишь?
Когда любишь, приходит мысль: я бы свою жизнь отдал за любимого. Что и делает Господь Иисус Христос!
– Отчаяние.
– Не только. Приходит мысль: я бы свою жизнь отдал, только бы она жила. Что и делает Господь Иисус Христос. Именно так, и практически! Когда человек пострадал от радиации (вспомним Чернобыль), то ему пересаживается костный мозг и кровь переливается, чтобы спасти этого человека. Нечто похожее – это таинство Причастия. Бог так любит человека, что отдал Самого Себя. Без этого никто не уцелеет, никто не будет иметь жизни вечной, пока не приобщится к Телу и Крови Христовой. Вот тогда те молодые люди начинали понимать, что крещение – это не просто так, это очень серьезно. Что Бог есть Любовь, Который идет на то, чтобы быть с людьми всегда. И есть в Евангелии такие слова. С горы Фавор спустился Господь с учениками, и к Нему привели бесноватого, который кричал. И у Господа вырвались слова: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?!» (см.: Мф. 17: 9–17). И вот тут батюшка с амвона может сказать: «Господи, навсегда! Ты пришел, чтобы быть с нами навсегда. Ничего не сделаешь, Ты на это пошел Сам». «Доколе буду с вами?» – «Навсегда». Вот это Причастие.
Любовь Божественную мы должны отличить. Апостол Иоанн Богослов меня, когда я в семинарии учился, очень сильно вдохновил. Бог первый полюбил нас. Не мы должны Бога любить – мы никому ничего не должны. И любовь должна быть всегда свободная. Господь возлюбил, а это есть труд. Мы можем только ответить: «Господи, я тоже буду теперь любить». Это гораздо легче, чем самому любить и активно действовать. Господь всё уже сделал для нас.
Чтобы не раствориться в социальной деятельности, нужно все время помнить: «Господу Богу одному служи»
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) однажды, отвечая на вопрос, сказал: безверие – один из симптомов нашего времени. Почему так? Ведь храмы строятся, милостыня подается, у нас все есть – а веры мало или совсем нет…
– Очень легко уклониться в социальную деятельность и только. Это путь Западной Европы, где храмы сейчас закрываются, потому что никому не нужны. Это горизонтальное богословие, как было принято говорить в 70-х годах прошлого века. Первый встревожился по этому поводу знаете кто? Владыка Никодим (Ротов). Он увидел, что христианство может перейти исключительно в социальную деятельность. Он (я сейчас точно не помню, в каком году) поднял этот серьезный вопрос. Как быть? И вот тут, чтобы не раствориться в социальной деятельности, нужно говорить: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10). Дела выполнять надо, но главное – вера. Без веры нельзя ничего делать. Без веры христианство выродится, это будет простое социальное движение и больше ничего. А вера… очень трудно объяснить, что это такое. Это некое состояние, в котором человек полностью доверяет Богу и между ним и Богом нет никакой преграды. Он Богу доверяет, и Бог с ним общается. Этих людей старых надо было видеть и слышать. Как они говорят, как они молятся, как они преподают! Я застал хороших профессоров…
Это очень важно – вера в человеке. Вера и любовь взаимно связаны. Дай Бог, чтобы люди понимали ценность веры. Если не будет веры, а там и любви к Богу, всё очень быстро кончится и рассыплется. Вот мы видим разваленное античное строение, а то, что там было, мы не видим. Так же и от нас может остаться неизвестно что без веры, без молитвы, без общения с Богом.
Прежде в семьях Евангелие каждый день вслух читалось – слышалось. И звучанием святых слов очищалось пространство
– Вот человек ходит в храм каждое воскресение. Как ему понять, что, возможно, у него нет любви к Богу, хотя он при этом может считать себя вполне нормальным христианином?
– Интересно, этот человек что-нибудь читает из творений святых отцов, святителей? А Евангелие он читает? Старые батюшки Евангелие читали каждый день вместе с детьми. Каждый день Евангелие озвучивалось, слышалось – не обязательно в переднем углу и стоя. Поели, после берется Евангелие, читается – знаете почему? «Вы уже очищены через слово Мое, которое Я сказал вам» (ср.: Ин. 15: 3), – апостол Иоанн Богослов передает эти слова Господа Иисуса Христа. Звуком очищается пространство. Дети растут, они не совсем всё понимают, что отец прочел, а это духовное звучание – именно звучание! – оно материально. Волны звуковые очищают пространство, и человек приучается.
А так, когда человек пришел в церковь, причастился, ушел, больше о Боге не думает, не молится, Евангелие не читает, ничего… Какой в этом смысл? Надо двигаться куда-то. Читать, переживать, спрашивать. Я каждый Великий пост читаю «Луг духовный, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов». Почти наизусть знаю, но каждый раз это воспринимаешь по-другому и каждый раз назидаешься. Подчеркиваешь другое изречение, не то, которое в прошлом году подчеркнул. Надо постоянно в этом находиться.
А сколько мы не прочитаем?! Очень большое искушение ваши магазины книжные. Я туда не захожу. Знаете почему? Зайдешь в магазин, и мысль: это я никогда в жизни не прочту. Господи, помилуй мя. Это надо было лет 20–30 назад, а теперь это не для меня. Как жалко, что, когда я был молодой, у меня не было ни одной книги. А сейчас как хорошо молодым.
– Отец Сергий, Господь сказал: «Аще любите мя, заповеди моя соблюдите» (Ин. 14: 15). О каких заповедях речь.
– О каких?! Как это вы произносите это совершенно равнодушным голосом? Это же закон жизни! Это доверительные слова Господа Иисуса Христа. Это вершина беседы Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Это вершина! Богооткровение! «Если вы любите Меня, то заповеди Мои соблюдете». Это подсказка. Недавно я узнал: когда одному человеку было плохо в жизни, совсем плохо, так, что жить не хотелось, он открывал Иоанна Богослова, эти самые главы, где Господь беседовал с учениками. А еще интереснее молитва Господа Иисуса Христа Отцу Своему в конце беседы – это тайна Святой Троицы. Это не читать невозможно, а читать страшно. Как Господь всё открыл! Никакого аркана дисциплины, никакого тайного учения. Он сказал Своим ученикам: «Я всё вам сказал, что Отец Мне сказал, Я вам всё открыл» И это дается людям даром, просто так! Великий человек Иоанн Богослов. А вы в рабочем порядке прочитали эти слова. Это нельзя без волнения говорить! Это высшее откровение Господа Иисуса Христа. Он подсказал вот так.
Поэтому дай Бог, чтобы люди не просто так это прочитывали, не как информацию, а ощущали всей душой и всем сердцем, что Господь сказал Своим ученикам. А до нас апостол Иоанн Богослов донес. Чем он донес? Не своей умственной силой, не своим искусством, а Духом Святым. Он нам открыл то, чего многие мудрецы и ученые… вон стоит университет на горе недалеко, и там множество ученых, колоссально умных людей, а в церковь ходят какие-то странные люди, как апостол Павел говорит, «отбросы общества». Им Господь открыл, а тем не всем. Потому это надо беречь, хранить и радоваться этому.
А любовь к Богу – ответная любовь. Именно ответная! Это просто по-другому нельзя никак. Как это «надо любить»? Это какие-то теоретические слова.
– Это опытное, когда ты чувствуешь, что Господь идет навстречу.
– Безусловно! И тут никакой проблемы нет. Если замкнуться в какие-то искусственные рамки, в искусственные дела, в искусственную философию надуманную или во что-то, что в жизни есть, то это закрывает тебя от Бога. Надо остаться один на один: Господи, вот я, – и Он.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил очень важные слова: «Не надо спешить, когда творишь молитву Иисусову». Медленно перекрестился, сказал: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», поклонился, сделай паузу. Почему? Эта пауза, чтобы ты своими словами отобъешь, пусть Господь тебе сразу не ответит, тебе не надо этого, и ждать этого не надо. Пауза должна быть. И так в жизни: открытость к Богу и небольшая пауза: «Господи, вот я. Господи, я опять согрешил, прости меня». И молчок.
– Любовь есть труд. Как правильно трудиться во славу Божию?
– Любовь – это всегда труд. А любовь к Богу – это, соответственно, труд во славу Божию. Логично?
Как правильно вести себя тут, как правильно любить Бога? Как правильно во славу Бога трудиться? Это важно. И тут, как и с молитвой. Потому что мы молимся неправильно. Просим у Бога не того, что надо просить. И у нас слово «работа» совершенно обыденное. Мы потеряли значение этого слова. Работа – от слова «рабство». Работает раб, а служба – иное: люди служат, а работа для рабов. Поэтому труд – это не рабство, труд – это необходимая стадия любого человека – трудиться. А то, что любовь – это труд, это испытано мною очень четко и очень трудно. Я добивался своей невесты с большим трудом, это была тяжелая работа. Она: нет, не хочет, а я…
– Это было добровольное рабство?
– Безусловно. Это понятно. Рабства у нас не было и сейчас нет.
– Это была трудная работа?
– А потому что любовь – это труд. И когда Господь этот труд предпринимает, можно сказать: «Господи, вот я. Я согласен, Господи».
– Главное, вовремя согласиться.
– А то, что для Бога мы трудимся, так это и не труд, и не работа. Вот как раз ответ. А преподобные отцы помогают, как сделать так, чтобы это было Богу угодно.
– Отец Сергий, очень часто можно услышать такие слова: «Христиане, вы ходите в храм, и вы за это получите Царство Небесное. Так что все, что вы делаете, вы делаете не просто так. Вы всё равно что-то хотите от Бога». Что можно на это ответить?
– От Бога я ничего не хочу. Зачем? Быть с Богом! Быть с Ним и видеть Его, любить Его и общаться с Ним… Он наш Творец, зачем что-то еще надо? Никак не надо. Мы ходим в церковь и молимся… У меня просто мысль не проходит дальше. Мы смиренно выполняем простейшие правила о том, как надо жить и спасаться.
Возникает большой соблазн вот какой: почему человек много лет не двигается в своем духовном развитии? Такие вопросы тоже были, даже по отношению к близким людям. Я для себя нашел сравнение с военными действиями. Немцы шли на Москву, мы прогнали их мощно и отогнали на 150–200 километров, потом мы остановились, окопались. А почему сразу до Берлина не дошли? Почему дальше сидим два года на этой линии фронта? А нет возможности, сил нет. Потом проходит время – идут дальше. Так и человек. Он ходит, молится – ничего не меняется. А почему ж ты не меняешься? А потому, что сейчас им накапливаются силы. Я наблюдал такое несколько раз: человек стабильно ничего не делает, не улучшает свои ни духовные, ни другие состояния – и вдруг включаются в форсаж все двигатели, он идет на взлет. И так идет на взлет перед смертью, что нам и близко невозможно было так подумать, как он пошел и как он достиг всего. Мы хотели, чтобы он всё время шел, – а это невозможно. Нельзя без этого сидения в окопах и накапливания сил дальше двигаться. Он пошел так, что ой-ой-ой.
Не соблазняйся тем, что не можешь в какое-то время дальше подниматься вверх. Постепенно Бог даст силы на это
Так и здесь: «Ах, они ходят и ничего не делают!» Это ничего не значит. Человек может пойти и так. Но он может в последние дни и катастрофу потерпеть. Страшную катастрофу. В Апокалипсисе написано: и было дано Антихристу сразиться со святыми и победить их (ср.: Откр. 13: 7) – это ужасно, очень страшно. Поэтому блюди, как бы ты не свалился и не ушел вниз. В то же время не соблазняйся тем, что не можешь подняться вверх дальше. Постепенно, постепенно Бог даст силы молитвами других людей, старцев и афонских святых и мучеников, которых мы чтим на приходе, и ты сможешь наконец достичь того в жизни, к чему ты предназначен.
Конечно, не к тому, что Бог о тебе подумал, нет. Самое страшное будет, когда душа твоя выйдет из тела и к Господу Иисусу Христу на поклонение приведется. И вот тут Господь на тебя посмотрит внимательно. Говорить ничего не надо, а мысль будет такая у Господа: «Ну что же ты? Я же так хотел, чтобы ты достиг этого и этого. Почему не вышло у тебя? На что ты разменял свою жизнь? Ты должен быть вот таким. Что ты сделал?» Ответа нет. Уста молчат, нет оправдания. Это очень страшно.
Господь любит, и я Господа люблю – вот это нужно. А где оно?
И даже так: апостол Петр около рая стоит с ключами: «Так, отец Сергий, ну-ка иди сюда. Сколько прославил святых? 32 в Рязанской области? А написано: должно быть 320. А почему только 32? А где остальные? Вот написано так. Почему только 32?» – «Отче апостоле…» – «Ну что же ты?!» И так во всём. Скажет: «Пустили бы. Но чего ты достиг? Да ничего не достиг. Ты в детстве был лучше, чем в старости»…
– Спасибо вам, отец Сергий, за ваши ответы.